В процессе социализации формируется правосознание как части правовой культуры верно ли утверждение

Обновлено: 16.05.2024

Вы здесь: Главная РАЗДЕЛ 2. ПРАВОВАЯ ПСИХОЛОГИЯ Глава 1. Правовая социализация

Глава 1. Правовая социализация

Жизнь человека в обществе подчинена множеству писаных и неписаных законов. Усвоение этих законов, правовых знаний и тре­бований, определяющих меру возможного и должного поведения, постепенное овладение необходимыми социальными навыками, осоз­нание своих прав и способов их реализации, понимание сложных взаимоотношений между различными людьми и социальными ин­ститутами — все это называется процессом правовой социализа­ции. Человек не рождается гражданином, он им становится в ре­зультате длительного взаимодействия с окружающей средой.

Процесс правовой социализации включает в себя, во-первых, усвоение критериев оценок юридически значимых ситуаций; во-вторых, изучение законов и правил как таковых, безотносительно к самому себе; в-третьих, обучение тому, как пользоваться этими правилами. Человек должен не только уяснить, что в обществе дей­ствуют конкретные законы, ему необходимо еще и отнести их к самому себе, т. е. осознать, что они означают для него, что ему по­зволено, а что не позволено, какие наказания он может понести за нарушение законов, каковы способы защиты своих законных прав и т. д.

Существует три пути усвоения правовой культуры (норм пра­ва правовых ценностей) в процессе социализации:

1) предметный способ, когда человек в процессе той или иной деятельности, взаимодействуя с другими лицами, усваивает соот­ветствующий образ действий, шаблон поведения;

2) традиционный способ, когда человек, наблюдая действия людей в различных ситуациях, усваивает соответствующий способ поведения;

3) рациональный способ, когда человек узнает о правовых цен­ностях, стандартах правового поведения из бесед с другими людь­ми, из чтения книг, из каналов средств массовой информации.

Необходимо отметить, что процесс усвоения правовых норм, стандартов правового поведения протекает последовательно, соглас­но жизненным циклам, этапам (стадиям) социализации личности.

Уже в самом раннем возрасте ребенок впитывает первые эле­менты правовой культуры. "Он включается в правоподобную дея­тельность, приобретает навыки и усваивает стандарты норматив­но-оценочного поведения, получает первые юридические представ­ления из сказок, приобретает в ролевых играх понятия о функци­ях права и его представителей и постепенно формирует, хотя и при­митивную, детскую, но собственную картину правовой жизни. С возрастом, по мере расширения круга общения, усложнения дея­тельности, происходит интенсивное обогащение и развитие этой и иных сфер сознания" 1 .

Самая очевидная цель правовой социализации — обеспечение правомерного поведения, что предполагает формирование у лич­ности такого интегрального правового образования, как правосоз­нание.

Правосознание связано с процессом социализации двояко.

Во-первых, жизненный опыт и практика человека оказывают влияние на формирование его установок, отношений, ценностных ориентаций в правовой сфере. Содержание правосознания челове­ка (его правовая информированность, оценка правовой действитель­ности, мотивация правомерного поведения) зависит от его соци­альных связей, от степени включенности в правовую культуру об­щества, а также от вовлеченности в асоциальные группы, которые влияют на усвоение правовой информации.

Во-вторых, правосознание не только отражает правовой опыт человека, но и мотивирует его поведение. "Формируясь под воз­действием внешних влияний, оно, по принципу обратной связи, на­правляет практику людей, ориентирует их на поиск оптимального разрешения правовых ситуаций, в которых они оказываются, т. е. выполняет функцию регулятора поведения" 2 .

Правосознание как один из элементов сознания личности вклю­чает в себя три компонента: интеллектуальный (познавательный), оценочный (эмоциональный) и поведенческий (эмоционально-волевой). Познавательный компонент характеризуется суммой право­вых знаний и умений. Эмоциональный — оценочными суждениями и отношением к нормам права (положительное, безразличное, не­гативное). Поведенческий компонент предполагает наличие уста­новки (готовности) на правомерное поведение, привычки к безого­ворочному исполнению норм права и нетерпимому отношению к их нарушению.

В процессе правовой социализации у человека под влиянием различных социальных факторов и личностных особенностей мо­жет сформироваться правосознание только на познавательном уров­не (как сумма правовых знаний). Это далеко не всегда обеспечива­ет правомерное поведение, так как человек может прекрасно знать, что нельзя нарушать закон, и тем не менее его нарушать.

Если у человека сформировано правосознание на оценочном уровне (он не только знает закон, но и положительно его оценива­ет), то и это не всегда гарантирует правомерное поведение, так как человек может оказаться в ситуации соблазна, искушения нару­шить закон, чтобы извлечь какую-либо выгоду, или же оказаться в ситуации давления на него членов асоциальной группы.

Чтобы стать настоящим стимулом и регулятором правомерно­го поведения, правовые знания должны перейти в ценностные ус­тановки, получить эмоциональную окраску, стать внутренним убеж­дением, закрепиться в привычную форму поведения.

Основы правосознания, как и в целом сознания, личности за­кладываются в детские, школьные годы. Важнейшими агентами правовой социализации являются семья и школа. Основным психо­логическим механизмом формирования правосознания у детей и под­ростков является так называемая персонификация.

Для ребенка нравственно-правовые ценностные ориентации, закон персонифицированы в фигурах родителей. Именно от них он узнает, как подобает себя вести в различных ситуациях, копирует с них модели социального поведения. Но степень и глубина усвое­ния образцов поведения, нравственно-правовых установок в зна­чительной мере зависит от отношения ребенка к конкретным ли­цам (родителям) — носителям определенных ценностных ориента-ций. При положительном эмоциональном отношении к родителям, а позже и к учителям ребенок усваивает (в соответствии с меха­низмом эмоционального переноса) не только конкретное содержа­ние процесса общения, но и их отношение к предметам, явлениям, их образ мышления, мировоззрение, а также привычки, вкусы и даже походку. При этом, естественно, усваиваются, перенимаются и те нравственно-правовые ценности, носителем которых является тот или иной человек (мать, отец, учитель). Так формируются ос­новные нравственно-правовые категории, понятие о добре и зле, представление о справедливости.

При негативном отношении ребенка к родителям, учителям отвергаются не только они сами, но и та система нравственно-пра­вовых ценностей, носителями которых они являются. В последую­щем происходит переориентация на других людей с другой, часто противоположной, системой ценностей.

Процесс правовой социализации не сводится к формированию представлений о должном, нормативном поведении. Параллельно этому у ребенка происходит формирование представлений о его собственных правах. Причем в процессе общения с родителями, сверстниками, взрослыми он вначале апеллирует к неким нравствен­ным нормам, к чувству справедливости, которые ощущает, но еще не может четко сформулировать.

В наиболее концентрированном виде сфера нравственно-пра­вовых отношений у ребенка ассоциируется с понятием справедли­вости в ситуации столкновения должного и желаемого. Поведение взрослых в таких ситуациях весьма поучительно. Известно, что некоторые воспитатели детских садов, родители, учителя младших классов не всегда считают нужным или просто не желают "разби­раться" в конфликтах детей: несправедливо строго относятся к од­ним и незаслуженно ласково к другим. В глазах детей это не что иное, как ярко запоминающиеся уроки беззакония, произвола, больно ранящие обижаемого ребенка. При повторении подобной фрустрирующей ситуации накапливающаяся у ребенка раздражительность провоцирует новые конфликты, а впоследствии может найти вы­ход в правонарушении.

В более старшем возрасте приходит понимание того, что пра­ва ребенка зафиксированы определенными законами и традиция­ми общества, которым взрослые (родители, учителя) обязаны под­чиняться независимо от того, нравится это им или нет.

Исключительно важным здесь является постепенное включе­ние ребенка в различные социальные институты, прежде всего по­ступление в школу. Если, например, до школы покупка цветных карандашей и альбома для рисования определялась желанием ро­дителей, то с поступлением ребенка в школу он начинает понимать, что и альбом, и карандаши, и тетради родители обязаны приобрес­ти не потому, что об этом сказала учительница, а потому, что тако­вы общие правила для всех. Ребенок начинает осознавать права как нечто свойственное человеку независимо от его отношений с родителями, учителями, другими взрослыми.

Скорость правовой социализации, т. е. то, как быстро дети ов­ладевают соответствующими нормами и навыками поведения, опре­деляется различными факторами. Дети, более развитые интеллекту­ально, социализируются быстрее своих менее способных сверстни­ков, у них раньше происходит отход от персонификации правовых институтов. И, конечно, многое определяется тем, в какой микро­среде растет ребенок, каков образовательный, культурный уровень родителей. Несомненно, значительную роль играет и их професси­ональная деятельность. В семье юриста правовая социализация ребенка будет осуществляться и быстрее, и плодотворнее.

Важным агентом правовой социализации, как отмечалось выше, является школа. Правовая социализация в ней осуществляется по двум направлениям. Во-первых, это прямая правовая социализа­ция на специальных уроках, на которых школьникам рассказыва­ют о принципах государственного устройства, о роли и функциях права в жизни общества, объясняют права и обязанности граждан и т. д.

Во-вторых, целям правовой социализации служат встречи школьников с представителями правоохранительных органов, на которых разъясняется необходимость соблюдения правовых норм, убедительно показывается на примерах из судебно-следственной практики, к каким печальным последствиям приводит их несоблю­дение.

Необходимо отметить, что прямая правовая социализация в нашей стране не завершается школой. Она продолжается практи­чески во всех вузах страны, где студенты изучают основы права и более глубоко и обстоятельно усваивают систему правовых знаний.

1 Ратинов А. Р., Ефремова Г. X. Правовая психология и преступное пове­дение. Красноярск, 1988. С. 43.

Правовая культура как часть общей культуры предполагает наличие правовых знаний, понимание социальной ценности права, оценки правовых требований как целесообразных и справедливых, уважительное отношение к законам и добровольное и сознательное их соблюдение. Правовая культура является антиподом такого социального явления, которое называется правовым нигилизмом и представляет в самом общем виде непонимание роли права в жизни общества, отрицание его полезности и ценности, неуважение к праву и законам и их массовое несоблюдение.

Причины правового нигилизма коренятся в отсутствии правового воспитания, юридическом невежестве основной массы людей, незнание ими законов своей страны. Крайней формой проявления правового нигилизма является умышленное нарушение действующих законов, но он может проявляться также и в других формах (неуважение к суду, адвокатуре, подмене законности целесообразностью, внесудебных репрессиях и т.п.). Но во всех этих случаях наблюдается неразвитое или деформированное правосознание, под которым понимается совокупность идей, взглядов, представлений о праве. Правосознание имеется у отдельного человека (индивидуальное правосознание), у отдельных групп людей (групповое) и у общества в целом (общественное правосознание).

Правосознание – совокупность правовых представлений, идей, взглядов, чувств и эмоций выражающих психологическое оценочное отношение людей к юридически значимым явлениям общественной жизни (действующему законодательству, юридической практике, правам и свободам человека и гражданина).

1. Индивидуальное – это представления, взгляды, эмоции одного человека.

2. Групповое – особенности представления о праве определенной социальной группы;

3. Общественное – отражает все многообразие правовой системы с позиций общества в целом, в нем интегрируется особенности индивидуального и группового правосознания.

В зависимости от уровня, от глубины отражения юридической действительности различают:

1. Обыденное – представляет собой поверхностные, примитивные суждения, воззрения о праве в целом и других явлениях правовой жизни, исходящие от людей как субъектов гражданско-правовых, трудовых, семейных и иных правоотношений.

2. Научное – формируется на базе научных исследований и выражено в понятиях, категориях, идеях, концепциях, отражающих юридические явления на совершенно ином, более глубоком уровне. Как система правовых знаний, оно раскрывает сущность юридических явлений, закономерности их функционирования и развития (им обладают ученые - юристы).

3. Профессиональное (практическое) – это те правовые идеи, взгляды, представления, убеждения и установки руководствуются при исполнении своих служебных обязанностей и функций прокурора, судьи, адвоката, т.е. юристы-практики.

Правосознание представляет собой сложное явление, его структура включает следующие элементы:

Правовая психология, т.е. систему правовых чувств, эмоций, привычек, выражающих отношение людей к государству и праву.

Правовая идеология – совокупность идей, концепций, взглядов, принципов, на основании которых субъект строит свое отношение к праву и государству.

Любое правовое предписание обращено к сознанию людей. И от того, как человек воспримет правовые запреты, дозволение и обязывания, зависит, будет ли он следовать им или нет. Добровольно и сознательно будут соблюдать закон те люди, которые обладают высоким уровнем правосознания и правовой культуры, т.к. они понимают необходимость и полезность законов как для общества, так и для себя лично. Некоторые же люди будут следовать им только из-за страха понести наказание за правонарушение. В первом случае более высокий уровень правосознания проявляется в законоуважении, во втором – более низкий, находит выражение в законопослушании.

Общество заинтересовано в том, что большинство людей знали законы своей страны, уважительно относительно к ним и добровольно их соблюдали. Для этого необходимо совершенствование законодательства с тем, чтобы законы соответствовали общественным потребностям, охрана прав личности, массовые юридические просвещения, а также подготовка высококвалифицированных юристов.




Правовая культура является разновидностью общей культуры, которой охватываются все достижения и ценности, появившиеся в результате деятельности человека.

В юридической литературе даются различные определения правовой культуры. В целом в юриспруденции сложилось 2 варианта понимания правовой культуры. Одни авторы определяют правовую культуру как качественное состояние правовой организации общества, реальное функционирование его правовой системы.

Другое определение (наиболее полное): правовая культура – это качественное состояние правовой жизни общества, что выражается в достигнутом уровне совершенства правовых актов, правовой и правоприменительной деятельности, правового сознания и правового развития личности, а также степени свободы ее поведения и взаимной ответственности государства и личности, положительно влияющих на общественное развитие и поддержание самих условий существования общества.

Таким образом, в данном определении указываются слагаемые элементы правовой культуры:

1. достигнутый уровень совершенства правовых актов;

2. правовая практика;

4. степень свободы человека и его взаимоотношения с государством.

Для оценки состояния правовой культуры в обществе необходимо учитывать следующее:

- знание населением законов;

- развитость правотворческого процесса;

- степень соответствия актов законодательства общепризнанными принципами и нормами международного права;

- соответствие практики законодательству;

- степень уважения норм права.

Функции правовой культуры:

1. познавательно-преобразовательная – определяет на общественном уровне курс на достижение наиболее ценностных правовых результатов и состояний. В рамках этой функции внимание акцентируется на самых ценностных сторонах права и его компонентах;

2. праворегулятивная – исходит их четкого функционирования всей правовой системы, полного и эффективного воздействия требований юридических норм на соответствующие общественные отношения, т.е. реализации регулятивной функции права;

3. ценностно-нормативная – проявляется в различных фактах, которые приобретают ценностное значение, отражаясь в сознании действующих индивидов и человеческих поступках, социальных институтах. Исходя из этого, правовые нормы, другие составляющие правовой культуры общества выступают объектами оценки. Здесь речь идет о ценностях в праве и самом праве как ценности;

4. правосоциализаторская – тесным образом связана с процессами правовой и нравственной социализации личности, с правовоспитательной деятельностью. Прежде чем овладеть соответствующим уровнем правовой культуры, личность в течение длительного времени находится под воздействием социальных, политических, нравственных, общекультурных, осваивает правовые ценности, что конечном счете формирует ее правосознание и правовую культуру;

Важнейшим фактором формирования правовой культуры является правовое воспитание, т.е. деятельность, направленная на передачу правового опыта, правовых идеалов и правовых знаний в обществе от одного поколения к другому.

В юридической литературе рассматривается правовое воспитание в широком и узком смысле. В широком – означает процесс правовой социализации человека, формирование его взглядов окружающей обстановкой в целом; всей юридической практикой и поведением людей. В узком – это целенаправленная передача правовых знаний и опыта определенным группам людей и обществу в целом. Речь идет о правовом просвещении. Среди форм просвещения следует выделить:

1. правовое обучение (преподавание и усвоение правовых знаний в средних, средних профессиональных и высших заведениях);

2. правовая пропаганда (распространение юридических знаний в СМИ).

Что касается правового воспитания юристов-профессионалов, то его основная цель – сформировать активную жизненную позицию специалиста, привить ему уважение к закону, к правам и свободам граждан.

Правовая социализация — это процесс усвоения человеком системы правовых знаний, ценностей и норм, благодаря которому происходит его успешная адаптация к общественно-правовой жизни. Ее результатом является принятие индивидом части культурно-правового наследия, которая актуальна не только для его социальных интересов, но и в целом для общественно-исторического процесса, субъектом которого он является. Приобщаясь к сложившемуся регламенту жизнедеятельности своей социальной группы, человек начинает проявлять негативное отношение к любым отклонениям от действующих социально-правовых установок и принимает участие в противостоянии деструктивным силам, действия которых направлены против сложившегося общественного порядка. Получив необходимые правовые умения и навыки урегулирования отношений с другими членами общества, он может не только продуктивно взаимодействовать с ними, но и закреплять или даже повышать свой статус, успешно выполняя предписанную ему социальную роль.

Содержание

Эволюция теории правовой социализации

Девяностые годы ХХ века отличаются преобладанием компаративистских исследований национальных моделей правовой социализации [4] и значительной дифференциацией направлений научных исследований данного феномена. Внимание исследователей обращается на целый ряд взаимосвязанных проблем правовой социализации человека: формирование национальной модели социализации, трансформация правосознания граждан в транзитивный период развития общества, духовные и религиозные аспекты развития системы ценностей правовой культуры, роль правового менталитета в механизме социализации, институты гражданского общества как агенты социализации, деформации правосознания, правовая ресоциализация и т. д. В этот период к исследованию данной проблематики активно подключаются российские ученые.

В XXI веке исследователи особое внимание обращают на изучение аспектов формирования национальных моделей правовой социализации [5] . Они исследуют проблемы управления процессом правовой социализации молодежи, повышения роли социальных институтов как ее агентов, мониторинга социализирующих функций образовательных учреждений, создания современных технологий пенитенциарной ресоциализации и определении позитивных факторов способствующих ей [6] .

Механизм правовой социализации человека

Правовая социализация проходит в социокультурной среде, на качественное изменение которой оказывает прямое или опосредованное влияние множество духовных и материальных факторов, образующих постоянно меняющиеся многоуровневые полисистемы, непосредственно определяющие тенденции развития правовой культуры общества [7] . К числу базисных составляющих механизма правовой социализации следует отнести: эталоны-ориентиры правового поведения, доминирующие в обществе; сложившуюся в социуме иерархическую систему социально-правовых статусов и ролей; нерерывно развивающийся институт правового воспитания и обучения [8] .

Иерархическая система социально-правовых статусов и ролей является важной составляющей механизма правовой социализации человека. Каждый индивид относит себя к определенной категории и группе людей, тем самым признавая ее идеалы и ценности, принимая на себя обязательства согласования своих интересов с групповыми нуждами и требованиями. Права и обязанности субъекта, занимающего определенную ступень в социальной иерархии, определяются не только и даже не столько его личными качествами, сколько исполняемой им общественной ролью. В процессе правовой социализации человек входит в сложную систему социально-правовых статусов и ролей, в рамках которой он постоянно подвергается внешним воздействиям. Ему приходится на них реагировать, и в зависимости от адекватности реакции его авторитет и статус могут повышаться или понижаться, а влияние на развитие общественных процессов усиливаться или ослабляться.

Институт правового воспитания и обучения можно рассматривать как открытую систему устоявшихся и преобладающих социальных правил, регулирующих процесс формирования личности как субъекта права в целях ее подготовки к активному участию в общественно-правовой деятельности. Важной составляющей института является система воспитательных и учебных учреждений (организаций). Такие структуры следует оценивать исходя из степени их чувствительности к изменениям личностных качеств социализируемых индивидов. Излишне бюрократизированные организации неадекватно реагируют на изменения ценностных установок личности, вследствие чего их социализирующая деятельность не только не продуктивна, но и вызывает у человека чувство отчуждения по отношению к декларируемым ими ценностям. Воспитательные и учебные организации, чутко реагирующие на изменения в развитии личности, достигают больших успехов в своей деятельности.

Агенты правовой социализации

Агентами правовой социализации могут выступать индивиды и общественные группы, которые осуществляют процесс социализации индивида в исторически сложившемся контексте общественно-правовых отношений. Основными агентами правовой социализации являются семья, сверстники, школа, СМИ и общественные организации.

Семья является самым влиятельным агентом социализации на ранних стадиях психосоциальной эволюции человека. В зависимости от типа культуры существуют различные системы семейных отношений, поэтому сложившиеся в определенной общественной группе нормы коммуникативных связей ребенка не являются стандартными для всех людей. В самой малой социальной группе мать выступает практически всегда главным действующим лицом в процессе ранней социализации ребенка, формирует стиль его поведения и отношение к окружающему миру. Она учит малыша тому, как надо обходиться с людьми и жить с самим собою. Закладываемые ею в сознание ребенка внутрисемейные коммуникативные принципы и установки будут в значительной степени перенесены и на отношения с другими людьми, которые не являются членами его семьи.

Школа органично связана с национальными и социальными идеалами, которые культивируются государством. В процессе получения школьного образования намного контрастнее, нежели в семье, проявляются упущения и ошибки, сделанные родителями в процессе правового воспитания своих детей. Здесь на помощь должен прийти учитель, который понимает возрастные проблемы ребенка и может внести соответствующие коррективы в иерархию ценностей формирующегося правового сознания [10] .

В постиндустриальном обществе люди в значительной мере усваивают правила поведения и правовые установки благодаря влиянию на их мировоззрение средств массовой информации, которые оказывают мощное воздействие на процесс формирования системы аксиолантов правовой культуры [11] . В статьях газет и журналов, передачах и фильмах телевизионных каналов, радиовыпусках и электронных изданиях интернет-СМИ охватывается множество событий из правовой сферы жизнедеятельности общества. СМИ представляют гражданам образцы общественной деятельности и модели правового поведения, которым люди пытаются подражать. Процесс копирования моделей поведения происходит как на сознательном, так и на бессознательном уровнях. Средства массовой информации стали одним из важнейших коммуникационных проводников правовых идей, благодаря которым формируются новые ожидания и интересы граждан, а также воспринимают ролевые модели общественно-правовой жизни, сложившиеся в незнакомой для них социальной среде.

Правовая социализация — это процесс усвоения человеком системы правовых знаний, ценностей и норм, благодаря которому происходит его успешная адаптация к общественно-правовой жизни. Ее результатом является принятие индивидом части культурно-правового наследия, которая актуальна не только для его социальных интересов, но и в целом для общественно-исторического процесса, субъектом которого он является. Приобщаясь к сложившемуся регламенту жизнедеятельности своей социальной группы, человек начинает проявлять негативное отношение к любым отклонениям от действующих социально-правовых установок и принимает участие в противостоянии деструктивным силам, действия которых направлены против сложившегося общественного порядка. Получив необходимые правовые умения и навыки урегулирования отношений с другими членами общества, он может не только продуктивно взаимодействовать с ними, но и закреплять или даже повышать свой статус, успешно выполняя предписанную ему социальную роль.

Содержание

Эволюция теории правовой социализации

Девяностые годы ХХ века отличаются преобладанием компаративистских исследований национальных моделей правовой социализации [4] и значительной дифференциацией направлений научных исследований данного феномена. Внимание исследователей обращается на целый ряд взаимосвязанных проблем правовой социализации человека: формирование национальной модели социализации, трансформация правосознания граждан в транзитивный период развития общества, духовные и религиозные аспекты развития системы ценностей правовой культуры, роль правового менталитета в механизме социализации, институты гражданского общества как агенты социализации, деформации правосознания, правовая ресоциализация и т. д. В этот период к исследованию данной проблематики активно подключаются российские ученые.

В XXI веке исследователи особое внимание обращают на изучение аспектов формирования национальных моделей правовой социализации [5] . Они исследуют проблемы управления процессом правовой социализации молодежи, повышения роли социальных институтов как ее агентов, мониторинга социализирующих функций образовательных учреждений, создания современных технологий пенитенциарной ресоциализации и определении позитивных факторов способствующих ей [6] .

Механизм правовой социализации человека

Правовая социализация проходит в социокультурной среде, на качественное изменение которой оказывает прямое или опосредованное влияние множество духовных и материальных факторов, образующих постоянно меняющиеся многоуровневые полисистемы, непосредственно определяющие тенденции развития правовой культуры общества [7] . К числу базисных составляющих механизма правовой социализации следует отнести: эталоны-ориентиры правового поведения, доминирующие в обществе; сложившуюся в социуме иерархическую систему социально-правовых статусов и ролей; нерерывно развивающийся институт правового воспитания и обучения [8] .

Иерархическая система социально-правовых статусов и ролей является важной составляющей механизма правовой социализации человека. Каждый индивид относит себя к определенной категории и группе людей, тем самым признавая ее идеалы и ценности, принимая на себя обязательства согласования своих интересов с групповыми нуждами и требованиями. Права и обязанности субъекта, занимающего определенную ступень в социальной иерархии, определяются не только и даже не столько его личными качествами, сколько исполняемой им общественной ролью. В процессе правовой социализации человек входит в сложную систему социально-правовых статусов и ролей, в рамках которой он постоянно подвергается внешним воздействиям. Ему приходится на них реагировать, и в зависимости от адекватности реакции его авторитет и статус могут повышаться или понижаться, а влияние на развитие общественных процессов усиливаться или ослабляться.

Институт правового воспитания и обучения можно рассматривать как открытую систему устоявшихся и преобладающих социальных правил, регулирующих процесс формирования личности как субъекта права в целях ее подготовки к активному участию в общественно-правовой деятельности. Важной составляющей института является система воспитательных и учебных учреждений (организаций). Такие структуры следует оценивать исходя из степени их чувствительности к изменениям личностных качеств социализируемых индивидов. Излишне бюрократизированные организации неадекватно реагируют на изменения ценностных установок личности, вследствие чего их социализирующая деятельность не только не продуктивна, но и вызывает у человека чувство отчуждения по отношению к декларируемым ими ценностям. Воспитательные и учебные организации, чутко реагирующие на изменения в развитии личности, достигают больших успехов в своей деятельности.

Агенты правовой социализации

Агентами правовой социализации могут выступать индивиды и общественные группы, которые осуществляют процесс социализации индивида в исторически сложившемся контексте общественно-правовых отношений. Основными агентами правовой социализации являются семья, сверстники, школа, СМИ и общественные организации.

Семья является самым влиятельным агентом социализации на ранних стадиях психосоциальной эволюции человека. В зависимости от типа культуры существуют различные системы семейных отношений, поэтому сложившиеся в определенной общественной группе нормы коммуникативных связей ребенка не являются стандартными для всех людей. В самой малой социальной группе мать выступает практически всегда главным действующим лицом в процессе ранней социализации ребенка, формирует стиль его поведения и отношение к окружающему миру. Она учит малыша тому, как надо обходиться с людьми и жить с самим собою. Закладываемые ею в сознание ребенка внутрисемейные коммуникативные принципы и установки будут в значительной степени перенесены и на отношения с другими людьми, которые не являются членами его семьи.

Школа органично связана с национальными и социальными идеалами, которые культивируются государством. В процессе получения школьного образования намного контрастнее, нежели в семье, проявляются упущения и ошибки, сделанные родителями в процессе правового воспитания своих детей. Здесь на помощь должен прийти учитель, который понимает возрастные проблемы ребенка и может внести соответствующие коррективы в иерархию ценностей формирующегося правового сознания [10] .

В постиндустриальном обществе люди в значительной мере усваивают правила поведения и правовые установки благодаря влиянию на их мировоззрение средств массовой информации, которые оказывают мощное воздействие на процесс формирования системы аксиолантов правовой культуры [11] . В статьях газет и журналов, передачах и фильмах телевизионных каналов, радиовыпусках и электронных изданиях интернет-СМИ охватывается множество событий из правовой сферы жизнедеятельности общества. СМИ представляют гражданам образцы общественной деятельности и модели правового поведения, которым люди пытаются подражать. Процесс копирования моделей поведения происходит как на сознательном, так и на бессознательном уровнях. Средства массовой информации стали одним из важнейших коммуникационных проводников правовых идей, благодаря которым формируются новые ожидания и интересы граждан, а также воспринимают ролевые модели общественно-правовой жизни, сложившиеся в незнакомой для них социальной среде.

Читайте также: