Жизнь и смерть как категории религии философии культурологии эстетики права

Обновлено: 08.07.2024

Дополнительные готовые рефераты на темы:

Введение

Мораль можно определить как особый ментально-практический, а именно ценностно-ориентированный способ совладания с миром; деятельность, обусловленная мировоззрением. По сути, это совокупность идеалов, принципов, взглядов и убеждений, которые определяют поведение личности, что делает ее очень значимой.

Мировоззрение человека в первую очередь формируется обществом, поэтому источники нравственности следует искать во взаимоотношениях между людьми. Человек — существо социальное. Это послужило причиной возникновения и развития религии, права и т.д. Мораль — один из таких видов норм, определяющих поведение человека через понимание того, что является ценным (идеалы, принципы, нормы и т.д.) и что уместно (обязанности, ответственность и т.д.).

Как историческое явление, моральный регулятор постоянно развивается, отражая прогрессивную динамику общественной жизни. Среди очевидных тенденций в развитии морали можно выделить следующие.

Предмет этики

Значение, придаваемое нравственному идеалу, в основном зависит от понимания людьми мира и поэтому варьируется в различных философских системах. Например, Гераклид учил, что все реализуется в соответствии с Логосом. Конечно, предполагалось, что поведение человека нравственно, благочестиво и законно, если оно соответствует закону, необходимости природы.

Понятие эстетики и эстетической науки

Однако история эстетики как мировой науки восходит к античности, к древним мифологическим текстам. Всякий раз, когда речь шла о принципах чувственного выражения творений человеческих рук и природы, возникало единство в структуре предметов и явлений, способное передать ощущение эмоциональной оживленности, волнения, бескорыстного восхищения, и таким образом закладывались традиции эстетического анализа. Таким образом, мир проявлений (созданный людьми и природой) был задуман как объект эстетического осмысления.

Они активно обсуждали их построение и внутреннюю структуру: связь между чувственной оболочкой и символическим, духовным содержанием, сочетание в эстетическом явлении качеств, поддающихся осмыслению, и качеств, которые невозможно выразить словами, и т.д. Качества произведений и сопутствующие им чувства эмоционального подъема описывались понятием красоты, которое занимало центральное место в эстетической науке. Все остальные эстетические понятия (возвышенное, трагическое, комическое, героическое и т.д.) обретали свой смысл только через соотнесение с категорией прекрасного, которая раскрывала безграничные оттенки различных способов восприятия мира органами чувств.

Понятийно-категориальный аппарат

В этическом плане категории отражают ту сторону общественных отношений, которая связана с поведением людей, их отношением друг к другу, к обществу, к государству, к семье, к коллективу с точки зрения добра и зла, долга, чести, справедливости. Другими словами, категории этики можно оценивать в терминах добра и зла, хорошего или плохого, и они сами могут функционировать как форма такой оценки: человек долга, честный, порядочный, справедливый, ответственный и так далее.

Однако категории добра и зла, их моральная оценка разными людьми часто отличаются. Это объясняется тем, что категории этики объективны по содержанию и субъективны по форме.

Объективность содержания означает, что оно фокусируется на том, что есть в реальной жизни, и не зависит от сознания людей. И именно этот контент люди оценивают по-разному. Эта оценка зависит от ряда факторов: интеллектуального развития человека, его нравственной культуры, а также образа жизни.

Категории этики обычно классифицируются. Некоторые ученые делят их на структурные и содержательные. Другие придерживаются иного принципа: они основывают всю классификацию на одной из категорий, которую считают функциональной. Эпикур, например, подчинил все категории этики категории счастья. Аристотель сосредоточился на категории блага, а Кант рассматривал категорию долга. Даже сегодня нет единого мнения на этот счет. Российские ученые часто разделяют набор категорий на основе моральной структуры. Некоторые авторы выделяют в качестве основных элементов этой структуры моральную практику, моральное сознание и моральное самосознание, а моральные отношения и моральная деятельность вместе образуют моральную практику.

Исходя из второй позиции, мы можем различать категории этики: Категории морального сознания, категории моральных отношений и категории моральной деятельности. Следует отметить, что даже эта классификация достаточно уязвима, так как все категории находятся в тесном единстве, дополняют друг друга, переходят из одной группы в другую, влияют друг на друга.

Исходя из морали, категории этики можно разделить на 3 группы:

  1. категории актуального морального сознания (моральный принцип, моральная норма, моральное убеждение, моральная цель, моральное решение).
  2. категории моральных отношений (моральное взаимодействие, моральный конфликт, моральный авторитет, моральная репутация)
  3. категории моральной практики (моральный поступок, моральное воздаяние, моральные последствия, моральные последствия.

В принципе, мы можем утверждать, что все категории этики также являются категориями морального сознания, потому что какие бы аспекты морали они ни отражали, все они коренятся в моральном сознании. Сущностные категории морального сознания: добро, зло, долг, честь, достоинство, совесть и другие — являются центральными в системе категорий, но их нельзя отделить от моральных отношений и моральной практики.

В эстетике существует ряд категорий, к которым можно отнести то или иное понятие или объект, только если стоять на определенной точке зрения. Изменение точки зрения или критерия оценки сразу же переводит объект в другую категорию.

Категориями эстетики являются понятия прекрасного (красивого) и ужасного (безобразного), возвышенного и низменного, трагического и комического.

Прекрасное — это сфера человеческой свободы, то есть это полностью контролируемое явление. В нем нет ничего отталкивающего и пугающего.

Явления действительности, в которых проявляется максимальное для данного этапа исторического развития общества господство человека над окружающим материальным миром, сразу предстают как прекрасные.

Структура эстетического сознания и его виды

Некоторые науки и отрасли духовно-практической деятельности осваивают различные аспекты мира, которые позволяют формировать и реализовывать те или иные стороны личности. Искусство — это гарант восприятия мира в его целостности, хранитель целостности личности, целостности культуры и жизненного опыта человечества. Эта универсальная и историческая детерминация искусства обуславливает его полифункциональность, обеспечивает его необходимость на всех этапах развития человечества, хотя почти каждая функция искусства является заместителем той или иной формы деятельности: есть наука для познания мира, но искусство — это тоже знание; есть педагогика, но искусство — это образование; есть естественные языки и современные средства массовой информации, но искусство — это тоже язык и СМИ; произведение — основная форма проявления деятельности. Различные виды деятельности не заменяют функции искусства. Или, наоборот, искусство не заменяет ни одну из форм человеческой деятельности, а специально воссоздает каждую деятельность, моделирует ее. Ключ к пониманию этой особенности лежит в эстетической и гедонистической функциях искусства, которые ничего не дублируют и являются уникальной прерогативой художественной деятельности.

Все эти проблемы неизбежно приводят исследователя к вопросу о природе человека, которая определяет специфику искусства.

К. К. Маркс и Ф. Энгельс уже в XIX веке подошли к рассмотрению человека с точки зрения его деятельностной сущности. Трактовка личности как активной, творческой была разработана А. Грамши, который подчеркивал, что человек — это процесс его действий. Такое понимание проблемы легло в основу современного представления о том, что структура личности определяется структурой человеческой деятельности.

I. Внешняя активность субъекта: 1) познание, 2) оценка, 3) труд и 4) общение.

Заключение

Этика и эстетика занимают важное место среди других наук и непосредственно связаны с философией и такими ее отраслями, как онтология, гносеология, аксиология, праксиология.

Этика имеет дело со многими проблемами: Определение смысла жизни, понимание природы существования человека как личности, сущности, структуры и функций морали, сущности безусловных ценностей, к которым относится добро.

Этика также рассматривает и создает практические модели человеческих отношений и средства для их реализации, предлагает определенные рекомендации.

Поэтому этика по существу является практической частью философии, органически связанной с праксиологией, которая, в свою очередь, изучает активное, действующее, практическое отношение человека к миру, возможности, средства и границы его деятельности, включая проблему свободы и необходимости и различные пути ее решения — фатализм (господство стихийных сил над человеком); волюнтаризм (провозглашение воли корнем и творцом действительности), концепции, преодолевающие крайности фатализма и волюнтаризма.

Помимо прочего, она напрямую связана с эстетикой и другими науками, изучающими человеческое существование, но только этика может координировать изучение морали.

Эстетика, как и этика, относится к философии. Связь эстетики и философии заключается в том, что теоретические принципы и научный метод эстетики зависят от мировоззрения, позиций, методологии и философской концепции конкретного философа или философского течения.

Как уже говорилось, между эстетикой и этикой существует взаимосвязь, и особым аспектом этого взаимодействия является анализ структуры эстетического чувства, которое формируется на органическом единстве так называемых внешних и внутренних чувств человека.

Этика, в свою очередь, играет особую роль в анализе художественной деятельности, искусства, как части объекта эстетики.

Список литературы

Помощь студентам в учёбе
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal
lfirmal

Образовательный сайт для студентов и школьников

© Фирмаль Людмила Анатольевна — официальный сайт преподавателя математического факультета Дальневосточного государственного физико-технического института


Тульский государственный педагогический университет им Л.Н. Толстого
Кафедра философии
Губбыева З.О., Есина Т.А.

Основные структурные элементы культуры.

Слово культура обозначает прежде всего глобальную общечеловеческую культуру, то есть культуру всего человечества, мировую культуру в целом. В этом смысле культура одна, о ней можно говорить только в единственном числе.

Понятием культура обозначают так же для обозначения отдельных сфер и компонентов национальной культуры. Употребляя его в этом смысле, говорят о культуре труда. Быта, поведения, художественной музыкальной, нравственной, правовой политической культуре.

Элитарная культура (от фр. Elite) это культура особого слоя общества – элиты. Элита в свою очередь это социальная группа, наделенная особыми духовными способностями. Она не обязательно совпадает с верхушкой общества, каждый имущественный, или политически-значимый слой общества может иметь свою элиту. Ее отличительной чертой является наибольшая по сравнению с другими способность к духовной деятельности, наибольшие интеллектуальные, эмоциональные и эстетические способности. Элита является основным создателем культурных ценностей и обеспечивает общественный прогресс. Поэтому художественная культура должна быть ориентирована на ее потребностей.

Массовая культура массовой культурой называется совокупность явлений культуру ХХ века, а так же некоторые особенности производства культурных ценностей в указанную эпоху. Они рассчитаны на массовое тиражирование и потребление культурных ценностей. Массовое производство при этом развивается по аналогии с поточно-конвейерной индустрией. Массовая культура мифологизирует человеческое сознание. Массовая культура предопределяет отказ от рационального начала в сознании. Первоначально массовая культура формировалась в сфере досуга и развлечений. Ее целью должно было быть снятие напряжения и стресса у человека индустриального и постиндустриального общества. Но по мере развития массовой культуры ее основной задачей становится стимулирование потребительского сознания у реципиентов (зрителей, слушателей, читателей), что в свою очередь формирует особый тип – пассивного не критического восприятия этой культуры у человека. Это создает личность, которая легко поддается манипулированию.

Существует ряд сфер или элементов культуры, которые играют определяющую роль в процессе развития культуры, к ним относятся: религия, мораль, наука и техника, искусство и др.

Сферу морали образуют отношения между людьми построенные по законам самой человеческой жизни. Мораль представляет собой систему ценностей регуляторов человеческого поведения возникших на основе представлений о добре и зле. Существуют различные системы морали связанные с различными культурами. В основе морали как явления культуры могут лежать различные начала.

  1. Религиозная санкция (то есть в нравственные нормы – веления Бога, которые человек слышит как голос своей совести).
  2. Эгоистическая система морали ( цель жизни личное счастье, счастье заключается в жизни согласно собственной природе и отсутствии страданий).
  3. Любовь к Богу и ближнему (на этом построена христианская мораль, такая мораль становится выражением ценностей коллективизма и универсализма, как например в русской культуре, в западной Европе на основе этих нравственных ценностей сформировалась культура стремящаяся к активному преобразованию мира).
  4. Всеобщий мировой закон, определяющий уникальное место каждой души и каждого явления во Вселенной и обеспечивающий воздаяние за добродетельные и греховные поступки (такой подход к нравственным ценностям предопределили особенности восточной культуры.
  5. Классовые интересы (в марксизме).
  6. Категорический императив – абсолютно самоценное веление совести, имеет различные формулировки. В европейской культуре Нового в форме утверждения «относись к человеку в своем лице и в лице другого всегда как к цели и никогда как к средству стал основой ценностей прав и интересов человека.

Искусство – это сфера духовно-практической деятельности людей, которая направлена на художественное постижение и освоение мира. И призвано удовлетворить универсальную потребность человека – воссоздать окружающую действительность в различных формах человеческой чувственности.

Выделяются различные значения термина искусство тесно связанные между собой. В самом широком смысле понятие искусства отождествляется с мастерством, умением искусными навыками людей. Древние греки обозначали это термином техне, Хайдеггер отмечал в связи с этим глубокую внутреннюю связь техники и искусства. По мере изменения характера техники под искусством стали понимать творческую деятельность, направленную на преобразование окружающего мира и человека по законам красоты. Особым видом социальной практики является собственно художественное творчество, в процессе которого создаются произведения искусства, имеющие общественно значимый смысл отличающиеся оригинальностью и новизной. Искусство представляет собой развивающуюся систему, гибко реализующуюся в различных видах жанрах направлениях стилях. Создание и функционирование произведений искусства осуществляется в рамках художественной культуры, которая объединяет в исторически изменяющееся целое художественное творчество, искусствознание, художественную критику и эстетику.

Наука – это способ освоения бытия, имеющий своей целью рациональную реконструкцию мира на основе постижения его существенных закономерностей. В широком смысле слова наукой можно назвать любой способ построения рациональной картины мира. В более узком смысле наука предполагает изменение предмет с целью его познания, что находит выражение прежде всего в эксперименте как методе научного познания. Наука в этом смысле появилась впервые в Европе в Новое время. Ее формирование связано с открытиями Галилея, Ньютона, формированием первых научных сообществ (например, Королевского Общества в Великобритании). Развитая наука имеет три взаимосвязанных стороны:

Эстетические категории являются первыми и важнейшими вехами в системе эстетических понятий. В них отражается опыт и традиции культуры, социально-политические особенности, духовные ценности. Наряду с законами и общими понятиями эстетики они помогают осмыслить свойства реальности, красоту и гармонию, особенности художественного творчества и социальное бытие.

Понятие категории в эстетике

Эстетические категории - классификация

Вам будет интересно: Цитаты Авиценны: отражение личной философии

Под эстетическими категориями подразумевают самые общие понятия, описывающие процессы творчества (культурного, художественного, музыкального, кинематографического и другого). Они одновременно отражают суть явлений бытия в философии. Система эстетических категорий – это устойчивая взаимосвязь основных понятий, где изменение одних элементов влечет за собой трансформацию других.

Анализ категорий эстетики неразрывно связан с рассмотрением их в исторической ретроспективе, так как их содержание менялось на протяжении веков. В методологии данной науки не раз возникали и нигилистические мнения по поводу возможности категориального описания. Так, итальянский философ и политик Бенедетто Кроче в своих трудах обосновал идею, согласно которой все эстетические категории носят индивидуальный характер, воспринимаются каждым человеком по-своему, а потому являются псевдопонятиями. Так как им нельзя дать точное и однозначное определение, то в философии от них следует отказаться.

Вам будет интересно: Эпоха Ельцина: история, характер и итоги правления

Одной из центральных категорий или метакатегорий, связанных с многообразием выразительных форм окружающего мира, является эстетическое видение. Оно позволяет установить взаимосвязь с философией и социологией искусства, показать прекрасное, как одно из важнейших измерений эстетического восприятия, присущего духовной природе человека.

Категории

К основным эстетическим категориям относят:

  • прекрасное;
  • безобразное;
  • возвышенное;
  • трагическое;
  • комическое;
  • низменное;
  • ужасное.

К этой группе можно добавить и дополнительные категории: мимезис (подражание), хаос и гармония, ирония, гротеск, аллегория, а также большое количество других. Исчерпывающего списка не существует, так как эстетика лишь указывает путь, позволяющий выйти человеку из области утилитаризма и приобщиться к более высокой, духовной реальности. Часть этих категорий рассматривается в рамках общих принципов искусства – мимезис, побуждение, художественный вкус и объективность, стиль, а другие – при анализе языков искусства (художественный символ и образ, симулякр).

Вам будет интересно: Уровни коммуникации: понятие, виды и классификация

Многие из этих понятий существовали еще в древности. В современной эстетике их содержание было переосмыслено, появились новые категории: абсурд, лабиринт, художественное пространство и время и другие. Вводятся также более общие понятия эстетического качества или свойства.

Прекрасное

Эстетические категории - прекрасное

Во времена Античности под этим термином понимали свойство мира – идеальный порядок. Древнегреческие мыслители Пифагор и Аристотель видели прекрасное в гармонии – соразмерности, согласованности частей и упорядоченности многообразия. Эта идея реализовалась в архитектуре данной культуры – храмы Древней Греции отличались соразмерностью пропорциям человека. Тогда же возникла идея о том, что прекрасное создается при помощи вдохновения и мысленного преобразования реальности.

Особую роль в развитии эстетики сыграл Аристотель. Эстетические категории прекрасного, трагического и подражания в его трудах приобрели онтологический характер. Основной из них он считал мимезис – творческое подражание действительности в искусстве, способное представить образ прекрасным или безобразным. Его точка зрения была отличной от мнения Платона, который подразумевал под этой категорией простое копирование.

В средние века понятие прекрасного отождествлялось с божественным. Только Бог придает косной материи эстетические свойства. Аскетизм той эпохи отрицает греховное наслаждение произведениями искусства. Прекрасное, оно же божественное, должно укрощать желания человека и помогать ему на пути к вере.

В эпоху Возрождения эта эстетическая категория в искусстве возвращается к античным традициям. Прекрасное, в том числе красота человеческого тела, стало символом добра, а безобразное – зла. В эпоху Классицизма смысл данного понятия приобрел другой оттенок – оно стало отождествляться с изящным и правдивым. Таким образом прекрасное во многом зависит от субъективного восприятия мира, чем и объясняется большая разница в эстетических оценках отдельных личностей.

Безобразное

Эстетические категории - безобразное

Вам будет интересно: Почин – это хорошее начало

Безобразное как одна из основных эстетических категорий возникла как противопоставление прекрасному, возвышенному и эстетическому. Диалектическое отрицание является характерной особенностью безобразного в действительности и в искусстве. Оно связано с такими характеристиками, как негативные эмоции, неприятие, антиценность, отвращение.

Во времена греко-римской античности безобразным в действительности были разрушающиеся объекты и умирающие, разлагающиеся существа, в концепции морали – безнравственные деяния, в политике – злоупотребление полномочиями, обман и другие явления. В искусстве обозначить безобразное сложнее, так как оно может быть фактом искусного подражания (изображения). Цицерон и Аристотель также подчеркивали, что безобразное и уродливое всегда присуще комическому.

Под безобразным в эстетике понимают свойства объектов, которые обладают отрицательным значением в общечеловеческом плане, но не несут серьезной угрозы. Прекрасное доставляет наслаждение при созерцании, а безобразное – отталкивает.

Трагическое

Эстетические категории - трагическое

Трагическое, как категория эстетики, впервые появилось у Аристотеля. В его понимании это был неразрешимый конфликт, обязательная составляющая которого – страсть и страдание. Их причинами является возвышенное.

С тех пор более, чем за 2000 лет, понятие трагического сильно изменилось. Эта проблема в современном искусстве и философии пересекается с осознанием смертности, греховности и несовершенства человека, а также отсутствием свободы. В то же время, вместе с трагичностью безвозвратной гибели, трагическое утверждает бесконечность мироздания. Эта категория пытается решить проблемы жизни и смерти, смысла бытия, вечности постоянно меняющегося мира.

Комическое

Сущность комической эстетической категории заключается в противоречии. Ее можно охарактеризовать как результат противостояния прекрасного и безобразного, возвышенного и низменного, бестолкового и разумного, ложного и истинного. Формы такого противопоставления, а, следовательно, и комического, очень разнообразны.

Особенностями этой эстетической категории в литературе являются:

  • гротеск;
  • эффект неожиданности;
  • эмоциональная критика;
  • многообразие оттенков (юмор, ирония, сарказм, сатира и другие).

Возвышенное

В Древней Греции под возвышенным понимали не категорию эстетики, а стилистическую фигуру речи. В Средневековье высшим благом и возвышенным был Бог, а на уровне человеческого бытия это означало стремление к идеальному и чистому.

В современном осмыслении эта категория носит оттенок положительного значения объектов, которые еще не раскрыты до конца и таят в себе огромный потенциал. Это нечто колоссальное, могучее и превосходящее возможности человека на современном этапе развития.

Низменное

Низменное, как и безобразное, является противопоставлением. Оно противоположно категории возвышенного и представляет собой крайнюю степень безобразного.

Низменное – это чрезвычайно негативная ценность для всего человечества, несущее большую опасность. Примером эстетической категории этого типа могут служить фашизм, милитаризм, ядерная война.

Эстетические категории - низменное и возвышенное

Ужасное

Категория ужасного по смыслу близка к трагическому. Ее отличие заключается в том, что оно беспросветно и не оставляет никакой надежды на лучшее. Исход ужасного – безнадежен, а гибель в этом случае не несет просветляющего начала, так как это не подвластно человеку. В средневековом сознании данная категория была связана с муками ада и грядущим Страшным судом.

Примером ужасного у французского писателя и философа Дени Дидро была картина, на которой изображен человек, брошенный на растерзание диким зверям. Его страдание и гибель совершенно бессмысленны и приводят к пессимистическому мироощущению.

Хаос и гармония

Эстетические категории - хаос и гармония

Гармония в понимании древнегреческих мыслителей представляет собой некое целое, состоящее из совокупности элементов, которые зачастую носят противоположный характер. Гармония – это согласие между людьми (социальная сфера), между людьми и богами (духовная сфера) и между природными явлениями (онтологическая сфера). Она несет в себе положительную характеристику, которая направлена на воссоединение.

Хаос же представляет собой противоположность гармонии, рассогласованность между какими-либо элементами. Обе категории существуют в едином мировом пространстве. Самым удивительным является то, что хаос способен породить гармонию: из столкновения частиц и их взаимодействия рождаются звезды, планеты и мир материи в целом.

Катарсис

Эстетические категории - катарсис

Категория катарсиса имела большое значение в античной культуре. Ее понятие включало в себя прежде всего духовное очищение в результате эстетического переживания. В те времена считалось, что искусство способно лечить психические и другие заболевания, укрощать вредные страсти человека. В современной психологии также есть специфическое направление – арт-терапия, предназначенная для решения внутренних проблем, реабилитации после психических и физических травм, снижения уровня стресса.

В современном понимании катарсис граничит с экспрессивностью, самовыражением, сублимацией посредством живописи, скульптуры, актерской игры, музицирования и других направлений в искусстве. При восприятии художественного произведения человек также должен испытывать катарсис, который приводит к возникновению чувства прекрасного и стремлению быть лучше. Данная категория тесно связана с художественным образом. Он воздействует на человека своей эмоциональностью, призывает к сопереживанию.

Художественный образ

Художественный образ как эстетическая категория является обобщенной картиной, которая создается с помощью вымысла и обладает эстетическим значением. Он также служит единственно возможной формой отображения действительности в искусстве. Вымысел художника создает другую реальность в контексте эстетического идеала, который опирается на жизненный опыт. Трактовка образа может быть также различной, в зависимости от знаний осмысливающего человека и исторической эпохи.

Существует множество приемов для создания образа: сравнение, типизация, обобщение, вымысел и другие. Художественный образ обладает следующими функциями:

1. Романтизм как антитеза Просвещению: истоки и основания нового мироощущения, культурный идеал Романтизма. Эстетизация философии в романтизме и своеобразие его художественной практики.

2. Немецкая классическая философия о проблемах развития мировой культуры. Марксистская концепция культурного прогресса.

3. Философский иррационализм как выражение противоречий в развитии европейской цивилизации: концепции культуры А. Шопенгауэра и Ф. Ницше.

4. От романтизма к реализму: критический реализм в европейском искусстве. Эстетика символизма и импрессионизма.

Берковский Н.Я. Романтизм в Германии. М., 1974.

Ванслов В. Эстетика Романтизма. М., 1972.

Габитова Р.М. Философия немецкого романтизма. М., 1989.

Гриненко Г.В. Хрестоматия по истории мировой культуры. М., 1999.

Литературные манифесты западноевропейских романтиков. М., 1980.

Тураев С. От Просвещения к Романтизму. М., 1983.

Тургин В.В. Эпоха романтизма. М., 1978.

Киссель М.А. Гегель и современный мир. М., 1982.

Культура: теории и проблемы. М., 1995.

Ницше Ф. Сумерки богов. М., 1989.

Ницше Ф. Антихристианин. М., 1989.

Сорокина Т.С. История медицины. В 2-х тт. М., 1992.

Философия культуры. Становление и развитие. СПб., 1998.

Шеллинг Ф. Философия искусства. М., 1966.

Шлегель Ф. Философия истории. // Эстетика. Философия. Критика. М., 1983.

Шлейермахер Ф. О религии. М., 1995.

Шопенгауэр А. Мир как воля и представление. М., 1988.

Ясперс К. Ницше и христианство. М., 1994.

ТЕМАТИКА РЕФЕРАТОВ И ДОКЛАДОВ

Романтическая концепция религиозной культуры.

Эстетические взгляды немецких романтиков.

Э.Т.А. Гофман и эстетика его художественного творчества.

Р. Вагнер о произведении искусства будущего.

Феномен музыкального романтизма.

Ф.Й. Шеллинг о соотношении природы и культуры.

Философия культуры Г.В.Ф. Гегеля.

Вопросы культуры и ее развития в марксизме.

Ф. Энгельс о познавательном значении реалистической литературы.

Культурологическая проблематика в философских сочинениях Ф. Ницше.

Ф. Ницше и Ф.М. Достоевский.

На смену Просвещению приходит новый культурно-исторический тип — Романтизм. Наиболее адекватное воплощение романтическая теория нашла в искусстве, поэтому в научной литературе это понятие в первую очередь связывается с художественным направлением начала XIX века. В то же время, романтизм представляет собой целостную культурную эпоху, в которой романтические тенденции в значительной степени определили ряд философских учений (Ф. Шеллинг, Ф. Шлейермахер, А. Шопенгауэр, Ф. Нишще и др.), повлияли на историософию, этику и эстетику этого периода, а в сфере общественной психологии романтизм выступил в качестве особого мироощущения.

Романтическое направление охватывает период с конца XVIII по первую треть XIX вв. Первоначально оно формировалось в Англии (У. Водсворт, П.Б. Шелли, Дж. Китс, Дж.Г. Байрон, С. Колридж), затем в Германии (Г. Гейне, Э.Т.А. Гофман, Ф. Шуберт), несколько позднее во Франции (В. Гюго, Т. Готье, П. Мериме, Р. Шатобриан, Э. Делакруа) и к началу XIX столетия выступило как общекультурное движение, причем некоторые его тенденции затронули США и Россию.




Романтическое мироощущение построено на идее двоемирия: действительность объявляется враждебной человеку и потому признается только существующей, но не подлинной. Личность, утратив способность к сопротивлению этому миру, избирает путь духовного бегства в сферу прекрасного утопического идеала, чему в высшей степени способствовало искусство, объявляемое романтиками прообразом подлинного, желаемого мира, поскольку с его помощью человек мог творить иные культурные миры, соответствующие романтическому представлению об идеале. С этим связано огромное внимание романтиков к художественному творчеству и личности художника. Тема искусства становится важнейшей в романтической теории и художественной практике, а сам художник часто выступает в качестве главного героя в литературных и музыкальных произведениях.

Обращаясь к исследованию культурной истории человечества, романтики не придерживались эволюционистской концепции, постулирующей стадиальность и линейность в общественном развитии. В основе романтической историософии лежит идея культурного релятивизма, признающая равную ценность всех культурно-исторических эпох. В противоположность просветительскому космополитизму, романтики акцентировали национальную самобытность культур, пересмотрели бытующий взгляд на народное творчество как на низший вид искусства, ставя его даже выше профессионального, они первыми начали работу по собиранию и изучению фольклора, используя его элементы в собственной художественной практике.

К середине XIX века возникает и приобретает широкую популярность марксизм как идейное течение и, в особенности, социально-экономическая теория. В концепции материалистического понимания истории К. Маркс развивает идею культурного прогресса, сводя периодизацию всемирной истории к смене пяти общественно-экономических формаций, каждая из которых имеет свой тип культуры. Цивилизация рассматривается им и как культурно-исторический тип, и как социальная форма движения материи, а сама культура выражает достигнутый человечеством уровень исторического развития, определяющий отношение человека к природе и обществу. В марксистской теории материальное и духовное развитие общества представляет собой единый процесс, в конечном счете определяющийся материальным производством. Выявляя противоречия капитализма, марксизм противопоставляет ему новое формационное образование — коммунизм, переход к которому возможен лишь на основе социальной революции. В последнем заключается существенное отличие марксистской идеологии от просветительства и романтизма: если мыслители XVIII столетия возлагали надежды главным образом на разум и совершенствование личности и общества в достижении справедливого мироустройства, а романтическое неприятие действительности осуществлялось в форме бегства от нее в сферу утопического идеала, то марксистское учение ориентирует пролетариат как носителя нового прогрессивного общественного сознания на насильственное свержение существующего буржуазного строя.

Для гуманитарных наук Нового времени характерно стремление к аналогии с естествознанием — если в XVII — XVIII вв. при изучении социальных явлений использовались методы физики и математики, то с середины XIX в. преобладают методы биологии и физиологии, а эволюционный принцип становится одним из определяющих критериев в обществоведении. В первую очередь это было связано с обоснованием эволюционной теории Ч. Дарвина. Понятие организма применяется к обществу и цивилизации в философии и социологии позитивизма, основоположником которого был О. Конт, отрицавший познавательные возможности философии и считавший, что положительное (позитивное) знание могут дать лишь науки, основанные на опыте и эксперименте. Анализируя процессы социальной жизни, Конт использует методологию естествознания, основываясь на идее эволюционизма и культурного прогресса, который он понимает не как развитие от низших форм к высшим, а как постоянное усовершенствование уже существующего. Социологические идеи Конта развиваются в органической теории общества Г. Спенсера, психологическом позитивизме Э. Маха и Р. Авенариуса, а в XX веке эти идеи возрождаются в философии неопозитивизма.

Дальнейшее развитие сложившиеся в Романтизме тенденции иррационализма получат в культурологических концепциях XX века. В целом для философской культурологии второй половины XIX столетия характерно скептическое отношение к познавательным возможностям интеллекта, разочарование в науке и констатация кризисной ситуации, переживаемой западноевропейской культурой.

В художественной жизни европейских стран середина позапрошлого столетия характеризуется отходом от романтизма и становлением эстетической системы реализма, в которой традиционно выделяют три направления: социально-психологическое (Г. де Мопассан), социально-философское (А. Доде) и героическое (Р. Роллан). В рамках критического реализма возникает натурализм, философской основой которого явился позитивизм. Эстетическую теорию этого направления разработал И. Тэн, уподобляющий искусство науке. Как противоположность позитивистской, натуралистической ориентации искусства, формируется символизм, объявляющий действительность символом мира идей, постижение которого возможно лишь через интуицию. Эстетика символизма отражена в творчестве Ш. Бодлера, М. Метерлинка, О. Уайльда и др. В живописи кризис реализма привел к отрицанию его в виде академизма новым художественным течением — импрессионизмом, основными тенденциями которого являются приближение к природе, стремление запечатлеть неповторимость каждого момента, изображение объекта в стадии становления. К началу ХХ это направление сменяется постимпрессионизмом (В. Ван Гог, П. Гоген, А. Тулуз-Лотрек, Л. Сезанн).

Религия в России в последние годы усиленно и упорно выставляется властью и православной церковью чуть ли не как единственная всеспасительница духовной жизни народа, российской культуры и самого общества. Пропаганда религии и религиозных воззрений стала фактически главной идеологией российской власти. И это в двадцатый и двадцать первый века, характеризующиеся развертыванием научно-технических и научно-технологических революций, реальным взлетом и возвышением в глобальном масштабе роли науки, рационализма и разума! Что же представляет собой религия и каково ее реальное место и роль в культуре, обществе, цивилизации, в многообразной деятельностной и творческой жизни людей?

1. Онтологические и сверхъестественно-метафизические истоки религии

Прежде всего следует подчеркнуть, что в религии осуществлено своеобразное соединение бытийно-онтологического и сверхъестественного, умозрительно-метафизического подходов. Из практики человеческой жизни в религиозные взгляды и учения вошли ценности и правила повседневной жизни, нравственные, моральные нормы поведения людей, отчего данные религиозные взгляды оказались близкими и понятными людям в их реальной трудной жизни со многими заботами и тяготами. В то же время над этими повседневными тяготами и заботами возвысилась эмоциональная, иррациональная вера в стоящий над бренным и скоротечным земным миром сверхъестественный, прекрасный божественный мир, не объяснимый, а принимаемый на веру как духовная благодать и духовное спасение.

Религия выступает в нескольких проявлениях, в ряде ипостасей:

• Как мировоззрение, как религиозная система взглядов на мир в целом и на место в нем человека, как определенная совокупность идеалов и убеждений, обусловливающих поведение и образ жизни людей.

• Как определенное мироощущение, то есть как восприятие мира преимущественно в чувственно-эмоциональной и образной религиозной форме.

• Как идеология, где наряду с определенными взглядами проповедуется вполне определенная совокупность идей и концептуальных представлений о мире и о всех духовных процессах в общественной жизни. Идеологический подход предусматривает оценку с определенных позиций разделяемых взглядов и постановку определенных целей перед носителями этих взглядов, перед субъектами религиозных воззрений.

2. Философские основания религии

Важно отметить, что религиозные воззрения опираются на определенные основы философского характера. Религиозное мировоззрение и вероучение не получили бы привлекательности и притягательности, если бы не обращались к фундаментальным основам и вопросам человеческого бытия, к вечным проблемам смысла жизни, смысла существования и пребывания человека на Земле, к проблемам соотношения сиюминутности, скоротечности человеческого бытия и вечности, жизни и смерти, смерти и бессмертия. Это великие и вечные философские проблемы, и религия, претендующая на целостное вероучение, на целостное и цельное мировоззрение, не могла не коснуться их, не положить их в основу своих учений.

Мы выделяем четыре главных, на наш взгляд, философских основания религиозного мировоззрения.

Первое философское основание религии выражено в важнейшем философском вопросе – в подходе к объяснению окружающего мира: Вселенной, Земли, общества, культуры, цивилизации, человека, самой религии. Данный подход у религии в содержательном и методологическом плане – описательный и созерцательный, своего рода сказательный.

Описательная созерцательность, сказательность и примирение с существующей действительностью – первое философское основание религиозных взглядов.

Второе философское основание религии состоит в том, что в центре ее находится Бог или Боги. Но не человек, как это имеет место и составляет существеннейший критерий и признак общества, культуры, цивилизации.

То есть в науке и культуре эти высшие нравственные ценности, высшие абстрактные ориентиры бытия человека выявляются как сущность его собственного бытия и жизни. А не отрываются от человека и не переносятся от него к сверхъестественному и сверхчувствительному Богу, как это делает религия. Такая жизненная ориентация на высшие нравственные ценности, на высоты абстрактного идеала присуща самому человеку как его собственная естественная внутренняя сущность, не нуждающаяся в дополнительной божественной оболочке.

Следовательно, нет ничего выше жизни, одухотворенной идеей, в том числе идеей, лично понимаемой в виде синонима жизни и бога. Именно в собственной жизни человек реализует свои самые великие и высшие ценности и ориентиры. Жизнью и делом в жизни велик человек, реализующий творческими делами, неустанной самодеятельностью и делом свою самую глубинную внутреннюю сущность. И для такого деятельностного, творческого самовыявления ему не нужно иметь дополнительно Бога над собой. Естественно-человеческое – самое сильное и мощное, подлинно высокое, чистое и лучшее, что может быть и есть в мире.

Бессмертие, как и вечность, достигается и осуществляется самим человеком его творчеством, целенаправленной деятельностью, энергией, волей. Именно этим человек, понимая, что сам он смертен, оставляет след в жизни и как бы переносит себя в вечность, в бессмертие.

Люди обладают достаточной силой, чтобы реализовывать себя постоянно в деле и оставлять это сотворяемое дело и после своего ухода из жизни.

Таковы четыре философских основания религии, придающих ей характер философских, метафизических концептуальных взглядов на постоянно волнующие людей вопросы о смысле их жизни, о ее предназначении, о жизни и вечности, о смерти и бессмертии.

3. Религия и знание, наука

Таково сущностное различие и несовместимость, противоположность религии и науки.

4. Религия и церковь

Религиозные воззрения проповедует не только сама религия, но и церковь. Это различные явления и понятия. Если религия представляет собой определенное мировоззрение, мироощущение, идеологию и веру, то церковь – определенный социальный институт в обществе.

Следовательно, в христианском православии церковь как специальный религиозный социальный институт рассматривается вовсе не нейтральной по отношению к светской государственной власти, а в качестве, прежде всего, духовной религиозной силы, активно влияющей, воздействующей на государственную власть. В идеале церковь рассматривается в качестве силы, духовно руководящей конкретной государственной властью, направляющей ее и, фактически, стоящей над нею, подчиняющей себе государственную власть. В этом состоит действительная мирская, а вовсе не просто духовная, заключается реальная материальная, а вовсе не просто идеалистическая нацеленность и внутренний замысел всей внешне религиозной деятельности Русской православной церкви (РПЦ).

Таково сущностное взаимоотношение в российской истории и российской действительности православной религии и Русской православной церкви, их различий и глубокого внутреннего единства и взаимопроникновения. Православная религия – ничто без РПЦ, как и Русская православная церковь – ничто без ее духовного начала – христианской религии.

5. Место религии в истории, в сознании человека, в обществе, культуре и цивилизации

В историческом развитии цивилизации религия, включая христианство, православие, выступает как форма и проявление ценностных ориентаций и убеждений, мироощущения, сознания, мировоззрения, познавательных идей, нравственно-психологического опыта, практического поведения и образа жизни людей и народов.

А какое место занимает религия в сознании и жизни человека, в обществе, культуре и цивилизации? Это место вполне конкретно и определенно. Оно может быть большим или меньшим по воздействию и влиянию в зависимости от конкретных исторических условий, усиливаться или уменьшаться, расширяться или сокращаться. Как духовное, идеалистическое мировоззрение и вера, религия занимает свою определенную нишу главным образом в духовной сфере, хотя претендует на влияние и в политической, государственной и в других областях общественной жизни.

В обществе религия входит в духовную сферу жизни наряду с наукой, философией, литературой, прессой, искусством, радио и телевидением, музейно-библиотечным и клубным делом, образованием и т. п. Следовательно, это только часть, и притом определенная, многосторонней духовной деятельности в обществе.

В культуре из ее двух основных частей – материальной и духовной – религия также образует лишь определенную часть духовной культуры, включающей в качестве основной художественную культуру (литературу, искусство, эстетику, этику), а в широком плане также науку, философию, право, мораль, нравственность, просвещение и др. Тем самым человек, находясь в сфере культуры и то ли сам создавая ее, то ли овладевая ее достижениями, может в то же время разделять или не разделять вообще религиозные воззрения и верования, быть атеистом, сторонником рациональных научных взглядов. Культура развивается широким и многосторонним, разносторонним фронтом, в котором религия занимает лишь свою определенную и очень конкретную нишу.

В России именно православие составило важную отличительную форму развития российской культуры и цивилизации, начиная с ее первых шагов, характерный компонент и во многом неотъемлемый элемент становления и прогресса мощной, самобытной, уникальной и неповторимой российской цивилизации.

В цивилизации религия проявляет себя в определенной части духовных ценностей, ориентаций и устремлений людей, а именно в тех, которые имеют религиозный характер и выражение. Другие же духовные ценности, привычки, нормы поведения, образа жизни, разделяемые людьми, выражают духовные, моральные принципы и установки, не носящие религиозного характера, то есть атеистического типа. Тем самым цивилизационные ценности и нормы бытия людей, народа и народов могут быть связаны в большей или меньшей степени, а могут быть и вообще не связаны с религиозными мотивами, принимать или не принимать определенные религиозные формы и окраски. В этом реальная диалектика проявления цивилизационных ценностей в истории: в религии или в растущем и масштабно расширяющемся атеизме научного плана.

В жизни людей религия воплощается главным образом в их сознании, духовном и душевном настрое. Принятие религиозных верований или непринятие их, отрешение от них, противодействие им – сугубо личное дело человека, дело его сознательного личного выбора, дело и право его личной совести.

Следует иметь в виду, что сознание человека и его выбор в сознании во многом свободны и альтернативны и что возможность самого данного выбора во многом зависит от развитости субъекта сознания. Ведь перед человеком реально открываются различные формы сознания как отражение богатства и разнообразия общественной жизни и общественного бытия. Это не только религиозное сознание, но и не связанное с религией сознание философское, научное, нравственное, эстетическое, правовое, политическое. Вот какой выбор альтернатив в сознании открывается перед человеком. Сознание также подразделяется на индивидуальное (личное) и общественное сознание, связывающее человека с другими людьми в своем сознательном акте и сознательном взаимодействии, единении с ними. Обыденное, повседневное сознание человека, открывающее мир лишь на уровне явлений, в процессе овладения человеком научными знаниями, нравственными, правовыми и политическими идеями на атеистическом уровне становится более содержательным, глубоким, способным разбираться в сущности явлений, проникать в их причинные, коренные связи и взаимоотношения.

6. Взгляды религии на историю, развитие мира, общества и цивилизации

Для этих взглядов характерны следующие основные черты.

В заключение следует сказать, что в условиях набирающего силу XXI столетия – века научно-технических и научно-технологи- ческих революций, выдающихся научных открытий и огромных инновационных перемен – власти для развития страны, общества и цивилизации чрезвычайно опасно опираться, прежде всего, на религию и руководствоваться религией в процессе управления страной и направления ее общественных и цивилизационных изменений и перемен.

Только опора на науку и выбор самим российским народом дальнейшего пути общественного и цивилизационного развития могут спасти Россию и поставить ее на курс устойчивого, нарастающего прогресса.

[1] Митрохин, Л. Н. Религия и культура (философские очерки). – М.: ИФ РАН, 2000. – С. 5, 7.

[2] Лосев, А. Ф. Мифология // Философская энциклопедия. – Т. 3. – М., 1964. – С. 458.

[3] Митрохин, Л. Н. Указ. соч. – С. 190, 199.

[4] Митрохин, Л. Н. Указ. соч. – С. 27, 226, 23.

[5] Там же. – С. 277, 285.

[6] Митрохин, Л. Н. Указ. соч. – С. 281.

[7] Маркс, К., Энгельс, Ф. Соч. – Т. 3. – С. 1, 3, 4.

[8] Митрохин, Л. Н. Указ. соч. – С. 233.

[9] Соловьев, B. C. Соч.: в 2 т. – Т. 1. Философия и публицистика. – М.: Правда, 1989. – С. 34–35.

[10] Соловьев, B. C. Указ. соч. – С. 75, 101.

[11] Соловьев, B. C. Указ. соч. – С. 85, 102, 97, 99.

[12] Там же. – С. 85, 103, 43, 76, 77.

[13] Соловьев, B. C. Указ. соч. – С. 167, 142, 107, 103, 76, 155.

[15] Митрохин, Л. Н. Указ. соч. – С. 285.

[16] Митрохин, Л. Н. Указ. соч. – С. 192.

[17] Ковалев, A. M. Способ духовного производства в структуре общества: Идеи, размышления, гипотезы. – М.: Изд-во Моск. ун-та, 2001. – С. 237.

[18] Митрохин, Л. Н. Указ. соч. – С. 192.

[19] Фейербах, Л. Избранные философские произведения. – Т. 2. – М., 1955. – С. 320.

[20] См.: Сухов, А. Д. Русская философия: пути развития (Очерки теоретической истории). – М.: Наука, 1989. – С. 199.

[21] Толстой, Л. Н. Полн. собр. соч. – М., 1937. – Т. 25. – С. 339.

[22] Там же. – М., 1952. – Т. 34. – С. 252.

[24] Сухов, А. Д. Русская философия: пути развития. – С. 200.

[25] Толстой, Л. Н. Полн. собр. соч. – Т. 23. – С. 45.

[27] Митрохин, Л. Н. Указ. соч. – С. 284, 289.

[28] Толстой, Л. Н. Полн. собр. соч. – М., 1952. – Т. 34. – С. 248–249.

[29] Там же. – М., 1957. – Т. 23. – С. 40.

[30] Маркс, К., Энгельс, Ф. Соч. – T. 1. – C. 568.

[31] Митрохин, Л. Н. Указ. соч. – С. 277.

[32] Вопросы философии. – 1999. – № 3. – С. 30.

[33] Митрохин, Л. Н. Указ. соч. – С. 196–197, 201.

[34] Там же. – С. 208, 286.

[35] Соловьев, В. С. Указ. соч. – С. 106, 143, 144, 145–146.

[36] Там же. – С. 149, 164.

[37] Митрохин, Л. Н. Указ. соч. – С. 204, 209.

[38] Гуревич, А. Я. Категории средневековой культуры. – М., 1984. – С. 26.

[39] Митрохин, Л. Н. Указ. соч. – С. 198.

[40] Митрохин, Л. Н. Указ. соч. – С. 225.

[42] Гудзий, Н. К. История древней русской культуры. – М., 1956. – С. 21.

[43] Маркс, К., Энгельс, Ф. Соч. – Т. 42. – С. 96.

[44] Блаженный Августин. О граде божием: в 22 кн. – Т. 1. – Кн. 1–7. – М., 1994. – С. 234.

[45] Семенов, Ю. И. Философия истории от истоков до наших дней: Основные проблемы и концепции. – М.: Старый сад, 1999. – С. 61.

[46] Бердяев, Н. А. Смысл истории. – М., 1990. – С. 27, 46.

[47] Семенов, Ю. И. Указ. соч. – С. 234.

[48] Рогов, В. А. Христианская государственность России в учении русских святых. – М.: Юрист, 1977. – С. 73–74.

[49] Зюганов, Г. Манифест НПСР. Политический доклад второму съезду Народно-патриотического союза России. – М., 1998. – С. 19.

Читайте также: