За что была осуждена русланова лидия

Обновлено: 02.07.2024

У замка Highclere, расположенного в холмистой местности Нортхемптоншир, долгая история.

Как же это вкусно! Из простых продуктов, отличный результат! Накрываем праздничный стол.

-Музыка

-Рубрики

  • Новый год, Рождество (88)
  • Театр, кино, ТВ (14)
  • Сад, огород (11)
  • Английский язык (0)
  • Архитектура (170)
  • Дворцы и замки (12)
  • Храмы, монастыри (3)
  • Жилые и др. строения (1)
  • Афоризмы, притчи и цитаты (51)
  • Видео (520)
  • Вокруг света (281)
  • Дневники на Ли.ру (17)
  • Оформление (3)
  • Женщины (139)
  • ЖЗЛ (110)
  • Здоровье (236)
  • Болезни: профилактика, лечение (13)
  • Полезные продукты, (10)
  • Фитнес, упражнения (7)
  • Самомассаж, су-джок и т.д. (6)
  • ЗОЖ (3)
  • Лекарственные растения (1)
  • Уход за лицом и телом (1)
  • Известные люди (151)
  • Интересно (214)
  • Астрология (36)
  • Домашняя магия (4)
  • Лунный календарь (3)
  • Хиромантия (1)
  • Камни и минералы (32)
  • Непознанное (26)
  • Нумерология (8)
  • Обычаи, приметы (18)
  • Обычаи, приметы, ритуалы, (29)
  • Фэн-шуй (10)
  • Интересные сайты (8)
  • История (193)
  • Компьютер (3)
  • Край Пензенский (172)
  • Мой город- Пенза (152)
  • Кулинария (171)
  • Выпечка, десерты, (73)
  • Салаты, закуски (42)
  • Вторые блюда (30)
  • Варенье, заготовки на зиму (13)
  • Напитки (3)
  • Первое (3)
  • Выпечка, (2)
  • Легенды и мифы (13)
  • Личное. (249)
  • Будни и праздники (108)
  • Мои рассказики (7)
  • Мои стихи (71)
  • Мои фото (113)
  • Мир моды и жизнь (72)
  • Музеи, выставки (43)
  • Музыка (511)
  • Наш дом (30)
  • Он и Она (27)
  • Политика (101)
  • Праздники (297)
  • Прикладное искусство (96)
  • Вязание, вышивка (53)
  • Авторские куклы (13)
  • Работы мастеров: стекло, камень, дерево и т.д. (7)
  • Народные промыслы (6)
  • Природа (73)
  • Бабочки. птицы и т.д. (3)
  • Животные (2)
  • Животные, птицы, бабочки и т.д. (9)
  • Пейзажи, необычные места (14)
  • Растения (44)
  • Работы друзей (121)
  • Религия (58)
  • РОССИЯ (279)
  • Русские (25)
  • Стихи (545)
  • Страны: история, культура и т.д. (251)
  • Азия (16)
  • Испания (5)
  • Америка (12)
  • Англия (13)
  • Африка (5)
  • Германия (19)
  • Европа (52)
  • Индия (18)
  • Италия (26)
  • Китай (24)
  • Сирия (1)
  • Тайланд (3)
  • Турция (2)
  • Франция (32)
  • Южная Америка (4)
  • Япония (23)
  • Танцы, балет (58)
  • Художники (424)
  • Современные (140)
  • Тематические подборки картин (59)
  • Старые мастера живописи (41)

-Метки

-Поиск по дневнику

-Интересы

-Друзья

-Сообщества

-Статистика

Продолжим рассказ о судьбе великой русской певицы Лидии Андреевны Руслановой.

Лидия Русланова после войны

5634411_i_053 (650x462, 48Kb)

Л.А. Русланова с мужем В.В. Крюковым

Арест и заключение

После прекращения допросов Лидия Русланова стала успокаиваться: новых данных у следователя нет, и её скоро выпустят. Однако дело обстояло иначе. В январе 1949 года вышло распоряжение Главного управления по контролю за репертуаром при Наркомпросе СССР о наложении запрета на песни Руслановой: снять с дальнейшего производства и запретить использовать в открытых концертах, трансляциях и радиопередачах все грампластинки с записями Лидии Руслановой. Но разрешить реализацию имеющегося в наличии количества грампластинок в торговой сети, не допуская рекламной трансляции этих пластинок в магазинах.

4 (700x525, 291Kb)

5634411_2 (561x380, 33Kb)

5634411_2fe_1_ (450x568, 38Kb)

Лидия Русланова давала концерты и в исправительно-трудовом лагере. Во время концертов аплодисменты были запрещены. Высшие чины колонии сидели в первых рядах. Большая столовая была заполнена людьми до отказа. Когда окончилось исполнение первой песни, зал молчал. Затем она спела вторую песню, и проделала это с такой силой, страстью, с отчаяньем, что зал не выдержал. Первым поднял руки полковник Евстигнеев, за ним загремел от восторга весь зал. Несмотря на все трудности, Лидия Русланова старалась не поддаться унынию.

5634411__000_3 (450x578, 37Kb)

Актриса Зоя Алексеевна Федорова

Освобождение

! 0001 (500x448, 270Kb)

5634411__0000_7 (533x403, 16Kb)

Маргарита Владимировна Крюкова - приемная дочь Руслановой. 2010 г.

Тюрьма сильно подкосила здоровье и Владимира Крюкова. Он ходил медленно, с согнутой спиной. Тогда Лидия Русланова решила вернуться на эстраду, дабы заработать на автомобиль для мужа. Лидия Русланова стала артисткой Всесоюзного гастрольно-концертного объединения. Через полтора месяца после возвращения, 6 сентября Лидия Русланова дала свой первый концерт. Зал Чайковского не мог вместить всех желающих, поэтому выступление транслировали по радио на всю страну, а также на площади перед концертным залом, где дежурила конная милиция.

5634411_1b_thumb (531x539, 82Kb)

Началась активная гастрольная жизнь, запись новых пластинок. Первым, что приобрела Лидия Русланова, был автомобиль ЗИМ чёрного цвета для мужа. Квартира была в тот момент почти пустой. Но через некоторое время у них была не только машина, но и дом в Переделкине. Удалось вернуть часть конфискованного имущества, в том числе 103 художественных полотна. Но заниматься вновь коллекционированием Русланова уже не хотела.

Последние годы жизни

В 60-х голос Руслановой снова звучал в радиоэфире, она принимала участие в фестивалях, выступала на концертных площадках страны. Уже будучи пожилой, Лидия Русланова гастролировала по городам Советского Союза практически до конца жизни.

5634411_ruslanovavpenze (600x387, 53Kb)

Лидия Андреевна Русланова на гастролях в Пензе. 1972 г.

В Пензе Лидия Андреевна Русланова выступала с концертами в 1929, 1945 и 1972 годах


В двухсотмиллионном зале

Русланова по телевидению,

И все, что глаза не сказали,

Подглазные тени выдали…

Немолодые плечи и волосы.

В глубоких морщинах — надбровье,

И все же в искусстве нет возраста,

Когда оно голос народа.

То церкви с размаху разламывая,

То их воскрешая старательно,

Россия росла под Русланову,

Под песни с хрипинкой, с царапинкой.

5634411_a_11 (410x480, 24Kb)

В августе 1973 года Русланову пригласили участвовать в эстрадных концертах на больших стадионах. Гастроли проходили в южных городах и заканчивались в Ростове-на-Дону, где полвека назад она дебютировала как профессиональная певица. Лидия Андреевна приняла приглашение, хотя лето в том году выдалось необычайно жарким. Заключительный концерт в Ростове-на-Дону превратился в подлинный триумф певицы. Круг почёта, совершаемый по дорожке стадиона, пришлось повторить несколько раз. Зрители, стоявшие в проходах амфитеатра, поклонники, которые заняли места на холмах поближе к стадиону, восторженно встречали медленно двигавшийся открытый автомобиль, на котором стоя ехала певица, улыбкой приветствуя слушателей.

Кончина.

21 сентября 1973 года Лидия Андреевна Русланова скончалась от сердечного приступа. На сердце Руслановой нашли следы нескольких инфарктов. В последний путь её пришло проводить большое количество людей, в связи с чем у Новодевичьего кладбища в Москве было остановлено движение транспорта.

5634411__000_1a (665x396, 80Kb)

Ушла из жизни удивительная русская женщина - одаренная, красивая, волевая. Осталась бессмертная русская легенда, одна из самых прекрасных в истории отечественного искусства.

Как уже было сказано в первой части статьи, на малой родине певицы в Пензенской области открыт первый в мире музей Лидии Руслановой


И сейчас простой народ помнит и любит песни Лидии Руслановой.

Чрезвычайно популярная в 1930-х и 1940-х певица, представитель-
ница русского народного стиля. Специалистка по "неподшитым вален-
кам", подпольная миллионерша и жена мародёра. Выступала в кресть-
янской одежде. Лично мне её стиль и тембр её голоса не нравятся,
но это ещё не основание для репрессий, да. И пипл хавал её за
милую душу.

На самом деле это была Прасковья Лейкина. Несмотря на фамилию,
русская по отцу, эзря по матери. Из крестьян. Очень бедствовала в
детстве. Даже попрошайничала. Рано осиротела. Лидией Руслановой
якобы стала по милости доброй купчихи, пристраивавшей её в приют
для дворянских детей.

Была редкостной стяжательницей. Перебежчик Владимир Резун (он
же Виктор Суворов, в кн. "Тень Победы"):

"Главное в жизни Лидии Руслановой -- обогащение. Стяжательство
-- её страсть и цель жизни. Воровством, мародёрством, скупкой и
продажей краденого она сколотила баснословное состояние. Сколько
бы она песен ни пела, в Советском Союзе она не смогла бы на все
свои деньги купить даже раму от картины Айвазовского. А она имела
картинную галерею. Поэтому её подпольный бизнес надо считать
основным занятием. Остальное -- прикрытием."

Может, Резун несколько преувеличил.

Четвёртый супруг Руслановой, генерал-лейтенант Владимир Крюков
(1897-1959), был арестован по "трофейному делу". Обвинение --
"грабеж и присвоение трофейного имущества в больших масштабах".
Всего у семейства было конфисковано четыре заграничных автомоби-
ля, двести восемь бриллиантов, изумруды, сапфиры, жемчуг, сто
семь килограммов изделий из серебра, сто тридцать две картины
русских художников Шишкина, Репина, Серова, Сурикова, Васнецова,
Верещагина, Левитана, Врубеля, Маковского, Айвазовского и других,
тридцать пять старинных ковров, старинные гобелены, много анти-
кварных сервизов, меха, скульптуры из бронзы и мрамора, декорати-
вные вазы, семьсот тысяч рублей наличными и др. Часть конфиско-
ванного была, впрочем, после 1953 г. возвращена как "нажитая
непосильным трудом".

Крюкова замели, правда, скорее не за избыточное мародёрство, а
за то, что он входил в круг доверенных людей маршала Жукова, ко-
торый стал слишком много на себя брать и потому насторожил Стали-
на. При Хрущёве хапучая супружеская чета была реабилитирована --
на волне исправления перегибов, допущенных при кровавом тиране,
-- хотя как раз в данном случае сидеть было за что.

Русланова вооружила за свой счёт 4 батареи "катюш", но, скажем
так, Руслановой хоть было что защищать в СССР (см. список конфис-
кованного). Вдобавок супруг потом "отбил бабки" в Германии, когда
занимался мародёрством.

Заметим, что накопления Руслановой не были в СССР чем-то исклю-
чительным, а являли собой обычное для сталинской и послесталинс-
кой верхушки дело. В стране кто-то помирал от голода, терял здо-
ровье на "комсомольских стройках" и в лагерях, а кто-то грёб
серебро лопатой. "Кому -- бублик, кому -- дырка от бублика."

Кстати, всякие "бывшие" и раскулаченные тоже ведь могли утверж-
дать, что у них -- трудовые накопления (или честно полученные в
наследство трудовые сбережения предков).

Приобретённое законно -- это не обязательно приобретённое чест-
но. Честный человек, наверное, вообще не может быть богатым.
А ещё ж хороший вопрос -- ЗАЧЕМ этой Руслановой было столько
всего? Чтобы над золотом чахнуть? (Ладно, над 107 кг серебра и
четырьмя автомобилями.)

Из-за таких вот человечков, как эта Русланова, СССР восприни-
малется как проект частью лживый (развод лохов), частью неудач-
ный. Стоило ли брать Зимний, Перекоп и т. п., чтобы вместо одних
богачей посадить себе на шею других?

Вообще, что принесла Октябрьская революция 1917 г.? Одну деге-
нератскую обожручую "верхушку" сменила другая дегенератская обо-
жручая верхушка, правда, вначале разбавленная идеалистами-бес-
сребниками, которые впоследствии были частью оттеснены, частью
уничтожены. Про дегенерацию см. у Григория Климова. "Завоевания
трудящихся" держались в СССР по инерции, заданной идеалистами, и
как оправдание власти (= как вынужденнно используемый инструмент
удержания наверху). Как работала инерция советской социальной
системы: деятели верхушки были вынуждены корчить из себя друг
перед другом "верных ленинцев". Кто слишком отклонялся от "заве-
тов Ильича", тот давал соперникам повод себя "съесть". Иначе го-
воря, консервация и даже некоторое развитие "достижений социализ-
ма" обеспечивались личной конкуренцией в слое аппаратчиков, а
отнюдь не верностью аппаратчиков "идее социализма". Обхохоч, ко-
нечно, но советский социализм держался таки на конкуренции, да.

Людмила Зыкина (1929-2009) была вторым изданием Руслановой:
тоже народные и примыкающие к ним песни, тоже четыре супруга и
отсутствие детей, тоже любовь к брильянтам и прочей мишуре. Плюс
упокой на Новодевичьем, конечно. Правда, мародёров в семье на
этот раз не оказалось, поэтому накопления получились чуть помень-
ше и обошлось без посадки: издание ведь сварганилось несколько
ИСПРАВЛЕННОЕ и дополненное.

Ответьте конкретно: совместимы ли богатство и честность? Разве
не должен честный человек всё пришедшее к нему лишнее (сверх нуж-
ного для удовлетворения разумных потребностей) тратить до копейки
на добрые дела? Ну как можно зажиливать хотя бы копеечку, когда
где-то невинные страдают от голода и холода? Эксперт по вопросам
морали Иисус Христос считал, нельзя. Он говорил: скорее верблюд
пролезет сквозь игольное ушко, чем богач окажется в Царстве Небе-
сном. Так что Русланова горит в аду. Если вы с этим не согласны,
значит, вы ставите себя выше Иисуса Христа, и это уже интересно.
Может, просто скажите, что честность -- это, по-вашему, мелкий
необязательный nice to have, не особо свойственный ни этой Русла-
новой, ни вам лично, и что если вас кто-то -- такой же не особо
честный -- прихлопнет ради денег или чего-то ещё, это будет в
вашем случае "за что боролись, на то и напоролись". Типа поделом:
нфиг было публично оправдывать богатство и нечестность -- прово-
цировать человечков на уголовщину. Им, может, тоже захотелось
стать богатыми, а что не в рамках закона, так это несущественная
деталь (победителей не судят, закон можно переделать и т. д.). И
они тоже могут считать, что они своё богатство ЗАСЛУЖИЛИ. И их
подельники могут так считать. А ещё те, кого инстинкт поклонения
и подчинения тянет пресмыкаться перед богачами независимо от про-
исхождения оных. В общем, много кто. "Распни его! Распни!" по по-
воду Иисуса кричала целая толпа.

Вообще, многие защитники "кумиров миллионов" от мизантропских
насмешек, принимают за шевеление в себе чувства справедливости
всего лишь голосишко инстинкта поклонения и подчинения, выдающий
в них прирождённых (= генетических) рабов и лакеев, у которых
недобор по части лизоблюдства и подтявкивания.

Из обсуждения:
"Русланова прошла три фронта со своими песнями для солдат! И
она заслужено заработала свое богатство, которое так вам застлало
очи."

Она не вписалась в концепцию социалистического государства, о
чём и есть моя статья. В социалистическом государстве быть бога-
тым и одновременно "социалистичным" нельзя. Кто тем не менее был
богатым, тот отклонялся от декларированной нормы, подрывал социа-
листический проект. Если считать иначе, то пришлось бы выяснять,
кто из представителей свергнутых классов "заслуженно заработал"
своё экспроприированное после 1917 г. богатство, а кто -- нет.
Моё мнение: богатство аморально, во-первых, потому что обусловле-
но чьей-то бедностью, во-вторых, потому что психически нормально-
му человеку много не надо (а психичски ненормальных не следует
допускать в публичные деятели), в-третьих, потому что сверхпотре-
бление, сопутствующее богатству, ведёт к разрушению биосферы и
соответственно глобальной катастрофе природопользования.

Разумеется, чрезмерное богатство несовместимо с интеллектом. Однако "развлекальщицы" вовсе не относятся к верхушке. Это богема. Умение дрыгать ногами (балерунчики) или издавать какие-то звуки с помощью голосовых связок (певуны) не является интеллектуальной деятельностью и не требует мозгов. Поэтому у Ваших персонажей в процессе их жизнедеятельности преобладали исключительно инстинкты. Удовлетворять свои потребности и побольше добра натаскать в гнездо. Что с них требовать? Для восприятия идеологии гуманизма всё-таки нужны мозги, а там только хорошие ноги (балерины всех времён и народов) и лужёные глотки (певуны и певуньи). Да к тому же, трудное детство, недостаток витаминов и отсутствие воспитания и образования. но эти-то, развлекальщицы, всё-таки трудятся и зарабатывают своим трудом хоть что-то. А сейчас полно таких, которые и не трудились никогда.Хотя и образованные в дореволюционные и постреволюционные времена страдали тем же недугом стяжательства. Посмотрите список Форбс - там одни алчные животные. Иногда, правда, для самоудовлетворения (или в мечтах о загробном рае, чтобы их похвалили) занимающиеся благотворительностью.
В какой-то статье Вы Троцкого поносите, а ведь он писал об обуржуазивании номенклатуры и их предательстве дела социализма.

У "развлекальщиков" - свой сегмент в верхушке. Они - ключевые работники пропагандонской сферы (эквивалентны директорам департаментов в министерствах или что-то в этом роде). Представитель других сегментов верхушки охотно с ними кучкуются и скрещиваются потому как это - равные.

Про Троцкого. В оппозиции все - лапочки.

Я не отрицаю, что верхушка их использует как из-за отсутствия публичных домов для элиты, так и в качестве рупора, всенародно любимого. Но эта "работа" на развитие интеллекта "рупоров" не отражается, а даже наоборот, способствует превалированию инстинктов над разумом и растлению. Отплясывая "Лебединое озеро" или распевая про валенки, они не несут идеологии в массы. А посему, какой с них спрос? Они даже не члены КПСС, чтобы с них спрашивать. Только когда уголовка очевидна, их и содют.

"Развлекальщики" не так уж редко пересаживаются в кресла министров, а то даже президентов (сами припомните?).

"Отплясывая "Лебединое озеро" или распевая про валенки, они не несут идеологии в массы." - как раз, наоборот, несут. Косвенно, через подсознание. Массы книжек всё равно не читают.

Так это сейчас в тренде, а Вы писали про Зыкину и Русланову. У меня что-то не то с подсознанием - Зыкину переношу нормально, а вот когда завизжит Русланова. сознание отключается с подсознанием за компанию.

Портал Проза.ру предоставляет авторам возможность свободной публикации своих литературных произведений в сети Интернет на основании пользовательского договора. Все авторские права на произведения принадлежат авторам и охраняются законом. Перепечатка произведений возможна только с согласия его автора, к которому вы можете обратиться на его авторской странице. Ответственность за тексты произведений авторы несут самостоятельно на основании правил публикации и законодательства Российской Федерации. Данные пользователей обрабатываются на основании Политики обработки персональных данных. Вы также можете посмотреть более подробную информацию о портале и связаться с администрацией.

© Все права принадлежат авторам, 2000-2022. Портал работает под эгидой Российского союза писателей. 18+


27 октября 1900 года родилась Лидия Русланова, которая в сталинскую эпоху была самой популярной певицей в стране, всюду собирая аншлаги. Она была знаменита на весь Советский Союз, вышла замуж за генерала, дружила с самим Жуковым, являлась обладательницей шикарной коллекции картин и драгоценностей. Но всё это закончилось в один миг. В 1949 году её арестовали и отправили сначала в исправительный лагерь, а затем и в знаменитый Владимирский централ, где держали самых опасных политических заключённых. Лайф вспоминает историю взлётов и падений легендарной певицы.

Сирота

Лидия Русланова родилась в 1900 году в Саратовской губернии. При рождении она носила имя Прасковья Лейкина-Горшенина. Имя Лидия Русланова она получила уже при зачислении в детский приют.

Сиротой она оказалась во многом из-за сложных отношений с дедом, который был главой семьи. Дед был человеком суровым, крутого нрава, из староверов. В своё время он женился на вдове, у которой уже было двое сыновей. Один из этих сыновей и стал отцом будущей певицы. В 1904 году одного из братьев призвали в армию, как раз тогда начиналась русско-японская война. Однако дед настоял, чтобы служил другой брат — отец Руслановой. В те времена призыв осуществлялся по жребию, при этом один родственник имел право подменить другого.

Вскоре отец пропал без вести на фронте, а мать умерла. Пятилетняя Русланова осталась в семье деда, однако там её недолюбливали, поскольку она приходилась деду неродной внучкой. В итоге после инцидента с подпалённой крышей дед выдвинул ультиматум, потребовав, чтобы детей пасынка не было в доме.

Коллаж © L!FE. Фото: © wikipedia.org

Детей забрала бабушка по материнской линии, с которой они начали просить подаяние на улицах. Так и начались первые концерты будущей певицы. Это продолжалось несколько месяцев, после чего умерла и бабушка. Но после этого детям повезло. Их заметила сердобольная вдова не то чиновника, не то офицера, которая похлопотала об их приёме в приюты. Причём будущая певица попала в очень хороший приют, где был церковный хор, с которым занимался профессиональный регент. В приют она поступила под именем Лидии Руслановой, которое стало её новым именем. Впрочем, по другой версии, певица взяла новое имя уже после революции и неудачного брака с офицером.

Очень скоро юная певица стала звездой хора, на выступления которого приезжали послушать её пение многие жители Саратова. Звали её Сирота, хотя сиротой она не была. Её пропавший без вести отец оказался тяжело раненным. Однако после демобилизации он не стал возвращаться к своим трём детям и женился на другой женщине.

После того как она достигла возраста, когда уже не могла оставаться в приюте, ей помог Михаил Медведев. В более молодые годы он был оперной звездой, выступая в Мариинском и Большом театрах, а также выезжая на заграничные гастроли. Закончив карьеру певца, он стал преподавателем и как раз в то время работал в Саратовской консерватории.

Медведев, разумеется, знал о юной звезде церковного хора, и его стараниями она была зачислена в местную консерваторию. Он мечтал сделать из неё оперную диву. Однако Русланова, по собственным словам, сама поняла, что академическая сцена — это не её. И поёт она не по строгим правилам этого искусства. Консерваторию она оставила, став сестрой милосердия в санитарном поезде.

Там, в последние месяцы существования старой дореволюционной России, она вышла замуж за офицера. Тогда это был выгодный брак. Никто ещё не знал, что через несколько месяцев погоны, которыми было принято гордиться, превратятся в чёрную метку, а их обладателей начнут убивать на улицах.

Достаточно скоро пара рассталась. После революции супруг уехал на Дон к белым. У них родился сын, который умер вскоре после рождения.

Восхождение

В 1918 году началась Гражданская война. Достаточно быстро конфликт перешёл от небольших стычек добровольцев к полномасштабным боевым действиям с фронтами, штабами, принудительными мобилизациями и прочими атрибутами настоящей войны. А солдатам надо было не только воевать, но и отдыхать.

Начались гастроли Руслановой по красным частям. Тогда окончательно сложился её сценический образ простой крестьянской девушки в лаптях (которые долго были неизменной частью её сценического костюма). На гастролях она познакомилась с бывшим артистом, а ныне чекистом Наумом Науминым. Вскоре его перевели в Москву и она уехала вместе с ним.

Тогда и начала создаваться её коллекция, которой могли позавидовать и некоторые музеи мира. Революция породила целый класс "лишенцев", или "бывших", как их ещё называли. Эти люди в силу принадлежности к определённым профессиям или сословиям фактически были вычеркнуты из общества. Им не выдавались продуктовые карточки, их не принимали на нормальную работу по специальности, и они вынуждены были распродавать своё имущество, дабы не умереть от голода. За бесценок продавались редчайшие коллекционные издания и антикварные вещи. Позднее Русланова хвасталась, что ей удалось купить даже издание "Современника" с подписью самого Пушкина.

Впрочем, в Москве её признали далеко не сразу, и ей пришлось вернуться к гастролям по провинциальным городам, где её крестьянский сценический образ принимали с восторгом. Помогало её популярности и радио. Как раз в 20-е годы было налажено активное радиовещание, а её песни часто крутили, что быстро сделало её узнаваемой.

Попытки сменить сценический образ провалились. "Классово чуждые" образы тогда не требовались, и певица до конца своей карьеры выступала в образе простой, жизнерадостной и залихватской крестьянки, хотя уже давным-давно ею не была. Её достатку могли бы позавидовать и некоторые аристократы дореволюционной эпохи.

По мере роста её популярности росли и гонорары. В конце 20-х она весьма предусмотрительно развелась с мужем-чекистом, словно почувствовав, что грядут непростые времена. И действительно, Наумина, как и других старых чекистов, расстреляли в годы Большого террора.

А Русланова вышла замуж за Михаила Гаркави. Этот харизматичный увалень писал фельетоны, выступал с юмористическими куплетами, танцевал, играл в театре, но более всего был знаменит как конферансье. Гаркави знал всех и каждого в богемной тусовке и ввёл в неё и Русланову, уже весьма популярную в то время.

Помимо того что он был богемным тусовщиком, Гаркави слыл ещё и страстным коллекционером. Русланова собирала только редкие книги, но под влиянием нового мужа увлеклась ещё и коллекционированием живописи, а также антиквариата и драгоценностей. Разобраться в живописи ей помогал знаменитый художник Игорь Грабарь, с которым она подружилась.

Грабарь был совершенно невероятной фигурой для сталинской эпохи. Он родился в Австро-Венгрии в семье галицкого русофила. Его крёстным был дядя художника Кустодиева. Учился живописи у Репина, неоднократно участвовал в выставках художников из общества "Мир искусства", лично знал всех знаменитых дореволюционных художников, был попечителем Третьяковской галереи и близким другом жены Троцкого.

После начала войны брак Руслановой с Гаркави распался. Певица практически безвылазно находилась в действующей армии, гастролируя в составе фронтовых бригад артистов. Разумеется, ей оказывали знаки внимания видные мужчины в высоких званиях. Одним из таких мужчин был генерал-майор Владимир Крюков — близкий друг и соратник самого Жукова. Он был всего на три года старше певицы, но уже успел овдоветь. В 1942 году они поженились. Именно этот брак вознес её на вершину. Но он также стал и причиной её злоключений.

Трофейное дело

Семьи Жукова и Крюкова были близки. Ходили друг к другу в гости, подружились и жены военачальников. По инициативе Жукова Русланова получила боевую награду — орден Отечественной войны I степени. Популярная легенда гласит, что певица получила его в мае 1945 года — прямо после концерта на развалинах Рейхстага. Будто бы даже Жуков снял с себя орден и вручил Руслановой. Но это байка, не имеющая отношения к действительности. На самом деле певица получила орден в конце августа 1945 года с формулировкой: "За успешное выполнение заданий командования на фронте борьбы с немецко-фашистскими захватчиками и проявленные при этом доблесть и мужество, за активную личную помощь в деле вооружения Красной армии новейшими техническими средствами". В своё время певица сделала крупный взнос в фонд обороны, именно об этой помощи техническими средствами и шла речь в приказе Жукова.

Стоит отметить, что это была боевая награда, поэтому существовали чёткие критерии, по которым этим орденом награждали. Лётчиков-истребителей, например, могли представить к награде после 60-го боевого вылета. Или после уничтожения трёх самолётов противника. Танкистам орден давали минимум за четыре уничтоженных танка. Словом, надо было совершить если и не подвиг, то что-то очень значительное на поле боя. Так что награждение певицы боевой наградой было несколько сомнительно. Да она и сама на допросе признавала, что прекрасно понимает, что, если бы не дружба с маршалом, этой награды она бы не получила.

После войны армия усилила свои позиции. Крупные военачальники, разумеется, считали себя полноправными победителями в самом жестоком конфликте в истории человечества. Ни о каком военном перевороте речь не шла, но в сталинском СССР любую потенциальную угрозу власти обезвреживали на дальних подступах. А зачастую ещё до её зарождения. Первым сигналом генералам и маршалам стало назначение на пост министра обороны не кого-то из военачальников, а демонстративно гражданского Булганина, который сразу же получил маршальское звание.

Стоит отметить, что некоторые военачальники подставились под удар сами, крайне неосторожно увлекшись трофеями. В их числе был и маршал Жуков. В 1946 году его вызвали на заседание Высшего военного совета и в присутствии всех маршалов как следует пропесочили. Приказом министра обороны он был освобождён от должности главкома Сухопутных войск и отправлен руководить Одесским военным округом. В приказе Булганина говорилось: "Маршал Жуков, утеряв всякую скромность и будучи увлечён чувством личной амбиции, считал, что его заслуги недостаточно оценены, приписывая при этом себе в разговорах с подчинёнными разработку и проведение всех основных операций Великой Отечественной войны, включая и те операции, к которым он не имел никакого отношения.

Более того, маршал Жуков, будучи сам озлоблен, пытался группировать вокруг себя недовольных, провалившихся и отстранённых от работы начальников и брал их под свою защиту, противопоставляя себя тем самым правительству и Верховному Главнокомандованию".

Было понятно, что Жуков будет обижен, и очень сильно. Так что второй удар был нанесён по его соратникам и близким людям из генералитета. Сам Жуков был крупной фигурой. Маршалом Победы его тогда никто не называл, тем не менее с ним необходимо было считаться и нельзя было вот так просто взять и репрессировать его. А вот генералов рангом пониже — из его окружения — вполне можно. Скоро начались аресты связанных с ним военачальников.

В 1947 году Русланову лишили ордена, которым её наградил Жуков, объявив награждение незаконным. Но настоящие неприятности начались в 1948 году, когда был арестован муж певицы, тогда уже генерал-лейтенант и Герой Советского Союза Крюков. На двух семейных дачах было обнаружено немало трофеев. Крюков умудрился привезти из Германии целый железнодорожный вагон ценных вещей. У Крюкова нашли четыре немецких автомобиля, десятки роскошных ковров, гобеленов, антикварных вещей, статуй, сервизов, полторы сотни картин, среди которых были подлинники Сурикова, Шишкина, Кустодиева, Репина, Айвазовского, Врубеля, Левитана, Крамского и других знаменитых художников. Огромное количество дорогих тканей, мехов, дорогой мебели и т.д.

Русланова как отдельная единица особого интереса для следствия не представляла, её задело скорее по касательной из-за мужа, которого, в свою очередь, зацепило из-за близости к опальному Жукову. Русланову вызвали на допрос. Она пояснила, что большую часть ценностей привёз из Германии муж. Как она считала, это были подарки сослуживцев. Что касается картин и всяческого антиквариата, то их приобретала она на свои личные деньги.

Крюков был арестован, а Русланову отпустили. Но вскоре и она оказалась под арестом — после обыска в квартире её горничной. Верная прислуга хранила у себя в квартире такое количество ценностей, какое сделало бы честь любому аристократу. В тайнике были обнаружены целые россыпи драгоценных камней: изумруды, сапфиры, рубины, жемчуг, золотые и серебряные украшения. Одних только бриллиантов насчитали более 200 штук. Кроме того, было обнаружено около 700 тысяч рублей наличными. Для сравнения, средняя месячная зарплата рабочего в 1948 году составляла не более 600 рублей.

Вместе с Руслановой арестовали и её аккомпаниаторов, которые подтвердили, что певица неоднократно позволяла себе антисоветские измышления. Впрочем, Русланова ответила им тем же, дав показания, что и они неаккуратно высказывались о политике партии.

В обвинительном заключении говорилось: "Крюкова-Русланова в силу своего враждебного отношения к ВКП(б) и советскому правительству распространяла среди артистов клевету о советской действительности и с антисоветских позиций осуждала мероприятия партии и правительства, проводимые в стране".

Певица получила 10 лет лагерей с конфискацией имущества. Судили её не обычным судом, а Особым совещанием при МГБ. Генерал Крюков следствие интересовал значительно сильнее, допрашивали его долго и с пристрастием. В конце концов он дал все нужные показания, в том числе и на Жукова (хотя хода им не дали), но только в 1951 году, после трёх лет под арестом, он был осуждён на 25 лет лагерей с лишением всех наград и званий.

Русланову отправили в Озерлаг в Иркутской области. Пианистка Барышникова, одна из заключённых, работавшая в лагерной культбригаде, вспоминала о появлении знаменитой певицы: "Однажды глубокой зимой к нам в женский барак пришёл Скрыгин (начальник культурно-воспитательного отдела лагеря) и сказал: "К вам придёт ещё одна артистка, и я прошу вас встретить её должным образом, особенно не приставать с расспросами, но постарайтесь окружить этого человека вниманием, потому что человек того стоит". Мы были страшно заинтригованы, но меньше всего мы ожидали, что через некоторое время к нам в барак в обезьяньей шубе с чёрно-бурыми манжетами, в сапогах тончайшего шевро, поверх которых были натянуты простые деревенские белые шерстяные чулки, в огромной пуховой белой шали войдёт Лидия Андреевна Русланова. Когда она вошла, мы обомлели. Она вошла, села за стол, оперлась головой о руку и сказала: "Боже мой, как стыдно. Перед народом стыдно".

В лагере Русланова участвовала в работе культбригады, выступала с концертами как перед заключёнными, так и перед начальством. Однако пребывание её там было недолгим. Через три месяца ей заменили лагерный срок тюремным заключением. Вплоть до самого освобождения она находилась в знаменитом ныне Владимирском централе, где отбывали наказание самые опасные политические заключённые.

На свободе

Коллаж © L!FE. Фото: © wikipedia.org

В марте 1953 года умер Сталин — и сразу же подули ветры перемен. Началась подготовка к амнистии, и Крюков написал письмо в ЦК и самому Жукову с просьбой ходатайствовать о пересмотре его дела и дела жены. Но советские вожди тогда были заняты подготовкой свержения Берии. В нём как раз играл большую роль маршал Жуков, после ареста Берии вернувший свои позиции и ставший первым заместителем министра обороны и членом ЦК.

Сразу же после этого Крюков и Русланова были освобождены. В заключении певица провела четыре года. Их уголовные дела были отменены, а сами они реабилитированы. Крюкову вернули награды и звание. А вот с ценностями Руслановой вышла заминка. Часть картин ей удалось вернуть, а вот почти все драгоценности пропали. Взамен несправедливо конфискованных ценностей ей предлагали компенсацию в размере ста тысяч рублей. Но сама певица оценивала свои пропавшие ценности в два миллиона рублей. В этом вопросе стороны так и не пришли к согласию.

Русланова также добилась освобождения своих аккомпаниаторов. Вскоре она возвратилась на сцену. К ней вернулась популярность, но всё же годы её расцвета остались позади. Серьёзным ударом для неё стала смерть мужа, который скончался через шесть лет после освобождения. В заключении он подорвал здоровье, и даже несмотря на то, что Жуков стал министром обороны, Крюков уже не занимал значимых постов.

Русланова после перерыва, связанного со смертью супруга, вновь возобновила концертную деятельность и не прерывала её до самой смерти. Певица так никогда и не вступила в партию и, соответственно, не получила звания народной артистки СССР (была только заслуженной артисткой РСФСР, что ниже народного артиста по рангу). В 60-е годы появились новые музыкальные стили, стала популярной другая музыка. Конечно, Русланова уже не могла конкурировать с новыми веяниями. Тем не менее концерты живого классика народной песни по-прежнему проходили с успехом.

Последний концерт она дала за несколько недель до смерти. Самая популярная певица сталинской эпохи немного не дожила до своего 73-го дня рождения и умерла в сентябре 1973 года.

Лидия Русланова. 1963 г.

Она родилась еще в царской России, в Саратовской губернии. Правда, девочку родители тогда назвали Прасковьей. А фамилия у нее была Лейкина-Горшенина. Девочку все в деревне прозвали, не церемонясь, Панькой. Мать Паньки рано умерла, а отец пропал без вести во время русско-японской войны. Маленькая девочка осталась без родителей, в семье неродного деда-старовера — он женился на ее бабке, когда у той уже было двое сыновей.

Дед не считал внучку родной, поэтому не сильно-то ее привечал. Как-то в доме кто-то поджег крышу. Дед сразу подумал на неродных внуков. И потребовал сдать их в приют.

Но маленькую Паньку забрала к себе другая бабушка. Панька вместе с ней ходила по деревням, пела, плясала, просила подаяния, тем и зарабатывала на хлеб. Однажды ее приметила вдова какого-то важного чиновника и определила девочку в местный приют. В приюте Паньку решили переименовать поблагозвучнее и записали Лидией Руслановой. Так будущая певица получила свое новое имя.

Четыре попытки

Но Лида и без отца не бедствовала. Благодаря протекции бывшего оперного певца и преподавателя Саратовской консерватории она была зачислена на обучение и стала учить азы оперного искусства. Но ничего хорошего из этого не вышло. Очень быстро Лидия поняла, что в оперное искусство ее совсем не тянет, она ушла из консерватории и записалась в санитарный поезд сестрой милосердия.

В это время Лидия пыталась создать семью, вышла замуж за белого офицера, родила сына. Но мальчик долго не прожил, а брак распался, когда муж после революции отправился за Дон к белым.

Факт замужества после 1918 года Лидия старалась не афишировать. Она уже активно ездила по фронту с концертами русских народных песен и обрела репутацию простой девушки из народа. В это время к ней пришла новая любовь — Наум Наумин, бывший коллега, ушедший на фронт. С ним Лидия перебралась жить в Москву.

Лидия Русланова на фронтовом концерте. Южный фронт. Справа от неё — Михаил Гаркави, её 3-й муж. 1941 год.

В конце 1920-х годов над Руслановой чуть было не нависла угроза: Наумина арестовали и расстреляли. Спасло лишь то, что незадолго до этого супруги разошлись. Третьим мужем Лидии стал писатель и артист Михаил Гаркави. У супругов оказалось общее увлечение — антиквариат. Вместе с Михаилом Русланова увлеклась еще и живописью.

С началом войны Русланова отправилась на фронт. Она гастролировала вместе с другими фронтовыми бригадами, выступала перед солдатами, ранеными в госпиталях, подбадривала, отвлекала от ужасов войны. Помимо всего прочего Русланова материально помогала армии, отдавала часть гонораров за выступления. Русланову всегда принимали с теплотой, некоторые военачальники даже пытались ухаживать за артисткой. Одному из них, генерал-майору Владимиру Крюкову, она ответила взаимностью. С третьим браком было покончено. В 1942 году Русланова вышла замуж в четвертый раз.

Владимир Крюков и Лидия Русланова.

Куда пропали два миллиона?

Крюков был очень дружен с Георгием Жуковым. Говорят, что благодаря этой дружбе Русланова была награждена боевой наградой, орденом Отечественной войны I степени.

В 1946 году в жизни Жукова наступила черная полоса, его освободили от должности главкома сухопутных войск и отправили в Одессу. Вскоре гнев вождя народов перекинулся на соратников Жукова. А заодно и на членов их семей. В 1947 году Русланову лишили того самого спорного ордена, а в 1948 году арестовали Владимира Крюкова. Начались обыски. На даче Крюкова и Руслановой нашли огромное количество антиквариата, подлинники картин Айвазовского, Левитана, Шишкина и других именитых художников, раритеты, вывезенных из поверженной Германии. Среди них были и 4 немецких машины.

Лидия Русланова в Берлине. 1945 год.

После освобождения Русланова пыталась вернуть то, что у нее конфисковали. Часть картин она нашла, а драгоценности как будто испарились. Власти предложили ей 100 тысяч рублей за потерянные украшения. Но певица заявила, что она потеряла гораздо больше — около двух миллионов рублей. Русланова стала снова гастролировать, выступать на концертах, голубых огоньках. Она выступала до последнего, пела на концерте за несколько недель до смерти. Руслановой не стало в сентябре 1973 года.

Читайте также: