Зависит ли государственная должность от лица ее замещающего

Обновлено: 30.06.2024

О порядке замещения должностей государственной и муниципальной службы гражданами Российской Федерации, имеющими гражданство (подданство) иностранного государства, которое не прекращено по не зависящим от них причинам

ПРЕЗИДЕНТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

О порядке замещения должностей государственной и муниципальной службы гражданами Российской Федерации, имеющими гражданство (подданство) иностранного государства, которое не прекращено по не зависящим от них причинам

В соответствии со статьей 26 Федерального закона от 30 апреля 2021 г. № 116-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" постановляю:

1. Установить, что:

а) гражданин Российской Федерации, имеющий гражданство (подданство) иностранного государства, которое не прекращено по не зависящим от него причинам (далее - гражданин), может быть принят на государственную или муниципальную службу и назначен на должность, при замещении которой не требуется оформление допуска к государственной тайне (далее - должность), может продолжить проходить службу на замещаемой им должности, может быть переведен с его согласия на иную должность в исключительных случаях в связи со служебной необходимостью и при условии, что это не противоречит интересам государственной или муниципальной службы;

б) невозможность прекращения гражданства (подданства) иностранного государства по не зависящим от гражданина причинам устанавливается решением Президента Российской Федерации либо решением Комиссии по вопросам гражданства при Президенте Российской Федерации (далее - Комиссия);

в) оценка необходимости назначения гражданина на должность, продолжения прохождения им службы на замещаемой должности, перевода гражданина с его согласия на иную должность осуществляется руководителем соответствующего государственного или муниципального органа, в котором гражданин будет замещать (замещает) должность;

г) назначение гражданина на должность, продолжение прохождения им службы на замещаемой должности, перевод гражданина с его согласия на иную должность осуществляются на условиях срочного служебного контракта (контракта), срок действия которого не может превышать срок действия решения Комиссии.

2. Утвердить прилагаемое Положение о порядке признания Комиссией по вопросам гражданства при Президенте Российской Федерации невозможности прекращения гражданства (подданства) иностранного государства по не зависящим от гражданина Российской Федерации причинам.

3. Министерству иностранных дел Российской Федерации представлять в Комиссию информацию об установленном законодательством иностранных государств, перечень которых определяется Комиссией, порядке прекращения гражданства (подданства) этих государств. Периодичность представления такой информации также определяется Комиссией.

4. Определить, что обращения руководителей государственных и муниципальных органов в связи с их намерением разрешить гражданам, которые замещали должности по состоянию на 1 июля 2021 г., продолжить прохождение службы на замещаемых ими должностях или перевести таких граждан с их согласия на иные должности могут быть направлены в Комиссию до 15 ноября 2021 г.

5. Внести в общие принципы служебного поведения государственных служащих, утвержденные Указом Президента Российской Федерации от 12 августа 2002 г. № 885 "Об утверждении общих принципов служебного поведения государственных служащих" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, № 33, ст. 3196; 2009, № 29, ст. 3658), изменение, дополнив их пунктом 4 следующего содержания:

"4. Государственные служащие, имеющие гражданство (подданство) иностранного государства, которое не прекращено по не зависящим от них причинам, замещающие должности в соответствии со статьей 26 Федерального закона от 30 апреля 2021 г. № 116-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", призваны:

а) принимать все возможные меры, направленные на прекращение гражданства (подданства) иностранного государства;

б) воздерживаться от получения документов, удостоверяющих личность гражданина (подданного) иностранного государства, и совершения иных действий в качестве гражданина (подданного) иностранного государства, за исключением случаев, когда такие действия необходимы для прекращения гражданства (подданства) иностранного государства.".

6. Внести в Положение о Комиссии по вопросам гражданства при Президенте Российской Федерации, утвержденное Указом Президента Российской Федерации от 14 ноября 2002 г. № 1318 "Об утверждении Положения о Комиссии по вопросам гражданства при Президенте Российской Федерации и ее состава" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, № 46, ст. 4570; 2006, № 15, ст. 1584; 2014, № 30, ст. 4286), следующие изменения:

а) пункт 3 дополнить абзацем следующего содержания:

"рассмотрение вопросов о невозможности прекращения гражданами Российской Федерации гражданства (подданства) иностранного государства по не зависящим от них причинам в целях реализации статьи 26 Федерального закона от 30 апреля 2021 г. № 116-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" и принятие соответствующих решений.";

б) в пункте 6 слова "Управление Президента Российской Федерации по вопросам гражданства" заменить словами "Управление Президента Российской Федерации по обеспечению конституционных прав граждан";

в) в абзаце втором пункта 7 слова "Управления Президента Российской Федерации по вопросам гражданства" заменить словами "Управления Президента Российской Федерации по обеспечению конституционных прав граждан".

7. Настоящий Указ вступает в силу со дня его подписания.

Президент Российской Федерации В.Путин

25 августа 2021 года

УТВЕРЖДЕНОУказом Президента Российской Федерации от 25 августа 2021 г. № 493

ПОЛОЖЕНИЕо порядке признания Комиссией по вопросам гражданства при Президенте Российской Федерации невозможности прекращения гражданства (подданства) иностранного государства по не зависящим от гражданина Российской Федерации причинам

1. Настоящим Положением определяется порядок признания невозможности прекращения гражданства (подданства) иностранного государства по не зависящим от гражданина Российской Федерации (далее - гражданин) причинам.

2. Рассмотрение вопроса о признании невозможности прекращения гражданства (подданства) иностранного государства по не зависящим от гражданина причинам осуществляется Комиссией по вопросам гражданства при Президенте Российской Федерации (далее - Комиссия) на основании:

а) обращения руководителя государственного или муниципального органа в связи с его намерением назначить гражданина на должность государственной или муниципальной службы, при замещении которой не требуется оформление допуска к государственной тайне (далее - должность), либо разрешить гражданину продолжить прохождение службы на замещаемой им должности, либо перевести гражданина с его согласия на иную должность (далее - обращение);

б) письменных пояснений гражданина об обстоятельствах приобретения гражданства (подданства) иностранного государства, принятых им мерах по его прекращению и причинах, по которым оно не прекращено, а также документов (при их наличии), подтверждающих факты, приводимые в пояснениях, либо копий таких документов, заверенных нотариально или уполномоченным лицом органа, в котором гражданин будет замещать (замещает) должность.

3. В обращении должна быть указана должность, которую будет замещать (замещает) гражданин, а также должны быть изложены обстоятельства, при которых стало известно о наличии у гражданина гражданства (подданства) иностранного государства (в случае решения вопроса о продолжении прохождения гражданином службы на замещаемой им должности или о переводе его на иную должность).

4. Обращение представляется в Комиссию:

а) в отношении гражданина, кандидатура которого рассматривается для назначения на должность федеральной государственной службы в федеральном государственном органе либо который замещает такую должность, - руководителем федерального государственного органа;

б) в отношении гражданина, кандидатура которого рассматривается для назначения на должность федеральной государственной гражданской службы в органах публичной власти федеральной территории "Сириус" либо который замещает такую должность, - главой администрации федеральной территории "Сириус";

в) в отношении гражданина, кандидатура которого рассматривается для назначения на должность государственной гражданской службы субъекта Российской Федерации либо который замещает такую должность, - высшим должностным лицом (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти) субъекта Российской Федерации;

г) в отношении гражданина, кандидатура которого рассматривается для назначения на должность муниципальной службы либо который замещает такую должность, - главой муниципального образования по согласованию с высшим должностным лицом (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти) субъекта Российской Федерации.

5. При рассмотрении документов, указанных в пункте 2 настоящего Положения, Комиссия осуществляет оценку причин, по которым не прекращено гражданство (подданство) иностранного государства, в том числе проверяет соблюдение гражданином порядка прекращения гражданства (подданства) иностранного государства, установленного законодательством соответствующего иностранного государства, а также изучает обстоятельства, препятствующие совершению гражданином действий, направленных на прекращение гражданства (подданства) иностранного государства, включая обстоятельства, представляющие опасность для жизни и здоровья гражданина или препятствующие соблюдению установленного порядка прекращения гражданства (подданства) иностранного государства.

6. По итогам рассмотрения документов, указанных в пункте 2 настоящего Положения, Комиссия в соответствии с Положением о Комиссии по вопросам гражданства при Президенте Российской Федерации, утвержденным Указом Президента Российской Федерации от 14 ноября 2002 г. № 1318 "Об утверждении Положения о Комиссии по вопросам гражданства при Президенте Российской Федерации и ее состава", принимает решение о признании (непризнании) невозможности прекращения гражданства (подданства) иностранного государства по не зависящим от гражданина причинам, которое утверждается Президентом Российской Федерации. Срок действия такого решения составляет три года со дня его утверждения.

7. В случае если Комиссия не признает, что прекращение гражданства (подданства) иностранного государства невозможно по не зависящим от гражданина причинам, повторное обращение в Комиссию может быть направлено при условии существенного изменения обстоятельств, препятствующих совершению гражданином действий, направленных на прекращение гражданства (подданства) иностранного государства.

8. Информация о решении, предусмотренном пунктом 6 настоящего Положения, в течение пяти рабочих дней со дня утверждения такого решения направляется руководителю государственного или муниципального органа, представившему в Комиссию обращение.

О представлении гражданами, претендующими на замещение государственных должностей Российской Федерации, и лицами, замещающими государственные должности Российской Федерации, сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера

ПРЕЗИДЕНТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

О представлении гражданами, претендующими на замещение государственных должностей Российской Федерации, и лицами, замещающими государственные должности Российской Федерации, сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера

(В редакции указов Президента Российской Федерации от 12.01.2010 № 59, от 13.03.2012 № 297, от 30.09.2013 № 743, от 03.12.2013 № 878, от 23.06.2014 № 453, от 23.06.2014 № 460, от 15.01.2020 № 13, от 20.04.2021 № 232)

В соответствии со статьей 90 Конституции Российской Федерации постановляю:

1. Утвердить прилагаемые:

а) Положение о представлении гражданами, претендующими на замещение государственных должностей Российской Федерации, и лицами, замещающими государственные должности Российской Федерации, сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера;

б) (Утратил силу с 1 января 2015 г. - Указ Президента Российской Федерации от 23.06.2014 № 460)

в) (Утратил силу с 1 января 2015 г. - Указ Президента Российской Федерации от 23.06.2014 № 460)

г) (Утратил силу с 1 января 2015 г. - Указ Президента Российской Федерации от 23.06.2014 № 460)

д) (Утратил силу с 1 января 2015 г. - Указ Президента Российской Федерации от 23.06.2014 № 460)

е) (Утратил силу с 1 января 2015 г. - Указ Президента Российской Федерации от 23.06.2014 № 460)

ж) (Утратил силу с 1 января 2015 г. - Указ Президента Российской Федерации от 23.06.2014 № 460)

з) (Утратил силу с 1 января 2015 г. - Указ Президента Российской Федерации от 23.06.2014 № 460)

и) (Утратил силу с 1 января 2015 г. - Указ Президента Российской Федерации от 23.06.2014 № 460)

2. Установить, что граждане, претендующие на замещение государственных должностей Российской Федерации, и лица, замещающие государственные должности Российской Федерации, представляют сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей в соответствии с утвержденным настоящим Указом Положением и по утвержденной Президентом Российской Федерации форме справки, если федеральными конституционными законами или федеральными законами для них не установлены иные порядок и форма представления указанных сведений. (В редакции Указа Президента Российской Федерации от 23.06.2014 № 460 - вступает в силу с 1 января 2015 г.)

3. (Утратил силу с 1 января 2015 г. - Указ Президента Российской Федерации от 23.06.2014 № 460)

4. Рекомендовать органам государственной власти субъектов Российской Федерации руководствоваться настоящим Указом при разработке и утверждении положений о представлении гражданами, претендующими на замещение государственных должностей субъектов Российской Федерации, и лицами, замещающими государственные должности субъектов Российской Федерации, сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера.

5. Настоящий Указ вступает в силу со дня его официального опубликования.

Президент Российской Федерации Д.Медведев

18 мая 2009 года

УТВЕРЖДЕНОУказом ПрезидентаРоссийской Федерацииот 18 мая 2009 г.№ 558

ПОЛОЖЕНИЕо представлении гражданами, претендующими на замещениегосударственных должностей Российской Федерации, и лицами, замещающими государственные должности Российской Федерации, сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера

(В редакции указов Президента Российской Федерации от 12.01.2010 № 59, от 13.03.2012 № 297, от 30.09.2013 № 743, от 03.12.2013 № 878, от 23.06.2014 № 453, от 23.06.2014 № 460, от 15.01.2020 № 13, от 20.04.2021 № 232)

1. Настоящим Положением определяется порядок представления гражданами, претендующими на замещение государственных должностей Российской Федерации, и лицами, замещающими государственные должности Российской Федерации, сведений о полученных ими доходах, об имуществе, принадлежащем им на праве собственности, и об их обязательствах имущественного характера, а также сведений о доходах супруги (супруга) и несовершеннолетних детей, об имуществе, принадлежащем им на праве собственности, и об их обязательствах имущественного характера (далее - сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера).

2. Сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера в соответствии с настоящим Положением представляют граждане, претендующие на замещение государственных должностей Российской Федерации, и лица, замещающие государственные должности Российской Федерации, для которых федеральными конституционными законами или федеральными законами не установлены иные порядок и формы представления указанных сведений.

3. Сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера представляются по утвержденной Президентом Российской Федерации форме справки: гражданами, претендующими на замещение государственных должностей Российской Федерации, - при наделении полномочиями по должности (назначении, избрании на должность); лицами, замещающими государственные должности Российской Федерации (за исключением Президента Российской Федерации, членов Правительства Российской Федерации и лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации в Администрации Президента Российской Федерации), - ежегодно, не позднее 30 апреля года, следующего за отчетным. (В редакции Указа Президента Российской Федерации от 23.06.2014 № 460 - вступает в силу с 1 января 2015 г.)

4. Сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера представляются:

а) кандидатом в Президенты Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом от 10 января 2003 г. № 19-ФЗ "О выборах Президента Российской Федерации";

б) Президентом Российской Федерации - ежегодно, не позднее 1 апреля года, следующего за отчетным финансовым годом, по утвержденной Президентом Российской Федерации форме справки в Федеральную налоговую службу, которая направляет эти сведения в Управление Президента Российской Федерации по вопросам противодействия коррупции. (В редакции указов Президента Российской Федерации от 12.01.2010 № 59; от 03.12.2013 № 878; от 23.06.2014 № 460 - вступает в силу с 1 января 2015 г.)

5. Председатель Правительства Российской Федерации, заместители Председателя Правительства Российской Федерации и федеральные министры в соответствии с частью 5 статьи 6 Федерального конституционного закона от 6 ноября 2020 г. № 4-ФКЗ "О Правительстве Российской Федерации" представляют Президенту Российской Федерации при назначении на должность и впоследствии ежегодно, не позднее 1 апреля года, следующего за отчетным финансовым годом, сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей.

Указанные сведения представляются по утвержденной Президентом Российской Федерации форме справки в Управление Президента Российской Федерации по вопросам противодействия коррупции.

(Пункт в редакции Указа Президента Российской Федерации от 20.04.2021 № 232)

6. Лица, замещающие государственные должности Российской Федерации в Администрации Президента Российской Федерации, представляют сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера ежегодно, не позднее 1 апреля года, следующего за отчетным.

7. Гражданин, претендующий на замещение государственной должности Российской Федерации, представляет при наделении полномочиями по должности (назначении, избрании на должность):

а) сведения о своих доходах, полученных от всех источников (включая доходы по прежнему месту работы или месту замещения выборной должности, пенсии, пособия, иные выплаты) за календарный год, предшествующий году подачи документов для замещения государственной должности Российской Федерации, а также сведения об имуществе, принадлежащем ему на праве собственности, и о своих обязательствах имущественного характера по состоянию на первое число месяца, предшествующего месяцу подачи документов для замещения государственной должности Российской Федерации (на отчетную дату);

б) сведения о доходах супруги (супруга) и несовершеннолетних детей, полученных от всех источников (включая заработную плату, пенсии, пособия, иные выплаты) за календарный год, предшествующий году подачи гражданином документов для замещения государственной должности Российской Федерации, а также сведения об имуществе, принадлежащем им на праве собственности, и об их обязательствах имущественного характера по состоянию на первое число месяца, предшествующего месяцу подачи гражданином документов для замещения государственной должности Российской Федерации (на отчетную дату).

8. Лицо, замещающее государственную должность Российской Федерации, представляет ежегодно:

а) сведения о своих доходах, полученных за отчетный период (с 1 января по 31 декабря) от всех источников (включая денежное вознаграждение, пенсии, пособия, иные выплаты), а также сведения об имуществе, принадлежащем ему на праве собственности, и о своих обязательствах имущественного характера по состоянию на конец отчетного периода;

б) сведения о доходах супруги (супруга) и несовершеннолетних детей, полученных за отчетный период (с 1 января по 31 декабря) от всех источников (включая заработную плату, пенсии, пособия, иные выплаты), а также сведения об имуществе, принадлежащем им на праве собственности, и об их обязательствах имущественного характера по состоянию на конец отчетного периода.

9. Сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера представляются в Управление Президента Российской Федерации по вопросам противодействия коррупции, если федеральным конституционным законом, федеральным законом или настоящим Положением для гражданина, претендующего на замещение государственной должности Российской Федерации, или лица, замещающего государственную должность Российской Федерации, не установлен иной порядок представления указанных сведений. (В редакции указов Президента Российской Федерации от 12.01.2010 № 59; от 03.12.2013 № 878)

10. В случае если гражданин, претендующий на замещение государственной должности Российской Федерации, или лицо, замещающее государственную должность Российской Федерации, обнаружили, что в представленных ими сведениях о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера не отражены или не полностью отражены какие-либо сведения либо имеются ошибки, они вправе представить уточненные сведения в порядке, установленном настоящим Положением.

Лицо, замещающее государственную должность Российской Федерации, может представить уточненные сведения в течение одного месяца после окончания срока, указанного в пункте 3, 4, 5 или 6 настоящего Положения. Гражданин, претендующий на замещение государственной должности Российской Федерации, может представить уточненные сведения в течение одного месяца со дня представления сведений в соответствии с пунктом 3 настоящего Положения. (В редакции Указа Президента Российской Федерации от 23.06.2014 № 453 - вступает в силу с 1 августа 2014 г.)

101. Сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера представляются по утвержденной Президентом Российской Федерации форме справки, заполненной с использованием специального программного обеспечения "Справки БК", размещенного на официальном сайте Президента Российской Федерации, ссылка на который также размещается на официальном сайте федеральной государственной информационной системы в области государственной службы в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет". (Дополнено - Указ Президента Российской Федерации от 15.01.2020 № 13, вступает в силу с 1 июля 2020 г.)

11. В случае непредставления по объективным причинам лицом, замещающим государственную должность Российской Федерации, сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера супруги (супруга) и несовершеннолетних детей данный факт подлежит рассмотрению соответствующей комиссией, созданной Президентом Российской Федерации.

12. Проверка достоверности и полноты сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, представленных в соответствии с настоящим Положением гражданами, претендующими на замещение государственных должностей Российской Федерации, и лицами, замещающими государственные должности Российской Федерации, осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации.

13. Сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, представляемые в соответствии с настоящим Положением гражданами, претендующими на замещение государственных должностей Российской Федерации, и лицами, замещающими государственные должности Российской Федерации, являются сведениями конфиденциального характера, если федеральным законом они не отнесены к сведениям, составляющим государственную тайну.

Эти сведения могут предоставляться Президенту Российской Федерации и в государственные органы, в компетенцию которых входит наделение полномочиями по государственным должностям Российской Федерации (назначение на указанные должности), а также должностным лицам в случаях, предусмотренных федеральными законами.

14. Сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера лица, замещающего государственную должность Российской Федерации, его супруги (супруга) и несовершеннолетних детей в соответствии с порядком, утвержденным Указом Президента Российской Федерации от 8 июля 2013 г. № 613 "Вопросы противодействия коррупции", размещаются на официальном сайте соответствующего федерального государственного органа или государственного органа субъекта Российской Федерации, а в случае отсутствия этих сведений на официальном сайте соответствующего государственного органа - предоставляются общероссийским средствам массовой информации для опубликования по их запросам. (В редакции Указа Президента Российской Федерации от 30.09.2013 № 743)

15. Федеральные государственные служащие, в должностные обязанности которых входит работа со сведениями о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, виновные в их разглашении или использовании в целях, не предусмотренных законодательством Российской Федерации, несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

16. Сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, представленные в соответствии с настоящим Положением лицом, замещающим государственную должность Российской Федерации, при наделении полномочиями по должности (назначении, избрании на должность), а также представляемые им ежегодно, и информация о результатах проверки достоверности и полноты этих сведений приобщаются к личному делу лица, замещающего государственную должность Российской Федерации. Указанные сведения также могут храниться в электронном виде. (В редакции Указа Президента Российской Федерации от 15.01.2020 № 13, вступает в силу с 1 июля 2020 г.)

В случае если гражданин, представивший в соответствии с настоящим Положением справки о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей, не был наделен полномочиями по государственной должности Российской Федерации (назначен на указанную должность), эти справки возвращаются ему по его письменному заявлению вместе с другими документами.

17. В случае непредставления или представления заведомо ложных сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера гражданин, претендующий на замещение государственной должности Российской Федерации, и лицо, замещающее государственную должность Российской Федерации, несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Об изменениях для служащих с иностранным гражданством

Совсем недавно вступили в силу несколько нормативных документов в отношении лиц, не имеющих гражданства РФ либо имеющих гражданство и Российской Федерации, и другого государства, занимающих должности государственной и муниципальной службы или должности в государственных органах. О том, что изменилось для таких служащих и какие новшества введены для работников государственных органов, расскажем в статье.

Изменения, касающиеся запрета
на замещение должностей госслужбы
лицами без гражданства РФ.

К сведению

Статус подданного отличается от гражданина в странах с монархической формой правления и означает политико-правовую связь физического лица и монарха. Тогда как гражданство представляет собой вид правовой связи, но уже между физическим лицом и государством. В государствах с другими формами правления данные понятия, как правило, равнозначны.

Соответствующие изменения были внесены в п. 6 и 7 ст. 16 Закона № 79‑ФЗ. Ранее действовавшей редакцией данной статьи было установлено, что гражданин не может быть принят на гражданскую службу, а гражданский служащий не может находиться на гражданской службе, если он:

– вышел из гражданства РФ или приобрел гражданство другого государства;

– имеет гражданство другого государства (других государств), если иное не предусмотрено международным договором РФ.

Сейчас к ограничениям для нахождения на гражданской службе относятся:

– прекращение гражданства РФ;

– наличие гражданства (подданства) иностранного государства либо вида на жительство или иного документа, подтверждающего право на постоянное проживание гражданина на территории иностранного государства, если иное не предусмотрено международным договором РФ.

В связи с этим уточнено такое ранее установленное основание для увольнения, как выход гражданского служащего из гражданства РФ или приобретение гражданства другого государства, если иное не предусмотрено международным договором РФ (п. 12 ч. 1 ст. 33, ст. 41 Закона № 79‑ФЗ). Такое увольнение осуществлялось по решению представителя нанимателя со дня выхода из гражданства РФ или приобретения гражданства другого государства.

С 01.07.2021 служебный контракт расторгается, гражданский служащий освобождается от замещаемой должности гражданской службы и увольняется с гражданской службы по решению представителя нанимателя со дня, когда представителю нанимателя стало известно о прекращении гражданства РФ или о наличии у гражданского служащего гражданства (подданства) иностранного государства либо вида на жительство или иного документа, подтверждающего право на постоянное проживание гражданина на территории иностранного государства, если иное не предусмотрено международным договором РФ.

Обратите внимание

Право лиц с двойным гражданством
работать на госслужбе.

По ранее установленному общему правилу лица, имеющие гражданство иностранного государства, не могли занимать должности государственных и муниципальных служащих. Но, в связи с тем что некоторые служащие не могут прекратить гражданство другого государства по независящим от них причинам, им разрешили работать на государственной и муниципальной службе при определенных условиях и в предусмотренном порядке.

Право граждан РФ, имеющих гражданство (подданство) другого государства (далее – лица с двойным гражданством), занимать должности гражданской или муниципальной службы установлено ст. 26 Закона № 116‑ФЗ с 01.07.2021. Оно возникает в исключительных случаях и при наличии следующих условий:

– гражданство (подданство) иностранного государства не прекращено по независящим от лица причинам;

– должность государственной или муниципальной службы, на которую назначен гражданин РФ с гражданством другого государства, не предусматривает допуска к государственной тайне.

То есть при наличии названных условий такое лицо может быть принято на должность государственного или муниципального служащего. Если такой гражданин уже занимает должность государственной или муниципальной службы, в исключительных случаях он может продолжить проходить службу на замещаемой им должности или может быть переведен с его согласия на иную должность, по которой не требуется оформление допуска к государственной тайне.

Обратите внимание

Лица с двойным гражданством не могут замещать должность прокурора или руководителя федерального государственного органа.

Правила замещения должностей
государственной или муниципальной службы лицами с двойным гражданством

Указом Президента РФ от 25.08.2021 № 493 (вступил в силу с даты подписания) утверждены Порядок замещения должностей государственной и муниципальной службы гражданами Российской Федерации, имеющими гражданство (подданство) иностранного государства, которое не прекращено по не зависящим от них причинам (далее – Порядок), и Положение о порядке признания Комиссией по вопросам гражданства при Президенте Российской Федерации невозможности прекращения гражданства (подданства) иностранного государства по не зависящим от гражданина Российской Федерации причинам (далее – Положение).

Порядком установлены следующие правила:

1) гражданин РФ, имеющий гражданство (подданство) иностранного государства, которое не прекращено по независящим от него причинам, может быть принят на государственную или муниципальную службу, может продолжить проходить службу на замещаемой им должности или может быть переведен на иную должность в исключительных случаях в связи со служебной необходимостью и при условии, что это не противоречит интересам государственной или муниципальной службы;

2) невозможность прекращения гражданства (подданства) иностранного государства по независящим от гражданина причинам устанавливается решением Президента РФ либо решением Комиссии по вопросам гражданства при Президенте РФ (далее – Комиссия);

3) оценка необходимости назначения гражданина на должность, продолжения прохождения им службы или перевода на иную должность осуществляется руководителем соответствующего государственного или муниципального органа, в котором гражданин будет замещать (замещает) должность;

4) назначение гражданина на должность, продолжение прохождения им службы или перевод на иную должность осуществляются на условиях срочного служебного контракта, срок действия которого не может превышать срок действия решения Комиссии.

К сведению

Госслужащие, имеющие двойное гражданство, должны принимать все возможные меры, направленные на прекращение гражданства (подданства) иностранного государства, должны воздерживаться от получения документов, удостоверяющих личность гражданина (подданного) иностранного государства, а также не должны совершать иные действия в качестве гражданина (подданного) иностранного государства (за исключением случаев, когда такие действия необходимы для прекращения гражданства).

Порядок признания невозможности
прекращения гражданства.

Чтобы лицо с двойным гражданством могло замещать должность государственной или муниципальной службы, должен быть признан факт невозможности прекращения гражданства (подданства) иностранного государства по независящим от данного лица причинам.

Положением установлено, что признание этого факта осуществляется Комиссией на основании обращения руководителя государственного или муниципального органа, в который гражданин назначается на должность, в котором проходит службу или переводится на иную должность.

В обращении указываются должность, которую будет замещать (замещает) гражданин, и обстоятельства, при которых стало известно о наличии у него гражданства (подданства) иностранного государства (в случае решения вопроса о продолжении прохождения гражданином службы на замещаемой им должности или о переводе его на иную должность).

К обращению прилагаются:

– письменное пояснение гражданина об обстоятельствах приобретения гражданства (подданства) иностранного государства, о принятых им мерах по прекращению такого гражданства и о причинах, по которым оно не прекращено;

– документы (при их наличии), подтверждающие факты, приводимые в пояснениях, либо копии таких документов, заверенные нотариально или уполномоченным лицом органа, в котором гражданин будет замещать (замещает) должность.

В отношении граждан, которые замещали должности по состоянию на 01.07.2021, руководители могут обратиться в Комиссию до 15.11.2021.

При рассмотрении представленных документов Комиссия:

– оценивает причины, по которым не прекращено гражданство (подданство) иностранного государства;

– проверяет соблюдение гражданином порядка прекращения гражданства (подданства) иностранного государства, установленного законодательством соответствующего иностранного государства;

– изучает обстоятельства, препятствующие совершению гражданином действий, направленных на прекращение гражданства (подданства) иностранного государства, включая обстоятельства, представляющие опасность для жизни и здоровья гражданина или препятствующие соблюдению установленного порядка прекращения гражданства (подданства) иностранного государства.

По итогам рассмотрения документов Комиссия принимает решение о признании (непризнании) невозможности прекращения гражданства (подданства) иностранного государства по независящим от гражданина причинам, которое утверждается Президентом РФ.

Обратите внимание

Срок действия такого решения составляет три года со дня его утверждения.

В течение пяти рабочих дней со дня утверждения решения Комиссия направляет его руководителю государственного или муниципального органа, представившему обращение.

Запрет на работу в госорганах лиц без гражданства
или с двойным гражданством.

К сведению

Под работниками государственных органов, органов местного самоуправления понимаются лица, замещающие на основании трудового договора в государственных органах или органах местного самоуправления должности, которые не являются должностями государственной или муниципальной службы.

Согласно названной статье лица, не имеющие гражданства РФ, или граждане РФ, имеющие гражданство (подданство) иностранного государства либо вид на жительство или иной документ, подтверждающий право на постоянное проживание гражданина РФ на территории иностранного государства, не допускаются к замещению в государственных органах или органах местного самоуправления должностей, которые не являются должностями государственной или муниципальной службы и для замещения которых требуется оформление допуска к государственной тайне, если иное не предусмотрено федеральными законами или международными договорами РФ.

Для работника установлена обязанность сообщить в письменной форме работодателю о прекращении гражданства РФ или о приобретении гражданства (подданства) иностранного государства либо получении вида на жительство или иного документа, подтверждающего право на постоянное проживание гражданина РФ на территории иностранного государства, в день, когда ему стало известно об этом, но не позднее пяти рабочих дней со дня прекращения российского гражданства или приобретения гражданства (подданства) иностранного государства либо получения вида на жительство или иного документа, подтверждающего право на постоянное проживание на территории иностранного государства.

Трудовой договор с таким работником подлежит прекращению по основанию, предусмотренному п. 13 ч. 1 ст. 83 ТК РФ, если его невозможно перевести на другую имеющуюся у работодателя работу.

К сведению

Если работник не сообщил в установленном порядке данную информацию, работодатель уволит его по п. 13 ч. 1 ст. 83 ТК РФ без предложения другой работы.

В соответствии со ст. 2 Закона № 109‑ФЗ работники, которые на день вступления в силу этого закона не имеют российского гражданства или имеют гражданство (подданство) иностранного государства либо вид на жительство или иной документ, подтверждающий право на постоянное проживание на территории иностранного государства, и в отношении которых Трудовым кодексом устанавливаются ограничения, обязаны были сообщить работодателю о том, что не имеют гражданства РФ или имеют гражданство (подданство) иностранного государства либо вид на жительство или иной документ, подтверждающий право на постоянное проживание гражданина РФ на территории иностранного государства, до 10.07.2021.

Работники, которые сообщили указанную информацию работодателю, в течение шести месяцев со дня вступления в силу Закона № 109‑ФЗ могут продолжить работу на замещаемых ими должностях, если до 20.07.2021 они представили работодателю документы, подтверждающие их намерение приобрести гражданство РФ, прекратить гражданство (подданство) иностранного государства или право на постоянное проживание на территории иностранного государства.

Трудовые договоры с работниками, не представившими в обозначенный срок такие документы, подлежат прекращению по основанию, предусмотренному п. 13 ч. 1 ст. 83 ТК РФ, в случае, если их невозможно перевести на другую имеющуюся у работодателя работу.

Работники, представившие работодателю указанные документы, также обязаны представить ему документы, подтверждающие приобретение российского гражданства, прекращение гражданства (подданства) иностранного государства или права на постоянное проживание гражданина РФ на территории иностранного государства, в день получения таких документов, но не позднее пяти рабочих дней со дня приобретения гражданства РФ, прекращения гражданства (подданства) иностранного государства или права на постоянное проживание гражданина РФ на территории иностранного государства.

По истечении шести месяцев со дня вступления в силу Закона № 109‑ФЗ трудовые договоры с работниками, не представившими работодателю документы, подтверждающие приобретение гражданства РФ, прекращение гражданства (подданства) иностранного государства или права на постоянное проживание гражданина РФ на территории иностранного государства, подлежат прекращению по основанию, предусмотренному п. 13 ч. 1 ст. 83 ТК РФ, в случае, если таких работников невозможно перевести на другую имеющуюся у работодателя работу.

Введите то, что Вы ищете



Пресс-центр


Публикации о Росреестре


Стать госслужащим непросто

Стать госслужащим непросто

Работа государственных гражданских служащих связана с целым рядом ограничений и запретов. В связи с этим поступление на государственную службу сопряжено с многочисленными проверками. Рассмотрим подробнее существующие запреты и ограничения на государственной гражданской службе.

Ограничения, связанные с государственной гражданской службой, фильтрация кандидатов на госслужбу начинается еще на уровне отбора. Согласно существующим требованиям, претендент на замещение вакантной должности должен:

– достигнуть возраста 18 лет;

–знать русский язык;

–быть гражданином РФ;

–отвечать необходимым квалификационным требованиям.

Государственный служащий не может занимать должность в госструктурах, а кандидат не может претендовать на работу, если:

– он признан недееспособным;

–он осужден и имеет непогашенную судимость;

–отказался от прохождения процедуры допуска к сведениям, которые являются государственной тайной;

–имеет заболевание, препятствующее выполнению должностных обязанностей;

–родственники являются начальниками или подчиненными;

–вышел из российского гражданства или приобрел иностранное гражданство;

–предоставил недостоверные документы и сведения;

–утратил доверие нанимателя;

–не прошел военную службу без законных оснований;

–предоставил подложные документы или заведомо ложные сведения при поступлении на гражданскую службу;

–имеет близкое родство и свойство с гражданским служащим, если замещение должности гражданской службы связанно с непосредственной подчиненностью одного из них другому.

Во время прохождения государственной службы работникам запрещено:

–разглашать информацию, полученную в ходе выполнения служебных обязанностей;

–заниматься предпринимательской деятельностью как лично, так и через доверенных лиц;

–работать на должностях выборного характера в органах местного самоуправления;

–приобретать ценные бумаги, по которым может быть получен доход;

–получать вознаграждения от физических и юридических лиц за выполнение должностных обязанностей;

–выезжать за пределы РФ в рамках исполнения служебных обязанностей за счет физических и юридических лиц;

–использовать материально-технические средства и имущество для посторонних целей, а также передавать их третьим лицам;

–принимать награды от представителей иностранных государств и других религиозных, общественных и политических деятелей без разрешения нанимателя;

–гражданин, замещавший должность гражданской службы, включенную в перечень должностей, установленных нормативными правовыми актами Российской Федерации, в течение двух лет после увольнения с гражданской службы не вправе без согласия соответствующей комиссии по соблюдению требований к служебному поведению государственных гражданских служащих и урегулированию конфликтов интересов замещать на условиях трудового договора должности в организации и (или) выполнять в данной организации работу (оказывать данной организации услуги) на условиях гражданско-правового договора (гражданско-правовых договоров) в случаях, предусмотренных федеральными законами, если отдельные функции государственного управления данной организацией входили в должностные (служебные) обязанности гражданского служащего.

Полный список запретов содержится в статье 17 Закона о госслужбе.

Проверка соответствия кандидата и существующих сотрудников производится на основании предоставленных ими документов, а также анализа имеющейся в распоряжении государственных органов информации. Например, согласно статьям 20 и 20.1 кандидаты и сотрудники должны предоставлять сведения о своих доходах и расходах, а также доходах и расходах близких родственников. Отказ от предоставления этих данных является основанием для расторжения контракта.

За нарушение запретов и ограничений предусмотрена ответственность, которая определяется в зависимости от типа правонарушения.

За дисциплинарные нарушения, согласно статье 57 Закона о госслужбе, предусмотрены следующие взыскания:

–предупреждение о неполном должностном соответствии;

–увольнение с гражданской службы.

Более серьезные правонарушения квалифицируются по следующим нормативным актам:

Данный перечень ответственности не является полным, однако общая тенденция в сфере наказаний за нарушение запретов на государственной службе заключается в том, что наказание может представлять собой дисциплинарное взыскание, штраф, возмещение убытков, а также лишение свободы в зависимости от степени тяжести проступка.

Читайте также: