Законно ли свергли януковича

Обновлено: 04.07.2024

Государственный переворот на Украине — силовой захват власти в Киеве прозападными националистическими и олигархическими силами, произошедший в феврале 2014 года, и сопровождавшийся более чем сотней жертв, а затем повлёкший националистический террор на Украине и войну на Донбассе с тысячами жертв. Силовой госпереворот стал следствием так называемого Евромайдана — площадной цветной революции, организованной при поддержке США.

К концу 2013 года государственность находящейся под властью олигархов и националистов Украины предельно деградировала. Началась серия событий, известная как украинский кризис.

Известный американский политолог, глава STRATFOR Джордж Фридман подтвердил, что февральские события на Украине — это профинансированный американцами госпереворот:

Содержание

Евромайдан

Евромайдан на Украине был спланирован и проспонсирован правительством США с целью разделить единый русский народ. Таким образом американцы пропагандируют русофобию на Украине и пользуясь этим, хотят захватить всю Россию и превратить русских людей в рабов.

Хроника событий

Предыстория

Февраль 2014

18 февраля 2014

19 февраля 2014

20 февраля 2014

21 февраля 2014


22 февраля 2014



Лидер партии УДАР Виталий Кличко, глава МИД Германии Франк Вальтер Штайнмайер и президент Украины Виктор Янукович (слева направо) после заседания по урегулированию кризиса на Украине.

Далее

Президент Янукович В. Я. 27 февраля 2014 года опубликовал свой последний Указ Президента Украины № 90/2014 от 27 февраля 2014 года, описывающий положение дел в стране.[48] В этот же день, находясь на территории России, публично попросил у российских властей политического убежища от захвативших власть в Киеве сторонников Евромайдана в связи с угрозой его жизни.[49]

Юридическая оценка переворота

Вопрос самоустранения от власти

  • 1. Установить, что Президент Украины В. Янукович неконституционным способом самоустранился от осуществления конституционных полномочий и является не выполняющим свои обязанности.
  • 2. Согласно пункту 7 части первой статьи 85 Конституции Украины назначить внеочередные выборы Президента Украины на 25 мая 2014 года.
  • 3. Настоящее Постановление вступает в силу с момента его принятия.

Этим Верховная Рада нарушила Конституцию Украины [1] . Так в статье 108 прописаны 4 основания, согласно которым по закону досрочно прекращаются полномочия президента Украины:

Сейчас данная статья написана несколько по другому — законом № 879-VII от 13 марта 2014 года внесена правка, согласно которой внеочередные выборы Президента Украины проводятся в связи с принятием соответствующего постановления Верховной Рады Украины. Данная правка не действовала на момент принятия постановления от 22 февраля 2014 года, к тому же она превратила институт президента Украины в в своеобразную марионеточную декорацию политического режима[50].

Основание Описание Комментарий
Отставка
(статья 109)
Вступает в силу с момента провозглашения им лично заявления об отставке на заседании Верховной Рады Украины. Янукович нигде не заявлял что он уходит в отставку, а наоборот отстаивал обратное[51][52]
Невозможность исполнять свои полномочия по состоянию здоровья
(статья 110)
Должна быть установлена ​​на заседании Верховной Рады Украины и подтверждена решением, принятым большинством от ее конституционного состава на основании письменного представления Верховного Суда Украины — по обращению Верховной Рады Украины, и медицинского заключения. Ничего такого и близко не было
Смерть
(статья 108.4)
Полномочия Президента Украины прекращаются досрочно в случае:…4) смерти Несмотря на попытки покушения[53][54] обошлось без этого

По идее акт самоустранения полагалось рассмотреть как преступление, способное стать основанием для объявления импичмента. Конституция Украины закрепляет это право за Верховной Радой (статьи 85.10 и 111) и четко регламентирует процедуру импичмента.

  • Вопрос о смещении — инициируется большинством от конституционного состава Верховной Рады Украины. Для проведения расследования Верховная Рада Украины должна создать специальную временную следственную комиссию, в состав которой включаются специальный прокурор и специальные следователи. Выводы и предложения временной следственной комиссии рассматриваются на заседании Верховной Рады Украины. При наличии оснований Верховная Рада Украины не менее чем 2/3 от ее конституционного состава принимает решение об обвинении Президента Украины.
  • Решение о смещении — принимается принимается Верховной Радой Украины не менее чем 3/4 ее конституционного состава после проверки дела Конституционным Судом Украины и получения его заключения в отношении соблюдения конституционной процедуры расследования и рассмотрения дела об импичменте и получения заключения Верховного Суда Украины о том, что деяния, в которых обвиняется Президент Украины, содержат признаки государственной измены или иного преступления.

Как известно, ничего из этого в отношении Януковича Верховная Рада не приняла и не совершила. Равно как не было заявления об отставке, признания неспособности выполнять обязанности по болезни и даже смерти.

Назначение и. о. президента

23 февраля 2014 года — спикер Верховной Рады А. В. Турчинов подписал постановление № 764-VII, по которому он был назначен и. о. президента Украины.

1. Возложить на Председателя Верховной Рады Украины Турчинова Александра Валентиновича исполнение им обязанностей Президента Украины в соответствии со статьей 112 Конституции Украины.

2. Настоящее Постановление вступает в силу с момента его принятия.

Председатель Верховной Рады Украины

Данное постановление Верховной Рады принято в нарушение упомянутой в нем статьи 112, согласно которой:

Из выше написанного мы знаем, что действия Верховной Рады не соответствовали статьям 108—111 Конституции Украины, что уже делает назначение Турчинова незаконным, как и его действия на посту и. о. главы государства, а также проведение выборов президента 25 мая 2014 года.

А. В. Турчинов в феврале 2014 года не занимал должность ни премьер-министра, ни вице-премьер-министра, ни первого вице-премьер-министра Украины — поэтому аппелирование Верховной Рады при его назначении на должность и. о. президента Украины к 112 статье Конституции выглядит нелепым, потому что ей не соответствует.

Полномочия и. о. президента

1. Уполномочить исполняющего обязанности Президента Украины, Председателя Верховной Рады Украины Турчинова А.В. на подписание законов Украины, принятых с 21 февраля 2014 года, на период до осуществления соответствующих полномочий Президента Украины.

2. Настоящее Постановление вступает в силу с момента его принятия.

Председатель Верховной Рады Украины

м. Киев 25 февраля 2014

Данное постановление также является незаконным, ввиду незаконного смещения Януковича и незаконного назначения Турчинова и. о. президента Украины, о чем было написано выше.

Председателю Верховной Рады Украины Турчинову, исполняющему обязанности Президента Украины, предоставлено полномочие на подписание законов Украины, принятых с 21 февраля 2014 года, что на основании вышеизложенного также не соответствует Конституции Украины. Статья 112 запрещает и. о. президента совершать следующие действия:

  • вносить в ВР представление о назначении Министра обороны,
  • назначать на должность/увольнять, с согласия ВР, Генерального Прокурора,
  • назначать на должности/увольнять, с согласия ВР, половину состава СНБО;
  • назначать на должности/увольнять 1/3 состава Конституционного Суда Украины;
  • совершать помилование.

Внесение изменений в Конституцию

Верховная Рада, как единственный орган законодательной власти на Украине, вправе реализовывать только те полномочия, которые в соответствии с Конституцией Украины отнесены к ее ведению, а также по пункту 4.2 мотивировочной части Решения Конституционного Суда Украины № 9-рп/2004 от 7 апреля 2004 года по делу о Координационном Комитете.

На необходимость соблюдения положений Конституции при внесении в нее изменений указывал ПАСЕ в своих резолюциях:

  • Резолюция ПАСЕ № 1346 (2003)
  • Резолюция ПАСЕ № 1364 (2004)
  • Резолюция ПАСЕ № 1466 (2005)

Смещение судей Конституционного суда

В данном случае Рада превысила свои полномочия, прописанные в Конституции, а именно: у нее нет права давать указания органам прокуратуры. А увольнение судей было совершенно:

  • Без проведения всесторонней объективной проверки обстоятельств, способных свидетельствовать о нарушении присяги судьи Конституционного Суда
  • При отказе судьям в праве дать пояснения или даже высказать свою позицию относительно тех обстоятельств, на основании которых было принято решение об их увольнении.

Все это прямое нарушение Европейской хартии о статусе судьей, а точнее пункта 5.1 раздела Ответсвенность:

На это положение Хартии, а также прочие документы ссылается и Конституционный Суд РФ в своем заявлении от 28 февраля 2014 года[56], согласно которому:

  • Судья не обладает индульгенцией (иммунитетом) относительно возможного привлечения к юридической отвественности, в том числе и досрочного прекращения полномочий.
  • Судья может стать субъектом ответственности лишь:
  • Судебные органы независимы, их независимость гарантируется государством и закрепляется в конституции или законах страны
  • Все государственные и другие учреждения обязаны уважать и соблюдать независимость судебных органов
  • Каждое государство-член ООН обязано предоставлять соответствующие средства, позволяющие судебным органам надлежащим образом выполнять свои функции.
  • Ветви исполнительной или законодательной власти должны обеспечивать независимость судей и непринятие мер, которые могут поставить под угрозу независимость судей
  • Полномочия назначенных судей не могут быть прекращены без веских на то оснований до достижения такими судьями предельного возраста; такие основания (а они должны точно определяться законом) могут применяться в странах, где судьи избираются на определенный срок, или могут быть связаны с неспособностью судьи осуществлять свои функции, совершением уголовно наказуемых деяний или с серьезными нарушениями дисциплинарных правил

Кадровые изменения

Примечательна история с изменением статьи 112 Конституции Украины. Вот ее текст в редации 2013 года:

То есть и. о. президента не имеет права на совершение следующих действий:

  • вносить в ВР представление о назначении Министра обороны,
  • назначать на должность/увольнять, с согласия ВР, Генерального Прокурора,
  • назначать на должности/увольнять, с согласия ВР, половину состава СНБО;
  • назначать на должности/увольнять 1/3 состава Конституционного Суда Украины;
  • совершать помилование

21 февраля 2014 года в статью внесли изменения и заменили Премьер-Министра на Председателя Верховной Рады Украины. Он также не может осуществлять ряд полномочий президента Украины, к списку лишь добавили три новых пункта из статьи 106 Конституции Украины:

Стоит обратить внимание и на следующий момент. В полномочия и. о. президента не входит следующий пункт полномочий президента:

При этом к полномочиям Верховной Рады не относятся назначение (по представлению Президента Украины):

  • Премьер-министра
  • Министра обороны
  • Министра иностранных дел

Ниже — цитаты из статьи 85 Конституции Украины:

Путем ряда назначений и дачи согласия на них были нарушены все эти положения Конституции:

  • О. И. Махницкий — и. о. генерального прокурора (текст указа). Занимал должность до 18 июня 2014 года
  • А. Б. Дещица — и. о. министра иностранных дел (текст указа). Занимал должность до 19 июня 2014 года.
  • И. И. Тенюх — и. о. министра обороны (текст указа). Занимал должность до 25 марта 2014 года

О разделении властей

Выражая суверенную волю Украинского народа, стремясь сохранить территориальную целостность и государственный суверенитет Украины, заботясь о восстановлении гражданского мира и спокойствия в Украине, а также осознавая ответственность за ситуацию в государстве,

руководствуясь Всеобщей декларацией прав человека,

несмотря на многочисленные факты убийств, ранений и увечий людей, иных действий, подпадающих под признаки преступлений против человечности в ходе массовых акций протеста в течение ноября 2013—февраля 2014 года,

признавая необходимость безусловного соблюдения Конституции Украины, неотложных мер по уменьшению напряженности в обществе и недопущения дальнейшей эскалации гражданского конфликта в Украине,

признавая намерения по проведению антитеррористической операции Службой безопасности Украины и Антитеррористическим центром Украины такими, что не отвечают Конституции Украины,

учитывая, что согласно статье 17 Конституции Украины на Вооруженные Силы Украины и другие военные формирования возложена исключительно задачи обороны Украины, защиты ее суверенитета, территориальной целостности и неприкосновенности, а Вооруженные Силы Украины и другие военные формирования не могут быть использованы для ограничения прав и свобод граждан,

принимая во внимание положения пункта 31 части первой статьи 85 Конституции Украины, согласно которому окончательное решение о введении чрезвычайного положения в Украине или в отдельных ее местностях вводится исключительно после принятия Верховной Радой Украины соответствующего Указа Президента Украины, и констатируя наличие признаков фактического введения чрезвычайного положения в Украине из-за отсутствия юридических оснований для его введение,

Верховная Рада Украины постановляет:

1. Категорически осудить все проявления насилия, которые привели к гибели, ранений и увечий людей, их пытки и истязания, относящихся к категории тяжких и особо тяжких преступлений.

2. Кабинета Министров Украины, Службе безопасности Украины, Министерству внутренних дел, Министерству обороны Украины и подчиненным им военным и военизированным формированием немедленно прекратить и не допускать в дальнейшем применения силы. Запретить использование любых видов оружия и специальных средств против участников акций протеста.

3. Запретить проведение антитеррористической операции, решение о проведении которой объявлено Службой безопасности Украины и Антитеррористическим центром Украины 19 февраля 2014 года, на всей территории Украины или в отдельных ее местностях.

4. Запретить высшему военному руководству, командующим соединений и подразделений, должностным лицам, начальствующему и рядовому составу Министерства обороны Украины, Вооруженных Сил Украины, Министерства внутренних дел Украины, Службы безопасности Украины, должностным лицам прокуратуры и других органов государственной власти, органов местного самоуправления Украины, объединением граждан, учреждениям и организациям выполнять мероприятия, предусмотренные планом антитеррористической операции, как такие, что не отвечают Конституции Украины, законам Украины и направленные на незаконное ограничение прав и свобод граждан.

5. С целью реализации пунктов 1-4 настоящего Постановления:

  • 1) Службе безопасности Украины безотлагательно отменить решение о проведении на территории Украины антитеррористической операции, которое объявлено Службой безопасности Украины и Антитеррористическим центром Украины 19 февраля 2014 года;
  • 2) Министерству внутренних дел Украины безотлагательно:
    • прекратить блокирование сотрудниками правоохранительных органов транспортных коммуникаций, улиц, площадей, переулков, бульваров в городе Киеве и других населенных пунктах Украины;
    • принять меры для возврата личного состава, задействованного в охране государственных учреждений, к местам постоянной дислокации;

    6. Кабинета Министров Украины, органам государственной власти предоставить всю необходимую практическую помощь семьям погибших, а также обеспечить необходимое медицинское лечение пострадавших и раненых.

    7. Органам государственной власти и местного самоуправления в течение пяти дней со дня вступления в силу настоящего постановления привести свои решения в соответствие с Конституцией и законами Украины.

    8. Службе безопасности Украины и Генеральной прокуратуре Украины немедленно расследовать все факты призывов, заявлений и деятельности лиц и формирований, которые содержат угрозы территориальной целостности Украинского государства. О результатах и мерах расследования информировать Верховную Раду Украины 11 марта 2014 года.

    9. Генеральной прокуратуре Украины:

    • 1) провести полное расследование фактов гибели, ранений, травм лиц — участников событий в акциях по 30 ноября 2013 года. Дважды в месяц информировать Верховную Раду Украины о ходе таких расследований до полного их завершения;
    • 2) обеспечить немедленное обращение в суд органами досудебного следствия с ходатайствами об освобождении из под стражи всех арестованных участников протестных акций, кроме тех, которые совершили убийство, и закрытия соответствующих уголовных производств.

    10. Верховная Рада Украины принимает на себя ответственность за разрешение гражданского конфликта, призывает народных депутатов Украины к участию в пленарных заседаниях, принятию исчерпывающих решений для приостановления не правового развития событий и урегулирования противостояний мирными средствами.

    11. Это Постановление вступает в силу с момента ее принятия. Председатель Верховной Рады Украины

    м. Киев 20 февраля 2014 года № 740-VII

    Этим постановлением Верховная Рада нарушила Конституцию, взяв на себя функции, которые Конституция закрепляет за исполнительной властью.

    Суд по признанию факта госпереворота

    Данные соцопросов

    Возвращение к власти экс-президента могло бы решить нерешаемый украинский вопрос

    Дмитрий Родионов

    На фото: бывший президент Украины Виктор Янукович

    Бывший украинский лидер Виктор Янукович имеет право вернуть себе президентское кресло, так как был отстранили от власти незаконно, считает экс- депутат Верховной Рады и соратница экс-президента Анна Герман. По ее словам, многие люди в стране начинают задумываться о восстановлении Януковича в должности.

    Герман убеждена, что единственный шанс Януковича добиться правды и справедливости — обратиться в ЕСПЧ, поскольку в украинских судах найти правду не представляется возможным.

    — Идея, безусловно, имеет право на жизнь, особенно с юридической точки зрения, — считает политолог Роман Гнатюк.

    — К слову, она одна из немногих, кто до сих пор не отрекся от своего бывшего шефа и хорошо о нем отзывается. Так что тут она вполне последовательна. Но таких людей на Украине мало, а в элите еще меньше.

    — На это должны отвечать юристы. Не сомневаюсь, при необходимости они смогут найти обоснование и такой позиции. Но, на мой взгляд, даже в юридической плоскости никаких перспектив у Януковича нет: слишком много воды утекло. Тот же Зеленский выбран вполне законно, мало того — более легитимного президента на Украине в принципе никогда не было. Как он распорядился этой легитимностью — вопрос совершенно иной.

    — Для этого должны очень серьезные изменения произойти. И вернуться тогда сможет не только Янукович, но и многие политические эмигранты. Это, конечно, оказало бы влияние на украинскую политику. Но пока ничто об изменениях такого рода не говорит.

    — Его, безусловно, могут попытаться как-то использовать. И какую-то роль он еще может сыграть. Но тут проблема — в России очень плохо умеют такое делать. Так что, с высочайшей степенью вероятности, такая гипотетическая попытка будет неудачной не только из-за самого Януковича.

    — Чего только не бывает на Украине. Бывший грузинский президент, например, губернатором был. Лет десять назад кто бы в такое поверил? Но Януковича вряд ли приняли бы. Помешали бы, в первую очередь, полностью утерянные им уважение и авторитет.

    — Думаю, ему бы удалось получить ненулевой результат, но победить — точно нет. Есть расхожая шутка, что Путина на Украине никто не любит, кто-то потому что он слишком Путин, а кто-то, потому что он недостаточно Путин. Для Януковича это еще более актуально.

    Для половины страны, как это было и в 2004, и в 2010 на президентских выборах, Янукович совершенно неприемлемый кандидат, а вторая половина не простит ему бесхребетности 2013−2014 годов. Он ведь тоже несет ответственность за то, что случилось со страной. Не меньше, чем условный Турчинов.

    — Каждый человек имеет свою точку зрения по различным вопросам и волен рассуждать на политические темы, в том числе выражать своё мнение относительно возвращения Януковича. Однако к политической реальности это отношения не имеет.

    — Уверен, что очень немногие. И дело даже не в том, что противники Януковича за прошедшие восемь лет его так и не полюбили, а сторонники, наоборот, разочаровались в его бесхребетности, в политической импотенции. В качестве кого сможет вернуться Янукович? Какой политической инфраструктурой он располагает? Какими финансовыми ресурсами? Как он планирует (если планирует) противостоять бандам неонацистов? Есть ли у него подготовленные боевые группы? Конечно же нет.

    — Зачем им это делать? Что он может им предложить? У сегодняшнего Януковича нет возможности удовлетворить экономические аппетиты большинства олигархических групп.

    — Теоретически, в тех условиях, которые описали Вы, он мог бы претендовать на власть. Но опять же, в качестве одного из. То есть в этих условиях должна быть перезагрузка, должен пройти референдум по конституционному переустройству страны, Украина должна превратиться в федерацию с двухпалатным парламентом и широкой автономией регионов, с совершенно другими принципами формирования бюджета и силовых структур. Должно произойти кардинальное переустройство страны, и только в таком случае гражданин Федеративной Республики Украина Виктор Янукович смог бы претендовать на власть на общих основаниях.

    Если бы всё то, что вы описали, произошло до 25 мая 2014 года — тогда да. Но сегодня Янукович не имеет тех оснований для возвращения, которые были у него восемь лет назад.

    Сегодня на Украине нет политической силы, способной изменить внешнюю политику государства, отказаться от неолиберальной экономической политики и заняться восстановлением страны. Однако, запрос на такую силу действительно высок.

    Читайте также: