Как называлась часть имущества князя выделяемая им на содержание церкви

Обновлено: 12.05.2024

Благотворительность или филантропия (от греческого слова филантропос - человеколюбие) - идентичные понятия, означающие оказание помощи как отдельным лицам, так и организациям, сострадание, сердечное участие в жизни больных, немощных, нуждающихся; материальное или иное поощрение общественно значимых форм деятельности (защита окружающей среды, охрана памятников культуры, развитие образования, здравоохранения, спорта).

Желание помочь ближнему возникает вместе со становлением общества. Поэтому вся история человечества неотделима от благотворительности. Её содержание, материальные и духовные факторы, возможности и главные направления менялись и меняются в зависимости от эпохи, определенных исторических условий, которые определяли масштабы благотворительности, ее материальные возможности, формы, методы и главные направления.

Особенности христианизации восточных славян:

3. принятие христианства на Руси не имело рационального начала, его привлекательность заключалась в свойственном ему моральном и социальном начале, его красоте служб, обрядов, поступков.

Таким образом, факторы, повлиявшие на сложение новой системы помощи и поддержки:




1. принятие христианства,

2. изменение геополитического пространства славянских племён,

3. разрушение родового общества,

4. изменение положений в княжьем праве,

5. оформление новой общественной стратификации,

6. создание и укрепление таких институтов, как церковь, монастырь, приход и др.

Создавшаяся культурно-историческая ситуация потребовала создания иных форм поддержки и защиты. Появляются документы, регулирующие отношения в области поддержки и помощи различных категорий населения России: церковные уставы князей Владимира (996 г.) и Ярослава (XI в.) (нормы брачно-семейных отношений) и др. Основными объектами помощи были больные, нищие, вдовы, сироты, субъектами – князь, церковь, приходы, монастыри. Основные направления помощи и поддержки: княжеская, церковно-монастырская, приходская благотворительность и милостыня.

Уставом Владимира 996 г. выделялись четыре основные категории призреваемых: вдовы, убогие, странники и нищие; определялась десятина на содержание монастырей, церквей, богаделен, больниц и неимущих – церковный налог, составляющий десятую часть доходов от хозяйственной деятельности; предписывалось содержать неимущих, убогих и нищих при церквах.

Уставом его сына Ярослава отмечалось, что благотворительность (попечение о нищих и убогих) оставалась в ведении священников в приходах, епископов в епархиях.

Основные тенденции помощи в этот период времени были связаны с княжеской защитой и попечительством, которые в своем развитии претерпевают как бы два этапа своего становления:

1 этап – с периода крещения Владимира I (988 г.) до 2 пол. XII в. – образования удельных княжеств и распространения христианства на окраинах восточнославянских земель – связан с распространением христианства в Киевской Руси и наличием языческих и христианских тенденций в княжеской социальной помощи, это было связано с тем, что не всё население сразу приняло христианство. Наблюдалось три субъекта помощи: семейно-родовой, княжеский и церковно-монастырская защита. На этом этапе наблюдается формирование отдельных островков новых форм социальной поддержки в городах, а не системы защиты. Особенностью княжеской защиты является то, что изгои и прощенники, подходившие под защиту и кормление князя одновременно являлись его христианской собственностью и могли дариться церкви, уходить под её юрисдикцию. Развивается нищепитательство. Одной из его форм были трапезы (княжеские угощения людей по случаю праздненств). Братчины и праздники трансформируются на основе христианских идеологических установок. Однако не зафиксировано княжеское нищепитательство в голодные годы.

2 этап – со 2 пол. XII в. по XIII в. включительно – благотворительные функции князя постепенно сливаются с монастырско-церковными формами призрения. Наблюдаются изменения в функциях, мерах и средствах княжеской помощи, это связано, во-первых, с тем, что наметились тенденции роста монастырского и церковного призрения, во-вторых – князь становился хозяином-вотчинником своего удела, в-третьих, административное правление князя осложняют монголо-татарские набеги и данничество. Удельное княжение вырабатывает свою корпоративную культуру помощи и поддержки, однако наблюдаются и общие тенденции: дальнейшее проникновение христианства, строительство городов, церквей, монастырей, защита мигрантов, охрана земель от набегов соседей. Одной из новых функций князя стало восстановление городов после набегов. В частности им проводились захоронения трупов после татарских набегов в братских могилах – скудельницах с целью предотвращения распространения мора. В связи с татаро-монгольским игом наблюдается спад охранной деятельности князя.

Важнейшие черты княжеской благотворительности:

1. Княжеская благотворительность основывается на личном участии и желании нищелюбца, а государ­ственной системы благотворительности не суще­ствует.

2. Участие в призрении оказывается не обязаннос­тью, а правом князя. Нищелюбие, тем самым, есть черта, достойная подражания, но не обязательная для исполнения.

Можно выделить три основные формы княжеской благотворительности:

1. раздача милостыни;

2. кормление на княжеском дворе;

3. развоз продовольствия по городу для убогих.

На Руси в этот период сложилась своеобразная система социальной помощи, включающая в себя два основных компонента: подвижничество и нищенство.

Исходя в своей благотворительности из нравственно-религиозных побуждений, князья, склонны были ставить её под покровительство церкви и поручать осуществление самого дела представителям религии, те. духовенству. Поэтому последнее шло во главе благотворительности.

Изначально монастыри существовали как закрытые сообщества. Монасты­ри представляли собой многофункциональную систему само­поддержки, где образовался особый тип самопомощи человеку, связанный с основными важнейшими сферами его жизни: об­щением, обучением, совместным проживанием в общности, лечением, ведением хозяйства. Получив поддержку со стороны княжеской власти, окрепнув экономически, монастыри становятся центрами благотвори­тельной, социальной деятельности. Они выполняют четыре ос­новные функции: лечение, обеспечение неимущих(в виде ока­зания единовременной помощи натуральными продуктами – милостыни), обучение, контроль. Сообразно этим функциям при монастырях существуют соответствующие формы поддер­жки.

Таким образом, приходская благотворительность была не церковной, а гражданской, т.е. преследовала не только религиозные цели – спасение душ прихожан, но и цели социальной поддержки и помощи нуждающихся.

Каппадокийская школа оказала влияние на формирование идей милосердия русских книжников:

Василий Великий: милосердие связано с соболезнованием, с состраданием к ближнему, поскольку человек не может постичь предначертание свыше и своё состояние, которое постоянно меняется по воле провидения.

Григорий Нисский: милосердие есть проявление божественного начала, которое отдельного субъекта уподобляет божественной сущности.

Григорий Богослов придаёт идее милосердия характер практического наставления (высшее благодеяние) и служения (меньшее благодеяние). Общественное равенство и личная гармония между душой и телом – безопасность – достигается лишь благодаря человеколюбию.

Идеи милосердия в подходах древне-русских книжников:

Важная тема древне-русских сочинений – учение о богоустановленности власти в контексте концепции милосердия и правды. Милосердие рассматривалось как непременный атрибут и свойство власти.

Тестовые вопросы по истории на тему: "Правление Владимира. Крещение Руси"

Правильный вариант ответа отмечен знаком +

1. Как звали дядю князя Владимира, который крестил новгородцев "огнем и мечом"?

вопрос теста Кто крестил новгородцев

2. В каком году состоялось крещение Руси?

3. В каком городе княжил Владимир, после того как его отец, Святослав Игоревич, отправился во второй поход на Дунай?

4. Как назывался первый каменный храм в Древней Руси, заложенный в правление Владимира Святославича?

- Софийский собор в Новгороде

- Петропавловский храм в Смоленске

+ Десятинная церковь в Киеве

5. В какие годы в Киеве правил Владимир Святославич?

6. Какие племена пришлось вновь покорять Владимиру Святославичу в первые годы правления?

- уличей и тиверцев

+ вятичей и радимичей

- полян и древлян

7. "…Вот взял уже ваш город славный; слышал же, что имеете сестру девицу; если не отдадите ее за меня, то сделаю столице вашей то же, что и этому городу" . О каком византийском городе говорит Владимир Святославич в "Повести временных лет"?

8. Какие захваченные ранее поляками города Владимир Святославич присоединил к Руси в 981 г.?

+ Червень и Перемышль

- Гжебск и Свенцк

9. Сколько оборонительных рубежей построил Владимир Святославич на южных границах Руси для защиты от набегов печенегов?

тест 10. Сколько божеств включал в себя официальный языческий пантеон, установленный в Киеве по приказу Владимира Святославича?

11. Какое божество стояло во главе языческого пантеона Владимира Святославича?

вопрос теста Какое божество стояло во главе языческого пантеона Владимира

12. При выборе общегосударственной религии Владимир беседовал с послами из разных стран. Что предлагали принять представители Волжской Булгарии?

13. В каком году Владимир Святославич после длительной осады захватил Корсунь (Херсонес)?

14. Затем послал Владимир по всему городу сказать: "Если не придет кто завтра на реку – будь то богатый, или бедный, или нищий, или раб, – будет мне врагом" . О каком событии говорит летописец?

- поход на печенегов

- установление языческого пантеона

15. Какое ласковое прозвище было дано народом Владимиру Святославичу?

16. Кто стоял во главе Русской православной церкви после введения христианства на Руси?

17. Как звали тысяцкого князя Владимира Святославича, участвовавшего в насильственном крещении жителей Новгорода?

18. Как называлась деревянная христианская церковь, которая была построена в Киеве еще до крещения Руси?

+ храм Святого Ильи

- церковь Воскрешения Лазаря

19. В честь какого святого была названа церковь, которую, согласно "Повести временных лет", Владимир приказал построить на месте бывшего языческого пантеона в Киеве?

тест-20. Какую религию в годы правления Владимира исповедовали жители Хазарского каганата?

вопрос теста Какую религию исповедовали жители Хазарского каганата

21. Кто из древнерусских правителей еще до официального принятия христианства на Руси был крещен в Византии?

22. Какой византийский император обратился к Владимиру Святославичу с просьбой о помощи в подавлении мятежа в Византии?

23. Как звали византийскую царевну, которая была выдана замуж за Владимира Святославича?

24. Что князь Владимир приказал сделать с деревянным идолом Перуна после принятия христианства?

+ стащить с холма и бросить в Днепр

25. Кто возглавлял церковные округа в Древней Руси?

26. Какое древнерусское княжество было покорено Владимиром еще до того, как он стал киевским князем?

27. В какой реке состоялось крещение Руси?

28. В какие годы князь Владимир правил в Новгороде?

29. Как звали дочь полоцкого князя Рогволода, которую Владимир силой взял в жены?

тест_30. С каким братом Владимир Святославич вел междоусобную борьбу с 978 по 980 гг.?

вопрос теста С каким братом Владимир вел междоусобную борьбу

31. Как звали воеводу князя Ярополка, предавшего своего господина и перешедшего на сторону Владимира?

32. Какое единственное женское божество входило в состав языческого пантеона князя Владимира?

33. В каком году, согласно "Повести временных лет", Владимир принимал послов от разных государств с предложениями выбора веры?

34. "…нет на земле такого зрелища и красоты такой… пребывает там Бог с людьми, и служба их лучше, чем в других странах" . О какой церковной службы так отзывались посланцы Владимира?

35. Как звали византийца, который, согласно преданию, помог Владимиру захватить Корсунь?

36. Сколько сыновей было у Владимира Святославича, каждый из которых получил собственный удел в Древней Руси?

37. Какую часть всех княжеских доходов Владимир Святославич распорядился отдавать в пользу церкви?

38. Какой из сыновей Владимира в 1015 г. взбунтовался и отказался отправлять дань в Киев?

вопрос теста Какой из сыновей Владимира отказался отправлять дань в Киев

39. Какая категория древнерусского населения была практически бесправной в эпоху князя Владимира?

Интересные факты о содержании храмов в царской России

Приходя в храм, ставя свечи, бывая на богослужении, далеко не все из нас задаются вопросом о том, на какие средства содержится храм. Сегодня наши храмы существуют, как правило, на пожертвования частных лиц и благотворителей. А как было несколько столетий назад? Попробуем заглянуть в прошлое.

Когда великие князья, епископы или частные лица строили храмы и монастыри, то часто приписывали им в частную собственность большие земельные угодья. Эти земли как монастырские освобождались от податей, а потому охотнее заселялись крестьянами. Они и платили за их пользование оброк церквам и монастырям. Этими средствами храмы и обители могли распоряжаться на свое усмотрение.

0540.jpg

Кроме таких деревень, приобретались для церкви еще другое недвижимое имущество и доходные статьи. Это могли быть амбары, лавки, винокурни, тони (места для ловли рыбы) и прочее.

При строительстве на мирские средства церкви или часовни, как в городе, так и в селе, под эту постройку широко отводилась земля. На ней впоследствии строили дома для служащих в храме, помещения для нищих и кладбище.

Кроме выдела в пользу монастырей и церквей земельных имуществ, великие князья и цари обеспечивали церковный обиход и служителей большинства построенных ими в городах церквей содержанием.

Содержание иных городских церквей и большинства сельских церквей, построенных на крестьянских землях, ложилось на приходскую общину.

Одним из основных доходов причта были проценты от средств, положенных в банк на помин души.
Состоятельные помещики или купцы, а во второй половине столетия и крестьяне, клали определенную сумму в банк, а проценты от вкладов определяли выплачивать причту церкви как жалованье. Прирост составлял примерно 4% годовых.

2original.jpg

Во второй половине XIX в. практически все приходы имели средства, положенные в банк на поминовение, с которых раз в год получали процент

После реформы 1861 г. многие крестьяне разбогатели, некоторые из них перешли в купеческое сословие. Купцы часто участвовали в ремонте и строительстве храмов, школ, благотворительных учреждений. Ради благолепия своей родной церкви украшали ее росписями и иконами.

Как уже было сказано выше, Церковь до 1917 г. владела большим количеством земель, значительным имуществом и денежными средствами. Согласно статистическим данным 1905 г. по 50 губерниям Церковь располагала 1,9 млн. десятин земли. Ей принадлежало немалое количество промышленных предприятий и торговых заведений, доходных домов.

В Синодальный период средства на содержание духовенства отпускал Святейший Синод и государственное казначейство. Так в конце XIX в. на эти цели было перечислено более 20 миллионов.

Устраивая Марфо-Мариинскую обитель милосердия, Великая княгиня Елисавета Феодоровна до мелочей продумывала содержание Обители. В Уставе этому посвящен отдельный пункт.

В нем было прописано: «Средства Обители Милосердия состоят: из дохода от храма, поступающего полностью на нужды Обители Милосердия с тем, чтобы из этих средств содержался бы храм; из доходов от учреждений Обители Милосердия, из пожертвований и из кружечного сбора.

20200815_114225-1.jpg

Все денежные средства Обители Милосердия разделяются на: а) специальные, куда поступают суммы, пожертвованные со специальной целью, а равно те суммы Обители Милосердия, которые ею будут отчислены на специальные нужды; все специальные средства расходуются лишь на цели и нужды, для которых они были предназначены; б) текущие, расходуемые в пределах ежегодных смет на текущие нужды Обители Милосердия и ее учреждений и в) запасные, куда поступает половина свободного остатка сумм на1-е января каждого года.

Запасные средства могут расходоваться лишь с разрешения Местного Епархиального Начальства на экстренные непредвиденные надобности Обители Милосердия. Запасные средства обращаются в Государственные процентные бумаги, хранящиеся в Государственном Банке; проценты же с них присоединяются к текущим средствам Обители Милосердия.

Сегодня Марфо-Мариинская обитель милосердия и ее храмы живут преимущественно за счет благотворительных пожертвований.

На содержание Покровского собора – оплату коммунальных услуг, охрану, покупку предметов, необходимых для богослужения, вознаграждение для священников и диаконов – ежемесячно необходимо более 500 тысяч рублей. Мы будем благодарны за помощь любого размера.

Десятинная церковь: символ святости Десятинная церковь, История, Вера, Длиннопост

Ее заложил, тратил средства на ее содержание и завещал упокоить себя в ней сам князь Владимир. Десятинная церковь была первым каменным храмом Руси. Она не пережила монголо-татарского нашествия, но осталась в народной памяти символом русского благочестия и святости.

Строительство

Когда Херсонес был взят, Анастас уехал в Киев в свите Владимира. Сделавшись экономом в Десятинной церкви, он по факту стал руководить молодой русской церковью вместо Киевского митрополита – тот подолгу отсутствовал, бывая в Византии.

В древнем Киеве Десятинная церковь играла роль кафедрального собора. В этом качестве ей и место отвели почетное: археологические исследования показывают, что расстояние между Десятинной и княжеским дворцом не превышало 60 метров.

Позже Десятинная церковь стала княжеской усыпальницей. В ней была погребена византийская супруга князя Владимира Анна (умерла в 1011 году), а позже и сам креститель Руси, отошедший ко Господу в 1015 году. Их останки были упокоен в мраморных саркофагах, стоявших в центре храма, и были утрачены после Батыева нашествия (в начале 17 века было заявлено об обретении саркофага с княжьими останками — однако ученые сомневаются в их подлинности).

Судьба первого каменного храма была нелегкой. В 1171 году церковь разграбили войска Андрея Боголюбского в ходе междоусобных войн за киевский престол. Спустя тридцать лет, в начале 13-го столетия, Десятинная вновь подверглась разграблению— на этот раз воинами Рюрика Ростиславовича. Тогда, по летописным источникам, из храма унесли все иконы, кресты и священные сосуды, а монахов и священников перебили.

Этот храм так и не восстановили. В начале 17-го столетия Петр Могила выстроил на одном из углов фундамента Десятинной небольшой храм — в память о ней. В 19 веке этот храм разобрали при попытке новой реконструкции: на месте Десятинной выросла новая церковь, выстроенная в русско-византийском стиле, она не повторяла оригинальной постройки, более того, для нового храма уничтожили часть оригинального фундамента. В 30-х годах 20 века большевики разобрали его на кирпичи.

Остатки фундамента Десятинной церкви сегодня открыты, их могут посмотреть все желающие.

Спасибо за пост.
В Киеве есть (была?) приятная экскурсия от ж/д вокзала до Лавры и обратно. 2 часа занимает с остановками. Конечно, всё зависит от гида, но в основном стараются и много интересного рассказывают. А пока гид рассказывает, есть возможность рассмотреть лепнину на домах.
Если у вас будут лишние часы, потратьте их для души).


Теология Севера (упрощённый взгляд)

Теология Севера (упрощённый взгляд) Культура, История, Скандинавская мифология, Викинги, Вера, Длиннопост

Картинка для привлечения внимания

Насколько известно, викинги до прихода христианства никогда не формулировали свои религиозные взгляды на абстрактном, концептуальном языке богословия или философии. Вместо этого они использовали конкретные образы и повествовательную форму мифа, чтобы изобразить божественность такой, какой они ее видели. Но какими бы уникальными по сюжету, и значимы для всей последующей культуры Европы ни были эти мифологемы, они заставляют нас задуматься о том, как викинги воспринимали божественность как таковую, на прагматическом и утилитарном уровне - иными словами, что значило понятие божественного в представлении северян 9-10 веков? Ведь боги были неотъемлемой частью их повседневного мира, а не просто унаследованные от предков пересказы деяний конкретных персонажей, которые сохранились лишь в мифах и легендах. К счастью, ответить на этот вопрос, пусть и в общих чертах, но можно.

Хотя северные народы и не оставил нам прямых сведений, как именно происходили ритуалы и богослужения, но в мифах сохранилось некоторое количество косвенных упоминаний на эту тему, так же, до нас дошли записи ранних христианских священников и свидетельства путешественников. Таким образом, реконструкция скандинавской теологии, основанная на изучении литературных памятниках и археологических данных, по крайней мере, до некоторой степени, вполне возможна.

Нуминозность

Для более полного понимания ситуации, нужно ввести понятие Нуминозность - понятие, характеризующее важнейшую сторону религиозного опыта, связанного с интенсивным переживанием таинственного и устрашающего божественного присутствия.

Столпы Космоса

Взаимоотношения между богами и людьми

Наиболее распространенной практикой взаимодействия людей с богами ритуальное жертвоприношение, которое является краеугольным камнем всей скандинавской религиозной практики. Люди в то время были весьма прагматичны, они поклонялись богам не только из любви или под впечатлением природных событий, в первую очередь, они хотели от богов что-то получить.

В обществе принято, что, если хочешь что-то от кого-то получить — по крайней мере, таким образом, чтобы поддерживать дружеские отношения - необходимо дать что-то взамен. Поскольку боги были очень похожи на людей, когда люди хотели чего-то от богов, они должны были также дать богам что-то ценное. Это и была логика жертвоприношения: благочестиво предлагая дар богам, их люди надеялись получить от них дар в ответ. Этот обмен дарами между людьми и богами отражал традиционную взаимность отношений между воином и его предводителем (ярлом). Воин, храбро и верно сражавшийся за своего вождя, будет вознагражден долей за добычу, полученную в битве или рейде. Несмотря на неравный статус между воином и ярлом и неравный статус между человеком и богом, обе стороны в этих отношениях имели обязательства друг перед другом, которые они должны были выполнять. Воин имел обязательства перед своим предводителем, который в свою очередь имел обязательства перед ним. У людей были обязательства перед богами, но у богов в свою очередь были обязательства перед ним. Когда люди, поклонялись богам и приносили соответствующие жертвы, они могли на законных основаниях ожидать, что боги благословят их победой в битве, обильным урожаем, здоровыми детьми или чем бы то ни было. В отношениях между Ярлом и воином присутствовал элемент безусловной верности, из которого следовало ожидание того, что воин скорее умрет на поле боя, защищая своего вождя, чем решит сбежать и выжить. Но взаимные обязательства играли при этом значительную роль: викинг мог выбрать, кому он предложил свою преданность и за кого будет готов отдать жизнь, и мог предпочесть одного ярла другому, если решит, что тот будет относиться к нему с большим уважением и щедростью.

Читайте также: