Все что только возможно предоставлять для восприятия зрением

Обновлено: 02.07.2024

Ян Амо́с Ко́менский (1592-1670) — чешский педагог-гуманист, писатель, общественный деятель, епископ Чешскобратской церкви, основоположник научной педагогики, систематизатор и популяризатор классно-урочной системы.

Он провозгласил принципы:

– универсальности образования (учить и воспитывать всех людей, всему, везде, в течение всей жизни);

– единства индивидуального и социального развития;

– систематичности и последовательности в обучении;

Цели воспитания: 1. Подготовка к земной жизни и трудовой деятельности. 2. Подготовка к загробной жизни. Задачи воспитания: 1. Познание себя и окружающего мира (умственное воспитание). 2. Управление собой (нравственное воспитание). 3. Стремление к богу (религиозное воспитание).

Воспитание и обучение должны следовать законам природы, частью которой является человек.

Организация учебной работы школы

– Учебу начинать с 6 лет. – Учебный год делится на учебные четверти. – Каникулы следуют за каждым учебным годом. – Формой учебной работы является урок. – Утренние уроки – развитие ума. – Послеобеденные уроки – развитие тела. – Всю работу школы вести планово. – Учитывать знания учащихся.

Кла́ссно-уро́чная систе́ма обуче́ния — преобладающая в современном образовании и повсеместно распространенная организация процесса обучения, при которой для проведения учебных занятий учащиеся одного и того же возраста группируются в небольшие коллективы (классы), сохраняющие свой состав в течение установленного периода времени (обычно — учебного года), причём все учащиеся работают над усвоением одного и того же материала. При этом основной формой обучения является урок.

Чешский педагог Ян Амос Коменский, обобщив опыт прогрессивных школ, коллегиумов и университетов Европы, разработал классно-урочно-предметную систему, содержащуюся в его теории всеобщего универсального образования и воспитания.

Основные признаки классно-урочной системы обучения:

- все члены учебной группы в одно и то же время изучают одну и ту же тему, один и тот же вопрос, одним и тем же образом;

- содержание обучения делится на узкоспециальные учебные предметы, а каждый предмет изучается в отдельности;

- учащиеся делятся на классы — учебные группы, постоянные по составу, одноуровневые (в смысле изучения программы); отсюда возникли одноуровневые (одновозрастные) классы;

- для всех членов группы (класса) определяется одна и та же последовательность изучения тем и разделов учебного предмета;

- по характеру деятельности выделяются две разные группы людей: одни только учат (учителя), другие только учатся (ученики);

- определяются общие для всех членов группы начало и конец занятий, количество, длительность и время перерывов на отдых.

Классно-урочная система относится в настоящее время к традиционному образованию. Выполнив свою историческую миссию, эта система начинает терять эффективность в современных социокультурных и экономических условиях. Основными недостатками классно-урочно-предметной системы следует признать: невозможность учета множества социальных факторов, воздействующих на ребенка, невозможность творческого саморазвития ребенка, невозможность впитывать информационные и технологические инновации, невозможность поспевать за темпами изменений в обществе и другие.

Многочисленные реформы классно-урочно-предметной системы пытались преодолеть основной недостаток классно-урочно-предметной системы — неприспособленность школьного образования к развитию индивидуальных способностей ребёнка. Все реформистские концепции основывались на изменении содержания образования и в соответствии с этим разрабатывали новые методы и формы учебно-воспитательной работы. Самый радикальный отказ от предметной системы, проводимый реформаторами (Килпатрик, Линке, Декрол и др.), сводился к иной дифференциации содержания. Таким образом, они не решали проблему по сути и в лучшем случае совершенствовали классно-урочно-предметную систему в определённых социально-политических и экономических условиях.

Системой обучения, отличной от классно-урочной, является создаваемая в настоящее время система коллективного обучения по индивидуальным программам.

Тут вы можете оставить комментарий к выбранному абзацу или сообщить об ошибке.

Механизм восприятия цвета

Глаз человека устроен таким образом, что видеть в полной темноте он не может. Это связано с особенностью зрительной функции. Чтобы глаз смог зафиксировать изображение какого-либо объекта, нужно чтобы световые лучи,отразившись от него, попали на сетчатку глаза. Для того, чтобы человеческий глаз видел предметы, освещение может быть природным или искусственным. Восприятие объектов глазами животных и птиц отличается от человеческого видения, так как устройство органов зрения у некоторых представителей фауны рассчитано на особенности их среды обитания.

Механизм восприятия световых лучей

Свет является высокочастотными электромагнитными волнами. Глаза человека воспринимают только определенную частоту этих волн, а остальные являются для глаза невидимыми. Источники световых волн могут быть первичными и вторичными. Солнце и лампы являются первичными, а вот вторичными являются все остальные объекты, отражающие свет. Если объект прозрачный и не отражает свет, тогда для глаза он невидимый. То же происходит и в полной темноте, когда все находящиеся вне поля освещенности предметы невидимы для глаз.

Устройство глаза рассчитано на восприятие диапазона световых волн в пределах 400-790 ТГц, поэтому инфракрасное и ультрафиолетовое излучение человек не видит. Диапазон частот, которые видит человек, называют видимым излучением. У животных этот диапазон отличается, поэтому птицы и пчелы, к примеру, видят ультрафиолетовое излучение, находящееся в диапазоне с длинной волны 300-400 нм. Также различают ультрафиолетовые лучи рептилии, рыбы, ракообразные и моллюски.

Такая способность у животных развита для обеспечения выживания в естественной среде, для охоты, поиска еды или защиты от хищников. Пчелы при помощи ультрафиолетового света видят цветы и пыльцу. Видение животными уф-лучей обеспечивается за счет особого строения глаза, а вот для человека такое излучение является опасным, поэтому и блокируется. Также во время блокирования ультрафиолетового излучения острота зрения усиливается.

Инфракрасные лучи животные видеть не могут так же, как и человек. Глаз животного не настроен на восприятие инфракрасного излучения, но при помощи расположенных на разных участках тела рецепторов некоторые представители фауны могут чувствовать тепловое излучение. Человеку для распознавания инфракрасного излучения нужно дополнительное применение специального прибора – тепловизора.

Как человек и животные видят цвета

Восприятие цвета

Человеческий глаз имеет в структуре сетчатки особые чувствительные фоторецепторы, которые обеспечивают восприятие окружающих объектов. Так для обеспечения сумеречного видения на сетчатке есть палочки, а для цветного восприятия окружающего мира – колбочки (для распознания синего, зеленого и красного цвета в спектре). Комбинация этих основных цветов спектра дает возможность распознавать человеку тысячи оттенков. При очень сильном освещении активируются одновременно все фоторецепторы, поэтому человек видит слепящий белый цвет.

В случае отсутствия или нарушения в функционировании колбочек для восприятия того или иного цвета спектра возникает заболевание дальтонизм. Человек с дальтонизмом может не воспринимать определенный цвет спектра или идентифицировать его ошибочно, путая зеленый и красный, например.

У большинства млекопитающих структура глаза устроена таким образом, что они могут воспринимать только черный и белый цвета. Особенность их глаз заключается в высокой чувствительности к оттенкам серого. Собаки, к примеру, отличают очень много серых оттенков. Именно поэтому многие ошибочно полагают, что собаки могут отличать цвета. На самом деле они безошибочно идентифицируют оттенок серого, но не цвет в его естественном проявлении.

Время чтения: 5 мин.

Поведение человека почти полностью зависит от его восприятия окружающего пространства. Когда болезнь меняет характер восприятия мира, меняются и реакции на него. Это особенно ярко проявляется у людей, страдающих деменцией.

Мёд в голове Специалист по уходу Лена Андрев о том, как перестать стесняться деменции у близких и сохранить гармоничные отношения в семье

Как работает восприятие у здоровых людей

Когда нас спрашивают о чувствах, с помощью которых мы воспринимаем мир, мы чаще всего называем только зрение, слух, вкус, обоняние и осязание. Обычно мы забываем, что для правильного функционирования организма и психики этого недостаточно. На самом деле восприятие — это отдельный, сложный процесс, в котором участвует множество зон головного мозга, зрительные анализаторы и пространственное чувство.

С детства мы знаем, что дневной свет исходит сверху (ведь там находится солнце), а значит, светлое — это для нас верх. Внизу чаще бывает земля и более темные участки. Это для нас низ.

Нас окружают предметы, и мозг учится определять их границы. Даже если предметы имеют одинаковый цвет, мы различим белую книгу на белом столе — по контуру, теням, граням и ориентируясь на характеристики верха и низа.

В нас прекрасно работает процесс обобщения: мы можем увидеть орнамент, повторяющийся на обоях, так как мы воспринимаем стену целиком и можем отследить повторение картинки и одновременно воспринять стену в целом.

Мы воспринимаем более удаленные предметы маленькими, а более близкие предметы – большими. Так мы понимаем глубину сцены перед нами и удаленность фигур.

Даже если не виден весь предмет, наш мозг достраивает картинку, и мы можем узнать, что перед нами.

Важную роль в восприятии играет фокус внимания и осознания того, что мы видим. То, на чем сосредоточено наше внимание в данный момент, можно назвать фигурой, а все, что окружают фигуру, — фоном.

Кроме того, взаимоотношение частей и целого в восприятии позволяет нам, опираясь на опознавательные признаки, легко воспринимать целый объект.
На восприятие предметов большое влияние оказывает контрастность предметов и их окружение. Например, в окружении маленьких предметов другой предмет будет казаться больше, и наоборот.

Однако наш мозг может ошибаться, и тогда возникают иллюзии.


Как работает восприятие у людей, страдающих деменцией

Деменция — это заболевание, при котором изменяется не только поведение, ухудшается память и способность к концентрации, но самое главное — нарушается работа мозга и восприятие окружающей среды.

Коррекция возбужденного состояния при деменции Что делать, когда ваш близкий человек, страдающий деменцией, кричит или много говорит, зацикливаясь на какой-то теме, совершает повторяющиеся движения, не может успокоиться? В чем причины такого поведения и чем можно помочь?

При уходе за пациентами с деменцией одна из главных проблем — это их неадекватное поведение, агрессия и постоянное стремление куда-то уйти. Во многих случаях причиной тому бывает искаженное восприятие окружающей действительности, галлюцинации и иллюзии.

Но не каждый пациент, особенно если он уже плохо может говорить, в силах сообщить о том, что он видит и что его пугает. Давайте разберемся, как пациенты с деменцией воспринимают мир.

В ситуации, когда природа, погода и обстановка воспринимаются как внезапно потемневшие, это ассоциируется с опасностью, грозой или бурей, и в зависимости от прошлых, часто детских переживаний таких природных явлений, особенно в сельской местности, вызывает беспокойство, страх и потребность укрыться или спрятаться.

Деменция во многих случаях делает людей очень восприимчивыми к свету, поэтому тусклый, уютный свет ночника или торшера может восприниматься пациентом как ослепительный.

Восприятие цвета и тени изменяется. Тень может восприниматься как отдельный объект, а многие предметы темных тонов воспринимаются как еще более темные.

Нарушение восприятия касается и границ объектов. Так, белая тарелка на белой скатерти будет для человека не видна, а дверь, покрашенная в такой же цвет, что и стены, может вызвать панику, так как возникнет страх замкнутого пространства.

Мелкие узоры, точки, темные пятна на стене или обоях могут искажаться, принимая образы мелких животных, насекомых и грызунов. Это часто вызывает панику, страх или приступ брезгливости.

Нарушения восприятия касаются пола и напольных покрытий и теней на них. Ковролин с мелким двухцветным окрасом может восприниматься как вода или яма, а также что-то, что движется, перетекая. Также иллюзию движения могут вызывать покрытия с узором из точек или мелких деталей.

Особый класс иллюзий вызывает двухцветное покрытие серо-голубого с зеленым цвета. Это сочетание цветов на контрасте, например, с цветом паркета, может вызвать иллюзию глубокого ущелья или бездны, серо-зеленый цвет которой напоминает верхушки деревьев, растущих на дне ущелья.

Люди, страдающие деменцией, часто имеют нарушения восприятия глубины и расстояния до объектов, поэтому многим из них сложно пользоваться лестницами.

Особенное отношение у людей, страдающих деменцией, вызывают зеркала и зеркальные покрытия. На продвинутой стадии деменции пациенты воспринимают свое отражение как живого человека и могут с ним разговаривать или опасаться его.

Иллюзии и искажения, которые вносит в восприятие мира болезнь, для человека абсолютно реальны, а значит, и чувства, которые он испытывает — страх, ужас, неприязнь, — совершенно естественны и нормальны.

Восприятие очень сильно меняет поведение. Если ваш близкий испытывает возбуждение, чего-то боится или его поведение стало настороженным, прежде чем делать поспешные выводы и стремиться успокоить его обычными способами, пожалуйста, попробуйте посмотреть на мир его глазами.

Статья подготовлена с использованием гранта Президента Российской Федерации, предоставленного Фондом президентских грантов.

Бинокулярное зрение

1. Бинокулярное зрение - уникальная способность обоих глаз и мозга объединять информацию каждого глаза человека в единый объемный образ.
Если быть абсолютно точным, то бинокулярное зрение - это функция мозга, который использует информацию каждого глаза для создания объемных образов окружающего пространства.
Особым свойством бинокулярного зрения является возможность автоматического определения расстояния до всех видимых объектов и их частей.

Наличие бинокулярного зрения подтверждено не только у человека, но и у многих животных.

Функция бинокулярного зрения человека - одна из пяти основных функций глаз.
При этом бинокулярное зрение имеет принципиальное отличие от всех остальных функций глаза (центрального зрения, периферического зрения, цвето- и светоощущения). Бинокулярное зрение возможно только при одновременной полноценной и точной работе обоих глаз человека.
Если все другие функции определяются у каждого глаза отдельно и они характеризуют работу каждого глаза в отдельности, то при исследовании бинокулярного зрения определяют синхронную одновременную работу обоих глаз.

2 . Необходимые условия для формирования бинокулярного зрения

Непременным условием наличия бинокулярного зрения является хорошее зрение обоих глаз, синхронизированная работа глазодвигательных мышц обоих глаз и обученность мозга воспринимать информацию с обоих глаз и сливать ее в единую картину.

Каждой точке сетчатки одного глаза соответствует строго определенная точка на сетчатке другого глаза. Эти точки называются корреспондирующими точками сетчатки. И если лучи от одного объекта попадают точно на корреспондирующие точки двух глаз, то мозг может слить информацию от каждого глаза в единый образ.

Для этого процесса, или наличия бинокулярного зрения, информация, попадающая на корреспондирующие точки сетчатки, должна быть одинаково четкой и одинаковой по площади.
Если один глаз видит хуже другого, то на одном глазу будут четкие линии от объекта, на другом - размытые. Мозг не сможет слить два объекта разной чёткости, и бинокулярное зрение будет отсутствовать.

Первым обязательным условием для наличия бинокулярного зрения должно быть наличие высокой остроты зрения каждого глаза. Разница остроты зрения между глазами не может быть более 6 строчек таблицы.

Второе условие - одинаковая или близкая рефракция обоих глаз. При использовании очковой или контактной коррекции меняется площадь объекта на сетчатке. Кто носит очки, тот знает, что минусовые стекла уменьшают все объекты, плюсовые увеличивают. Поэтому, если на глазах разная по силе коррекция, то площадь объекта на сетчатке будет разная и лучи не будут попадать на корреспондирующие точки, а значит, мозг не сможет сливать информацию в единый образ и бинокулярное зрение будет отсутствовать.

Третье условие наличия бинокулярного зрения - это синхронная работа глазодвигательных мышц, которые способны направлять глаза точно на объект. При разбалансированной работе мышц глаза будет присутствовать косоглазие и бинокулярное зрение будет отсутствовать. Таким образом, отсутствие косоглазия - обязательное условие наличия би нокулярного зрения.

3. Исследование бинокулярного зрения

Исследование бинокулярного зрения можно провести как медицинском учреждении, так и в домашних условиях.

Определение наличия бинокулярного зрения в клинических условиях:

Самый распространенный способ определения бинокулярного зрения - это исследование с помощью 4-х точечного цветотеста.
Суть исследования очень проста. Пациент надевает очки со стеклами разного цвета, красным - перед правым глазом и зеленым - перед левым глазом.
Затем пациенту предлагают посмотреть на четыре святящихся точки. Две зеленого цвета, одну красного цвета, одну белого цвета.

4-х точечный цветотест

При наличии бинокулярного зрения пациент видит все точки в неизменном цвете.

Если пациент видит две красных точки и две зеленых, то он имеет бинокулярное зрение с ведущим правым глазом. Если видит три зеленых и одну красную точку, то пациент имеет бинокулярное зрение и ведущий глаз у него левый.
Таким образом, при наличии бинокулярного зрения человек всегда видит 4 точки на цветотесте.

Нарушение бинокулярного зрения дает иную картинку на четырехточечном цветотесте.

Если пациент видит только две точки красного цвета, то он имеет монокулярное зрение правого глаза, если видит три точки зеленого цвета, значит, имеет монокулярное зрение левого глаза, если видит пять точек, это означает, что характер зрения пациента одновременный.

Любое нарушение бинокулярного зрения не позволяет человеку видеть окружающий мир объемным и определять расстояние до объектов. Такие люди видят мир в одной плоскости, что не позволяет верно определять расстояние до объектов. Это может быть очень опасным, например, при вождении автомобиля, занятиях спортом, таких, как горные лыжи, парапланеризм, авто- и мотогонки и многие другие.

Исследование бинокулярного зрения в домашних условиях:

Бинокулярное стереоскопическое зрение можно исследовать и в домашних условиях. Самый простой способ определения наличия или нарушения бинокулярного зрения - это тест с трубой и ладонью.


Проверка бинокулярного зрения

Одним глазом смотрит вдаль через свернутую из бумаги трубочку, а перед вторым глазом помещает ладонь на уровне конца трубки. При наличии бинокулярного зрения происходит наложение изображений и пациент видит в ладони отверстие, а всем предметы, видимые вторым глазом.


По вышепредставленной информации, мы можем говорить о нескольких видах бинокулярного зрения и его нарушениях.

4. Виды бинокулярного зрения
1) бинокулярное зрение идеально сбалансированное обоих глаз
2) Бинокулярное зрение с ведущим правым глазом
3) Бинокулярное зрение с ведущим левым глазом

Виды нарушения бинокулярного зрения
1) Монокулярное зрение правого глаза
2) Монокулярное зрение левого глаза
3) Одновременное зрение

5. Причины нарушения бинокулярного зрения

Наиболее частые причины нарушения бинокулярного зрения:
1. Снижение остроты зрения одного или обоих глаз
2. Наличие разной рефракции на обоих глазах (анизометропия)
3. Наличие косоглазия
4. Патология зрительного анализатора и проводящих путей (патология сетчатки и (или) зрительного нерва).
5. Обскурационные причины снижения зрения (бельмо, катаракта).

6. Осложнения отсутствия бинокулярного зрения

Бинокулярное зрение дает возможность видеть в объеме и автоматически определять человеку расстояние до различных точек.
Это позволяет оценивать глубину на поверхности земли при ходьбе, определять расстояние между идущими автомобилями, оценивать расстояние при занятиях спортом, например, при игре в баскетбол или при катании на горных лыжах.

При отсутствии бинокулярного зрения жизнь становится в большей опасности, чем у людей с сохранением этой функции.
Невозможно освоить ряд профессий, в которых наличие бинокулярного зрения является обязательным условием (водители, высотники, военные и другие).

Людям с отсутствием бинокулярного зрения также недоступны многие виды спорта, в которых необходимо оценивать расстояние между объектами.

Самой маленькой проблемой у людей с отсутствием бинокулярного зрения является невозможность смотреть фильмы в 3-D формате. Так как именно наличие бинокулярного зрения позволяет видеть фильм в объеме. Любые попытки посмотреть такой фильм заканчиваются возникновением головных болей и других астенических жалоб.
Такой момент часто не учитывают кинотеатры с 3D-форматом и не предупреждают клиентов о необходимости иметь бинокулярное зрение при просмотре фильмов, чтобы не вызвать болевые симптомы головного мозга.

Резонно возникает вопрос.

Как видят люди при отсутствии бинокулярного зрения? Можно ли водить машину при отсутствии бинокулярного зрения? Заниматься спортом?

Люди без бинокулярного зрения не могут автоматически оценить расстояние до объектов, поэтому они учатся оценивать расстояние между предметами на основе анализа взаимоотношения объектов между собой.

Так если одна машина находится около начала дома, вторая на его середине, третья у конца дома. Значит анализ говорит, что первая машина машина ближе, вторая дальше, а третья дальше всех.

Если одно дерево растет около забора, а второе между забором и глазами. Значит дерево у забора дальше.

Отсутствие автоматического определения расстояний до объектов в пространстве заменяется постоянным анализом расположения предметов между собой. Так человек с отсутствием бинокулярного зрения может оценить расстояние до объектов.

Таким образом, отсутствие бинокулярного зрения не является противопоказанием к вождению автомобиля, но риск аварии при этом возрастает.

Так как, если взору не к чему привязаться, то картина вся видится в единой плоскости и определить расстояния до объектов в такой ситуации человек не может.

Это относится и к занятиями всеми видами спорта, в которых нужно быстро оценивать расстояние между объектами.


7. Лечение и тренировка бинокулярного зрения

Для восстановления бинокулярного зрения необходимо выявить и устранить причину, которая повлекла его нарушение.

Необходимо восстановить остроту зрения обоих глаз. Наилучшим средством для этого является лазерная коррекция. Так как очковая коррекция далеко не всегда повышает остроту зрения до необходимых значений, особенно при наличии астигматизма. Также нужно помнить, что коррекция очками или линзами не даст желаемого результата при наличии анизометропии.

Необходимо устранить косоглазие, если оно имеется. Так как бинокулярного зрения при косоглазии просто не бывает, ведь обязательным условием для его наличия является необходимость смотреть на предмет двумя глазами, обладающими хорошим зрением.

Нужно помнить, что формирование бинокулярного зрения происходит с момента рождения, когда мозг обучается видеть и использовать стереоскопическое зрение. Поэтому очень важно устранить все причины, мешающие формированию бинокулярного зрения, еще в детском возрасте.

После устранения причины нарушения, бинокулярное зрение начнет восстанавливаться само по себе. Мозг начнет учиться сливать информацию каждого глаза в единый образ. И чем раньше это произойдет, тем легче и быстрее будет восстанавливаться бинокулярное зрение.

В тяжелых запущенных случаях можно помочь мозгу восстановить бинокулярное зрение в специализированных офтальмологических кабинетах нарушения бинокулярного зрения на приборе, который называется синаптофор.


Синаптофор

Немного усилий и заботы о своем здоровье позволит насладиться миром в объеме.

Бинокулярное зрение является одной из основных функций глаз, поэтому наличие этой функции очень важно адаптации человека в окружающем мире и для его безопасной жизни.

Корреспондирующие точки сетчатки.


Виды нарушения периферического зрения

Выпадение отдельных участков зрительного поля называется также геминопсией. Она чаще всего встречается на обоих глазах, что говорит о причинах, перечисленных далее. При наличии проблем только в одном глазу можно говорить о повреждении зрительного нерва.

Причины возникновения проблем с периферическим зрением

Чаще всего боковое зрение страдает из-за следующих факторов:

  • прямые повреждения сетчатки. Объем последствий может различаться в каждом случае. Это могут не только удары или попадание мусора и других раздражителей из внешней среды. Повреждения провоцируются часто изнутри – заболевания сосудов особенно выделяются в подобных ситуациях. Чаще всего причиной повреждения сетчатой оболочки становится нарушение кровообращения в центральной артерии и ветвях. Также ухудшение зрения связано с аналогичными процессами в центральной вене сетчатки. Одним из последствий является отслоение сетчатки и ретиношизис. Все сопровождается воспалениями, дистрофией и дегенерацией, что в конце приводит к полному разрушению нервных клеток сетчатой оболочки. Из-за этого периферическое зрение нарушается;
  • нарушения кровообращения, возникающие из-за травм, опухолей или воспалений. В этом случае повреждается зрительный нерв;
  • повышение давление внутри черепа, приводящее к повреждениям зрительного нерва одного или двух глаз;
  • глаукома. Данный недуг также характеризуется повышением давления внутри глаз. Оно приводит к повреждениям зрительного нерва, что наблюдается в виде ухудшения резкости изображения на периферии. Когда глаукома прогрессирует, видимые границы зрения постепенно сужаются. При этом вернуть нормальное зрение без хирургического вмешательства не получится. В противном случае ухудшается не только периферическое, но и центральное зрение, доводя до полной утраты зрения;
  • повреждения головного мозга, возникающие вследствие нарушения кровообращения, травм или онкологии.

Таким образом, проблемы со зрением могут возникнуть из-за черепно-мозговой травмы, неудачного падения или нездорового образа жизни. В последнем случае играть роль в ухудшении зрения может излишек сладкой и жирной пищи. Иногда ухудшение изображения может проявляться и в других ситуациях, не связанных с ухудшением состояния организма. Это может быть связано с перегревом на солнце в жаркую погоду. Не следует путать подобные случаи с ослаблением бокового зрения.

Причины нарушений периферического зрения

Диагностика и лечение нарушения периферического зрения

Во множестве случаев периферическое зрение ухудшается из-за нарушений в работе головного мозга, но большинство ситуаций – проблемы с глазами или зрительными нервами. Обнаружить причину возникновения слепых пятен специалисты способны по форме и расположению:

  • около центрального участка глаза – окружение в виде кольца указывает на пигментную дистрофию сетчатки;
  • нахождение слепого пятна на краях видимой области говорит о проблемах с сосудистой оболочкой;
  • возникновение непосредственно в зрительном нерве или около него указывает на сложности с самим зрительным нервом или о заболевании макулы.

Диагностика проходит с использованием специального оборудования, способного уловить проблемные участки на глазах. Обследуемый также должен закрывать поочередно каждый глаз, а специалист будет перемещать предмет (например, ручку) от периферии до центра. Задача этого метода – установление того, когда пациент заметит перемещаемую вещь.

Более точный вариант обследования – периметрия, предусматривающая кинетический метод (пациент должен смотреть в одну точку на приборе, а потом он должен заметить возникновение светлого пятна на периферии). Статистическая периметрия является альтернативой, использующей компьютерные модели. В этом случае периферическое зрение определяется путем реагирования на появление огней. Отличия в яркости стимулирующих огней вместе с компьютерной обработкой помогут правильно установить причины заболевания глаз и подобрать способ лечения.

Диагностика нарушения периферического зрения

Чтобы исключить необходимость привлечения хирургов, можно воспользоваться глазными каплями, которые подходят для лечения глаукомы на ранних этапах. Лечебное средство стабилизирует внутриглазное давление с целью исключения более серьезных последствий. Главное – не заниматься самолечением и рассчитывать на то, что все само пройдет.

Если проблемы со зрением наблюдаются головными болями, есть повод обратиться к врачу (и не одному). Также обратите внимание на то, как просто или сложно перемещаться в темноте – например, после выключения света дома ночью. Предусмотрительность с вашей стороны исключит лишние затраты на лечение и потерю возможности видеть.

Читайте также: