Налог на церковь при хрущеве

Обновлено: 28.04.2024

В 1960 году власть Хрущева была настолько прочна, что он смог начать проведение массовых антицерковных мероприятий, в результате которых Русская Церковь в период с 1959 по 1964 год потеряла около двух третей своего организационного состава[3].

Происходившее вызвало глубокую озабоченность председателя Совета по делам Русской Православной Церкви Г.Г. Карпова. В своем письме на имя секретаря ЦК КПСС Е.А. Фурцевой он отмечал: «. Что я прошу? Я хотел бы, чтобы Вы лично или т. Суслов, или другой Секретарь ЦК КПСС приняли меня.

Но ни Фурцева, ни Суслов его не приняли, переложив встречу на заместителя Отдела пропаганды и агитации.

Через восемь дней, 14 марта, он передает помощнику Фурцевой еще одно письмо. Там нет эмоциональных всплесков, оно обстоятельно и выдержанно, целиком посвящено отстаиванию принципов нормализации отношений государства и Церкви. Карпов подчеркивает внешнеполитические интересы страны, в осуществлении которых может принять участие Русская Православная Церковь: «Из 14 автокефальных православных церквей мира 9 церквей целиком поддерживают начинания Московской Патриархии.

. Сейчас предполагается подготовить и провести в течение 1-2 лет Вселенский Собор или Совещание всех православных церквей мира.

. Как же можно проводить эту работу. если мы будем. поощрять грубое администрирование по отношению к церкви и не реагировать на извращения в научно-атеистической пропаганде.

В письме Г. Карпов отметил также недовольство духовенства массовыми фактами администрирования, сослался на размышления Патриарха Алексия об отставке[6].

По указанию Совета по делам РПЦ Патриархия уже к концу 1959 года была вынуждена ликвидировать Сумскую, Челябинскую и Ульяновскую епархии, закрывать монастыри и храмы[8].

Епархии ликвидировались путем слияния тех из них, которые имели незначительное количество приходов по сравнению с соседними епархиями.

С 1959 года Патриарх Алексий I «настойчиво добивался встречи с Н.С. Хрущевым, чтобы довести до его сведения озабоченность состояния взаимоотношений государства и Церкви.

Перед партийными организациями ставилась задача через 12-17 лет в соответствии с программой КПСС полностью освободить сознание советских людей от пережитков старого строя, в том числе и от религиозных предрассудков[14].

Основными задачами института научного атеизма, согласно рекомендации расширенного заседания Ученого совета института научного атеизма академии общественных наук при ЦК КПСС по улучшению координации научно-исследовательской работы в области атеизма, были следующие: критика идеологии и деятельности религиозных организаций в современных условиях, раскрытие модернистских тенденций религии и церкви; особенности борьбы науки и религии на современном этапе, значение побед материалистической научной мысли в борьбе против религии, разоблачение попыток современных теологов примирить науку и религию, раскрытие коренной противоположности и непримиримости научного мировоззрения и религиозной идеологии, обобщение ленинского этапа в развитии атеизма; критика социально-нравственной доктрины религии и Церкви, раскрытие непримиримости коммунистического и религиозного понимания цели и смысла жизни, моральной оценки и ответственности, отношения к труду, общественному долгу, семье, женщине и т. д.; изучения степени и характера религиозности населения, психологии современного верующего путем конкретных социальных исследований, разработка предпосылок и путей полного преодоления религии в нашей стране, действенных форм и методов атеистического воспитания трудящихся; исследование тенденции в развитии религиозной идеологии и религиозной организации в капиталистических странах[17].

Одновременно были сделаны шаги, подорвавшие и материальную базу Церкви. Было запрещено продавать свечи по ценам более высоким, чем они приобретались в свечных мастерских. Это было серьезным ударом по доходам и бюджету церковных приходов, так как приобретение свечей в епархиальных свечных мастерских стало убыточным для храмов, что привело, в свою очередь, к закрытию мастерских[18].

Местные органы власти вмешивались в вопросы установления цен на свечи и церковную утварь непосредственно в храмах. Так, в своем письме в Рязанское епархиальное управление члены церковного совета села Борец Сараевского района рассказывали о фактах грубого давления на них со стороны ответственных работников райисполкома с целью резкого снижения существовавших цен, что могло привести фактически к полной финансовой несостоятельности данного храма[19]. Подобные же проблемы были и у других храмов этого района, в частности у церкви города Сапожка[20].

«Первый Иуда, предавший Христа,

Чувствовал - совесть его нечиста,

Мучился точно в кипящем котле

И успокоился только в петле.

У Дулумана иная сноровка.

Совести нет, не нужна и веревка -

Был бы лишь туго набитый карман.

В тоже время государство продолжало использовать Церковь как инструмент в международной политике.

В 1960 году был осуждён на три года заключения архиепископ Иов (Кресович) (в 1973-1977 гг. Ивановский и Кинешемский) за то, что активно пытался противодействовать закрытию церквей в епархии. Он разъезжал по сёлам и призывал паству твёрдо стоять за свои храмы. Архиепископ Иов был обвинён в неуплате налогов и в сокрытии доходов.

Закрытие приходов в 1959 году приобрело массовый характер, в следующем году оно осуществлялось с ещё большим размахом, сравнимым разве что с кампаниями эпохи великого перелома. Из 13 008 приходов на 1 января 1961 года осталось 11 571, 1437 храмов были закрыты, многие разрушены или взорваны[35].

Например, статья 21 Постановления 1929 года, устанавливающая надзор органов госбезопасности над Церковью, в редакции закона, принятого в 1962 году, была исключена. Типичное изменение формулировок норм заключалось в указании на решающую роль Совета по делам РПЦ при Совете Министров СССР, к которому перешли все права по открытию и закрытию храмов и все вопросы, связанные с отношениями Церкви и общества, Церкви и государства. Если в прежней редакции закона практически все подобные вопросы решались местной властью, то теперь повелевается все решать в центре, в Москве[39].

Но искренне ли верил главный идеолог новых гонений на Церковь Н.С. Хрущев в возможность скорого построения коммунизма, в котором не должно быть места религиозным предрассудкам?

1) Итак, упрочившаяся в 1958 году власть Н.С. Хрущева позволила ему начать новые массированные гонения на Церковь. При этом, как и в начале антицерковной деятельности Советской власти, когда большевики прибегли помощи модернисткой схизмы обновленцев, большой упор делался на то, чтобы антицерковные акции проводились руками самой Церкви. Под влиянием административного нажима Патриархия вынуждена ликвидировать путем слияния епархии, закрывать монастыри и храмы. Все это негативно сказывалось на авторитете церковного руководства в глазах верующего населения. Производились кадровые перестановки, как в Совете по делам РПЦ, так и в Патриархии с целью убрать оттуда людей, выражающих открыто негативную позицию по закрытию храмов.

2) Научно-атеистическая пропаганда на местах зачастую сводилась к грубому и примитивному администрированию. Однако в центре создавались структуры, задачей которых являлось сформулировать атеизм в виде научного учения.

3) Одновременно делались шаги по подрыву материального благосостояния Церкви. В первую очередь, это делалось путем увеличения налогового бремени. Кроме того, государство начинало само определять размер цен на церковные принадлежности, что еще больше затрудняло в материальном плане существование приходов, приводило к закрытию епархиальных свечных мастерских.

4) Ренегатство выливалось в отдельную проблему. Под давлением советских властных структур, ради материальных благ, целый ряд священнослужителей и церковных работников отреклись от Бога. Однако их поступки не встретили сочувствия не только у верующих, но даже у большинства думающей советской общественности.

5) При этом на фоне новых гонений внутри страны власти не оставляли попыток использования Церкви в международной политике, грубо вмешиваясь во внутренний строй церковной жизни. Советские партийные деятели, в случае политической выгоды, не стесняясь, цинично делали реверансы в сторону религии.

[1] См.: Шкаровский М.В. Русская Православная Церковь при Сталине и Хрущеве. М., 1999. С. 359-360.

[2] См.: Цыпин В., прот. История Русской Церкви. 1917-1997. М., 1997. С. 379.

[3] См.: Русская Православная Церковь в советское время. Кн. 2. М., 1995. С. 26.

[4] См.: ГАРФ. ф. р-6991, Оп. 2, д. 284, л. 20, л. 40.

[5] См.: ГАРФ. ф. р-6991, Оп. 2, д. 227, л. 25. (сохранена орфография оригинала)

[6] Васильева О.Ю. Русская Православная Церковь и II Ватиканский Собор. М., 2004. С. 110-111

[7] ГАРФ. ф. р-6991, Оп. 2, д. 255,л. 100.

[8] См.: ГАРФ. ф. р-6991, Оп. 2, д.255, л. 101.

[9] ГАРФ. ф. р-6991, Оп. 2, д. 255,л. 101. (сохранена орфография оригинала)

[10] Алексеев В.А. Иллюзии и догмы. М., 1991. С. 371

[11] ГАРФ. Ф. р. 6991., Оп.2, д., 309, л. 16-17

[12] Цит. по: Алексеев В.А. Указ. соч.С. 373

[13] Суслов М.А. XXII съезд КПСС и задачи кафедр общественных наук // Коммунист 1962. № 3. С.38

[14] Ильичев Л.Ф. Формирование научного мировоззрения и атеистическое воспитание. // Коммунист 1962. № 1. С.24-46

[15] РГАСПИ ф. 606 Оп. 4, д. 10, л. 20

[16] РГАСПИ ф. 606 Оп. 4, д. 18 л. 1

[17] РГАСПИ ф. 606 Оп. 4. 1, л. 27-28

[18] См.: Цыпин В., прот. Указ. соч. С. 379-380.

[19] ГАРО ф. р-5629. Оп. 1, д. 90,л. 120

[20] ГАРО ф. р-5629. Оп. 1, д.90,л. 119

[21] См.:Шкаровский М.В. Указ. соч. С. 383.

[22] См.: Цыпин В., прот. Указ. соч. С. 380; Шкаровский М.В. Указ. соч. С. 363-365.

[23] См.: Шкаровский М.В. Указ. соч. С. 370.

[25] См.: Журнал Московской Патриархии. 1960. № 2. С. 27.

[26] ГАРФ. ф. р 6991., д. 228, л. 21.

[27] См.: Шкаровский М.В. Указ. соч. С. 370.

[28] Диалог с Церковной Россией. Париж, 1967. С.88

[30] Диалог с Церковной Россией. Париж, 1967 .С.100

[31] Человек Церкви. М., 1998 .С. 104.

[32] Василий (Кривошеин), архиеп. Две встречи. СПб., 2003. С. 53.

[33] Цыпин В., прот. История Русской Церкви в 1917-1997 М., 1997. С. 387-388

[34] См.: Василий (Кривошеин), архиеп. Две встречи. СПб., 2003. С. 71-72.

[35] Цыпин В., прот.Указ. соч. С. 390

[36] ГАКО ф. р-3501. Оп. 1, д. 57, л. 10

[37] ГАРО ф. р-5629. Оп. 1, д.71, л. 171

[39] Шведов О.В. Энциклопедия церковной жизни. М., 2003. С. 145

[40] Васильева О.Ю. Указ. соч. . С. 242.

[41] Цит. по: Васильева О. Указ.соч. С. 243.

[42] ГАТО ф. 3354. Оп. 1, д. 38, л. 5

[43] ГАКО ф. р-3501. Оп. 1, д. 726, л.5

[44] Цит. по: Васильева О. Указ. соч. С. 235-236.

Прихожанка

Прихожанка Православие, державность, народность


Наши либералы, как только на страну наступила "эпоха гласности", спели все мыслимые и немыслимые дифирамбы в адрес Хрущева: и "оттепель"-то он устроил, и "культ личности" разоблачил, и миллионы репрессированных обратно разрепрессировал, и вообще лучший руководитель страны всех времен и народов.

Поскольку с хрущевскими временами у меня было связано раннее детство, а от родителей и дедушки с бабушкой я про него ни одного доброго слова не слышала, меня это как-то напрягало, вызывало желание разобраться в этом вопросе. Попытки разобраться привели к выводом совершенно противоположным тому, что вещали глашатаи гласности. С тех пор дифирамбы в адрес Никиты Сергеича как-то поутихли, однако необходимость "разбора полетов" осталась.

Особенно она необходима, когда всплывают его идейные последователи,- как среди либералов, так и среди нео-большевиков.

Сейчас, когда резко активизировалась антицерковная кампания, в том числе на КОНТе, стали всплывать старые, давно развенчанные фейки и вбросы, уходящие корнями в хрущевский троцкизм.

Поводом для этой статьи послужила публикация вот такого вот вброса:


Автора публикации не указываю, дабы не создавать ему рекламы, тем более, что он этот фейк просто вытащил из старого хлама.

Итак, автор на голубом глазу утверждает, что при Хрущеве церкви сами позакрывались, а попы сами разбежались по одной простой причине: РПЦ обязали платить налоги.

Не ответить на такую наглую клевету я не могу.

Итак, по порядку.

Причины хрущевских гонений на Церковь.

И хотя 14 октября 1964 года, в праздник Покрова Божией Матери, Хрущев был отстранен от власти, преследования Церкви и верующих, маховик которых был раскручен Хрущевым, продолжались еще долгие годы.

О том, почему Н.С. Хрущев ополчился на Церковь, как изменилась церковная жизнь в результате проведенных реформ, подчинилось ли общество приказу стать всем поголовно безбожниками, разные историки высказывают разные мнения.

Вот, например, видный историк Церкви, О.Ю. Васильева, полагает, что:


Как говорит О.Ю. Васильева:

"Сталин в военные и послевоенные годы, можно сказать, реабилитировал Церковь. 1943–1953 годы – это золотое десятилетие отношений Церкви и государства, как бы парадоксально это ни звучало.

Государству понятно было участие Церкви в войне, в послевоенной жизни; понятно было, как она воспринимается общественным сознанием. Между прочим, есть огромное количество интересных документов, свидетельствующих, что тогдашние спецслужбы по прямому указанию Сталина следили, как реагирует народ на Архиерейский Собор 1943 года, на избрание Сергия Патриархом, на Поместный Собор 1945 года. Если бы Сталину это было не интересно, не важно с точки зрения политики внутренней и внешней, вряд ли бы эти сведения собирались.

Иерей Александр Мазырин, преподаватель Свято-Тихоновского православного Университета, полагает, что причиной хрущевских гонений на Церковь было его обещание к 1980 году построить в СССР коммунизм, поэтому религия, как несовместимая с коммунистическим обществом, к моменту построения коммунизма должна была исчезнуть в советском обществе. Выступая на телевидении, он обещал к 1967 году показать по ТВ "последнего попа".

Он обещал это сделать к 50-летию советской власти, однако сам у власти до этого срока не удержался, а вот Церковь выстояла.

Следует также отметить, что хрущевские гонения были направлены против всех религиозных конфессий.

Методы борьбы Хрущева с Церковью.

Полномасштабные хрущёвские гонения развернулись с 1959 года. Это были административные, экономические и идеологические методы.

Таких масштабных репрессий, как в первые годы советской власти, а также в 1937-1938 годах, не было, за период хрущёвских гонений арестовано было несколько сот служителей Церкви. Число монахов, которых принудительно направляли в психиатрические заведения, точно неизвестно.

1. Экономические методы.

При Сталине, в августе 1945 года и в январе 1946-го были приняты постановления Совнаркома и Совмина о церковных организациях, которые предоставляли им ограниченное право юридического лица. Это меняло положение Церкви, которая по декрету 1918 года и постановлению 1929-го была лишена права юридического лица. Теперь же Церкви разрешалось приобретение транспортных средств, хотя и ограниченное; разрешались покупка в собственность домов, новое строительство, а Совнаркомы республик обязывались оказывать материально-техническую помощь Церкви, выделять строительные материалы для церковных нужд.

Со "сталинским наследием" следовало покончить, поэтому:

- 16 октября 1958 года вышло два постановления Совета Министров СССР:

1) "О монастырях в СССР". Этим постановлением поручалось Советам министров союзных республик, Совету по делам Русской Православной Церкви и Совету по делам религиозных культов в шестимесячный срок изучить вопрос о сокращении количества монастырей и скитов и внести в Совет министров СССР предложения по этому вопросу, предписывалось сократить размеры земельных угодий, находившихся в пользовании монастырей. Национализированными и муниципализированными строениями, находившимися на территориях монастырей, последние могли пользоваться на основании арендных договоров, заключаемыми с исполкомами районных и городских Советов депутатов трудящихся.

Исполняя постановление Совмина о монастырях, советские власти отнимали у обителей земельные угодья, оставляя им неудобные, малопригодные для обработки наделы. Но монастырям было крайне трудно использовать и эти земельные участки, потому что привлекать для обработки земли наемную рабочую силу или добровольный и безвозмездный труд паломников было запрещено, это квалифицировалось как эксплуатация трудящихся. В монастырях же преобладали пожилые и нетрудоспособные насельники и насельницы, потому что принимать туда лиц моложе 30 лет тоже запрещалось.

2) "О повышении налогов на доходы епархиальных предприятий и монастырей" - этим постановлением религиозным объединениям запрещалось продавать свечи по ценам более высоким, чем они приобретались в свечных мастерских.

Любители плевать в Православие увидели в этом постановлении уравнивание церковных организаций с предпринимателями. Однако хотелось бы посмотреть на законодательство, которое запрещало или запрещает сейчас какому-либо предпринимателю продавать нечто, приобретенные на 10 рублей, например, за 12 рублей. Заплати налоги - и продавай спокойно. А вот церквям это запретили вообще.

Тогда же вновь были введены и при этом резко завышены налоги на земли и строения монастырей, отмененные в 1945 году. Причем, повышенными налогами облагались даже кладбища при монастырях. По оценкам церковных историков, хрущевское повышение налогового бремени на церковь носило 10-кратный характер.

- В постановлении Совета Министров СССР от 16 марта 1961 года "Об усилении контроля за выполнением законодательства о храмах", которым предусматривалось ужесточение налогов на религиозные общины; не только приходские священники, как это было прежде, но и все церковнослужители должны были облагаться налогом как кустари (при этом кустарям можно было продавать то, что они купили, с наценкой).

Была четко указана дата: к 1970 году покончить со всеми нарушениями. Сформулированы положения, которые, безусловно, были направлены на подрыв именно внутрицерковной жизни: была проведена коренная перестройка церковного управления.

2. Правовая реформа.

– Во-первых, настоятели храмов устранялись от финансово-хозяйственной и административной деятельности приходов, в результате настоятель храма становился наемным работником, и договор с ним могли расторгнуть без объяснения причин;

- во-вторых, устанавливалось управление приходом выборными органами - "двадцатками", при этом руководить "двадцаткой" должен был светский староста. Именно светский староста руководил настоятелем храма и церковным приходом и мог принимать решения, не связанные с каноническими правилами и духовной деятельностью;

- в-третьих, были перекрыты все каналы благотворительной деятельности Церкви;

- в-четвертых, была произведена ликвидация льгот священнослужителям при взимании с них подоходного налога: теперь они снова стали облагаться налогом как некооперированные кустари.

Этот пункт содержал еще одну очень важную деталь, которая касается и живущих сегодня людей – пожилых церковных людей, а в то время молодых, которые помогали в храмах. Этих людей – свечниц, уборщиц, сторожей, алтарников – снимали с государственного социального обслуживания, они фактически оказывались вне правовой зоны. У них отбирались трудовые книжки, следовательно, они как бы и не работали.

3. Идеологические и запретительные меры.

Была развернута массированная атеистическая пропаганда. При Хрущёве её масштаб превзошёл даже то, что было в самые разнузданные 1920-е и 1930-е годы. Научный атеизм стал обязательным предметом во всех советских вузах.

Параллельно шла травля верующих. Атеисты следили за активными верующими, предлагали им отречься, в случае их упорства устраивали публичные собрания, организовывали их изгнание с работы.


Следующее – ограждение детей от влияния религии.

Тут перекосы были такие, что, к примеру, Куйбышевский обком вынужден был принимать специальные документы, сдерживающие ретивых исполнителей, потому что лишались родительских прав отцы и матери огромного числа протестантских и православных семей.

Ведь это шло катком и валом: комсомольские свадьбы, общественные порицания, если не прямые преследования за крестины, отпевания… Каждую среду подавались сведения исполкомам, сколько крестилось, сколько венчалось, сколько отпевали, какое количество коммунистов присутствовало в храме…

Духовенство всячески склоняли к отречению от сана, от Церкви, от Бога – отречению публичному. И в отдельных случаях, общее число которых достигает примерно 200, это удавалось сделать. Однако это никакие не тысячи, о которых говорится в том фальшивом вбросе, который я привела в начале статьи.

В результате купить религиозные книги стало невозможно.

В 1961 году был введен учет и контроль всех таинств в церкви, то есть стало необходимо записывать паспортные данные: кто когда венчался, крестился и прочее.

Хрущев запретил колокольный звон, разрешенный Сталиным осенью 1941 года. Из библиотек исчезли религиозные книги. Власть пыталась не пустить верующих в святые места: рядом с ними или даже прямо на их месте устраивали свинарники и мусорные свалки.


Кони в разрушенном храме

Мне прихожане храма Царственных страстотерпцев в Псковской области рассказывали, как у них в селе одна местная активистка решила разгромить храм на кладбище, который устоял и в период революционных гонений, и в годы войны. Она уговорила двух мужиков - пастуха и тракториста, вместе с которыми начала это делать.

На следующий день пастух утонул в болоте, а тракторист вскорости по пьянке лишился руки. Сама она умерла при родах в страшных муках: ребенок шел неправильно, и на месте ей помочь было нельзя, а районная медицинская служба не успела. Сельчане говорят, что с тех пор никто в деревне даже камешка не взял из той церкви.

Особое внимание было уделено церковному образованию.

Та острая нехватка кадров священнослужителей, которая возникла в результате репрессий, после сталинских послаблений была несколько смягчена: были открыты духовные семинарии и духовные академии. Всего к 1958 году было 8 семинарий и 2 академии. В период хрущевский гонений 5 семинарий было закрыто.

Действовали власти по-разному. Иногда препятствовали поступлению новых студентов, и при отсутствии наполняемости семинарии приходилось закрываться. Для этого могли, например, абитуриента через военкомат вызвать на военные сборы или забрать в армию. В других случаях действовали через милицию или через комсомол. А могли просто отключить электричество и воду.

Как видим, наступление на Церковь шло по всем фронтам.

Возникает наивный детский вопрос: "Так зачем надо было все это, если достаточно было, как утверждает фейкомет, просто ввести налоги?"

Результаты хрущевских гонений на Церковь.

В 1960 году – 13 008 православных храмов, а к 1970 году – только 7338!

К 1959 году в СССР было пятьдесят восемь монастырей и семь скитов.

За 1959 год было закрыто 18 монастырей (6 мужских и 12 женских) и четыре скита.

Хрущев ведь прекрасно понимал, что монастыри – это светоч миру. Поэтому борьба с монастырями была страшной. 42 православных монастыря, в том числе Киево-Печерская Лавра, были закрыты. К концу правления Хрущева действующими остались 16 монастырей.

Следует отметить, что закрыть храмы и монастыри удавалось не везде. Так, попытка ликвидировать Речульский монастырь вблизи Кишинева превратилась в настоящее побоище.

А когда указание о закрытии привезли в Псково-Печерский монастырь, архимандрит Алипий, в миру Иван Воронов, бумагу разорвал и сжег и сказал, что лучше пойдет на мученическую смерть, чем закроет обитель. Когда пришли отбирать ключи от пещер, он скомандовал своему келейнику:

- Отец Корнилий, давай сюда топор, головы рубить будем!

От этого монастыря Хрущев и его приближенные в итоге тоже отстали.

Советские власти усилили давление на Троице-Сергиеву лавру – ту, которую в 1946 году по указанию Сталина частично вернули верующим, так же вернули и мощи святого Сергия Радонежского.

В день памяти святого Сергия Радонежского 8 октября 1960 года милиция и активисты провели акцию запугивания - они задержали многих верующих и арестовали их, требуя, чтобы те больше в лавру никогда не приходили.

Спустя год закрыли Киево-Печерскую лавру, и даже туристов в нее не пускали. А вот работу двух женских монастырей в Киеве остановить не удалось.

При этом некоторые верующие считают, что отставка Хрущева была не случайной именно 14 октября 1964-го в день Покрова Пресвятой Богородицы – возможно, так Бог воздал первому секретарю ЦК КПСС за кощунственные и циничные действия против церкви.

Как Церковь защищалась от гонений в этот период?

Рассказывает О. Ю. Васильева:

Это он сказал с высокой трибуны. Это услышали все.


На мой взгляд, это путеводная нить служения священства в любых условиях. Так что сопротивление власти было".

Причем, жесткое давление власти на Церковь давало и неожиданные результаты: например, прежде совершенно равнодушная к религиозным проблемам интеллигенция начала сочувствовать и религии, и деятелям церкви. Многие известные, в том числе и на мировом уровне, люди стали выступать в защиту церкви. Дочь Сталина Светлана почти демонстративно крестилась в самый разгар антирелигиозной кампании.

А напоследок некоторые цифры: количество храмов Русской православной церкви (включая зарубежные приходы):


Так что Церковь выстояла, а вот её гонители - нет.


ПРАВИЛА МОЕГО БЛОГА:

Не допускается брань, нецензурная брань, в том числе в завуалированной форме.

Не допускается хула и клевета на православную веру, на Бога и на святых, на Русскую православную церковь.












2021 по-настоящему стал годом значимых технологических свершений в России. Вновь признаки жизни начала подавать российская микроэлектроника. Значимые события произошли в высокотехнологи.


Вот и подоспели подарочки на Новый год! Причём, какой человек — такие и поздравления: Владимиру Владимировичу, например, отрапортовали, что полностью готов к эксплуатации «Северный пото.



Д октор исторических наук, кандидат богословия, профессор Ивановского филиала Института управления А. А. Федотов в данной публикации делает обзор первого периода хрущевских репрессий, который в 1958—1961 годах стал для Русской Православной Церкви очередным испытанием.

В 1960 году власть Хрущева была настолько прочна, что он смог начать проведение массовых антицерковных мероприятий, в результате которых Русская Церковь в период с 1959 по 1964 год потеряла около двух третей своего организационного состава [3] .

Условно антицерковные репрессии, инициированные Н. С. Хрущевым, можно разделить на два этапа:

  1. 1958–1961 гг., когда антирелигиозные мероприятия проводились в основном силами государственных структур;
  2. 1961–1964 гг., когда в реализации данных акций были широко задействованы и собственно церковные органы управления.

Происходившее вызвало глубокую озабоченность председателя Совета по делам Русской Православной Церкви Г. Г. Карпова. В своем письме на имя секретаря ЦК КПСС Е. А. Фурцевой он отмечал: «. Что я прошу? Я хотел бы, чтобы Вы лично или т. Суслов, или другой Секретарь ЦК КПСС приняли меня.

Но ни Фурцева, ни Суслов его не приняли, переложив встречу на заместителя Отдела пропаганды и агитации.

Через восемь дней, 14 марта, он передает помощнику Фурцевой еще одно письмо. Там нет эмоциональных всплесков, оно обстоятельно и выдержанно, целиком посвящено отстаиванию принципов нормализации отношений государства и Церкви. Карпов подчеркивает внешнеполитические интересы страны, в осуществлении которых может принять участие Русская Православная Церковь: «Из 14 автокефальных православных церквей мира 9 церквей целиком поддерживают начинания Московской Патриархии.

. Сейчас предполагается подготовить и провести в течение 1—2 лет Вселенский Собор или Совещание всех православных церквей мира.

. Как же можно проводить эту работу. если мы будем. поощрять грубое администрирование по отношению к церкви и не реагировать на извращения в научно-атеистической пропаганде.

В письме Г. Карпов отметил также недовольство духовенства массовыми фактами администрирования, сослался на размышления Патриарха Алексия об отставке [6] .

По указанию Совета по делам РПЦ Патриархия уже к концу 1959 года была вынуждена ликвидировать Сумскую, Челябинскую и Ульяновскую епархии, закрывать монастыри и храмы [8] .

Епархии ликвидировались путем слияния тех из них, которые имели незначительное количество приходов по сравнению с соседними епархиями.

С 1959 года Патриарх Алексий I «настойчиво добивался встречи с Н. С. Хрущевым, чтобы довести до его сведения озабоченность состояния взаимоотношений государства и Церкви.

Перед партийными организациями ставилась задача через 12—17 лет в соответствии с программой КПСС полностью освободить сознание советских людей от пережитков старого строя, в том числе и от религиозных предрассудков [14] .

Основными задачами института научного атеизма, согласно рекомендации расширенного заседания Ученого совета института научного атеизма академии общественных наук при ЦК КПСС по улучшению координации научно-исследовательской работы в области атеизма, были следующие: критика идеологии и деятельности религиозных организаций в современных условиях, раскрытие модернистских тенденций религии и церкви; особенности борьбы науки и религии на современном этапе, значение побед материалистической научной мысли в борьбе против религии, разоблачение попыток современных теологов примирить науку и религию, раскрытие коренной противоположности и непримиримости научного мировоззрения и религиозной идеологии, обобщение ленинского этапа в развитии атеизма; критика социально-нравственной доктрины религии и Церкви, раскрытие непримиримости коммунистического и религиозного понимания цели и смысла жизни, моральной оценки и ответственности, отношения к труду, общественному долгу, семье, женщине и т. д.; изучения степени и характера религиозности населения, психологии современного верующего путем конкретных социальных исследований, разработка предпосылок и путей полного преодоления религии в нашей стране, действенных форм и методов атеистического воспитания трудящихся; исследование тенденции в развитии религиозной идеологии и религиозной организации в капиталистических странах [17] .

Одновременно были сделаны шаги, подорвавшие и материальную базу Церкви. Было запрещено продавать свечи по ценам более высоким, чем они приобретались в свечных мастерских. Это было серьезным ударом по доходам и бюджету церковных приходов, так как приобретение свечей в епархиальных свечных мастерских стало убыточным для храмов, что привело, в свою очередь, к закрытию мастерских [18] .

Местные органы власти вмешивались в вопросы установления цен на свечи и церковную утварь непосредственно в храмах. Так, в своем письме в Рязанское епархиальное управление члены церковного совета села Борец Сараевского района рассказывали о фактах грубого давления на них со стороны ответственных работников райисполкома с целью резкого снижения существовавших цен, что могло привести фактически к полной финансовой несостоятельности данного храма [19] . Подобные же проблемы были и у других храмов этого района, в частности у церкви города Сапожка [20] .

В тоже время государство продолжало использовать Церковь как инструмент в международной политике.

В 1960 году был осуждён на три года заключения архиепископ Иов (Кресович) (в 1973—1977 гг. Ивановский и Кинешемский) за то, что активно пытался противодействовать закрытию церквей в епархии. Он разъезжал по сёлам и призывал паству твёрдо стоять за свои храмы. Архиепископ Иов был обвинён в неуплате налогов и в сокрытии доходов.

Закрытие приходов в 1959 году приобрело массовый характер, в следующем году оно осуществлялось с ещё большим размахом, сравнимым разве что с кампаниями эпохи великого перелома. Из 13 008 приходов на 1 января 1961 года осталось 11 571, 1437 храмов были закрыты, многие разрушены или взорваны [35] .

Например, статья 21 Постановления 1929 года, устанавливающая надзор органов госбезопасности над Церковью, в редакции закона, принятого в 1962 году, была исключена. Типичное изменение формулировок норм заключалось в указании на решающую роль Совета по делам РПЦ при Совете Министров СССР, к которому перешли все права по открытию и закрытию храмов и все вопросы, связанные с отношениями Церкви и общества, Церкви и государства. Если в прежней редакции закона практически все подобные вопросы решались местной властью, то теперь повелевается все решать в центре, в Москве [39] .

Но искренне ли верил главный идеолог новых гонений на Церковь Н. С. Хрущев в возможность скорого построения коммунизма, в котором не должно быть места религиозным предрассудкам?

Причины

Особенности

Историки выделяют несколько особенностей, характерных именно для этой кампании.

Цель — перевоспитание

Тотальность кампании

Антисектантский акцент

Начало

Методы

Давление на религиозных лидеров

Центральные органы религиозных организаций в СССР были близки к ликвидации вследствие репрессий 1930-х гг. Однако в ходе войны с Германией (1941—1945) политика Сталина по отношению к религии смягчилась: в 1943 году по инициативе Сталина был проведён Собор епископов Русской православной церкви, который избрал митрополита Сергия (Страгородского) на Патриарший престол, а в 1944 году создан ВСЕХБ — орган, руководящий объединенными евангельскими христианами и баптистами (к которым позже была присоединена часть пятидесятников). Возобновилась также деятельность ВСАСД — Всесоюзного совета адвентистов седьмого дня (который, впрочем, в 1960 году был распущен).

Легальные религиозные лидеры оказались в сложном положении: будучи людьми верующими, они были вынуждены всё время балансировать между интересами верующих и политической линией атеистического государства. С одной стороны, наличие централизованного руководства позволяло конфессиям существовать легально, что в агрессивной среде само по себе много значило. С другой стороны, стремясь и дальше оставаться легальными, они были вынуждены искать компромисса, порой заходя слишком далеко.

Давление оказывалось и на руководство Русской православной церкви. После начала кампании, на протяжении 1959 года, Патриарх Алексий I пытался добиться личной аудиенции Хрущёва, но безрезультатно. Встречаться ему приходилось с руководителями Совета по делам РПЦ Г. Г. Карповым и В. А. Куроедовым, которые оказывали на него давление.

Пропаганда

Однако основную роль в пропаганде играли не лекции, а произведения кино, литературы и вал антирелигиозных публикаций в СМИ. Советские писатели, кинематографисты, журналисты получили социальный заказ на выпуск антирелигиозных произведений.

Важная роль в пропагандистской части кампании отводилась антирелигиозным выступлениям бывших священнослужителей и верующих, отрекшихся от Бога. Большой резонанс получило отречение от Бога профессора Ленинградской духовной академии РПЦ протоиерея А. А. Осипова в декабре 1959 года. Немало таких случаев было у протестантов. Газеты того времени часто печатали и перепечатывали подобные истории (статьи республиканских газет перепечатывали областные, областных — районные), многие из этих статей потом выпускались в отдельных печатных сборниках.

Некоторые из отрекшихся активно участвовали в кампании против своих бывших единоверцев: выступали свидетелями обвинения на судах против верующих, сочиняли антирелигиозную литературу. Так, А. А. Осипов до самой смерти продолжал писать антицерковные книги, — всего было издано 11 книг и брошюр этого автора.

Антирелигиозные фильмы времён кампании

  • 1959 — Иванна
  • 1960 — Чудотворная
  • 1960 — Тучи над Борском
  • 1960 — Люблю тебя, жизнь
  • 1961 — Анафема
  • 1961 — Обманутые (латыш. Pieviltie)
  • 1962 — Армагеддон
  • 1962 — Исповедь
  • 1962 — Конец света
  • 1962 — Грешница
  • 1962 — Грешный ангел
  • 1962 — Цветок на камне
  • 1962 — Небесная история (мультфильм)
  • 1963 — Всё остаётся людям

Администрирование

Одним из главных направлений кампании стала ликвидация религиозных организаций на местах. Совет по делам РПЦ и Совет по делам религиозных культов (в 1965 году объединенные в один Совет по делам религий) принимали меры к снятию с регистрации (и отказам в регистрации) религиозных общин, закрытию монастырей, храмов, домов молитвы, мечетей, синагог.

В православии из действовавших в 1947 году 8 духовных семинарий после хрущёвской кампании осталось только 3 (из них 2 — при академиях). Были закрыты кафедральные соборы в Риге, Полтаве, Виннице, Новгороде, Орле; резко уменьшилось число городских и особенно сельских церквей. В 1963 году общее число православных приходов в СССР по сравнению с 1953 годом было сокращено более чем вдвое. В 1959 году РПЦ имела 47 монастырей, а к середине 60-х годов осталось только 16, число монашествующих, сохранивших монастырскую прописку, сократилось с 3 тысяч до 1,5 тысяч.

В ряде регионов у протестантов, несмотря на большое количество верующих, не было ни одной легальной общины (например, в Приморском крае). В результате общины вынужденно проводили богослужения нелегально. При этом протестантам для проведения богослужений не требовалось практически никаких специфических аксессуаров, и богослужения, в крайнем случае, можно было проводить и в лесу. Так, Владивостокская община евангельских христиан-баптистов на протяжении нескольких лет проводила богослужения под открытым небом — на развалинах дома молитвы, который городские власти снесли и запрещали восстановить. (см. иллюстрацию)

Разрушение храмов

За время антирелигиозной кампании были снесены многие храмы, закрытые еще до Великой Отечественной войны. Среди них немало ценных архитектурных памятников — Троицкий собор в Стрельне, церковь Спаса на Сенной, старейшее здание Красноярска, Греческая церковь на Греческой площади, Успенская церковь в Петровском и другие. Более полный список см. здесь. Одновременно шёл массовый снос храмов и домов молитвы, действовавших до начала кампании, но закрытых в период 1959—1964 годов, включая храм Преображения Господня в Преображенском, в Москве, Казанскую церковь в Пскове.

Всего, по данным Совета по делам религиозных культов при Совете Министров СССР, в 1961—1964 годах было выслано в отдаленные районы более 400 верующих.

Даже официальное трудоустройство не всегда спасало от высылки. Указ от 4 мая 1961 года мог трактовать официальное трудоустройство как создание видимости добросовестного труда.

Так, например, в г. Спасске-Дальнем Приморского края судили пресвитера местной общины ЕХБ Василия Стефановича Лавринова — ветерана Великой отечественной войны, бывшего начальника местного отделения милиции и коммуниста. Его обвинили в том, что он живёт на пожертвования верующих и якобы купил себе автомобиль. В ходе следствия выяснилось, что автомобиля у него нет, а есть велосипед с моторчиком, на котором он ездит на предприятие, где работает жестянщиком. Однако это не помешало устроить над ним показательный общественный суд в Дворце культуры цементников. Причем время, потраченное на хождение к следователю, ему зачли как прогулы. В итоге он был приговорен к 5 годам высылки.

Уголовное преследование

Принятая на XXII съезде Программа КПСС предусматривала, что к 1980 году в СССР будет построен коммунизм. Соответственно, предполагалось, что современная молодежь будет жить в условиях, где нет места религии. Поэтому особое внимание уделялось атеистическому воспитанию детей. В школе естественные науки и история преподавались с атеистических позиций. Атеизм прививался (в основном, успешно) в пионерской и комсомольской организациях.

Сложнее было с детьми верующих, которые получали религиозное воспитание в семье. Этот вопрос мог решаться путем провоцирования конфликта между детьми и родителями. Так, например, когда в январе 1961 года в г. Находка семиклассница Люба Мезенцева отреклась от родителей-пятидесятников и высказала пожелание жить в детдоме, то и одноклассники, и руководство школы, и комсомольское руководство выступили в её поддержку (см. иллюстрацию — газетную статью).

Сотрудничавшая с Московской Хельсинкской группой правозащитница Лидия Воронина, побывавшая в 1976 году у пятидесятников Находки, писала потом:

Процедура изъятия детей зачастую происходила путем инспирирования приговоров общественных судов, а самих верующих при этом выставляли безумными и злобными фанатиками (см. иллюстрацию).

Реакция верующих

Государственная власть требовала от религиозных лидеров безусловной политической лояльности; они, ища компромисса с властью, принимали порой решения, идущие вразрез с интересами своей конфессии.

В результате, у протестантов в СССР возникло оппозиционное движение, приведшее к расколу ВСЕХБ и формированию альтернативного межцерковного органа — Совета Церквей ЕХБ (СЦ ЕХБ). Во главе этого движения стояли молодые пресвитеры — Г. К. Крючков, Г. П. Винс и другие.

Как отмечала историк Елена Панич, «в среде евангельских христиан-баптистов возникло фактически две точки зрения касательно запрещённого служения. Одна из них неофициально воплощалась ВСЕХБ и состояла в том, что запрещающие документы „не вечны“, поэтому если поместным церквям удастся в практике повседневной жизни их нарушить без особого для себя ущерба, то это состояние можно считать нормальным. В

Реакция общества

Итоги

Антирелигиозная кампания показала, что уничтожить религию крайне сложно, и впредь советское государство вынуждено было вести себя более осмотрительно.

Налогообложение православных религиозных организаций и служителей культа в Cоветской России

На протяжении всей досоветской истории культовая деятельность как таковая была освобождена от каких-либо обложений. Государство брало на себя функцию обеспечения необходимых материальных нужд религиозных объединений преимущественно путем предоставления сельскохозяйственных земель. По мере роста землевладения религиозных объединений увеличивались объемы податей в казну с крестьянских дворов, расположенных на землях религиозных объединений. С одной стороны, производство богослужебных предметов и религиозной литературы освобождалось от налогообложения, с другой — коммерческая деятельность церкви, в том числе устройство доходных домов, облагалась государственным налогом.

Арендная плата за землю , находящуюся под храмом, была введена в 1923 г., она исчислялась в соответствии с размером ставки, принятой в данном городском поселении для частновладельческих усадебных земель. Этой нормой создавалась двойственность правого положения религиозных общин: с одной стороны, группа верующих должна была оплатить аренду земли как частное общество, но, с другой стороны, это частное общество не извлекало прибыли от взятого в пользование богослужебного имущества. Ставка местного сбора за аренду городской земли зачастую была непосильной для групп верующих.

Часто арендная плата за земельные участки, находящиеся под зданиями религиозного культа, взималась с нарушениями законодательства. В Народный комиссариат финансов и во ВЦИК поступали жалобы церковно-приходских общин и отдельных служителей культа на неправильность и непосильность обложения местными и государственными налогами. При обложении церковных зданий местным налогом со строений не выполнялись директивы Народного комиссариата финансов о производстве оценки таких зданий поданным Госстраха. Здания оценивались по довоенным меркам и общегубернским нормам для жилых зданий с применением сверх того еще поправочных коэффициентов.

В случае просрочки платежа на религиозную общину возлагалось требование уплатить пеню в размере 1% за каждый день просрочки, что также зачастую приводило к потере общиной своего культового здания.

В 1930-е годы каждый православный приход был обязан выплачивать в государственную казну следующие налоги и сборы:

  • налог на строение. Он устанавливался в размере 15,5% оценочной стоимости церковного здания в год. Оценка здания проводилась властью в 1929-1930 гг. В 1935 г. была проведена переоценка зданий, и стоимость строений была повышена, несмотря на отсутствие ремонта за этот период времени. Так, например, церковный совет с. Непрядвы Воловского района Московской обл. с 1930 по 1935 г. платил за здание площадью 600 кв. м налог в сумме 2500 руб., а с 1935-2800 руб. Оценка здания зависела от его размеров, материала, из которого оно было построено, месторасположения. Особенно высокими налогами облагались церкви в Москве. Религиозная община при Богоявленском соборе в Елохове платила в год 40 000 руб., в то время как приходские общины в сельской местности выплачивали примерно около 1000-3000 руб.;
  • рента за землю, на которой находилась церковь, и за землю в церковной ограде. Взималась плата примерно в 70% налога на строение; а также
  • страховой взнос за пользование церковным зданием. Страховой взнос составлял примерно 30% налога на строение (50-500 руб.) 1 См.: Щепетков М., свящ. Налогообложение духовенства в 1930-е годы как форма гонения на Православную церковь // XIII Международные рождественские образовательные чтения. М., 2005. .

В своем письме к председателю Комиссии ВЦИК по вопросам культов Смидовичу Местоблюститель Патриаршего Престола митрополит Сергий (Страгородский) в 1930 г. приводил многочисленные факты беззакония в области налогообложения православных организаций и вносил предложения по совершенствованию налогового законодательства. В частности, в письме митр. Сергия говорилось: «Сбор авторского гонорара в пользу драмсоюза необходимо поставить в строго законные рамки, т.е. чтобы сбор производился только за исполнение в церкви тех музыкальных произведений, которые или национализированы, или же по авторскому праву принадлежат какому-либо лицу, а не вообще за пение в церкви чего бы то ни было при богослужении, в частности, чтобы исполнение служителем культа своих богослужебных обязанностей не рассматривалось как исполнение артистами музыкальных произведений, и потому церкви не привлекались бы к уплате 5% сбора со всего дохода, получаемого духовенством храма, т.е. и дохода с треб, совершаемых даже вне храма.

Налогообложение служителей культа. Согласно циркуляру Наркомата юстиции РСФР от 15 декабря 1923 г., служители культа, основным источником существования которых являлось вознаграждение за культовую деятельность, при взимании подоходно-поимущественного налога, квартирной платы и платы за обучение детей в единой трудовой школе приравнивались к лицам свободных профессий. К служителям религиозных культов причислялись не только те, кто входил в состав приходских причтов, но и все граждане, проживающие на доходы от обслуживания храмов, но не совершающие обрядов, как то: певчие, просвирни и т.п.

Позднее священнослужителей стали приравнивать к некооперированным кустарям и ремесленникам, эксплуатирующим наемный труд, лицам, занимающимся мелкой торговлей, прочим гражданам, проживающим на нетрудовые доходы. В отношении доходов служителей культа применялась повышенная ставка подоходно-поимущественного налога .

Сумма налоговых платежей не всегда соответствовала реальным доходам священника. В своем заявлении в Наркомат юстиции РСФСР протоиерей И. Бутырев из Тульской епархии указывал на тот факт, что за 1923 г. суммы подоходно-поимущественного налога составили для епископа 450 руб. золотом, для городских священников — от 250 и выше, для сельских — от 66, для псаломщиков — от 9 руб. золотом.

Доход, полученный от культовой деятельности, как правило, завышался местной властью. Налоги, уплачиваемые сельскими священниками, устанавливались исходя из дохода в 1000-3000 руб. в год, а то и выше, хотя реальный доход был примерно 400-700 руб. в год. По мнению сотрудников Комиссии по вопросам культа при ВЦИК, приблизительный доход церкви в 200—300 человек прихожан в 1933 г. составлял 3000-4000 руб. Вмененный доход от культовой деятельности увеличивали в случае, если закрывался соседний храм.

Наряду с Русской православной церковью налоговое давление испытывали религиозные организации других конфессий и толков. Попытка Священного Синода обновленческой церкви, обратившегося в феврале 1924 г. в ЦИК СССР с просьбой об отмене для сельских священников совмещения налогов, а для городских — установления налогообложения, начиная с дохода, превышающего 350 руб. золотом в год, изменить положение в сфере налогообложения осталась безрезультатной.

В связи с отменой промыслового налога с духовенства излишне выплаченные суммы за 1922 г. были зачислены в счет других налогов и сборов со служителей культа.

Сборы на нужды жилищного и культурно-бытового строительства устанавливались в размере от 9 до 24% от вмененного дохода от культовой деятельности.

Священнослужители наравне с другими гражданами выполняли общегражданские общественные повинности и обязанности , установленные циркуляром НКЮ, НКВД, НКЗ и РКП от 15 августа 1921 г. В городах, особенно в начале 1920-х годов, служителей культа часто в принудительном порядке привлекали к трудовой повинности в виде очищения улиц, базарных площадей и других неквалифицированных работ. Исключение составляла воинская повинность. По закону об обязательной военной службе от 18 сентября 1925 г. граждане, лишенные избирательных прав, в том числе представители духовенства, направлялись в тыловое ополчение. Призыв граждан, которым не доверялось ношение оружия, производился одновременно с очередным призывом их сверстников на действительную военную службу. Никакие отсрочки и право на льготы по семейно-имущественному положению не имели действительной силы.

Помимо постоянных налоговых отчислений, Советское государство требовало выполнения сельскими жителями, в том числе служителями культа, государственных поставок (участие в мясозаготовках, молокозаготовках, картофелезаготовках и т.п.). Заготовительные и потребительские цены не соответствовали друг другу. На каждый социальный слой сельского населения устанавливалась определенная норма. Если норму колхозника брать за коэффициент 1, то единоличник сдавал по норме 1,5, а кулак по норме — 2. Например, участвуя в мясозаготовках, колхозник был обязан сдать 37 кг, единоличник — 56 кг, а кулак — 74 кг. Единоличники и кулаки сдавали сельхозпродуктов в 1,5-2 раза больше, чем колхозники.

Сельские священнослужители, которые в своем хозяйстве имели корову, обязаны были сдавать государству молоко и мясо по нормам, установленными для кулаков. Если коровы в хозяйстве священника не было — то по нормам, установленным для единоличников. В случае просрочки выполнения государственной поставки необходимо было выплатить штраф в размере от 300 до 1500 руб. В противном случае изымалось имущество, как правило дом, корова или надворные постройки.

Наряду с другими категориями населения служители культа осуществляли выплаты в фонд социального страхования .

Отвечая на жалобы служителей религиозных культов по поводу тяжелых условий оплаты обучения. Народный комиссариат просвещения разъяснял, что ее снижение и установление льгот допустимы только в отдельных случаях, по постановлению специальных комиссий, предусмотренных инструкцией о платности обучения. Размер платы для священников, проживавших в городах и служивших на доходных приходах, и для многосемейных сельских псаломщиков местным органам предлагалось дифференцировать.

Кроме того, правительством реализовывались облигации внутреннего займа, срок погашения которых составлял несколько лет .

В архивных фондах хранятся многочисленные жалобы и заявления служителей культа о взимании непомерно высокой квартирной платы. Максимальный тариф со служителей культа, проживавших в муниципализированных домах в сельской местности, составлял 1 руб., являвшийся минимальным для городов. Служители культа, как и другие граждане, могли быть выселены из занимаемых ими помещений, помимо прочих оснований (при необходимости капитального ремонта помещения, за порчу жилья, занятие жилого помещения без разрешения жилищного отдела), за неплатеж квартирной платы в установленном размере и сроке.

В конце 1920-х годов они были отнесены к лицам нетрудовых категорий и должны были выплачивать высокие налоги. К примеру, согласно инструкции Моссовета от 1 сентября 1928 г. квартплата в Москве с лиц нетрудовых категорий, в том числе духовенства, составляла 8 руб. 80 коп. за 1 кв. м. А в ряде случаев сумма по квартплате превышала сумму годового дохода духовенства.

Жалобы на непосильное налогообложение стали обычным явлением. Секретариат Президиума ВЦИК отправлял подобные жалобы на рассмотрение губернских финотделов. Хотя Наркомат финансов РСФСР циркуляром от 2 января 1924 г. разрешал предоставлять священнослужителям льготу по уплате налогов в порядке отсрочки, рассрочки, сложения недоимки и пени , на местах не спешили ее применять.

В протоколе заседания Постоянной комиссии от 6 апреля 1930 г. признавалось наличие многочисленных фактов незаконного применения в отношении духовенства таких мер ответственности, как высылка за пределы городов на основании рода деятельности, раскулачивание священнослужителей, чьи хозяйства не соответствовали признакам кулацкого хозяйства, незаконное привлечение духовенства к принудительным работам, завышение ставок налогообложения духовенства. Комиссия предложила Прокуратуре РСФСР привлекать виновных должностных лиц, допустивших переобложение духовенства налогами, к уголовной ответственности .

Специальным циркуляром Президиума ВЦИК от 20 июня 1930 г. были признаны незаконными привлечение священнослужителей к принудительным работам на основании рода деятельности, взимание с них сборов на кооперацию, тракторизацию, а также натуральных налогов непроизводимыми в хозяйстве продуктами. Циркуляр ограничил годовой размер квартирной платы и коммунальных платежей 30% годового дохода служителей культа.

Однако поток жалоб на нарушения прав священнослужителей не уменьшился и после рассылки циркуляра исполкомам местных Советов. Известен вопиющий факт нарушения законодательства о налогах и сборах в отношении сельского священника И.Г. Глазкова, у которого в счет налоговых платежей было изъято все имущество, а в части, не покрывшей сумму, взыскание было обращено на имущество отдельно проживавших детей. М.И. Калинин был вынужден лично обратиться к председателю Иваново-Вознесенского областного исполкома с просьбой о пересмотре размера налогообложения священника.

В мае 1931 г. Президиум Иваново-Вознесенского облисполкома сообщил М.И. Калинину о том, что областной прокуратурой было возбуждено уголовное дело в отношении виновных должностных лиц, незаконно изъявших имущество у священника И.Г. Глазкова и его отдельно проживающих детей. Однако на практике виновные должностные лица, как правило, привлекались не к уголовной, а всего лишь к дисциплинарной ответственности .

Особая проблема возникла с возвращением переплаченных духовенством сумм по подоходному налогу за 1931 г. В 1932 г. Наркомат финансов СССР дал руководящее разъяснение, предписав зачислить образовавшиеся суммы в счет других платежей за 1931 г., а оставшиеся сверх того суммы возместить священникам облигациями внутренних займов. Но вскоре вновь возникла проблема переплаты по налогам и сборам из-за неправильного применения циркуляра Наркомата финансов СССР № 68. Киевский областной финотдел информировал о том, что после выплаты денежных средств священнослужителям ряд секретарей парткомов и председателей райисполкомов Киевской обл. обвинили работников областного финотдела в искривлении классовой линии.

Обобщив информацию, поступившую от обл- и райфинотделов, Наркомат финансов СССР в сентябре /934 г. обратился в ЦК ВКП(б) с предложением: установить сельхозналог с духовенства, аналогичный налогу с единоличников, а подоходный налог не по II, а по III расписанию ставок налогообложения с предоставлением облисполкомам права самостоятельного установления норм исчисления подоходного налога с духовенства . В доказательство необходимости предлагаемого изменения Наркомат финансов СССР приводил следующие данные о доходах и взимании налогов и сборов с духовенства г. Москвы: Дмитриев — по заявленному доходу 2700 руб. согласно II расписанию уплачивал 206 руб. подоходного налога, а по III расписанию внес бы 733 руб.; Введенский — имел годовой доход 9250 руб., из них налог составил 727 руб., в то время как по III расписанию следовало бы удержать сумму в 5350 руб.

Налоговая политика Советского государства развивалась по пути разграничения налогообложения религиозных объединений и налогообложения служителей культа. Усиление налогового бремени в отношении духовенства было связано с общим наступлением на частное предпринимательство и с коллективизацией деревни.

Таким образом, на протяжении 1920-1930-х годов духовенство подлежало налогообложению по тем ставкам и основаниям, что и наиболее обеспеченные слои населения. Государство сначала приравнивало служителей культа к лицам свободных профессий, а затем — к нетрудовому элементу, к кулакам. Вплоть до середины 1920-х годов применялось одновременное обложение имущества духовенства подоходно-поимущественным, единым сельхозналогом и волостным сбором. Принятые в 1924 г. правовые нормы, предусматривавшие возможность уплаты налогов в порядке отсрочки, рассрочки, сложения недоимки и пени, на местах зачастую не применялись. Введенный в послевоенное время льготный налоговый режим распространялся главным образом на религиозные организации, а не представителей духовенства.

Читайте также: