Верно ли что в 1967 г ссср сша великобритания подписали соглашение о мирном использовании космоса

Обновлено: 30.06.2024

После 1964 г. внешнеполитический курс, проводимый Со­ветским Союзом, становится более стабильным и сбалан­сированным, но в то же время, более консервативным. Так же, как и во внутриполитической сфере, в области внешней политики новое руководство страны столкнулось с комплексом нерешенных проблем, оставшихся от предшествующего десятилетия. Отношения с Западом балансировали на гране разрыва. В странах социализма нарастали серьезные внутренние противоречия, продолжал обостряться начавшийся после XX съезда партии кризис мирового коммунистического движения. Нестабильным было положение СССР в третьем мире. Все эти проблемы приходилось решать на фоне начавшегося замедления темпов развития экономики страны и стагнации в социально­политической и духовной сферах.

Определяющим направлением, по которому шло развитие раз­рядки, являлись советско-американские отношения. В 1967 г. СССР, США, а также Великобритания подписывают соглашение о мирном использовании космоса. В следующем, 1968 г., при­нимается один из важнейших международных документов, долгие годы, вплоть до конца XX в. являвшийся основой ме­ждународной безопасности и доверия между государствами: Договор о нераспространении ядерного оружия. По этому договору, ядерное оружие или его компоненты не должны были выходить за пределы пяти государств, к тому времени уже имевших его (США, СССР, Великобритания, Франция, Китай). К договору присоединилась также ФРГ, что резко повысило его значимость и сняло имевшуюся у советской стороны обес­покоенность по поводу возможности появления ядерного оружия у Западной Германии. Американское руководство во главе с президентом Р. Никсоном теперь заявляло о готовности в своих взаимоотношениях с СССР рассчитывать не только на силу, но и на переговорный процесс.

Причины такого разительного изменения политики США не были случайностью. Развязанная странами Запада и, пре­жде всего Соединенными Штатами гонка вооружений, по признанию самих западных политиков и экспертов, не имела военного смысла. Прежде всего она была рассчитана на подрыв экономики СССР. Но в полной мере эти расчеты не оправда­лись. Если еще в 1962 г. в момент Карибского кризиса СССР по всем компонентам ядерного вооружения проигрывал США, то менее чем за 10 лет ситуация коренным образом изменилась. Главным определяющим фактором мировой политики с это­го момента и вплоть до разрушения СССР становится дости­жение Советским Союзом военно-стратегического паритета. США все еще существенно опережали СССР по количеству ядерных зарядов, но по количеству единиц средств доставки отставание было преодолено: у СССР теперь имелось 2320 стра­тегических средств доставки ядерного оружия, у США — 2323. В американских штабах заговорили о том, что теперь ответный удар СССР сможет при любом стечении обстоятельств стать для США смертельным. В силу этого в американской элите возник раскол. Часть политиков, военных и бизнесменов не могла смириться с произошедшим и требовала реванша любой ценой. Однако временно возобладала другая группировка бо­лее трезвомыслящих и дальновидных политиков во главе с президентом Никсоном, выступавших за конструктивные взаимоотношения с Советским Союзом.

Развитие сотрудничества с социалистическими странами

Более успешно, но подчас не менее противоречиво разворачивалось сотрудничество СССР со странами социализма. Магистральным направлением развития взаимоотношений СССР со своими союзниками становится процесс интеграции и международного разделения труда в рамках Совета Экономической Взаимопомощи (СЭВ). Начало нового важного этапа в развитии СЭВ приходится на 1971 г., когда была принята Комплексная программа дальнейшего углубления и совершенствования сотрудничества и развития социалисти­ческой экономической интеграции стран — членов СЭВ, рассчитанная на 15-20 лет. В ее развитие были приняты долгосрочные программы в области:

1) энергетики, топлива, сырья;

2) сельского хозяйства;

Подписание договора о дружбе, сотрудничестве и взаимной помощи между СССР и ЧСССР. Прага.1970 г.

СССР и развивающие государства

Символом американской политики, направленной против борьбы народов за независимость становится война во Вьетна­ме. При поддержке США в 1955 г. на территории Южного Вьетнама был создан марионеточный прозападный режим. Стремясь не допустить создания единого вьетнамского госу­дарства и распространения в регионе советского влияния, Америка вела постоянную борьбу против национально-освобо­дительных сил на юге Вьетнама, а в 1964-1968 и 1971-1972 гг. развязывает открытую агрессию против социалистического Вьетнама. СССР и другие страны социалистического содружест­ва оказали вьетнамцам действенную помощь. Американская агрессия закончилась полным провалом. В 1973 г. в Париже был подписан договор о прекращении войны во Вьетнаме, а в 1975 г. пал марионеточный режим в Сеуле. В 1978 г. Социа­листическая Республика Вьетнам становится членом СЭВ.

Договор о принципах деятельности государств по исследованию и использованию космического пространства, включая Луну и другие небесные тела. Архив

Договор о принципах деятельности государств по исследованию и использованию космического пространства, включая Луну и другие небесные тела одобрен 21-й сессией Генеральной Ассамблеи ООН 19 декабря 1966 года. Подписан странами-депозитариями (хранителями текста) — СССР, США и Великобританией 27 января 1967 года в Москве, Вашингтоне и Лондоне. В тот же день началось подписание договора другими государствами. Вступил в силу 10 октября 1967 года. Договор бессрочный. Открыт для присоединения любого государства. Участники имеют право выхода из него.

По состоянию на конец 2016 года, участниками Договора являлись 104 страны. 22 декабря 2016 года Парагвай сдал на хранение странам-депозитариям документ о присоединении, став 105-м участником Договора.

Документ устанавливает режим космического пространства и закрепляет принцип свободного исследования космического пространства и небесных тел всеми странами "на основе равенства и в соответствии с международным правом, включая Устав ООН".

По договору деятельность в космосе должна осуществляться в интересах всех стран, независимо от степени их экономического и научного развития, в интересах поддержания международного мира и безопасности, на принципах сотрудничества и взаимопомощи.

Запрещается присвоение тем или иным государством космического пространства и небесных тел каким бы то ни было путем, установлен общий принцип международной ответственности государств-участников за национальную деятельность в космическом пространстве.

Государства участники договора обязались не выводить на орбиту вокруг Земли любые объекты с оружием массового уничтожения, не устанавливать такое оружие на Луне и других небесных телах и не размещать его в космическом пространстве каким-либо иным образом; использовать Луну и другие небесные тела исключительно в мирных целях, не допускать создания на них военных баз, сооружений и укреплений, проведения испытаний любого типа оружия и военных маневров.

В соответствии с договором, космонавты разных государств должны оказывать возможную помощь друг другу в своей деятельности в космосе или на небесных телах; все станции, установки, оборудование и космические корабли на Луне и других небесных телах открыты для представителей других государств на основе взаимности.

Космонавты рассматриваются как посланцы человечества в космос. Участники договора обязались оказывать космонавтам всемерную помощь в случае аварии, бедствия или вынужденной посадки, а также обмениваться информацией о явлениях в космосе, которые могли бы поставить под угрозу безопасность космонавтов.

Договор возлагает на государства международную ответственность за деятельность их правительственных органов и неправительственных юридических лиц в космическом пространстве и на небесных телах, в том числе и за ущерб, причиненный космическими объектами. Обязательным является применение мер, исключающих вредное загрязнение космического пространства и небесных тел, предотвращающих неблагоприятные изменения земной сферы.

В Договоре по космосу предусматривается процедура проведения международных консультаций относительно помех или экспериментов, которые могут создать потенциально вредные помехи деятельности других государств по мирному исследованию и использованию космического пространства.

Признается недопустимым использование космоса для пропаганды войны. Сохраняется юрисдикция и контроль государств над запускаемыми ими космическими объектами и их экипажами.

Договор о принципах деятельности государств по исследованию и использованию космического пространства стал отправной точкой для национальной деятельности и международного сотрудничества в сфере исследования и использования космического пространства.

Исследование и анализ проблемы мирного сотрудничества Советского Союза и Соединенных Штатов Америки в контексте "холодной войны" и гонки вооружений. Рассмотрение и характеристика основных этапов космического противостояния исследуемых государств.

Рубрика История и исторические личности
Вид статья
Язык русский
Дата добавления 05.03.2018
Размер файла 14,7 K

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Вятский государственный университет

Периодизация советско-американского противостояния в космосе в 1957-1991 годах

Белоусов Александр Сергеевич, аспирант

1) 1957 - 1963 гг. Первый этап космического противостояния характеризуется грандиозными успехами СССР, к которым следует отнести запуск первого Искусственного Спутника Земли, а также полет Юрия Гагарина, первого человека в космосе. Кроме того, как известно, после запуска спутника в 1957 г. освоение космоса вылилось не только в ожесточенное соревнование за лидерство между СССР и США, но и привело к началу гонки вооружений, в которой противостояли друг другу две социально-политические системы мира.

Так, сразу же после начала освоения космического пространства США и СССР стали активно испытывать в космосе ядерное оружие. Пик испытаний самых мощных мегатонных зарядов пришелся на время обострения Карибского кризиса в октябре-ноябре 1962 г. Последствия испытаний были таковы, что СССР, США и Великобритания подписали в Москве в августе 1963 г. Договор о запрещении ядерных испытаний в трех средах: в атмосфере, космическом пространстве и под водой.

Реваншистские настроения, ставшие движущей силой американской космической программы, во многом определили агрессивность и напористость США в бескомпромиссном соревновании с Советским Союзом за символическое лидерство в космосе.

2) 1963 - 1972 гг. На втором этапе противостояния намечается космическое лидерство США, которым в 1969 г. удалась высадка астронавтов на Луну. Кроме того, в США появляются идеи сотрудничества с СССР. америка советский космический вооружение

Идея равноправного сотрудничества с Советским Союзом в космосе встречала довольно сильное противодействие в США. 20 сентября 1963 г. президент Кеннеди предложил рассмотреть проблему совместной советско-американской экспедиции на Луну. Обращаясь к делегатам XVIII сессии Генеральной Ассамблеи ООН, президент заявил, что США и СССР имеют уникальный потенциал и возможность для сотрудничества и совместных усилий в освоении космоса, даже возможность совместной экспедиции на Луну. Однако это предложение не встретило одобрения ни у руководства НАСА, ни у американской общественности. В ходе обсуждения этого вопроса палата представителей наложила запрет на использование средств для подготовки совместного полета на Луну советских и американских космонавтов

Попытки организовать сотрудничество с Советским Союзом на неравноправной основе предпринимались в период президентства Джонсона, Никсона, Картера, Рейгана. Подобная линия особенно активно проводилась в 90-е гг. в отношении Российской Федерации.

В конце 1963 г. Генеральная Ассамблея ООН одобрила декларацию, в которой призвала страны-члены ООН нести ответственность за ущерб, причиненный космическими аппаратами, воздерживаться от размещения оружия массового уничтожения (ОМУ) на любых орбитах и не выдвигать национальных претензий на небесные тела.

В результате наметившегося в тот период советско-американского сотрудничества удалось согласовать Договор о космосе 1967 г. Согласно ему, деятельность в космосе должна осуществляться в соответствии с международным правом, в интересах поддержания международного мира и безопасности и развития международного сотрудничества и взаимопомощи. Государства, подписавшие договор, обязывались не выводить в космическое пространство объектов с ядерным оружием или другими видами оружия массового уничтожения, использовать Луну и иные небесные тела исключительно в мирных целях, не допускать создания на них военных баз, проведения испытаний любого типа оружия или военных маневров.

В том же 1972 г. была подписана Конвенция о международной ответственности за ущерб, причиненный космическим объектам. А в 1979 г. было достигнуто соглашение о деятельности государств на Луне и небесных телах.

Программа первой космической стыковки была утверждена 24 мая 1972 г. Соглашением между СССР и США о сотрудничестве в исследовании и использовании космического пространства в мирных целях.

В советском военно-политическом руководстве программу СОИ считали недвусмысленной и опасной попыткой США достичь стратегического превосходства в космосе. Обеспокоенный этими американскими планами, СССР выдвинул в ООН и специализированных международных организациях (Комитете ООН по использованию космоса в мирных целях, на Конференции по разоружению) целый ряд инициатив о заключении новых договоренностей в области запрещения применения в космосе оружия любого рода.

Таким образом, к началу 90-х гг. космос активно использовался обеими сверхдержавами для решения задач обеспечения военной деятельности.

3. Хозин Г. С. Великое противостояние в космосе (СССР - США). Свидетельства очевидца / Г. С. Хозин - М.: Вече, 2001. - 416 с.

от 18 мая 1977 года

Соглашение вступило в силу 24 мая 1977 года.

Союз Советских Социалистических Республик и Соединенные Штаты Америки,

учитывая роль, которую СССР и США играют в исследовании и использовании космического пространства в мирных целях,

стремясь к дальнейшему расширению сотрудничества между СССР и США в освоении космического пространства в мирных целях,

отмечая накопленный Сторонами положительный опыт сотрудничества в этой области,

желая поставить на благо народов двух стран и всех народов мира результаты научных исследований, полученные в деле освоения космоса в мирных целях,

принимая во внимание положения Договора о принципах деятельности государств по исследованию и использованию космического пространства, включая Луну и другие небесные тела, а также Соглашения о спасании космонавтов, возвращении космонавтов и возвращении объектов, запущенных в космическое пространство,

воодушевленные прогрессом, достигнутым в ходе взаимосогласованной деятельности, проводимой в соответствии с Соглашением между Союзом Советских Социалистических Республик и Соединенными Штатами Америки о сотрудничестве в исследовании и использовании космического пространства в мирных целях, подписанным 24 мая 1972 года,

в соответствии с Общим соглашением между Союзом Советских Социалистических Республик и Соединенными Штатами Америки о контактах, обменах и сотрудничестве в области науки, техники, образования, культуры и в других областях, подписанным 19 июня 1973 года, и с целью дальнейшего развития принципов взаимовыгодного сотрудничества между двумя странами,

согласились о нижеследующем:

Статья 1

Стороны будут продолжать развивать сотрудничество в таких научных и прикладных областях космонавтики, как космическая метеорология, изучение природной среды, исследование околоземного космического пространства, Луны и планет, космическая биология и медицина, спутниковые поисково-спасательные системы и, в частности, будут сотрудничать в целях принятия всех необходимых мер для поощрения и обеспечения выполнения периодически продлеваемого "Итогового документа о результатах обсуждения вопросов сотрудничества в исследовании космического пространства между Академией наук СССР и Национальным управлением США по аэронавтике и исследованию космического пространства" от 21 января 1971 года.

Статья 2

Стороны будут осуществлять такое сотрудничество через свои соответствующие государственные учреждения путем взаимного обмена научной информацией и делегациями, организации встреч ученых и специалистов обеих стран, а также в таких других формах, по которым может быть достигнута взаимная договоренность. Для разработки и осуществления соответствующих программ сотрудничества могут создаваться смешанные рабочие группы.

Статья 3

Стороны будут принимать все необходимые меры для дальнейшего развития сотрудничества в области пилотируемых космических полетов в научных и прикладных целях, включая использование при совместных полетах совместимых средств сближения и стыковки, созданных на основе тех, которые были разработаны во время экспериментального полета космических кораблей "Союз" и "Аполлон" в июле 1975 года. Совместные работы по этому направлению будут осуществляться в соответствии с Соглашением между Академией наук СССР и Национальным управлением США по аэронавтике и исследованию космического пространства о сотрудничестве в области пилотируемых космических полетов от 11 мая 1977 года.

Статья 4

Стороны будут способствовать международным усилиям, направленным на решение международно-правовых проблем исследования и использования космического пространства в мирных целях во имя укрепления правопорядка в космосе и дальнейшего развития международного космического права, и будут сотрудничать между собой в этой области.

Статья 5

Стороны могут по взаимной договоренности определять другие области сотрудничества в исследовании и использовании космического пространства в мирных целях.

Статья 6

Настоящее Соглашение вступает в силу 24 мая 1977 года и будет действовать в течение пяти лет. Оно может быть изменено и продлено по взаимному согласию Сторон.

Совершено 18 мая 1977 года в городе Женеве в двух экземплярах, каждый на русском и английском языках, причем оба текста имеют одинаковую силу.

Электронный текст документа

подготовлен ЗАО "Кодекс" и сверен по:

/Министерство образования и науки
Российской Федерации,
Международное публичное право,
Сборник документов, Часть II.- М.:
"Проспект", 2006 год

Сертификат и скидка на обучение каждому участнику

Любовь Богданова

СССР и страны "третьего мира".1950-е - начало 1960-х гг. прошли под знаком крушения колониальных империй Англии и Франции. Освободившиеся страны стремились проводить независимую внутреннюю и внешнюю политику, не примыкая ни к НАТО (военно-политический альянс, был создан после ВОВ 1949 г. против СССР), ни к Варшавскому договору (был организован в противовес НАТО, при Горбачеве развалили, революции в Европе начались, а сейчас НАТО движется к нашим границам, уже в Прибалтике, то есть настроены против России, Варшавский договор - Договор о дружбе, сотрудничестве и взаимной помощи 1955 г. документ, оформивший создание военного союза европейских социалистических государств при ведущей роли Советского Союза) .

НАТО - общая оборона двенадцати стран: Бельгии, Великобритании, Дании, Исландии, Италии, Канады, Люксембурга, Нидерландов, Норвегии, Португалии, США и Франции.

В начале пятидесятых годов ход международных событий подтолкнул государства-члены НАТО к созданию на основании Североатлантического Договора Организация Североатлантического Договора – НАТО. Создание НАТО было оформлено рядом дополнительных соглашений, вступивших в силу в 1952 году.

Главная цель НАТО – гарантировать свободу и безопасность всех своих членов в Европе и Северной Америке в соответствии с принципами Устава ООН.

Однако с обеих сторон им приходилось испытывать значительное давление. Для более успешного противодействия ему было образовано Движение неприсоединения, объединившее страны "третьего мира".

Такое тесное сотрудничество СССР и стран "третьего мира" не могло не беспокоить США и их союзников. Они также приступили к борьбе за влияние на развивающиеся страны: на Ближнем Востоке стали поддерживать Израиль против Египта, в Южной Азии - Пакистан против Индии. Государства Запада также старались углубить противоречия между странами социализма ( в качестве цели и идеала выдвигается осуществление принципов социальной справедливости, свободы и равенства) .



В развитии отношений между странами и системами возникали кризисы - тройственная агрессия (Англия, Франция и Израиль -1956 г) против Египта, венгерские события (октябрь-ноябрь 1956 г), "Берлинский кризис" - 1961 г., "Карибский кризис" - 1962 г., Чехословакия -1968 г., Афганистан - 1979 г.
"Карибский кризис", поставивший мир на грань ядерной войны, завершился торжеством политического благоразумия, но поднял гонку вооружений на новый виток. СССР предпринял шаги по нормализации советско-американских отношений. Укреплению мира способствовало заключение в 1963 г. Договора между СССР, США и Великобританией о запрещении ядерных испытаний в атмосфере, космосе и под водой и соглашение о нераспространении ядерного оружия в 1964 г.

Что характерно для данного периода:


В этот период реализовывалась так называемая доктрина Брежнева – политика “ограниченного суверенитета”, опеки в отношении социалистических стран. Как только эти страны начинают проводить свою политику (например, в 1968г. попытка демократизации в ЧССР Чехословацкая социалистическая республика), СССР применяет силу (ввод советских войск в ЧССР). В конце 60-х гг. обострились отношения с Китаем (территориальный спор из-за острова Даманский, Самый крупный советско-китайский вооружённый конфликт в современной истории России и Китая. ).

Одной из первоочередных задач внешней политики этого периода была нормализация отношений со странами Западной Европы и США. В 1966 г. начинается сближение с Францией (визит в Москву Шарля де Голля президента).

В 1970 г. был подписан московский договор между СССР и ФРГ о нерушимости послевоенных границ.

В начале 70-х гг. происходит улучшение отношений с США. Начиная с визита президента США Никсона в Москву в 1972 г. мир жил в атмосфере разрядки напряженности.

Политика разрядки международной напряженности состояла из экономических соглашений и соглашений об ограничении ядерных вооружений.

В 1971-1976 гг. общий объем советско-американской торговли увеличился в 8 раз. В 1969 г. СССР и США достигли военного паритета (по числу межконтинентальных ракет).

26 мая 1972 г. в Москве был заключен временный Договор ОСВ-1. В 1979 г. был подписан Договор ОСВ-2.

Вершиной периода разрядки международной напряженности является 1975 год – ( Было созвано по предложению (1965) социалистических государств—участников Варшавского Договора. Состоялось в период с 3 июля 1973 по 1 августа 1975 ) по безопасности и сотрудничеству в Европе (СБСЕ) в лидеров 33 европейских государств, а также США и Канады. На этом совещании провозглашены принципы нерушимости границ, уважение независимости и суверенитета, отказ от применения силы и угрозы ее применения.

В целом внешняя политика в 60-80-е гг. была противоречивой: с одной стороны, предпринимались мирные шаги, направленные на ограничение вооружений и укрепление взаимного сотрудничества между странами, с другой – продолжалось военное противостояние между СССР и США в “третьих странах” - например, во Вьетнаме и Афганистане.

В 1979 г. между двумя социалистическими странами - Китаем и Вьетнамом - вспыхнула война, в которой СССР поддержал вьетнамцев.

Все это говорило о том, что мировая социалистическая система доживает последние годы.

Таким образом, к сожалению, недолго продолжался период разрядки международной напряженности.

В конце 1970-х СССР поддержал кубинскую интервенцию в Анголе, вьетнамское вторжение в Камбоджу, 27 декабря 1979 г. “ограниченный контингент” советских войск был введен в Афганистан. Эта акция положила конец периоду разрядки, а также негативно сказалась на международном престиже и состоянии экономики СССР. Введение советских войск в Афганистан окончательно убедило Запад в непрочности разрядки.

Советское руководство считало, что войска не будут ввязываться в боевые действия, а само их присутствие стабилизирует и укрепит режим афганской коммунистической партии. Однако военные действия затянулись на несколько лет и превратились в войну советских войск с повстанцами (моджахедами).

Сегодня существуют разные точки зрения на целесообразность и нецелесообразность принятого в декабре 1979 года решения – с позиций национально-государственных интересов СССР. С одной стороны, ввод советских войск в Афганистан, помимо официальных идеологических мотивов, обосновывался необходимостью более надежной защиты южных границ СССР, недопущения американского проникновения в соседнюю страну. С другой стороны, в результате войны не только не удалось достичь поставленных целей, но и резко ухудшились международные позиции СССР. Афганская война и порожденный ею новый виток гонки вооружений усилили перенапряжение и в конечном счете, приблизили крушение всей советской системы.

Итоги внешней политики СССР к 1980 гг.

· Мирные инициативы СССР и подписание ряда договоров между СССР и США не смогли прекратить гонку вооружений. Хельсинское соглашение 1975 г. на время ослабило напряженность во взаимоотношениях между СССР и Западом, но создать прочную основу для мирного сотрудничества не смогло

· Введение советских войск в Афганистан было расценено на Западе как агрессия и послужило поводом к началу нового витка конфронтации. Последующие мирные инициативы СССР не встретили понимания, расценивались в США как пропагандистский трюк.

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Читайте также: