Пошлина за получение лицензии на обращение с отходами

Обновлено: 03.05.2024

В настоящей статье мы разберем нововведения в сборе и транспортирование.

Сбор отходов.

В новом Положении прописаны следующие лицензионные требования к сбору отходов:

  • наличие необходимых для сбора отходов зданий, строений, сооружений и помещений, соответствующих требованиям статьи 11 Федерального закона "Об отходах производства и потребления";
  • наличие у работников, заключивших с лицензиатом трудовые договоры на осуществление деятельности в области обращения с отходами, профессионального обучения или дополнительного профессионального образования, необходимого для работы с отходами I - IV классов опасности, подтвержденного документами об образовании и (или) о квалификации на право работы с отходами I - IV классов опасности;
  • наличие СЭЗ о соответствии санитарным правилам зданий, строений, сооружений, помещений и оборудования, которые используются или которые планируется использовать для выполнения сбора отходов.

Говоря о необходимости наличия необходимых для сбора отходов зданий, строений, сооружений и помещений (соответствие которых санитарным правилам подтверждено СЭЗ), необходимо отметить следующее:

Сбор отходов - прием отходов в целях их дальнейших обработки, утилизации, обезвреживания, размещения лицом, осуществляющим их обработку, утилизацию, обезвреживание, размещение (ст. 1 ФЗ "Об отходах производства и потребления").

Какие здания, строения, сооружения и помещения нужны лицу, осуществляющему прием отходов?

То есть не лицу, передающему отходы, а именно лицу, отходы принимающему.

Возможно, речь идет о помещениях (сооружениях), в которые получатель отходов принимает отходы, допустим, от транспортной компании.

В таких помещениях отходы принимаются, а затем перемещаются на оборудование по утилизации, обезвреживанию отходов либо на карту полигона.

При данном сценарии необходимость наличия соответствующих законодательных требованиям помещений для приема отходов обосновать можно.

Также мы допускаем, что авторы нового Положения имели в виду то, что объектами сбора (приема) отходов являются по совместительству объекты обработки, утилизации, обезвреживания, размещения отходов, на которые для таких целей отходы принимаются.

Однако нужно понимать, что к данным объектам предъявляются самостоятельные требования о необходимости наличия СЭЗ и о их наличии. Дублирование лицензионных требований в данном случае (к объектам, одновременно выступающим и объектами для сбора отходов, и объектами для обезвреживания, размещения отходов), на наш взгляд, избыточно.

Мы допускаем, что конкретизация в новом Положении лицензионных требований к объектам сбора отходов может привести к тому, что некоторые лицензирующие органы будут требовать от соискателей обеспечить наличие дополнительных (вовсе не необходимых соискателям) зданий, строений, сооружений, помещений и получить на них СЭЗ.

Чтобы противостоять таким требованиям, представляется целесообразным делать акцент на словах "необходимых для работ… зданий, строений, сооружений и помещений".

Иными словами, подтверждать наличие зданий, строений, сооружений и помещений, наличие СЭЗ на них должны лишь те соискатели лицензии (лицензиаты), которым для сбора отходов необходимы (жизненно важны) такие здания, строения, сооружения и помещения.

Если необходимости в таких объектах нет, если сбор отходов можно осуществить без зданий, строений, сооружений и помещений, приспособленных для сбора отходов, то подтверждать их наличие, а также наличие СЭЗ на них лицензиат не должен.

1

Транспортирование отходов.

Исключительно к транспортированию существует только 2 лицензионных требования:

  1. наличие у соискателя лицензии (лицензиата) специально оборудованных и снабженных специальными знаками транспортных средств, принадлежащих ему на праве собственности или ином законном основании, необходимых для выполнения заявленных работ и соответствующих требованиям статьи 16 Федерального закона "Об отходах производства и потребления";
  2. наличие у работников, заключивших с соискателем лицензии (лицензиатом) трудовые договоры на осуществление деятельности в области обращения с отходами, профессионального обучения или дополнительного профессионального образования, необходимого для работы с отходами I - IV классов опасности, подтвержденного документами об образовании и (или) о квалификации на право работы с отходами I - IV классов опасности.

Обращаем Ваше внимание на (применяемое с 02.07.2021 г.) понятие транспортирования отходов:

Транспортирование отходов - перевозка отходов автомобильным, железнодорожным, воздушным, внутренним водным и морским транспортом в пределах территории Российской Федерации, в том числе по автомобильным дорогам и железнодорожным путям, осуществляемая вне границ земельного участка, находящегося в собственности индивидуального предпринимателя или юридического лица либо предоставленного им на иных правах.

Также отметим, что у соискателя лицензии должны быть такие транспортные средства, которые соответствуют требованиям статьи 16 Федерального закона "Об отходах производства и потребления".

Опять же, с 02.07.2021 г. требования статьи 16 закона изменены.

  • наличие паспорта отходов при транспортировании отходов I - IV класса опасности;
  • наличие документации для транспортирования и передачи отходов, оформленной в соответствии с правилами перевозки грузов с указанием количества транспортируемых отходов, цели и места назначения их транспортирования;
  • соблюдение требований безопасности к транспортированию отходов транспортными средствами.

Примечание: 01.03.2022 г. вступит в силу дополнительное условие осуществления транспортирования отходов (абз. 5 п. 2 ст. 16 ФЗ "Об отходах производства и потребления"):

наличие на транспортных средствах, контейнерах, цистернах, используемых при транспортировании отходов, специальных отличительных знаков, обозначающих определенный класс опасности отходов.

ВАЖНО! Не является лицензионным требованием наличие санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии санитарным правилам каких-либо объектов, связанных с транспортированием отходов.

Соответственно, в заявлении о предоставлении (переоформлении) лицензии не требуется указывать сведения о наличии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии санитарным правилам транспортных средств.

В Положении предусмотрено новое правило:

не требуется переоформлять лицензию для осуществления деятельности по транспортированию отходов не по адресу осуществления лицензионного вида деятельности, указанному в лицензии.

Какая предусмотрена ответственность в случае осуществления без лицензии деятельности по обращению с отходами?

"Внутри СЗЗ": надо ли разрабатывать и устанавливать СЗЗ для объекта, который находится в СЗЗ соседнего предприятия?

Бизнес

Классы отходов

Источник: РИАМО, Елена Харитонова

В нашей стране в зависимости от опасности, которую представляют отходы, их разделяют на пять классов. К I классу относят самые опасные вещества — ртуть и приборы с солями свинца, ко II классу — батарейки, автомобильные аккумуляторы и масла. Медные провода, ацетон, свежий навоз ряда животных и птиц считаются умеренно опасными и относятся к III классу. Строительные отходы — битый кирпич, щебень и арматуру — относят к IV классу опасности. Просроченные продукты, макулатура и стеклянная тара — отходы V класса, обращение с ними не подлежит обязательному лицензированию.

На деятельность по обращению с отходами I-IV классов компании требуется получить лицензию. Решение о предоставлении этого документа принимает Росприроднадзор. Проверить, есть ли у организации такая лицензия, можно на сайте ведомства.

Преимущества электронной лицензии

Ноутбук

Лицензия на бумажном носителе, которую выдавали раньше, с течением времени могла потеряться или прийти в негодность, и за получением дубликата нужно было лично обращаться в Росприроднадзор. Также в ведомство нужно было приходить для переоформления разрешительного документа и для получения сведений о его наличии. Электронная услуга избавит граждан от этих неудобств. Теперь нужные сведения будут собирать и хранить в государственном электронном реестре лицензий, а потому доступ к ним можно будет получить в любое время.

Кто и как может получить документ


Получение, переоформление лицензии и прекращение ее действия — услуги, доступные юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям. Выписку из госреестра может запросить и получить любой гражданин или его законный представитель.

Для получения одной из услуг необходимо зайти на портал госуслуг и авторизоваться с помощью подтвержденной учетной записи ЕСИА. Затем заполнить электронную форму заявления, прикрепив к нему цифровые копии документов в зависимости от того, какую услугу заявитель хочет получить. Состав пакетов документов указан на портале госуслуг.

Сроки оказания услуги и ее стоимость

Калькулятор, бумаги, ручка

Калькулятор, бумаги, ручка

Максимальный срок оформления лицензии — 45 рабочих дней. Процедура переоформления лицензии в случае реорганизации юридического лица, изменения реквизитов документа, удостоверяющего личность индивидуального предпринимателя, прекращения лицензируемого вида деятельности по одному или нескольким адресам может занять до 10 рабочих дней. Переоформление лицензии в случае, если адрес, по которому юрлицо или ИП хочет заниматься лицензируемым видом деятельности, не указан в разрешительном документе, займет до 30 рабочих дней. Документ о прекращении действия лицензии будет готов через 10 рабочих дней после подачи заявления. Максимальный срок подготовки и предоставления выписки из реестра лицензий или справки об отсутствии запрашиваемых сведений — три рабочих дня. Исправление допущенных опечаток или ошибок в результате предоставления госуслуги займет до пяти рабочих дней.

За часть услуг взимается государственная пошлина:

  • за предоставление лицензии — 7,5 тысячи рублей;
  • за переоформление лицензии (в случае изменения адресов мест осуществления юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем лицензируемого вида деятельности, перечня выполняемых работ, оказываемых услуг, составляющих лицензируемый вид деятельности) — 3,5 тысячи рублей;
  • за переоформление лицензии (в случае изменения наименования юридического лица или места его нахождения, реорганизации юридического лица в форме преобразования, а также в случае изменения места жительства, фамилии, имени и (в случае, если имеется) отчества индивидуального предпринимателя, реквизитов документа, удостоверяющего его личность) — 750 рублей.

Услуги по прекращению действия лицензии, подготовке выписки из реестра лицензий или справки об отсутствии запрашиваемых сведений, а также по исправлению допущенных опечаток и ошибок бесплатны.

Госпошлину в размере 3000 рублей взимают, если выписку из реестра лицензий предоставляют на бумажном носителе и заверяют в Росприроднадзоре.

Образцы платежных поручений для оплаты госпошлины можно скачать на сайте ведомства.

Хозяйствующие субъекты, планирующие осуществлять лицензируемые виды деятельности в области обращения с отходами, задаются вопросом: можно ли получить лицензию на группы отходов, а не на их конкретные виды? В настоящей статье проанализируем нормы действующего законодательства по данному вопросу.

Что такое группы, подгруппы, виды отходов

• вид отходов — совокупность отходов, которые имеют общие признаки в соответствии с системой классификации отходов;

• группы однородных отходов — отходы, классифицированные по одному или нескольким признакам (происхождению, условиям образования, химическому и (или) компонентному составу, агрегатному состоянию и физической форме).

Федеральный классификационный каталог отходов (далее — ФККО) включает перечень видов отходов, находящихся в обращении в Российской Федерации и систематизированных по совокупности классификационных признаков: происхождению, условиям образования (принадлежности к определенному производству, технологии), химическому и (или) компонентному составу, агрегатному состоянию и физической форме (п. 6 Порядка ведения государственного кадастра отходов, утвержденного Приказом Минприроды России от 30.09.2011 № 792; далее — Порядок № 792).

Для классификации отходов в ФККО используется вид отходов. Наименование конкретного вида отходов при включении в ФККО присваивается на основе его происхождения, химического и (или) компонентного состава, агрегатного состояния и физической формы (п. 7 Порядка № 792), т.е. классификационных признаков.

Извлечение
из Порядка № 792

[…]
8. ФККО имеет шесть уровней классификации отходов, расположенных по иерархическому принципу (в порядке убывания) и отражающих:
происхождение отходов по исходному сырью и по принадлежности к определенному производству, технологическому процессу (блок, тип, подтип, группа[1]),
химический и (или) компонентный состав отходов (подгруппа),
агрегатное состояние и физическая форма отходов (позиция).
В блоки включаются типы отходов, обобщенные по классификационному признаку происхождения: отходы органические природного происхождения (животного и растительного); отходы минерального происхождения; отходы химического происхождения; отходы коммунальные.
Классификация отходов по типам, подтипам, группам, подгруппам и позициям отражает развернутое описание происхождения и состава отходов, а также их агрегатное состояние и физическую форму.
9. Конкретные виды отходов представлены в ФККО по наименованиям, а их классификационные признаки и классы опасности — в кодифицированной форме по 11-значной системе.
Вид отходов отображается в федеральном классификационном каталоге отходов следующим образом:

Код вида отходов

Наименование вида отходов

Код вида отходов имеет 11-значную структуру:

Кодирование классификационных признаков вида отходов в ФККО осуществляется следующим образом:

X блок,
XX тип,
XXX подтип,
XXX XXX группа,
XXX XXX XX подгруппа,
XXX XXX XX XX позиция.

Для кодирования блоков, типов и подтипов, соответственно, используются цифры с 1 до 9; групп — с 1 по 999; подгрупп — с 1 по 99.
Девятый и десятый знаки 11-значного кода используются для кодирования агрегатного состояния и физической формы вида отходов: 00 — данные не установлены; 01 — твердый; 02 — жидкий; 03 — пастообразный; 04 — шлам; 05 — гель, коллоид; 06 — эмульсия; 07 — суспензия; 08 — сыпучий; 09 — гранулят; 10 — порошкообразный; 11 — пылеобразный; 12 — волокно; 13 — готовое изделие, потерявшее потребительские свойства; 99 — иное.
Одиннадцатый знак 11-значного кода используется для кодирования класса опасности вида отходов в зависимости от степени негативного воздействия на окружающую среду: 0 — для блоков, типов, подтипов, групп, подгрупп и позиций классификации отходов; 1 — I-й класс опасности; 2 — II-й класс опасности; 3 — III-й класс опасности; 4 — IV-й класс опасности; 5 — V-й класс опасности.
[…]

Оформление лицензии в области обращения с отходами на группы отходов

СЛОВАРЬ

Лицензия — специальное разрешение на право осуществления юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем конкретного вида деятельности (выполнения работ, оказания услуг, составляющих лицензируемый вид деятельности), которое подтверждается документом, выданным лицензирующим органом на бумажном носителе или в форме электронного документа, подписанного электронной подписью, в случае, если в заявлении о предоставлении лицензии указывалось на необходимость выдачи такого документа в форме электронного документа (п. 2 ст. 3 Федерального закона № 99-ФЗ).

Положение о лицензировании деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I–IV классов опасности (далее — Положение № 1062) утверждено Постановлением Правительства РФ от 03.10.2015 № 1062.

Напомним, 01.07.2015 вступили в силу изменения[2] в ст. 15 Федерального закона № 99-ФЗ, согласно которым приказ (распоряжение) лицензирующего органа о предоставлении лицензии на деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I–IV классов опасности и сама лицензия имеют приложение, в котором указываются виды отходов I–IV классов опасности и виды деятельности, соответствующие этим видам отходов.

Таким образом, с 01.07.2015 хозяйствующим субъектам стали выдаваться лицензии в области обращения с отходами, позволяющие осуществлять конкретные работы, составляющие лицензируемый вид деятельности по обращению с конкретными видами отходов I–IV классов опасности, включенными в ФККО.

При этом в случае планируемого обращения с иными видами отходов, не включенными в лицензию, хозяйствующим субъектам требовалось переоформить ее по основанию, указанному в ч. 1 ст. 18 Федерального закона № 99-ФЗ: изменение перечня выполняемых работ, оказываемых услуг, составляющих лицензируемый вид деятельности. Следовательно, изменения хозяйственной деятельности предприятия, приводящие к необходимости обращения с новыми видами отходов I–IV классов опасности, влекли значительные расходы на переоформление лицензии (например, в части привлечения сторонней организации и уплаты госпошлины). А в случае непереоформления лицензии хозяйствующие субъекты несли риск привлечения к административной ответственности по ч. 2 ст. 14.1[3]/ч. 1 ст. 19.20[4] Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее — КоАП РФ) (в зависимости от того, направлена данная деятельность на извлечение прибыли или нет) за осуществление лицензируемой деятельности в области обращения с отходами с видами отходов, не включенными в лицензию.

Указанная проблема в дальнейшем была решена законодателем следующим образом: в ч. 1.1 ст. 15 Федерального закона № 99-ФЗ были внесены изменения[5], вступившие в силу 31.12.2017, согласно которым приказ (распоряжение) лицензирующего органа о предоставлении лицензии на деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I–IV классов опасности и сама лицензия имеют приложение, в котором на основании заявления о предоставлении лицензии или заявления о переоформлении лицензии, предусмотренных соответственно ст. 13 и 18 Федерального закона № 99-ФЗ, указываются виды отходов I–IV классов опасности и (или) группы, подгруппы отходов I–IV классов опасности с указанием классов опасности видов отходов в соответствующих группах, подгруппах, в отношении которых предоставляется лицензия, и соответствующие видам отходов и (или) группам, подгруппам отходов виды деятельности.

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ

Таким образом, с 31.12.2017 хозяйствующим субъектам выдаются лицензии в области обращения с отходами, позволяющие осуществлять конкретные работы, составляющие лицензируемый вид деятельности по обращению с конкретными видами отходов I–IV классов опасности и (или) группами, подгруппами отходов I–IV классов опасности, с указанием классов опасности видов отходов в соответствующих группах, подгруппах, в отношении которых предоставляется лицензия.

Далее представим пример заполнения заявления о предоставлении лицензии[6] на группу отходов.

[1] Здесь и далее выделено автором.

[3] Влечет наложение административного штрафа:

• на граждан в размере от 2000 до 2500 руб.;

• на должностных лиц — от 4000 до 5000 руб.;

• на юридических лиц — от 40 000 до 50 000 руб.,

с конфискацией изготовленной продукции, орудий производства и сырья или без таковой.

[4] Влечет предупреждение или наложение административного штрафа:

• на граждан в размере от 500 до 1000 руб.;

• на должностных лиц — от 30 000 до 50 000 руб. или дисквалификацию на срок от одного года до трех лет;

• на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, — от 30 000 до 40 000 руб. или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток;

• на юридических лиц — от 170 000 до 250 000 руб. или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток.

К.И. Алексеева, ведущий юрист EHSinfo

Бизнес

Классы отходов

Источник: РИАМО, Елена Харитонова

В нашей стране в зависимости от опасности, которую представляют отходы, их разделяют на пять классов. К I классу относят самые опасные вещества — ртуть и приборы с солями свинца, ко II классу — батарейки, автомобильные аккумуляторы и масла. Медные провода, ацетон, свежий навоз ряда животных и птиц считаются умеренно опасными и относятся к III классу. Строительные отходы — битый кирпич, щебень и арматуру — относят к IV классу опасности. Просроченные продукты, макулатура и стеклянная тара — отходы V класса, обращение с ними не подлежит обязательному лицензированию.

На деятельность по обращению с отходами I-IV классов компании требуется получить лицензию. Решение о предоставлении этого документа принимает Росприроднадзор. Проверить, есть ли у организации такая лицензия, можно на сайте ведомства.

Преимущества электронной лицензии

Ноутбук

Лицензия на бумажном носителе, которую выдавали раньше, с течением времени могла потеряться или прийти в негодность, и за получением дубликата нужно было лично обращаться в Росприроднадзор. Также в ведомство нужно было приходить для переоформления разрешительного документа и для получения сведений о его наличии. Электронная услуга избавит граждан от этих неудобств. Теперь нужные сведения будут собирать и хранить в государственном электронном реестре лицензий, а потому доступ к ним можно будет получить в любое время.

Кто и как может получить документ


Получение, переоформление лицензии и прекращение ее действия — услуги, доступные юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям. Выписку из госреестра может запросить и получить любой гражданин или его законный представитель.

Для получения одной из услуг необходимо зайти на портал госуслуг и авторизоваться с помощью подтвержденной учетной записи ЕСИА. Затем заполнить электронную форму заявления, прикрепив к нему цифровые копии документов в зависимости от того, какую услугу заявитель хочет получить. Состав пакетов документов указан на портале госуслуг.

Сроки оказания услуги и ее стоимость

Калькулятор, бумаги, ручка

Калькулятор, бумаги, ручка

Максимальный срок оформления лицензии — 45 рабочих дней. Процедура переоформления лицензии в случае реорганизации юридического лица, изменения реквизитов документа, удостоверяющего личность индивидуального предпринимателя, прекращения лицензируемого вида деятельности по одному или нескольким адресам может занять до 10 рабочих дней. Переоформление лицензии в случае, если адрес, по которому юрлицо или ИП хочет заниматься лицензируемым видом деятельности, не указан в разрешительном документе, займет до 30 рабочих дней. Документ о прекращении действия лицензии будет готов через 10 рабочих дней после подачи заявления. Максимальный срок подготовки и предоставления выписки из реестра лицензий или справки об отсутствии запрашиваемых сведений — три рабочих дня. Исправление допущенных опечаток или ошибок в результате предоставления госуслуги займет до пяти рабочих дней.

За часть услуг взимается государственная пошлина:

  • за предоставление лицензии — 7,5 тысячи рублей;
  • за переоформление лицензии (в случае изменения адресов мест осуществления юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем лицензируемого вида деятельности, перечня выполняемых работ, оказываемых услуг, составляющих лицензируемый вид деятельности) — 3,5 тысячи рублей;
  • за переоформление лицензии (в случае изменения наименования юридического лица или места его нахождения, реорганизации юридического лица в форме преобразования, а также в случае изменения места жительства, фамилии, имени и (в случае, если имеется) отчества индивидуального предпринимателя, реквизитов документа, удостоверяющего его личность) — 750 рублей.

Услуги по прекращению действия лицензии, подготовке выписки из реестра лицензий или справки об отсутствии запрашиваемых сведений, а также по исправлению допущенных опечаток и ошибок бесплатны.

Госпошлину в размере 3000 рублей взимают, если выписку из реестра лицензий предоставляют на бумажном носителе и заверяют в Росприроднадзоре.

Образцы платежных поручений для оплаты госпошлины можно скачать на сайте ведомства.

Читайте также: