Кто имеет право на проезд в многоместных кабинах автомобилей

Обновлено: 14.05.2024

Пассажир вправе сесть в транспорт (почти) без ограничений, проехать до своей остановки и получить компенсацию, если что-то произошло в пути. Подробности в нашей статье!

Содержание

Что делать, если нужно провезти санки, могут ли дети ездить без билета, как получить компенсацию в случае форс-мажора – ответы на эти и другие вопросы дают эксперты Роскачества.

В этом материале мы рассмотрим только права потребителей в городском общественном наземном транспорте, то есть в автобусах, трамваях, троллейбусах. Ими пользуется большинство, и, казалось бы, никаких сложностей тут быть не может. Однако спорные и непонятные ситуации могут возникнуть в любой момент. И в этом случае необходимо понимать, как действовать, чтобы не нарушить закон, но и не ущемить свои права.

Покупка билетов и право проезда

Пассажир имеет право:

1. Уехать на транспорте, если есть свободные места

Это правило особенно актуально для регионов, где работают маршрутные такси, так как некоторые водители могут весьма вольно распоряжаться местами, придерживать их для определенных людей или в принципе не сажать пассажиров, например, рядом с собой.

2. Проехать до нужной остановки и выйти на ней без дополнительных напоминаний

Водитель должен провозить пассажиров по всему маршруту. Если остановка присутствует в списке, пассажир должен иметь возможность до нее добраться и на ней выйти. Любые изменения в маршруте или его сокращение незаконны, и можно жаловаться в администрацию перевозчика, если такое происходит.

Из этого правила, впрочем, есть исключение – остановки по требованию (это должно быть указано в маршруте). Однако обратите внимание, что, если на этой остановке есть люди, водитель в любом случае должен остановиться, даже если в салоне никто не просил об этом.

3. Проехать до своей остановки, даже если нет билета: для детей до 16 лет, путешествующих без сопровождения взрослых

Проезд (в том числе с детьми) и провоз багажа

Здесь пассажир вправе:

4. Бесплатно провозить детей до семи лет при условии, что они не занимают отдельного места

В городском и пригородном транспорте так можно перевозить детей до семи лет. В междугородных автобусах, как правило, можно не покупать отдельный билет на ребенка до пяти лет. Если же автобус оборудован ремнями безопасности (то есть предполагается, что пассажир пристегивается, а сделать это с ребенком на коленях нельзя), то это правило не действует, зато ребенку можно купить билет с существенной скидкой.

Еще один интересный нюанс заключается в том, что в автобусах с ремнями детей до семи лет (до 12, если не подходят ремни безопасности) следует перевозить в автомобильных креслах, иначе это будет нарушением правил ПДД. Обычно не уточняется, кто именно обеспечивает наличие кресел, но, так как именно перевозчик отвечает за безопасность пассажиров, предоставлять кресла, по идее, должен он.

5. Провозить ручную кладь, а также лыжи, санки, детские коляски бесплатно

Длина, ширина и высота ручной клади не должны превышать 120 см суммарно. Перевозчик может установить дополнительные правила, в которых будут указаны более масштабные габариты (но не менее, потому что такие величины указаны в правилах, действующих на федеральном уровне). Также перевозчик может расширить перечень предметов, которые разрешено взять с собой в салон (например, включить в него чемоданы, велосипеды и так далее). В любом случае каждый перевозчик обязан разрешить бесплатно провозить одну пару лыж в чехле (на пассажира), санки, детскую коляску, инвалидное кресло. При этом ручная кладь должна не только отвечать требованиям по габаритам или виду, но и быть провозима так, чтобы не мешать другим пассажирам (не перегораживать никакие проходы и так далее), она не должна пачкать других людей в салоне, иметь неприятные запахи и так далее.

6. Провозить животных и даже птиц, если последние в клетках с глухим дном

Важно при этом то, что любое животное должно по правилам быть в клетке с глухим дном. Без клетки можно взять с собой в салон только собаку-поводыря. Однако перевозчики в регионах могут устанавливать более мягкие требования и правила. Так, например, в Московской области можно провозить собак в автобусах – маленьких на руках, крупных в салоне, но при этом собака должна быть в наморднике и на поводке.

7. Получить компенсацию за утерю багажа

Чаще всего багаж провозится вместе с пассажиром, но возможны и другие варианты. Если что-то произошло в пути и багаж утерян или по вине перевозчика пришел в негодность, перевозчик обязан компенсировать убытки. За каждые сутки в просрочке в возврате багажа пострадавшему выплачивается 3% от платы за багаж за каждый день просрочки. Для получения выплат необходимо проследить, чтобы был составлен акт о просрочке.

8. Получить компенсацию, если во время поездки произошло ДТП

Как мы уже упоминали выше, перевозчик отвечает за безопасность пассажиров и багажа. В случае ДТП во время поездки пассажирам положена компенсация, причем это гарантируется обязательным страхованием гражданской ответственности перевозчика (ОСГОП).

Соответственно, страховая компания перевозчика должна обеспечить выплаты пострадавшим в случае аварии. Информацию о страховой перевозчика можно найти в справочной информации в салоне или интернете.

Если вдруг перевозчик находится в состоянии банкротства или у него отозвана лицензия, компенсация все равно будет выплачена, за это отвечает Национальный союз страховщиков ответственности.

В случае причинения вреда здоровью можно требовать компенсационную выплату, компенсацию лечения, а также морального ущерба.

Если поездка не состоялась, прервалась, возникли сложности в процессе

В данном случае права пассажира таковы:

9. Если транспорт сломался, можно бесплатно пересесть в другой от того же перевозчика

Это правило актуально для всех видов городского транспорта, в том числе для маршрутных такси. Если мест в следующем автобусе или трамвае нет, эту проблему решает перевозчик. Если по какой-то причине пассажир все же не может уехать в разумное время, он может требовать компенсацию за проезд.

10. Вернуть деньги (или часть денег) за проезд в случае форс-мажора

Если пассажир не мог завершить поездку по вине перевозчика (например, если транспорт сломался), стоимость билета должна быть уменьшена пропорционально преодоленному расстоянию. Это актуально в том случае, если перевозчик не может предоставить другой вид транспорта по независящим от него причинам (форс-мажор – например, погодные условия).

Кстати, если автобус сломался, можно вернуть все деньги, так как за сохранность транспорта отвечает перевозчик. Но только при условии, что перевозчик не сможет в конечном итоге доставить до нужного места (то есть предоставить другое транспортное средство для перемещения).

Как быть, если ваши права нарушены?

Если перевозчик нарушил ваши права и не собирается исправляться, можно подать претензию в адрес руководства или обратиться в суд. Обратите внимание, что, если сначала подавать претензию, а потом идти в суд (естественно, при условии, что претензия не удовлетворена), можно получить больше денег за счет штрафа, который присуждается за отказ добровольно компенсировать убытки.

Подавать претензию необходимо в двух экземплярах, один останется у вас, на нем должны поставить подпись и дату. Оформить претензию можно в течение года после происшествия, ответить перевозчик должен в течение 30 дней. Если вам не отвечают или ответ вас не удовлетворяет, можно обращаться в суд.

Следите за новостями, подписывайтесь на рассылку.

При цитировании данного материала активная ссылка на источник обязательна.

В сегменте пассажирских перевозок автобус - один из самых популярных видов общественного транспорта.

Правила перевозки пассажиров в автобусах регулируются нормативными документами, начиная от правил дорожного движения до законов РФ о перевозках и, прежде всего, следующими нормативными актами:

- Правилами перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 14.02.2009 № 112;

- Правилами обеспечения безопасности перевозок пассажиров и грузов автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом и перечня мероприятий по подготовке работников юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих перевозки автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, к безопасной работе и транспортных средств к безопасной эксплуатации, утвержденными Приказом министерства транспорта РФ от 15.01.2014 № 7;

Междугородние перевозки людей должны полностью соответствовать нормативам и правилам перевозки автобусами и должны быть безопасные и комфортные.

Регламентированные нормы, установленные законодательством, должны исполняться всеми предприятиями, оказывающими услуги междугородних перевозок:

- наличие лицензии для этого вида деятельности;

- соблюдение движения автобуса установленному расписанию, согласованному с органами местной исполнительной власти;

- требования к автобусам для перевозки пассажиров;

- соответствие маршрутам следования, расписанию следования, порядок продажи билетов и пр.;

- установленный порядок при транспортировке багажа, ручной клади;

- основные требования ответственности перевозчиков и пассажиров;

- предоставление услуг гражданам льготных категорий.

Поскольку безопасность - основной критерий при перевозке людей на междугороднем транспорте, перевозки должны осуществлять профессиональные водители, обладающие опытом работы.

Безопасность транспортных услуг по перевозке пассажиров также зависят от исправности транспортных средств. Уважающая себя транспортная компания не допустит на маршрут автобус, техническое состояние которого вызывает сомнения. Правила перевозки автобусами четко определяют, что транспортное средство, допущенное на маршрут, должно полностью соответствовать всем нормам безопасности.

Обязательные требования при перевозке пассажиров на междугородних маршрутах:

- количество пассажиров в автобусе не должно быть большим, чем число мест для сидения (перевозка пассажиров стоя на междугородних линиях категорически запрещена);

- места для сидения должны быть оборудованы ремнями безопасности (э категорически запрещена);

- наличие подголовников сидений, если их установка предусмотрена конструкцией транспортного средства или Основными положениями по допуску транспортных средств к эксплуатации;

- багаж пассажиров (за исключением ручная клади), если в наличии есть отсеки багажа, размещается в этих отсеках;

- на маршрутах движения, которые имеют протяженность более 500 км, обязательно присутствие 2-х водителей;

- запрещено отклоняться от фиксированных маршрутов движения, делать остановки, не предусмотренные графиком;

- запрещено превышение скорости, установленной режимом движения общественного транспорта;

- посадка и высадка пассажиров должна производиться только после выполнения полной остановки транспорта;

- начинать движение водитель имеет право только при закрытых дверях, открывать двери до полной остановки автобуса запрещено.

В автобусах на междугородних линиях должны быть указаны:

- указатели аварийных выходов и правила пользования этими выходами;

- свод правил для пассажиров о пользовании транспортным средством.

Строго соблюдайте правила пользования общественным транспортом.

Помните, что пассажиру автобуса запрещено:

- провозить огнестрельные, взрывчатые, легковоспламеняющиеся, отравляющие, зловонные и едкие вещества;

- провозить предметы и вещи габаритом более 100Х50Х30 см.;

- провозить длинномерные предметы свыше 190 см (кроме лыж);

- провозить огнестрельное оружие, колющие и режущие предметы без чехлов или в не завернутом виде;

- провозить предметы и вещи, загрязняющие одежду пассажиров и салон автобуса;

- провозить животных, птиц (кроме в клетках и корзинах);

-находиться в салоне автобуса в пачкающей одежде;

- препятствовать закрытию дверей или открывать их до полной остановки автобус;

- открывать окно без разрешения водителя, высовываться в окна,

- распивать спиртные напитки и находиться в салоне в нетрезвом состоянии;

- ставить детей и помещать на сиденья вещи;

- приводить в действие сигналы тормоза, механизмы открывания дверей (кроме необходимости предотвращения несчастных случаев);

- отвлекать водителя и разговаривать с ним во время движения.

Нарушение правил поведения при движении транспорта и правил перевозки опасных грузов может быть небезопасно как для самого нарушителя, так и для его попутчиков.

Не допускайте нарушения правил сами и способствуйте предупреждению нарушений другими пассажирами.

2. Оплата и льготы

2.1. Оплата проезда в соответствии с действующими тарифами производится при входе в автобус с использованием единой транспортной карты (далее—ЕТК), при помощи банковской карты с бесконтактной технологией оплаты (при наличии оборудования) или наличными средствами.

2.3. При неисправности ЕТК или банковской карты, определяемой с помощью терминалов оплаты, пассажиры не освобождаются от необходимости оплаты любым другим доступным способом по тарифу разовой поездки.

2.4. Единая транспортная карта может приниматься для оплаты проезда только одного пассажира.

2.6. При оплате наличными средствами пассажир обязан сохранять проездной билет в течение всей поездки и предъявлять его по первому требованию лиц, осуществляющих контроль.

2.7. При предъявлении льготного билета или бесплатном проезде пассажир обязан иметь при себе документы, подтверждающие его право на льготу или бесплатный проезд.

2.8. В случае прекращения поездки в автобусе в связи с его неисправностью, аварией или другими не зависящими от пассажира причинами пассажир вправе воспользоваться приобретенным за наличные средства билетом для проезда в ближайшем следующем по тому же маршруту автобусе.

3. Пассажир имеет право провозить

3.3. Собаку-поводыря, перевозимую на поводке и в наморднике, – бесплатно при наличии специального документа.

3.4. Ручную кладь, занимающую не более одного места, длина, ширина и высота которой в сумме не превышает 120 см: например, одну пару лыж в чехле, детские санки, детскую коляску – бесплатно 2 . Провоз ручной клади, количество или размер которой превышает установленную норму бесплатного провоза, осуществляется при наличии квитанции на провоз ручной клади.

3.5. Багаж (при условии покупки отдельного багажного билета), длина, ширина и высота которого в сумме не превышают 180 см 3 .

4. Общие правила проезда и провоза багажа

4.1. Пассажирам запрещено ставить детей на сиденья. Это приводит к загрязнению салона и одежды других пассажиров.

4.2. Пассажир обязан обеспечить целостность ручной клади. Запрещено размещать ручную кладь на местах, предназначенных для сидения, в проходе между сиденьями, вблизи входа или выхода из ТС, в том числе аварийного.

4.3. Пассажир не должен отвлекать водителя разговорами во время движения.

4.4. Во избежание получения травм во время движения автобуса пассажир должен держаться за поручни.

4.5. Пассажир обязан соблюдать в транспорте общественный порядок.

5. Пассажирам запрещается

5.1. Проезд без билета.

5.2. Провоз без оплаты багажа и ручной клади, размеры которых превышают допустимые.

5.3. Провоз огнеопасных, взрывчатых, легковоспламеняющихся, отравляющих и едких веществ (вне зависимости от объема и тары), огнестрельного оружия, колющих и режущих предметов без чехлов и надлежащей защитной упаковки.

5.4. Курение, распитие спиртных напитков, нарушение общественного порядка.

5.5. Проезд в нетрезвом состоянии или в пачкающей одежде, а также провоз вещей или багажа, загрязняющих салон или одежду и багаж других пассажиров.

5.6. Высовываться из окон или выбрасывать мусор.

5.7. Отвлекать водителя, задерживать движение без экстренной необходимости.

6. Безбилетным является лицо:

6.1. Обнаруженное при проверке в транспортном средстве без билета.

6.2. Предъявившее поддельный билет.

6.3. Предъявившее билет, срок действия которого истек или в котором указаны фамилия и номер документа, удостоверяющего личность, не соответствующие фамилии и номеру, которые указаны в предъявленном этим лицом документе, удостоверяющем личность.

6.4. Предъявившее ранее использованный билет.

6.5. Предъявившее билет меньшей стоимости, чем стоимость проезда от пункта посадки до пункта проведения проверки.

6.6. Предъявившее билет, предназначенный для лица, которому предоставлено преимущество по оплате проезда, и не имеющее при себе документа, подтверждающего право на предоставление указанного преимущества.

6.7. У которого при оплате проезда с помощью ЕТК или банковской карты на терминале оплаты не появилось соответствующее подтверждение успешного факта оплаты в виде текстового, звукового или цветового уведомления.

7. Перечень документов, регламентирующих правила:

7.3. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 №195-ФЗ.

Сноски по тексту:

1. Пассажир обязан иметь при себе документ, подтверждающий возраст ребенка.

2. К перевозке багажом и провозу в составе ручной клади не допускаются опасные (легковоспламеняющиеся, взрывчатые, токсичные, коррозионные и другие) вещества, холодное и огнестрельное оружие без чехлов и упаковки, а также вещи (предметы), загрязняющие транспортные средства или одежду пассажиров.

3. Возможность провоза ручной клади определяется водителем, исходя из заполненности салона и конструктивных особенностей.

Приказы и Положения

7.2. Федеральный закон от 14.06.2012 №67 «Об обязательном страховании гражданской ответственности перевозчика за причинение вреда жизни, здоровью, имуществу пассажиров и о порядке возмещения такого вреда, причиненного при перевозках пассажиров метрополите (09.07.2021)

7.3. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 №195-ФЗ. (09.07.2021)

7.5. Постановление Правительства Московской области от 10.09.2014 № 727/36 «Об утверждении Порядка функционирования системы обеспечения безналичной оплаты проезда пассажиров и перевозки багажа на общественном транспорте Московской области, учета проданных (09.07.2021)

Дворы многоэтажек в больших и малых городах сегодня стали по сути запретной территорией для чужих машин. Все больше и больше дворов закрываются шлагбаумами, чтобы там не парковались посторонние машины.

Естественно, по этому поводу возникают многочисленные споры и конфликты. Ведь проблема парковки сегодня - одна из самых острых для автомобилистов.

Поэтому представляются весьма важными для владельцев машин разъяснения судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда РФ, которые она дала, разбирая спор о праве на парковку при многоквартирном доме.

Наша история, точнее, конфликт, произошла в Санкт-Петербурге. Там в суд пришел гражданин с претензией к ТСЖ дома, в котором он владеет квартирой. В иске жилец написал, что он свою квартиру сдает. Вместе с ключами от квартиры он отдал арендаторам жилья и пульт от шлагбаума на въезде во двор.

Но ТСЖ этот пульт отключило, так как пользоваться им можно лишь собственникам помещений. Об этом праве поднимать шлагбаум сказано в одном из протоколов общего собрания собственников жилья. Жильцы проголосовали за то, чтобы въезжать чужим машинам можно было лишь по заявке собственника и исключительно через диспетчера.

Местные суды истцу отказали и не стали обязывать ТСЖ включать пульт для арендаторов. Тогда гражданин дошел до Верховного суда. Там спор изучили и решение коллег отменили. Высший суд разъяснил свою позицию так.

"Дворы многоэтажек в городах сегодня стали запретной территорией для чужих машин"

Райсуд, отказывая жильцу в праве его арендаторам пользоваться его же пультом для проезда своих машин, сказал, что никто не отменял и не признавал недействующим протокол ТСЖ, в котором сказано, кто может поднимать шлагбаум на въезде во двор.

Верховный суд РФ напомнил Гражданский кодекс, в котором говорится про общее имущество собственников квартир. В это общее имущество кроме всего прочего входит также и земельный участок во дворе, который используется под парковку. По закону собственники квартир имеют право требовать устранения нарушения своих прав, даже если эти нарушения не связаны с лишением их владения.

Поэтому, сказал Верховный суд, тот протокол ТСЖ, где решено не пускать арендаторов квартир на стоянку, нарушает права собственников квартир. Потому как препятствует их доступу на общедомовую территорию и лишает возможности ставить транспорт во дворе в любое удобное для них время.

"Решение ТСЖ не пускать арендаторов квартир на стоянку нарушает права собственников квартир"

Верховный суд РФ подчеркнул - действующим законом не предусмотрена возможность блокировки доступа собственника на придворовую территорию на основании решения общего собрания. Блокировка пульта от шлагбаума Верховным судом РФ рассматривается как санкция за нарушение решения общего собрания о порядке пользования участком внутри дома.

Высший суд подчеркнул - тот факт, что порядок пользования стоянкой был утвержден общим собранием и этот протокол никто не признал недействительным, еще не основание для его безусловного применения.

Дело в том, что в Гражданском процессуальном кодексе (статья 11) сказано следующее: если один нормативный правовой акт не соответствует другому нормативному правовому акту, имеющему большую силу, то применяется последний. То есть тот акт, который сильнее.

Это правило касается не только самих нормативных правовых актов, но и так называемых локальных правовых актов, к которым и относится утвержденный собранием собственников порядок пользования земельным участком во дворе многоэтажного дома.

Проще говоря, протокол ТСЖ считается локальным актом и в спорных случаях надо применять более сильный правовой акт.

В итоге Судебная коллегия по гражданским делам Верховного суда отменила принятые по этому делу решения местных питерских судов и с учетом своих разъяснений велела пересмотреть спор ТСЖ и собственника.

В Германии собственники квартир в многоквартирных домах принимают решение об установке шлагбаума на общем собрании. Каждый собственник затем получает ключ или пульт для открывания шлагбаума, ведущего во двор. Ключ должен быть передан также в местную пожарную команду, которая в Германии осуществляет и первую медицинскую помощь. Для шлагбаумов перед въездом на частные улицы, принадлежащие только владельцам расположенных на ней земельных участков, действуют те же правила. Особого разрешения для установки шлагбаума на частных улицах, парковках или перед въездом во дворы не требуется.

В Японии придомовые шлагбаумы практически не встречаются. Сложно представить, что японцу придет в голову оставить личный автомобиль в неположенном месте, тем более на территории жилого комплекса. Даже на улице бросить машину - не лучшая идея. Через некоторое время на лобовом стекле появится уведомление о необходимости оплатить штраф. Несложные математические подсчеты подскажут, что дешевле было воспользоваться платной стоянкой.

В Испании большинство дворов "спрятаны" внутри зданий, и попасть туда постороннему человеку непросто: необходимо пройти мимо консьержа. Именно пройти, ведь дворы в Испании не предназначены для машин. Свои автомобили жильцы оставляют на подземной парковке, от ворот которой у них есть специальный пульт. Можно припарковаться и на улице, но за это придется заплатить.
Текст: Наталья Козлова

Читайте также: