Занятие как форма ознакомления детей дошкольного возраста с природой значение виды и типы

Обновлено: 04.07.2024

Руководя познанием природы и приобретением детьми различных навыков и умений, воспитатель применяет разнообраз­ные методы и приемы.

Предпочтение следует отдавать тем методам и приемам, кото­рые обеспечивают непосредственное восприятие детьми природы и активное овладение навыками. К таким методам относятся наблюдение, эксперимент, труд, игры. Наряду с этим широко применяются методы, основанные на слове воспитателя,— рассказ, чтение художественных произведений, беседы, проводимые с демонстрацией натуральных объектов, или их изображений.

Методы и приемы, используемые педагогом в работе, соединя­ются, например наблюдение с беседой, рассказ воспитателя с чтением художественного произведения, эксперимент с трудом и т. д.

Одни и те же приемы могут использоваться в разных методах. Например, сравнение применяется во время наблюдений, в дидак­тических играх, в беседе; игровые приемы также используются при наблюдениях, в беседах; показ, пояснение — при обучении трудовым навыкам, проведении опытов и др.

Разнообразие и эффективность методов и приемов характери­зует мастерство воспитателя.

Выбор методов и приемов определяется содержанием програм­мы и зависит от природного окружения дошкольного учреждения, места и объекта наблюдений, а также от возраста детей и накоп­ленного ими опыта.

В группах раннего и младшего дошкольного воз­раста особое значение имеют чувственные восприятия детей, по­этому основным методом будет наблюдение. Дидактическая игра, показ картин, игрушек играют большую роль в познании детьми природы.

Учитывая конкретность мышления и небольшой опыт у детей средней группы, нужно ознакомление их с природой делать бо­лее наглядным. Для уточнения и закрепления образующихся пред­ставлений широко используют дидактические игры с естественны­ми предметами (листьями, овощами, фруктами) или их изобра­жениями на картинках, небольшие беседы.

Ознакомление детей старшей и подготовительной к школе групп с природой происходит в основном путем наблюдений на экскурсиях, прогулках, во время игр и труда. В этих группах большое место отводится беседам, рассказам воспитателя с исполь­зованием картин, диафильмов – и

кинофильмов, чтению художест­венной литературы.

4. Формы организации детей при ознакомлении их с природой

Формами организации деятельности детей при ознакомлении их с природой являются занятия, экскурсии, прогулки, работа в уголке природы, работа на земельном участке.

Занятия. Это основная форма организации детей в ознакомле­нии их с природой. Проводятся они в определенные часы по зара­нее разработанному плану, согласованному с программой. На за­нятиях воспитатель не только сообщает детям новые сведения, но уточняет и закрепляет уже имеющиеся у них знания.

Занятия строят так, чтобы в процессе ознакомления с приро­дой осуществлялось развитие познавательных способностей (на­блюдательность, мышление) и речи детей, обогащение их словаря, воспитание интереса и любви к природе.

Главное в занятии — это усвоение всеми детьми программного материала. Для этого используются разнообразные методы — на­блюдение натуральных объектов, труда взрослых, дидактические игры, работа с картинами, чтение художественных произведений, рассказы, беседы и др.

Занятия тесно связаны с другими формами работы. Так, на­пример, полученные на занятиях знания и умения дети применяют в повседневной деятельности (в играх и труде), а накопленные представления во время прогулок, работы и наблюдения на уча­стке уточняются, систематизируются на занятиях.

Готовясь к занятиям, воспитатель по программе намечает объект, с которым будет знакомить детей. После чего определяет методы и приемы, которые целесообразно применить, какие на­глядные пособия использовать.

Из наглядных пособий на занятиях применяют натуральные объекты (животные, растения и их части — ветки, цветы, плоды) и иллюстративно-наглядные (картины, диафильмы, кинофильмы, игрушки и др.).

Занятия с детьми раннего возраста проводят индивидуально или с 4—6 детьми. В первой младшей группе можно проводить занятия с половиной группы, во всех остальных — со всей группой. Для наблюдения натуральных объектов либо рассматривания больших картин детей можно разделить на две подгруппы, расса­дить полукругом или в два ряда. Мелкие объекты или картинки и игрушки целесообразнее положить на столики, за которыми де­ти сидят.

Экскурсия— это занятие, на котором дети знакомятся с приро­дой в естественных условиях: в лесу, на лугу, в саду, у водоема и т. д. Экскурсии проводят в часы, отведенные для занятий.

На экскурсиях осуществляется определенное программное со­держание, усвоение которого обязательно для всех детей группы, что отличает экскурсии от повседневных прогулок.

Воспитательно-образовательное значение экскурсий очень вели­ко, так как они поднимают интерес к родной природе, способст­вуют воспитанию эстетических чувств.

Пребывание на свежем воздухе в лесу или на лугу среди ду­шистых цветов, движение и радостные переживания, обычно с этим связанные, благотворно сказываются и на физическом раз­витии детей. Выбор места для экскурсии зависит от ее задач и возраста детей.

Экскурсии за пределы детского сада проводятся со средней, старшей и подготовительной к школе группами. С младшими груп­пами рекомендуются наблюдения природы на земельном участке дошкольного учреждения и только во вторую половину года — ко­роткие экскурсии на луг, в парк (лес). Выбирая для этого место, надо избегать дорог, на которых встречаются крутые подъемы и спуски.

Учитывая физические возможности дошкольников, для экскур­сий нужно прежде всего использовать ближайшие места. В горо­дах— это бульвары, сады, парки, пруды, где можно наблюдать сезонные изменения в жизни растений, птиц, насекомых, а также труд людей. В сельских условиях такими местами будут лес, поле, луг, река, птичник, скотный двор.

Экскурсии в одни и те же места целесообразно проводить в разное время года. Это значительно облегчает детям наблюдение сезонных изменений, которые происходят в природе.

Готовясь к экскурсии, воспитатель заранее посещает те места, куда намечается экскурсия. Здесь он решает, исходя из програм­мы, что можно показать детям, что надо взять с собой для раз­личных сборов, как организовать наблюдение (вопросы, задания для детей), какие провести игры, где устроить отдых.

В проведении экскурсии большую роль играет организация де­тей. Перед выходом проверяют, все ли необходимое они взяли. Затем напоминают детям, как они должны вести себя.

Придя на место, можно разрешить детям подвигаться, побе­гать, посидеть. Очень важно, чтобы они почувствовали природу. Для этого надо привлекать их внимание к осенним краскам леса, к его зимнему убору, простору полей и лугов, аромату цветов, пе­нию птиц, стрекотанию кузнечиков, шелесту листьев и т. д. Нель­зя, однако, допускать, чтобы дети перегружались впечатлениями.

Центральным моментом всякой экскурсии является плановое наблюдение, которое проводится со всеми детьми. Для закрепления приобретенных знаний собирают естественный мате­риал (цветы, грибы, камешки, животных).

Из пойманных насекомых оставляют только тех, какие нужны для наблюдения, и в таком количестве, какое необходимо для по­полнения уголка природы, остальных выпускают. Не надо разре­шать детям мучить животных, обрывать у насекомых крылья и т. д.

Для сбора растений и животных в природе требуется специ­альное оборудование.

Для экскурсии в лес и на луг: сачки для ловли насекомых (марлевый мешочек 40 см на палке длиной 50 см)—5—6 шт.; корзинки для переноса выкопанных растений, сбора ягод и грибов диаметром 20—25 см, высотой 10— 15 см—3—5 шт.; коробочки или ботанизирки для сбора листьев, се­мян, древесной коры и цветов — 3—5 шт.; садовый нож или садовые ножницы —1 шт.; лопатка или совок из прочного железа для выкапы­вания растений с корнем—1 шт.; баночки или коробочки с дырками для переноса насекомых—4—5 шт.; лупы и пробирки для рассматривания мел­ких объектов.

Для экскурсий на водоем: большой водный сачок (мешок из редкого, но прочного материала длиной 50 см, диаметр кольца —25—30 см, длина пал­ки— около 120—150 см, толщина—3—4 см—1 шт.); сачок детский для ловли животных в мелком водоеме (диаметр кольца—10—12 см, длина меш­ка—20—25 см, длина ручки—100—110 см—1 шт.); тазики эмалирован­ные для рассматривания выловленных из водоема животных—1—2 шт.; ве­дерки с крышкой, имеющей отверстие, или банки с ручками для переноса различных выловленных животных —2—3 шт.; садки для переноса пойманных насекомых —2—3 шт.

Прогулки. Ежедневные прогулки широко используются для оз­накомления детей всех возрастных групп с природой. Они могут носить характер небольших экскурсий, во время которых воспитатель проводит осмотры участка, организует наблюдения за пого­дой, сезонными изменениями в жизни растений и животных.

На прогулках дети знакомятся с природой по намеченному плану, заранее составленному на основе программы и с учетом местных условий. Программное содержание плана осуществляется на ряде прогулок в то время, когда проявляются те или иные явления природы.

На прогулках воспитатель организует игры с использованием естественного материала (песка, снега, воды, листьев), игрушек, приводимых в движение ветром, водой, в процессе которых дети накапливают чувственный опыт, познают различные качества пред­метов природы.

Для игр во время прогулок на земельном участке нужно иметь ящик с песком, небольшой бассейн, водо­плавающие игрушки и игрушки, приводимые в движение ветром и водой.

Во время повседневных прогулок дети участвуют в трудовых процессах: сгребают опавшие листья, очищают дорожки от снега, вскапывают землю для грядок, поливают и пропалывают расте­ния.

Работа на земельном участке. На земельном участке дети ра­ботают преимущественно после дневного сна. Так же как и в угол­ке природы, работа эта сочетается с наблюдениями и способствует накоплению у них знаний о растениях и животных, совершенство­ванию трудовых навыков и умений, воспитанию трудолюбия.

Организация труда зависит от вида работы, возраста детей и времени года. Некоторые работы на земельном участке можно проводить в форме занятий со всей группой (или подгруппой), но формирование трудовых умений и навыков должно осуществлять­ся в повседневном труде детей. Различного рода поручения (эпи­зодические или длительные) дают отдельным детям, маленьким группам их или всей группе. В старшей и подготовительной к шко­ле группах вводят дежурства детей по огороду и цветнику.

Работа в уголке природы. Работа в уголке природы проводит­ся ежедневно в часы, отведенные для труда. Дети наблюдают за растениями и животными и привыкают к бережному отношению к ним, овладевают элементарными трудовыми навыками, приучают­ся к совместному труду со взрослыми, друг с другом, а затем и самостоятельно.

Организация труда детей зависит от их возраста. В первой младшей группе дети только наблюдают, как воспитатель ухажи­вает за растениями, а во второй младшей группе они сами участ­вуют в этой работе. В средней группе все дети выполняют отдель­ные поручения воспитателя. В старших группах их выполняют де­журные под наблюдением воспитателя. В подготовительной к шко­ле группе, кроме дежурств, дети ведут индивидуальные наблюде­ния за растениями и животными.

Периодически можно проводить совместные работы всех детей но уборке в уголке природы.

1. В чем заключается единство чувственного и рационального в познании?

2. Что должно быть в основе ознакомления детей с природой? 3. Какие при­меняются методы при ознакомлении детей с природой? 4. Чем определяется их выбор? 5. Как они сочетаются в разных возрастных группах?

1.Чем характеризуются занятия? 2. Чем отличаются экскурсии от ежедневных прогулок? 3. Как организуют и проводят экскурсии? 4. Какое оборудование нужно для экскурсии? 5. В какой деятельности детей проводится ознакомление с природой на ежедневных прогулках? 6. Как организуют работу детей на земельном участке? 7. Когда и как проводятся работы детей в уголке природы?

История государства Древнего Египта: Одним из основных аспектов изучения истории государств и права этих стран является.

Основные направления социальной политики: В Конституции Российской Федерации (ст. 7) характеризуется как.

Цель: изучение видов занятий по ознакомлению дошкольников с природой.
Раскрыть значение занятий по ознакомлению дошкольников с природой.
Охарактеризовать виды занятий по ознакомлению детей с природой.
Составить конспект занятия экологическому воспитанию.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………. 3
Виды занятий по ознакомлению дошкольников с природой………. 4
Значение занятий по ознакомлению дошкольников с природой…………..4
1.2 Характеристика видов занятий по ознакомлению детей с природой……. 5
Конспект занятия по экологии для детей старшего дошкольного возраста…………………………………………………………………………. 12
Заключение……………………………………………………………………….16
Список использованных источников…………………………………………. 17

Работа содержит 1 файл

Условия, созданные в дошкольном образовательном учреждении для ознакомления детей с природой.doc

  1. Виды занятий по ознакомлению дошкольников с природой………. 4
    1. Значение занятий по ознакомлению дошкольников с природой…………..4

    1.2 Характеристика видов занятий по ознакомлению детей с природой……. . . . 5

    1. Конспект занятия по экологии для детей старшего дошкольного возраста………………………………………………………… ………………. 12

    Список использованных источников…………………………………………. 17

    Актуальность. Проблема экологического воспитания дошкольника относится к числу коренных проблем теории воспитания и имеет первостепенное значение для воспитательной работы. Все выдающиеся мыслители и педагоги прошлого придавали большое значение природе как средству воспитания детей: Я. А. Коменский видел в природе источник знаний, средство для развития ума, чувств и воли.

    Цель: изучение видов занятий по ознакомлению дошкольников с природой.

      1. Раскрыть значение занятий по ознакомлению дошкольников с природой.
      2. Охарактеризовать виды занятий по ознакомлению детей с природой.
      3. Составить конспект занятия экологическому воспитанию.

      1.1 Значение занятий по ознакомлению дошкольников с природой

      Современная дошкольная педагогика придает большое значение занятиям: они оказывают положительное воздействие на детей, способствуют их интенсивному интеллектуальному и личностному развитию, планомерно готовят их к обучению в школе. Важно также вовлекать детей в практическую деятельность: во дворе детского сада и всего помещениях, дома, во время экскурсий.

      Главные аспекты работы педагога с детьми - разнообразие видов деятельности, интегрированный подход в обучении, способствующий формированию не только экологически грамотного, но и всесторонне развитого человека [3, 27].

      Систематическое обучение на занятиях - важное средство образовательной работы с детьми дошкольного возраста.

      На протяжении ряда десятилетий ХХ в. все ведущие исследователи и практики дошкольного воспитания вслед за А.П.Усовой уделяли большое внимание занятиям как ведущей форме фронтального обучения детей.

      Современная дошкольная педагогика также придает большое значение занятиям: несомненно, они оказывают положительное воздействие на детей, способствуют их интенсивному интеллектуальному и личностному развитию, планомерно готовят их к обучению в школе. В настоящее время продолжается совершенствование занятий в различных аспектах: расширяется и усложняется содержание обучения, осуществляется поиск форм интеграции разных видов деятельности, способов привнесения игры в процесс обучения, поиск новых (нетрадиционных) форм организации детей. Все чаще можно наблюдать переход от фронтальных занятий со всей группой детей к занятиям с подгруппами, малыми группами. Данная тенденция обеспечивает качество обучения: индивидуальный подход к детям, учет особенностей их продвижения в усвоении знаний и практических навыков.

      Просматривается еще одна важная тенденция - построение систем занятий в каждой области, с которой знакомят дошкольников. Цепочка постепенно усложняющихся занятий, органически связанных с мероприятиями повседневной жизни, - это оптимальный путь, обеспечивающий необходимое интеллектуальное и личностное развитие дошкольников.

      В экологическом воспитании детей занятия выполняют совершенно определенную и очень важную функцию: чувственные представления детей, получаемые повседневно, могут быть качественно преобразованы, - расширены, углублены, объединены, систематизированы [3, 28].

      Рассмотрим основные типы экологических занятий, которые принципиально отличаются друг от друга дидактическими задачами, логикой построения, ходом организации и проведения, - занятия первично-ознакомительного, углубленно-познавательного, обобщающего и комплексного типов.

      1.2 Характеристика видов занятий по ознакомлению детей с природой

      Различают следующие виды ознакомления детей с окружающей природой.

      Занятия первично-ознакомительного типа. На протяжении дошкольного периода значительная доля первоначальных экологических сведений о разных сторонах жизни природы и деятельности человека передается детям на занятиях первично-ознакомительного типа. Чаще всего эти занятия посвящаются ознакомлению детей с видами животных, растений, условиями их жизни и обитания, которые не представлены в ближайшем природном окружении и не могут быть познаны через наблюдения.

      Главным компонентом таких занятий становятся различные демонстрационные и учебные пособия, позволяющие формировать у детей отчетливые и правильные представления. Темами занятий могут быть домашние и дикие животные, обитатели леса и севера, тундры и жарких стран, пруда и моря, а также, деятельность людей на сельскохозяйственной ферме, в лесничестве, в области природопользования и охраны природы на занятиях этого типа дети знакомятся с внешним видом животных и растений, учатся их распознавать, узнают о среде их обитания, приспособленности к ней, о сезонной жизни, о различных особенностях поведения [4, 52].

      Обучение детей на таких занятиях осуществляется через рассматривание картин и беседу. Нередко их компонентами становятся также чтение детской литературы, рассматривание иллюстраций, просмотр диафильма или слайдов, рассказ воспитателя во всех вариантах занятий этого типа первостепенное значение приобретает словесный метод экологического воспитания - от слова воспитателя (его вопросов, пояснений, их системы и последовательности) зависят успешность и качество восприятия детьми новых образов, представленных наглядностью зависит понимание связи событий, связи объектов продуманное и спланированное слово воспитателя организует содержание занятий, обеспечивает успешный результат обучения,

      Занятия первично-ознакомительного типа со старшими дошкольниками значительно сложнее, чем занятия в другой возрастной группе. С ними можно рассматривать картины природы, далекие от их опыта, выходить за пределы изображенного сюжета, рассматривать одновременно несколько картин - этому способствуют и некоторый уже сложившийся опыт детей, и имеющихся у них круг представлений.

      Картины помогают сформировать представления об экосистеме леса, ее обитателях, о приспособленности лесных животных к жизни в этой экосистеме. Например, дошкольникам можно показать, как белка передвигается в лесу по деревьям (т.е. как приспособлено строение ее ног к передвижению в этой среде), чем она питается в теплое и холодное время года, как поедает корм (т.е. как приспособлена она в данной среде в сфере питания), как и где устраивает свое гнездо, когда и как выводит потомство, как она защищается от врагов, как у нее происходит смена шерсти во время линьки, и какую приспособительную функцию в ее жизни выполняет этот процесс. Показывая одновременно картины о жизни белки в осенне-зимний и весенне-летний периоды, дошкольникам можно таким образом представить панораму событий в разные сезоны, показать приспособленность типично лесного животного к сезонно меняющимся условиям жизни. С помощью этих же картин можно продемонстрировать рост и развитие бельчат, заботу матери о них, их постепенное взросление, подготовку к взрослой и самостоятельной жизни.

      Неоценимую пользу картины, слайды, видеофильмы могут оказать в ознакомлении детей с экосистемами, недоступными для непосредственного их восприятия, - морем, пустыней, Арктикой. Наглядность в сочетании с эмоциональными пояснениями воспитателя расширяют кругозор детей, формируют новые образы о природе [4, 54].

      На занятиях первично-ознакомительного типа с детьми можно рассматривать живые объекты природы, но только в том случае, если они оказались в детском саду случайно, поселились ненадолго. Например, кто-то из родителей весной принес ежа, педагог решил отнести его в лес (откуда, видимо, он и был взят), но сначала показать его детям. В этом случае все группы проводят занятия, на которых наблюдают за ежом, кормят, делают несложные опыты, чтобы показать, как он передвигается, как сворачивается, как шипит и подпрыгивает, демонстрируют его маскировочную окраску и пр. А потом старшие дошкольники проводят акцию, делают доброе дело, - относят ежа в лес. Если же еж долго живет в детском саду, то для знакомства с ним планируются циклы наблюдений, которые помогут детям постепенно накопить знания.

      В середине занятия воспитатель планирует физкультминутку или смену деятельности: разговор с детьми, беседа, которые являются ведущим компонентом занятия, утомляют их - необходима разрядка в движении.

      Следующий вид - занятия углубленно-познавательного типа. Содержание занятий, которые можно назвать углубленно-познавательными, направлено на выявление и показ детям связи между растениями, животными и внешней средой, в которой они нуждаются. Тематика таких занятий определяется рядом конкретных зависимостей, которые, как показали исследования и практика детских садов, доступны пониманию и усвоению старшими дошкольниками. Это занятия, посвященные ознакомлению детей с зависимостями жизни и роста растений от факторов внешней среды, например ростом овощных культур, садовых растений, их сезонными изменениями и пр. Это занятия по ознакомлению детей с приспособленностью животных к среде обитания, например с маскировочной окраской животных, со способами их передвижения, защиты от врагов.

      Углубленно-познавательное занятие - завершающее звено той или другой локальной системы работы с детьми. В старшей группе - беседа об осени в конце ноября после трехнедельных (по одной неделе в каждый осенний месяц) систематических наблюдений и ведения календаря или беседа о зимующих птицах в марте, в конце зимней подкормки птиц после регулярных наблюдений за ними.

      Очень результативны разнообразные виды опытнических работ, имеющих целью формирование представлений о маскировочной окраске животных [2, 10].

      Занятия углубленно-познавательного типа активно способствуют умственному воспитанию дошкольников. Дети обучаются умению устанавливать причинно- следственные связи, логично рассуждать, делать выводы. Все это обеспечивает интенсивное развитие мышления дошкольника.

      На занятии обобщающего типа воспитатель ставит цель выделить ряд значимых признаков (существенных и характерных) для группы знакомых объектов и на их основе формирует обобщенное представление.

      Практика обучения показывает, что обобщения должны строится на конкретных различных знаниях, систематически приобретаемых детьми на протяжении всего дошкольного возраста, а также получаемых в процессе многократных наблюдений за объектами в природе. Анализ программ воспитания в детском саду и методических пособий по ознакомлению с природой позволяет сделать вывод, что к ним относятся знания о многообразии растительного и животного мира, закономерных особенностях роста и развития растений, сезонных явлениях в природе.

      3. Виды рассказов о природе: а) виды рассказов воспитателя о природе; б) виды рассказов детей о природе.

      4. Методика обучения детей рассказыванию о природе.

      5. Значение и место бесед в работе по ознакомлению детей дошкольного возраста с природой.

      6. Виды бесед о природе.

      7. Тематика и содержание бесед в разных возрастных группах.

      8. Методика проведения бесед о природе.

      9. Методика использования загадок в процессе ознакомления детей дошкольного возраста с природой.

      10. Методика использования пословиц и поговорок в процессе ознакомления детей дошкольного возраста с природой.

      11. Методика использования примет в процессе ознакомления детей дошкольного возраста с природой.

      12. Методика использования легенд и приданий в процессе ознакомления детей дошкольного возраста с природой.

      13. Методика использования сказок в процессе ознакомления детей дошкольного возраста с природой.

      1. Разработать тематику рассказов педагога о природе для детей разных возрастных групп и заполнить таблицу

      Младшая Группа

      Цель: Дать детям представление о внешнем строении зайца, его повадках (пугливый, быстро бегает, умеет прятаться). Воспитывать интерес и бережное отношение к животным.

      Воспитатель: - Жил в лесу зайка, был он серенький и пушистый с длинными ушками, коротеньким хвостиком и сильными задними лапками.

      Зимой он менял свою шубку на белую. Это для того, чтобы лиса хитрая и волк зубастый его не съели.

      Зимовал он в лесу, выроет в снегу норку и спит там. Днём обычно зайка спит, а ночью выходит перекусить. Питается всякими кореньями и ветками.

      Когда придёт весна зайка снова поменяет свою шубку на серенькую, вырастет травка, зелёные листочки, грибочки, ягоды черники которыми так любит лакомится зайка.

      Вот такой забавный зверёк живет в лесу.

      Заяц – зверь в лесах не редкий,

      Только прячется под веткой.

      Мы тебя, ушастый, видим.

      Выходи к нам, не обидим.

      Угостим тебя немного,

      Заяц скромный, недотрога.

      – Я из рук не буду кушать.

      Даже боязно мне слушать.

      Вам меня не убедить:

      Очень страшно зайцем быть!

      Средняя группа

      Рассказ о жизни лесных зверей зимой

      Цель: Расширять и углублять знания детей о диких животных (Заяц, волк, лисица, белка); воспитывать интерес к животным.

      Материалы: Картинки с изображением лесных животных.

      Вот лисичка бежит по снегу в рыжей шубке и вынюхивает – где тут спрятался зайчик или мышка? У лисички хороший нюх, она слышит, где под снегом мыши прячутся и ловит их. Лисичка этим приносит пользу. А посмотрите где зайка спрятался? Он белый его почти не видно. Как вы думаете найдёт его лисица?

      Вопросы: Почему звери не мерзнут зимой? Чем покрыто их тело? Какая ваша одежда изготовлена из меха? Теплый ли он?

      Старшая группа

      Цель: Дать детям представление о верблюде и северном олене (особенности внешнего вида, приспособленность к условиям жизни, польза, которую они приносят людям) ; развивать познавательный интерес детей.

      Воспитатель: « Наша планета очень большая. Сейчас у нас осень, а на севере уже зима, на юге ещё жарко как летом. На севере живут северные олени, а на юге – верблюды. Давайте рассмотрим их на картинках. Кого вы видите на этой картине? Это верблюд. Где живут верблюды? Что у животных на спине? Длинная или короткая шерсть у верблюда? Рассматрите какие у верблюда ноги. Что видите на коленях? На пальцах?

      Верблюд - сильное животное. Он может заменить двух коней. Живёт он в пустыне. Там мало воды, и верблюд может долго не пить и не есть. Горбы его худеют и стаовятся мягкими и обвисают. Шерсть оберегает верблюда от жары и от холода ночью. На коленях и пальцах верблюда мозоли. Ест верблюд растения, которые попадаются в пустыне. Верблюд спокойное и полезное животное. Когда не было машин, на верблюдах ездили в пустынях. Из шерсти верблюдов делают теплые одеяла и ткани.

      На тех территориях, где обитает северный олень, не может выжить ни лошадь, ни вол. Холодно очень, сорокаградусный мороз выдержит не каждое животное.

      А как передвигаться людям (это особенно актуально было в старые времена), было бы вообще непонятно, если бы у них не было верного и постоянного слуги, такого как, северный олень. Оленье мясо, молоко, шкура, жир – все использует человек.

      За неимением травы в далёких краях люди не заготавливают для оленьих стад сена; да олени и не любят сена. Любимое их кушанье — мох ягель. Они разгребают снег и щиплют ягель, заключающий в себе довольно много полезных компонентов.

      Рога – одно из главных достоинств оленя, у северных пород они присутствуют и у самцов и у самок. Раз в год северные животные сбрасывают рога. Действительно, зачем нужна старая дополнительная конструкция? А за лето отрастают новые, молодые рога.

      Северные олени перевозят своих хозяев на легких саночках с удивительною быстротой и могут проехать в день более ста километров.

      Вот какие животные живут в разных концах нашей планеты. В разных климатических условиях.

      по обучению детей составлению описательного рассказа о природе в старшей группе дошкольного образовательного учреждения на тему:

      Образовательные области: познавательное, речевое, экологическое.

      Интеграция видов деятельности: рассказ-загадка, игровые упражнение, чтение стихотворений.

      Вид занятия: тематическое, интегрированное

      Формы образовательной деятельности : групповая форма организации обучения (индивидуально- коллективная)

      Цель: формирование у детей интереса к окружающему миру посредством ознакомления с правилами составления описательного рассказа.

      • Образовательная: систематизировать знания детей об осени и осенних явлениях; продолжать учить составлять предложения по картинкам, а из них короткий рассказ; продолжать учить детей отвечать на вопросы полным предложением.

      • Развивающая: развивать мелкую моторику пальцев рук, через пальчиковую гимнастику; продолжать развивать память, мышление через игры и упражнения.

      • Воспитывающая: воспитывать любовь к природе.

      Планируемый результат: знают и называют приметы осени, умеют составлять описательный рассказ об осени, проявляют интерес к природе.

      Оборудование:

       картинки с признаками осени (репродукции картин русских художников)

       сюжетные картинки для составления рассказов

      Способы организации детей : Игровая мотивация, игровое упражнение, дидактическая игра, физкультминутка, практическое занятие.

      Словарная работа : унылая пора, птицы снимались с мест, заморозки.

      Предварительная работа:

       Наблюдение ранней осени в парке, в лесу, на участке детского сада с воспитателями и родителями. Выборочное заучивание отрывков из стихов об осени

      Ход занятия:

      Вос.: Ребята, послушайте рассказ-загадку. Попробуйте отгадать, о каком времени года пойдет речь.

      Вос.: Ребята, о каком времени года здесь говорится?

      Назовите месяца осени.

      Сентябрь, октябрь, ноябрь.

      Сегодня мы будем рассказывать о приметах первого осеннего месяца, придерживаясь плана, чтобы наш коллективный рассказ получился содержательным и интересным.

      Обозначим план рассказа.

      Во – первых, расскажем о том, какие стоят дни. Затем расскажем об изменения в природе. И уже потом – как одеты и чем заняты люди.

      Итак, давайте вспомним все о первых осенних деньках.

      Трава пожелтела, птицы стали улетать.

      -Вос. А кто еще знает признаки наступления осени?

      Осенью часто идут дожди.

      -Осенью начинает холодать.

      -Бывают первые заморозки.

      Давайте встанем в кружок. Кому я брошу мяч, тот должен ответить на мой вопрос. За правильный ответ я буду давать осенний лист.

      Вос. - листья осенью (что делают?) –

      Дети Листья осенью желтеют и опадают.

      Вос. -дождь осенью (что делает?) –

      Дети. Дождь осенью моросит, идет.

      Вос. -урожай осенью (что делают?) –

      Дети Урожай осенью убирают.

      Вос. - птицы осенью(что делают?) —

      Дети. Птицы осенью улетают.

      Вос. -деревья осенью(что делают?) —

      Дети Деревья осенью роняют листья.

      Вос. -звери осенью (что делают?)—

      Дети .Звери осенью готовятся к зиме, меняют шубки.

      А сейчас мы немного отдохнём.

      Мы листики осенние,

      На ветках мы сидим. (присесть)

      Дунул ветер - полетели,

      Мы летели, мы летели (легкий бег по кругу)

      И на землю тихо сели. (присесть)

      Ветер снова набежал

      И листочки все поднял. (легкий бег по кругу)

      И на землю тихо сели. (присесть)

      Наступила осень. Солнышко все реже и реже выглядывает из-за туч. Деревья надели разноцветный наряд. Красные, желтые листья опадают, кружатся, укрывают землю золотым ковром. Часто идет холодный дождик. Птицы собираются и улетают в теплые края. Животные делают запасы на зиму. Дети осенью пошли в школу. В лесу выросли грибы и ягоды. Люди собирают урожай и готовятся к зиме.

      ФОРМЫ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ
      Непосредственно
      образовательная
      деятельность
      (занятия), осуществляемая в процессе организации
      различных видов детской деятельности (игровой,
      коммуникативной,
      трудовой,
      познавательноисследовательской,
      продуктивной,
      музыкальнохудожественной, чтения);
      Образовательная деятельность, осуществляемую в
      ходе режимных моментов;
      Самостоятельная деятельность детей.

      5. Формы организации Совместной деятельности педагога и детей по ЭО

      Неделя экологического творчества;
      Экологические наблюдения;
      Экологические фестивали творчества;
      Экологические тропы;
      Экологические игры (дидактические,
      имитационные, моделирование экосистем,
      соревновательные);

      Экологические сказки;
      Экологические тренинги;
      Экологический театр,
      Ведение фенологических календарей
      природы;
      Коллекционирование;
      Экологические выставки и экспозиции;
      Экологические музеи;

      9. Типы занятий (по С.Н. Николаевой)

      ТИПЫ ЗАНЯТИЙ (ПО С.Н. НИКОЛАЕВОЙ)
      Первично-ознакомительное;
      Углубленно-познавательное;
      Обобщающее;
      Занятие комплексного характера.

      10. Первично-ознакомительный тип занятия

      ПЕРВИЧНО-ОЗНАКОМИТЕЛЬНЫЙ ТИП
      ЗАНЯТИЯ
      Посвящено ознакомлению детей с видами животных,
      растений, условиями их жизни и обитания, которые
      не представлены в ближайшем природном окружении
      и не могут быть познаны через наблюдения.
      Основные методы: беседа, рассказ воспитателя,
      рассматривание картин природы, нескольких картин
      об экосистемах, их обитателях, показ слайдов,
      видеофильмов (о море, пустыне, Арктике и т.д.).
      Рассматривание живых объектов природы, ненадолго
      поселившихся в ДОО.

      11. Обобщающее занятие

      ОБОБЩАЮЩЕЕ ЗАНЯТИЕ
      Основная цель – выделить ряд значимых
      признаков (существенных и характерных) для
      группы знакомых объектов – на их основе
      формируется обобщенное представление
      (Например, о птицах вообще, зимующих,
      декоративных, домашних; обобщающие
      занятия о сезонах, их сравнении).
      Методы: заполнение календарей природы,
      задания на сравнения, сопоставление,
      анализ

      12. Углубленно-познавательное

      УГЛУБЛЕННО-ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ
      Строятся на разнообразных знаниях,
      полученных детьми во время наблюдений в
      повседневной жизни за объектами природы из
      непосредственного окружения, на которых
      воспитатель дополняет новыми сведениями,
      углубляет их демонстрацией зависимостей,
      экологических связей в природе.
      Методы: рассматривание картин, моделей,
      муляжей, чтение познавательной литературы,
      рассказ воспитателя, решение проблемных
      ситуаций и вопросов

      13. комплексное

      14. Традиционная Структура НОД

      15. Модель построения занятия по Т.М. Бондаренко

      МОДЕЛЬ ПОСТРОЕНИЯ ЗАНЯТИЯ ПО
      Т.М. БОНДАРЕНКО
      Занятие (НОД)
      1 часть
      Наблюдение,
      экскурсия, беседа,
      труд в уголке
      природы,
      рассматривание
      картин
      2 часть
      Дидактические
      игры
      3 часть
      опыты

      16. Технология построения комплексных занятий (Л.Л. Тимофеева)

      ТЕХНОЛОГИЯ ПОСТРОЕНИЯ КОМПЛЕКСНЫХ
      ЗАНЯТИЙ (Л.Л. ТИМОФЕЕВА)
      Мотивационноориентировочный этап
      Поисковый этап
      Практический этап
      Рефлексивнооценочный

      17. Нетрадиционные формы обучения

      НЕТРАДИЦИОННЫЕ ФОРМЫ ОБУЧЕНИЯ
      Уроки доброты; Уроки мышления;
      Экологические кружки;
      Экологические конкурсы;
      КВН, аукцион, марафон, викторина
      Решение проблемно противоречивых
      ситуаций;
      Трудовой десант; Зеленый патруль;
      Клуб исследователей природы;

      23. Роли детей:

      РОЛИ ДЕТЕЙ:
      Художник (готовит афишу, подбирает
      иллюстрации);
      Директор кинотеатра
      Кассир
      Контролер (билеты с изображением
      листочков)
      Киномеханик (воспитатель)

      28. Экскурсия

      29. Виды экскурсий (первоначальное ознакомление детей с природой)

      ПРИРОДОВЕДЧЕСКАЯ
      (ПОЗНАВАТЕЛЬНАЯ)
      в парк, лес, на реку,
      луг
      СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННАЯ
      в поле,
      на птицеферму,
      в сад, на огород
      ВИДЫ ЭКСКУРСИЙ
      (ПЕРВОНАЧАЛЬНОЕ ОЗНАКОМЛЕНИЕ ДЕТЕЙ С
      ПРИРОДОЙ)

      30. Этапы экскурсии

      ЭТАПЫ ЭКСКУРСИИ
      Подготовительный. Задача – организовать детей,
      сформулировать цели и задачи, которые необходимо
      решить на предстоящей экскурсии, стимуляция
      положительного эмоционального настроя детей.
      Организация практической и познавательной
      деятельности детей. Выбор оптимальных методов,
      стержнем любой экскурсии должно стать наблюдение,
      сопровождающееся беседой. В конце экскурсии большое
      значение приобретают практические методы – игры, сбор
      природного материала.
      Заключительный. Вся после экскурсионная работа,
      направленная на обобщение, систематизацию, углубление
      представлений, полученных детьми в ходе экскурсии.
      Используются продуктивные виды деятельности
      (изобразительная, речевая и т.д.)

      31. Структура познавательной экскурсии

      СТРУКТУРА ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ЭКСКУРСИИ
      вводная беседа,
      коллективное наблюдение,
      индивидуальное самостоятельное
      наблюдение детей,
      сбор природоведческого материала,
      игры ребят с собранным материалом
      Порядок частей варьируется в зависимости от
      цели экскурсии, сезона.

      32. Экскурсия на сельскохозяйственный объект

      ЭКСКУРСИЯ НА СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫЙ
      ОБЪЕКТ
      вводная беседа
      коллективное наблюдение,
      беседу со взрослым, работающим на данном
      объекте
      участие детей в труде

      33. Обобщающие экскурсии

      ОБОБЩАЮЩИЕ ЭКСКУРСИИ
      Цель данных экскурсий —
      обобщить знания детей о луге, лесе, поле и
      т.д.,
      сформировать элементарные понятия о
      биоценозах, с которыми знакомили детей.

      Читайте также: