Вправе ли лицо квалификационный аттестат которого аннулирован обжаловать решение

Обновлено: 02.07.2024

В целях реализации Концепции административной реформы в Российской Федерации в 2006-2008 гг. и плана мероприятий по проведению административной реформы в Российской Федерации в 2006-2008 гг., одобренных распоряжением Правительства Российской Федерации от 25 октября 2005 г. N 1789-р (Собрание законодательства Российской Федерации, 2005, N 46, ст. 4720), и в соответствии со статьей 148 Таможенного кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 2003, N 22, ст. 2066, N 52 (ч. I), ст. 5038; 2004, N 27, ст. 2711, N 34, ст. 3533, N 46 (ч. I), ст. 4494; 2005, N 30 (ч. I), ст. 3101; 2006, N 1, ст. 15, N 3, ст. 280, N 8, ст. 854), пунктом 5.3.13 Положения о Федеральной таможенной службе, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 26 июля 2006 г. N 459 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2006, N 32, ст. 3569), и пунктом 7 Порядка разработки и утверждения административных регламентов исполнения государственных функций и административных регламентов предоставления государственных услуг, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 11 ноября 2005 г. N 679 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2005, N 47, ст. 4933), приказываю:

1. Утвердить прилагаемый административный регламент Федеральной таможенной службы по исполнению государственной функции аннулирования квалификационных аттестатов специалистов по таможенному оформлению.

2. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на заместителя руководителя ФТС России В.М. Малинина.

Настоящий приказ вступает в силу по истечению 90 дней со дня его официального опубликования.

Руководитель

генерал-полковник таможенной службы

А. Бельянинов

Приложение

Административный регламент Федеральной таможенной службы по исполнению государственной функции аннулирования квалификационных аттестатов специалистов по таможенному оформлению

I. Общие положения

1. Административный регламент Федеральной таможенной службы по исполнению государственной функции аннулирования квалификационных аттестатов специалистов по таможенному оформлению определяет сроки и последовательность действий Федеральной таможенной службы, региональных таможенных управлений (РТУ) и таможен при осуществлении функций аннулирования квалификационных аттестатов специалистов по таможенному оформлению (далее - квалификационные аттестаты).

3. Государственная функция аннулирования квалификационных аттестатов исполняется Федеральной таможенной службой, РТУ и таможнями.

4. Решение об аннулировании квалификационных аттестатов оформляется приказом ФТС России. Копии приказов ФТС России об аннулировании квалификационных аттестатов направляются специалистам по таможенному оформлению, квалификационные аттестаты которых аннулированы, и таможенным брокерам (представителям), работниками которых являются указанные специалисты по таможенному оформлению.

5. Таможенные органы направляют предложения об аннулировании квалификационных аттестатов в вышестоящий таможенный орган. РТУ также направляют в ФТС России предложения об аннулировании квалификационных аттестатов, полученные от нижестоящих таможенных органов.

К данным предложениям в обязательном порядке прилагаются оригиналы документов, служащих основанием для аннулирования квалификационных аттестатов.

II. Административные процедуры

1. Описание последовательности действий при осуществлении государственной функции аннулирования квалификационных аттестатов специалистов по таможенному оформлению

6. Основанием для аннулирования квалификационных аттестатов являются следующие обстоятельства:

1) установлен факт получения квалификационного аттестата с использованием подложных документов;

2) вступил в законную силу приговор суда, предусматривающий наказание в виде лишения права заниматься деятельностью в качестве специалиста по таможенному оформлению в течение определенного срока;

3) установлен факт разглашения или использования для собственных целей, передачи иным лицам (за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами) специалистом по таможенному оформлению полученной от представляемых лиц информации, составляющей коммерческую, банковскую или иную охраняемую законом тайну, либо другой конфиденциальной информации;

4) установлен факт неоднократного привлечения специалиста по таможенному оформлению к административной ответственности за совершение административных правонарушений в области таможенного дела, предусмотренных статьями 16.1, 16.2, 16.3, 16.15 и 16.22 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях;

5) установлено, что специалист по таможенному оформлению не выполнил обязанность каждые два года, начиная с года, следующего за годом получения квалификационного аттестата, проходить обучение по программам повышения квалификации.

7. Использование подложных документов для получения квалификационного аттестата может быть выявлено в ходе проверок ФТС России деятельности экзаменационных комиссий РТУ по приему квалификационного экзамена, а также в ходе проверок таможенных органов, организуемых иными уполномоченными органами Российской Федерации.

8. При выявлении комиссией ФТС России, осуществляющей проверку деятельности экзаменационной комиссии по приему квалификационного экзамена, признаков использования подложных документов для получения квалификационного аттестата, данный факт отражается в отчете о результатах работы указанной комиссии, копия которого направляется в Главное управление организации таможенного контроля ФТС России (далее - ГУОТК).

9. Уполномоченное должностное лицо ГУОТК в течение 10 дней со дня получения копии отчета комиссии ФТС России в соответствии с п. 8 настоящего административного регламента либо со дня получения решения иного уполномоченного органа Российской Федерации направляет запрос в государственный орган, в образовательное учреждение, юридическому лицу, выдавшим документы, подлинность которых устанавливается.

10. Документом, подтверждающим факт получения квалификационного аттестата с использованием подложных документов, является заключение государственного органа, образовательного учреждения, юридического лица, выдающих документы, подлинность которых устанавливается.

В случае подтверждения их подложности уполномоченное должностное лицо ФТС России подготавливает проект приказа ФТС России об аннулировании квалификационных аттестатов. Срок подготовки указанного проекта не должен превышать десяти дней со дня получения указанных заключений.

В случае подтверждения подлинности рассматриваемых документов ГУОТК информирует об этом руководство ФТС России (в случае получения представления прокурора - также прокурора) в течение десяти дней со дня получения указанных заключений.

11. Наличие оснований для аннулирования квалификационных аттестатов в случаях, перечисленных в подпунктах 2- 4 пункта 6 настоящего административного регламента, подтверждается следующими документами:

- вступившим в законную силу приговором суда;

- вступившим в законную силу постановлением о привлечении специалиста по таможенному оформлению к административной ответственности;

- решением по жалобе (протесту) суда или должностного лица, его вынесших.

Подтверждающие документы могут поступить из правоохранительных органов, из других государственных органов, органов местного самоуправления, от общественных объединений, а также от физических и юридических лиц.

12. При поступлении документов, подтверждающих основания для аннулирования квалификационных аттестатов, предусмотренные подпунктами 2 - 4 пункта 6 настоящего административного регламента, уполномоченное должностное лицо таможни в срок, не превышающий трех дней со дня регистрации, направляет в вышестоящий таможенный орган письмо с предложениями об аннулировании квалификационных аттестатов. Поступившие документы прилагаются к указанному письму.

13. При поступлении документов, подтверждающих основания для аннулирования квалификационных аттестатов, предусмотренные подпунктами 2 - 4 пункта 6 настоящего административного регламента, а также при поступлении предложений об аннулировании квалификационных аттестатов от нижестоящих таможенных органов, уполномоченное должностное лицо РТУ в срок, не превышающий трех дней со дня регистрации, направляет в ФТС России письмо с предложениями об аннулировании квалификационных аттестатов. Поступившие документы прилагаются к указанному письму.

14. При поступлении документов, подтверждающих основания для аннулирования квалификационных аттестатов, предусмотренные подпунктами 2 - 4 пункта 6 настоящего административного регламента, уполномоченное должностное лицо ФТС России подготавливает запрос в суд, вынесший приговор либо решение по жалобе (протесту), или в таможенный орган, вынесший постановление о привлечении специалиста по таможенному оформлению к административной ответственности либо принявший решение по жалобе (протесту), для подтверждения подлинности поступивших документов.

В случае подтверждения их подлинности уполномоченное должностное лицо ФТС России подготавливает проект приказа ФТС России об аннулировании квалификационных аттестатов. Срок подготовки указанного проекта не должен превышать десяти дней со дня получения указанного подтверждения.

В случаях не подтверждения подлинности рассматриваемых документов либо отсутствии ответа от запрашиваемых государственных органов в течение месяца поступившие документы списываются в дела ГУОТК в соответствии с установленным порядком ведения делопроизводства.

15. Основания для аннулирования квалификационных аттестатов в случае, определенном подпунктом 5 пункта 6 настоящего административного регламента, возникают при непредставлении специалистами по таможенному оформлению в РТУ документов, подтверждающих прохождение обучения по программам повышения квалификации, в течение месяца со дня истечения срока, определенного подпунктом 5 пункта 6 настоящего административного регламента.

16. При непредставлении специалистами по таможенному оформлению в РТУ документов, подтверждающих прохождение обучения по программам повышения квалификации, в срок, определенный п. 15 настоящего административного регламента, уполномоченное должностное лицо РТУ в течение трех дней со дня истечения указанного срока направляет в ФТС России письмо с предложениями об аннулировании квалификационных аттестатов.

17. При поступлении документов, подтверждающих прохождение специалистами по таможенному оформлению обучения по программам повышения квалификации, уполномоченное должностное лицо РТУ в срок, не превышающий трех дней со дня поступления данных документов, направляет их в ФТС России.

19. Результатом исполнения ФТС России государственной функции аннулирования квалификационных аттестатов является издание приказа ФТС России об аннулировании квалификационных аттестатов. Проект указанного приказа ФТС России рассматривается ГУОТК и Правовым управлением ФТС России (далее - ПУ) коллегиально в соответствии с компетенцией и визируется начальниками ГУОТК и ПУ, а также заместителями руководителя ФТС России, курирующими ГУОТК и ПУ.

20. Копии приказа ФТС России об аннулировании квалификационных аттестатов направляются лицам, чьи квалификационные аттестаты аннулированы, и таможенным брокерам (представителям), работниками которых являются указанные специалисты по таможенному оформлению, в течение трех дней со дня издания данного приказа ФТС России.

2. Порядок обжалования действий при осуществлении государственной функции аннулирования квалификационных аттестатов специалистов по таможенному оформлению

21. Лицо, квалификационный аттестат которого аннулирован, вправе обжаловать действия ФТС России при осуществлении государственной функции аннулирования квалификационных аттестатов.

22. Жалоба на действия ФТС России при осуществлении государственной функции аннулирования квалификационных аттестатов подается в ФТС России либо в суд. Подача в ФТС России жалобы на действия ФТС России при осуществлении государственной функции аннулирования квалификационных аттестатов не исключает возможности одновременной или последующей подачи жалобы в суд.

23. Порядок подачи, рассмотрения и разрешения жалоб, направляемых в суд, определяется законодательством Российской Федерации о гражданском судопроизводстве.

24. Специалист по таможенному оформлению может подать жалобу на действия ФТС России при осуществлении государственной функции аннулирования квалификационных аттестатов в суд либо в ФТС России в течение трех месяцев со дня получения копии приказа ФТС России об аннулировании квалификационного аттестата.

25. В случае пропуска по уважительным причинам срока для обжалования, тот срок может быть восстановлен ФТС России по заявлению лица, обратившегося в суд с жалобой на действия ФТС России при осуществлении государственной функции аннулирования квалификационных аттестатов, либо может быть восстановлен ФТС России по заявлению лица, обратившегося в ФТС России с жалобой на действия ФТС России при осуществлении государственной функции аннулирования квалификационных аттестатов.

26. Жалоба на действия ФТС России при осуществлении государственной функции аннулирования квалификационных аттестатов подается в письменной форме, должна быть подписана лицом, обратившимся с жалобой, и должна содержать:

- фамилию, имя, отчество специалиста по таможенному оформлению, подающего жалобу, его место жительства;

- существо обжалуемых действий.

27. Жалоба на действия ФТС России при осуществлении государственной функции аннулирования квалификационных аттестатов должна быть рассмотрена ФТС России в течение месяца со дня ее поступления. Если ФТС России признает необходимым продлить срок рассмотрения жалобы (в случае, если в ходе рассмотрения жалобы из подчиненных таможенных органов либо иных государственных органов истребованы документы, без учета которых не представляется возможным принять обоснование и мотивированное решение, и они не поступили в месячный срок), этот срок может быть продлен руководителем ФТС России, но не более чем еще на один месяц. О продлении срока рассмотрения жалобы ФТС России сообщает лицу, подавшему жалобу, в письменной форме с указанием причин продления.

28. Копия решения, принятого ФТС России по результатам рассмотрения жалобы на действия ФТС России при осуществлении ими государственной функции аннулирования квалификационных аттестатов, направляется лицу, обратившемуся с жалобой, в пределах сроков, установленных п. 27 настоящего административного регламента.

29. Решение ФТС России по жалобе на действия ФТС России при осуществлении государственной функции аннулирования квалификационных аттестатов может быть обжаловано в суд.

1 Собрание законодательства Российской Федерации, 2003, N 22, ст. 2066, N 52, ст. 5038; 2004, N 27, ст. 2711, N 34, ст. 3533, N 46, ст. 4494; 2005, N 30, ст. 3101; 2006, N 1, ст. 15, N 3, ст. 280, N 8, ст. 854.

2 Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, N 1, ст. 1, N 18, ст. 1721, N 30, ст. 3029, N 44, ст. 4295, ст. 4298; 2003 г. N 1 ст. 2, N 27, ст. 2700, ст. 2708, ст. 2717, N 46, ст. 4434, ст. 4440, N 50, ст. 4847, ст. 4855, N 52, ст. 5037; 2004, N 19, ст. 1838, N 30, ст. 3095, N 31, ст. 3229, N 34, ст. 3529, ст. 3533, N 44, ст. 4266; 2005, N 1, ст. 9, ст. 13, ст. 37, ст. 40, ст. 45, N 10, ст. 762, ст. 763, N 13, ст. 1077, ст. 1079, N 17, ст. 1484, N 19, ст. 1752, N 25, ст. 2431, N 27, ст. 2719, ст. 2721, N 30, ст. 3104, ст. 3124, ст. 3131, N 40, ст. 3986, N 50, ст. 5247, N 52, ст. 5574, ст. 5596; 2006, N 1, ст. 4, ст. 10, N 2, ст. 172, ст. 175, N 6, ст. 636, N 10, ст. 1067, N 12, ст. 1234, N 17, ст. 1776, N 18, ст. 1907, N 19, ст. 2066, N 23, ст. 2380, ст. 2385, N 28, ст. 2975.

3 Собрание законодательства Российской Федерации, 2006, N 32, ст. 3569.

4 Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти, 2005, N 14.

Итак, квалификационный экзамен вами сдан и аттестат благополучно получен. После него, естественно, получена и сама лицензия для управления МКД. Однако, не время расслабляться, поскольку квалификационный аттестат может быть аннулирован по решению ГЖИ до истечения срока его пятилетнего действия, если вдруг обнаружится, что вы получили свой аттестат при помощи подложных документов или сведения о вас попали в реестр дисквалифицированных лиц.

Также поводом для аннулирования вашего аттестата может стать совершение вами экономического преступления любой степени тяжести, о котором стало известно из приговора суда. Все это расценивается как дисквалификация руководителя управляющей компании и может быть применительно ко всему периоду действия аттестата.

Но если вы оспорите в суде постановление о дисквалификации, и суд снимет с вас административное наказание, то и сведения о вас убираются из этого реестра. Помимо дисквалификации на 3 года вы также можете попасть под штраф в размере 50-100 тысяч рублей по ч.1 ст.7.23.3. КоАП РФ. Поэтому будьте бдительны и старайтесь не совершайте административных проступков.

Последствия дисквалификации руководителя для УК

Многие задают вопрос, если лишиться квалификационного аттестата, то может ли произойти аннулирование лицензии УК? Это, конечно, вопрос весьма неоднозначный. Посудите сами. С одной стороны, часть 1 статьи 202 Жилищного Кодекса РФ нам гласит, что руководитель УК или иное должностное лицо должны в обязательном порядке иметь квалификационный аттестат для получения лицензии. Но в части 7 той же статьи нет прямой отсылки к тому, что если квалификационный аттестат будет аннулирован, то отзовут и лицензию. Опять возвращаясь к Жилищному Кодексу РФ, получаем, что согласно п.2 ч.1 статьи 193 наличие квалификационного аттестата также обязательно для получения лицензии.

Да и ч.2 ст.14.1.3 КоАП РФ говорит нам о существенном административном штрафе, который будет наложен в случае, если руководитель УК будет вести свою предпринимательскую деятельность по управлению МКД с нарушением лицензионных требований. Но про аннулирование лицензии компании по этой причине речи не идёт.

Подытоживая все выше сказанное, можно сделать вывод, что если вы не ответили на вопросы квалификационного экзамена и не получили аттестат, то не видать вам и лицензии. А вот если уже этот этап пройден, то аннулировать при серьезных нарушениях, о которых упоминалось выше, могут только квалификационный аттестат или, попросту говоря, вас могут дисквалифицировать. А вот лишить лицензии всю компанию уже не в праве. Единственное, что могут выписать, так это штраф за административное правонарушение.

Однако нужно подумать и о практической стороне вопроса. То есть, как будет существовать собственно сама управляющая компания, если останется без руководителя? Придется в срочном порядке искать нового директора с аттестатом или назначать кого-то из сотрудников или коллег на эту должность. Поэтому мы и говорили, что нужно еще кому-то из должностных лиц вместе с вами получить квалификационный аттестат, чтобы в крайнем случае передать ему дела и назначить вместо вас руководителем. Это намного проще, легче и быстрее, чем искать нового.

Во-первых, нужно время, чтобы найти замену. Во-вторых, если он придет к вам без своего действующего аттестата, то ему предстоит сдача квалификационного экзамена. А это все время на подготовку и сам процесс. Кроме того, тут опять получается двоякая ситуация: в законодательстве нет прямого указания на то, что нельзя принимать на работу должностное лицо без квалификационного аттестата для управления УК. Однако, согласно все тому же законодательству, руководитель должен получить квалификационный аттестат.

Подготовиться к квалификационному экзамену руководителя управляющей компании можно с помощью нашего бесплатного онлайн-тренажёра.

Если у вас остались вопросы, вы всегда можете обратиться к нам за консультацией. Также мы помогаем управляющим компаниям соответствовать 731 ПП РФ о Стандарте раскрытия информации (заполнение порталов Реформа ЖКХ и ГИС ЖКХ , сайта УК, информационных стендов). Мы всегда рады вам помочь!

В целях реализации Концепции административной реформы в Российской Федерации в 2006-2008 гг. и плана мероприятий по проведению административной реформы в Российской Федерации в 2006-2008 гг., одобренных распоряжением Правительства Российской Федерации от 25 октября 2005 г. N 1789-р (Собрание законодательства Российской Федерации, 2005, N 46, ст. 4720), и в соответствии со статьей 148 Таможенного кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 2003, N 22, ст. 2066, N 52 (ч. I), ст. 5038; 2004, N 27, ст. 2711, N 34, ст. 3533, N 46 (ч. I), ст. 4494; 2005, N 30 (ч. I), ст. 3101; 2006, N 1, ст. 15, N 3, ст. 280, N 8, ст. 854), пунктом 5.3.13 Положения о Федеральной таможенной службе, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 26 июля 2006 г. N 459 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2006, N 32, ст. 3569), и пунктом 7 Порядка разработки и утверждения административных регламентов исполнения государственных функций и административных регламентов предоставления государственных услуг, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 11 ноября 2005 г. N 679 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2005, N 47, ст. 4933), приказываю:

1. Утвердить прилагаемый административный регламент Федеральной таможенной службы по исполнению государственной функции аннулирования квалификационных аттестатов специалистов по таможенному оформлению.

2. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на заместителя руководителя ФТС России В.М. Малинина.

Настоящий приказ вступает в силу по истечению 90 дней со дня его официального опубликования.

Руководитель

генерал-полковник таможенной службы

А. Бельянинов

Приложение

Административный регламент Федеральной таможенной службы по исполнению государственной функции аннулирования квалификационных аттестатов специалистов по таможенному оформлению

I. Общие положения

1. Административный регламент Федеральной таможенной службы по исполнению государственной функции аннулирования квалификационных аттестатов специалистов по таможенному оформлению определяет сроки и последовательность действий Федеральной таможенной службы, региональных таможенных управлений (РТУ) и таможен при осуществлении функций аннулирования квалификационных аттестатов специалистов по таможенному оформлению (далее - квалификационные аттестаты).

3. Государственная функция аннулирования квалификационных аттестатов исполняется Федеральной таможенной службой, РТУ и таможнями.

4. Решение об аннулировании квалификационных аттестатов оформляется приказом ФТС России. Копии приказов ФТС России об аннулировании квалификационных аттестатов направляются специалистам по таможенному оформлению, квалификационные аттестаты которых аннулированы, и таможенным брокерам (представителям), работниками которых являются указанные специалисты по таможенному оформлению.

5. Таможенные органы направляют предложения об аннулировании квалификационных аттестатов в вышестоящий таможенный орган. РТУ также направляют в ФТС России предложения об аннулировании квалификационных аттестатов, полученные от нижестоящих таможенных органов.

К данным предложениям в обязательном порядке прилагаются оригиналы документов, служащих основанием для аннулирования квалификационных аттестатов.

II. Административные процедуры

1. Описание последовательности действий при осуществлении государственной функции аннулирования квалификационных аттестатов специалистов по таможенному оформлению

6. Основанием для аннулирования квалификационных аттестатов являются следующие обстоятельства:

1) установлен факт получения квалификационного аттестата с использованием подложных документов;

2) вступил в законную силу приговор суда, предусматривающий наказание в виде лишения права заниматься деятельностью в качестве специалиста по таможенному оформлению в течение определенного срока;

3) установлен факт разглашения или использования для собственных целей, передачи иным лицам (за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами) специалистом по таможенному оформлению полученной от представляемых лиц информации, составляющей коммерческую, банковскую или иную охраняемую законом тайну, либо другой конфиденциальной информации;

4) установлен факт неоднократного привлечения специалиста по таможенному оформлению к административной ответственности за совершение административных правонарушений в области таможенного дела, предусмотренных статьями 16.1, 16.2, 16.3, 16.15 и 16.22 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях;

5) установлено, что специалист по таможенному оформлению не выполнил обязанность каждые два года, начиная с года, следующего за годом получения квалификационного аттестата, проходить обучение по программам повышения квалификации.

7. Использование подложных документов для получения квалификационного аттестата может быть выявлено в ходе проверок ФТС России деятельности экзаменационных комиссий РТУ по приему квалификационного экзамена, а также в ходе проверок таможенных органов, организуемых иными уполномоченными органами Российской Федерации.

8. При выявлении комиссией ФТС России, осуществляющей проверку деятельности экзаменационной комиссии по приему квалификационного экзамена, признаков использования подложных документов для получения квалификационного аттестата, данный факт отражается в отчете о результатах работы указанной комиссии, копия которого направляется в Главное управление организации таможенного контроля ФТС России (далее - ГУОТК).

9. Уполномоченное должностное лицо ГУОТК в течение 10 дней со дня получения копии отчета комиссии ФТС России в соответствии с п. 8 настоящего административного регламента либо со дня получения решения иного уполномоченного органа Российской Федерации направляет запрос в государственный орган, в образовательное учреждение, юридическому лицу, выдавшим документы, подлинность которых устанавливается.

10. Документом, подтверждающим факт получения квалификационного аттестата с использованием подложных документов, является заключение государственного органа, образовательного учреждения, юридического лица, выдающих документы, подлинность которых устанавливается.

В случае подтверждения их подложности уполномоченное должностное лицо ФТС России подготавливает проект приказа ФТС России об аннулировании квалификационных аттестатов. Срок подготовки указанного проекта не должен превышать десяти дней со дня получения указанных заключений.

В случае подтверждения подлинности рассматриваемых документов ГУОТК информирует об этом руководство ФТС России (в случае получения представления прокурора - также прокурора) в течение десяти дней со дня получения указанных заключений.

11. Наличие оснований для аннулирования квалификационных аттестатов в случаях, перечисленных в подпунктах 2- 4 пункта 6 настоящего административного регламента, подтверждается следующими документами:

- вступившим в законную силу приговором суда;

- вступившим в законную силу постановлением о привлечении специалиста по таможенному оформлению к административной ответственности;

- решением по жалобе (протесту) суда или должностного лица, его вынесших.

Подтверждающие документы могут поступить из правоохранительных органов, из других государственных органов, органов местного самоуправления, от общественных объединений, а также от физических и юридических лиц.

12. При поступлении документов, подтверждающих основания для аннулирования квалификационных аттестатов, предусмотренные подпунктами 2 - 4 пункта 6 настоящего административного регламента, уполномоченное должностное лицо таможни в срок, не превышающий трех дней со дня регистрации, направляет в вышестоящий таможенный орган письмо с предложениями об аннулировании квалификационных аттестатов. Поступившие документы прилагаются к указанному письму.

13. При поступлении документов, подтверждающих основания для аннулирования квалификационных аттестатов, предусмотренные подпунктами 2 - 4 пункта 6 настоящего административного регламента, а также при поступлении предложений об аннулировании квалификационных аттестатов от нижестоящих таможенных органов, уполномоченное должностное лицо РТУ в срок, не превышающий трех дней со дня регистрации, направляет в ФТС России письмо с предложениями об аннулировании квалификационных аттестатов. Поступившие документы прилагаются к указанному письму.

14. При поступлении документов, подтверждающих основания для аннулирования квалификационных аттестатов, предусмотренные подпунктами 2 - 4 пункта 6 настоящего административного регламента, уполномоченное должностное лицо ФТС России подготавливает запрос в суд, вынесший приговор либо решение по жалобе (протесту), или в таможенный орган, вынесший постановление о привлечении специалиста по таможенному оформлению к административной ответственности либо принявший решение по жалобе (протесту), для подтверждения подлинности поступивших документов.

В случае подтверждения их подлинности уполномоченное должностное лицо ФТС России подготавливает проект приказа ФТС России об аннулировании квалификационных аттестатов. Срок подготовки указанного проекта не должен превышать десяти дней со дня получения указанного подтверждения.

В случаях не подтверждения подлинности рассматриваемых документов либо отсутствии ответа от запрашиваемых государственных органов в течение месяца поступившие документы списываются в дела ГУОТК в соответствии с установленным порядком ведения делопроизводства.

15. Основания для аннулирования квалификационных аттестатов в случае, определенном подпунктом 5 пункта 6 настоящего административного регламента, возникают при непредставлении специалистами по таможенному оформлению в РТУ документов, подтверждающих прохождение обучения по программам повышения квалификации, в течение месяца со дня истечения срока, определенного подпунктом 5 пункта 6 настоящего административного регламента.

16. При непредставлении специалистами по таможенному оформлению в РТУ документов, подтверждающих прохождение обучения по программам повышения квалификации, в срок, определенный п. 15 настоящего административного регламента, уполномоченное должностное лицо РТУ в течение трех дней со дня истечения указанного срока направляет в ФТС России письмо с предложениями об аннулировании квалификационных аттестатов.

17. При поступлении документов, подтверждающих прохождение специалистами по таможенному оформлению обучения по программам повышения квалификации, уполномоченное должностное лицо РТУ в срок, не превышающий трех дней со дня поступления данных документов, направляет их в ФТС России.

19. Результатом исполнения ФТС России государственной функции аннулирования квалификационных аттестатов является издание приказа ФТС России об аннулировании квалификационных аттестатов. Проект указанного приказа ФТС России рассматривается ГУОТК и Правовым управлением ФТС России (далее - ПУ) коллегиально в соответствии с компетенцией и визируется начальниками ГУОТК и ПУ, а также заместителями руководителя ФТС России, курирующими ГУОТК и ПУ.

20. Копии приказа ФТС России об аннулировании квалификационных аттестатов направляются лицам, чьи квалификационные аттестаты аннулированы, и таможенным брокерам (представителям), работниками которых являются указанные специалисты по таможенному оформлению, в течение трех дней со дня издания данного приказа ФТС России.

2. Порядок обжалования действий при осуществлении государственной функции аннулирования квалификационных аттестатов специалистов по таможенному оформлению

21. Лицо, квалификационный аттестат которого аннулирован, вправе обжаловать действия ФТС России при осуществлении государственной функции аннулирования квалификационных аттестатов.

22. Жалоба на действия ФТС России при осуществлении государственной функции аннулирования квалификационных аттестатов подается в ФТС России либо в суд. Подача в ФТС России жалобы на действия ФТС России при осуществлении государственной функции аннулирования квалификационных аттестатов не исключает возможности одновременной или последующей подачи жалобы в суд.

23. Порядок подачи, рассмотрения и разрешения жалоб, направляемых в суд, определяется законодательством Российской Федерации о гражданском судопроизводстве.

24. Специалист по таможенному оформлению может подать жалобу на действия ФТС России при осуществлении государственной функции аннулирования квалификационных аттестатов в суд либо в ФТС России в течение трех месяцев со дня получения копии приказа ФТС России об аннулировании квалификационного аттестата.

25. В случае пропуска по уважительным причинам срока для обжалования, тот срок может быть восстановлен ФТС России по заявлению лица, обратившегося в суд с жалобой на действия ФТС России при осуществлении государственной функции аннулирования квалификационных аттестатов, либо может быть восстановлен ФТС России по заявлению лица, обратившегося в ФТС России с жалобой на действия ФТС России при осуществлении государственной функции аннулирования квалификационных аттестатов.

26. Жалоба на действия ФТС России при осуществлении государственной функции аннулирования квалификационных аттестатов подается в письменной форме, должна быть подписана лицом, обратившимся с жалобой, и должна содержать:

- фамилию, имя, отчество специалиста по таможенному оформлению, подающего жалобу, его место жительства;

- существо обжалуемых действий.

27. Жалоба на действия ФТС России при осуществлении государственной функции аннулирования квалификационных аттестатов должна быть рассмотрена ФТС России в течение месяца со дня ее поступления. Если ФТС России признает необходимым продлить срок рассмотрения жалобы (в случае, если в ходе рассмотрения жалобы из подчиненных таможенных органов либо иных государственных органов истребованы документы, без учета которых не представляется возможным принять обоснование и мотивированное решение, и они не поступили в месячный срок), этот срок может быть продлен руководителем ФТС России, но не более чем еще на один месяц. О продлении срока рассмотрения жалобы ФТС России сообщает лицу, подавшему жалобу, в письменной форме с указанием причин продления.

28. Копия решения, принятого ФТС России по результатам рассмотрения жалобы на действия ФТС России при осуществлении ими государственной функции аннулирования квалификационных аттестатов, направляется лицу, обратившемуся с жалобой, в пределах сроков, установленных п. 27 настоящего административного регламента.

29. Решение ФТС России по жалобе на действия ФТС России при осуществлении государственной функции аннулирования квалификационных аттестатов может быть обжаловано в суд.

1 Собрание законодательства Российской Федерации, 2003, N 22, ст. 2066, N 52, ст. 5038; 2004, N 27, ст. 2711, N 34, ст. 3533, N 46, ст. 4494; 2005, N 30, ст. 3101; 2006, N 1, ст. 15, N 3, ст. 280, N 8, ст. 854.

2 Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, N 1, ст. 1, N 18, ст. 1721, N 30, ст. 3029, N 44, ст. 4295, ст. 4298; 2003 г. N 1 ст. 2, N 27, ст. 2700, ст. 2708, ст. 2717, N 46, ст. 4434, ст. 4440, N 50, ст. 4847, ст. 4855, N 52, ст. 5037; 2004, N 19, ст. 1838, N 30, ст. 3095, N 31, ст. 3229, N 34, ст. 3529, ст. 3533, N 44, ст. 4266; 2005, N 1, ст. 9, ст. 13, ст. 37, ст. 40, ст. 45, N 10, ст. 762, ст. 763, N 13, ст. 1077, ст. 1079, N 17, ст. 1484, N 19, ст. 1752, N 25, ст. 2431, N 27, ст. 2719, ст. 2721, N 30, ст. 3104, ст. 3124, ст. 3131, N 40, ст. 3986, N 50, ст. 5247, N 52, ст. 5574, ст. 5596; 2006, N 1, ст. 4, ст. 10, N 2, ст. 172, ст. 175, N 6, ст. 636, N 10, ст. 1067, N 12, ст. 1234, N 17, ст. 1776, N 18, ст. 1907, N 19, ст. 2066, N 23, ст. 2380, ст. 2385, N 28, ст. 2975.

3 Собрание законодательства Российской Федерации, 2006, N 32, ст. 3569.

4 Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти, 2005, N 14.

Аннулирование и порядок аннулирования квалификационного аттестата аудитора установлены в статье 16 Закона об аудиторской деятельности. Квалификационный аттестат аудитора аннулируется в следующих случаях:

1) установлен факт получения квалификационного аттестата аудитора с использованием подложных документов;

2) вступил в законную силу приговор суда, предусматривающий наказание в виде лишения права заниматься аудиторской деятельностью в течение определенного срока;

3) установлен факт несоблюдения требований статей 8 и 12 Закона об аудиторской Деятельности (аудитор допустил разглашение аудиторской тайны или нарушил принцип независимости);

4) установлен факт систематического нарушения аудитором при проведении аудита требований, установленных законодательством РФ или федеральными правилами (стандартами) аудиторской деятельности;

5) установлен факт подписания аудитором аудиторского заключения без проведения, аудиторской проверки;

6) установлен факт, что в течение двух календарных лет подряд аудитор не осуществляет аудиторскую деятельность;

7) аудитор нарушает требование о прохождении обучения по программам повышения квалификации, установленное статьей 15 Закона об аудиторской деятельности.

Решение об аннулировании квалификационного аттестата аудитора принимается Минфином России, который в этом случае выносит мотивированное решение об аннулировании квалификационного аттестата аудитора.

Лицо, квалификационный аттестат которого аннулирован, вправе обжаловать решение Минфина России в суд в течение трех месяцев со дня получения решения об аннулировании квалификационного аттестата аудитора.

Лицо, квалификационный аттестат которого аннулирован по основаниям, перечисленным выше под номерами 1, 3, 4 и 5, не вправе повторно обращаться с заявлением о получении аттестата на право осуществления аудиторской деятельности в течение трех лет со дня принятия решения об аннулировании квалификационного аттестата.

Лицо, квалификационный аттестат которого аннулирован по основанию, указанному выше под номером 2, не вправе повторно обращаться с заявлением о получении аттестата на право осуществления аудиторской деятельности в течение срока, предусмотренного вступившим в законную силу приговором суда.

4.3 Лицензирование аудиторской деятельности

В соответствии со статьей 17 Закона об аудиторской деятельности лицензирование ayдиторской деятельности, в том числе порядок выдачи, приостановления и аннулировав лицензии, осуществляется в соответствии с законодательством РФ о лицензировании о дельных видов деятельности. При этом датой получения аудиторской организацией ииндивидуальным аудитором лицензии на осуществление аудиторской деятельности считается дата принятия решения о выдаче соответствующей лицензии. Кроме того, если в соответствии с законодательством РФ оказание отдельных видов сопутствующих аудиторских услуг требует получения соответствующей лицензии, аудиторские организации и индивидуальные аудиторы не вправе оказывать такие услуги без получения соответствующей лицензии.

Конкретный порядок лицензирования установлен Положением о лицензировании аудиторской деятельности, утвержденным постановлением Правительства РФ от 29 марта 2002 г. №190 (далее – Положение о лицензировании).

В соответствии с данным Положением лицензирование аудиторской деятельности осуществляется Министерством финансов РФ.

Лицензия на осуществление аудиторской деятельности выдается на срок пять лет, который по заявлению лицензиата может продлеваться на пять лет неограниченное количество раз. Форма бланка лицензии утверждается лицензирующим органом. В настоящее время действует форма, утвержденная приказом Минфина России от 1 апреля 2002 г. №26н.

Лицензионными требованиями и условиями при осуществлении аудиторской деятельности являются:

1) наличие у индивидуального аудитора или у аудиторов аудиторской организации соответствующих профилю аудиторской проверки типов квалификационных аттестатов аудитора;

2) наличие в штате аудиторской организации не менее 5 аудиторов, имеющих квалификационные аттестаты аудитора;

3) осуществление предпринимательской деятельности только в виде проведения аудита и оказания сопутствующих аудиту услуг в соответствии с нормативными правовыми актами РФ, в том числе федеральными правилами (стандартами) аудиторской деятельности, и органов, регулирующих деятельность аудируемых организаций;

4) соблюдение правил внутреннего контроля качества проводимых лицензиатами аудиторских проверок и обеспечение возможности проведения внешних проверок качества их деятельности с предоставлением в установленном порядке всей необходимой для этого документации и информации в соответствии с законодательством РФ;

5) обеспечение сохранности сведений, составляющих аудиторскую тайну, кроме случаев, предусмотренных законодательством РФ;

6) предоставление аудируемым лицам информации об обстоятельствах, исключающих возможность проведения их аудиторской проверки;

7) участие в обязательном аудите кредитных организаций, банковских групп и банковских холдингов не менее двух аудиторов, имеющих квалификационные аттестаты,

8) наличие у аудиторской организации при проведении обязательного аудита кредитных организаций стажа аудиторской деятельности не менее двух лет;

9) наличие у аудиторской организации при проведении обязательного аудита банковских групп и банковских холдингов стажа аудиторской деятельности по проверкам кредитных организаций не менее двух лет.

Для получения лицензии соискатель лицензии представляет в лицензирующий орган следующие документы:

а) заявление о выдаче лицензии с указанием:

– фамилии, имени, отчества, места жительства, данных документа, удостоверяют го личность, – для индивидуального предпринимателя;

– наименования, организационно-правовой формы и места нахождения – для юридического лица;

б) копию свидетельства о постановке соискателя лицензии на учет в налоговом органе с указанием идентификационного номера налогоплательщика;

в) документ, подтверждающий уплату лицензионного сбора за рассмотрение лица лицензирующим органом заявления о выдаче лицензии;

г) копию свидетельства о государственной регистрации гражданина в качестве индивидуального предпринимателя;

д) копии учредительных документов и копию документа, подтверждающего факт внесения записи о юридическом лице в Единый государственный реестр юридических лиц;

е) копии всех имеющихся у соискателя лицензии квалификационных аттестатов аудитор:

ж) сведения о фамилии, имени, отчестве руководителей организации, их заместителей и состоящих в штате организации аттестованных аудиторов – при наличии в штате организации только постоянно проживающих на территории РФ граждан РФ;

з) сведения о фамилии, имени, отчестве, занимаемой должности, гражданстве и стране постоянного проживания руководителей организации, их заместителей, аттестованных аудиторов и иных штатных работников организации – при наличии в штате организации иностранных граждан и / или не проживающих постоянно на территории Р 1 граждан РФ.

Если копии вышеуказанных документов не заверены нотариусом, они представляются с предъявлением оригинала.

Минфин России принимает решение о выдаче или об отказе в выдаче лицензии в срок, не превышающий 60 дней со дня поступления заявления со всеми необходимымидокументами.

Положение о лицензировании предоставляет Минфину России право с целью контроля над соблюдением лицензиатами лицензионных требований и условий проводить проверки их деятельности. Основанием для проведения проверки могут являться:

· распоряжение уполномоченного должностного лица Минфина России;

· план проверок, утвержденный Минфином России;

· нарушения лицензиатом законодательства, регулирующего аудиторскую деятельность в РФ;

· обращения и жалобы заказчиков аудиторских услуг, правоохранительных органов на допущенные лицензиатом при осуществлении им аудиторской деятельности нарушения законодательства, регулирующего аудиторскую деятельность в РФ.

При проведении проверки лицензиат обязан предоставлять документы, необходимые для проведения проверки, в том числе аудиторские заключения и рабочую документацию, составление которой предусмотрено федеральными правилами (стандартами) аудиторской деятельности, а также другие необходимые при проверке сведения, объяснения и документы. Кроме того, лицензиат обязан проинформировать в 15-дневный срок (в письменной форме) Минфин России об изменении своего почтового адреса и (или) адресов используемых им для осуществления аудиторской деятельности зданий и помещений, а также обеспечивать условия для проведения проверок.

Проверка проводится в соответствии с программой, утвержденной уполномоченным должностным лицом Минфина России. Срок проведения, состав группы проверяющих и ее руководитель определяются уполномоченным должностным лицом Минфина России, при этом срок проведения проверки, как правило, не должен превышать 45 календарных дней. Отметим, что Минфин России не вправе проводить в течение одного календарного года более одной проверки аудиторской организации или индивидуального аудитора по одним и тем же вопросам (основаниям), за исключением случаев, когда проверка проводится в связи с обращениями и жалобами заказчиков аудиторских услуг и (или) правоохранительных органов.

Минфин России ведет реестр лицензий, в котором указываются:

наименование лицензирующего органа;

сведения о лицензиате с указанием идентификационного номера налогоплательщика, а именно:

наименование, организационно-правовая форма, номер документа, подтверждающего факт внесения записи о юридическом лице в Единый государственный реестр юридических лиц, место нахождения, номера и типы квалификационных аттестатов штатных аудиторов – для аудиторской организации;

фамилия, имя, отчество, место жительства, данные документа, удостоверяющего личность, номер свидетельства о государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя, номера и типы квалификационных аттестатов – для индивидуального аудитора;

срок действия лицензии;

дата принятия решения о выдаче лицензии;

сведения о регистрации лицензии в реестре лицензий;

основания и даты приостановления и возобновления действия лицензии;

основания и даты переоформления и продления срока действия лицензии, основание и дата аннулирования лицензии.

Индивидуальные аудиторы и аудиторские организации обязаны в 15-тидневный срок сообщать в лицензирующий орган об изменениях данных, внесенных в реестр лицензий.

В соответствии с пунктом 1 статьи 15 Закона об аудиторской деятельности аттестация на право осуществления аудиторской деятельности – это проверка квалификации физических лиц, желающих заниматься аудиторской деятельностью.

Аттестация осуществляется в форме квалификационного экзамена. Лицам, успешно сдавшим квалификационный экзамен, выдается квалификационный аттестат аудитора без ограничения срока его действия.

Порядок аттестации на право осуществления аудиторской деятельности, формирования аттестационных комиссий и размер платы за проведение аттестации утверждаются Минфином России, а порядок получения лицензий на осуществление аудиторской деятельности устанавливается Правительством РФ. Организация проведения аттестации и лицензирования аудиторской деятельности возлагается на Министерство финансов РФ.

Высокий уровень профессионализма аудиторов – залог того, что проведение аудиторских проверок и оказание иных аудиторских услуг будет осуществлено на самом высоком уровне.

Именно поэтому государство в лице органов, на которые возложено регулирование аудиторской деятельности в Российской Федерации, предъявляет достаточно высокие требования к лицам, как только изъявляющим желание заниматься аудиторской деятельностью, так и уже имеющим статус аудитора, получившим квалификационный аттестат аудитора в установленном порядке.

2. Андреев В.Д., Киселевич Т.И., Атаманюк И.В. Практикум по аудиту: Учеб. пособие. – М.: Финансы и статистика, 2005.

3. Аудит: Учебник для вузов / В.И. Подольский, Г.Б. Поляк, А.А. Савин и др.; Под ред. проф. В.И. Подольского. – 2-е изд., перераб. И доп. – М.: ЮНИТИ-Дана, 2004.

4. Кондраков Н.П. Бухгалтерский учет: Учебное пособие. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: ИНФРА-М, 2004.

6. Основы аудита/Н.Н. Шишкоедова Н.Н. – М.: ГроссМедиа 2004 – 240 с.

Раздел: Бухгалтерский учет и аудит
Количество знаков с пробелами: 39926
Количество таблиц: 0
Количество изображений: 0

Читайте также: