Какие исторические события повлияли на увольнение римского корсакова из консерватории

Обновлено: 22.05.2024

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Николай Андреевич Римский-Корсаков. Биография и творчество.

БИОГРАФИЯ

1844. 6 марта в городе Тихвине Новгородской губернии родился Н.А, Римский-Корсаков. Музыкальные способности ребенка проявились рано. Мальчика, как и других дворянский детей, обучали игре на фортепиано.

1856. Поступает в Морской корпус в Петербурге. Занятия в Морском корпусе не особенно привлекали мальчика, хотя он живо интересовался морем. На занятия музыкой оставалось мало времени, хотя по воскресеньям он брал уроки игры на фортепиано. Изредка посещает концерты и оперные спектакли.

1860. Начинает заниматься с новым учителем музыки Федором Канилле. Канилле – прекрасный пианист, образованный музыкант, как и учение, любящий и почитающий Глинку, как великого гения. Вместе с Канилле Римский-Корсаков изучил немало музыкальной литературы, стал пробовать свои силы в сочинении.

1861. Канилле знакомит Римского-Корсакова с Балакиревым. Под руководством Балакирева композитор начинает Первую симфонию.

1865. Возвращается в Петербург. Начало напряженной творческой деятельности. Заканчивает Первую симфонию с успехом исполняет ее под руководством Балакирева.

1889. Римский-Корсаков дирижирует двумя концертами за границей на Парижской всемирной выставке. Под управлением Римского-Корсакова прозвучали произведения Глинки, Даргомыжского, Бородина, Мусоргского, Чайковского, Глазунова и его собственные сочинения.

1908. Римский-Корсаков скончался от болезни сердца.

ТВОРЧЕСТВО

1. Сфера деятельности

Римский-Корсаков явился создателем композиторской школы, воспитав таких мастеров, как Глазунов, Лядов, Аренский, Гречанинов, Стравинский, и многих других. Выдающееся значение имела его работа над завершением и редактированием произведений Даргомыжского, Бородина, Мусоргского.

Особым мастерством и совершенством славится оркестровка Римского-Корсакова, соединившая в себе как глинкинские традиции, так и особенности инструментовки европейских композиторов. Он оставил 2-х томный труд по оркестровке.

2. Содержание творчества:

1. русская история;

2. картины русской народной жизни;

3. образы Востока;

4. старинные языческие обряды;

5. обожествленная природа (Римский-Корсаков был пантеистом – обожествлял природу)

6. человеческие чувства

7. Жанры творчества

Излюбленный жанр композитора – опера (15 опер). Кроме опер он писал вокальную, хоровую, симфоническую и инструментальную музыку. Основным жанром в творчестве Римского-Корсакова была опера — сказочная и историко-бытовая, эпическая и лирико-психологическая драма. Композитор обогатил программную симфоническую музыку, создав жанр симфонической сказки. Поэтична его вокальная лирика, которой присущи светлая созерцательность и элегическая задумчивость.

8. Особенности музыкального языка

Развитие импрессионистических тенденций в музыке, повлияло на наличие импрессионизма ( от фр. impression — впечатление) — музыкальное направление, аналогичное импрессионизму в живописи и параллельное символизму в литературе, сложившееся во Франции в последнюю четверть XIX века — начале XX века , прежде всего в творчестве Эрика Сати , Клода Дебюсси и Мориса Равеля . ) в музыке у Римского-Корсакова (изображение моря).

Композитор по-своему воспринял новации Вагнера в опере, создав свой тип лейтмотивной драматургии.

Римский-Корсаков был выдающимся мастером оркестровки, что позволило ему создать свою тембровую драматургию.

9. Основные произведения

Вокальные сочинения: около 80 романсов, хоры, сборники обработок русских народных песен (40 и 100 песен)

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Николай Андреевич Римский-Корсаков

Римский-Корсаков

Самый народный из всех русских композиторов, создатель композиторской школы, востребованной и сегодня, профессор консерватории без консерваторского образования, патриот исконной культуры своей страны - Николай Андреевич Римский-Корсаков. В век технического прогресса и грандиозных государственных преобразований, на сломе эпох его вдохновение черпало свои силы не в индустриальной цивилизации или человеческих страстях, а в русской природе, напевах родной земли, простых, известных с детства сюжетах былин, легенд и сказок. Его творческое наследие воистину бесценно, так как и через сто лет оно продолжает восхищать слушателей не только в нашей стране, но и за её рубежами.

Краткую биографию Николая Андреевича Римского-Корсакова и множество интересных фактов о композиторе читайте на нашей странице.

Краткая биография Римского-Корсакова

Римский-Корсаков в Морском кадетском корпусе

В 1862 гардемарин Римский-Корсаков начинает служить во флоте. Обойдя на корабле за три года несколько континентов, он продолжает службу на берегу и параллельно занимается сочинением музыки – своим истинным призванием. Согласно биографии Римского-Корсакова в 1871 году композитора-самоучку приглашают преподавать в Санкт-Петербургскую консерваторию. Он соглашается, признавая, что, несмотря на достаточный практический опыт, не имеет должной теоретической подготовки. И садится за парту наравне со своими студентами изучать академические основы музыки. В 1872 году Николай Андреевич женится на пианистке Надежде Николаевне Пургольд. В браке родилось 7 детей.

Общественная деятельность композитора становится все более интенсивной: он руководит Бесплатной музыкальной школой, на одном из концертов которой встает за дирижерский пульт, в течение 12 лет трудится в Придворной певческой капелле, возглавляет кружок Беляева. События 1905 года нашли отклик и в консерваторских кругах: студенты требовали отставки руководства консерватории, ведущий преподавательский состав, включая Римского-Корсакова, покинул учебное заведение. Только к концу года, когда директором был назначен ученик композитора А.К. Глазунов , он вернулся в родные стены.

Римский-Корсаков и Глазунов

Николай Андреевич Римский-Корсаков
Римский-Корсаков биография

Николай Андреевич Римский-Корсаков краткая биография
Николай Андреевич Римский-Корсаков биография

Интересные факты о Николае Андреевиче Римском-Корсакове

Санкт-Петербургская консерватория имени Римского-Корсакова

подпись Римского-Корсакова

Творчество Николая Андреевича Римского-Корсакова

творчество Николая Андреевича Римского-Корсакова

рукопись Римского-Корсакова

Музыка Римского-Корсакова в кино

  • Да здравствует Цезарь! (2016)
  • 1+1 (2011)
  • Горбатая гора (2005)
  • Блеск (1996)
  • Казино (1995)
  • Женщины на грани нервного срыва (1988)
  • Заводной апельсин (1971)

Сериалы

Музыка Римского-Корсакова в кино

  • Теория большого взрыва (2007-н.в.)
  • Как я встретил вашу маму (2005-2014)
  • Мастер и Маргарита (2005)
  • Коломбо (1971-2003)
  • Маппет шоу (1976-1981)

фильм

Понравилась страница? Поделитесь с друзьями:

Фильм о Римском-Корсакове

Римский-Корсаков родился 6 (18) марта 1844 года. С раннего детства ему нравилось заниматься музыкой, но сначала он хотел построить карьеру морского офицера и даже поступил в Морской корпус.

Тем не менее, занятий музыкой Николай Андреевич не оставил, а в дальнейшем подружился с Балакиревым, знакомство с которым оказало серьёзное влияние на развитие творчества будущего музыканта и пробило ему дорогу в музыкальные общества. После окончания Морского корпуса он отправился в путешествие, где пробыл около 3 лет, а затем начал получать у Балакирева музыкальное образование.






Николай Андреевич Римский-Корсаков

Римский-Корсаков

Самый народный из всех русских композиторов, создатель композиторской школы, востребованной и сегодня, профессор консерватории без консерваторского образования, патриот исконной культуры своей страны — Николай Андреевич Римский-Корсаков. В век технического прогресса и грандиозных государственных преобразований, на сломе эпох его вдохновение черпало свои силы не в индустриальной цивилизации или человеческих страстях, а в русской природе, напевах родной земли, простых, известных с детства сюжетах былин, легенд и сказок. Его творческое наследие воистину бесценно, так как и через сто лет оно продолжает восхищать слушателей не только в нашей стране, но и за её рубежами.

Краткую биографию Николая Андреевича Римского-Корсакова и множество интересных фактов о композиторе читайте на нашей странице.

Краткая биография Римского-Корсакова

Римский-Корсаков в Морском кадетском корпусе

В 1862 гардемарин Римский-Корсаков начинает служить во флоте. Обойдя на корабле за три года несколько континентов, он продолжает службу на берегу и параллельно занимается сочинением музыки – своим истинным призванием. Согласно биографии Римского-Корсакова в 1871 году композитора-самоучку приглашают преподавать в Санкт-Петербургскую консерваторию. Он соглашается, признавая, что, несмотря на достаточный практический опыт, не имеет должной теоретической подготовки. И садится за парту наравне со своими студентами изучать академические основы музыки. В 1872 году Николай Андреевич женится на пианистке Надежде Николаевне Пургольд. В браке родилось 7 детей.

Общественная деятельность композитора становится все более интенсивной: он руководит Бесплатной музыкальной школой, на одном из концертов которой встает за дирижерский пульт, в течение 12 лет трудится в Придворной певческой капелле, возглавляет кружок Беляева. События 1905 года нашли отклик и в консерваторских кругах: студенты требовали отставки руководства консерватории, ведущий преподавательский состав, включая Римского-Корсакова, покинул учебное заведение. Только к концу года, когда директором был назначен ученик композитора А.К. Глазунов, он вернулся в родные стены.

Римский-Корсаков и Глазунов

Интересные факты о Николае Андреевиче Римском-Корсакове

Санкт-Петербургская консерватория имени Римского-Корсакова

Творчество Николая Андреевича Римского-Корсакова

творчество Николая Андреевича Римского-Корсакова

рукопись Римского-Корсакова

Музыка Римского-Корсакова в кино

  • Да здравствует Цезарь! (2016)
  • 1+1 (2011)
  • Горбатая гора (2005)
  • Блеск (1996)
  • Казино (1995)
  • Женщины на грани нервного срыва (1988)
  • Заводной апельсин (1971)

Сериалы

Музыка Римского-Корсакова в кино

  • Теория большого взрыва (2007-н.в.)
  • Как я встретил вашу маму (2005-2014)
  • Мастер и Маргарита (2005)
  • Коломбо (1971-2003)
  • Маппет шоу (1976-1981)


Понравилась страница? Поделитесь с друзьями:

Вернуться назад

Видео: смотреть фильм о Римском-Корсакове



Опера






Первые крупные сочинения



Александр Михайлов. Вечер в салоне (Могучая кучка) (фрагмент). 1950-е. Частное собрание

С осени 1858 года Римский-Корсаков стал брать уроки у пианиста Федора Канилле. Тот познакомил начинающего композитора с произведениями Джоаккино Россини, Джакомо Мейербера и Людвига ван Бетховена. Под руководством учителя он написал несколько небольших пьес.

В 1865 году Николая Римского-Корсакова перевели на береговую службу в Петербург. Он снова стал посещать встречи Балакиревского кружка и писать музыку. К концу того же года композитор доработал Симфонию №1. Впервые ее публично исполнил оркестр под управлением Балакирева в декабре 1865 года. На работу над симфонией Римского-Корсакова вдохновляла народная музыка.



Композитор Цезарь Кюи. Российский национальный музей музыки, Москва



Композитор Модест Мусоргский. 1874. Санкт-Петербург. Фотография: А.Ф. Лоренц / Русский национальный музей музыки, Москва

Личная жизнь

Николай Римский-Корсаков был женат один раз и удачно. Его супругой была Надежда Пургольд, пианистка, которую он встретил на творческом вечере у своего старшего коллеги А. С. Даргомыжского. Она стала его помощником, а затем между молодыми людьми вспыхнули чувства.

В 1872 году они сочетались браком. После этого через год на свет появился мальчик, которого назвали Михаилом. Через несколько лет супруга родила дочку Софию, которая в дальнейшем стала оперной певицей. Чуть позже на свет появилось ещё пять детей, двое из которых умерли в младенчестве.

Детство и юность

Николай Андреевич родился в городе Тихвин Новгородской губернии в семье потомственных дворян. Прапрадед будущего композитора занимал пост контр-адмирала флота при Елизавете Петровне. Отец Андрей Петрович Римский-Корсаков носил титул действительного статского советника, служил Новгородским вице-губернатором, четыре года занимал пост Волынского губернатора. Мать Софья Васильевна принадлежала к роду помещиков Скарятиных, но была рождена от крепостной крестьянки.

Дом, где родился Николай Римский-Корсаков

Дом, где родился Николай Римский-Корсаков

В семье воспитывалось двое сыновей – Воин и Николай. Старший сын Воин Андреевич стал впоследствии морским контр-адмиралом. Разница в возрасте между братьями составляла 22 года, поэтому младший брат находился под сильным влиянием авторитета старшего.

Николая с ранних лет готовили к службе на флоте, но отец, сам владеющий игрой на фортепиано, с шести лет привил любовь младшему сыну к музыке. Первоначально Николай увлекался только церковным пением и русским фольклором. В 9 лет мальчик сочинил первое вокальное произведение.

Николай Римский-Корсаков и его брат Воин Римский-Корсаков

Николай Римский-Корсаков и его брат Воин Римский-Корсаков
В 1856 году подростка определили в Морской кадетский корпус. Переехав в северную столицу, Римский-Корсаков погрузился в культурную жизнь города и стал посещать оперный театр. Николай познакомился с музыкальными произведениями Джоаккино Россини, Джакомо Мейербера, Михаила Глинки, Людвига ван Бетховена, Амадея Моцарта и Феликса Мендельсона.

Юноша стал брать уроки игры на виолончели у педагога Улиха, затем занимался у пианиста Федора Канилле. В1862 году Николай Римский-Корсаков окончил морское училище. В этом же году юношу постигла тяжелая утрата – умер отец будущего композитора. Мать и старший брат перебрались в Санкт-Петербург.

Новые произведения


Буквы ничего не означают: инженер-электрик рассказал, как работает Wi-Fi

Минздрав снизил требования к хранению вакцины от коронавируса

С приходом революции Римский-Корсаков поддерживал бастующих студентов, из-за чего был уволен из консерватории. Но вскоре он вновь вернулся в нее.

Музыка


Николай под влиянием друзей создал Первую симфонию. К моменту окончания училища были завершены три части произведения. После этого композитор отплыл в кругосветное путешествие. На борту корабля он не переставал работать. Домой он вернулся через три года. Вскоре состоялась премьера его Первой русской симфонии.

Обзор Genesis GV80 3.5T 2021: роскошь внедорожника по доступной цене

Рыбы и другие: 3 знака зодиака, которые ненавидят холод

Компания изготавливает для собак мини-версии кроватей их владельцев

File:Nikolay A Rimsky Korsakov 1897.jpg

Сегодня, 18 марта 2014 года исполняется 170 лет со дня рождения русского композитора, педагога, музыкального деятеля Николая Андреевича Римского-Корсакова.

Русский композитор, педагог, музыкальный деятель Николай Андреевич Римский-Корсаков родился 18 марта (6 марта по старому стилю) 1844 года в Тихвине.

Отец композитора происходил из старинного дворянского рода. Его предки занимали видные посты в армии и администрации России, начиная с прапрадеда контр-адмирала флота при императрице Елизавете Петровне.

С шести-семи лет мальчик обучался игре на фортепиано, к девятилетнему возрасту относятся его первые попытки к сочинению.

File:Rimski korsakov birthplace.jpg

Дом в Тихвине, где родился композитор.

В 1862 году окончил Санкт-Петербургское морское училище.

В 1862-1865 годах Римский-Корсаков находился в кругосветном плавании, во время которого, в 1864 году, был произведен в офицеры. В 1873 году вышел в отставку.


В 1873-1884 годах был инспектором военных оркестров флота.

Во время учебы в училище Николай Римский-Корсаков продолжал заниматься музыкой, сначала у виолончелиста Улиха, затем у пианиста Федора Канилле.

Файл:Римский-Корсаков.jpg

Знакомство в 1861 году с композитором Милием Балакиревым и его кружком "Могучая кучка", в который входили композиторы Цезарь Кюи, Модест Мусоргский, позднее Александр Бородин, склонило его к более серьезным занятиям.

Во время кругосветного плавания он окончил симфонию №1 ми минор, оp. 1, начатую еще в Санкт-Петербурге. В 1865 году с крупным успехом первая русская симфония была исполнена Балакиревым в концерте Бесплатной музыкальной школы.

В 1871 году по инициативе заведующего Санкт-Петербургской консерватории Михаила Азанчевского Римский-Корсаков был приглашен на должность преподавателя классов инструментовки, практического сочинения.

File:Walentin Alexandrowitsch Serow 004.jpg

Портрет, выполненный В. А. Серовым в 1898 г.

По собственному признанию, в первые годы, занимаясь со студентами, он одновременно сам изучал основные консерваторские дисциплины. До этого Римский-Корсаков создал ряд симфонических произведений, романсов.

В 1874-1881 годах Николай Римский-Корсаков был директором Бесплатной музыкальной школы и дирижером ее концертов.

В 1883-1894 годах занимал должность помощника управляющего придворной певческой капеллой. Его содействию и инициативе обязаны своим развитием регентский и оркестровый классы капеллы.


Римский-Корсаков выступал в качестве дирижера в Москве (1882, на выставке), Париже (1889, на Всемирной выставке), Брюсселе (1890 и 1900, Concerts populaires, посвященный русским авторам), Одессе (1894).

В 1886-1890 годах он управлял "Русскими Симфоническими концертами" в Санкт-Петербурге, в 1898 году — в Москве. В 1905 году за выступление в защиту прав учащихся Римский-Корсаков был уволен из консерватории, что повлекло за собой выход в отставку в знак протеста значительной части профессорско-преподавательского состава во главе с Александром Глазуновым и Анатолием Лядовым. В декабре 1905 года, после предоставления консерватории автономии, он вернулся в консерваторию по приглашению художественного совета.


Стоят: В. П. Калафати, Ф. С. Акименко, В. А. Золотарёв.
Сидят: И. И. Крыжановский, Н. Н. Черепнин, Н. А. Римский-Корсаков.

Разностороннюю музыкальную, дирижерскую и педагогическую деятельность Римский-Корсаков сочетал с плодотворной работой композитора. Он создал 15 опер, в их числе — "Псковитянка" (1872), "Майская ночь" (1879), "Снегурочка" (1881), "Садко" (1896), "Царская невеста" (1898), "Сказка о царе Салтане" (1900), "Кащей бессмертный" (1902), "Сказание о невидимом граде Китеже…" (1904), "Золотой петушок" (1907). Ряд фрагментов из этих опер стали шлягерами — "Песня индийского гостя" из "Садко" или оркестровый "Полет шмеля" из "Салтана".


Н.А.Римский-Корсаков и А.К.Лядов.

Не менее обширна деятельность композитора как симфониста. Из его симфонических произведений особенно выделяются "Антар", "Шехерезада", "Испанское каприччио", "Воскресная увертюра". Кроме того, он написал струнные квартет и септет, фортепьянный концерт, фантазию для скрипки на русские темы, много романсов и хоров a capella, сборник народных русских песен и несколько небольших духовных произведений.

Римский-Корсаков оркестровал оперу "Каменный гость" (1870) Александра Даргомыжского, оставшуюся неоконченной после смерти композитора, значительную часть "Князя Игоря" (1887) Александра Бородина, два антракта "Вильяма Ратклифа" Цезаря Кюи, а также закончил, сгладил и инструментовал обе оперы Модеста Мусоргского — "Хованщину" (1882) и "Бориса Годунова" (1892-1886).


А.К. Глазунов и Н.А. Римский-Корсаков со своими учениками М.М. Черновым и В.А. Сениловым. Фото 1906 г.

Педагогическое искусство Римского-Корсакова нашло отражение в его учебных пособиях "Практический учебник гармонии" (1886) и "Основы оркестровки" (1873-1874, издание завершил его ученик Максимилиан Штейнберг, 1913), а также в "Подробной программе регентского класса придворной капеллы (1884). Он является автором изданной в 1909 году автобиографической книги "Летопись моей музыкальной жизни".


Николай Римский-Корсаков скончался в ночь 21 июня (8 июня по старому стилю) 1908 года в усадьбе Любенск, близ Луги Санкт-Петербургской губернии (ныне деревня Любенск Плюсского района Псковской области). Похоронен на Новодевичьем кладбище Санкт-Петербурга. В 1911 году на его могиле был установлен крест, сделанный по эскизу Николая Рериха. В 1936 году захоронение с прахом композитора и его супруги и надгробным памятником было перенесено в Некрополь мастеров искусств, созданный в Александро-Невской лавре.

File:Funeral procession of Nikolay Rimsky-Korsakov.jpg

Похороны Римского-Корсакова.
Похоронная процессия на Садовой улице.

Многолетняя педагогическая деятельность Римского-Корсакова имела историческое значение. Он воспитал свыше 200 композиторов и музыкальных деятелей, в числе которых Антон Аренский, Александр Глазунов, Михаил Гнесин, Александр Гречанинов, Михаил Ипполитов-Иванов, Анатолий Лядов, Николай Мясковский, Сергей Прокофьев, Игорь Стравинский. Творчество Римского-Корсакова оказало большое влияние на развитие русской классической и зарубежной (французской и итальянской) музыки.


НАДЕЖДА НИКОЛАЕВНА РИМСКАЯ-КОРСАКОВА

В браке родились семь детей, двое из которых умерли в раннем детстве.

Младший сын Римского-Корсакова Владимир (1882-1970) — скрипач, альтист оркестров Ленинградской филармонии и Театра драмы им. А.С. Пушкина.



Старший брат композитора — русский гидрограф контр-адмирал Воин Римский-Корсаков (1822-1871). В 1850-е годы, командуя шхуной "Восток", произвел гидрографические исследования и съемки низовьев Амура, осмотрел Татарский пролив и заснял часть западного берега острова Сахалина. Его исследования способствовали практическому освоению пути из Татарского пролива к устью Амура. В честь Воина Римского-Корсакова названы острова в Японском море.

В 1944 году в ознаменование 100-летия со дня рождения Римского-Корсакова имя композитора было присвоено Санкт-Петербургской консерватории.

В 1952 году на Театральной площади Ленинграда (Санкт-Петербурга) был открыт памятник Римскому-Корсакову.


Государственный дом-музей Н.А.Римского-Корсакова

В 1944 году в городе Тихвине Ленинградской области основан Дом-музей Н.А. Римского-Корсакова. В 1971 году в Ленинграде (Санкт-Петербурге) был открыт Мемориальный музей-квартира композитора.

Бывшие имения Вечаша и Любенск, где скончался композитор, вошли в состав мемориального музея-усадьбы Н.А. Римского-Корсакова Псковского государственного объединенного историко-архитектурного и художественного музея-заповедника.

Римский Корсаков биография и творчество

Николай Андреевич Римский-Корсаков – выдающийся русский композитор, педагог и общественный деятель. В его творческом наследии пятнадцать опер, десять симфонических произведений разных жанров, камерные инструментальные и вокальные произведения, хоры. Кроме того, Римский-Корсаков написал ряд музыкально - литературных работ, среди которых автобиографический „Летопись моей музыкальной жизни” и несколько научных статей, он автор пособий „Основы оркестровки” и „Учебник гармонии” для студентов консерваторий.

Как и другие композиторы „Могучей кучки”, главной своей задачей Римский-Корсаков считал воплощение в музыке народно - патриотической темы. При этом его творчество отличается оптимизмом, верой в торжество добра и справедливости. Реалистические образы в произведениях композитора сочетаются с романтической поэтизацией русской истории и мифологии, его привлекают древние поверья, легенды и сказки. „По сути, моя тема – это сказка, былина и непременно русские”, – говорил Римский-Корсаков. Романтические черты его творчества оказались также в замечательных музыкальных пейзажах, изображении далеких и неизведанных стран – полусказочного Востока, экзотической Испании.

Римский-Корсаков, как и все прогрессивные композиторы его времени, в своем творчестве постоянно опирался на фольклор, прежде всего русский, а также других славянских народов (украинский, белорусский, польский). Большую роль в его творчестве сыграли впечатления от народной музыки Востока, а также Испании. В некоторых случаях композитор ввел в свои произведения подлинные народные мелодии, но значительно чаще, соединив особенности фольклора с мышлением музыканта-профессионала, создавал собственную музыку, воспринимается как ярко национальная.

Опираясь на нормы и традиции композиторского мастерства, Римский-Корсаков в то же время обогатил русскую музыку новыми смелыми и красочными гармониями. Важной особенностью его творчества было также виртуозное использование тембровых возможностей оркестра. Удивительно живописные и выразительные музыкальные образы, созданные композитором, стали украшением не только русской, но и мировой музыкальной культуры.

Краткая биография

Римский-Корсаков родился в местечке Тихвине Новгородской губернии, музыкой начал заниматься с шести лет, но, по семейной традиции, мечтал стать моряком.

В 1856 году он поступил в Морской корпус в Петербурге. Параллельно продолжались занятия музыкой.

В 1858 году его учителем стал известный пианист Федор Андреевич Канилле, под руководством которого Римский-Корсаков написал первые произведения.

В 1861 году Канилле познакомил своего талантливого ученика с Балакиревым и другими членами „Могучей кучки”. Тогда же юный композитор начал писать свою первую симфонию.

В 1862 году Римский-Корсаков, окончив Морской корпус, отправился на клипере „Алмаз” в кругосветное плавание, длившееся три года. Возможно, именно благодаря этому путешествию в дальнейшем творчестве композитора неоднократно появлялись музыкальные картины, удивительно отчетливо изображающие море.

По возвращении в 1865 году началась активная творческая деятельность композитора. Лучшие произведения этих лет – симфоническая картина „Садко” и программная симфоническая сюита „Антар” по мотивам восточной сказки. Одновременно Римский-Корсаков написал ряд романсов, работал над своей первой оперой „Псковитянка”, премьера которой с большим успехом прошла в 1873 году в Мариинском театре. В том же году женой композитора стала прекрасная пианистка, постоянная участница музыкальных вечеров Балакиревского кружка Надежда Николаевна Пургольд, преданный друг и помощник Николая Андреевича на протяжении многих лет.

С 1871 года Римский-Корсаков начал преподавать в Петербургской консерватории. Обучая студентов, он и совершенствовал свое мастерство, изучал классическую гармонию, инструментовку, полифонию. Заняв место инспектора оркестров Морского ведомства, а позже директора Бесплатной музыкальной школы, Римский-Корсаков начал выступать как дирижер. Тогда же он работал над составлением двух сборников русских народных песен. В первый из них вошло сорок песен, записанных от певца-любителя Т. И. Филиппова, другой – „Сто русских народных песен” – сочинили песни, собранные самим композитором. Итогом работы этих лет стала опера „Майская ночь” по повести Гоголя, написанная в 1878 году.

Русские композиторы второй половины XIX века неоднократно обращались к творчеству Гоголя. В повестях писателя их привлекали поэтичность, сочетание реальности и фантастики, картины природы, тонкий юмор. В опере „Майская ночь” Римский-Корсаков возрождает поэзию древних украинских обрядов. Композитор использует много украинских народных календарно-бытовых песен, а также песен-романсов. Премьера оперы состоялась в начале 1880 года в Мариинском театре. Партию Головы блестяще исполнил знаменитый певец Федор Игнатьевич Стравинский (1839-1902 гг.), что провел детство в Украине и получил образование в Нежинском лицее. Позже композитор еще раз обратился к творчеству Гоголя и украинского фольклора, написав в 1895 году оперу „Ночь перед Рождеством”. В этой опере Римский-Корсаков широко использовал украинские обрядовые календарные песни зимнего цикла – колядки и щедривки. Поэзия древних языческих обрядов, настоящие древние народные напевы звучат и в одном из самых прекрасных и вдохновенных произведений композитора – опере-сказке „Снегурочка”, написанной в 1881 году.

После смерти в 1881 году Мусоргского Римский-Корсаков много занимался редактированием его музыки, а позже готовил к изданию незаконченные произведения Бородина и Даргомыжского. Работу над произведениями умерших друзей композитор продолжал до конца жизни, совершенствуя и дополняя свои редакции.

С 1883 года Римский-Корсаков начал работать в Придворной певческой капелле, а также, сблизив с кружком Беляева, дирижировать в „русских симфонических концертах”.

В 1889 году оркестр под его управлением исполнял произведения русских композиторов на Всемирной выставке в Париже, а через год – в Брюсселе. Лучшие произведения этих лет – „Испанское каприччио” и сюита „Шехеразада” для симфонического оркестра.

В последнее десятилетие Римский-Корсаков работал преимущественно в оперном жанре. В эти годы была написана опера-былина „Садко”, лирико-психологическая опера „Царская невеста”, „Сказка о царе Салтане” по произведению Пушкина, одноактные оперы „Моцарт и Сальери” и „Кащей Бессмертный”, а также „Сказание о невидимом граде Китеж и деву Февронию” по мотивам преданий об эпохе монголо-татарского нашествия. Композитор обогащает музыкальный язык своих поздних опер сложными ладами и гармониями, усиливает роль оркестра. Работа над постановкой этих опер велась коллективом Московской частной оперы Мамонтова. Ведущие партии исполняли выдающиеся певцы Ф. И. Шаляпин, Н. И.Забела-Врубель, О. Секар-Рожанский. Большое внимание в театре уделялось художественному оформлению спектаклей, над которым работали Врубель, Васнецов, Коровин, Гончарова и другие талантливые русские художники. В поздний период творчества были также созданы лучшие романсы композитора – „Не ветер, обдувая с вершин”, цикл „У моря” и другие.

До последних дней продолжалась активная педагогическая и общественная деятельность Римского-Корсакова. Во время революционных событий 1905 года композитора, стал на сторону бастующих студентов, уволили из консерватории. Такие действия правительства в отношении лучшего российского музыканта вызвали возмущение всех передовых людей России. Дирекции консерваторию пришлось уступить и пригласить Римского-Корсакова вернуться к преподаванию.

Последним произведением композитора стала сатирическая опера-карикатура "Золотой петушок", которая беспощадно разоблачала самодержавие.

Творчество Римского - Корсакова

Творчество Римского-Корсакова, его находки в гармонии и оркестровке повлияли на младших современников композитора, многие из которых были его учениками (А. К. Глазунов, А. К. Лядов, И. Ф. Стравинский, А. М. Скрябин). У Римского-Корсакова совершенствовали мастерство также многие украинские композиторы-М. В. Лысенко, Г. Козаченко, Ф. Акименко, М. Д. Леонтович.

Оперное творчество

Опера была одним из основных жанров в творчестве Римского-Корсакова. Среди его пятнадцати опер, написанных преимущественно на сюжеты из русской литературы или русского народного творчества – лирические, исторические, комедийные произведения. Однако основная часть оперного наследия композитора – оперы-сказки: „Снегурочка”, „Садко”, „Сказка о царе Салтане”, „Золотой петушок”, „Кащей Бессмертный”. Две оперы Римский-Корсаков написал на украинскую тематику. Это „Майская ночь” и „Ночь перед Рождеством” по повестям Н.В. Гоголя. Музыка обеих опер довольно удачно передает украинский колорит, в ней чувствуется связь с песенным материалом Украины.

Снегурочка

Самым любимым из своих сочинений Римский-Корсаков считал оперу „Снегурочка”, написанную на сюжет пьесы А.М. Островского. Жизнь народа показано в этой опере с его прекрасных, светлых, поэтических сторон. Действие происходит в сказочном царстве берендеев, где все люди добрые и справедливые, уважают природу и искусство. Воспроизводя в опере древние обычаи и обряды, композитор сочетает изображение „реальных лиц” (так он называл царя Берендея, Купаву, Бобиля и Бобилиху, Мизгиря) с миром фантастики (Весна-Красна, Дед Мороз, Леший, Снегурочка). Реальные и сказочные черты соединены в образе пастушка Леля. Музыка оперы пронизана интонациями народных песен.

Опера представляет собой сопоставление картин из народной жизни, то ярких, наполненных звонкими голосами природы и людей, то спокойно-лирических. Сказочные сцены чередуются с бытовыми. Главные действующие лица наделены индивидуальными музыкальными характеристиками. Наиболее сложный в опере образ Снегурочки. Композитор показывает, как велика сила любви перерождает холодную дочь Мороза.

Первая музыкальная характеристика Снегурочки, партию которой исполняет колоратурное сопрано, данная в ее арии из Пролога. Легкая и грациозная музыка рисует прекрасный образ юной девушки, которая всем сердцем тянется к неизведанному мира людей.

В среднем разделе арии звучит нежная лирическая мелодия, в интонациях которой слышится пробуждение любви и тепла в сердце Снегурочки.

Образ юного пастушка Леля символизирует в опере чудесную силу искусства. Знаменитая песня Леля из третьего действия написанная самим композитором, но ее мелодия напоминает народные напевы.

Очень велика в опере роль хоровых и оркестровых эпизодов. Это оркестровое вступление к опере, песни и танцы птиц из Пролога, красочная обрядовая сцена „Проводы Масленицы”, свадебный обряд, сцена народного праздника в заповедном лесу. Фантастичностью гармоний и оркестровых красок отличается картина волшебных превращений заповедного леса из третьего действия. Заканчивается опера гимном языческому богу Ярилі. Хор и оркестр исполняют необычную тему в характере народных напевов.

„Заканчивая „Снегурочку”, я почувствовал себя созревшим музыкантом и оперным композитором, ставшим окончательно на ноги”, – писал Римский-Корсаков, подводя итог работы.

Садко

В опере-былине „Садко” также сочетаются реальность и фантастика. К сюжету былины о новгородском певца и гусляра, который покорил своей музыкой Морского царя и прекрасную царевну Волхову, композитор впервые обратился в 1867 году, создав симфоническую картину „Садко”. Весь музыкальный материал этого произведения Римский-Корсаков использовал в опере, написанной в 1896 году. Картины городского быта древнего Новгорода чередуются в ней с волшебным миром подводного царства. Опера рассказывает о купце, которого зовет в далекие края не мысль о прибыли, а желание увидеть мир, загадочный и манящий. Искусство Садка влияет даже на силы природы, которые он подчиняет своей воле. В этой опере, в отличие от „Снегурочки”, композитор почти не использовал подлинные народные напевы, а создавал собственные музыкальные темы, опираясь на типичные для народной музыки обороты. Лишь изредка в опере звучат древнерусские мелодии. Один из таких примеров – разудалая песня „Высота, высота”, которую поет Садко с хором, отправляясь в дальнее плавание. Основой песни послужила древняя былина „Соловей Будимирович”.

Для характеристики фантастических сцен композитор использует необычные аккорды, причудливые мелодии, необычные сочетания тембров. Самостоятельное художественное значение имеют оркестровые эпизоды оперы – вступление„Океан - море синее”), сцена превращение лебедей в девушек, сцена превращения рыбы на золото, безумный танец подводного царства.

Как отдельные концертные номера выполняются и оркестровые фрагменты из оперы „Сказка о царе Салтане”, законченное в 1900 году. Это очень популярный „Полет шмеля”, а также оркестровая пьеса „Три чуда” – очень яркие и выразительные музыкальные портреты волшебной белочки, тридцати трех богатырей и Царевны-Лебеди.

„Шехеразада”

Среди симфонических произведений Римского-Корсакова центральное место занимает сюита „Шехеразада”, написанная в 1888 году. Это одно из лучших произведений русской классической музыки, посвященных теме Востока. В нем композитор почти не использовал подлинных народных мелодий, свободно воспроизводя общий колорит восточной музыки, ее типичные интонации, особенности ритма, передавая с помощью симфонического оркестра своеобразные тембры восточных инструментов.

Основой для программы произведения стала сборник арабских сказок „Тысяча и одна ночь”, однако музыка сюиты не является иллюстрацией к ней. Четыре части произведения не связаны между собой последовательным сюжетом. Каждая из них – это законченный эпизод, что рисует картины Востока. В каждой из частей, соединяя их, появляется тема мудрой рассказчицы Шехеразады. Составляя сюиту, композитор намеревался дать каждой из частей название, но впоследствии отказался от этого замысла, предоставив волю фантазии слушателей.

Во вступлении к первой части, которую предполагалось назвать „Море.Синдбадов корабль”, звучат две контрастные музыкальные темы. Жестокого, грозного султана Шахрияра характеризует тема, которую исполняют струнные и духовые инструменты в низком регистре.

Тема юной и прекрасной Шехеразады звучит у скрипки с аккомпанементом арфы.

Первая часть написана в сонатной форме. Главная партия – это образ бескрайнего моря, созданный композитором с исключительным мастерством.

В второй части крайние разделы трехчастной формы представляют собой вариации на печальную и задумчивую тему.

Контрастный центральный эпизод вызывает в воображении картины ожесточенной битвы.

Третья часть („Царевич и царевна”) – это прекрасная лирическая сцена. Оповідальна тема Царевича спокойная и певучая.

Изящная и женственная тема Царевны напоминает грациозный восточный танец.

В четвертой части („Багдадский праздник и корабль, разбивающийся о скалу с медным всадником”) картина безудержного веселья, постепенно приобретая тревожного характера, переходит в сцену страшной морской бури. В конце снова звучит волшебная и грустная тема Шехеразады, а затем в нижнем регистре возникает тема Шахрияра, покорена и мягкая. Музыка постепенно стихает, словно растворяясь в воздухе.

Читайте также: