Законодательно закрепленным институтом инклюзивное образование в рф стало в каком

Обновлено: 30.06.2024


ИСТОРИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В РОССИИ

Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Инклюзивное образование — это такая организация процесса обучения, при которой все дети, независимо от их физических, психических, интеллектуальных, культурных, этнических, языковых и иных особенностей, могут получать одинаковое образование. Дети обучаются по месту жительства вместе со своими сверстниками без инвалидности, в одних и тех же школах. Понятно, что такие школы должны быть особенными и создавать особенные условия для детей и оказывать учащимся специальную поддержку.

Инклюзивное обучение детей с особенностями развития совместно с их сверстниками – это обучение разных детей в одном классе, а не в специально выделенной группе.

Сегодня России насчитывается более 2 млн. детей с ограниченными возможностями (8% всей детской популяции), из них около 700 тыс. составляют дети с инвалидностью. Ежегодно происходит увеличение численности данной категории детей. Так, если в 1995 г. в России насчитывалось 453,6 тыс. детей, имеющих инвалидность, то в 2006 г. их число приблизилось к 700 тыс. человек.

При этом около 90 тыс. детей имеют нарушения физического статуса, что затрудняет их передвижение в пространстве и соответственно доступ к социально-образовательным ресурсам.[1]

Инклюзивное образование давно внедряется во многих странах мира, где поставлена цель реализации права на образование любого человека без дискриминации.

Система инклюзивного образования, помимо школы, включает в себя ступень начального образования – детские сады, затем, средне-специальные учебные заведения, средне-профессиональные и учреждения высшего образования. Целью этой системы является создание безбарьерной среды в обучении, люди с ограниченными возможностями должны иметь свободный доступ к знаниям и, в дальнейшем, к получению образования.

Для воплощения в жизнь этих программ необходим целый комплекс мер, таких, как техническое оснащение образовательных учреждений, начиная с создания безбарьерных зон доступа, разработка специальных учебных программ, создание спецкурсов для педагогов, помогающих в работе с инвалидами. Также необходимо создание специальных программ, направленных на облегчение процесса адаптации детей с ограниченными возможностями в образовательных учреждениях.

В Москве в 1991 году по инициативе московского Центра лечебной педагогики и родительской общественной организации открылась школа инклюзивного образования "Ковчег" (№1321).

Законодательство РФ в области образования в соответствии с международными нормами предусматривает гарантии равных прав на образование для лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов.

В настоящее время в России одновременно применяются три подхода в обучении детей с особыми образовательными потребностями:

Дифференцированное обучение детей с нарушениями речи, слуха, зрения, опорно-двигательного аппарата, интеллекта, с задержкой психического развития в специальных (коррекционных) учреждениях I–VIII видов.

Интегрированное обучение детей в специальных классах (группах) в общеобразовательных учреждениях.

Инклюзивное обучение, когда дети с особыми образовательными потребностями обучаются в классе вместе с обычными детьми.

На сегодняшний день система образования для детей с особыми потребностями в обучении требует неизбежных изменений. Более 10 лет в России образовательная система совершенствуется в основном методом экстраполяции, т.е. опытным переносом и адаптированием к нашим условиям форм образования, хорошо зарекомендовавших себя за рубежом.

В 2008 году Россия подписала Конвенцию ООН "О правах инвалидов". В статье 24 Конвенции говорится: "В целях реализации права на образование государства-участники должны обеспечить инклюзивное образование на всех уровнях и обучение в течение всей жизни человека". [3]

В России проводится активная работа по реализации Государственной программы "Доступная среда". Согласно этой Программе школы оснащают специальным оборудованием, учебными и методическими материалами, а для учителей организуют курсы подготовки к работе с особенными детьми.

К 2016 году инклюзивных школ должно стать в пять раз больше, чем сейчас, то есть около 20% по стране.

По информации Всемирной организации здравоохранения, на нашей планете проживает около 1 миллиарда людей с ограниченными возможностями. В большинстве зарубежных стран они учатся в школах и университетах вместе со своими здоровыми сверстниками. Такой международный опыт дает положительные результаты.

Уже с 60-х г.г. ХХ в. начинаются поиски путей совместного обучения детей, которые ведутся параллельно в европейских странах (Скандинавские страны), в США и Японии. Если в Скандинавии процесс внедрения инклюзивного образования начинает внедряться, в основном, нормативным и практическим путем, то в США такому процессу предшествуют педагогические поиски и научные эксперименты.

В современной образовательной политике США и Европы получили развитие несколько подходов, в том числе: расширение доступа к образованию (widening participation), мэйнстриминг (mainstreaming), интеграция (integration), инклюзия, т.е. включение (inclusion). Мэйнстриминг предполагает, что ученики-инвалиды общаются со сверстниками на праздниках, в различных досуговых программах. Интеграция означает приведение потребностей детей с психическими и физическими нарушениями в соответствие с системой образования, остающейся в целом неизменной, не приспособленной для них. Включение, или инклюзия - реформирование школ и перепланировка учебных помещений так, чтобы они отвечали нуждам и потребностям всех детей без исключения.[4]

В заключение хочется сказать об общечеловеческих моральных понятиях, таких как гуманизм, терпимость, чуткость. В независимости от континента, страны и места проживания человека, в независимости от национальности и вероисповедания, каждый человек имеет право на полноценную жизнь. Культурные традиции всех народов мира имеют многовековой опыт совместного и нераздельного проживания членов общины. Тем более, современный прогресс дает несравненно больше возможностей для объединения и сплочения всех членов общества.

Читайте также: