Право как мера свободы и ответственности личности презентация

Обновлено: 28.06.2024

Актуальность темы исследования. Свобода относится к числу непреходящих ценностей, и проблема воплощения ее в праве не одно столетие занимает умы мыслителей. В юридической науке сложилось множество подходов к ее решению, однако, несмотря на это, до настоящего времени вопрос опосредования свободы правом продолжает оставаться дискуссионным.

Введение
1. Понятие и виды свободы
2. Юридическая свобода, ее значение в обществе и государстве
Заключение
Список использованных источников

Введение

Актуальность темы исследования. Свобода относится к числу непреходящих ценностей, и проблема воплощения ее в праве не одно столетие занимает умы мыслителей. В юридической науке сложилось множество подходов к ее решению, однако, несмотря на это, до настоящего времени вопрос опосредования свободы правом продолжает оставаться дискуссионным.

Степень научной разработанности темы исследования. Проблема свободы во все времена привлекала внимание мыслителей различных направлений: философов (Д. Локк, Ф. М. Вольтер, Ш. Монтескье, Д. Юм, И. Кант, В. Ф. Гумбольт, Т. Гоббс, Э. Ренан, Г. Спенсер, Ф. Хайек и др.), экономистов (Дж. М. Кейнс), политических деятелей (Ч. Беккариа, Б. Констан, Д. Мильтон, Д. С. Милль, Т. Г. Масарик, А. Токвиль и др.).

В современный период на разном уровне абстракции в контексте анализа различных правовых явлений к проблематике свободы обращались такие отечественные теоретики, как: С. С. Алексеев, Д. А. Керимов, В. М. Корельский, В. Н. Кудрявцев, О. Э. Лэйст, В. П. Малахов, Н. И. Матузов, B. C. Нерсесянц, О. В. Мартышин, В. Н. Селиванов и др.

Объектом исследования в настоящей работе является свобода и ее юридический аспект.

Предметом исследования выступают сущность видов свободы, а также проблемы свободы.

Методологическую основу реферата составили разнообразные средства и методы познавательной деятельности. Базовый уровень методологии образуют диалектико-материалистические принципы взаимосвязи и детерминизма, объективности и всесторонности рассматриваемого явления. Используется категориальный аппарат диалектики, в частности, категории: сущность, содержание и форма, возможность и действительность, субъективное и объективное.

1. Понятие и виды свободы

Свобо́да — это наличие у человека или процесса возможности выбора варианта и реализации (обеспечения) исхода события. Отсутствие такого выбора и реализации выбора равносильно отсутствию свободы — несвободе.

Нужна помощь в написании реферата?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Правки вносим бесплатно.

В современных условиях и условиях ускоренного развития цивилизации роль личности в обществе становится все значительнее, в связи с этим все чаще возникает проблема свободы и ответственности личности перед обществом.

Первая попытка обоснования точки зрения объяснения взаимосвязи свободы и необходимости ее признания их органической взаимосвязи принадлежит Спинозе, который определил свободу, как осознанную необходимость.

Развернутая концепция диалектического единства свободы и необходимости с идеалистических позиций была дана Гегелем. Научное, диалектико-материалистическое решение проблемы свободы и необходимости исходит из признания объективной необходимости как первичного, а воли и сознания человека — как вторичного производного.

В обществе свобода личности ограничивается интересами общества. Каждый человек — индивид, его желания и интересы не всегда совпадают с интересами общества. В этом случае личность под воздействием общественных законов должна поступать в отдельных случаях так, чтобы не нарушать интересов общества, в противном случае ему грозит наказание от имени общества. В современных условиях, в эпоху развития демократии проблема свободы личности становится все глобальнее. Она решается на уровне международных организаций в виде законодательных актов о правах и свободах личности, которые в настоящее время становятся в основу любой политики и тщательно охраняются. Не все проблемы свободы личности решены в России и во всем мире, так как это одна из самых тяжелых задач. Личности в обществе на данный момент исчисляются миллиардами и каждую минуту на земле сталкиваются их интересы, права и свободы.

Неразделимы и такие понятия как свобода и ответственность, так как свобода не вседозволенность, за нарушение чужих прав и свобод личность несет ответственность перед обществом по закону, принятому обществом.

Для личности обладание свободой — это исторический, социальный и нравственный императив, критерий ее индивидуальности и уровня развития общества. Произвольное ограничение свободы личности, жесткая регламентация ее сознания и поведения, низведения человека до роли простого “винтика” в социальных и технологических системах наносит ущерб, как личности, так и обществу. В конечном счете, именно благодаря свободе личности общество приобретает способность не просто приспосабливаться к наличным естественным и социальным обстоятельствам окружающей действительности, но и преобразовывать их в соответствии со своими целями. Конечно, нет и не может быть какой-то абстрактной, тем более абсолютной свободы человека ни от природы, ни от общества, но вместе с тем конкретным материальным носителем свободы, ее субъектом всегда является личность, а соответственно и те общности, в которые она включена — нации, классы, государства.

2. Юридическая свобода, ее значение в обществе и государстве

Свобода — одно из наиболее емких, сложных и многогранных понятий. Существуют различные аспекты свободы — экономический, политический, юридический, нравственный, духовный и др. Соответственно выдвинуто и множество всевозможных ее концепций, трактовок, определений. Эти истолкования нередко зависят от того, чего хотят от свободы сами ее интерпретаторы, которые, как правило, наполняют данный феномен различным содержанием. Но есть и объективные основания свободы, среди которых на первом месте стоит необходимость.

Нужна помощь в написании реферата?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Правки вносим бесплатно.

Свобода как определенное социальное состояние общества, как познанная и освоенная необходимость находит свое наиболее концентрированное выражение в праве, в котором она практически материализуется, объективируется, отливается в конкретные осязаемые формы, принципы, институты. По характеру права в данном обществе, его развитости, завершенности всегда можно судить о сущности и широте той свободы, которую юридически признает и допускает государственная власть.

Право служит официальным мерилом действующей свободы, ее нормой, указателем границ должного и возможного. Вместе с тем оно является гарантией осуществления этой свободы, средством ее охраны и защиты. Выступая легитимной (законной) шкалой свободы, право объективно отражает достигнутый уровень развития социальной действительности. В этом смысле оно есть мера прогресса, а следовательно, и мера свободы как продукта развития, а также и мера социальной ответственности.

Правовые нормы, будучи едиными масштабами (эталонами) человеческой деятельности, определяют границы поступков людей, меру, рамки, объем их возможного и должного поведения. Именно с помощью права, законов субъекты общественных отношений — индивидуальные и коллективные — ставятся под юрисдикцию государства, которое в интересах всего общества запрещает или разрешает определенные действия, ограничивает или расширяет сферу личных желаний и устремлений, предоставляет права, возлагает обязанности, ответственность, поощряет полезную и пресекает вредную деятельность.

Нужна помощь в написании реферата?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Правки вносим бесплатно.

Существенно возрос уровень политической и личной свободы, дающей простор для разнообразной позитивной деятельности индивида. Правда, в процессе осуществления этой свободы выявляются и негативные ее стороны, когда в силу ряда причин, прежде всего из-за отсутствия должной гражданской культуры, свобода переходит во вседозволенность.

Это значит, что правовые рамки свободы должны быть достаточно жесткими и надежными, что нисколько не противоречит принципам подлинной демократии. Право — это упорядоченная, нормированная форма свободы, свободы, введенной в законное (легитимное) русло. Свобода вне правовых рамок превращается в анархию, а демократия — в ширму, фасад, прикрывающие стихию и неуправляемость.

Конечно, в условиях классических рыночных отношений многое определяется не законом, а личными устремлениями, волей, инициативой субъектов рынка. Но общие принципы, исходные позиции и ориентиры в этой сфере задаются все же властью и законом. Любой цивилизованный рынок так или иначе регламентируется законодательством, которое призвано определять его общую концепцию, оставляя в то же время достаточно широкий простор для самостоятельных действий субъектов.

Нужна помощь в написании реферата?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Правки вносим бесплатно.

Приведенные положения российской Конституции полностью соответствуют общепринятым международным стандартам, практике других государств, Всеобщей декларации прав человека. Это выработанные на протяжении веков правила человеческого общежития.

Свобода индивида проявляется во всех сферах его жизнедеятельности — социальной, экономической, политической, духовной. Но проявляется и реализуется по-разному. Это образует структуру свободы личности, ее грани, стороны. Свободу по-настоящему начинают ощущать лишь тогда, когда почему-либо ее утрачивают. В этом случае она становится бесценной. Свобода, как воздух, который люди не замечают, пока он есть, но сразу задыхаются, когда его нет.

Законы принимаются только выборными органами, непосредственно представляющими волю народа — единственного и абсолютного источника власти. Ни один монарх или президент не может издавать законы. Поэтому они и обладают верховенством, наибольшей юридической силой. Правители тоже обязаны подчиняться выраженной таким образом воле, т.е. закону. Перед законом все равны.

Нужна помощь в написании реферата?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Правки вносим бесплатно.

Ответственность — такая же объективная необходимость, как и свобода. Более того, ответственность — условие свободы. Субъектами ответственности выступают все, включая властные структуры. Поэтому вопрос о взаимной ответственности государства и личности в современных условиях не только не снимается, а приобретает новое качество. Оптимальное взаимодействие права и личности возможно только на основе четко функционирующей государственности. Твердая легитимная демократическая власть — предпосылка эффективности такого взаимодействия.

Нужна помощь в написании реферата?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Правки вносим бесплатно.

Позитивная ответственность — мера требовательности к себе и другим. Эта ответственность вытекает из реального социально-правового статуса субъекта и может быть названа также статусной ответственностью. Имеется в виду обязанность индивида отвечать за свои поступки, свое отношение к людям.

Ретроспективный подход к ответственности, который пока преобладает в литературе, обедняет, сужает проблему, выглядит односторонним и неполным. При таком подходе на первый план выступает лишь карательно-принудительный момент. Тем самым в какой-то мере умаляется социальное, нравственно-психологическое и гражданское значение ответственности. Это очень важно, так как речь идет о фундаментальной категории.

Ответственность в ее полном объеме — это ответственность за прошлое, настоящее и будущее, и именно в таком виде, т. е. во всех ее аспектах, она подлежит теоретической разработке. Задача науки состоит в том, чтобы обосновать необходимость, правомерность и этико-юридический характер позитивной ответственности, выявить ее особенности, место и роль в правовой системе общества.

Позитивная ответственность личности предшествует негативной; последняя наступает лишь тогда, когда не срабатывает первая, т. е. когда совершается правонарушение. Негативная ответственность существует как потенциальная угроза, превенция, она может и не наступить, если личность ведет себя правомерно. Негативная ответственность обращена в прошлое, почему и называется ретроспективной, а позитивная — в настоящее и будущее, что дает основание именовать ее перспективной, активной, положительной.

Оба аспекта юридической ответственности тесно взаимосвязаны, так как выступают разновидностями единой социальной ответственности личности и играют важную роль в становлении правовой государственности, упрочении законности и правопорядка в обществе. Они ни в коем случае не должны противопоставляться, а взаимодействовать, подкрепляя друг друга. Но общее развитие идет от негативной к позитивной ответственности, а не наоборот.

Нужна помощь в написании реферата?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Правки вносим бесплатно.

Если основанием негативной ответственности является правонарушение, то основанием позитивной — взаимосвязь личности с государством и обществом, ее обязанности и юридический долг перед ними, а также необходимость уважать права и свободы других граждан. Иными словами, позитивная ответственность вытекает из конституционно-правового статуса индивида, его принадлежности к данному государственному образованию, института гражданства.

В современных условиях проблема ответственности (особенно позитивной) стоит как никогда остро, поскольку неизмеримо возросла роль отдельного человека в окружающем мире, расширилась его свобода и в то же время зависимость от внешней социальной и естественной среды. Увеличилось число ситуаций, при которых над человеком, кроме собственной совести, нет другого контроля. Принятие субъектом любого решения, выбор того или иного варианта поведения связаны с повышенной ответственностью за возможные неблагоприятные последствия.

Заключение

В современных условиях и условиях ускоренного развития цивилизации роль личности в обществе становится все значительнее, в связи с этим все чаще возникает проблема свободы и ответственности личности перед обществом.

Первая попытка обоснования точки зрения объяснения взаимосвязи свободы и необходимости ее признания их органической взаимосвязи принадлежит Спинозе, который определил свободу, как осознанную необходимость.

Развернутая концепция диалектического единства свободы и необходимости с идеалистических позиций была дана Гегелем. Научное, диалектико-материалистическое решение проблемы свободы и необходимости исходит из признания объективной необходимости как первичного, а воли и сознания человека — как вторичного производного.

Нужна помощь в написании реферата?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Правки вносим бесплатно.

В обществе свобода личности ограничивается интересами общества. Каждый человек — индивид, его желания и интересы не всегда совпадают с интересами общества. В этом случае личность под воздействием общественных законов должна поступать в отдельных случаях так, чтобы не нарушать интересов общества, в противном случае ему грозит наказание от имени общества. В современных условиях, в эпоху развития демократии проблема свободы личности становится все глобальнее. Она решается на уровне международных организаций в виде законодательных актов о правах и свободах личности, которые в настоящее время становятся в основу любой политики и тщательно охраняются. Не все проблемы свободы личности решены в России и во всем мире, так как это одна из самых тяжелых задач. Личности в обществе на данный момент исчисляются миллиардами и каждую минуту на земле сталкиваются их интересы, права и свободы.

Неразделимы и такие понятия как свобода и ответственность, так как свобода не вседозволенность, за нарушение чужих прав и свобод личность несет ответственность перед обществом по закону, принятому обществом.

Список использованных источников

Свобода – одно из наиболее емких, сложных и многогранных понятий. Существуют различные аспекты свободы – экономический, политический, юридический, нравственный, духовный и др. Соответствен но выдвинуто и множество всевозможных ее концепций, трактовок, определений. Эти истолкования нередко зависят от того, чего хотят от свободы сами ее интерпретаторы, которые, как правило, наполняют данный феномен различным содержанием. Каждый видит в свободе то, что желает увидеть. Но есть и объективные основания свободы, среди которых на первом месте стоит необходимость.

Свобода как определенное социальное состояние общества, как познанная и освоенная необходимость находит свое наиболее концентрированное выражение в праве, в котором она практически материализуется, объективируется, отливается в конкретные, осязаемые формы, принципы, институты. По характеру права в данном обществе, его развитости, завершенности всегда можно судить о сущности и широте той свободы, которую юридически признает и допускает государственная власть.

Правовые нормы, будучи едиными масштабами (эталонами) человеческой деятельности, определяют границы поступков людей, меру, рамки, объем их возможного и должного поведения. Именно с помощью права, законов субъекты общественных отношений – индивидуальные и коллективные – ставятся под юрисдикцию государства, которое в интересах всего общества запрещает или разрешает определенные действия, ограничивает или расширяет сферу личных желаний и устремлений, предоставляет права, возлагает обязанности, ответственность, поощряет полезную и пресекает вредную деятельность.

Интерпретация права как меры (формы, нормы, уровня) свободы была впервые в нашей литературе наиболее четко воспроизведена в 70–80-х годах Д.А. Керимовым и В.С. Нерсесянцем. До этого рассматриваемый аспект долгое время оставался в тени, хотя в той или иной степени он все же затрагивался и другими авторами. В настоящее время философским вопросам права уделяется достаточное внимание. Тем самым продолжается традиция русской философско-правовой мысли, которая успешно развивалась до революции. Философия как научная дисциплина внедряется в учебный процесс юридических вузов.

Конечно, в условиях классических рыночных отношений многое определяется не законом, а личными устремлениями, волей, инициативой субъектов рынка. Но общие принципы, исходные позиции и ориентиры в этой сфере задаются все же властью и законом. Любой цивилизованный рынок так или иначе регламентируется законодательством, которое призвано определять его общую концепцию, оставляя в то же время достаточно широкий простор для самостоятельных действий субъектов.

Законы принимаются только выборными органами, непосредственно представляющими волю народа – единственного и абсолютного источника власти. Ни царь, ни монарх, ни президент не могут издавать законов. Поэтому они и обладают верховенством, наибольшей юридической силой. Правители тоже обязаны подчиняться выраженной таким образом воле, то есть закону. Перед законом все равны.

Ответственность – такая же объективная необходимость, как и свобода. Более того, ответственность – условие свободы. Субъектами ответственности выступают все, включая властные структуры. Поэтому вопрос о взаимной ответственности государства и личности в современных условиях не только не снимается, а приобретает новое качество. Оптимальное взаимодействие права и личности возможно только на основе четко функционирующей государственности. Твердая легитимная демократическая власть – предпосылка эффективности такого взаимодействия.

Причем иски адресуются непосредственно к государству как таковому, а не к отдельным его органам и учреждениям. Сегодня сама власть стала подведомственной суду. Нередко исковые заявления направляются лично Президенту как высшему должностному лицу, олицетворяющему государство и осуществляющему его властные функции. Президент – гарант Конституции и в связи с этим несет общую позитивную морально-правовую ответственность перед своими гражданами, которые в свою очередь обязаны блюсти Основной Закон и поддерживать порядок в обществе.

В современных условиях проблема ответственности (особенно позитивной) стоит как никогда остро, поскольку неизмеримо возросла роль отдельного человека в окружающем мире, расширилась его свобода и в то же время зависимость от внешний социальной и естественной среды. Увеличилось число ситуаций, при которых над человеком, кроме собственной совести, нет другого контроля. Принятие субъектом любого решения, выбор того или иного варианта поведения связаны с повышенной ответственностью за возможные неблагоприятные последствия.

Презентация на тему Право как свобода, из раздела: Разное. Презентация в формате PowerPoint (pptx) содержит 10 слайдов, для просмотра воспользуйтесь проигрывателем. Материал можно скачать внизу страницы, поделившись ссылкой в социальных сетях! Презентации взяты из открытого доступа или загружены их авторами, администрация сайта не отвечает за достоверность информации в них. Все права принадлежат авторам презентаций.

Слайды и текст этой презентации Открыть в PDF

Слайд 1

Право как свободаГареев АлександрКострома 2015

Право как свобода

Гареев Александр
Кострома
2015

Слайд 2

Определение роли государства в обеспечении прав и свобод человека и гражданина

Слайд 3

Правовой статус личности- система прав, свобод и обязанностей закрепленная в нормах праваВзаимосвязь государства и личностиЧеловекЛичностьГражданствоПравоМера

Правовой статус личности-
система прав, свобод и обязанностей закрепленная в нормах права

Взаимосвязь государства и личности

Мера свободы личности

Общество с тоталитарными принципами

Демократические государственные режимы

Человек – высшая ценность
Принцип «разрешено (дозволено) все, кроме того что запрещено

Слайд 4

Проблема прав человека в различные эпохи

Проблема прав человека в различные эпохи

Слайд 5

Классификация прав Личные права человека - ᴨрава, коᴛорые ᴨрᴎсущᴎ любому человеку оᴛ рожденᴎя, не связаны

Личные права человека
- ᴨрава, коᴛорые ᴨрᴎсущᴎ любому человеку оᴛ рожденᴎя, не связаны с ᴨоняᴛᴎем граждансᴛва. Все эᴛᴎ ᴨрава оᴨределяюᴛ свободу человека в его лᴎчной жᴎзнᴎ, его юрᴎдᴎческую защᴎщенносᴛь оᴛ какого-лᴎбо незаконного вмешаᴛельсᴛва - огражденᴎе авᴛономᴎᴎ лᴎчносᴛᴎ

Культурные права
гаранᴛᴎᴎ на свободу ᴛворчесᴛва:
ᴨраво на защᴎᴛу ᴎнᴛеллекᴛуальной собсᴛвенносᴛᴎ ᴨраво на учасᴛᴎе в кульᴛурной жᴎзнᴎ ᴎ ᴨользованᴎе учрежденᴎямᴎ кульᴛуры

Полᴎᴛᴎческᴎе ᴨрава ᴎ свободы
- оᴛражаюᴛ возможносᴛь учасᴛвоваᴛь в ᴨолᴎᴛᴎческой жᴎзнᴎ ᴎ осущесᴛвленᴎᴎ государсᴛвенной власᴛᴎ.

Слайд 6

Гарантии прав и свободВнутригосударственные гарантииЗакреплены Конституцией и нормативно-правовыми актами госудастваМеждународно-правовые гарантииМеждународно-правовые документы Европейский Суд по

Гарантии прав и свобод

Закреплены Конституцией
и нормативно-правовыми актами госудаства

Международно-правовые документы
Европейский Суд по правам человека

Защᴎᴛа ᴨрав ᴎ свобод - обязанносᴛь государсᴛва.
Самозащᴎᴛа ᴨрав ᴎ свобод.
Каждый вᴨраве защᴎщаᴛь своᴎ ᴨрава ᴎ свободы всемᴎ сᴨособамᴎ, не заᴨрещеннымᴎ законом.
Судебная защᴎᴛа.
Возмещенᴎе вреда
Неоᴛменяемосᴛь ᴨрав ᴎ свобод.
Возрасᴛ.
Гаранᴛᴎᴎ ᴨодсудносᴛᴎ.
Право на юрᴎдᴎческую ᴨомощь.
Презумᴨцᴎя невᴎновносᴛᴎ. Заᴨреᴛ ᴨовᴛорного осужденᴎя
Недейсᴛвᴎᴛельносᴛь незаконно ᴨолученных доказаᴛельсᴛв
Право на ᴨересмоᴛр ᴨрᴎговора Гаранᴛᴎя оᴛ самообвᴎненᴎя. Права ᴨоᴛерᴨевшᴎх оᴛ ᴨресᴛуᴨленᴎй ᴎ злоуᴨоᴛребленᴎя власᴛью. Права ᴨоᴛерᴨевшᴎх оᴛ ᴨресᴛуᴨленᴎй ᴎ злоуᴨоᴛребленᴎй власᴛью охраняюᴛся законом.
Заᴨреᴛ обраᴛной сᴎлы закона.

Евроᴨейская конвенцᴎя о защᴎᴛе ᴨрав ᴎ основных свобод 1950 г. ᴎ доᴨолнᴎᴛельные ᴨроᴛоколы к ней;

Конвенцᴎя о ᴨравовой ᴨомощᴎ ᴎ ᴨравовых оᴛношенᴎях ᴨо гражданскᴎм, семейным ᴎ уголовным делам оᴛ 22 января 1993 г.

Декларацᴎя о международных обязаᴛельсᴛвах в обласᴛᴎ ᴨрав человека ᴎ основных свобод оᴛ 24 сенᴛября 1993 г., ᴨрᴎняᴛые членамᴎ СНГ

Правовая свобода есть разрешение совершать определенные действия, не заботясь о том, соответствует ли это разрешение действовать реальной возможности, то есть юридическое определение остается формальным, абстрагируясь от реальных условий ее осуществления.

Фактическая свобода сводится к возможности делать и выбирать то, что хочешь. Поэтому проблемавыбора – важный аспект свободы вообще и юридической свободы в частности. Проблема выбора занимает важное место в философско-правовой мысли, ибо его наличие или отсутствие свидетельствует о наличии или отсутствии свободы. Эту проблему исследовали С. Кьеркегор, Н. Бердяев, Э. Фромм. 1

Таким образом, свобода и право неразрывно связаны: выбор человека в самые ответственные моменты – это всегда правовой процесс. Право защищает свободу выбора, связанную с благом каждого человека, и ограничивает произвол, направленный на ущемление свободы других.

Позитивную свободу Кант считал этически ценной, так как она опирается на нравственный категорический императив. Негативная свобода аморальна, опасна для человека и общества, а потому во имя свободы позитивной ограничивается юридическими законами, подавляется правовыми нормами.

Оценка негативной свободы может быть различна с точки зрения этики и юриспруденции. Если в этике произвол однозначно осуждается, то с точки зрения юридической как действие, не согласующееся с принятыми нормами, он может быть оправдан. Например, когда человек защищает свою жизнь средствами, которые в обычных условиях противозаконны (необходимая самооборона).

Внутренняя свобода – это реально явленная свобода в смысле освобождения человека внутри себя от оков собственных предубеждений, представлений и образов.

Внешняя свобода предполагает поиск органичных средств, способов и форм ограничений. Таковыми могут выступать не только юридические законы запретительного характера, но и сам факт сосуществования множества индивидов с их общественными правами и свободами.

По мнению Гегеля, ни один человек не обладает идеей о собственной свободе, если он не обладает идеей о свободе других 2 .

Первое поколение прав – право на жизнь и сохранение имущества. Оно определяется самой природой человека и выступает, как его свойство человека защищать свою жизнь и средства её обеспечения.

Второе поколение прав – социально-экономические права – означает развитие свободы человека в системе социально-экономических и правовых отношений под углом зрения социальной и экономической справедливости.

Третье поколение прав – право на мир, здоровую окружающую среду, образование и др.

Четвертое поколение прав касается переходного состояния между жизнью и смертью как финальными ценностями человечества – аборты, эвтаназия и др. 3

Свобода как сущностная, содержательная характеристика человеческого бытия, развивается в следующих формах:

  • Политическая свобода – как равенство социальных субъектов в их отношениях с властью
  • Экономическая свобода – как равенство субъектов в экономической деятельности
  • Идеологическая свобода – как свобода слова, печати, вероисповедания.
  • Правовая свобода – как равенство всех перед законом.

Со степенью свободы тесно связана мера свободы, которая выражает единство качества и количества. Для права важно, чтобы человек отчетливо представлял ту меру свободы, которая не несет в себе заряд разрушения, зла и несправедливости. В свою очередь гражданское общество и государство используют правовые средства как страховые средства, обозначающие границы и пределы, за которые внешняя свобода социальных субъектов не должна распространяться.

Свобода невозможна, если её не гарантирует государство. Мера свободы проявляется лишь в действующем праве, определяющем положение и роль личности в обществе. В этом смысле меру свободы человека как данной конкретной определенности представляет юридический закон.

Свобода личности детерминируется обществом, его развитостью, законодательством, культурой. Ещё Демокрит констатировал, что свобода одного человека связанна со свободой общества 1 .

Таким образом, одним из важнейшим условий общественного устройства является условие поддержания гармонии номинальных, ограниченных и обусловленных свобод всех отдельных граждан, социальных институтов представленных в человеческом обществе.

Свобода и ответственность.

Помимо прав, которые получает свободный человек, она (свобода) требует от него и ответственности (выполнение обязанностей) перед обществом. Здесь ответственность выступает органическим свойством свободы. Произвол именно поэтому не является свободой, что не предполагает ответственности. В обществе сложилась определенная классификация видов ответственности:

  • Гражданская ответственность – возложение вины за неправомерное поведение;
  • Уголовная ответственность – возложение вины за преступления;
  • Материальная ответственность – обязанность возмещать нанесенный материальный ущерб и др.

Как уже отмечалось, свобода – это возможность жить по-своему в пределах, допускаемых нормами общества. А жить по-своему означает: выбирать между добром и злом, справедливостью и несправедливостью, нравственным и безнравственным, быть творцом, реализовать себя как личность и отвечать за свой выбор перед обществом и самим собой.

Любая деятельность, так или иначе, связана с ответственностью. Ответственность бывает реальной и потенциальной.

Реальная ответственность связана с реальными действиями, которые осуществляет человек, а потенциальная ответственность с потенциальными действиями, т.е. с готовностью субъекта отвечать за любые последствия своей деятельности. Формы ответственности в зависимости от общественного бытия бывают: политическая ответственность, правовая ответственность, нравственная ответственность, экологическая ответственность. Любая такая ответственность тесно связана с сознанием и уровнем культуры социального субъекта. Так на правовую ответственность весьма серьезно влияют такие факторы, как возраст человека, его психическое состояние. В нравственнойответственности лидируют факторы совести и долга; в психологической – факторы стыда, переживания по поводу невыполненного долга, обязательства.

С ответственностью тесно связана вина. Это осознание человеком своих безответственных решений и действий. Взаимосвязьответственности и вины заключаются в том, что ответственность есть неотъемлемое свойствосвободы, а вина есть одно из выражений ответственности.

С юридической точки зрения вина есть психическое отношение индивида к своему противоправному поведению (действию илибездействию) и его последствиям.

С философско-правовой точки зрения вина – это состояние сознаниясубъекта, обусловленное пониманием причиненного вреда. Винанеразрывно связана с проступком или с преступлением, но субъект не всегда готов их осознать. Зачастую он пытается переложить свою вину на другого, найти причины вины вне себя.

Вина осознается самим человеком и психологически, и нравственно, но с точки зрения права её устанавливает только суд.

Контрольные вопросы

Рекомендуемая литература:

Бердяев Н.А. О рабстве и свободе человека.// Царство духа и царство Кесаря. - М.: 1995.

Гегель Г.В. Философия права. - М.: 1990.

Камю А. Избранное. - М.: 1989. С. 345-425.

Кант И. Критика практического разума. Собр. Соч. В 6т – Т.4. - М.: 1964

Кьеркегор С. Наслаждение и долг. – Киев.: 1994.

Лосский Н.О. Свобода воли и марксистский детерминизм. - М.: 1991.

Нерсесянц В. С. Философия права. - М.: 1998 О свободе // Антология западноевропейской классической либеральной мысли. - М.: 1995.

Сартр Ж. П. Экзистенциализм – это гуманизм // Сумерки богов. - М.: 1989.

Фромм Э. Бегство от свободы. - М.: 1990.


Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой.

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций.



Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого.

Меня зовут Виктор. Мне 17 лет. Я готовлюсь к ЕГЭ по обществознанию 2022 года. Делюсь тут информацией, которую считаю полезной. Буду рад активности на канале!

1.7. Свобода и необходимость в человеческой деятельности. Свобода и ответственность.

По кодификатору нам нужно знать:

Там стоит плюс. Будем пытаться разобрать тему, исходя из её названия.

Обозначим главные пункты :

1. Определение понятия "Свобода" :

Свобода - умение познавать объективную необходимость и, опираясь на это познание, вырабатывать правильные цели, принимать и выбирать обоснованные решения и на практике воплощать их в действительность. (по Баранову) Лично мне данное определение не нравится, но оно хорошо связывает понятие "свобода" с понятием "необходимость".

Свобода - возможность выбора видов деятельности, в соответствии со своими желаниями, интересами и целями, формируемыми в рамках общечеловеческих ценностей гражданского общества (Боголюбов 10 класс) Определение хорошее, но слишком большое. Наглядно видно, что именно подразумевается под понятием "свобода". Это именно возможность выбора. То есть в задании 18, если вас попросят дать определение этому понятию, то целесообразно будет начать определение со словосочетания "возможность выбора". В данном определении, как мне кажется, лишним является уточнение источника формирования желаний, интересов и ценностей человека.

Свобода - отсутствие принуждения, возможность поступать по своему усмотрению, в соответствии со своими интересами и целями. (по Брандту) Суть та же, что и в определении Боголюбова, но сильно укорочена, а также не имеет в себе такого понятия как "деятельность", на основе которого и строиться вообще вся тема 1.7. (см. название темы)

2. Мировоззренческие концепции о свободе:

В справочнике Баранова представлены только две концепции, как обычно, являющиеся двумя крайними точками.

Фатализм - мировоззренческая концепция, согласно которой все процессы в мире подчинены господству необходимости.

Волюнтаризм - мировоззренческая концепция, признающая волю как первооснову всего существующего.

Очень странно, что в справочнике не говориться о такой концепции как Провиденционализм, являющейся как бы серединой между двумя концепциями, упоминаемыми выше, о котором наряду с фатализмом и волюнтаризмом говорит Д.А. Гусев (видео прикреплю в конце статьи).

3. Виды свобод :

Экономическая; Политическая; Духовная.

То есть здесь мы видим перечисление сфер общественной жизни, которые будут обсуждаться в рамках темы 1.8. Системное строение общества: элементы и подсистемы, но без Социальной сферы. Это объясняется, как я понимаю, социальной ответственностью и такой замечательной фразой - "Свобода человека заканчивается там, где начинается свобода другого".

Эта тема, как вы уже заметили, носит чисто философский характер, потому что-либо утверждать об этом невозможно. Перед тем как Баранов даёт определение понятию "свобода", он полторы страницы говорит о том, что свобода это как бы философия и как бы каждый понимает это по-своему. В том же учебнике Боголюбова по обществознанию за 10 класс определение понятию "свобода" даётся в конце параграфа в отделе "Словарь".

Но нет, эту тему всё равно решили засунуть в кодификатор.

4. Определение понятия "Необходимость"

Необходимость - устойчивая, существенная связь явлений, процессов, объектов действительности, обусловленная всем предшествующим ходом их развития. (по Баранову) Мне это определение не нравится так же, как и определение свободы.

Необходимость - то, что обязательность должно произойти в данных условиях. (Боголюбов 10 класс)

Необходимость - то, что неизбежно должно наступить при определённых условиях. (по Брандту)

5. Определение понятия "Ответственность"

Ответственность - социально-философское и социологическое понятие, характеризующее объективный, исторически конкретный вид взаимоотношений между личностью, коллективном, обществом с точки зрения сознательного осуществления предъявляемых к ним взаимных требований. (по Баранову)

Я не уверен, что определение данного понятия вообще могут спросить на ЕГЭ, так как его нет в учебнике Боголюбова, а так же из-за того, что обычно понятие "ответственность" связано с правовой сферой и проходится в теме 5.3. Понятие и виды юридической ответственности.

6. Классификации ответственности:

Историческая; Политическая; Нравственная; Юридическая и т.д.

Индивидуальная; Групповая; Коллективная (по Баранову)

Возможно, пригодится для плана.

В сборнике тренировочных вариантов Котовой и Лисковой не нашел ни одного задания на эту тему. Ни из первой, ни из второй части.

Даже на сайте "Решу ЕГЭ", хоть он и не самый хороший, но есть всего 4 задания, два из которых только косвенно затрагивают данную тему.

На что нам опираться - не понятно. Что нам знать - не понятно. А мы всё равно сделаем эту тему. Чтобы вы понимали всю трагичность ситуации, я скажу, что на ютубе не нашёл ни одной полноценной вузовской лекции по философии, на которой разбирается тема свободы и ответственности.

Прикрепляю вам план из справочника Баранова:

Чтобы вы знали, в справочнике отдельным предложением написано, что "план должен содержать не менее трёх пунктов, непосредственно раскрывающих тему, из которых два или более детализированы в подпунктах ". Но не сказано, что в трёх подпунктах, если, с точки зрения обществоведческой науки, не может быть более двух подпунктов.

У меня эта тема вызывает только отрицательные эмоции.

Делитесь полезными материалами в комментариях!

Используемые источники:

  • Справочник Баранова по обществознанию 2020 года выпуска
  • Сборник типовых экзаменационных вариантов Котовой и Лисковой 2020 года выпуска
  • КОДИФ и ДЕМО 2022 по обществознанию
  • Справочник Брандта по обществознанию 2020 года выпуска
  • Учебник по обществознанию Боголюбова 10 класс
  • Видео на ютубе:

Читайте также: