Порядок подготовки водителей пожарных автомобилей

Обновлено: 28.04.2024

_______________ Ю. А. Иванец

Программа предназначена для водителей пожарных машин .

В программе излагаются: организация пожарно-строевой подготовки, цели и задачи обучения, методические рекомендации по учебным дисциплинам, общий расчет учебного времени, расчет учебного времени по дисциплинам обучения, наименование тем и содержание занятий, количество часов на их изучение, законодательные и иные нормативные правовые акты, рекомендуемая учебная литература.

Формы и методы проведения занятий определяются с учетом наличия учебно- материальной базы. Для качественного усвоения теоретического материала целесообразно практические занятия по пожарной тактике, пожарно-строевой подготовке и изучению пожарной техники проводить комплексно, развивая межпредметные связи.

По окончании обучения обучаемые сдают итоговый зачет.

В результате изучения настоящего курса обучаемый должен:

- требования безопасности при несении караульной службы, тушении пожаров и проведении связанных с ними первоочередных аварийно-спасательных работ;

- служебные обязанности при несении караульной службы;

- виды первичных средств пожаротушения, способы прекращения горения, классификацию пожаров.

- правильно применять первичные средства пожаротушения при тушении пожаров;

- оказывать первую помощь пострадавшим;

- об основах законодательства в области охраны труда;

- о требованиях Правил охраны труда в подразделениях ГПС МЧС России;

- об опасных факторах пожаров (аварий) и способах защиты.

Итоговая аттестация специалиста включает в себя экзамен, который предназначен для определения теоретической и практической подготовки слушателя к выполнению профессиональных задач.

Наименование раздела и темы

Количество часов всего

Специальные агрегаты ПА. Тормозные системы

подразделениях пожарной охраны

Техническое обслуживание и ремонт ПА в условиях подразделений

Средства радио- и проводной связи, используемые на ПА

Требования безопасности при эксплуатации ПА. Оказание первой доврачебной помощи пострадавшим

Виды занятий: лекции, практические занятия

11. Свод правил 1.13130.2009 Системы противопожарной защиты. Эвакуационные пути и выходы.

12. Свод правил 2.13130.2009 Системы противопожарной защиты. Обеспечение огнестойкости объектов защиты.

13. Свод правил 3.13130.2009 Системы противопожарной защиты. Система оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре. Требования пожарной безопасности.

14. Свод правил 4.13130.2009 Системы противопожарной защиты. Ограничение распространения пожара на объекте защиты. Требования к объёмно-планировочным и конструктивным решениям.

15. Свод правил 5.13130.2009 Системы противопожарной защиты. Установки пожарной сигнализации и пожаротушения автоматические. Нормы и правила проектирования.

16. Свод правил 8.13130.2009 Системы противопожарной защиты. Источники наружного противопожарного водоснабжения. Требования пожарной безопасности.

17. Свод правил 9.13130.2009 Системы противопожарной защиты. Огнетушители. Требования пожарной безопасности.

18. Свод правил 10.13130.2009 Системы противопожарной защиты. Внутренний противопожарный водопровод. Требования пожарной безопасности.

19. Свод правил 11.13130.2009 Системы противопожарной защиты. Места дислокации подразделений пожарной охраны. Порядок и методика определения.

20. Свод правил 12.13130.2009 Системы противопожарной защиты. Определение категорий помещений, зданий и наружных установок по взрывопожарной и пожарной опасности.

21. Свод правил 13.13130.2009 Системы противопожарной защиты. Атомные станции. Требования пожарной безопасности.

22. Нормативы по пожарно-строевой и тактико-специальной подготовке для личного состава федеральной противопожарной службы, утвержденные главным военным экспертом МЧС России генерал-полковником П.В. Платом 10 мая 2011 г.

23. Методические рекомендации по действиям подразделений федеральной противопожарной службы при тушении пожаров и проведении аварийно-спасательных работ (письмо МЧС России от 25 мая 2010 г. № 43-2007-18).

24. Методическое руководство по организации и порядку эксплуатации пожарных рукавов. М., 2007.

25. Теребнев В.В. Основы пожарного дела. М., 2007.

28. Теребенев В.В. и др. Пожаротушение в жилых и общественных зданиях. М.2008.

30. В.В. Теребнев, Н.И. Ульянов, В.А. Грачев. Пожарно-техническое вооружение. Устройство и применение. - М.: Центр Пропаганды, 2007. 328 с.

31. Абросимов Ю.Г. Гидравлика и противопожарное водоснабжение, АГПС МЧС России,2003.

32. Повзик Я.С. Пожарная тактика. М.: Спецтехника, 2001.

33. Повзик Я.С. Справочник руководителя тушения пожара. М.: Спецтехника, 2001.

34. ГОСТ 12.1.044 - 89*. Пожаровзрывоопасность веществ и материалов. Номенклатура показателей и методы их определения.

35. ГОСТ 12.0.004-90 ССБТ. Организация обучения безопасности труда. Общие положения.

39. Черкасов В.Н., Костарев Н.П. Пожарная безопасность электроустановок. Учебник для слушателей и курсантов высших ПТОУ МЧС России. Москва 2002г.

40. Анцупов А.Я., Шипилов А.И. Конфликтология. М., ЮНИТИ, 2000.-552с.

41. Афонина Г.М. Педагогика. Курс лекций под ред. О.А.Абдуллиной. -Ростов-на-Дону, Феникс, 2002.- 512с.

43. Кравченко А.И. Психология и педагогика. М., ИНФРА-М, 2008.-400с.

45. Самонов А.П. Психологическая подготовка пожарных. - М.: Стройиздат, 1982.

46. Крюкова М.А., Никитина Т.И., Сергеева Ю.С. Экстренная психологическая помощь: Практическое пособие. - М.:НЦ ЭНАС, 2001. - 64 с.

47. Марищук В., Евдокимов В. Поведение и саморегуляция человека в условиях стресса. - СПб.: Сентябрь, 2001. - 260 с.

48. Психология экстремальных ситуаций для спасателей и пожарных/ под общей ред. Ю.С. Шойгу. М.: Смысл, 2007 - 319 с.

При организации профессиональной подготовке водителей основное внимание уделяется:

совершенствованию мастерства (техники и тактики) вождения пожарных автомобилей;

изучению Правил дорожного движения, основ психофизиологии труда водителей, территории города (района выезда части), вопросов содержания, эксплуатации, технического обслуживания и ремонта пожарных автомобилей и их специальных агрегатов;

формированию навыков обнаружения и устранения неисправностей пожарной техники.

Организационными формами профессиональной подготовки водителей является:

· повышение квалификации (включая учебные сборы, совещания, семинары).

Подготовка водителей пожарных автомобилей проводятся в соответствии с Программой подготовки личного состава частей и гарнизонов пожарной охраны. Допуск водителей к управлению пожарными автомобилями в подразделениях пожарной охраны осуществляется в соответствии с положением о порядке присвоения квалификации водителя пожарного автомобиля. При организации подготовки водителей исходят из того обстоятельства, что работа на пожарных автомобилях требует от них дополнительных знаний и умений.

Водитель пожарного автомобиля кроме требований, предусмотренных квалификационными характеристиками водителя соответствующих категорий транспортных средств, должен знать:

· правила применения специальных звуковых и световых сигналов пожарных автомобилей;

· объем, периодичность, основные правила и особенности организации технического обслуживания и текущего ремонта пожарных автомобилей;

· правила пользования гаражным оборудованием, применяемым при техническом обслуживании и текущем ремонте пожарных автомобилей.

· свойства, применение и правила хранения основных эксплуатационных материалов пожарных автомобилей, нормы рас-хода и меры по их экономии;

· способы увеличения пробега и срока службы аккумуляторных батарей пожарных автомобилей;

· правила техники безопасности, пожарной безопасности и производственной санитарии при техническом обслуживании, ремонте и эксплуатации пожарного автомобиля;

· правила ведения радиообмена при работе на радиостанциях пожарного автомобиля.

Водитель, допущенный к управлению пожарным автомобилем, должен иметь устойчивые навыки:

· управления пожарными автомобилями всех типов и марок, оборудованными на шасси, отнесенными к категории транспортных средств согласно разрешающей отметке в водительском удостоверении;

· управления специальными агрегатами и механизмами закрепленного пожарного автомобиля с соблюдением правил техники безопасности;

· использования закрепленного пожарного автомобиля в условиях боевых действий на пожарах;

· работы на радиостанциях, установленных на пожарных автомобилях;

· проверки технического состояния и выполнения технического обслуживания закрепленного пожарного автомобиля;

· правильного оформления основных эксплуатационно-технических документов работы пожарного автомобиля.

Упражнения для тренировок и соревнований разрабатываются с учетом максимального приближения к встречающимся условиям работы водителей и помогут развивать у них внимательность, быстроту реакции, умение мгновенно принимать правильное решение в сложной обстановке. Эти качества служат критерием оценки профессионального мастерства водителей.

Каждым УПО, ОПО с учетом данных рекомендаций и местных условий должно быть разработано и утверждено Положение об организации повышения профессионального мастерства и проведения соревнований водителей пожарных автомобилей в два этапа: на первенство гарнизона с участием всех водителей и на первенство области с участием сборных команд.

50. Средства защиты органов дыхания: индивидуальные средства защиты органов дыхания; кислородно-изолирующие противогазы; дыхательные аппараты на сжатом воздухе; дымососы.

Чтобы предотвратить попадание загрязнённого воздуха в органы дыхания, СИЗОД должно отделить их от окружающей загрязнённой атмосферы (для этого используется лицевая часть), и обеспечить сотрудника чистым или очищенным воздухом, пригодным для дыхания (для этого используют фильтры, или источник чистого воздуха: внешний — с подачей по шлангу, или автономный — запас в баллонах, в химически связанном виде и т. п.). Тип СИЗОД и его защитные свойства зависят от конструкции его составных частей и принципа работы

Кислородно-изолирующие противогазы, работающие на сжатом газообразном кислороде, предназначены для защиты органов дыхания, лица и глаз человека от дыма и токсичных газов. Они относятся к аппаратам регенеративного типа с замкнутым циклом дыхания, при котором выдыхаемый воздух очищается от углекислого газа, обогащается кислородом и снова поступает в легкие работающего в противогазе человека.

Кислородно-изолирующие противогазы снабжаются легочным автоматом, при помощи которого можно значительно увеличить приток кислорода для дыхания, если обычного поступления будет недостаточно; включение легочного автомата производится глубоким вдохом. Кроме того, на случай, выхода из строя редуктора или легочного автомата кислород может подаваться в дыхательный мешок по байпасу редуктора, включаемого нажатием кнопки на редукторе. При снижении давления в кислородном баллоне до 20 - 25 атм необходимо заменить его новым.




Кислородно-изолирующие противогазы удобны для работы в любых загазованных помещениях, так как передвижение в них не ограничивается длиной шланга. Однако сложность их устройства, значительный вес и необходимость зарядки баллонов кислородом делает их менее употребительными, чем обычные шланговые противогазы. Пользование противогазами КИП разрешается только лицам, прошедшим специальную подготовку и медицинское освидетельствование.

Дыхательные аппараты со сжатым воздухом (ДАСВ) для пожарных предназначены для индивидуальной защиты органов дыхания и зрения от вредного воздействия непригодной для дыхания, токсичной и задымленной газовой среды при тушении пожаров в зданиях и сооружениях и на производственных объектах, а также выполнения других видов аварийных работ в различных отраслях народного хозяйства при температурах окружающей среды от -40 до +60 о С.

Пожарные дымососы предназначены для:
- удаления дыма и токсичных газов с температурой до 200 град.С при тушении и после ликвидации пожара;
- нагнетания свежего воздуха с целью снижения температуры и токсичности газодымовоздушной среды.

Пожарные дымососы установлены в трубчатом каркасе, что обеспечивает их сохранность и работоспособность при ударах и падениях. Для переноса дымососа используются силовые элементы каркаса.

Привод пожарного дымососа может быть электрическим или бензиновым.
Применяемые электродвигатели – однофазные 220 В или трехфазные 380 В, 50 Гц мощность 1,5 - 2,2 кВт.
Применяемые бензодвигатели – импортные одноцилиндровые 4-тактные (ХОНДА, ИНТЕК и пр.)

Производительность пожарных дымососов - от 2000 до 15000 м3/час.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Областное государственное казенное учреждение

«Служба гражданской защиты и пожарной безопасности

Учебно-методический центр по гражданской обороне

и чрезвычайным ситуациям

Дополнительная профессиональная

образовательная программа

г. Ульяновск

Пояснение к учебному плану

Программа предназначена для подготовки слушателей, имеющих или получающих среднее профессиональное и (или) высшее образование.

Слушатели за время обучения на данных курсах получают объем знаний и навыков, необходимый для выполнения обязанностей по должности водителя пожарного и аварийно-спасательного автомобиля.

В результате освоения образовательной программы слушатели должны обладать общими компетенциями (ОК), включающими в себя способность:

OK 1. Понимать сущность и социальную значимость будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

ОК 2. Организовывать собственную деятельность, исходя из цели и способов ее достижения, определенных руководителем.

ОК 3. Анализировать рабочую ситуацию, осуществлять текущий и итоговый контроль, оценку и коррекцию собственной деятельности, нести ответственность за результаты своей работы.

ОК 4. Осуществлять поиск информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач.

ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.

ОК 6. Работать в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством.

В результате освоения образовательной программы слушатели должны обладать профессиональными компетенциями (ПК):

ПК 1. Нести службу в пожарных подразделениях.

ПК 2. Работать на специальных агрегатах пожарных автоцистерн и насосно-рукавных автомобилей.

ПК 3. Управлять пожарным автомобилем, оборудованным устройствами для подачи специальных световых и звуковых сигналов.

ПК 4. Правильно эксплуатировать аккумуляторные батареи и автомобильные шины.

ПК 5. Проверять при смене дежурств закрепленную пожарную и аварийно-спасательную технику.

ПК 6. Иметь навыки предотвращения дорожно-транспортных происшествий.

ПК 7. Оформлять необходимую эксплуатационную документацию пожарного автомобиля.

ПК 8. Содержать закрепленную пожарную технику в состоянии постоянной готовности к действиям по тушению пожаров.

ПК 9. Ремонтировать пожарную и аварийно- спасательную технику.

ПК 10. Иметь навыки оказания первой помощи.

Руководству УМЦ предоставлено право вносить изменения и дополнения в тематические планы и содержание тем в объеме часов, указанных в учебном плане, исходя из уровня профессиональной подготовки слушателей, территориальных, демографических и климатических условий. При этом необходимо своевременно вносить коррективы в содержание программной документации и учебно-тематические материалы, связанные с изменением действующего законодательства, принятием новых ведомственных нормативных правовых актов, внедрением передовых форм и методов работы подразделений Государственной противопожарной службы, последних достижений в области обеспечения пожарной безопасности.

Формы и методы проведения занятий определяются образовательным учреждением самостоятельно, исходя из содержания темы, наличия учебно-методической базы и опыта работы слушателей. К проведению теоретических и практических занятий могут привлекаться сотрудники, практические работники и специалисты других министерств, ведомств и учебных заведений.

Практические занятия на объектах и в учебном пункте должны проводиться, как правило, двумя преподавателями. В качестве второго преподавателя допускается привлекать свободного от проведения занятий преподавателя. Занятия должны начинаться с инструктажа по правилам охраны труда с записью в соответствующем журнале. Физическая подготовка проводится в часы самоподготовки.

Для закрепления и углубления знаний программного материала рекомендуется демонстрировать учебные фильмы.

По окончании изучения каждой дисциплины проводится промежуточная аттестация (зачет).

По окончании обучения по программе проводится итоговая аттестация (экзамен). Оценочный материал для итоговой аттестации разрабатывается в соответствии с квалификационными требованиями, задачами и функциями по должности водителя пожарного автомобиля.

В случае успешного прохождения итоговой аттестации слушатель соответствует требованиям, предъявляемым к квалификации водителя пожарного автомобиля, оборудованного устройствами для подачи специальных световых и звуковых сигналов.

Учебный план

Цель: совершенствование знаний и практических навыков, а также обеспечение современного профессионального уровня водителей при работе на специальных агрегатах основных пожарных автомобилей (АЦ и АНР).

Категория слушателей: сотрудники (работники) принятые на должность водителя АЦ в подразделения УПС.

Срок обучения: 110 часов, 19 уч.дн. 3,5 нед., (час., уч.дн. нед.)

Режим занятий: 6-8 часов (час. в день)

Форма обучения: очная

Форма аттестации контроля знаний: итоговый экзамен по всем дисциплинам.

Читайте также: