Особенности преобразования отношений собственности в рк
Обновлено: 27.04.2024
Политика государства в области приватизации представляет собой составную часть общегосударственной экономической политики по трансформации отношений собственности и выработке концептуальных основ ее реализации. На формирование государственной политики преобразования отношений собственности, определение ее целей и задач, выбор приоритетных направлений оказывает влияние комплекс как внутренних, так и внешних факторов и условий. Это -экономическая и политическая ситуация в стране, соотношение власти и собственности, сложившаяся структура последней и эффективность ее функционирования, состояние экономического цикла и научно-технического прогресса, темпы экономического роста и рыночная конъюнктура, соотношение различных социальных сил в обществе, национальные интересы страны и ее безопасность, глобализация мирового экономического пространства и состояние мировых рынков, и др. Поэтому на том или ином этапе общественного развития, в той или иной стране может проводиться своя собственная политика регулирования отношений собственности, обладающая специфическими отличительными особенностями. При этом методы решения поставленных задач и достижения намеченных целей определяются, исходя из реальных возможностей их выполнения, в контексте сложившейся макроэкономической обстановки. Так, в странах Западной Европы и развивающихся государствах в 80-е годы государственная политика преобразования отношений собственности была направлена на обеспечение эффективности предприятий, привлечение инвестиций в целях развития производства и формирования конкурентной среды. Это и определяло масштабы, темпы и способы ее реализации.
В постсоциалистических странах реформирование отношений собственности, как ключевой момент переходного периода, преследовало не только экономические, но также широкомасштабные социальные и политические цели: разрушение старой и создание новой системы социально-экономических отношений. Поэтому приоритет был отдан перераспределению государственной собственности и формированию класса частных собственников, то есть обеспечению необходимых условий для осуществления рыночных реформ.
Основными элементами политики преобразования собственности являются:
- принятие собственного законодательства, регулирующего процесс реформирования отношений собственности;
- создание организационных структур, управляющих процессом преобразования собственности;
- предоставление различных льгот и стимулов, поощряющих трансформацию отношений собственности в стране;
- разработка программ преобразования отношений собственности.
Определение приватизации в официальных документах восточноевропейских стран трактуется также по-разному. Например, в Румынии под приватизацией подразумевается выпуск ценных бумаг с учетом оценки имущества предприятия. В Венгрии приватизация отражает полный либо частичный переход имущества государственных предприятий в собственность хозяйственного общества, включая частное иностранное владение. В Югославии была принята трактовка, из которой следует, что приватизация -это создание условий и осуществление преобразований государственной собственности в собственность непосредственных производителей. В Польше считается, что приватизация означает преобразование собственности государственных предприятий в частную, акционерную, кооперативную, смешанную и другие формы собственности.
На наш взгляд, различия в подходах к определению сущности понятия приватизации обусловлены тем, что смешиваются содержание данного процесса с формами и методами его осуществления. Приватизация — это процесс распределения и перераспределения государственной собственности, благоприятствующий ее переходу в частную. Исходя из этого, в обобщенном виде приватизационную политику можно, на наш взгляд, охарактеризовать как целенаправленные действия государства, способствующие формированию или укреплению частного сектора экономики, реализация которых ведет к увеличению его вклада в хозяйственное развитие страны.
В условиях перехода от командно-административной системы к рыночной приватизационная политика является составляющей процесса разгосударствления, который представляет собой устранение монополии государства во всех сферах жизнедеятельности общества и создание необходимых условий для осуществления экономической свободы субъектов хозяйствования.
Национализация неоднократно проводилась и в Великобритании: Английского банка, предприятий угледобычи, электроэнергетики, газовой промышленности, черной металлургии, железнодорожного транспорта (1946-1949 гг.), четырех ведущих авиафирм, ряда крупнейших судоверфей (1977 г.). Не раз принимались решения о национализации в Италии (последней по времени стала национализация электроэнергетики) и в других странах с развитой рыночной экономикой.
преобразований, системообразующий фактор становления и развития новых производственных отношений. Осуществлялась она в основном директивным путем сверху, в меньшей степени опираясь на инициативу трудовых коллективов, бывших собственников, граждан, желающих принять участие в трансформационном процессе.
Основным средством преобразования отношений собственности в переходный к рынку период в Казахстане, как и в других бывших союзных республиках, стала политика разгосударствления и приватизации действующих предприятий, которая существенно отличалась от таких процессов в странах с развитой рыночной экономикой. Эти особенности были обусловлены прежде всего отсутствием теоретической подготовки процесса приватизации, который прежде никогда и нигде не осуществлялся в таких крупных масштабах. Между тем, проведение большой приватизации всегда затрагивает целый комплекс сложных вопросов в сферах права, политики, морали, экономики.
На формирование государственной политики преобразования отношений собственности в Республике Казахстан оказали также большое влияние собственные специфические особенности.
Основной задачей экономической политики правительства республики на первоначальном этапе (1991-1992 гг.) разгосударствления и приватизации являлось широкомасштабное преобразование малых и средних объектов государственной собственности, направленное на формирование класса частных собственников -отечественных предпринимателей. В результате, к концу 1992 г. было преобразовано 6198 объектов с оценочной стоимостью свыше 41 млрд. рублей в ценах того периода, в том числе 1834 объекта — в торговле, 535 — в общественном питании, 1596 — в бытовом обслуживании, 195 — в коммунальном хозяйстве, 543 -в промышленности, 313 — в строительстве, 90 — на транспорте, 628 — в сельском хозяйстве и 464 — в прочих сферах деятельности.
Наибольшее распространение среди преобразованных объектов в этот период получили коллективные и арендные предприятия (55,5 %), которые более всего соответствовали начальным условиям экономической и психологической подготовленности населения к рыночным отношениям, так как базировались на государственной или коллективной собственности и позволяли не сразу, а постепенно переходить к новым формам хозяйственной деятельности. Однако на первом этапе вхождения в рыночные структуры данные формы не дали ожидаемых результатов для государства и населения. Фактически происходила передача прав по управлению производством с одного уровня на другой, которая не обеспечивала решение задач по коренному преобразованию отношений собственности и преодолению государственного монополизма, повышению эффективности функционирования предприятий и активизации инвестиций, развитию частного сектора и конкуренции. Более того, получившая в этот период распространение безвозмездная передача части государственной собственности трудовым коллективам в сфере материального производства не соответствовала сложившейся в экономике реальной ситуации.
С учетом этих обстоятельств и специфики проведения экономических преобразований в различных отраслях национального хозяйства были внесены коррективы в государственную приватизационную политику, претерпели изменения способы и методы осуществления процесса разгосударствления и приватизации.
Отношения собственности в рыночной трансформации Казахстана. — Астана: Фолиант, 2003.
В Республике Казахстан преобразование отношений собственности началось в сентябре 1991 года. Основным средством преобразования отношений собственности в переходный к рынку период в Казахстане, как и в других бывших союзных республиках, стала политика разгосударствления и приватизации действующих предприятий, которая существенно отличалась от таких процессов в странах с развитой рыночной экономикой.
Разгосударствление экономики – это отказ государства от прямого управления хозяйствующими звеньями.
Приватизация – это часть процесса разгосударствления. Под приватизацией понимается процесс перехода государственной собственности в частную.
Приватизация собственности в Казахстане проходила в три этапа. Основной задачей экономической политики правительства республики на первом этапе (1991-1992 гг.) разгосударствления и приватизации являлось широкомасштабное преобразование малых и средних объектов государственной собственности, направленное на формирование класса частных собственников - отечественных предпринимателей. В результате, к концу 1992 г. было преобразовано 6198 объектов с оценочной стоимостью свыше 41 млрд.рублей в ценах того периода.
Второй, основной этап реформирования отношений собственности в Республике Казахстан начался с принятия в марте 1993 г. Национальной программы разгосударствления и приватизации на 1993-1995 годы. На данном этапе в рамках малой приватизации продолжалась приватизация имущества небольших государственных предприятий торговли, общественного питания, бытового обслуживания и коммунального хозяйства, которое продавалось юридическим лицам и отдельным гражданам на аукционах и коммерческих конкурсах.
За 1993-1995 гг. было проведено 720 аукционно - конкурсных торгов, на которых было продано 9378 объектов. К 1996 г. в стране была полностью приватизирована бывшая государственная розничная торговля, система бытового и коммунального обслуживания. Появился слой частных собственников-предпринимателей, существенно изменился стереотип экономического мышления населения.
На данном этапе массовая приватизация была завершена полностью. Самым главным направлением реформирования собственности в Казахстане на втором этапе, была массовая приватизация. Она предусматривала постепенную приватизацию средних и крупных объектов государственной собственности. В ней был задействован купонный механизм. На 22 аукционах были выставлены на продажу за ПИКи акции выше 1600 предприятий, были реализованы акции, представлявшие уставный фонд предприятий номинальной стоимостью 1261,5 млн.тенге.
На втором этапе проводилась приватизация по индивидуальным проектам были охвачены предприятия с численностью работающих свыше 5 тыс. человек, являвшиеся монополистами и имевшие особое народнохозяйственное значение, за исключением производящих экспортную продукцию на мировой рынок. Одним из наиболее вероятных путей дальнейшего развития этих предприятий была передача их в трастовое (доверительное) управление. Это было связано с необходимостью в кратчайшие сроки восстановить нормальную работу предприятий, которые составляли основу экспортного потенциала страны и являлись главными налогоплательщиками. В 1995 г. началась передача предприятий в доверительное управление. Управляющие компании брали на себя обязательства по уплате задолженности работникам предприятий и инвестированию средств в оборотный капитал.
В рамках индивидуальной приватизации было продано 5 предприятий, 44 - были отданы в доверительное управление, в том числе 12 - иностранным субъектам. Всего за 1993-1995 гг. в Республике Казахстан было приватизировано более 10 тыс. предприятий и получено в бюджет средств на сумму 2 млрд. 406 млн. тенге.
В дальнейшем процесс реформирования отношений собственности в Республике Казахстан был продолжен в рамках реализации Программы приватизации и реструктуризации государственной собственности на 1996-1998 гг. (Ill этап), основная цель которой состояла в достижении и закреплении преобладания частного сектора в экономике в результате реструктуризации объектов, оставшихся в государственной собственности и передачи их эффективным собственникам и реальным инвесторам. На данном этапе происходит переход от формального перераспределения собственности к действительному, сопровождающемуся прямым инвестированием средств в производство. Начиная с 1996 г., любая приватизация государственной собственности стала осуществляться только за денежные средства. Основными видами приватизации стали продажа на торгах (аукцион, тендер) и прямая адресная продажа.
На третьем этапе была значительно расширена база приватизации за счет предприятий топливно-энергетического комплекса, транспорта, здравоохранения, образования, науки и культуры.
В нефтяной и газовой промышленности, энергетике, транспорте, связи, черной и цветной металлургии были утверждены секторные программы приватизации. По каждому сектору были разработаны специальные программы пообъектной приватизации преимущественно по индивидуальным проектам.
Развитие процесса приватизации и изменение общих условий в республике внесло изменения в приоритеты приватизационной политики, ее цели и задачи. Трансформация отношений собственности в стране выступала в свой качественно новый (четвертый) этап, характерной чертой которого стало повышение значимости экономической эффективности приватизации и управляемости государственным имуществом в отличие от предыдущих этапов, когда она как бы выводилась за скобки, и приоритет был отдан необратимости рыночных реформ.
В ходе приватизации использовались следующие методы приватизации: аукционный метод, конкурсный отбор, купонный механизм, акционирование.
Оценивая в целом результаты политики государства в области преобразования отношений и структуры собственности за 1991-2001 гг. следует сказать, что в основном завершен процесс разгосударствления и приватизации, устранена монополия государства в сфере отношений собственности и в экономике страны сформирован частный сектор, создана основа для развития малого и среднего бизнеса, сформированы рыночные отношения в соответствующих секторах экономики. [kgl]
Читайте также:
- Доверенность на оформление земельного участка в собственность образец заполнения
- Может ли общежитие быть объектом частной собственности
- Ответственность за сдачу квартиры без договора в беларуси
- Как заполнить заявление на приватизацию квартиры образец 2021
- Как называлась часть имущества князя выделяемая им на содержание церкви