Возможность осуществлять какое либо действие операцию

Обновлено: 04.05.2024

Чем обусловлен жизненный результат и успех человека? Конечно же, это умения и навыки, которыми он обладает. При этом крайне важно понимать, что овладевать ими и развивать их можно и нужно в любом возрасте, ведь чем больше мы способны делать, тем большего количества самых разных целей можем достигать. Сегодня мы хотим поговорить как раз о том, каким образом формируются умения и навыки и из каких этапов состоит этот процесс, а также дать несколько рекомендаций по их развитию, которыми сможет воспользоваться каждый.

Немного об умениях и навыках

Ученые умы всего мира до сих пор ведут серьезные споры о том, что составляет верхушку иерархии в системе формирования у человека новых знаний, навыков и умений, которые характеризуют его интеллектуальное развитие. Одни исследователи говорят, что более важны навыки, а другие считают, что важнее умения. Давайте разберемся в отличиях.

Навык можно назвать наивысшим уровнем сформированности какого-либо действия – когда оно совершается автоматически и человеку не нужно осознавать промежуточные этапы. Умением же является способность к действию, которое совершается сознательно и пока не достигло высшего уровня сформированности.

Например, когда человек учится выполнять какое-то действие с конкретно целью, сначала он делает его максимально осознанно, сосредотачиваясь на каждом промежуточном шаге, и каждый этот шаг откладывается в сознании. Процесс освоения действия осознан и развернут. Это значит, что в первую очередь формируется умение.

Далее – когда человек систематически тренируется и продолжает работать над собой – его умение совершенствуется. Время на выполнение действия сокращается, часть промежуточных этапов начинает выполняться неосознанно, автоматически. И здесь уже можно говорить о том, что происходит формирование полноценного навыка выполнения действия.

Это и значит, что благодаря долгим и упорным упражнениям и тренировкам умение читать превратилось в навык. Точно так же происходит и развитие речевых умений у дошкольников, развитие творческих и социальных умений, формирование навыков делового письма и т.д.

Навык представляет собой деятельность, сформированную посредством многократного повторения и доведения до автоматизма. Показателем же того, что у человека есть навык, является то, что перед выполнением действия он не думает заранее о том, как именно он будет его выполнять, а при выполнении действует точно и быстро.

Формирование и развитие умений и навыков – это достаточно долгий процесс, занимающий много времени. Зачастую на это уходит несколько лет, если речь идет о сложном действии. А что касается совершенствования навыков и умений, то это происходит вообще в течение всей жизни человека. Вот что говорит об умениях и навыках психология.

Этапы формирования навыков

Процесс формирования навыка предполагает прохождение четырех основных этапов:

  • Этап первый. Его можно смело охарактеризовать как предварительный. Здесь формируется так называемая программа навыка, отдельные элементы расчленяются на компоненты, осуществляются ориентировочные, тестовые действия. Также этот этап отличается большим количеством информации о действиях. А по мере выполнения тестовых действий из этой информации сознание отбирает только ту, что помогает правильно их выполнять.
  • Этап второй. Он является аналитическим. Элементы основного действия пока еще выполняются обособленно. Мозг анализирует силу, длительность, величину и другие параметры выполнения элементов. Кроме того, формируются и отдельные действия (к примеру, между органами управления и приборами). После этого появляется возможность осуществления действия в чередовании. Тут наблюдается очень узкий объем восприятия, и если в процессе тренировки (освоения навыка) присутствуют какие-то сторонние раздражители, внимание человека просто их не воспринимает.
  • Этап третий. Лучше всего для него подходит характеристика – синтетический. Самостоятельные элементы целостного действия формируются в единое образование и составляют одно сенсорное поле. Выполнение действия на данном этапе регулируется обобщенным образом, состоящим из последовательности, взаимосвязи и иерархии его отдельных элементов.
  • Этап четвертый. Это этап автоматизации, т.к. здесь устраняются все лишние элементы действия (при выполнении физического действия устраняется избыточное мышечное напряжение). Внимание человека смещается с процесса выполнения действия на результат. Все это связано с тем, что контроль действия переходит от зрения к кинестезии и осязанию. Именно на этом этапе человек получает возможность контроля темпа выполняемых действий; формируется индивидуальный ритм.

А вот как можно отобразить процесс формирования (и наличия) навыка схематично:

Развитие умений и навыков: этапы и общие правила

Развитие умений и навыков: основные рекомендации

Представленным ниже рекомендациям вы можете с успехом следовать сами, либо использовать их для формирования навыков у детей, у дошкольников, у школьников и т.д. Вот лишь несколько областей, для которых они прекрасно подходят:

  • развитие учебных умений и навыков;
  • развитие творческих умений и навыков;
  • развитие социальных умений и навыков;
  • развитие речевых умений и навыков;
  • развитие умения и навыка базового и делового письма и т.д.

Всего же мы предлагаем десять рекомендаций:

На первоначальном этапе этих рекомендаций будет вполне достаточно, чтобы развитие умения и формирование навыка, который вас интересует, происходило быстрее и давало лучшие результаты. Но все же мы хотим дать еще несколько советов на тему того, какие инструменты саморазвития нужно взять на вооружение:

  • Одним из самых лучших, полезных и действенных способов развития навыков (и развития вообще) является самообразование. Чтение книг, статей, научных работ, блогов, руководств и т.д. способствует получению новых знаний и освоению успешных моделей действий и поведения.
  • Обратная связь уже была нами упомянута, но все же повторимся, что благодаря ее получению от друзей, коллег, наставников, руководителей и экспертов вы сможете узнать огромное количество сведений о том, как вы делаете то, что делаете, в чем уже успели поднатореть, а над чем еще стоит поработать.
  • Ментворкинг. По сути, это обучение на опыте других людей. Нужно найти человека (или нескольких), достигшего успеха в актуальной для вас области и обладающего всеми интересующими вас компетенциями и сделать его своим наставником или ментором – человеком, с которого вы будете брать пример.
  • Выполнение специальных заданий, которые вы можете давать себе сами, – не менее эффективный путь к развитию навыков и умений. Особенно он касается развития творческих умений, развития учебных умений и развития социальных умений. Постепенно повышайте свою планку – результат не заставит себя долго ждать.
  • Постоянное совершенствование умений и навыков. Имеется в виду то, что работать над собой необходимо постоянно – всегда и везде: дома, на прогулке, на работе, в спортзале и т.д. При желании можно найти массу способов улучшения своих способностей в различных условиях и жизненных обстоятельствах.

Выбирайте любой из этих вариантов и успех будет вам гарантирован. А еще лучше, если вы вообще начнете использовать их все, хотя это не так важно. Намного важнее постоянно и систематически тренироваться – лишь в этом случае знание, как делать что-либо, превратится в умение, а умение станет навыком.

Ну а для тех, кто решил во что бы то ни стало не останавливаться на достигнутом, мы предлагаем несколько вариантов, как развить любой навык еще быстрее. Эти советы, как и раньше, подойдут для развития социальных, творческих, учебных и других умений. Для детей и для школьников это тоже актуально.

Развитие умений и навыков: этапы и общие правила

Развитие умений и навыков в короткие сроки

Сегодня можно встретить множество разнообразных способов, методов и техник развития навыков и умений в любой сфере жизнедеятельности. На эту тему написано немало книг и статей, существуют разные пособия, в том числе и специализированные. Однако любой вариант будет основываться на четырех правилах, соблюдать которые нужно неукоснительно.

Правило первое: один период времени – один навык

Чтобы развитие умения было эффективным, а само оно прочно укоренилось в сознании и жизни, стало автоматизированным, важно уделять ему как можно больше внимания, и на это есть весомые причины.

Детский возраст – этот период, в котором человек может схватывать на лету невероятное количество информации и знаний. Посмотрите на детей: в одно и то же время они учатся управляться с предметами, говорить, ходить, застегивать пуговицы и завязывать шнурки. Но даже несмотря на то, что сознание ребенка открыто всему новому, на освоение каких-то базовых с точки зрения взрослого навыков у него уходят месяцы.

С возрастом подобные способности к впитыванию новых знаний и одновременному освоению разных навыков уже не так остры. Зачастую даже какой-то один сложный навык оказывает на наш организм и психику стрессовое воздействие.

Если вы взялись за развитие умения какого-либо рода, если оно важно для вас, уделяйте время только ему. Он должен осваиваться вами в концентрированной форме. Если это так, вы сможете овладеть им быстро и качественно, а после уже можно начинать осваивать следующий навык, и далее по аналогии.

Правило второе: первые тренировки – на количество, а не на качество

Примите к сведению, что в большинстве случаев у человека, осваивающего новый навык, ничего не получается очень хорошо, как бы он ни старался. Если вы будете с самого начала делать ставку на качество выполняемых действий, вы тем самым замедлите свое развитие.

На начальном этапе гораздо эффективнее работать на количество. Будет лучше, если вы станете делать 50 повторений со средним результатом, чем 10 повторений – с хорошим. Только после полноценного освоения техники можно приступать к ее оттачиванию.

Даже научные исследования подтверждают тот факт, что при систематических и регулярных интенсивных тренировках ошибки и недочеты устраняются сами собой. Вам даже не нужно ничего делать, чтобы стать лучше, – просто продолжайте работать.

Правило третье: многократная практика нового навыка

Допустим, вы сходили на какой-то замечательный тренинг или мастер-класс, где была практика. У вас все отлично получалось, и даже дома в тот же вечер вы демонстрировали родным впечатляющие результаты. Но вот проходит несколько дней, вы были заняты работой и посторонними делами, и когда вы решаете вновь сделать то, чему научились, у вас получается либо очень плохо, либо не получается вообще.

Это наблюдение вы можете провести и сами, и убедитесь в его правдивости. А происходит так по той причине, что на семинаре ваш организм и психика были в стрессовой ситуации, внутренние резервы активизировались. Плюс к этому энтузиазм и немного эйфории – и все шло, как по маслу. В обычной же жизни все происходит иначе.

Чтобы новое умение начало формироваться в навык, чтобы оно развивалось и его применение приносило плоды, ему необходимо уделять постоянное внимание. Представьте, что знание – это зерно, которое вам нужно взрастить. Росток – это умение, а цветок – это ваш навык. Если за зернышком не ухаживать, не поливать его, ничего не вырастет.

Точно так и с навыками: заботьтесь о том, чтобы они не пропадали зря и увядали, даже не успев распуститься. Постоянный труд, максимум практики и системность – вот что, нужно, чтобы новые умения закреплялись и набирали силу, становились совершеннее. Добавьте к этому терпение – и у вас обязательно все получится.

Правило четвертое: не применять новый навык в важных делах

Естественно, это касается лишь этапа освоения нового навыка. Представьте себе, что вы только что впервые сходили на тренировку по боксу. Вам все понравилось и неплохо получалось. И вот вы сразу же решаете выйти на ринг против профессионального боксера. Что получится, как думаете? Вы окажетесь в нокдауее в первую минуту боя.

Поэтому сначала – только тренировки и наработки. Постепенно начинайте внедрять новый навык в жизнь, пробуя применять его в несложных ситуациях, близких к обыденным. А когда наберетесь немного опыта, используйте его для более серьезных ситуаций, планомерно продвигаясь в самым трудным.

Уверены, теперь ваша копилка знаний неплохо пополнилась, а развитие умений и навыков станет хотя бы немного проще и быстрее. Желаем вам успехов!

– освоенный субъектом способ выполнения действия, обеспеченный совокупностью приобретенных знаний и навыков. Умение формируется путем упражнений и создает возможность выполнения действия не только в привычных, но и изменившихся условиях. Умение – это реализация субъектом приобретенного знания в способе деятельности (способность к наблюдению, умение мыслить, способность к анализу, работа с различными источниками информации); Умение это активная, самостоятельная, познавательная деятельность (ответы на вопросы, эксперимент, работа с книгой, упражнения, применение полученных знаний к новым, изменившимся условия). Это активно получаемое знание, необходимое при самостоятельном обучении. Оценка и диагностика умений проводится в форме индивидуальных и групповых заданий на занятиях и при выполнении домашних заданий. Умение – владение сложной системой психических и практических действий, необходимых для целесообразной регуляции деятельности имеющимися у субъекта знаниями и навыками.

Смотреть что такое УМЕНИЕ в других словарях:

УМЕНИЕ

УМЕНИЕ, -я, ср. 1. см. уметь. 2. Навык в каком-н. деле, опыт. С умениемвзяться за дело. При умении все можно сделать. Не числом, а уменьем (о том,что делается немногими, но умелыми). смотреть

УМЕНИЕ

умение ср. Способность делать что-л., основанная на знании, опытности, навыке.

УМЕНИЕ

умение с.ability, skill; know-how умение делать что-л. — knack of smth.

УМЕНИЕ

умение См. знание, опытность, способность. Словарь русских синонимов и сходных по смыслу выражений.- под. ред. Н. Абрамова, М.: Русские словари,1999. умение знание, опытность, способность, мастерство, искусство, знание дела, умение, искусность, техника, сноровка, умелость, квалифицированность, мастеровитость, ноу-хау, навык, (высокая) квалификация, привычка, политичность, наторелость, артистичность, сноровистость, мастеровитость, рукастость Словарь русских синонимов. умение см. мастерство 2 Словарь синонимов русского языка. Практический справочник. — М.: Русский язык.З. Е. Александрова.2011. умение сущ., кол-во синонимов: 28 • водоводство (1) • высокая квалификация (10) • дар (30) • дарование (20) • досужество (3) • знание (28) • изноров (1) • искусность (19) • искусство (45) • квалификация (13) • квалифицированность (7) • мастеровитость (11) • мастерство (25) • навык (17) • ноу-хау (1) • опыт (13) • опытность (19) • пальмирование (2) • привычка (25) • призвание (20) • прямые руки (4) • скилл (3) • сноровка (18) • способность (27) • струнка (10) • техника (41) • умелость (19) • фотоумение (2) Словарь синонимов ASIS.В.Н. Тришин.2013. . Синонимы: водоводство, высокая квалификация, дар, дарование, досужество, знание, изноров, искусность, искусство, квалификация, квалифицированность, мастеровитость, мастерство, навык, ноу-хау, опыт, опытность, пальмирование, привычка, призвание, сноровка, способность, струнка, техника, умелость Антонимы: неумение. смотреть

УМЕНИЕ

УМЕНИЕ

УМЕНИЕ (англ. ability, skill) — промежуточный этап овладения новым способом действия, основанным на к.-л. правиле (знании) и соответствующим правильному использованию этого знания в процессе решения определенного класса задач, но еще не достигшего уровня навыка. У. обычно соотносят с тем уровнем, который на начальном этапе выражается в форме усвоенного знания (правила, теоремы, определения и т. п.), которое понято уч-ся и м. б. произвольно воспроизведено. В последующем процессе практического использования этого знания оно приобретает некоторые операциональные характеристики, выступая в форме правильно выполняемого действия, регулируемого этим правилом. В случае к.-л. возникающих трудностей уч-ся обращается к правилу с целью контроля за выполняемым действием или при проверке допущенной ошибки. На этапе У. усвоенный способ действия регулируется знанием. По мере последующей тренировки, включающей решение задач в новых условиях, достигается преобразование У. в навык, при этом происходит изменение регуляционной ориентировочной основы действия, а само действие выполняется правильно без непосредственного соотнесения с правилом (знанием). Процесс его выполнения протекает в форме автоматизированного (неосознаваемого) психического регулирования, а обращение к знанию происходит только в случаях затруднений. Типы действий, основанные на использовании различных видов знаний и включенные в те или иные виды деятельности (чтение, письмо, счет и т. п.), обладают специфическими особенностями как в процессе перехода от знания к У., так и от У. к навыку. Условия, обеспечивающие наибольшую эффективность становления У.: понимание учеником обобщенного правила и обратная связь в процессе решения новых задач. См. также Умственные действия.

УМЕНИЕ

основной человеческий способ выполнения действия, обеспечиваемый совокупностью приобретенных им знаний и навыков. У. формируется путем упражнений и создает возможность выполнения действия не только в привычных, но и в измененных условиях. Когда говорят, что человек умеет что-либо делать, то имеется в виду, что он может самостоятельно выполнить определенную работу. У. представляет собой сложное психическое образование, базирующееся на приобретенных новых знаниях. Умелое действие — это всегда действие со знанием дела. При этом имеется в виду не только знание о том, как выполнить то или иное действие, но и знание главных особенностей своего дела в целом: особенностей технологического процесса; физических и иных Законов, определяющих этот процесс; машины, которой человек управляет, и т. д. Другими словами, У. формируется на основе широкого круга знаний о трудовом процессе, орудиях и условиях труда. У. проявляется при решении нестандартных задач. Оно предполагает хорошую ориентировку работника в новых условиях и выступает не как простое повторение прошлого опыта, а включает в себя момент творчества. Если человек освоит некоторую систему навыков, но не может применить ее в новых условиях, его нельзя называть умелым. У. и навыки развиваются в неразрывном единстве: с одной стороны, овладение определенным кругом навыков, необходимых для формирования У., с другой — человек, обладающий У., может более легко освоить и новые навыки. смотреть

УМЕНИЕ

с. habileté f à (+ infin), adresse f à (+ infin); savoir-faire m (pl invar); перев. тж. гл. savoir (+ infin) умение жить — savoir-vivre m (pl invar)уме. смотреть

УМЕНИЕ

подготовленность к сознательным и точным действиям; освоенный человеком способ выполнения действия, обеспечиваемый совокупностью приобретенных знаний и навыков; приобретенная человеком способность целеустремленно и творчески использовать свои знания и навыки в процессе практической деятельности. Умения могут быть как практическими, так и умственными. В отличие от навыков они образовываются и без специальных упражнений в выполнении каких-либо действий, с опорой на знания и навыки, приобретенные ранее, при выполнении действий, сходных с данными. Умения совершенствуются по мере овладения навыками. Высокий уровень умения означает возможность пользоваться разными навыками для достижения одной и той же цели в зависимости от условий действия. При высокоразвитом умении действие может выполняться в разных вариантах. Умелый специалист – тот, у которого знания и навыки применяются в различных сложных ситуациях, как штатных (т. е. предусмотренных инструкциями), так и нештатных. Выделяют начальные умения (первичное самостоятельное применение приобретенных знаний на практике) и сложные умения (способность творчески применять знания и навыки и достигать желаемого результата). смотреть

УМЕНИЕ

▲ способность ↑ который, сформироваться умение - выработанная способность (освоенный способ) выполнения каких-л. действий;подготовленность к действия. смотреть

УМЕНИЕ

освоенный субъектом способ выполнения действия, обеспечиваемый совокупностью приобретенных знаний и навыков; способность выполнять некое действие по определенным правилам, причем действие еще не достигло автоматизированности. Формируется путем упражнений и создает возможность выполнения действия не только в привычных, но и в изменившихся условиях. В совокупности с навыками и знаниями умения обеспечивают правильное отражение в представлениях и мышлении мира, законов природы и общества, взаимоотношений людей, места человека в обществе и его поведения. Это все помогает определить свою позицию по отношению к действительности. Исследование умений было начато с умений двигательных, но по мере изучения разных сторон деятельности психической исследоваться стали умения сенсорные и умственные. Эта классификация закрепилась, ибо были установлены не только отличительные, но и общие свойства умений всех классов. . смотреть

УМЕНИЕ

-я, ср. Способность делать что-л., приобретенная обучением, опытом.— [Дарья Михайловна] так уверена в своем уменье воспитывать детей, что ей и в голов. смотреть

УМЕНИЕ

сущ.ability; (мастерство, сноровка) knack; skillприобретать умение — (делать что-л) to acquire (develop) an ability (a knack) (of doing smth)- умение в. смотреть

УМЕНИЕ

с. habileté f à (+ infin), adresse f à (+ infin); savoir-faire m (pl invar); перев. тж. гл. savoir (+ infin) умение жить — savoir-vivre m (pl invar) у. смотреть

УМЕНИЕ

• готовность készség• делать что-то tudás• ловкость ügyesség• képesség * * *сképesség; készség; hozzáértés; tudásСинонимы: водоводство, высокая квалиф. смотреть

УМЕНИЕ

技能 jìnéng, 本领 běnlǐng; (что-либо делать) 会 huì; 善于 shànyúумение плавать - 会游泳побеждать врага не числом, а умением - 战胜敌人不是靠数量, 而是靠本领Синонимы: водоводс. смотреть

УМЕНИЕ

beceri,maharet* * *сbeceri, maharetсоверше́нствовать свои́ зна́ния и уме́ния — bilgi ve maharetlerini geliştirmekСинонимы: водоводство, высокая квалиф. смотреть

УМЕНИЕ

освоенный человеком способ выполнения к.-л. действия в результате приобретенных знаний и навыков. Создает возможность выполнения действия не только . смотреть

УМЕНИЕ

Уме́ниеmaarifa мн., ujuzi ед., hila (-),mahiri (-), ubingwa ед., ufundi ед., uhodari ед., ujuaji ед., ustadi (stadi), utaalamu ед., uunzi ед., zoea (ma. смотреть

УМЕНИЕ

ср.skill, competence, competency, art; (ловкость) dexterity; (сноровка) proficiency- базовое умение- основное умение- приобретенное умение- профессиона. смотреть

УМЕНИЕ

УМЕНИЕ

сFertigkeit f (in D); Fähigkeit f (zu) (способность к чему-либо); Geschicklichkeit f (ловкость); Können nСинонимы: водоводство, высокая квалификация, . смотреть

УМЕНИЕ

(ст.слав.) – это те практические и теоретические действия, выполняемые быстро, точно и сознательно, сформировавшиеся на основе усвоенных знаний и жизненного опыта. Умения обладают гибкостью, стойкостью и прочностью. К умениям относятся сами действия, способы и правила их формирования, использования и контроля. Можно сказать, что умение – это знания в действии. Формирование умений зависит от врожденных и приобретенных качеств личности и предшествующего опыта человека. Высший уровень развития умений есть мастерство. Различают умения практические и интеллектуальные, общетрудовые и производственные, простые и сложные, учебные и профессиональные и т.д. смотреть

УМЕНИЕ

умениеמְיוּמָנוּת נ'; יְכוֹלֶת נ'* * *אמנותביצועבקיאותהישגחוכמהידעיכולתכושרכשרוןמיומנותסגולהפיקחותСинонимы: водоводство, высокая квалификация, дар, да. смотреть

УМЕНИЕ

(2 с), Пр. об уме/нии; мн. уме/ния, Р. уме/нийСинонимы: водоводство, высокая квалификация, дар, дарование, досужество, знание, изноров, искусность, ис. смотреть

УМЕНИЕ

с. arte f, abilità f; capacità f (способность) приобрести умение — impratichirsi умение держать себя — il saper comportarsi; savoir-faire m фр. умение сдерживать себя — il saper frenarsi / controllarsi делать что-л. с умением — fare qc con abilità Итальяно-русский словарь.2003. Синонимы: водоводство, высокая квалификация, дар, дарование, досужество, знание, изноров, искусность, искусство, квалификация, квалифицированность, мастеровитость, мастерство, навык, ноу-хау, опыт, опытность, пальмирование, привычка, призвание, сноровка, способность, струнка, техника, умелость Антонимы: неумение. смотреть

УМЕНИЕ

1) Орфографическая запись слова: умение2) Ударение в слове: ум`ение3) Деление слова на слоги (перенос слова): умение4) Фонетическая транскрипция слова . смотреть

УМЕНИЕ

сhabilidade f, perícia f; (ловкость) jeito m, destreza fСинонимы: водоводство, высокая квалификация, дар, дарование, досужество, знание, изноров, иску. смотреть

УМЕНИЕ

способность к определенным видам деятельности, приобретенная знанием и практическими навыками (опытом). Умения менеджера, как и любого управленца, можно подразделить на профессиональные, связанные с его целевой подготовкой, и личностные. Последние приобретают все большее значение. Особую роль они занимают в карьерном продвижении личности. К таким умениям относятся умение слушать, говорить, понимать и правильно использовать невербальный язык, убеждать, публично выступать, владеть языком, стилем и логикой делового письма, быть всегда информированным и требовательным. . смотреть

УМЕНИЕ

умение сущ.сред.неод.(j) (3)ед.вин.Мало надеюсь на свое умение, и много на русского бога.Пс157.ед.вин.*Природу коему дала Писать охоту и уменье!ПИ.ед.д. смотреть

УМЕНИЕ

Способность хорошо и адаптивно осуществлять сложные, хорошо-организованные модели поведения с тем, чтобы достигать некоторого результата или цели. Хотя этот термин первоначально употреблялся преимущественно в отношении двигательной активности, сейчас он часто используется в отношении вербальных и социальных умений. Обратите, однако, внимание, что в этих последних случаях имеется тенденция использовать этот термин с коннотацией того, что умение – часть поведенческой модели, имеющей целью влияние на других людей и манипулирование ими. смотреть

УМЕНИЕ

ability, knowledge• Особое умение требуется при/в. - Considerable ingenuity is required in. Синонимы: водоводство, высокая квалификация, дар, дар. смотреть

УМЕНИЕ

умение с Fertigkeit f c (in D); Fähigkeit f c (zu) (способность к чему-л.); Geschicklichkeit f (ловкость); Können n 1Синонимы: водоводство, высокая кв. смотреть

УМЕНИЕ

• большое умение• удивительное умениеСинонимы: водоводство, высокая квалификация, дар, дарование, досужество, знание, изноров, искусность, искусство, . смотреть

УМЕНИЕ

n.ability, knowledgeСинонимы: водоводство, высокая квалификация, дар, дарование, досужество, знание, изноров, искусность, искусство, квалификация, ква. смотреть

УМЕНИЕ

УМЕНИЕ

с.artificio m; habilidad f, destreza f, maña f (ловкость); arte mумение делать что-либо — habilidad para hacer algoумение жить — habilidad para vivir

УМЕНИЕ

1) ability2) knowledge3) skillСинонимы: водоводство, высокая квалификация, дар, дарование, досужество, знание, изноров, искусность, искусство, квалифи. смотреть

УМЕНИЕ

kapasitet, kunst, sveisСинонимы: водоводство, высокая квалификация, дар, дарование, досужество, знание, изноров, искусность, искусство, квалификация, . смотреть

УМЕНИЕ

ум'ение, -яСинонимы: водоводство, высокая квалификация, дар, дарование, досужество, знание, изноров, искусность, искусство, квалификация, квалифициров. смотреть

УМЕНИЕ

• Всякое умение трудом дается (В)Синонимы: водоводство, высокая квалификация, дар, дарование, досужество, знание, изноров, искусность, искусство, квал. смотреть

УМЕНИЕ

неумениеСинонимы: водоводство, высокая квалификация, дар, дарование, досужество, знание, изноров, искусность, искусство, квалификация, квалифицированн. смотреть

УМЕНИЕ

подготовленность к практическим и теоретическим действиям, выполняемым быстро, точно, сознательно, на основе усвоенных знаний и жизненного опыта; формируется путем упражнений и в отличие от навыка, являющегося автоматизированным компонентом деятельности, создает возможность выполнения действия не только в привычных, но и в изменившихся условиях [24, c. 153; 66, c. 376; 67, c. 404; 80, c. 714; 82, c.804]. смотреть

УМЕНИЕ

корень - УМЕ; суффикс - НИ; окончание - Е; Основа слова: УМЕНИВычисленный способ образования слова: Суффиксальный∩ - УМЕ; ∧ - НИ; ⏰ - Е; Слово Умение с. смотреть

УМЕНИЕ

– способность адекватным и осознанным образом осуществлять сложные модели поведения для достижения цели Например, это действия с предметами, умственные действия. Умение что-то делать при частом его повторении и закреплении превращается в автоматизированный навык. Термин имеет как положительные, так и негативные коннотации – в зависимости от того, насколько умение является просоциальным. смотреть

УМЕНИЕ

промежуточный этап овладения новым способом действия, основанным на каком-либо правиле и соответствующим правильному использованиюэтого знания в процессе решения определенного класса задач, но еще не достигшего уровня навыка; готовность сознательно и самостоятельно выполнятьпрактические и теоретические действия на основе усвоенных знаний, жизненного опыта и приобретенных навыков. (Г). смотреть


Цель исследования — определить особенности формирования умения устанавливать функциональную зависимость у учащихся второго класса на уроках математики. В статье рассматриваются теоретические основы процесса формирования умения устанавливать функциональную зависимость у учащихся второго класса. Основное внимание уделяется анализу психолого-педагогической литературы, Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (ФГОС НОО), программных требований к результатам изучения курса математики во втором классе. В результате данного анализа выявлены особенности формирования умения устанавливать функциональную зависимость у учащихся второго класса на уроках математики.

Ключевые слова: начальное образование, функциональная зависимость, умения и навыки, анализ программ, особенности формирования.

Важнейшим условием подготовки учащихся к жизни является умение применять знания, умения и навыки на практике. Знания становятся способом влияния на предметы и явления действительности, а умения и навыки — орудием практической деятельности в процессе их использования.

Е. И. Бойко, Б. Ф. Ломов и В. В. Чебышева под умениями понимают способность осуществлять на профессиональном уровне какую-либо деятельность, при этом умения формируются на основе нескольких навыков, характеризующих степень овладения определенными действиями. Согласно этой точке зрения, навыки предшествуют умению [4; 5; 6].

Б. А. Ашмарин, Е. В. Гурьянов, А. Ц. Пуни и П. А. Рудик рассматривают умения как возможность осуществлять какое-либо действие, операцию. По их мнению, умения предшествуют навыку, который выступает как более совершенная стадия овладения действиями [4; 6].

Словарь М. И. Дьяченко и Л. А. Кандыбович характеризует умение как освоенный человеком способ выполнения действий на базе имеющихся знаний и навыков [8]. Умение связано с уровнем, который проявляется на первичном этапе в форме приобретенного знания, такое знание может быть произвольно отражено. В процессе использования на практике этого знания оно приобретает некоторые операциональные свойства, выступая в форме правильно совершаемого действия. При возникновении каких-либо трудностей учащийся использует правило для того, чтоб отрегулировать выполняемое действие, а также — при работе над совершенными ошибками [8].

Автор

Умение — это владение способами (приемами, действиями) применения усваиваемых знаний на практике.

Умение — это способность к действию, не достигшему наивысшего уровня сформированности, совершаемому полностью сознательно.

Умение — это промежуточный этап овладения новым способом действия, основанным на каком-либо правиле (знании) и соответствующим правильному использованию знания в процессе решения определенного класса задач, но еще не достигшего уровня навыка.

Умение — сознательное владение каким-либо приемом деятельности.

Умение — освоенный человеком способ выполнения действий на базе имеющихся знаний и навыков.

Умение — сложное психическое образование, включающее систему навыков, физические и умственные действия.

Анализ таблицы позволяет сделать вывод, что под умением мы будем понимать способ деятельности, который формируется путем упражнений и обеспечивается совокупностью приобретенных знаний.

И. В. Погодина считает, что опосредованная пропедевтика предполагает постепенную функциональную подготовку, не требующую ни специальной терминологии, ни символики; достаточно последовательно проводить идею изменяемости окружающего мира; взаимозависимости между величинами, используя для этой цели материал школьных учебников [5]. В обучении должна быть выделена система компонентов понятия функции и установлена связь между ними. «В эту систему входят такие компоненты:

— представление о функциональной зависимости переменных величин в реальных процессах и в математике;

— представление о функции как о соответствии;

— построение и использование графиков функций, исследование функций;

— вычисление значений функций, определенных различными способами.

В настоящее время считается общепринятым использовать учебные задания, способствующие формированию функциональных представлений и понятий, необходимых для осознанного усвоения понятия функции, должны характеризоваться:

— нацеленностью на формирование приемов умственной деятельности (таких, как анализ и синтез, сравнение, аналогия, классификация и обобщение);

— отображением разнообразных закономерностей и зависимостей;

— включенностью их в содержательную линию курса математики начальных классов.

Автор

Формулировка понятия

Выражение, состоящее из переменной, соединенной с постоянными величинами.

Функциональная зависимость — это зависимость одной переменной от другой.

Словарь под ред. И. Т. Фролова

Функциональная зависимость — форма устойчивой взаимосвязи между объективными явлениями, при которой изменение одних явлений вызывает определенное количественное изменение других.

Толковый словарь по социологии

Устойчивый способ активного взаимоотношения вещей

Соответствие одного или нескольких значений одной переменной с другой.

Анализ таблицы позволяет сделать вывод, что под умением устанавливать функциональную зависимость мы будем понимать выражение объективно существующей связи между предметами и явлениями действительности.

Ознакомившись с сущностью и содержанием умения устанавливать функциональную зависимость, можно перейти к анализу ФГОС НОО по математике во втором классе и различных УМК современных образовательных систем.

В ФГОС НОО отмечается необходимость сформированности следующих умений после изучения курса математики во втором классе:

«— читать, записывать, сравнивать, упорядочивать числа в пределах 100;

— находить число, большее/меньшее данного числа на заданное число, большее данного числа в заданное число раз;

— умножение и деление с использованием таблицы умножения;

— выполнять проверку результата вычислений;

— знать взаимосвязь компонентов и результатов действий умножения и деления;

— использовать переместительное свойство сложения при вычислениях;

— − находить неизвестный компонент сложения, вычитания;

— уметь преобразовывать одни единицы данных величин в другие;

— решать текстовые задачи в одно-два действия на применение смысла арифметического действия (сложение, вычитание, умножение, деление): моделировать задачу (используя предметную модель, рисунок), представлять задачу графически (краткая запись, схема, таблица), планировать ход решения, оформлять его в виде действий, записывать и проверять ответ;

— находить и объяснять с использованием математической терминологии закономерность в ряду объектов повседневной жизни, чисел, геометрических фигур;

— извлекать и использовать информацию, представленную в простейших таблицах (таблицы сложения, умножения, график дежурств, наблюдения в природе и пр.) и столбчатых диаграммах для решения учебных и практических задач;

— представлять информацию в заданной форме: дополнять текст задачи числами, заполнять строку/столбец таблицы, указывать числовые данные на рисунке (изображении геометрических фигур), схеме;

— − применять в учебных и практических ситуациях алгоритмы/правила устных и письменных вычислений, измерений и построений геометрических фигур [9, с. 81].

«1) выясняются и уточняются представления детей о данной величине (жизненный опыт ребенка);

2) проводится сравнение однородных величин (визуально, с помощью ощущений, непосредственным сравнением с использованием различных условных мерок и без них);

3) проводится знакомство с единицей измерения данной величины и с измерительным прибором;

4) формируются измерительные умения и навыки;

5) выполняется сложение и вычитание значений однородных величин, выраженных в единицах одного наименования (в ходе решения задач);

6) проводится знакомство с новыми единицами измерения величины;

7) выполняется сложение и вычитание значений величины, выраженных в единицах двух наименований;

В ходе формирования у учащихся представления о величинах создаются возможности для пропедевтики понятия функциональной зависимости. Основной упор при формировании представления о функциональной зависимости делается на раскрытие закономерностей того, как изменение одной величины влияет на изменение другой, связанной с ней величины. Эта взаимосвязь может быть представлена в различных видах: рисунком, графиком, схемой, таблицей, диаграммой, формулой, правилом [2].

«К концу второго класса учащиеся научатся:

— наблюдать за свойствами чисел, устанавливать закономерности в числовых выражениях и использовать их при вычислениях;

— выполнять вычисления по аналогии;

— соотносить действия умножения и деления с геометрическими моделями (площадью прямоугольника).

А также, учащиеся получат возможность научиться:

— сопоставлять условие задачи с числовым выражением;

— сравнивать разные способы вычислений, решения задач;

— комбинировать данные при выполнении задания;

— исследовать зависимости между величинами (длиной стороны прямоугольника и его периметром, площадью; скоростью, временем движения и длиной пройденного пути) [11, с. 54].

Таким образом, анализ психолого-педагогической, методической литературы и нормативных документов по рассматриваемому вопросу, позволяет сделать вывод, что современные программы по математике для начальной школы содержат множество заданий, которые можно использовать в качестве учебного материала для пропедевтики функциональной линии. Задача учителя состоит в грамотной организации работы обучаемых с подобными заданиями, ведь усвоение основ функциональной зависимости в период начального обучения математике оказывает позитивное влияние на формирование информационной и алгоритмической культуры младших школьников, способствующей овладению функциональной грамотности учащихся в средней школе.

2. Ломов Б. Ф. Вопросы общей педагогической и инженерной психологии / Б. Ф. Ломов. — М.: Педагогика, 2008. — 296 с.

3. Бойко Е. И. Еще раз об умениях и навыках/ Е. И. Бойко // Вопросы психологии. — 2006. — № 1. — С. 133–139.

4. Ашмарин Б. А. Двигательные умения и навыки / Б. А. Ашмарин. — Теория и методика физического воспитания: Учебное пособие. М., 2004. С. 65–75.

5. Гурьянов Е. В. Навык и действие // Учебник МГУ. — 2002. — Вып. 90. С. 133–391.

6. Рудик П. А. Психология. — М., 2000. С. 196–208.

7. Бабанский, Ю. К. Оптимизация учебно-воспитательного процесса / Ю. К. Бабанский.– М.: Просвещение, 2002. — 192 с.

8. Дьяченко М. И., Кандыбович Л. А. Психологический словарь-справочник / М. И. Дьяченко, Л. А. Кандыбович. — М.: АСТ, 2001. — 576 с.

9. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования / Министерство образования и науки РФ. — М.: Просвещение, 2010. — 111 с.

Основные термины (генерируются автоматически): функциональная зависимость, умение, навык, величина, действие, знание, класс, наивысший уровень, учащийся, функция.

Ключевые слова

начальное образование, умения и навыки, функциональная зависимость, анализ программ, особенности формирования

начальное образование, функциональная зависимость, умения и навыки, анализ программ, особенности формирования


ФОРМИРОВАНИЕ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ УМЕНИЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ОСОБЫМИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМИ ПОТРЕБНОСТЯМИ

Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

В педагогической литературе дано множество определений исследовательским умениям, а также их взаимосвязь с навыками.

Некоторые исследователи (С.Л. Рубинштейн, З.А. Решетова, В.П. Беспалько) считают, что умение предшествует навыку. Например, С.А. Смирнов характеризует умение как возможность осуществить какое-либо действие, операцию. Согласно этой точке зрения умение предшествует навы­ку, который рассматривается как более высокий (автоматический, отработанный) уровень овладения действиями[25]

Степанченко А.В. отмечает других исследователей (И. Лернер, М. Скаткин, Н. Ломов, К. Платонов, Л. Ительсон, А. Барабанщиков, В. Онищук), которые придерживаются точки зрения, согласно которой умениям, особенно умениям широкого характера, всегда предшествует накопление знаний, потому они включают как звенья специальные навыки. Причем умения широкого характера не автоматизируются.

Умения характеризуются: элементарным уровнем выполнения действий и мастерством человека в определенной деятельности. Различают элементарное умение и умение-мастерство. Элементарное умение — это выполне­ние сложного действия для достижения поставленной цели при условиях, которые раньше не встречались, с использованием ранее приобретенных знаний и навыков. Элементарное умение образуется при первобытном применении знаний, навыков в сложной деятельности. Таким образом, элементарное умение — это несформированный навык, выполнение сложной деятельности.

Превращение элементарного умения в умение-мастерство проходит по законам диалектики. При выполнении определенного действия сначала формируется элемен­тарное умение. Превращение элементарного умения в умение-мастерство возможно в следствие того, осознает ли систему действий человек, или нет [6].

Исследовательская деятельность школьника в условиях дополнительного образования детей определяется возможностью ее реализации в научно-исследовательском контексте, т.е. возможностью получение результата, характеризующегося объективной новизной.

Самостоятельная исследовательская деятельность старшеклассников рассматривается как мотивированная самоорганизованная деятельность учащихся старшего школьного возраста, в основе которой лежит совокупность навыков и умений, позволяющих осуществлять целеполагание, формулирование исследовательской проблемы и построение гипотезы в ходе учебно-познавательной деятельности; сбор, обработка информации; считывание и оформление, анализ и интерпретация полученной информации для построения логических выводов. Данное определение позволяет сформулировать конечные результаты, которые определяют направления педагогической деятельности по формированию и развитию исследовательской деятельности учащихся и формированию в итоге исследовательской компетентности. Исследовательская компетентность старшеклассников представляет собой интегративное качество личности, включающее совокупность компетенций и таких личностных качеств, как самостоятельность, инициативность, целеустремленность [7]. Исследовательская компетентность старшеклассников формируется в результате самостоятельной исследовательской деятельности и обеспечивает полноценную реализацию процесса индивидуального познания. Исследовательская компетентность должна объединять не только исследовательскую компетенцию, слагающуюся из исследовательских умений и навыков, но и как минимум информационную и коммуникационную [17].

Начиная приобщаться к исследовательской деятельности, ребёнок учится ориентироваться в огромном мире научных книг, журналов, пособий. Он овладевает методикой исследований, учится классифицировать собранный материал, обрабатывать его, научно анализировать, обобщать и делать выводы. Он обучается умению излагать свои мысли на бумаге, вести дискуссию, отстаивать собственные выводы. Учитывая все эти факторы, подготовка ребёнка к исследовательской деятельности, обучение его умениям и навыкам исследовательского поиска становится важнейшей задачей для учителя.

Так любая исследовательская деятельность начинается с работы над источниками информации. Составление плана текста развивает такие умения, как выделение логических частей текста и определение главного.

М. К. Алферьева выде­ляет особенности исследовательских умений:

- они отражают уровень овладения способом действия, который выражается в готовности человека выполнять соответствующие действия;

- формируются и проявляются в действиях, но не отождествляются с ними;

- совершаются полностью сознательно, при осознании каждого шага выпол­нения действий;

- предполагают развернутое осуществление соответствующего действия, со­провождающееся осознанием цели, способа действий и условий их выполнения; носит развернутый характер выполнения действия;

- носят интеллектуальный характер, в процессе выполнения действия вклю­чаются в работу все важнейшие процессы сознания;

- обладают свойством обобщенности, вследствие чего с успехом реализуют­ся в разнообразных ситуациях: стандартных, измененных и новых.

С учетом данных особенностей под исследовательскими умениями учащихся общеобразовательных школ в дальнейшем будем понимать готовность и способность субъекта выполнять операции, составляющие исследовательскую деятельность, которые формируются с помощью специальных упражнений и характеризующиеся наличием цели, способов деятельности и условий ее выполнения, приводящих к достижению цели.

Учебно-исследовательская деятельность предполагает умения учащегося поставить перед собой цель и задачи, заранее проанализировав соответствующую литературу. Исследования учащихся в определённых областях знаний, в особенности математики, подразумевают активную деятельность, дающую толчок к приобретению навыков творчества.

В.А. Гусев определяет в своих работах учебно­-исследовательские умения как творчество, которые образуют новые знания [10].

Уже в школе учебно-исследовательская деятельность является начальной ступенькой к научной деятельности. Изучение исследовательского умения рассматривается в структуре исследовательской деятельности и относится к обще-учебным умениям.

По утверждению А.Н. Колмогорова, лучшим тестом на одарённость является участие в исследовательской деятельности.

Организация работы с одаренными детьми чрезвычайно актуальна для современного российского общества. К образовательной деятельности сейчас предъявляются самые высокие требования. В последние годы интерес к повышению качества образования на основе познавательной самостоятельности и интеллектуально-личностной активности учащихся возрос в связи с новой постановкой вопроса о целях образования. Новые цели школьного образования ориентируются не только на воссоздание интеллектуального потенциала страны, но и на обеспечение условий для развития свободной, инициативной, критически мыслящей творческой личности, способной найти свое место в жизни и реализоваться в избранной деятельности.

1.одаренность, которая проявляется в высоком уровне общего умственного развития, творческих проявлений и восприимчивости к учению во многих областях знаний;

2.качественно своеобразное сочетание способностей, обеспечивающее успешность выполнения деятельности. Совместное действие способностей, представляющих определенную структуру, позволяет компенсировать недостаточность отдельных способностей за счет преимущественного развития других.

Существует множество умений, которых можно отнести к исследовательским. Поэтому принято делить их на группы. Таким образом, В. В. Краевский, А. И. Савенков, П. В. Середенко, А. А. Ушаков и др., проанализировав исследовательские умения сошлись на том, что умения представляют интегральное личностное образование, которое включает:

- систему образовательных ценностей, аккумулируемых в процессе обучения и используемых для расширения и углубления собственных позна­ний;

- систему психологических установок, необходимых для осознания личной и общественной значимости проявлений творчества;

- систему способов осуществления самостоятельной деятельности.

Существует классификация исследовательских умений, в структуре которой выделяют содержательный, мотивационный и операционный компонен­ты (первый и последний нередко объединяют).

В процессе исследования сталкиваемся с выбором области исследования, обосновании его актуальности, сбора информации, организации эксперимента, обработке и представлении полученных результатов. Поэтому, среди исследовательских умений следует выделить информационные, теоретические, методологические, эмпирические и речевые. И. А. Зимняя и Е. А. Шашенкова классифицируют исследовательские умения, выделяя ин­теллектуально-исследовательский, информационно-рецептивный и продук­тивный аспекты исследовательской деятельности [30, с. 22-23].

Выбор исследовательских методов в образовании заключается в решении исследовательской задачи, которая является актуальной для определенного раздела изучаемой дисциплины. Например, В.А. Гусев сформулировал систему исследовательских умений, которые необходимы для решения геометрических задач [10].

1. Выделение элементов задачи, означающее, что нужно увидеть, пере­числить, отметить фигуры и основные отношения, зафиксированные в усло­вии задачи.

2. Нахождение фигур, попадающих под данный элемент задачи, вклю­чающее непосредственное нахождение указанных фигур и построение ри­сунка (чертежа) к задаче.

Перечисленные исследовательские умения формально являются част­ными, поскольку применимы непосредственно к деятельности школьника при освоении курса геометрии общеобразовательной школы[18].

Обобщив материал, объединим исследовательские умения в несколько групп-компонентов:

Компоненты исследовательской деятельности

1.особый вид интеллектуального творческого поиска

2.способность выполнять операции

3.личностный опыт, сфера достижения жизненных целей

4.источник научного познания

поисковый компонент

организационно-деятельностный

результативный

метолодолгиеский

Проведём анализ каждого из компонентов исследова­тельской деятельности отдельными исследовательскими умениями (табл. 1.2).

Содержание компонентов исследовательской деятельности

в обучении математики

Компонент исследовательской деятельности

Операции, составляющие исследовательскую деятельность (умения)

выявлять математические проблемы, прогнозировать актуальность исследования и значимость его проведения, выдвигать гипотезы и планировать ход исследования, ставить цель, находить способы ее реализации, анализировать результат деятельности и давать ему оценку

определять объект и предмет исследования, выявлять структуру, методы и средства деятельности, обосновывать использование в хо­де нее соответствующих концепций, теорий, подходов и пр.

работать с различными источниками информации, проводить наблюдения и ставить мысленные эксперименты, проверять пра­вильность полученных данных, владеть способами доказательства и опровержения теорем, различать содержание и объем понятий, обобщать математические факты, проводить эксперимент с после­дующей обработкой и интерпретацией его результатов

оформлять и публично представлять результаты исследования, де­лать доклад, вести диалог (дискуссию) по теме исследования оформлять научный текст, включая грамотное цитирование литера­турных источников, представлять тезисы, аннотацию, рецензию текста исследования, оформлять список библиографических источ­ников

Заметим, что каждое из выше перечисленных умений способствуют формированию познавательного интереса школьников к математике, за счёт варьирования методов и форм работы с обучающимися

Список используемой литературы

Амахина Е.В. Структурно-динамическая модель исследовательских способностей и умений [Текст] / Е. В. Амахина // ИзвестияРоссийскогогосударственногопедагогическогоуниверситетаимени А.И.Герцена. Аспирантские тетради [Текст]. - СПб., 2007. - N 13(36). - С.161-168.

Андреева М.П. Современные образовательные технологии: учеб. пособие. - Якутск: Издательский дом СВФУ, 2012. - 88 с.

Биянова Е. Б. Педагогические условия организации исследовательской деятельности учащихся основной школы: автореф. Дис. Канд. Пед. Наук –Ижевск, 2011. - 21 с.

Вихорева О.А. Методические аспекты формирования исследовательской компетентности старшеклассников в условиях дополнительного образования детей // Педагогическое образование в России. 2010. № 3

Гаврилина О. В. Основныекомпонентыструктурыисследовательскихматематическихуменийстаршеклассников [Текст] / О. В. Гаврилина // Молодой ученый. —2012. —№12. —С. 34-39.

Гордиенко О.В., КулаеваГ.М.Компетентностно-ориентированныезаданиякаксредстводиагностикисформированностипрофессиональныхкомпетенцийстудентов // Педагогическое образование в России. – 2015. – № 5. – С. 93-98.

Гусев В. А. Система исследовательских умений учащихся при решении школьных геометрических задач как основа функционирования ЕГЭ // Функциональные пространства. Дифференциальныео ператоры. Общая топо-логия. Проблемы математического образования: Тез. докл. IV Междунар. конф., посв. 90-летию со дня рождения члена-корр. РАН, академика Европейской академии наук Л. Д. Кудрявцева. – М.: РУДН, 2013. – С. 518–522.

Дроздина, В. В. Механизм творчества решения нестандартных задач: учебное пособие / В. В. Дроздина, В. Л. Дильман. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2008 - 255 с.

Егупова М.В. Практико-ориентированное обучение математике в школе как предмет методической подготовки учителя. Монография. – М.: МПГУ, 2014.– 284 с.

Карпов А. О. Исследовательское образование: ключевые концепты // Педагогика. – 2011. – №3. – С. 20–30.

Клековкин Г.А., Максютин А.А. Задачный подход в обучении ма-тематике. – М. –Самара: СФ ГОУ ВПО МГПУ, 2009. –184 с.

Колягин Ю. М. Задачи в обучении математике. Ч. I / под ред. Ю. М. Колягина. — М.: Просвещение, 1977.

Кривенко Я.В. Формирование исследовательской компетентности старшеклассников в условиях профильной школы: Дис. канд. пед. наук. Омск, 2006.

Куимова Е. И., Куимова К. А., Титова Е. И. Функции задач в обучении математике // Молодой ученый. — 2014. — №12. — С. 280-281.

Математика: Учебник для 1 класса общеобразовательной школы /Т.К. Оспанов, К.А. Утеева, Ж.Т. Кайынбаев, К.А. Ерешева. -2-е изд., переработанное -Алматы: Атамура , 2001. -144 стр.,илл.

Медведева, О.С. Психолого-педагогические основы обучения математике. Теория, методика, практика / О.С. Медведева. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2011. – 204 с.

Менькова С. В. Исследовательские работы школьников в области математики // Педагогические технологии математического творчества: сборник статей участников международной научно-практической конферен-ции. – Арзамас: АГПИ, 2011. – С. 146–150.

Миронов, А.Н. Как построить урок в соответствии с ФГОС: пособие для учителя / А.Н Миронов. - Волгоград: Учитель, 2015 - 147 с.

Панкратова Л. В. О формировании исследовательской компетентности школьников в условиях современного математического образования // Вестник ВятГГУ. Педагогика и психология. – 2011. – № 4 (3). – С. 84–90.

Педагогика. Педагогические теории, системы, технологии / и др. – М. : Академа, 2001. – 509 с.

Сабирова Ф.М. О механизме реализации практико-ориентированного подхода в преподавании дисциплин математического и естественно-научного цикла в педагогических вузах России. Инновации в современном мире Сборник статей Международной научно-практической конференции. Изд-во: Европейский Фонд Инновационного Развития. М. -2015. -С. 74-77.

Савенков детей выдвигать гипотезы и задавать вопросы // Одаренный ребенок. 2003. №2. С.76-86.

Тонких А.П. Метод моделирования в курсе математики факультетов подготовки учителей начальных классов // Начальная школа. -№1.-2002. -с.54-63 .

Харламов, И. Ф. Педагогика: Учеб. 5-е изд. , перераб. и доп. [Текст] / И.Ф. Харламов .- Мн. , 2011.- 344с.

Царева, С.Е. Методика преподавания математики / С.Е. Царева // Методическое пособие для учителей начальных классов. - М.: Академия, 2014. - 496 с.

Читайте также: