Если нет снилс как сдать отчет сзв м

Обновлено: 04.07.2024

Иностранные граждане, у которых нет СНИЛС, приняты на работу по трудовому договору. С какого времени работник считается застрахованным - с момента оформления трудового договора или с момента регистрации в системе персонального учета и выдаче СНИЛС? В какие сроки работодатель должен направлять в ПФР на таких работников форму АДВ-1? Как подавать на таких работников отчетность по СЗВ-М?

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:

1. Обязанность работодателя по представлению отчетности по индивидуальному (персонифицированному) учету по форме СЗВ-М в отношении застрахованных лиц, состоящих с данной организацией в трудовых отношениях, возникает с момента принятия их на работу.

2. Срок подачи сведений по форме АДВ-1 законодательно не установлен.

3. Порядок подачи сведений по форме СЗВ-М в случае, когда на дату представления таких сведений у работника отсутствует СНИЛС, не регламентирован.

Обоснование вывода:

По вопросу, с какого времени работник считается застрахованным.

Порядок и сроки представления сведений индивидуального (персонифицированного) учета регулируются Федеральным законом от 1 апреля 1996 г. N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" (далее - Закон N 27-ФЗ).

Статьей 15 Закона N 27-ФЗ предусмотрено, что страхователь обязан в установленный срок представлять органам ПФР сведения о застрахованных лицах, определенные данным Федеральным законом, а также получать в органах ПФР страховые свидетельства обязательного пенсионного страхования, а также дубликаты указанных страховых свидетельств и выдавать их под подпись застрахованным лицам, работающим у него по трудовому договору или заключившим договор гражданско-правового характера, на вознаграждение по которому в соответствии с законодательством РФ начисляются страховые взносы.

В соответствии с п. 2.2 ст. 11 Закона N 27-ФЗ страхователь ежемесячно не позднее 15-го числа месяца, следующего за отчетным периодом - месяцем, представляет о каждом работающем у него застрахованном лице (включая лиц, заключивших договоры гражданско-правового характера, предметом которых являются, в частности выполнение работ, оказание услуг) следующие сведения: страховой номер индивидуального лицевого счета; фамилию, имя и отчество; идентификационный номер налогоплательщика (при наличии у страхователя данных об идентификационном номере налогоплательщика застрахованного лица).

Сведения, предусмотренные п. 2.2 ст. 11 Закона N 27-ФЗ, предоставляются по форме СЗВ-М, утвержденной постановлением Правления ПФР от 01.02.2016 N 83п.

При реализации данной нормы под застрахованными лицами на основании ст. 1 Закона N 27-ФЗ понимаются лица, на которых распространяется обязательное пенсионное страхование, включая лиц, занятых на рабочем месте, дающем в соответствии с законодательством РФ право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, за которых уплачиваются страховые взносы в Пенсионный фонд РФ в соответствии с законодательством РФ.

Следует учитывать, что основы государственного регулирования обязательного пенсионного страхования в РФ установлены Федеральным законом от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в РФ" (далее - Закон N 167-ФЗ). Настоящий Закон регулирует правоотношения в системе обязательного пенсионного страхования, а также определяет правовое положение субъектов обязательного пенсионного страхования, основания возникновения и порядок осуществления их прав и обязанностей, ответственность субъектов обязательного пенсионного страхования.

Субъектами обязательного пенсионного страхования на основании ст. 4 Закона N 167-ФЗ являются страхователи (к числу которых в ст. 6 данного Закона, в частности, отнесены лица, производящие выплаты физическим лицам: организации, индивидуальные предприниматели, физлица), страховщик (согласно ст. 5 этого же Закона - Пенсионный фонд РФ и его территориальные органы) и застрахованные лица (указанные в ст. 7 Закона).

Положениями п. 1 ст. 7 Закона N 167-ФЗ к числу застрахованных лиц относятся в том числе постоянно или временно проживающие на территории РФ иностранные граждане, а также иностранные граждане (за исключением высококвалифицированных специалистов в соответствии с Федеральным законом от 25.07.2002 N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации"), временно пребывающие на территории РФ, работающие по трудовому договору или по договору гражданско-правового характера, предметом которого являются выполнение работ и оказание услуг. При этом ст. 2 Закона N 167-ФЗ предусмотрено, что в случаях если международным договором РФ установлены иные правила, чем предусмотренные данным федеральным законом, то применяются правила международного договора РФ.

Отношения по обязательному социальному страхованию возникают: у страхователя (работодателя) по всем видам обязательного социального страхования с момента заключения с работником трудового договора; у страховщика - с момента регистрации страхователя; у застрахованных лиц - по всем видам обязательного социального страхования с момента заключения трудового договора с работодателем, если иное не установлено федеральными законами (п. 1 ст. 9 Федерального закона от 16.07.1999 N 165-ФЗ "Об основах обязательного социального страхования" (далее - Закон N 165-ФЗ), ст. 2 Закона N 167-ФЗ).

Исходя из приведенных норм, можно сделать вывод, что указанные иностранные работники считаются застрахованными лицами с момента заключения с работодателем трудового договора, если международным договором РФ не установлены иные правила.

Поэтому правилами организации индивидуального (персонифицированного) учета, установленными в главе II Закона N 27-ФЗ, предусмотрено, что при заключении трудового договора или договора гражданско-правового характера, на вознаграждение по которому в соответствии с законодательством РФ начисляются страховые взносы, данные категории иностранцев должны предъявлять страховое свидетельство государственного пенсионного страхования (СНИЛС), а если они заключают такой договор впервые, то получают страховое свидетельство обязательного пенсионного страхования, содержащее страховой номер индивидуального лицевого счета, через страхователя (абз. 3 ст. 1, п. 2 ст. 7, п. 3 ст. 9 Закона N 27-ФЗ, ч. 4 ст. 65 ТК РФ).

В свою очередь, в силу п.п. 1-2 ст. 8 Закона N 27-ФЗ страхователь представляет в соответствующий орган ПФР сведения обо всех лицах, работающих у него по трудовому договору, а также заключивших договоры гражданско-правового характера, на вознаграждения по которым в соответствии с законодательством РФ начисляются страховые взносы, за которых он уплачивает страховые взносы. Сведения для индивидуального (персонифицированного) учета представляются в органы ПФР в соответствии с порядком и инструкциями, устанавливаемыми ПФР. Формы и форматы сведений для индивидуального (персонифицированного) учета, порядок заполнения страхователями форм указанных сведений определяются ПФР.

Порядок регистрации и изменения сведений персонифицированного учета.

Пунктами 1 и 2 ст. 9 Закона N 27-ФЗ установлено, что страхователь представляет предусмотренные пп.пп. 1-8 п. 2 ст. 6 Закона N 27-ФЗ сведения (в том числе и СНИЛС) в соответствующий орган ПФР, в частности:

при начальной регистрации застрахованных лиц для индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования;

при приеме на работу граждан или при заключении с гражданами договоров гражданско-правового характера, на вознаграждения по которым в соответствии с законодательством РФ начисляются страховые взносы, не имевших до этого страхового стажа и страхового свидетельства обязательного пенсионного страхования.

Речь идет о представлении следующих сведений: фамилии, имени, отчестве, а также фамилии, которая была у застрахованного лица при рождении; дате рождения; месте рождения; поле; адресе постоянного места жительства; серии и номере паспорта или удостоверения личности, дате выдачи указанных документов, на основании которых в индивидуальный лицевой счет включены вышеназванные сведения, наименовании выдавшего их органа; гражданстве.

Указанные сведения представляются в следующем порядке:

- при начальной регистрации застрахованных лиц для индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования - в сроки, устанавливаемые ПФР (каждое застрахованное лицо, работающее у данного страхователя, в свою очередь предъявляет страхователю документы, подтверждающие сведения о нем, и заполняет соответствующие формы);

- при приеме на работу гражданина или заключении с гражданином договора гражданско-правового характера, на вознаграждение по которому в соответствии с законодательством РФ начисляются страховые взносы, не имевшего до этого страхового стажа и страхового свидетельства обязательного пенсионного страхования, а также при изменении таких сведений, содержащихся в индивидуальном лицевом счете работающего у данного страхователя застрахованного лица, - в сроки, определенные ст. 11 Закона N 27-ФЗ (каждый гражданин, поступающий на работу, равно как и каждое застрахованное лицо, у которого изменились упомянутые сведения в индивидуальном лицевом счете, в свою очередь предъявляют страхователю документы, подтверждающие сведения о них, и заполняют соответствующие формы).

В соответствии с п.п. 5 и 8 Инструкции о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о застрахованных лицах, утвержденной приказом Минтруда России от 21.12.2016 N 766н (вступившей в силу с 19.02.2017, далее - Инструкция) для оформления страхового свидетельства работодатель должен подать в территориальный орган Пенсионного фонда РФ (далее - территориальный орган ПФР) следующие документы: заявление работника о выдаче свидетельства, составленное в произвольной форме (п. 3 ст. 9 Закона N 27-ФЗ); анкету застрахованного лица по форме N АДВ-1, утвержденную постановлением Правления ПФР от 11.01.2017 N 2п "Об утверждении форм документов, используемых для регистрации граждан в системе обязательного пенсионного страхования, и Инструкции по их заполнению".

Отметим, что в п. 5, 10 Закона N 27-ФЗ установлены лишь сроки подачи застрахованным лицом заявления о восстановлении страхового свидетельства в случае его утраты или обмена - в течение месяца со дня утраты или изменения сведений. Порядок подачи заявления и внесения изменений в лицевой счет определен пп.пп. 15-20 Инструкции.

Сроки представления в ПФР сведений персонифицированного учета при начальной регистрации застрахованных лиц (по форме N АДВ-1) не установлены ни Законом N 27-ФЗ, ни Инструкцией.

В п. 12 Инструкции установлен лишь срок принятия решения Территориального органа ПФР об открытии лицевого счета либо об отказе в регистрации застрахованного лица - в течение пяти рабочих дней со дня получения анкеты застрахованного лица, сведений о государственной регистрации рождения либо заявления гражданина о выдаче универсальной электронной карты.

Не установлены эти сроки и постановлениями Правления ПФР, утвердившими формы отчетности индивидуального (персонифицированного) учета и порядок их представления, в том числе:

- постановлением Правления ПФР от 11.01.2017 N 3п "Об утверждении формы "Сведения о страховом стаже застрахованных лиц (СЗВ-СТАЖ)", формы "Сведения по страхователю, передаваемые в ПФР для ведения индивидуального (персонифицированного) учета (ОДВ-1)", формы "Данные о корректировке сведений, учтенных на индивидуальном лицевом счете застрахованного лица (СЗВ-КОРР)", формы "Сведения о заработке (вознаграждении), доходе, сумме выплат и иных вознаграждений, начисленных и уплаченных страховых взносах, о периодах трудовой и иной деятельности, засчитываемых в страховой стаж застрахованного лица (СЗВ-ИСХ)", порядка их заполнения и формата сведений";

- постановлением Правления ПФР от 01.02.2016 N 83п "Об утверждении формы "Сведения о застрахованных лицах".

При этом в ст. 11 Закона N 27-ФЗ конкретные сроки установлены только представления сведений по формам СЗВ-М и СЗВ-СТАЖ, а также ДСВ-3 (утв. постановлением Правления ПФР от 09.06.2016 N 482п). Иные сведения подаются при наступлении определенных условий.

Таким образом, с учетом вышеприведенных норм, в рассматриваемой ситуации обязанность представлять сведения по форме СЗВ-М о вновь принятых иностранных гражданах, являющихся застрахованными лицами, возникает у страхователя-работодателя с момента заключения с работником трудового договора.

О представлении сведений по форме СЗВ-М в случае отсутствия сведений о СНИЛС работника.

Порядок представления отчетности, предусмотренной ст. 11 Закона N 27-ФЗ, в случае отсутствия сведений о СНИЛС работника на момент ее представления вышеприведенными актами не установлен. Официальные разъяснения также отсутствуют.

В то же время ч. 3 ст. 17 Закона N 27-ФЗ установлено, в частности, что за представление страхователем неполных и (или) недостоверных сведений, предусмотренных п. 2.2 ст. 11 Закона N 27-ФЗ, к такому страхователю применяются финансовые санкции в размере 500 рублей в отношении каждого застрахованного лица.

Отсутствие в СЗВ-М данных о страховом номере индивидуального лицевого счета застрахованного лица может быть истолковано проверяющими как предоставление страхователем неполных сведений о застрахованном лице, что может служить основанием для привлечения организации к ответственности, предусмотренной ч. 3 ст. 17 Закона N 27-ФЗ.

Причем отсутствие у страхователя данных СНИЛС застрахованного лица не является основанием для освобождения его от ответственности по ч. 3 ст. 17 Закона N 27-ФЗ (смотрите, например, постановление Десятого ААС от 21.03.2017 N 10АП-1577/17 (постановлением АС Московского округа от 08.06.2017 N Ф05-7409/17 оставлено в силе)).

Вместе с тем статьей 15 Закона N 27-ФЗ предусмотрено право страхователя дополнять и уточнять переданные им сведения о застрахованных лицах по согласованию с соответствующим органом ПФР или налоговым органом.

При этом из п. 39 Инструкции следует, что финансовые санкции к страхователю не применяются в случае, если страхователь при выявлении ошибки в ранее представленных индивидуальных сведениях в отношении застрахованного лица до момента обнаружения ошибки территориальным органом ПФР самостоятельно представит в территориальный орган ПФР уточненные (исправленные) сведения о данном застрахованном лице за отчетный период.

Не применяются санкции также в случае, когда страхователь представляет уточненные (исправленные) индивидуальные сведения в течение пяти рабочих дней со дня получения уведомления об устранении имеющихся расхождений, направляемого страхователю территориальным органом ПФР в соответствии с ч. 5 ст. 17 Закона N 27-ФЗ.

В настоящее время ошибки в части неверного СНИЛС квалифицируются кодом результата 30 (Таблица 7 постановления Правления ПФР от 07.12.2016 N 1077п "Об утверждении формата сведений для ведения индивидуального (персонифицированного) учета (форма СЗВ-М)"). При этом в ранее действовавшем распоряжении Правления ПФР от 31.08.2016 N 432р "Об утверждении формата данных сведений о застрахованных лицах (форма СЗВ-М)" сообщалось, что при наличии в протоколе проверки СЗВ-М ошибок с кодами 30 и 40 формируется положительный протокол со статусом "Документ принят частично" и текстом "Требуется повторное предоставление сведений на застрахованное лицо", СЗВ-М считается частично принятой. При прочтении протокола необходимо обратить внимание, что данные по застрахованным лицам, в отношении которых в протоколе сформированы ошибки с указанными типами, не будут приняты и учтены на индивидуальных лицевых счетах. Страхователю по этим застрахованным лицам необходимо устранить ошибки и представить на них отчетность. В действующем описании формата представления формы СЗВ-М такие пояснения отсутствуют.

При этом порядком заполнения формы СЗВ-М, утвержденной постановлением Правления ПФР от 01.02.2016 N 83п, предусмотрено три типа представляемых сведений, отражаемых в поле "Тип формы (код)":

- "исхд" - исходная форма, впервые подаваемая страхователем о застрахованных лицах за данный отчетный период;

- "доп" - дополняющая форма, подаваемая с целью дополнения ранее принятых ПФР сведений о застрахованных лицах за данный отчетный период;

- "отмн" - отменяющая форма, подаваемая с целью отмены ранее неверно поданных сведений о застрахованных лицах за указанный отчетный период.

На отсутствие оснований для привлечения к ответственности в случае внесения страхователем установленном порядке изменений в ранее представленные сведения указано и в определении ВС РФ от 22.01.2018 N 301-КГ17-20650 (неверно указан период).

А в постановлении АС Уральского округа от 06.02.2018 N Ф09-8453/17 судьи также пришли к выводу, что подача дополняющей формы в отношении лиц, не отраженных в первоначальной форме, при самостоятельной корректировке ошибки освобождает от применения финансовых санкций, предусмотренных абзацем 3 ст. 17 Закона N 27-ФЗ. Аналогичные выводы сделаны в постановлениях Одиннадцатого ААС от 02.11.2017 N 11АП-14259/17, Двадцатого ААС от 18.10.2017 N А54-3773/2017, Семнадцатого ААС от 11.10.2017 N А60-24770/2017.

Вместе с тем ПФР в письме от 28.03.2018 N 19-19/5602 настаивает, что финансовые санкции не применяются лишь в том случае, если корректируются именно ранее представленные сведения на конкретно застрахованное лицо. Представление страхователем дополняющих форм на лиц, в отношении которых за отчетный период ранее сведения не представлялись, является основанием для применения финансовых санкций.

Учитывая изложенное, рекомендуем организации обратиться в ПФР за соответствующими разъяснениями по вопросу порядка подачи сведений в рассматриваемой ситуации.

Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ

аудитор, член РСА, профессиональный бухгалтер Макаренко Елена


Несмотря на кажущуюся простоту этого отчета, с оформлением дополняющей СЗВ-М могут возникнуть сложности. Работодателю важно учесть ряд нюансов — по заполнению разделов бланка, срокам его представления и возможным санкциям от ПФР за опоздание с представлением отчета. Наш материал поможет разобраться в этих нюансах и познакомит с готовыми образцами дополняющей СЗВ-М для разных ситуаций.

Для чего нужна дополняющая СЗВ-М

С помощью дополняющей СЗВ-М работодатель передает в ПФР:

  • сведения, которых нет в исходном отчете (например, по забытому сотруднику);
  • верные данные вместо ошибочных (исправление ошибок в ФИО, ИНН или СНИЛС работника, допущенных в исходном СЗВ-М).

Дополняющая СЗВ-М позволяет формировать полную и достоверную персонифицированную информацию на лицевых счетах застрахованных лиц.

На каком бланке оформить дополняющую СЗВ-М

Отдельного бланка для дополняющей СЗВ-М не предусмотрено. Заполнить такой отчет нужно на том же бланке, что был использован для исходного отчета.


Как заполнить дополняющую СЗВ-М при исправлении ошибок

Для исправления ошибок в исходном отчете, уже переданном в ПФР, недостаточно оформить только дополняющую СЗВ-М. Необходимо сначала отменить ошибочные данные.

Используйте следующий порядок действий, если вы ошиблись в ФИО, ИНН или СНИЛС сотрудника — оформите две СЗВ-М:

Как была исправлена ошибка в СЗВ-М, смотрите в образцах:



Оформляем дополняющую СЗВ-М на забытых сотрудников

Заполнение дополняющей СЗВ-М на забытых сотрудников укладывается в несколько шагов:

Как бухгалтер заполнил дополняющую СЗВ-М за октябрь 2020 года, смотрите в образце:


В какой форме представить дополняющую СЗВ-М

По общему правилу, компании с численностью трудящихся 25 и больше могут сдавать СЗВ-М исключительно в электронном виде (п. 2 ст. 8 Закона № 27-ФЗ). Если численность меньше, выбор остается за работодателем: отчитаться можно на бумаге или через интернет.

Напомним, что за представление СЗВ-М в бумажном виде вместо электронного, штраф составляет 1 000 руб. (п. 2 ст. 8, п. 4 ст. 17 Закона № 27-ФЗ, п. 41 Инструкции от 22.04.2020 № 211н).

Когда сдать дополняющий отчет

Срок представления дополняющей СЗВ-М зависит от того, кто обнаружил ошибку — работодатель или ПФР:


Уведомление ПФР должно содержать сведения об ошибках и (или) несоответствиях представленных индивидуальных сведений имеющимся у ПФР данным (п. 38 Инструкции, утв. Приказом Минтруда № 211н, ч. 5 ст. 17 Закона № 27-ФЗ).

Чтобы не опоздать с представлением дополняющей формы (если ошибки выявил ПФР) и не заработать штраф, важно верно отсчитать срок (п. 38 Инструкции № 211н):

  • уведомление направлено по почте заказным письмом — датой вручения считается шестой день, считая с даты отправления заказного письма;
  • уведомление отправлено в электронном виде по ТКС — датой получения является дата, указанная в подтверждении о получении информационной системы работодателя.

Дополняющая СЗВ-М и коронавирусная субсидия

В период пандемии коронавируса у СЗВ-М появился особый статус. С помощью данных из этого отчета налоговые органы выясняют, имеет ли право работодатель получить из федерального бюджета субсидию.

Компания теряет право на субсидию, если количество ее работников в месяце, за который выплачивается субсидия, составляет не менее 90% количества работников в марте 2020 года или снижено не более чем на 1 человека в марте 2020 года (Правила предоставления в 2020 году из федерального бюджета субсидий, утв. Постановлением Правительства от 24.04.2020 № 576).

Налоговики напомнили, что субъекты малого и среднего предпринимательства, сократившие штат более чем на 10% (на основании анализа отчетности СЗВ-М) или более чем на 1 человека по отношению к количеству работников в марте 2020 года, не могут претендовать на получение субсидии.

Причем представление дополняющей СЗВ-М за март 2020 года после окончания срока по направлению в налоговые органы заявлений на получение субсидии, предусмотренной Постановлением № 576, с целью формального исполнения положений Правил, не является основанием для получения субсидии.

Когда за дополняющую СЗВ-М оштрафуют

Штрафа избежать не удастся, если вы представили дополняющую СЗВ-М по забытым сотрудникам позже законодательно установленного срока. Теперь это прямо предусмотрено ч. 4 п. 40 Инструкции № 211н.

Штраф за представление индивидуальных сведений позже установленного срока предусмотрен в размере 500 руб. в отношении каждого застрахованного лица (ст. 17 Закона № 27-ФЗ).

  • Компания сдала СЗВ-М за ноябрь 14 декабря, а 16 декабря представила дополняющую СЗВ-М с пятью забытыми сотрудниками. Штраф составил 2 500 руб. (5 чел. х 500 руб.) — отчет представлен за пределами установленного законом срока.
  • Компания представила исходный СЗВ-М за ноябрь 14 декабря, а 15.12.2020 отправила в ПФР дополняющую СЗВ-М по двадцати забытым сотрудникам. Штраф ей не выпишут — отчет представлен до завершения отчетной кампании.

Напомним, что СЗВ-М за отчетный месяц следует представить не позднее 15 числа месяца, следующего за отчетным периодом (п. 2.2 ст. 11 Закона о№ 27-ФЗ).

Размер штрафа за дополняющую СЗВ-М в суде можно существенно снизить, если суд примет во внимание смягчающие обстоятельства (Постановления АС ЦО от 12.04.2018 № Ф10-760/2018, АС МО от 13.09.2017 № Ф05-12439/2017). Смягчающими обстоятельствами могут быть признаны незначительное опоздание с отчетом и отсутствие умысла и негативных последствий для бюджета. А также тот факт, что правонарушение совершено впервые и работодатель признал вину.

Подводим итоги

АКЦИЯ ГОДА

Иностранные граждане, у которых нет СНИЛС, приняты на работу по трудовому договору. С какого времени работник считается застрахованным - с момента оформления трудового договора или с момента регистрации в системе персонального учета и выдаче СНИЛС? В какие сроки работодатель должен направлять в ПФР на таких работников форму АДВ-1? Как подавать на таких работников отчетность по СЗВ-М?

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:

1. Обязанность работодателя по представлению отчетности по индивидуальному (персонифицированному) учету по форме СЗВ-М в отношении застрахованных лиц, состоящих с данной организацией в трудовых отношениях, возникает с момента принятия их на работу.

2. Срок подачи сведений по форме АДВ-1 законодательно не установлен.

3. Порядок подачи сведений по форме СЗВ-М в случае, когда на дату представления таких сведений у работника отсутствует СНИЛС, не регламентирован.

Обоснование вывода:

По вопросу, с какого времени работник считается застрахованным.

Порядок и сроки представления сведений индивидуального (персонифицированного) учета регулируются Федеральным законом от 1 апреля 1996 г. N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" (далее - Закон N 27-ФЗ).

Статьей 15 Закона N 27-ФЗ предусмотрено, что страхователь обязан в установленный срок представлять органам ПФР сведения о застрахованных лицах, определенные данным Федеральным законом, а также получать в органах ПФР страховые свидетельства обязательного пенсионного страхования, а также дубликаты указанных страховых свидетельств и выдавать их под подпись застрахованным лицам, работающим у него по трудовому договору или заключившим договор гражданско-правового характера, на вознаграждение по которому в соответствии с законодательством РФ начисляются страховые взносы.

В соответствии с п. 2.2 ст. 11 Закона N 27-ФЗ страхователь ежемесячно не позднее 15-го числа месяца, следующего за отчетным периодом - месяцем, представляет о каждом работающем у него застрахованном лице (включая лиц, заключивших договоры гражданско-правового характера, предметом которых являются, в частности выполнение работ, оказание услуг) следующие сведения: страховой номер индивидуального лицевого счета; фамилию, имя и отчество; идентификационный номер налогоплательщика (при наличии у страхователя данных об идентификационном номере налогоплательщика застрахованного лица).

Сведения, предусмотренные п. 2.2 ст. 11 Закона N 27-ФЗ, предоставляются по форме СЗВ-М, утвержденной постановлением Правления ПФР от 01.02.2016 N 83п.

При реализации данной нормы под застрахованными лицами на основании ст. 1 Закона N 27-ФЗ понимаются лица, на которых распространяется обязательное пенсионное страхование, включая лиц, занятых на рабочем месте, дающем в соответствии с законодательством РФ право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, за которых уплачиваются страховые взносы в Пенсионный фонд РФ в соответствии с законодательством РФ.

Следует учитывать, что основы государственного регулирования обязательного пенсионного страхования в РФ установлены Федеральным законом от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в РФ" (далее - Закон N 167-ФЗ). Настоящий Закон регулирует правоотношения в системе обязательного пенсионного страхования, а также определяет правовое положение субъектов обязательного пенсионного страхования, основания возникновения и порядок осуществления их прав и обязанностей, ответственность субъектов обязательного пенсионного страхования.

Субъектами обязательного пенсионного страхования на основании ст. 4 Закона N 167-ФЗ являются страхователи (к числу которых в ст. 6 данного Закона, в частности, отнесены лица, производящие выплаты физическим лицам: организации, индивидуальные предприниматели, физлица), страховщик (согласно ст. 5 этого же Закона - Пенсионный фонд РФ и его территориальные органы) и застрахованные лица (указанные в ст. 7 Закона).

Положениями п. 1 ст. 7 Закона N 167-ФЗ к числу застрахованных лиц относятся в том числе постоянно или временно проживающие на территории РФ иностранные граждане, а также иностранные граждане (за исключением высококвалифицированных специалистов в соответствии с Федеральным законом от 25.07.2002 N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации"), временно пребывающие на территории РФ, работающие по трудовому договору или по договору гражданско-правового характера, предметом которого являются выполнение работ и оказание услуг. При этом ст. 2 Закона N 167-ФЗ предусмотрено, что в случаях если международным договором РФ установлены иные правила, чем предусмотренные данным федеральным законом, то применяются правила международного договора РФ.

Отношения по обязательному социальному страхованию возникают: у страхователя (работодателя) по всем видам обязательного социального страхования с момента заключения с работником трудового договора; у страховщика - с момента регистрации страхователя; у застрахованных лиц - по всем видам обязательного социального страхования с момента заключения трудового договора с работодателем, если иное не установлено федеральными законами (п. 1 ст. 9 Федерального закона от 16.07.1999 N 165-ФЗ "Об основах обязательного социального страхования" (далее - Закон N 165-ФЗ), ст. 2 Закона N 167-ФЗ).

Исходя из приведенных норм, можно сделать вывод, что указанные иностранные работники считаются застрахованными лицами с момента заключения с работодателем трудового договора, если международным договором РФ не установлены иные правила.

Поэтому правилами организации индивидуального (персонифицированного) учета, установленными в главе II Закона N 27-ФЗ, предусмотрено, что при заключении трудового договора или договора гражданско-правового характера, на вознаграждение по которому в соответствии с законодательством РФ начисляются страховые взносы, данные категории иностранцев должны предъявлять страховое свидетельство государственного пенсионного страхования (СНИЛС), а если они заключают такой договор впервые, то получают страховое свидетельство обязательного пенсионного страхования, содержащее страховой номер индивидуального лицевого счета, через страхователя (абз. 3 ст. 1, п. 2 ст. 7, п. 3 ст. 9 Закона N 27-ФЗ, ч. 4 ст. 65 ТК РФ).

В свою очередь, в силу п.п. 1-2 ст. 8 Закона N 27-ФЗ страхователь представляет в соответствующий орган ПФР сведения обо всех лицах, работающих у него по трудовому договору, а также заключивших договоры гражданско-правового характера, на вознаграждения по которым в соответствии с законодательством РФ начисляются страховые взносы, за которых он уплачивает страховые взносы. Сведения для индивидуального (персонифицированного) учета представляются в органы ПФР в соответствии с порядком и инструкциями, устанавливаемыми ПФР. Формы и форматы сведений для индивидуального (персонифицированного) учета, порядок заполнения страхователями форм указанных сведений определяются ПФР.

Порядок регистрации и изменения сведений персонифицированного учета.

Пунктами 1 и 2 ст. 9 Закона N 27-ФЗ установлено, что страхователь представляет предусмотренные пп.пп. 1-8 п. 2 ст. 6 Закона N 27-ФЗ сведения (в том числе и СНИЛС) в соответствующий орган ПФР, в частности:

при начальной регистрации застрахованных лиц для индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования;

при приеме на работу граждан или при заключении с гражданами договоров гражданско-правового характера, на вознаграждения по которым в соответствии с законодательством РФ начисляются страховые взносы, не имевших до этого страхового стажа и страхового свидетельства обязательного пенсионного страхования.

Речь идет о представлении следующих сведений: фамилии, имени, отчестве, а также фамилии, которая была у застрахованного лица при рождении; дате рождения; месте рождения; поле; адресе постоянного места жительства; серии и номере паспорта или удостоверения личности, дате выдачи указанных документов, на основании которых в индивидуальный лицевой счет включены вышеназванные сведения, наименовании выдавшего их органа; гражданстве.

Указанные сведения представляются в следующем порядке:

- при начальной регистрации застрахованных лиц для индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования - в сроки, устанавливаемые ПФР (каждое застрахованное лицо, работающее у данного страхователя, в свою очередь предъявляет страхователю документы, подтверждающие сведения о нем, и заполняет соответствующие формы);

- при приеме на работу гражданина или заключении с гражданином договора гражданско-правового характера, на вознаграждение по которому в соответствии с законодательством РФ начисляются страховые взносы, не имевшего до этого страхового стажа и страхового свидетельства обязательного пенсионного страхования, а также при изменении таких сведений, содержащихся в индивидуальном лицевом счете работающего у данного страхователя застрахованного лица, - в сроки, определенные ст. 11 Закона N 27-ФЗ (каждый гражданин, поступающий на работу, равно как и каждое застрахованное лицо, у которого изменились упомянутые сведения в индивидуальном лицевом счете, в свою очередь предъявляют страхователю документы, подтверждающие сведения о них, и заполняют соответствующие формы).

В соответствии с п.п. 5 и 8 Инструкции о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о застрахованных лицах, утвержденной приказом Минтруда России от 21.12.2016 N 766н (вступившей в силу с 19.02.2017, далее - Инструкция) для оформления страхового свидетельства работодатель должен подать в территориальный орган Пенсионного фонда РФ (далее - территориальный орган ПФР) следующие документы: заявление работника о выдаче свидетельства, составленное в произвольной форме (п. 3 ст. 9 Закона N 27-ФЗ); анкету застрахованного лица по форме N АДВ-1, утвержденную постановлением Правления ПФР от 11.01.2017 N 2п "Об утверждении форм документов, используемых для регистрации граждан в системе обязательного пенсионного страхования, и Инструкции по их заполнению".

Отметим, что в п. 5, 10 Закона N 27-ФЗ установлены лишь сроки подачи застрахованным лицом заявления о восстановлении страхового свидетельства в случае его утраты или обмена - в течение месяца со дня утраты или изменения сведений. Порядок подачи заявления и внесения изменений в лицевой счет определен пп.пп. 15-20 Инструкции.

Сроки представления в ПФР сведений персонифицированного учета при начальной регистрации застрахованных лиц (по форме N АДВ-1) не установлены ни Законом N 27-ФЗ, ни Инструкцией.

В п. 12 Инструкции установлен лишь срок принятия решения Территориального органа ПФР об открытии лицевого счета либо об отказе в регистрации застрахованного лица - в течение пяти рабочих дней со дня получения анкеты застрахованного лица, сведений о государственной регистрации рождения либо заявления гражданина о выдаче универсальной электронной карты.

Не установлены эти сроки и постановлениями Правления ПФР, утвердившими формы отчетности индивидуального (персонифицированного) учета и порядок их представления, в том числе:

- постановлением Правления ПФР от 11.01.2017 N 3п "Об утверждении формы "Сведения о страховом стаже застрахованных лиц (СЗВ-СТАЖ)", формы "Сведения по страхователю, передаваемые в ПФР для ведения индивидуального (персонифицированного) учета (ОДВ-1)", формы "Данные о корректировке сведений, учтенных на индивидуальном лицевом счете застрахованного лица (СЗВ-КОРР)", формы "Сведения о заработке (вознаграждении), доходе, сумме выплат и иных вознаграждений, начисленных и уплаченных страховых взносах, о периодах трудовой и иной деятельности, засчитываемых в страховой стаж застрахованного лица (СЗВ-ИСХ)", порядка их заполнения и формата сведений";

- постановлением Правления ПФР от 01.02.2016 N 83п "Об утверждении формы "Сведения о застрахованных лицах".

При этом в ст. 11 Закона N 27-ФЗ конкретные сроки установлены только представления сведений по формам СЗВ-М и СЗВ-СТАЖ, а также ДСВ-3 (утв. постановлением Правления ПФР от 09.06.2016 N 482п). Иные сведения подаются при наступлении определенных условий.

Таким образом, с учетом вышеприведенных норм, в рассматриваемой ситуации обязанность представлять сведения по форме СЗВ-М о вновь принятых иностранных гражданах, являющихся застрахованными лицами, возникает у страхователя-работодателя с момента заключения с работником трудового договора.

О представлении сведений по форме СЗВ-М в случае отсутствия сведений о СНИЛС работника.

Порядок представления отчетности, предусмотренной ст. 11 Закона N 27-ФЗ, в случае отсутствия сведений о СНИЛС работника на момент ее представления вышеприведенными актами не установлен. Официальные разъяснения также отсутствуют.

В то же время ч. 3 ст. 17 Закона N 27-ФЗ установлено, в частности, что за представление страхователем неполных и (или) недостоверных сведений, предусмотренных п. 2.2 ст. 11 Закона N 27-ФЗ, к такому страхователю применяются финансовые санкции в размере 500 рублей в отношении каждого застрахованного лица.

Отсутствие в СЗВ-М данных о страховом номере индивидуального лицевого счета застрахованного лица может быть истолковано проверяющими как предоставление страхователем неполных сведений о застрахованном лице, что может служить основанием для привлечения организации к ответственности, предусмотренной ч. 3 ст. 17 Закона N 27-ФЗ.

Причем отсутствие у страхователя данных СНИЛС застрахованного лица не является основанием для освобождения его от ответственности по ч. 3 ст. 17 Закона N 27-ФЗ (смотрите, например, постановление Десятого ААС от 21.03.2017 N 10АП-1577/17 (постановлением АС Московского округа от 08.06.2017 N Ф05-7409/17 оставлено в силе)).

Вместе с тем статьей 15 Закона N 27-ФЗ предусмотрено право страхователя дополнять и уточнять переданные им сведения о застрахованных лицах по согласованию с соответствующим органом ПФР или налоговым органом.

При этом из п. 39 Инструкции следует, что финансовые санкции к страхователю не применяются в случае, если страхователь при выявлении ошибки в ранее представленных индивидуальных сведениях в отношении застрахованного лица до момента обнаружения ошибки территориальным органом ПФР самостоятельно представит в территориальный орган ПФР уточненные (исправленные) сведения о данном застрахованном лице за отчетный период.

Не применяются санкции также в случае, когда страхователь представляет уточненные (исправленные) индивидуальные сведения в течение пяти рабочих дней со дня получения уведомления об устранении имеющихся расхождений, направляемого страхователю территориальным органом ПФР в соответствии с ч. 5 ст. 17 Закона N 27-ФЗ.

В настоящее время ошибки в части неверного СНИЛС квалифицируются кодом результата 30 (Таблица 7 постановления Правления ПФР от 07.12.2016 N 1077п "Об утверждении формата сведений для ведения индивидуального (персонифицированного) учета (форма СЗВ-М)"). При этом в ранее действовавшем распоряжении Правления ПФР от 31.08.2016 N 432р "Об утверждении формата данных сведений о застрахованных лицах (форма СЗВ-М)" сообщалось, что при наличии в протоколе проверки СЗВ-М ошибок с кодами 30 и 40 формируется положительный протокол со статусом "Документ принят частично" и текстом "Требуется повторное предоставление сведений на застрахованное лицо", СЗВ-М считается частично принятой. При прочтении протокола необходимо обратить внимание, что данные по застрахованным лицам, в отношении которых в протоколе сформированы ошибки с указанными типами, не будут приняты и учтены на индивидуальных лицевых счетах. Страхователю по этим застрахованным лицам необходимо устранить ошибки и представить на них отчетность. В действующем описании формата представления формы СЗВ-М такие пояснения отсутствуют.

При этом порядком заполнения формы СЗВ-М, утвержденной постановлением Правления ПФР от 01.02.2016 N 83п, предусмотрено три типа представляемых сведений, отражаемых в поле "Тип формы (код)":

- "исхд" - исходная форма, впервые подаваемая страхователем о застрахованных лицах за данный отчетный период;

- "доп" - дополняющая форма, подаваемая с целью дополнения ранее принятых ПФР сведений о застрахованных лицах за данный отчетный период;

- "отмн" - отменяющая форма, подаваемая с целью отмены ранее неверно поданных сведений о застрахованных лицах за указанный отчетный период.

На отсутствие оснований для привлечения к ответственности в случае внесения страхователем установленном порядке изменений в ранее представленные сведения указано и в определении ВС РФ от 22.01.2018 N 301-КГ17-20650 (неверно указан период).

А в постановлении АС Уральского округа от 06.02.2018 N Ф09-8453/17 судьи также пришли к выводу, что подача дополняющей формы в отношении лиц, не отраженных в первоначальной форме, при самостоятельной корректировке ошибки освобождает от применения финансовых санкций, предусмотренных абзацем 3 ст. 17 Закона N 27-ФЗ. Аналогичные выводы сделаны в постановлениях Одиннадцатого ААС от 02.11.2017 N 11АП-14259/17, Двадцатого ААС от 18.10.2017 N А54-3773/2017, Семнадцатого ААС от 11.10.2017 N А60-24770/2017.

Вместе с тем ПФР в письме от 28.03.2018 N 19-19/5602 настаивает, что финансовые санкции не применяются лишь в том случае, если корректируются именно ранее представленные сведения на конкретно застрахованное лицо. Представление страхователем дополняющих форм на лиц, в отношении которых за отчетный период ранее сведения не представлялись, является основанием для применения финансовых санкций.

Учитывая изложенное, рекомендуем организации обратиться в ПФР за соответствующими разъяснениями по вопросу порядка подачи сведений в рассматриваемой ситуации.

Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ

аудитор, член РСА, профессиональный бухгалтер Макаренко Елена


Несмотря на кажущуюся простоту этого отчета, с оформлением дополняющей СЗВ-М могут возникнуть сложности. Работодателю важно учесть ряд нюансов — по заполнению разделов бланка, срокам его представления и возможным санкциям от ПФР за опоздание с представлением отчета. Наш материал поможет разобраться в этих нюансах и познакомит с готовыми образцами дополняющей СЗВ-М для разных ситуаций.

Для чего нужна дополняющая СЗВ-М

С помощью дополняющей СЗВ-М работодатель передает в ПФР:

  • сведения, которых нет в исходном отчете (например, по забытому сотруднику);
  • верные данные вместо ошибочных (исправление ошибок в ФИО, ИНН или СНИЛС работника, допущенных в исходном СЗВ-М).

Дополняющая СЗВ-М позволяет формировать полную и достоверную персонифицированную информацию на лицевых счетах застрахованных лиц.

На каком бланке оформить дополняющую СЗВ-М

Отдельного бланка для дополняющей СЗВ-М не предусмотрено. Заполнить такой отчет нужно на том же бланке, что был использован для исходного отчета.


Как заполнить дополняющую СЗВ-М при исправлении ошибок

Для исправления ошибок в исходном отчете, уже переданном в ПФР, недостаточно оформить только дополняющую СЗВ-М. Необходимо сначала отменить ошибочные данные.

Используйте следующий порядок действий, если вы ошиблись в ФИО, ИНН или СНИЛС сотрудника — оформите две СЗВ-М:

Как была исправлена ошибка в СЗВ-М, смотрите в образцах:



Оформляем дополняющую СЗВ-М на забытых сотрудников

Заполнение дополняющей СЗВ-М на забытых сотрудников укладывается в несколько шагов:

Как бухгалтер заполнил дополняющую СЗВ-М за октябрь 2020 года, смотрите в образце:


В какой форме представить дополняющую СЗВ-М

По общему правилу, компании с численностью трудящихся 25 и больше могут сдавать СЗВ-М исключительно в электронном виде (п. 2 ст. 8 Закона № 27-ФЗ). Если численность меньше, выбор остается за работодателем: отчитаться можно на бумаге или через интернет.

Напомним, что за представление СЗВ-М в бумажном виде вместо электронного, штраф составляет 1 000 руб. (п. 2 ст. 8, п. 4 ст. 17 Закона № 27-ФЗ, п. 41 Инструкции от 22.04.2020 № 211н).

Когда сдать дополняющий отчет

Срок представления дополняющей СЗВ-М зависит от того, кто обнаружил ошибку — работодатель или ПФР:


Уведомление ПФР должно содержать сведения об ошибках и (или) несоответствиях представленных индивидуальных сведений имеющимся у ПФР данным (п. 38 Инструкции, утв. Приказом Минтруда № 211н, ч. 5 ст. 17 Закона № 27-ФЗ).

Чтобы не опоздать с представлением дополняющей формы (если ошибки выявил ПФР) и не заработать штраф, важно верно отсчитать срок (п. 38 Инструкции № 211н):

  • уведомление направлено по почте заказным письмом — датой вручения считается шестой день, считая с даты отправления заказного письма;
  • уведомление отправлено в электронном виде по ТКС — датой получения является дата, указанная в подтверждении о получении информационной системы работодателя.

Дополняющая СЗВ-М и коронавирусная субсидия

В период пандемии коронавируса у СЗВ-М появился особый статус. С помощью данных из этого отчета налоговые органы выясняют, имеет ли право работодатель получить из федерального бюджета субсидию.

Компания теряет право на субсидию, если количество ее работников в месяце, за который выплачивается субсидия, составляет не менее 90% количества работников в марте 2020 года или снижено не более чем на 1 человека в марте 2020 года (Правила предоставления в 2020 году из федерального бюджета субсидий, утв. Постановлением Правительства от 24.04.2020 № 576).

Налоговики напомнили, что субъекты малого и среднего предпринимательства, сократившие штат более чем на 10% (на основании анализа отчетности СЗВ-М) или более чем на 1 человека по отношению к количеству работников в марте 2020 года, не могут претендовать на получение субсидии.

Причем представление дополняющей СЗВ-М за март 2020 года после окончания срока по направлению в налоговые органы заявлений на получение субсидии, предусмотренной Постановлением № 576, с целью формального исполнения положений Правил, не является основанием для получения субсидии.

Когда за дополняющую СЗВ-М оштрафуют

Штрафа избежать не удастся, если вы представили дополняющую СЗВ-М по забытым сотрудникам позже законодательно установленного срока. Теперь это прямо предусмотрено ч. 4 п. 40 Инструкции № 211н.

Штраф за представление индивидуальных сведений позже установленного срока предусмотрен в размере 500 руб. в отношении каждого застрахованного лица (ст. 17 Закона № 27-ФЗ).

  • Компания сдала СЗВ-М за ноябрь 14 декабря, а 16 декабря представила дополняющую СЗВ-М с пятью забытыми сотрудниками. Штраф составил 2 500 руб. (5 чел. х 500 руб.) — отчет представлен за пределами установленного законом срока.
  • Компания представила исходный СЗВ-М за ноябрь 14 декабря, а 15.12.2020 отправила в ПФР дополняющую СЗВ-М по двадцати забытым сотрудникам. Штраф ей не выпишут — отчет представлен до завершения отчетной кампании.

Напомним, что СЗВ-М за отчетный месяц следует представить не позднее 15 числа месяца, следующего за отчетным периодом (п. 2.2 ст. 11 Закона о№ 27-ФЗ).

Размер штрафа за дополняющую СЗВ-М в суде можно существенно снизить, если суд примет во внимание смягчающие обстоятельства (Постановления АС ЦО от 12.04.2018 № Ф10-760/2018, АС МО от 13.09.2017 № Ф05-12439/2017). Смягчающими обстоятельствами могут быть признаны незначительное опоздание с отчетом и отсутствие умысла и негативных последствий для бюджета. А также тот факт, что правонарушение совершено впервые и работодатель признал вину.

Подводим итоги

АКЦИЯ ГОДА

Читайте также: