Договор предоставления персонала налоги

Обновлено: 17.05.2024

Если заказчик и исполнитель заключили между собой договор аутстаффинга (предоставления персонала), то к документу, как правило, составляют соответствующий акт. Договор лишь фиксирует намерения сторон, а акт подтверждает факт предоставления. Какая информация должна быть в данном приложении к договору, расскажем в статье.

  • Бланк и образец
  • Бесплатная загрузка
  • Онлайн просмотр
  • Проверено экспертом

Коротко об аутстаффинге

Аутстаффинг — это так называемый заемный труд, передача сотрудников в аренду другой компании. В России данное явление имеет законодательные ограничения, которые были введены в 2016 году.

Схему аутстаффинга можно представить таким образом: организация-аутстаффер выступает как бы посредником между компанией и работниками, которые трудятся в ней. Числятся сотрудники в штате компании-аутстаффера, она же перечисляет за них всевозможные выплаты в бюджет и начисляет заработную плату, однако рабочее место находится в другой организации.

К сведению! Сотрудники официально трудоустроены в компании, предоставляющей аутстаффинг.

Аутстаффинг бывает выгоден организации в некоторых случаях. Например: сезонные работы; нежелание руководителей расширять штат персонала; использование труда мигрантов без оформления различных разрешительных документов (при этом всю документацию оформляет компания-аутстаффер).

Компании подписывают договор, где будут указаны различные нюансы, касающиеся сроков, стоимости работ, количество сотрудников, их личные данные и т.д. Как было сказано выше, приложением к договору будет являться акт о предоставлении работников по договору на предоставление персонала.

Составляем акт

Общая информация

Официально утвержденной формы данного документа не существует, поэтому компания-аутстаффер должна разработать ее самостоятельно. Бланк может быть заполнен от руки или на компьютере. При использовании второго способа надо помнить, что на заполненном документе должны стоять живые подписи представителей обеих сторон.

Составляют бумагу в двух экземплярах — по одному для каждой стороны. Если организации применяют печати, то ими дополняют подписи.

Хранить договор и акт необходимо вместе. Акт без договора потеряет юридическую силу.

Что должно быть в тексте акта

Сначала нужно отметить, что акт — приложение к договору на предоставление персонала. Эту запись размещают в правом верхнем углу. Указывают номер приложения, номер договора и дату его подписания.

Затем указывают наименование и номер акта, место и день его подписания.

Акт о предоставлении работников по договору на предоставление персонала (аутстаффинга). Часть 1

Далее начинается основная часть документа. Сначала располагаются сведения о сторонах: наименования организаций, ФИО представителей сторон, на основании каких документов действуют, и договоре: снова пишут его номер и дату подписания.

После этого указывают суть договора: предоставление персонала. Важно также перечислить всех сотрудников, которые будут работать у заказчика. Эту информацию можно оформить в виде таблицы со следующими графами:

  • номер по порядку;
  • ФИО работника;
  • должность (профессия, специальность);
  • уровень образования;
  • разряд;
  • категория, допуск, разрешение;
  • трудовой стаж.

Акт о предоставлении работников по договору на предоставление персонала (аутстаффинга). Часть 2

Если указания разрядов, уровня образования и т.д. не требуется, то можно поставить в этих графах прочерк либо удалить их из таблицы при формировании бланка.

Далее указывают количество экземпляров документа и стороны ставят свои подписи с расшифровками и печати (при их использовании).

Важно! Документ не должен содержать орфографических, пунктуационных и любых других ошибок. Если таковые обнаружатся, еще и в большом количестве, то будет лучше распечатать новый бланк, предварительно исправив ошибки.

Оформление сотрудников по договорам ГПХ: преимущества и подводные камни

Если нужно выполнить разовые или проектные работы, то во многих ситуациях нет смысла принимать специалиста в штат. Удобно и выгодно заключить с исполнителем договор гражданско-правового характера (ГПХ). Договор ГПХ можно в общем случае заключить с любым специалистом, который оказывает услуги или выполняет работы. Это может быть бухгалтер, дизайнер, специалист по ремонту и т. п.

Рассмотрим, какие преимущества получает бизнес, оформляя договор ГПХ. И моменты, на которые стоит обратить внимание, чтобы избежать проблем.

Из этой статьи вы узнаете:

Какие преимущества и недостатки есть у работы по договору ГПХ

Договор ГПХ регулируется общими правилами гл. 27 ГК РФ, и на него не распространяются требования трудового законодательства. Бизнесмен, заключивший такой договор, освобожден от обязанностей, предусмотренных Трудовым кодексом РФ:

  1. Заказчик не обязан организовывать рабочее место, предоставлять оборудование, материалы и т. п. Это может быть предусмотрено условиями конкретного договора ГПХ, но в законодательстве такой обязанности нет.
  2. Заказчик может в любой момент по собственной инициативе расторгнуть договор об оказании услуг (ст. 782 ГК РФ) или договор подряда (ст. 717 ГК РФ). В такой ситуации он должен оплатить уже выполненные работы, а также компенсировать расходы и убытки исполнителя. В договорах может быть предусмотрен иной порядок их досрочного расторжения: например, по соглашению сторон или после предварительного уведомления.
  3. Заказчик не обязан обеспечивать охрану труда специалистов, которые работают по договору ГПХ. Но, по мнению Минтруда, если такой специалист участвует в производственной деятельности, то с ним нужно проводить инструктажи по охране труда (письмо от 17.05.2019 № 15-2/ООГ-1157).
  4. Минтруд не разъяснил, по каким критериям следует определять участие конкретного работника в производственной деятельности. Можно предположить, что в первую очередь речь идет о тех специалистах, которые заключили договор ГПХ, но трудятся на территории работодателя и используют его оборудование.
    Порядок расчета по договору ГПХ полностью определяют его стороны. У заказчика нет обязанности выдавать аванс или проводить оплату не реже двух раз в месяц.
  5. Заказчик не должен предоставлять исполнителю социальные гарантии: оплачивать отпускные, больничные, выдавать компенсацию при расторжении договора и т. п.

При этом договор ГПХ можно заключить со штатным сотрудником. Но он сможет выполнять обязанности по этому договору только в свободное от работы время. Об этом сказано в письме УМНС России по Москве от 04.02.2000 № 14-14/5848.


Сравнение работы по трудовому договору и по ГПХ

Единственный минус договора ГПХ — уменьшение возможностей для контроля. Исполнитель часто выполняет задачи на своей территории и не обязан соблюдать рабочий график, принятый у заказчика.

Исполнитель несет ответственность только за конечный результат и соблюдение сроков. Заказчик может установить штрафные санкции за просрочку выполнения работ или не вовремя сданную отчетность. Однако эти меры не всегда компенсируют потери от того, что работа не была сделана вовремя.

Риски можно снизить, если установить в договоре контрольные точки. Для этого следует разделить работу на этапы, по окончании каждого из которых исполнитель должен сдать заказчику промежуточный результат.


Пример оформления договора ГПХ

Как договор ГПХ помогает сэкономить на обязательных платежах

Одно из самых существенных преимуществ работы по договору ГПХ — экономия на налогах и страховых взносах. Она возможна не только для заказчика, но и во многих случаях для исполнителя.

Расчет обязательных платежей в первую очередь зависит от юридического статуса исполнителя, который может быть:

При заключении трудового договора работодатель должен удержать налог на доходы физических лиц (НДФЛ) по ставке 13% и начислить на суммы зарплаты страховые взносы по ставке 30%.

Работать по договору ГПХ с физическим лицом (не ИП и не самозанятым) выгоднее, но ненамного. НДФЛ составит те же 13%, а экономия на страховых взносах будет невелика: 27,1% вместо 30%.

760 000 рублей х 6% = 45 600 рублей

40 874 рубля + (760 000 рублей — 300 000 рублей) х 1% = 45 474 рубля

При более низких доходах ИП будет испытывать существенную налоговую нагрузку. Например, при доходе 300 000 рублей в год (25 000 рублей в месяц) ИП заплатит в фонды 13,6%, что сопоставимо со ставкой НДФЛ:

40 874 рубля / 300 000 рублей = 13,6%

Заказчик в этом случае также не платит никаких налогов. Самозанятый при работе с юридическими лицами или ИП платит 6% от дохода. А если исполнитель недавно зарегистрировался как плательщик НПД, то до исчерпания им бонуса в 10 000 рублей ставка будет еще ниже — 4%. Обязательные страховые взносы для самозанятых не предусмотрены.

В договоре между заказчиком и исполнителем указана начисленная сумма вознаграждения в 100 000 рублей. Рассмотрим, какие обязательные платежи должны будут перечислить стороны договора при разных вариантах сотрудничества.

Чем грозит бизнесу переквалификация договора ГПХ в трудовой и как ее избежать

Бизнесмен, который работает с ИП или самозанятым, экономит 30% от своих затрат на фонд оплаты труда (ФОТ). Естественно, у работодателей нередко возникает желание максимально снизить налоговую нагрузку с ФОТ: перевести всех или большинство штатных сотрудников в статус ИП или самозанятых.

Но об этой схеме прекрасно знают налоговики. Проверяющие имеют право через суд переквалифицировать договоры ГПХ в трудовые в соответствии со ст. 11 и 19.1 ТК РФ.

Если суд поддержит налоговиков в этом вопросе, то бизнесмену придется удержать со всего вознаграждения исполнителя НДФЛ и начислить страховые взносы. Кроме того, на все выплаты будет начислен штраф по ставке 40% и пени до момента полного расчета.

Неверное оформление взаимоотношений с сотрудниками — это нарушение трудового законодательства. Поэтому бизнесмена дополнительно оштрафуют по п. 4 ст. 5.27 КоАП РФ. Для ИП сумма штрафа составит от 5 000 до 10 000 рублей, а для юридических лиц — от 50 000 до 100 000 рублей.

Однако здесь возникает спорная ситуация. Необходимо различать попытку незаконной оптимизации налогов и вполне обоснованное заключение договора ГПХ при разовых или проектных работах. В налоговом и трудовом законодательстве этот вопрос не разъяснен.

Верховный суд РФ определил несколько критериев, на основе которых нижестоящие суды могут решить, что на самом деле между сторонами договора имеют место трудовые отношения (п. 17 постановления Пленума ВС РФ от 29.05.2018 № 15):

  • работодатель предоставляет сотруднику рабочее место, оборудование, материалы;
  • работник трудится в соответствии с общими правилами распорядка, установленными на территории работодателя;
  • работодатель предоставляет сотруднику социальные гарантии: оплачивает отпуска, больничные и т. п.;
  • если работник едет куда-либо по служебной необходимости, то работодатель компенсирует ему затраты на поездку;
  • работник получает весь доход или большую часть только от этого работодателя.

Кроме того, при работе с самозанятыми предусмотрено дополнительное ограничение. Работодатель не имеет права в течение двух лет заключать договоры ГПХ со своими бывшими сотрудниками, которые стали самозанятыми (подп. 8 п. 2 ст. 6 закона от 27.11.2018 № ).

Формально это требование несложно обойти. Можно открыть новое юридическое лицо, а если у бизнесмена уже есть группа компаний, то работать с самозанятыми через другое предприятие группы. Но если фактически между сторонами договора будут продолжаться трудовые отношения, то проверяющие легко докажут это, пользуясь перечисленными выше критериями, и доначислят налоги, штрафы и пени.

Поэтому, чтобы избежать проблем при проверке, следует:

  1. Заключать договоры ГПХ только в случаях, когда речь действительно идет о разовых или проектных работах. Например, если бухгалтер ежедневно занимается обработкой первичных документов в соответствии с трудовым распорядком, принятым у заказчика, то высок риск того, что договор ГПХ с ним признают трудовым. А если компания заключила с аудитором договор на ежегодную проверку отчетности, которую нужно закончить к определенной дате, то здесь риска переквалификации договора не будет.
  2. Не включать в договор ГПХ положения, которые могут стать основанием для переквалификации его в трудовой. В частности — учитывая постановление Пленума ВС РФ № 15.

Что нужно запомнить о найме сотрудников по договорам ГПХ

  1. С точки зрения организации работы договор ГПХ намного удобнее для бизнесмена, чем трудовой. Заказчик не обязан предоставлять социальный пакет, организовывать рабочее место исполнителя, заботиться о безопасности условий труда. Стороны могут определить удобный способ оплаты, приемки результата работ. В договоре ГПХ стоит обязательно прописать условия его расторжения. Расторгнуть такой договор в одностороннем порядке и за один день нельзя, если это не указано в условиях.
  2. Чтобы максимально сэкономить на налогах и взносах, следует заключать договоры ГПХ с индивидуальными предпринимателями или самозанятыми. Этот способ выгоднее всего и для исполнителей.
  3. При оформлении договоров ГПХ необходимо учитывать риски, связанные с их возможной переквалификацией в трудовые. Лучше заключать такой договор на разовые проекты или работы, а также не стоит указывать условия, которые могут стать причиной переквалификации договора ГПХ в трудовой. Например, о предоставлении исполнителю материалов, об ознакомлении его со штатным расписанием, режимом работы организации и пр.

Читайте также: