Что такое правовой контроль в системе мвд

Обновлено: 07.07.2024

Одним из направлений правовой работы в системе МВД России является правовой контроль, осуществляемый в целях обеспечения законности принимаемых правовых актов и соблюдения законодательства Российской Федерации при правоприменительной деятельности.

Основными направлениями правового контроля являются:

1) осуществление правовой экспертизы проектов правовых актов;

2) оценка законности принятых ведомственных правовых актов;

3) контроль за соблюдением законодательства, регулирующего служебную деятельность в системе МВД России.

Оценка законности принятых правовых актов организуется и осуществляется как вышестоящим органом, организацией, подразделением в отношении правовых актов, изданных нижестоящими органами, организациями, подразделениями, и проводится в ходе инспектирования, контрольных проверок, целевых выездов, так и правовым подразделением - в отношении правовых актов, изданных в аппарате органа, организации, подразделения.

§ 2. Правовая экспертиза проектов ведомственных правовых актов

Правовая экспертиза проектов правовых актов осуществляется в целях определения соответствия содержащихся в них предписаний Конституции Российской Федерации, общепризнанным принципам и нормам международного права, обязательствам Российской Федерации в соответствии с международными договорами, положениям федеральных конституционных законов, федеральных законов, указов и распоряжений Президента Российской Федерации, постановлений и распоряжений Правительства Российской Федерации, Конституции (Уставу) субъекта Российской Федерации, законам и иным нормативным правовым актам субъекта Российской Федерации, изданным в пределах полномочий, предоставленных Конституцией Российской Федерации и законодательством Российской Федерации, а также ранее изданным правовым актам органов внутренних дел, обладающих высшей юридической силой.

Указанная цель достигается посредством сравнительного анализа проектируемых предписаний проекта с соответствующими положениями, содержащимися в законодательных и иных нормативных правовых актах Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, ранее изданных ведомственных правовых актах, регламентирующих данные правоотношения, ведомственных актах обладающих большей юридической силой.

Данная часть правовой экспертизы требует предварительного определения перечня международных договоров, федеральных законов, актов Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, ведомственных правовых актов, регламентирующих соответствующую сферу правоотношений и изучение их содержания.

При проведении правовой экспертизы проекта ведомственного правового акта выявляется:

• обоснованность подготовки проекта;

• правомочия соответствующего должностного лица МВД России на издание данного правового акта;

• правильность выбора вида правового акта;

• соответствие содержащихся в проекте предписаний Конституции Российской Федерации, общепризнанным принципам и нормам международного права, обязательствам Российской Федерации в соответствии с международными договорами, положениям федеральных конституционных законов, федеральных законов, указов и распоряжений Президента Российской Федерации, постановлений и распоряжений Правительства Российской Федерации, Конституции (Уставу) субъекта Российской Федерации, законам и иным нормативным правовым актам субъекта Российской Федерации, изданным в пределах полномочий, предоставленных Конституцией Российской Федерации и законодательством Российской Федерации, а также ранее изданным правовым актам МВД России и соответствующего органа внутренних дел;

• правильность выбора соответствующего грифа секретности;

• соответствие оформления проекта установленным юридико-техническим требованиям;

• полнота согласования проекта.

При проверке обоснованности подготовки проекта ведомственного правового акта выявляется соответствие содержания проекта поручению, на основании или во исполнение которого была осуществлена разработка данного проекта.

• положения Конституции Российской Федерации, общепризнанные принципы и нормы международного права, обязательства Российской Федерации в соответствии с международными договорами Российской Федерации, нормы федеральных конституционных законов, федеральных законов, законов субъектов Российской Федерации;

• указы и распоряжения Президента Российской Федерации;

• постановления и распоряжения Правительства Российской Федерации;

• поручения Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации;

• нормы Конституции (Устава) субъекта Российской Федерации, законов и иных нормативных правовых актов субъекта Российской Федерации, изданными в пределах полномочий, предоставленных Конституцией Российской Федерации и законодательством Российской Федерации;

• решения коллегии органа внутренних дел, оперативных совещаний при руководителе органа внутренних дел;

• распоряжения и поручения начальника органа внутренних дел;

• планы работы органа внутренних дел;

• инициатива подразделений органа внутренних дел.

Основание для подготовки проекта, как правило, отражается в преамбуле проекта или в пояснительной записке к нему.

При инициативной разработке проекта определяется соответствие содержания проекта целям его подготовки. Данная цель может найти свое отражение как в преамбуле проекта или в пояснительной записке к нему, так и в докладной записке руководителю. Копия докладной записки при этом должна быть представлена вместе с проектом.

Полномочия должностных лиц органов внутренних дел по принятию ведомственного правового акта содержатся в нормативных правовых актах

Российской Федерации, нормативных правовых актах субъектов Российской Федерации, правовых актах вышестоящих органов, статусных документах.

Виды ведомственных правовых актов определяются МВД России. При этом следует исходить из того, что органами внутренних дел правовые акты издаются в виде приказов, положений, уставов, инструкций, правил, наставлений и иных правовых актов.

Издаваемые положения, уставы, инструкции, наставления, правила и иные правовые акты утверждаются приказами. Ненормативные правовые акты издаются в соответствии с законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, нормативными правовыми актами вышестоящих органов в виде ненормативных актов управления (приказов, связанных с наложением дисциплинарных взысканий и освобождением (временным отстранением) от занимаемой должности, приказов по вопросам создания, реорганизации и ликвидации органов, организаций, учреждений, предприятий и подразделений системы МВД России, распоряжений, касающихся подготовки проектов законодательных, и иных проектов нормативных правовых актов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, ведомственных правовых актов, межведомственных соглашений (протоколов), заключаемых по вопросам, отнесенных к компетенции органов внутренних дел), разъяснений.

Изучение содержания проекта ведомственного правового акта позволит выявить и правильность решения разработчиков проекта по выбору соответствующего грифа секретности. При этом гриф секретности определяется в соответствии с перечнем сведений, составляющих государственную тайну [25] , и перечнем сведений, подлежащих засекречиванию Министерством внутренних дел Российской Федерации [26] .

При проведении правовой экспертизы одновременно проверяется соответствие оформления проекта установленным юридико-техническим

требованиям, а также необходимость последующего направления правового акта для включения в Федеральный регистр нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации [27] .

При установлении соответствия оформления проекта ведомственного правового акта установленным юридико-техническим требованиям следует оценить:

• соответствие структуры и оформления проекта избранному виду правового акта (общие требования по оформлению правовых актов, издаваемых в МВД России, приведены в Образцах оформления проектов нормативных правовых актов Министерства внутренних дел Российской Федерации [28] , главе V Правил подготовки нормативных правовых актов и иных руководящих документах);

• правильность использования деления содержания проекта на главы, пункты и подпункты;

• редакцию проекта (использование нормативного стиля при изложении содержательной части проекта);

• правильность написания названий органов государственной власти, иных государственных органов и организаций, подразделений системы МВД России, упоминаемых в проекте (при упоминании в проекте органов и организаций, не имеющих официально установленных наименований, правильность написания их наименований устанавливается по статусным документам данных органов и организаций);

• правильность оформления используемых в проекте ссылок на законодательные и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, ранее изданные ведомственные правовые акты;

• правильность написания дат (при этом обращается внимание на то, что форматы написания дат в качестве определения промежутка времени и даты в качестве части реквизита правового акта различны);

• правильность оформления предписаний проекта, предусматривающих внесение изменений и дополнений в ранее изданные ведомственные правовые акты, признание их утратившими силу или неприменяемыми в системе МВД России правильность использования и оформления в проекте сносок и примечаний;

• правильность применения приложений к проекту;

• соблюдение установленных шрифтов и их размеров, а также размеров, определенных для текстового поля документа;

• соблюдение в проекте иных юридико-технических требований.

При оценке соблюдения проекта установленным юридико-техническим требованиям необходимо принимать во внимание, что в тех случаях, когда органы внутренних дел является головным разработчиком межведомственного правового акта, проект этого акта подготавливается с учетом юридико-технических требований, установленных для правовых актов органа внутренних дел.

При проверке полноты согласования (визирования) проекта следует исходить из того, что проект до направления на правовую экспертизу подлежит обязательному согласованию (визированию) в заинтересованных подразделениях:

• указанных в поручении руководителей органа внутренних дел по разработке проекта правового акта (являющихся соисполнителями в соответствии с планирующими документами);

• представители которых участвовали в составе рабочей группы по разработке проекта правового акта;

• которым в проекте правового акта даются соответствующие поручения;

• к компетенции которых отнесено осуществление деятельности, регламентируемой проектом правового акта.

Проект приказа об объявлении решения коллегии, помимо указанных выше подразделений, подлежит согласованию с членами соответствующей коллегии.

После согласования в заинтересованных подразделениях проект правового акта подлежит согласованию (визированию) у заместителей руководителя органа внутренних дел курирующих деятельность подразделений, участвующих в его согласовании.

Кроме того, отдельные правовые акты в соответствии с требованиями руководящих документов подлежат согласованию с заинтересованными органами исполнительной власти, государственными органами и организациями.

На данном этапе проверяется также полнота учета замечаний и предложений, поступивших от подразделений при согласовании проекта, наличие таблицы разногласий в случае, если высказанные замечания и предложения подразделением, являющимся головным разработчиком проекта, учтены не в полной мере.

При проведении правовой экспертизы выявляется потребность в последующем направлении ведомственного правового акта для его государственной регистрации или включению в Федеральный регистр нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.

Выводы должностного лица, проводящего правовую экспертизу проекта, о необходимости последующего направления изданного ведомственного правового акта на государственную регистрацию и включения в Федеральный регистр нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации докладывается должностному лицу, осуществляющему согласование (визирование) проекта правового акта.

Конечной целью правовой экспертизы проекта правового акта является определение возможности его согласования (визирования).

В случае невозможности согласования проекта в представленной редакции:

а) проект в установленном порядке может быть доработан непосредственно в правовом подразделении;

б) возвращен в подразделение, являющееся его головным разработчиком, для устранения выявленных недостатков;

в) по результатам проведенной правовой экспертизы готовится мотивированное заключение.

В заключении отражаются выводы по всем этапам проведения правовой экспертизы. При изложении в заключении выявленных недостатков делаются ссылки на соответствующие статьи (части, пункты) нормативных правовых актов или на пункты соответствующих правил подготовки нормативных правовых актов.

Заключение по результатам проведения правовой экспертизы проекта правового акта готовится при наличии в проекте правового акта несоответствий Конституции Российской Федерации, общепризнанным принципам и нормам международного права и обязательствам Российской Федерации в соответствии с международными договорами, законодательным и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации, устранение которых не возможно без переработки его концептуальных положений, либо требует существенного изменения редакции отдельных положений или предписаний проекта.

Проект заключения готовится лицом, проводящим правовую экспертизу проекта. Полномочия должностных лиц по подписанию заключений правовой экспертизы проекта правового акта определяются начальником правового подразделения.

Заключение направляется в подразделение, являющееся головным разработчиком проекта, с соответствующим сопроводительным письмом.

Порядок оформления и подписания сопроводительного письма устанавливается Инструкцией по делопроизводству.

Читайте также: