Является ли министр госслужащим

Обновлено: 08.06.2024

В соответствии с пунктом 2 Указа Президента Российской Федерации от 18 мая 2009 г. N 557 "Об утверждении перечня должностей федеральной государственной службы, при назначении на которые граждане и при замещении которых федеральные государственные служащие обязаны представлять сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2009, N 21, ст. 2542) приказываю:

1. Утвердить прилагаемый перечень должностей федеральной государственной гражданской службы Министерства образования и науки Российской Федерации, при назначении на которые граждане и при замещении которых федеральные государственные гражданские служащие обязаны представлять сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей.

2. Руководителям структурных подразделений Министерства образования и науки Российской Федерации ознакомить заинтересованных федеральных государственных гражданских служащих с перечнем, утвержденным настоящим приказом.

4. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на заместителя Министра Камболова М.А.

Министр Д. Ливанов

Перечень должностей федеральной государственной гражданской службы Министерства образования и науки Российской Федерации, при назначении на которые граждане и при замещении которых федеральные государственные гражданские служащие обязаны представлять сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей

1. Начальник отдела

2. Начальник отдела в департаменте

4. Заместитель начальника отдела

5. Заместитель начальника отдела в департаменте

Департамент управления программами и конкурсных процедур

6. Советник отдела управления и сопровождения программ и проектов в области науки

7. Консультант отдела управления и сопровождения программ и проектов в области науки

8. Главный специалист-эксперт отдела управления и сопровождения программ и проектов в области науки

9. Ведущий специалист-эксперт отдела управления и сопровождения программ и проектов в области науки

10. Советник отдела управления и сопровождения программ и проектов в области образования

11. Консультант отдела управления и сопровождения программ и проектов в области образования

12. Главный специалист-эксперт отдела управления и сопровождения программ и проектов в области образования

13. Ведущий специалист-эксперт отдела управления и сопровождения программ и проектов в области образования

14. Старший специалист 1 разряда отдела управления и сопровождения программ и проектов в области образования

Департамент государственной политики в сфере защиты прав детей

15. Консультант отдела сопровождения Федерального банка данных о детях, оставшихся без попечения родителей

16. Главный специалист-эксперт отдела сопровождения Федерального банка данных о детях, оставшихся без попечения родителей

17. Советник отдела нормативного регулирования в сфере защиты прав детей

18. Советник отдела управления и сопровождения программ и проектов в сфере защиты прав детей

19. Консультант отдела договорно-претензионной работы

20. Главный специалист-эксперт отдела договорно-претензионной работы

21. Ведущий специалист-эксперт отдела договорно-претензионной работы

22. Главный специалист-эксперт отдела правовой экспертизы

Департамент управления сетью подведомственных организаций

23. Советник отдела проверок и анализа развития имущественного комплекса

24. Консультант отдела проверок и анализа развития имущественного комплекса

25. Главный специалист-эксперт отдела проверок и анализа развития имущественного комплекса

26. Ведущий специалист-эксперт отдела проверок и анализа развития имущественного комплекса

27. Советник отдела реструктуризации подведомственных организаций

28. Советник отдела по работе с федеральным имуществом

29. Советник отдела планирования бюджетных инвестиций

30. Консультант отдела планирования бюджетных инвестиций

31. Консультант отдела реализации бюджетных инвестиций

32. Советник отдела по работе в сфере ядерной и радиационной безопасности и аналитики

33. Консультант отдела реализации региональных инвестиций

34. Ведущий советник административно-договорного отдела

35. Старший специалист 1 разряда административно-договорного отдела

Департамент государственной службы, кадров и мобилизационной подготовки

36. Ведущий советник отдела по профилактике коррупционных и иных правонарушений

37. Консультант отдела по профилактике коррупционных и иных правонарушений

38. Старший специалист 1 разряда отдела по профилактике коррупционных и иных правонарушений

Категории должностей государственной гражданской службы — это классификация российских госслужащих по группам. Разбираемся, какие компетенции нужны, чтобы претендовать на место в этой структуре.

Общие положения

Государственная гражданская служба (ГГС) — это профессиональная служебная деятельность граждан России на должностях, обеспечивающих исполнение полномочий госорганов федерального уровня и уровня субъектов и лиц, замещающих государственные посты.

Подробную регламентацию ГГС получила после вступления в силу Федерального закона от 27.07.2004 № 79-ФЗ, который подразделяет ее на два уровня:

  1. Должности федеральной гражданской службы — учреждаются Федеральным законом или указом президента Российской Федерации. Это профессии, относящиеся к государственной службе, которые обеспечивают надлежащее исполнение полномочий федеральных госорганов и лиц, замещающих государственные посты Российской Федерации.
  2. Должности гражданской службы субъектов Российской Федерации — учреждаются законами или иными нормативными правовыми актами субъектов РФ. Ее представители трудятся в целях обеспечения бесперебойной работы органов государственной власти субъекта РФ и лиц, замещающих госдолжности субъекта РФ.

Классификация ГГС распределяется на 4 категории и 5 групп.

Категории государственной службы

По действующему законодательству, должности гражданской службы подразделяются на категории:

  1. Руководители (и их замы) государственных органов и их структурных подразделений, которые либо назначаются на определенный срок, либо не имеют ограничений сроков своей деятельности. Обладают широкими административно-распорядительными полномочиями, правом издавать нормативно-правовые акты и обязательные распоряжения.
  2. Помощники (советники). Их основная функция заключается во всестороннем содействии политикам — лицам, замещающим госдолжности, и руководителям госорганов. С этой категорией заключается срочный служебный контракт — с уходом своего начальника уходят и они.
  3. Специалисты. Это граждане, суть работы которых — профессионально обеспечивать выполнение государственными органами поставленных перед ними функций и задач. Эта категория не имеет ограничений по срокам полномочий и получает работу по итогам конкурсного отбора.
  4. Обеспечивающие специалисты (ОС). Занимаются организационным, информационным, документационным, финансово-экономическим и хозяйственным обеспечением деятельности госорганов. То есть, в отличие от предыдущей категории, эти специалисты выполняют вспомогательные, а не профессиональные функции. Работают на общих основаниях, без каких-либо ограничений по срокам.

Группы должностей государственной службы

Классификация по группам — от младшей до высшей — показывает, что каждой из них соответствует набор определенных служебных функций, который надлежит исполнять госслужащему.

В реестре должностей федеральной ГГС указано, кто относится к госслужащим в России по списку профессий и организаций (указ президента № 1574 от 31.12.2005):

  1. Высшие: руководители, помощники (советники) и специалисты.
  2. Главные: руководители, помощники (советники), специалисты и ОС.
  3. Ведущие: руководители, помощники (советники), специалисты и ОС.
  4. Старшие: специалисты и ОС.
  5. Младшие: ОС.

Приведем пример федеральных государственных гражданских служащих (для категории специалисты):

  • главный специалист (эксперт);
  • ведущий специалист (эксперт);
  • специалист (эксперт).

В реестре федеральной ГГС закреплено, к какой группе должностей относится ведущий специалист, — к ведущей группе. Такая группировка присутствует в каждом ведомстве из указа № 1574.

В группах ведется классификация по категориям. Федеральный закон № 79-ФЗ соотносит группы должностей с их категориями следующим образом:

таблица групп должностей государственной гражданской службы

Первые три категории относятся к высшим классификационным группам не случайно: к ним предъявляются самые высокие квалификационные требования. В этом и заключаются основные различия между категориями должностей гражданской службы — в уровне подготовки, образования и трудовых навыков. Это связано, в первую очередь, с тем, что они должны одновременно выполнять и политические, и административные, и аналитические, и управленческие функции.

В соответствии с частью 2 статьи 12 Федерального закона № 79-ФЗ, для замещения должностей ГГС необходимо соответствовать квалификационным требованиям:

  • достаточным уровнем образования;
  • определенным служебным стажем;
  • необходимыми для работы знаниями и умениями (уровень владения языком, знание законодательства, набор личностных качеств, и т. п.);
  • владение определенной специальностью.

Требования к минимальному уровню профессионального образования:

Группы должностей государственной гражданской службы

Собрали в таблице групп должностей государственной гражданской службы требования к минимальному стажу:

Должностные группы ГГС Необходимый стаж
Высшая Не менее 4 лет ГГС или работы по специальности, направлению подготовки
Главная Не менее 2 лет ГГС или работы по специальности, направлению подготовки
Ведущая, старшая и младшая Без предъявления требований к стажу

Ведущая, младшая и старшая группа должностей государственной гражданской службы, по общему правилу, трудоустраиваются без предъявления требований к стажу. Конкретные квалификационные требования к стажу устанавливаются законодательством субъектов РФ с учетом положений указа президента РФ от 16.01.2017 № 16 в редакции от 12.10.2017.

Кто такой госслужащий и что он делает?

Желающим стать госслужащими необходимо сначала разобраться, кто же относится к государственным служащим в России, каков список профессий таких работников в настоящее время. Потом нужно уточнить, что они обязаны делать. И только затем стоит интересоваться аттестацией, зарплатой и карьерными ожиданиями.

Кто это такой?

  • военнослужащих;
  • федеральных государственных служащих;
  • федеральных государственных гражданских служащих;
  • прочих сотрудников госслужбы, определение состава которых происходит в иных законах;
  • административный персонал конкретных регионов.


Классифицирующих признаков всего два: выполнение профессиональных обязанностей на национальном или региональном уровне и получение денежных выплат за эти обязанности из общероссийской или региональной казны. Потому полицейский и клерк в МФЦ считается госслужащим, а депутаты и мэры в данную категорию не входят. Отличием от людей, выполняющих даже вроде бы те же самые функции иногда в общественном или коммерческом секторе, выступает наличие особых полномочий, которые также закрепляют законодательно. Все они решают свои задачи в порядке, необходимом для функционирования всей государственной власти.

Список профессий чиновников очень велик. Он приводится в тематических нормативных документах, прежде всего в указе президента. Но в более простом виде этот перечень таков:

  • правительство страны, правительства и администрации всех регионов страны и крупных городов, их министерства и ведомства, локальные подразделения и аппараты управления;
  • представители прокуратуры;
  • правоохранительные структуры;
  • вооруженные силы;
  • аппарат Государственной Думы и Совета Федерации;
  • администрация президента;
  • представители МИД в России и за границей;
  • аппарат судов всех уровней;
  • аппарат уполномоченного по правам человека.


При этом гарантированно не входят в этот состав:

  • персонал муниципалитетов;
  • работники предприятий, находящихся в государственной собственности;
  • судьи;
  • персонал бюджетных учреждений;
  • медики;
  • педагоги.

Госслужащий работает всегда по контракту. Сотрудники бюджетных учреждений работают по трудовым договорам. Их статус фактически не отличается от статуса персонала коммерческих фирм и нанятых ИП. Служащим назначают денежное довольствие в полном соответствии с нормами общегосударственного или ведомственного характера. Бюджетникам платят зарплату с учетом доступного финансирования, а также по усмотрению бухгалтеров и руководящих сотрудников.

Высокий статус госслужащего недоступен тем, кто:

  • признан недееспособным;
  • был судим, и судимость не снята или погашена;
  • отказался оформлять подписку о неразглашении, если государственная тайна нужна для выполнения задач;
  • болеет теми или иными недугами;
  • лишился российского гражданства или стал обладателем двойного гражданства;
  • не имеет необходимого уровня квалификации для выполнения базовых обязанностей.


Виды должностей и обязанности

Высшая

  • 1 класс совпадает по статусу с генерал-полковником или флотским адмиралом;
  • 2 класс равен генерал-лейтенанту либо вице-адмиралу;
  • наконец, 3 категория официально приравнена к генерал-майору (или, в военно-морской сфере, к контр-адмиралу).

Стоит учесть, что в прокуратуре деление по рангам не приравнивается к военной и военно-морской службе. Там своя градация должностных позиций, которые приравниваются к государственным советникам министерства юстиции. Специальные звания также введены в:

  • полиции;
  • таможенной службе;
  • общих органах юстиции.


Главная

  • полковникам и капитанам первых рангов;
  • подполковникам и капитанам вторых рангов;
  • майорам и капитанам третьих рангов.

Ведущая

Тут выделяют звания советников. Опять есть деление на 3 ключевых ранга. Их приравнивают к:

  • капитанам и капитан-лейтенантам;
  • старшим лейтенантам;
  • лейтенантам;
  • юристам 1-3 разрядов (на прокурорской службе).

Старшая

И вновь классификация категорий имеет 3 звена. Сами должности на этом уровне называют референтами. Соответствие предусмотрено:

  • младшим лейтенантам;
  • прапорщикам;
  • старшим мичманам.


Младшая

Самые низкие федеральные и региональные классные чины госслужбы — это младшие советники. В эту же группу относят и секретарей. Аналогичные военные позиции — главные старшины на кораблях, старшины и сержанты, ефрейторы. В прокуратуре идентичных позиций не предусмотрено. В полиции идентичные по ранжиру рабочие места — от рядовых до старших сержантов включительно.

Но этой градации недостаточно, чтобы четко описать, что входит в функции при работе госслужащих, чем они обязаны заниматься, а что им делать запрещено. Альтернативное и более удобное деление таково:

  • руководители (включая заместителей);
  • помощники (они же советники) — помогают руководителям;
  • специалисты — на профессиональном уровне решают те или иные задачи;
  • обеспечивающие специалисты (работают с информацией, документацией, финансовыми и хозяйственными моментами, без которых деятельность госорганов нереализуема).

Руководители и помощники относятся к высшей, главной, ведущей категориям служебных позиций. Те же самые ранги, включая и старший разряд, могут иметь специалисты. Что касается обеспечивающих специалистов, то они не могут быть только руководителями и их заместителями. Нахождение на постах другого уровня для них допустимо.

Соответствие между различными гражданскими, военными, прокурорскими и полицейскими служебными уровнями введено не случайно — оно позволяет спокойно переходить из одного профиля в другой без чрезвычайно сложного подсчета статуса, а также определять, кто главнее в конкретной ситуации.


Служебные привилегии немыслимы без обязанностей — и обойти этот момент при характеристике деятельности госслужащих также нельзя. Необходимые функции закрепляют в регламентах отдельных ведомств. Более четко они расписаны в персональных контрактах. Служебные требования в общем виде таковы:

  • исполнение основных государственных законов (в том числе при общении с гражданами и представителями организаций);
  • строгое следование должностному регламенту;
  • исполнение распорядка, утвержденного приказом по ведомству;
  • поддержание и при необходимости усиление квалификации;
  • сохранение всех видов тайны, предусмотренной законодательством;
  • избежание любой клеветы и распространения ложной информации.

Отдельный блок обязанностей связан с антикоррупционными мерами. Речь про:


Права

Государственная служба привлекает многих людей именно полномочиями, которые им дают. Но они заметно отличаются в зависимости от замещения:

  • собственно административных должностей;
  • постов в полиции;
  • военных и военно-морских званий;
  • определенных позиций в прокуратуре, таможне и министерстве юстиции.

Любой такой человек, однако, вправе знать актуальный регламент и иные документы, которые определяют его функции, задачи и требования, важные критерии эффективности. Также есть право ознакомиться с оценками своей деятельности руководством, контролерами и иными лицами, которым законом дозволено давать отзывы. Сюда же относятся права на ознакомление с личным делом, на добавление к этому делу собственных объяснений по разным случаям и событиям, иных материалов. В отдельную группу выделены те полномочия, которые позволяют эффективнее и быстрее выполнять профессиональные обязанности. Речь идет про:

  • поддержание условий технического и организационного характера;
  • истребование у руководства, иных сотрудников, частных лиц и организаций любых сведений;
  • представление предложений насчет улучшения работы государственного органа;
  • получение доступа к государственной тайне и другим данным ограниченного доступа, которые нужны для выполнения поставленной задачи.

Госслужба предполагает довольно широкий перечень социальных и частных прав у всех, кто ею занимается. Так, по закону в контрактах должны прописываться продолжительность и условия отдыха, параметры оплаты труда, дополнительные выплаты поощрительного характера.


У чиновников есть полное право участвовать в профессиональном союзе, представляющем их интересы, или же отказываться от участия в таковом союзе. Принуждение к участию в нем, к выходу из него или же к голосованию на профсоюзном собрании определенным образом не допускается. Государственный служащий имеет полное право отстаивать свои интересы, прописанные в законодательстве.

Он может делать это:

  • обращаясь к непосредственному начальнику;
  • подавая жалобы вышестоящему руководству;
  • подавая иски в суд и возражая на них в ходе процесса;
  • привлекая внимание общественности (но только без ущерба для репутации службы в целом, своей организации и ее руководителей в особенности).

Неотъемлемыми защищаемыми правами также является медицинское страхование и получение государственной пенсии как минимум в том же размере, который назначается для обычных граждан в аналогичных условиях. Обычно же различные ведомства предоставляют своим сотрудникам расширенные гарантии как медицинского, так и пенсионного характера.

Гражданские служащие имеют право заниматься иной работой на возмездной основе, кроме случаев, когда вероятен конфликт интересов или становится невозможно выполнять основные обязанности. Наниматели — и ведомство, и сторонняя организация или индивидуальные предприниматели — должны быть оповещены о таком совместительстве уведомлением на специальном бланке.

Полицейские, военнослужащие, представители национальной гвардии и некоторых других структур работать по совместительству не могут.


Основные требования

Предельный возраст госслужащих должен составлять не более 65 лет. Это требование закреплено в законодательстве и не может отменяться на ведомственном уровне. При наличии статуса помощника или советника, помогающего тому или иному лицу, срок занятия должности разрешается продлевать решением непосредственного руководителя или начальника организации (филиала, подразделения, ведомства). Этот срок не может превышать время пребывания в должности сотрудника, которому оказывается помощь. Для руководителей дозволено продление возраста занятия должности решением их начальников или назначивших на пост структур. Но и такое продление невозможно более чем до 70 лет.

Если все же есть необходимость в дальнейшем исполнении госслужащим своей функции или других задач в госоргане, его можно нанять по срочному трудовому договору на позицию, не относящуюся к перечню позиций государственной гражданской службы. Проверять качества и навыки служащих полагается при первичном замещении ими должности. Эта проверка проводится либо по предъявлению документов, либо путем испытательного срока, который может быть длиннее или короче, что определяется конкретной должностью и местом работы.

Дополнительно проводятся ежегодные квалификационные экзамены, выясняющие профессиональную пригодность и уровень мотивации чиновника.


При переходе на более высокую должностную позицию обязательно проводится дополнительное собеседование. Все прочие виды испытаний и проверок в гражданском секторе не допускаются. А вот в структурах, отвечающих за безопасность государства, проверки будут гораздо строже. Обычно наличие трудового стажа и положительных рекомендаций с прежнего места работы означают, что кандидат будет принят после краткой беседы. Однако для кандидатов моложе 22 лет предусмотрена обязательная стажировка, независимо от уровня образования и иных моментов.

Госслужащий должен знать:

  • конституцию страны;
  • федеральные законы;
  • должностное расписание;
  • служебный регламент;
  • приказы и распоряжения по ведомству;
  • должностную инструкцию;
  • правила документооборота;
  • свои полномочия и обязанности;
  • другую информацию, которая необходима и желательна для выполнения работы.


Обучение

То, что госслужащим платят достаточно много, мотивирует многих стремиться стать ими. Однако это невозможно без проведения периодических аттестаций, первая из которых проводится уже при поступлении на должность. Цель аттестации — проверка соответствия исполняемым обязанностям. Итогом ее является подготовка мотивированного отзыва за контролируемый период. К этому акту добавляют информацию о выполненных проектах и решенных задачах.

Но наилучшие перспективы открыты перед выпускниками:

  • МГУ;
  • МГИМО;
  • РАНХиГС;
  • ВШЭ;
  • академии ФСБ;
  • финансового университета при правительстве;
  • РЭУ имени Плеханова;
  • ДвФУ;
  • УрФУ;
  • ОмГУ;
  • Тихоокеанского государственного университета;
  • СКФУ;
  • ТУСУР.

Крупные чиновники часто имеют юридическую подготовку. Довольно многие из них также получили образование по:

  • экономическим специальностям;
  • социологии;
  • международным отношениям;
  • военному профилю;
  • иностранным языкам.


Зарплата

Оклады в государственных органах стабильны. Помимо этого, служащие получают отличные пенсии и крупные льготы сообразно исполняемым обязанностям. Средняя заработная плата в госорганах составляет 60000 рублей в месяц. В центральных структурах министерств и ведомств она превышает 140000 рублей. В исполнительной власти доход достигает 130 тысяч, в судах и прокуратуре – 122 тысяч, в прочих структурах – 180 тысяч.

На региональном уровне разница между доходами представителей исполнительной власти федерального и местного статуса достигает более чем 40%. Она касается еще и конкретных субъектов федерации, и уровней управления.

В среднем по регионам госслужащие получают 55700 рублей. На муниципальном уровне — 45500 рублей. Многое зависит от конкретной позиции.

Карьера и перспективы

Работа госслужащего: плюсы и минусы, требования, оплата, льготы и другие особенности

В чем отличие профессии госслужащего от всех остальных? Ее представители трудятся не только во имя собственного блага, но и во благо всей страны.

Особенностей работы госслужащего много, но основной является то, что именно от такого работника зависит социальное благополучие граждан страны.

Если вас интересуют высокооплачиваемые, но не такие стабильные профессии, читайте о них в нашем телеграм-канале.

Если вы все же заинтересовались, почему стоит выбрать профессию госслужащего, оставайтесь и читайте, кто относится к госслужащим, какие есть плюсы и минусы у работы на государство, а также где учиться, чтобы получить хорошее место.

Оплачиваемая работа госслужащего: в чем заключается?

Суть государственной службы заключается в улучшении благосостояния страны и ее граждан.

Госслужащие, наверное, никогда не останутся без работы, ведь перечень профессий велик. Список колеблется в зависимости от места работы: департаментов, отделов, государственных органов.

К государственным служащим относятся люди, занимающие должности в следующих аппаратах:

  • Правительстве и его аппарате;
  • Конституционном, Верховном, Высшем Хозяйственном судах РФ, иных общих и хозяйственных судах их аппаратов;
  • Администрации Президента, Государственных секретариатах Совета Безопасности, Управления делами Президента, иных госорганов непосредственно обеспечивающих деятельность президента РФ;
  • органы КГК, прокуратуры, Нацбанка, Центральной избирательной комиссии;
  • министерств, иных РОГУ, их территориальных подразделениях;
  • дипломатических представительствах РФ;
  • местных советах депутатов, исполнительных и распорядительных органах (исполкомы, администрации);
  • государственных нотариальных конторах;
  • таможенных органах;
  • иных госорганах.

При этом в список служащих госсаппарата не входят сотрудники, которые занимаются техобслуживанием и обеспечением функций госсаппарата (работники канцелярии, хозчасти, библиотеки, автохозяйства и т.д.).

Государственная служба может быть:

  1. Федеральной государственной гражданской. Сотрудник будет работать в федеральном органе и получать зарплату из федерального бюджета.
  2. Региональной государственной гражданской. Здесь сотрудник будет работать в органах власти субъектов РФ. Его зарплата будет начисляться из регионального бюджета (в редком исключении – из федерального).

Плюсы и минусы работы госслужащим

Несмотря на высокие цели, работа на государство имеет свои преимущества и недостатки.

Всем известно, что зарплата госслужащих невелика (примерно 20-30 тысяч рублей в зависимости от региона). Мы не говорим о разделении на должности, ведь начальство всегда получает несколько больше рядового служащего. Мы берем лишь среднестатистические значения.

Социальные льготы госслужащим бывают нескольких видов:

  • дополнительный отпуск и выплаты: надбавки за выслугу, за особые условия труда, за работу с соблюдением государственной тайны, единовременная оплата перед отпуском (равная двум зарплатам), законные 30 дней отпуска (против 28 дней у обычных гражданских) + дополнительные 10 дней в зависимости от стажа;
  • жилищные льготы госслужащим: предоставление жилья (при отсутствии собственного) или компенсация арендной платы, субсидии чиновникам для приобретения собственной квартиры, скидки на оплату коммунальных услуг;
  • дополнительная пенсия за выслугу лет;
  • оплата проезда (полная/скидка) или компенсация топлива при использовании личного авто;
  • лечение в государственных лечебных учреждениях за счет бюджета;
  • возможность отдыхать в государственных пансионатах и санаториях на льготных условиях.


Согласитесь, стоит того, чтобы подать свое резюме на работу госслужащего.

Но и тут есть подводные камни, которые делают работу на государство не таким безоблачным делом. Часто можно услышать такие требования к госслужащему при приеме на работу, которые многих отталкивают:

  • госслужащий не может вести коммерческую деятельность, каким-либо образом содействовать коммерческим организациям или предпринимателям;
  • нельзя приобретать акции и прочие ценные бумаги с целью получения дополнительного дохода;
  • занимающие должность чиновника не имеют права участвовать в забастовках и других мероприятиях такого типа;
  • госслужащий обязан держать в секрете информацию о своей работе (особенно если речь идет о государственной тайне);
  • законодательно запрещено принимать подарки.

Во всем остальном кажется, что оплата труда госслужащих и другие преимущества намного весомее ее недостатков. И если задуматься о будущем, можно рассчитать следующую многоходовочку: если один из супругов будет работать госслужащим, а другой будет занят в коммерческой структуре, семья будет в существенном выигрыше. Посчитайте только выигрыш от оплаты проезда, аренды жилья и коммунальных услуг!

Не удивительно, что устроиться сюда не так уж и просто.

Как устроиться госслужащим?

Часто соискатель забывает, почему выбрал профессию госслужащего, как только видит список требований и шагов к достижению цели:

  1. Сбор пакета документов: паспорт (оригинал и копия), диплом о высшем образовании (оригинал и копия), медицинская справка, справка об отсутствии судимости, о предоставлении отчетности по доходам в налоговую, фотографии 3х4. Данный список может меняться в зависимости от должности и региона (следите за требованиями, указанными в вакансии). Подача этих документов будет считаться прохождением первого этапа.
  2. Второй этап – подготовка к собеседованию. Здесь будут уточняться профессиональные навыки соискателя, а также зададут несколько вопросов на знание Конституции РФ и законов о работе муниципальных заведений в выбранном регионе. Чтобы не облажаться, посетите сайт работодателя и тщательно изучите всю информацию, на что уйдет много времени. Так что делать это рекомендуется заранее.
  3. Третий этап – собственно собеседование. Кроме личной беседы вам могут предложить пройти тестирование/анкетирование на знание законов (а могут опросить и устно).

Теперь остается только ждать. Ответ дадут в течение 30 календарных дней. За это время будет создана специальная комиссия, которая на основе собранных о соискателе данных проведет голосование.

Не расстраивайтесь, если не получили положительный ответ. Вашу анкету могут занести в кадровый резерв, что дает шансы на повторный вызов в случае необходимости (например, если более подходящий кандидат откажется или уволится в скором будущем).

Кстати, если вы не прошли, но хотите попробовать свои силы на другую вакансию к этому же работодателю, вам не придется заново проходить все этапы.


Многие уверены, что без блата на такую работу не попасть. На самом деле сегодня идет жёсткая борьба с коррупцией, для чего в комиссию по принятию решения о найме включают представителей разных органов власти разных регионов

Аттестация госслужащих: куда пойти учиться?

Чтобы получить работу в государственной службе, нужен диплом об окончании академии госслужбы или другого вуза.

Есть специальная программа подготовки госслужащих (38.03.04 Государственное и муниципальное управление), которую можно пройти в следующих учебных заведениях:

  • МГИМО Университет МИД России;
  • ФУ при Правительстве РФ;
  • МГУ им. Ломоносова;
  • НИУ ВШЭ;
  • РАНХиГС;
  • МФЮА;
  • ГУУ.

Но это не единственная программа, которая дает возможность поступления на госслужбу.

Можно рассмотреть вариант прохождения военной службы, где также есть множество подготовительных программ.

Например, у Академии Федеральной службы безопасности России есть много филиалов по всей стране. К сожалению, на военных специальностях, гарантирующих соответствие требованиям на вакансии госслужащих, могут обучаться только граждане мужского пола. И вот сами специальности:

  • 10.05.01 Компьютерная безопасность
  • 10.05.03 Информационная безопасность автоматизированных систем
  • 10.05.04 Информационно-аналитические системы безопасности
  • 10.05.06 Криптография
  • 10.05.07 Противодействие техническим разведкам
  • 40.05.01 Правовое обеспечение национальной безопасности
  • 45.05.01 Перевод и переводоведение

Однако это не значит, что сюда закрыт доступ девушкам. Федеральная служба исполнения наказаний предлагает несколько специальностей, на которых с радостью принимают прекрасный пол:

  • 40.05.02 Правоохранительная деятельность
  • 40.03.01 Юриспруденция

Смотрите конкурс, сдавайте успешно ЕГЭ и обустраивайте свою жизнь уже сегодня. А если этому активно мешают многочисленные контрольные, на помощь всегда придут профессионалы студенческого сервиса.

Читайте также: