Может ли общежитие быть объектом частной собственности

Обновлено: 07.05.2024

Киминчижи Е.Н., аспирант кафедры гражданского права и процесса Белгородского государственного университета, адвокат.

С 1 марта 2005 г. вступил в силу новый Жилищный кодекс России. В связи с его принятием, как нам кажется, наконец-то урегулирован вопрос о приватизации общежитий. Однако применение предусмотренных законом новелл вызвало определенные затруднения на практике.

Поводом развернувшихся в последнее время дискуссий стало положение ст. 7 Федерального закона от 29 декабря 2004 г. N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации", согласно которому к отношениям по пользованию жилыми помещениями, которые находились в жилых домах, принадлежавших государственным или муниципальным предприятиям либо государственным или муниципальным учреждениям и использовавшихся в качестве общежитий, и переданы в ведение органов местного самоуправления, применяется правовой режим социального найма. "Золотой ключик" для решения застарелой проблемы приобретения в собственность занимаемых гражданами общежитий вроде бы найден. Однако правоприменительная практика столкнулась с проблемой толкования новых правил.

Распространенным заблуждением является такое толкование указанной нормы ст. 7 Федерального закона от 29 декабря 2004 г. N 189-ФЗ в той части, что в ней речь идет о жилых домах, использовавшихся в качестве общежитий, а не об общежитиях. Вместе с тем законодатель недвусмысленно указал, что общежития, которые принадлежали государственным или муниципальным предприятиям либо государственным или муниципальным учреждениям и были переданы в ведение органов местного самоуправления, после вступления в силу Федерального закона N 189-ФЗ утрачивают статус общежитий в силу закона.

Согласно ЖК РФ жилые помещения в общежитиях являются специализированными, то есть имеют целевое назначение как жилье для временного проживания определенного круга лиц (работников, служащих, учащихся), и в отношении них действует особый правовой режим (невозможность обмена, поднайма и т.д.). Соответственно, изменение законом оснований пользования такими помещениями, когда на соответствующие отношения распространены нормы ЖК РФ о договоре социального найма, изменяет и правовой режим этих помещений. Они уже не имеют специализированного назначения, могут сдаваться в поднаем, возможен их обмен, то есть в отношении них действует общий правовой режим, установленный для жилых помещений, предоставленных по договорам социального найма.

Таким образом, полагаем, что в силу этого возможна и приватизация жилых помещений в общежитиях согласно ст. 2, 11 Закона РФ от 4 июля 1991 г. N 1541-1 "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации", гарантирующим гражданам России, занимающим жилые помещения в государственном и муниципальном фонде, включая жилищный фонд, находящийся в хозяйственном ведении предприятий или оперативном управлении учреждений, на условиях социального найма, право на приобретение этих помещений в собственность с согласия всех совместно проживающих совершеннолетних членов семьи. Вместе с тем ст. 4 Закона РФ от 4 июля 1991 г. N 1541-1 приватизация общежитий была запрещена. Указанная норма действует и сейчас.

Необходимо отметить, что Конституционный Суд Российской Федерации в своем Определении от 2 ноября 2000 г. N 220-О обращал внимание, что законодательный запрет на приватизацию жилых помещений в общежитиях связан с их специальным, целевым назначением как жилья для временного проживания и особым правовым режимом (невозможность обмена, раздела, поднайма и т.д.), поскольку ограничение прав и свобод человека и гражданина путем определения круга объектов, не подлежащих приватизации, допустимо только в том случае, если обстоятельства, фактически обусловливающие особенности правового режима жилья, прежде всего его целевое назначение, исключают возможность передачи жилого помещения в частную собственность. Соответственно, распространение законодателем общего правового режима на жилые помещения, расположенные в вышеуказанных домах, использовавшихся в качестве общежитий, обусловливает возможность приватизации таких помещений.

Нужно учесть, что Конституционный Суд Российской Федерации в своем Постановлении от 3 ноября 1998 г. N 25-П по делу о проверке конституционности отдельных положений ст. 4 Закона Российской Федерации "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" непосредственно указывал, что применительно к жилым помещениям, которые имеют общий правовой режим, отсутствуют объективные основания для установления различий в праве на их приватизацию, в том числе для введения общего правила, запрещающего их приватизацию. По мнению Конституционного Суда Российской Федерации, такой запрет фактически означал бы закрепление неравенства прав граждан в зависимости от условий их проживания, что противоречит ст. 19 (ч. 1 и 2) Конституции Российской Федерации, провозглашающей равенство граждан перед законом вне зависимости от каких-либо обстоятельств.

Однако в соответствии со ст. 4 Федерального закона от 29 декабря 2004 г. N 189-ФЗ ранее действовавшее жилищное законодательство, впредь до приведения в соответствие с Жилищным кодексом Российской Федерации, применяется постольку, поскольку оно не противоречит Жилищному кодексу Российской Федерации и Федеральному закону о введении его в действие.

С учетом вышесказанного жилые помещения (квартиры, комнаты) в домах, которые использовались в качестве общежитий, принадлежали государственным или муниципальным предприятиям либо государственным или муниципальным учреждениям и были переданы в ведение органов местного самоуправления, могут быть приватизированы на общих основаниях. Считаем, что в данном случае ч. 1 ст. 4 Закона РФ от 4 июля 1991 г. N 1541-1 "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" не ограничивает возможность приватизации таких помещений. Не ограничивает такую возможность и отсутствие оформленного договора социального найма и решения органа местного самоуправления об исключении соответствующего дома из специализированного жилищного фонда, поскольку право граждан на приватизацию жилых помещений в вышеуказанных домах не может ставиться в зависимость от бездействия органов местного самоуправления по осуществлению документарного оформления соответствующих договоров социального найма, а также оформления уже изменившегося в силу закона статуса соответствующих домов, использовавшихся ранее в качестве общежитий.

В соответствии со смыслом жилищного законодательства жилые помещения подлежат приватизации в том случае, если они не относятся к категории специализированных жилых помещений, т.е. не предназначены для проживания граждан в связи с характером их трудовых отношений, а также в связи с прохождением службы либо обучения (ст. 92 - 98 ЖК РФ, ст. 101 - 110 ЖК РСФСР). И наоборот, подлежат приватизации те жилые помещения, которые предназначены именно для постоянного проживания граждан на условиях социального найма.

Между тем вопрос о возможности приватизации жилых помещений, расположенных в общежитиях, судами разрешается неопределенно.

Согласно позиции Верховного Суда РФ, выраженной им в Определении Судебной коллегии по гражданским делам от 19 февраля 1993 г., при рассмотрении споров, связанных с приватизацией жилья, суд должен проверить, подлежит ли приватизации данное жилое помещение и занимает ли гражданин то помещение, которое он желает приватизировать. Так, по иску Е. о признании права на приватизацию суд первой инстанции, установив правомерность требований истца, вынес законное и справедливое, единственно возможное в сложившихся фактических обстоятельствах решение о признании за ним права на приватизацию. Правомерность решения суда была установлена в кассационном порядке. Истец оформил договор о передаче квартир в собственность граждан (приватизации) и зарегистрировал возникшее право собственности в регистрирующем органе.

На вынесенные судебные акты была подана надзорная жалоба за подписью главы местной администрации. Обсудив ее доводы, президиум областного суда определил, что дело подлежит направлению на новое рассмотрение. Какова перспектива такого дела в будущем, сомневаться не приходится. Если и будет принято решение в пользу истца, дело будет неоднократно "ходить" по инстанциям, в результате чего право гражданина остается без защиты. Рассмотренное дело обнажает также и несовершенство судебной системы в части полномочий суда надзорной инстанции, на что в последнее время обращает внимание юридическая общественность.

В Обзоре законодательства и судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за первый квартал 2006 г., утвержденном Постановлением Президиума Верховного Суда РФ от 7 и 14 июня 2006 г., четко сказано, что "общежития, которые принадлежали государственным или муниципальным предприятиям либо государственным или муниципальным учреждениям и были переданы в ведение органов местного самоуправления, утрачивают статус общежитий в силу закона, и к ним применяется правовой режим, установленный для жилых помещений, предоставленных по договорам социального найма". И далее: "Из вышеизложенного следует, что жилые помещения в общежитиях, расположенные в жилых домах, ранее принадлежавших государственным или муниципальным предприятиям либо государственным или муниципальным учреждениям и использовавшихся в качестве общежитий, которые были предоставлены гражданам и переданы в муниципальный жилищный фонд до 1 марта 2005 года, могут быть приобретены гражданами в порядке приватизации в собственность после 1 марта 2005 года при условии, если это жилое помещение является изолированным". С учетом снятого Конституционным Судом запрета на приватизацию жилых помещений, предоставленных после 1 марта 2005 г., Верховный Суд РФ дал однозначный ответ о возможности приватизации жилых помещений в общежитии.

Выводы президиума областного суда в приведенном нами деле основаны на том, что спорное жилое помещение (квартира) находится в жилом доме, изначально построенном как общежитие, а потому к нему неприменимы положения ст. 7 Федерального закона от 29 декабря 2004 г. N 189-ФЗ. При этом не было учтено, что такие выводы не могут быть положены в основу отказа в иске, поскольку предпринятое президиумом толкование закона противоречит ст. 16 ЖК РФ, которая к числу объектов жилищного фонда относит жилой дом, часть жилого дома, квартиру, часть квартиры, комнату, а не общежития. Занимаемая истцом квартира изолирована от иных жилых помещений, расположенных в жилом доме, построенном и использовавшемся в качестве общежития, ранее принадлежавшего государственному предприятию, в настоящее время переданному в муниципальную собственность, что является достаточным основанием для удовлетворения заявленных истцами требований, что и было сделано судом первой и кассационной инстанции. То есть, по существу, суды по-разному применяют установленные жилищным законодательством критерии классификации жилых помещений. Общежитие как правовая категория в соответствии с буквой закона является видом использования жилых помещений социального использования.

Отнесение жилых помещений к общежитиям возможно исключительно в порядке, установленном ст. 92 ЖК РФ. Постановлением Правительства РФ от 26 января 2006 г. N 42 были утверждены Правила отнесения жилого помещения к специализированному жилищному фонду, в том числе к общежитиям. Согласно п. 3 Правил отнесение жилых помещений к специализированному жилищному фонду не допускается, если жилые помещения заняты по договорам социального найма, найма жилого помещения, находящегося в государственной или муниципальной собственности жилищного фонда коммерческого использования, аренды. Включение жилого помещения в специализированный жилищный фонд с отнесением такого помещения к определенному виду жилых помещений специализированного жилищного фонда и исключение жилого помещения из указанного фонда производятся на основании решения органа, осуществляющего управление государственным или муниципальным жилищным фондом, с учетом требований, установленных настоящими Правилами (п. 12 Правил). Таким образом, до момента расселения граждан, занимающих жилые помещения, использовавшиеся в качестве общежитий, такие помещения не могут быть отнесены к специализированному жилищному фонду в соответствии со ст. 92 ЖК РФ, а за гражданами сохраняется право на приватизацию.

Однако по одному из дел суд отказал в признании за гражданином права на приватизацию на основании того, что спорное жилое помещение было включено в программу реконструкции и расселения общежитий и было отнесено распоряжением местной администрации со ссылкой на ст. 92 ЖК РФ к числу специализированного жилищного фонда. При вынесении решения суд применил противоречащий федеральному закону акт органа местного самоуправления и, кроме того, указал, что поскольку жилой дом запланирован под реконструкцию, то оснований для признания права на приватизацию не имеется. Такой подход явно выходит за пределы судебного толкования ст. 4 Закона РФ от 4 июля 1991 г. N 1541-1 "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации". В кассационном порядке вынесенное по первой инстанции решение было поддержано. Остается надеяться, что Верховный Суд РФ удовлетворит жалобу истца и отменит незаконные судебные акты в порядке надзора.

В качестве выводов можно сформулировать следующее. Приватизировать жилые помещения в муниципальных общежитиях можно. Власти просто не соблюдают закон, мотивируя это тем, что им негде будет селить милиционеров, врачей, учителей, а порой просто тянут время, поскольку бесплатная приватизация заканчивается 1 января 2010 г., а возмездная передача муниципального жилья гражданам в будущем составит значительную статью доходов местных бюджетов. Для приватизации абсолютно не важен тип общежития (коридорный, гостиничный и т.п.). Не нужно изменять статус общежития: он снят в силу закона.

Однако уже сегодня можно констатировать: медленно, но верно закон начинает действовать.

Мы используем файлы Cookie. Просматривая сайт, Вы принимаете Пользовательское соглашение и Политику конфиденциальности. --> Мы используем файлы Cookie. Просматривая сайт, Вы принимаете Пользовательское соглашение и Политику конфиденциальности.

Фото: ИТАР-ТАСС/ Александр Рюмин

Содержание

Что такое прописка

На протяжении многих лет поводом для получения прописки могло служить принятие на работу либо, например, брак с человеком, уже имеющим прописку в этом городе. Поэтому, кстати, в СССР были весьма распространены фиктивные браки, которые заключались ради прописки. Однако власти могли и не прописать гражданина без объяснения причин — в этом случае он должен был в течение недели выбыть из этого населенного пункта и прописаться в другом.

Отличие постоянной регистрации от временной

Постоянная регистрация — это регистрация по месту жительства. Местом жительства могут быть собственный дом или квартира, оформленные в собственность, купленные или полученные в наследство. Также это жилье, которое оформлено по договору социального найма. Штамп о постоянной регистрации ставится в паспорт. Она действует бессрочно, пока человек сам не пожелает сняться с регистрационного учета в связи с переездом или другими причинами. Также его могут выписать по решению суда, например, если человека признали безвестно отсутствующим.

Зачем нужна постоянная регистрация

Несмотря на то что каждый россиянин имеет право на свободу передвижения и выбор места жительства, в стране существует регистрационный учет. Именно для этого в первую очередь существует регистрация — постоянная и временная.

Самому же гражданину регистрация не дает права на жилплощадь, но, как правило, она необходима для получения социального обеспечения. По закону отсутствие регистрации не может влиять на трудоустройство гражданина России, получение им медицинской помощи и других социальных услуг.

Но на деле ее отсутствие осложняет, например, получение различных документов (заграничного паспорта, пенсионного удостоверения, водительских прав и т. д.), оформление кредитов, определение детей в детские сады или школы, прикрепление к поликлиникам, устройство на работу или получение мер социальной поддержки.

Без штампа в паспорте, скорее всего, не получится проголосовать на выборах или заключать договоры. Мало кто решится заключать договор с лицом без определенного места жительства или пребывания, поскольку повышаются риски исполнения обязательств перед второй стороной, например банком. Без регистрации сложнее зарегистрировать ИП или юридическое лицо.

Где можно оформить регистрацию

Зарегистрироваться на постоянной основе можно только в помещениях, которые имеют статус жилых (квартирах, частных домах, семейных общежитиях). Нельзя оформить постоянную прописку в апартаментах, поскольку они относятся к нежилым помещениям. В апартаментах можно оформить только временную регистрацию. Это одна из причин постоянных дискуссий вокруг статуса апартаментов.

Ни временная, ни постоянная регистрация невозможна в домах, которые определены под снос. После выхода городского постановления о сносе дома регистрационный учет в этих зданиях прекращается.

А вот временная регистрация возможна не только в квартирах и домах, но и гостиницах, санаториях (пансионатах или домах отдыха), кемпингах и турбазах, медицинских учреждениях, учреждениях уголовно-исполнительной системы и даже в нежилых помещениях (например, по месту работы).

Постоянная регистрация на даче

С 1 января 2019 года стало возможным зарегистрироваться на даче. Соответствующий закон был принят Госдумой летом 2017 года. Но для регистрации на даче необходимо соблюдение некоторых условий. Дом должен быть капитальным и находиться в хорошем состоянии, построен согласно СНиПам и СанПиНАм, с учетом требований пожарной и других типов безопасности. В нем должны быть проведены все коммуникации: электричество, горячая и холодная вода, водоотведение, отопление, вентиляция, газ (в газифицированных районах). В поселениях без централизованных инженерных сетей допускается отсутствие водопровода и канализации в строениях до двух этажей. В доме должна быть предусмотрена возможность поддерживать температуру не ниже 18 ℃ круглый год.

На дачу нужно оформить технический паспорт БТИ, после чего она переоформляется в индивидуальный жилой дом, ему должен быть присвоен почтовый адрес (иначе регистрация по месту жительства будет невозможна). Перевести дачу (после соблюдения всех перечисленных условий) в индивидуальный жилой дом получится, если он не расположен на землях, где запрещено жилищное строительство. Это могут быть земли особо охраняемых территорий, водного и лесного фонда и т. д.

Перевод дачи в жилой дом, помимо прописки, дает и ряд других преимуществ будущему владельцу. Во-первых, собственник сможет получить имущественный налоговый вычет, что возможно только при приобретении жилой недвижимости. Во-вторых, он сможет оформить местный тариф на электричество, который намного ниже (примерно на 30%), чем в городе. В-третьих, жилой статус дома может обеспечить ему более высокую цену при продаже.

Можно ли жить без постоянной прописки

По закону, если место жительства меняется, в течение семи дней нужно прописаться по новому адресу. Но ситуации, когда у человека нет постоянной прописки, возможны. Например, если он продал свое жилье и другое еще не купил, а зарегистрироваться ему пока негде. В этом случае желательно оформить регистрацию по месту фактического пребывания, то есть временную регистрацию.

Уголовной ответственности за то, что в паспорте отсутствует постоянная регистрация или нет временной, не существует. Но пребывать в любом населенном пункте на территории России без регистрации человек может в течение 90 дней. Если срок вышел, положен штраф.

Согласно ст. 19.15.1. КоАП РФ, за проживание в жилом помещении без регистрации в Москве или Санкт-Петербурге штраф составляет от 3 тыс. до 5 тыс. руб., в других населенных пунктах — от 2 тыс. до 3 тыс. руб.

Постоянная регистрация: риски для собственника

Законодательством предусмотрена ответственность за такие действия. За фиктивную прописку собственник может быть привлечен к административной ответственности по ст.19.15.2 КоАП РФ или к уголовной согласно ст. 322.2 УК РФ.

Как прописаться в квартире

Подать документы для регистрации по месту жительства можно несколькими способами:

· в управляющей компании вашего дома, если она предоставляет услуги паспортного стола.

Список документов:

· заявление, подписанное вами или собственником помещения;

· документ о праве собственности на жилье: по желанию, но лучше его предоставить;

· документ, который подтверждает основание для вселения, если нет права собственности: договор найма, решение суда;

· согласие совершеннолетних пользователей помещения, наймодателя, других собственников;

· акт о назначении опекуна или попечителя, если они есть.

Документ, который подтверждает снятие с регистрации по прежнему месту жительства, не нужен. Регистрацию по предыдущему адресу снимают автоматически при оформлении новой.

Как сняться с постоянной регистрации

Данная процедура необходима, когда человек переезжает на новое место жительства, покупает квартиру или уезжает из России. Сняться с регистрационного учета можно, обратившись с заявлением лично или подав документы в ближайший МФЦ. Причем сняться с учета можно не только по месту прописки, но и в любом регионе России. Государство оказывает данную услугу бесплатно, назначая штрафы только в тех случаях, когда была просрочена регистрация на старом месте жительства (по временной регистрации).

При снятии с регистрации заполняется еще один документ — листок убытия. Для регистрации по новому месту жительства этот листок предъявлять не нужно. Достаточно паспорта, заявления и документа, подтверждающего ваши права на вселение в новое помещение.

В случае если у человека есть несовершеннолетние дети, то они снимаются автоматически с регистрации по старому адресу при регистрации по новому месту жительства. Если новое место жительство неизвестно, то можно снять несовершеннолетнего с учета в общем порядке.

У жены есть комната в общежитии по договору социального найма. Хотим ее приватизировать и продать. Расскажите, какие шаги предпринять и какие подводные камни нас ждут.

С уважением,
Максим Н.

По общему правилу приватизация помещений в общежитиях запрещена. Но существуют исключения, и ваш случай может быть как раз таким. Расскажу, как это выяснить и что делать, если приватизировать комнату все-таки можно.

Когда можно приватизировать комнату в общежитии

По закону комната в общежитии — это специализированный жилой фонд, которые предназначен для временного проживания граждан в период их работы, службы или обучения.

Вообще приватизировать такие помещения нельзя. Но если жилой дом, в котором находится комната, передадут в муниципальную собственность, можно обратиться к администрации с просьбой о приватизации комнаты на общих основаниях.

Поэтому если общежитие, в котором находится ваша комната, прежний собственник передал в ведение органов местного самоуправления, которые и заключили с вашей супругой договор социального найма, то вы сможете приватизировать комнату.

Чтобы узнать это, отправьте запрос в местную администрацию и запросите выписку из реестра муниципального имущества. Запрос можно сделать при посещении администрации или по почте. Установленной формы у этого документа нет, можно писать в свободной, главное, чтобы было понятно, в отношении какого объекта вам нужна информация.

Если в выписке будет указано, что общежитие принадлежит муниципалитету, можно собирать пакет документов для приватизации. Если оно принадлежит заводу или другой организации, которая давала комнаты в этом общежитии, — увы, приватизировать не получится.

Разбираем сложные ситуации с покупкой и продажей жилья, советуем, как приструнить УК. Не пропустите нашу бесплатную рассылку

Документы для приватизации

Если приватизировать комнату можно, то вам понадобятся следующие документы.

Договор социального найма на приватизируемое жилое помещение.

Ордер или выписка из распоряжения органа исполнительной власти о предоставлении комнаты. Если потеряли ордер, можно получить копию распоряжения органа исполнительной власти в городском архиве.

Выписка из лицевого счета или из домовой книги по прежнему адресу регистрации, если прописались в общежитии после 21 июля 1991 года.

Документ о том, что вы не воспользовались правом на приватизацию по другому месту жительства, в случае если прописались в общежитии после 21 июля 1991 года. За период с 21 июля 1991 года по 31 января 1998 года этот документ могут выдавать БТИ, жилищный отдел местной администрации или другой уполномоченный орган. Чтобы узнать точно, кто выдает, обратитесь в местную администрацию. Например, в Москве документы с такими сведениями выдает департамент городского имущества.

Документы с информацией за периоды после 31 января 1998 года выдает Росреестр.

Нотариально удостоверенный отказ от участия в приватизации с согласием на приватизацию помещения на выбранного члена семьи в случае, если в комнате прописано несколько человек, а приватизируют на одного. Такой отказ дает каждый член семьи. Если в помещении прописаны несовершеннолетние дети, они обязательные участники приватизации. Если хотите исключить их из приватизации, понадобится получить разрешение органов опеки и попечительства. Такое согласие опека дает крайне неохотно и только при условии, что на ребенка будет оформлено право собственности на другое жилье. Причем не хуже и не меньше того, от приватизации которого ребенка отстраняют.

Кадастровый и технический паспорта, если в Росреестре нет сведений о помещении или были неузаконенные перепланировки. Их можно заказать в БТИ.

Заявление о передаче помещения вам в собственность. Его заполняют при подаче документов. Образец есть в администрации вашего города или на ее официальном сайте.

Организация, в которую вы обратитесь за получением услуги, может запросить и другие документы — это зависит от конкретного случая. Поэтому дать исчерпывающий список заранее невозможно. Собранные документы можно сдать в МФЦ или непосредственно в администрацию вашего муниципального образования.

Документы на приватизацию будут рассматривать до двух месяцев и в итоге выдадут договор о передаче помещения в собственность или отказ. Отказать могут, например, если была незаконная перепланировка, дом признали аварийным или в комплекте есть не все документы.

Если причины отказа можно устранить — допустим, приложить недостающие документы или вернуть помещение в первоначальный вид, — можете подать заявление снова после устранения нарушений. Если дом признали аварийным, то приватизировать комнату не получится.

Муниципалитет заключит с вами договор о передаче помещения и передаст право собственности на комнату. На основании него у вас появится право собственности на помещение. Но только после того, как зарегистрируете это право в Росреестре — при посещении или через интернет-портал. Подать заявление о регистрации права можно также в МФЦ. Приложите все подписанные экземпляры договора и документы, которые вам вернет администрация, а также квитанцию с уплаченной госпошлиной — 2000 рублей. Госпошлину за заключение договора не взимают — это бесплатная услуга.

Подводные камни

Основная проблема может возникнуть, если предыдущий собственник передал ваше общежитие в ведение органов местного самоуправления, но администрация его в муниципальную собственность не приняла. Такое бывает.

Права на приватизацию занимаемого жилого помещения вас не лишат, но трудности при оформлении возникнут. Возможно, в этом случае придется собирать дополнительные документы, а то и вовсе обращаться в суд.

Еще один нюанс: если вы уже участвовали в приватизации, второй раз бесплатно получить жилье от государства будет нельзя.

И это повод оценить, стоит ли вообще участвовать в приватизации комнаты в общежитии. Если у вас или вашей супруги в последующем появится вариант приватизации полноценной квартиры, вы не сможете им воспользоваться, поскольку потратите свое право на получение жилья в собственность сейчас.

Если у вас есть несовершеннолетние дети, которые примут участие в приватизации, продать комнату вы сможете только с согласия органов опеки и попечительства. А они дадут согласие, только если взамен на ребенка будет оформлено другое жилье.

И если приватизацию будете оформлять в общую долевую собственность, последующую сделку купли-продажи придется удостоверять у нотариуса. А это дополнительные расходы.

Не торопитесь с решением и взвесьте все за и против. В 2017 году приватизация жилья официально стала бессрочной.

Если у вас есть вопрос о личных финансах, правах и законах, здоровье или образовании, пишите. На самые интересные вопросы ответят эксперты журнала.

Из содержания статьи 7 Федерального закона О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации от 29 декабря 2004 г. следует, что общежития, которые принадлежали государственным или муниципальным предприятиям и учреждениям и были переданы в ведение органов местного самоуправления, утрачивают статус общежитий в силу закона и к ним применяется правовой режим, установленный для жилых помещений, предоставленных по договорам социального найма. Скажите пожалуйста, данная статья действует только на общежития которые были переданы до введения нового жилищного кодекса или же если в настоящее время происходит перевод общежития в органы местного само управления на общежитие также действует статья 7 об утрате статуса общежития?

Вопрос про общежитие. В 2006 г. общежитие было принято от завода в муниципальную собственностьЧеховского муниц. Района. В силу ст.7 ФЗ общежитие утратило статус общежития и к нему применяется правовой режим, установленный для жилых помещений, предоставленных по договору соцнайма. В 2008 г. администрация заключила со мной договор найма жилого помещения в общежитии на 5 лет. Фактически я проживаю в нем с 2001 г. Имела ли право так заключать договор администрация и имеет ли он законное право, что надо сделать, чтобы заключить договор именно соцнайма. Я пенсионер, ветеран труда. Спасибо.

Постановление администрации города '' О снятии статуса общежитие со здания " нормативный или ненормативный правовой акт?

Вопрос про общежитие. Администрация г. Чехова заключила со мной договор найма жилого помещения в общежитии 25.09.2008 г. на 5 лет. Фактически я проживаю в нем с 2001 г. т.к. работала на заводе, которому оно принадлежало изначально. Но 09.03.2006 г. было принято от завода в муниципальную собственность Чеховского муниц. Рай-на. В силу ст.7 ФЗ общежитие утратило статус общежития и к нему применяется правовой режим, установленный для жилых помещений, предоставленных по договору соцнайма. Правомерна ли администрация, заключив такой договор найма жил. помещ. В общежитии, по истечении 5 лет можно ли заключить договор соцнайма и могут ли вообще меня выселить в никуда. Я пенсионер, ветеран труда. Спасибо.

Мой муж получил комнату от администрации города (стояли в очереди на общежитие с 1999 г.) в семейном общежитии (ранее оно принадлежало муниципальному предприятию города) в сентябре 2005 г. по договору найма специализированного жилого помещения сроком на три года. В сентябре 2008 г. нам продлили договор еще на три года. В общежитии жильцы стали приватизировать и продавать комнаты. Мы обратились в администрацию с вопросом - можем ли мы тоже приватизировать комнату. Нам было отказано на основании того, что занимаемое нами помещение было предоставлено на условиях специализированного найма, на предоставленное жилое помещение распространяется режим общежития, статус "общежитие" с дома не был снят. Однако из содержания статьи 7 Федерального закона "О введении в действие Жилищного кодекса РФ" от 29 декабря 2004 года следует, что общежития, которые принадлежали государственным или муниципальным предприятиям и учреждениям и были переданы в ведение органов местного самоуправления, утрачивают статус общежитий в силу закона и к ним применяется правовой режим, установленный для жилых помещений, предоставленных по договорам социального найма и к отношениям по пользованию жилыми помещениями, которые находились в жилых домах, принадлежавших государственным или муниципальным предприятиям либо государственным или муниципальным учреждениям и использовавшихся в качестве общежитий, и переданы в ведение органов местного самоуправления, применяются нормы ЖК РФ о договоре социального найма. Исходя из этого текста я считаю, что мы вправе приватизировать эту комнату. Права ли я? Важно ли, что мы получили комнату когда общежитие уже принадлежало администрации города? Заранее благодарю за ответ.

Жилищное право. Планируем построить общежитие для рабочих/ сотрудников. Общежитие будет из быстро возводимых конструкций, земля будет в долгосрочной аренде от застройщика. Части рабочих нужна регистрация. Требуется консультация по общим вопросам: какой правовой статус должен быть (общежитие, гостиница и.тд.) какой договор с рабочим должен быть, что с подарком и т.д. Далее возможно сотрудничество в подготовке полного комплекта документов.

Готовы работать удаленно.

В одном юридическом журнале я прочитал статью известного юриста. . Если здание общежития находится в собственности юридического лица, тоесть было им приватизировано, то на требование о выселениижильца в связи с прекращением им трудовых отношений распространяется общий срок исковой давности 3 года со дня увольнения этот вывод законодателя сделаниз ничтожности сделки приватизации общежития, что свидетельствует об отсутствии у собственника общежития каких либо вещьных прав на здание общежития. Более того. Истечение срока исковой давности является дополнительным основанием для признания фактического наличия права пользования предоставленным этому работнику жилым помещением в общежитии на основании договора соц найма. А не договора найма помещения в общежитии. Правовым основанием для этого является ст 10 жк рф согласно которой, жилищьные права и обязанности возникают в том числе из действи и бездействий участников жилищьных отношений или наступлением событий с которыми фз или иной нормативный акт связывает возникновение жилищьных прав иобязонностей. В данном случае владелец жилья своим бездействием согласился с теперь уже бессрочным проживанием уволившегося своего работника, что изменило правовое положение жильца а вместе с тем и правовой статус занимаемого им жилого помещения как не наем помещения в общежитии а социальный наем общего образца ВОПРОС. Мои отношения похожи. Тоже хотели выселить, но суд решением о невозможности выселения без предоставления другого жил \помещения. Могу ли я воспользоваться данной подсказкой для Иска о признании за мной фактического договора соцнайма. Чтоб в дальнейшем приватизировать комнату в общежитии частного фонда.

Является ли правомочным отказ в регистрации статуса безработного по причине отсутствия постоянной регистрации проживания, я 25 лет работал в Вузе и регистрация у меня была временная в общежитии каждый год продлевалась на 1 год, Сейчас я тоже живу в общежитии. Есть ли правовой документ по разяснению этой ситуации.

Если здание общежития находится в собственности юридического лица, тоесть было приватизировано, то на требованиео выселении жильца в связи с прекращением им трудовых отношений распространяется общий срок исковой давности 3 года со дня увольнения. Этотвывод законодателя сделан из ничтожности сделки приватизации общежития, что свидетельствует об отсутствии у владельца \собственника общежития\ каких-либо вещьных прав на здание. Более того истечение срока исковой давности является дополнительным основанием для признания фактического наличия права пользования предоставленным этому работнику жилого помещения в оьщежитии на основании договора СОЦНАЙМА, а не найма жилого помещения в общежитии. Правовым основанием для этого является ст 10 жк рф согласно которой жилищьные права и обязанности возникают в том числе и из действий и бездействий участников жилищьных правоотношений или наступлением событий с которыми ФЗ или иной нормативный акт связывает возникновение жилищьных прав и обязоностей. В данном случае владелец общежития своим бездействием предоставить бывшему работнику другое жилое помещение по решению суда, согласился с теперь уже бессрочным проживанием уволившегося своего работника, что изменило правовые положение жильца, а вместе с тем и правовой статус занимаемого им жилого помещения, как не наем им жилого помещения в общежитии, а социальный наем общего образца. Вопрос действительно ли я после решени суда. Вступившее в законную силу по ст выселение из общежития без предоставления другого жилого помещения. СУД вынес решение о невозможности моего выселения без предоставления другого жилого помещения мои правоотношения с собственником общежития изменились на договор социального найма, и значит я могу приватизироватьзанимаемое жилое помещение в собственность. В соотв ст 2 закона рф о приватизации жилого фонда.

Здравтвуйте, меня зовут Наталья, я со своим мужем и двумя сыновьями проживаю с 1987 года в общежитии. Первоначально вселены мы в него были в связи с тем, что мой муж состоял в трудовых отношениях со строительной организацией, на балансе которого и находилось обежитие. В 1993 году согласно п.1 Указа Президента РФ от 10.01.1993 г. №8 "Об использовании объектов социально-культурного и комунально-бытового назначения приватизируемых предприятий" дом в котором мы проживаем, при приватизации предприятия был передан в муниципальную собственность. С 01.03.2005 г. вступил в силу новый Жилищный кодекс, где было принято, что общежития принадлежащие муниципальным предприятиям и переданные в иную форму собственности, утрачивают статус общежития и к ним применяется правовой режим установленный для жилых помещений представленных по договорам социального найма. Но никакого договора социального найма с нами так и не было заключено. В 2007 г. наше общежитие было признано аварийным, и нас должны были расселить, но вместо этого нас принуждают заключить договора специального найма, объясняя это тем, что общежития считаются специализированным жилым фондом, но ведь мы не состоим с администрацией района в трудовых отношениях, и платим не за "койко-место", а комунальные платежи, т.е за газ, воду, электричество, а также содержание и ремонт. К тому же заключение подобного договора значительно хуже защищает наши права как жильцов аварийного дома по сравнению с договором соц. найма. В данном общежитии мы занимаем 2 комнаты, прописаны в них я с мужем, старший сын и младший сын с ребенком, у старшего сына есть семья жена и двое несовершеннолетних детей, но они не прописаны по данному адресу, так же как и жена младшего сына. Ответьте пожалуйста во-первых, как нам добиться заключения договора социалного найма, во-вторых, постановки на квартирный учет в связи с аварийностью дома, в-третьх, собирать документы нужно только на прописанных членов семьи или на всех, и в-четвертых, является ли законным требование заключения договора спец. Найма. Зараннее спасибо.

Вопрос по ЖК Украины. Как приватизировать сестре спорную квартиру по приобретательной давности?

Сестра с сыном 2008 г.р. проживает в обычной 3-ком. хрущевке 24 года; ордера, договора найма нет; регистрация в паспорте на номер 3-ком. квартиры. Статус спорной квартиры общежитие с 1970 г. на основании архивной выписки; фактически - это з-ком. квартира; горисполком отказался снять статус общежитие и передать жилье в коммунальную собственность. Кроме того, в 2010 г. в спорное жилье вселена Г. по ордеру, который выдал МК (мясокомбинат города). Имеются решения судов о том, что квартира ничья: она не является объектом частной собственности МК; не является объектом государственной или коммунальной собственности; не была включена в Уставный фонд МК в результате его приватизации. Ордер мы не оспаривали незаконным, так как факт ничейной квартиры узнали в процессе судов в 2014 г. Суды (аппеляция и кассация) нам отказали в приостановлении права пользования спорным жилым помещением и выселении Г. Правовой беспредел! Помогите! Спасибо!

Живу в общежитии с 1993 г., основание вселения - постановление правительства РФ № 804 (п.16) от 11.08.1995, В 2008 г. получила ордер и договор найма от предприятия, в котором основанием для вселения является постоянное место жительства, имею регистрацию по этому же адресу, стою в очереди на улучшении жилищных условий в составе многодетной семьи бессрочно с 1995 г., другого жилья нет. В 2011 общежитие поменяло правовой статус и передано на баланс города Санкт-Петербурга. Обратилась в администрацию с заявлением о подписании договора социального найма, после 5 месяцев проволочек - отказ, основание для отказа-отсутствие подтверждения трудовых отношений с предприятием и обозначение моего права обратиться в суд о признании права пользования жилым помещением и заключении договора соц. найма. В 2004 году было решение жилищной комиссии администрации района по ходатайству предприятия о предоставлении мне жилья, что не выполнено до сих пор. Правомерен ли отказ?

Наш дом, постройки 1981 года до 2003 года являлся общежитием. Распоряжением губернатора Яковлева В.А. от 27.12.2001 г. правовой статус нашего общежития был изменен и дом включен государственный жилищный фонд Санкт-Петербурга как жилой дом.

Незначительной части жильцов удалось оформить документы и получить ордера. Остальные, в том числе и я не могут этого сделать.

Что в этой ситуации ожидает меня с 1 марта с введением Жилищного кодекса? Что это за договор найма? Заранее благодарна.

Хотел бы получить краткую консультацию по жилищному вопросу.

Моя семья проживает в одном из общежитий города Лыткарино Московской области с 1985 года, общежитие в те годы принадлежало оборонному предприятию ЛЗОС, потом было передано в руки муниципальных властей. С 2006 года начались проблемы с приватизацией жилья, когда гос. органы, ссылаясь на статью 2 закона о приватизации отказывали в приватизации, но с помощью суда нам удалось отстоять свои права.

В настоящий момент проблема заключается в следующем: по инициативе начальника БТИ нашему дому хотят присвоить статус коммунальной квартиры, ссылаясь на то, что в БТИ нет вообще никаких документов на дом, значит он является общежитием. Однако на протяжении вот уже 24 лет все семьи в этом доме живут как в отдельных квартирах: у каждой семьи есть изолированная от общего коридора жилплощадь, состоящая из двух отдельных комнат и санузла, при этом часть одной из комнат оборудована под кухню. По сути, мы живем в отдельых квартирах, однако БТИ хочет "отрезать" у каждой квартиры прихожую и санузел, находящиеся внутри, за дверью квартиры (!), и сделать их общей площадью образующейся коммунальной квартиры. На каждом этаже нашего пятиэтажного дома есть одно помещение, называемое общей кухней (плиты и раковины в которой не работают практически с момента постройки дома, т.е. этой кухней никто не пользуется), а также подсобное помещение и 10 изолированных жилых квартир, о которых написано выше. То есть из нашего дома хотят сделать жилье, состоящее из пяти коммунальных квартир (по количеству этажей), каждая из которых будет иметь по 20 комнат, 10 санузлов и одной неработающей кухни. Каждая квартира будет иметь от 10 собственников и в ней будет прописано 60-90 человек, что звучит довольно дико, учитывая правовой статус коммунальной квартиры. Хочется добавить, что во все годы проживания в этом доме жильцы платили коммунальные платежи без предоставления каких-либо льгот.

Вопрос заключается в следующем: правомерны ли действия чиновников или мы имеем шанс приватизировать свое жилье как отдельные квартиры. И если этот шанс у нас есть, то как нам следует поступить и какими нормативными актами при этом руководствоваться.

Читайте также: