Особенности преобразования отношений собственности в рк

Обновлено: 27.04.2024

Политика государства в области приватизации представляет собой составную часть общегосударственной экономической политики по трансформации отношений собственности и выработке концептуальных основ ее реализации. На формирование государственной политики преобразования отношений собственности, определение ее целей и задач, выбор приоритетных направлений оказывает влияние комплекс как внутренних, так и внешних факторов и условий. Это -экономическая и политическая ситуация в стране, соотношение власти и собственности, сложившаяся структура последней и эффективность ее функционирования, состояние экономического цикла и научно-технического прог­ресса, темпы экономического роста и рыночная конъюнктура, соотношение различных социальных сил в обществе, националь­ные интересы страны и ее безопасность, глобализация мирового экономического пространства и состояние мировых рынков, и др. Поэтому на том или ином этапе общественного развития, в той или иной стране может проводиться своя собственная по­литика регулирования отношений собственности, обладающая специфическими отличительными особенностями. При этом мето­ды решения поставленных задач и достижения намеченных целей определяются, исходя из реальных возможностей их выполнения, в контексте сложившейся макроэкономической обстановки. Так, в странах Западной Европы и развивающихся государствах в 80-е годы государственная политика преобразования отношений собственности была направлена на обеспечение эффективности предприятий, привлечение инвестиций в целях развития произ­водства и формирования конкурентной среды. Это и определяло масштабы, темпы и способы ее реализации.

В постсоциалистических странах реформирование отноше­ний собственности, как ключевой момент переходного периода, преследовало не только экономические, но также широкомас­штабные социальные и политические цели: разрушение старой и создание новой системы социально-экономических отношений. Поэтому приоритет был отдан перераспределению государствен­ной собственности и формированию класса частных собственни­ков, то есть обеспечению необходимых условий для осуществле­ния рыночных реформ.

Основными элементами политики преобразования собствен­ности являются:

  • принятие собственного законодательства, регулирующего процесс реформирования отношений собственности;
  • создание организационных структур, управляющих процес­сом преобразования собственности;
  • предоставление различных льгот и стимулов, поощряющих трансформацию отношений собственности в стране;
  • разработка программ преобразования отношений соб­ственности.

Определение приватизации в официальных документах вос­точноевропейских стран трактуется также по-разному. Например, в Румынии под приватизацией подразумевается выпуск ценных бумаг с учетом оценки имущества предприятия. В Венгрии прива­тизация отражает полный либо частичный переход имущества государственных предприятий в собственность хозяйственного общества, включая частное иностранное владение. В Югославии была принята трактовка, из которой следует, что приватизация -это создание условий и осуществление преобразований государ­ственной собственности в собственность непосредственных про­изводителей. В Польше считается, что приватизация означает пре­образование собственности государственных предприятий в част­ную, акционерную, кооперативную, смешанную и другие формы собственности.

На наш взгляд, различия в подходах к определению сущ­ности понятия приватизации обусловлены тем, что смешиваются содержание данного процесса с формами и методами его осу­ществления. Приватизация — это процесс распределения и пере­распределения государственной собственности, благоприятст­вующий ее переходу в частную. Исходя из этого, в обобщенном виде приватизационную политику можно, на наш взгляд, охарак­теризовать как целенаправленные действия государства, способ­ствующие формированию или укреплению частного сектора эко­номики, реализация которых ведет к увеличению его вклада в хозяйственное развитие страны.

В условиях перехода от командно-административной системы к рыночной приватизационная политика является составляющей процесса разгосударствления, который представляет собой устра­нение монополии государства во всех сферах жизнедеятельности общества и создание необходимых условий для осуществления экономической свободы субъектов хозяйствования.

Национализация неоднократно проводилась и в Великобрита­нии: Английского банка, предприятий угледобычи, электроэнер­гетики, газовой промышленности, черной металлургии, железно­дорожного транспорта (1946-1949 гг.), четырех ведущих авиа­фирм, ряда крупнейших судоверфей (1977 г.). Не раз принима­лись решения о национализации в Италии (последней по времени стала национализация электроэнергетики) и в других странах с развитой рыночной экономикой.

преобразований, системообразующий фактор становления и развития новых производственных отношений. Осуществлялась она в основном директивным путем сверху, в меньшей степени опираясь на инициативу трудовых коллективов, бывших соб­ственников, граждан, желающих принять участие в трансфор­мационном процессе.

Основным средством преобразования отношений собствен­ности в переходный к рынку период в Казахстане, как и в других бывших союзных республиках, стала политика разгосударст­вления и приватизации действующих предприятий, которая су­щественно отличалась от таких процессов в странах с развитой рыночной экономикой. Эти особенности были обусловлены преж­де всего отсутствием теоретической подготовки процесса прива­тизации, который прежде никогда и нигде не осуществлялся в таких крупных масштабах. Между тем, проведение большой при­ватизации всегда затрагивает целый комплекс сложных вопросов в сферах права, политики, морали, экономики.

На формирование государственной политики преобразования отношений собственности в Республике Казахстан оказали также большое влияние собственные специфические особенности.

Основной задачей экономической политики правительства республики на первоначальном этапе (1991-1992 гг.) разгосударствления и приватизации являлось широкомасштабное преобразо­вание малых и средних объектов государственной собственности, направленное на формирование класса частных собственников -отечественных предпринимателей. В результате, к концу 1992 г. было преобразовано 6198 объектов с оценочной стоимостью свы­ше 41 млрд. рублей в ценах того периода, в том числе 1834 объекта — в торговле, 535 — в общественном питании, 1596 — в бытовом обслуживании, 195 — в коммунальном хозяйстве, 543 -в промышленности, 313 — в строительстве, 90 — на транспорте, 628 — в сельском хозяйстве и 464 — в прочих сферах деятель­ности.

Наибольшее распространение среди преобразованных объек­тов в этот период получили коллективные и арендные предприятия (55,5 %), которые более всего соответствовали начальным усло­виям экономической и психологической подготовленности насе­ления к рыночным отношениям, так как базировались на государ­ственной или коллективной собственности и позволяли не сразу, а постепенно переходить к новым формам хозяйственной деятель­ности. Однако на первом этапе вхождения в рыночные структуры данные формы не дали ожидаемых результатов для государства и населения. Фактически происходила передача прав по управ­лению производством с одного уровня на другой, которая не обеспечивала решение задач по коренному преобразованию отношений собственности и преодолению государственного мо­нополизма, повышению эффективности функционирования пред­приятий и активизации инвестиций, развитию частного сектора и конкуренции. Более того, получившая в этот период распрост­ранение безвозмездная передача части государственной собст­венности трудовым коллективам в сфере материального произ­водства не соответствовала сложившейся в экономике реальной ситуации.

С учетом этих обстоятельств и специфики проведения эконо­мических преобразований в различных отраслях национального хозяйства были внесены коррективы в государственную привати­зационную политику, претерпели изменения способы и методы осуществления процесса разгосударствления и приватизации.

Отношения собственности в рыночной трансформации Казахстана. — Астана: Фолиант, 2003.

В Республике Казахстан преобразование отно­шений собственности началось в сентябре 1991 года. Основным средством преобразования отноше­ний собственности в переходный к рынку период в Казахстане, как и в других бывших союзных рес­публиках, стала политика разгосударствления и приватизации действующих предприятий, которая существенно отличалась от таких процессов в стра­нах с развитой рыночной экономикой.

Разгосударствление экономики – это отказ государства от прямого управления хозяйствующими звеньями.

Приватизация – это часть процесса разгосударствления. Под приватизацией понимается процесс перехода государственной собственности в частную.

Приватизация собственности в Казахстане проходила в три этапа. Основной задачей экономической политики пра­вительства республики на первом этапе (1991-1992 гг.) разгосударствления и приватизации являлось широкомасштабное преобразование ма­лых и средних объектов государственной собствен­ности, направленное на формирование класса час­тных собственников - отечественных предпринима­телей. В результате, к концу 1992 г. было преобра­зовано 6198 объектов с оценочной стоимостью свы­ше 41 млрд.рублей в ценах того периода.

Второй, основной этап реформирования отно­шений собственности в Республике Казахстан на­чался с принятия в марте 1993 г. Национальной программы разгосударствления и приватизации на 1993-1995 годы. На данном этапе в рамках малой приватизации продолжалась приватизация имуще­ства небольших государственных предприятий тор­говли, общественного питания, бытового обслужи­вания и коммунального хозяйства, которое прода­валось юридическим лицам и отдельным гражда­нам на аукционах и коммерческих конкурсах.

За 1993-1995 гг. было проведено 720 аукционно - конкурсных торгов, на которых было продано 9378 объектов. К 1996 г. в стране была полностью приватизи­рована бывшая государственная розничная тор­говля, система бытового и коммунального обслу­живания. Появился слой частных собственников-предпринимателей, существенно изменился стерео­тип экономического мышления населения.

На данном этапе массовая приватизация была завершена полностью. Самым главным направле­нием реформирования собственности в Казахста­не на втором этапе, была мас­совая приватизация. Она предусматривала посте­пенную приватизацию средних и крупных объектов государственной собственности. В ней был задей­ствован купонный механизм. На 22 аукционах были выставлены на продажу за ПИКи акции выше 1600 предприятий, были ре­ализованы акции, представлявшие уставный фонд предприятий номинальной стоимостью 1261,5 млн.тенге.

На втором этапе проводилась приватизация по индивидуальным проектам были охвачены предприятия с численностью рабо­тающих свыше 5 тыс. человек, являвшиеся монопо­листами и имевшие особое народнохозяйственное значение, за исключением производящих экспорт­ную продукцию на мировой рынок. Одним из наиболее вероятных путей дальнейшего развития этих предприятий была передача их в трастовое (доверительное) управление. Это было связано с необходимостью в кратчайшие сроки восстановить нормальную работу предприятий, ко­торые составляли основу экспортного потенциала страны и являлись главными налогоплательщиками. В 1995 г. началась передача предприятий в дове­рительное управление. Управляющие компании брали на себя обязательства по уплате задолжен­ности работникам предприятий и инвестированию средств в оборотный капитал.

В рамках индивидуальной при­ватизации было продано 5 предприятий, 44 - были отданы в доверительное управление, в том числе 12 - иностранным субъектам. Всего за 1993-1995 гг. в Республике Казахстан было приватизировано более 10 тыс. предприятий и получено в бюджет средств на сумму 2 млрд. 406 млн. тенге.

В дальнейшем процесс реформирования отно­шений собственности в Республике Казахстан был продолжен в рамках реализации Программы при­ватизации и реструктуризации государственной собственности на 1996-1998 гг. (Ill этап), основная цель которой состояла в достижении и закрепле­нии преобладания частного сектора в экономике в результате реструктуризации объектов, оставшихся в государственной собственности и передачи их эффективным собственникам и реальным инвесто­рам. На данном этапе происходит переход от фор­мального перераспределения собственности к дей­ствительному, сопровождающемуся прямым инвес­тированием средств в производство. Начиная с 1996 г., любая приватизация госу­дарственной собственности стала осуществляться только за денежные средства. Основными видами приватизации стали продажа на торгах (аукцион, тендер) и прямая адресная продажа.

На третьем этапе была значительно расширена база приватизации за счет предприятий топливно-энергетического комплекса, транспорта, здравоох­ранения, образования, науки и культуры.

В нефтяной и газовой промышленности, энерге­тике, транспорте, связи, черной и цветной метал­лургии были утверждены секторные программы при­ватизации. По каждому сектору были разработаны специальные программы пообъектной приватизации преимущественно по индивидуальным проектам.

Развитие процесса приватизации и изменение общих условий в республике внесло изменения в приоритеты приватизационной политики, ее цели и задачи. Трансформация отношений собственности в стране выступала в свой качественно новый (четвертый) этап, характерной чертой которого стало повышение значимости экономической эффективности приватизации и управляемости государственным имуществом в отличие от предыдущих этапов, когда она как бы выводилась за скобки, и приоритет был отдан необратимости рыночных реформ.

В ходе приватизации использовались следующие методы приватизации: аукционный метод, конкурсный отбор, купонный механизм, акционирование.

Оценивая в целом результаты политики госу­дарства в области преобразования отношений и структуры собственности за 1991-2001 гг. следует сказать, что в основном завершен процесс разго­сударствления и приватизации, устранена монопо­лия государства в сфере отношений собственности и в экономике страны сформирован частный сек­тор, создана основа для развития малого и средне­го бизнеса, сформированы рыночные отношения в соответствующих секторах экономики. [kgl]

Читайте также: