В процессе социализации формируется правосознание как части правовой культуры верно ли утверждение
Обновлено: 16.05.2024
Вы здесь: Главная РАЗДЕЛ 2. ПРАВОВАЯ ПСИХОЛОГИЯ Глава 1. Правовая социализация
Глава 1. Правовая социализация
Жизнь человека в обществе подчинена множеству писаных и неписаных законов. Усвоение этих законов, правовых знаний и требований, определяющих меру возможного и должного поведения, постепенное овладение необходимыми социальными навыками, осознание своих прав и способов их реализации, понимание сложных взаимоотношений между различными людьми и социальными институтами — все это называется процессом правовой социализации. Человек не рождается гражданином, он им становится в результате длительного взаимодействия с окружающей средой.
Процесс правовой социализации включает в себя, во-первых, усвоение критериев оценок юридически значимых ситуаций; во-вторых, изучение законов и правил как таковых, безотносительно к самому себе; в-третьих, обучение тому, как пользоваться этими правилами. Человек должен не только уяснить, что в обществе действуют конкретные законы, ему необходимо еще и отнести их к самому себе, т. е. осознать, что они означают для него, что ему позволено, а что не позволено, какие наказания он может понести за нарушение законов, каковы способы защиты своих законных прав и т. д.
Существует три пути усвоения правовой культуры (норм права правовых ценностей) в процессе социализации:
1) предметный способ, когда человек в процессе той или иной деятельности, взаимодействуя с другими лицами, усваивает соответствующий образ действий, шаблон поведения;
2) традиционный способ, когда человек, наблюдая действия людей в различных ситуациях, усваивает соответствующий способ поведения;
3) рациональный способ, когда человек узнает о правовых ценностях, стандартах правового поведения из бесед с другими людьми, из чтения книг, из каналов средств массовой информации.
Необходимо отметить, что процесс усвоения правовых норм, стандартов правового поведения протекает последовательно, согласно жизненным циклам, этапам (стадиям) социализации личности.
Уже в самом раннем возрасте ребенок впитывает первые элементы правовой культуры. "Он включается в правоподобную деятельность, приобретает навыки и усваивает стандарты нормативно-оценочного поведения, получает первые юридические представления из сказок, приобретает в ролевых играх понятия о функциях права и его представителей и постепенно формирует, хотя и примитивную, детскую, но собственную картину правовой жизни. С возрастом, по мере расширения круга общения, усложнения деятельности, происходит интенсивное обогащение и развитие этой и иных сфер сознания" 1 .
Самая очевидная цель правовой социализации — обеспечение правомерного поведения, что предполагает формирование у личности такого интегрального правового образования, как правосознание.
Правосознание связано с процессом социализации двояко.
Во-первых, жизненный опыт и практика человека оказывают влияние на формирование его установок, отношений, ценностных ориентаций в правовой сфере. Содержание правосознания человека (его правовая информированность, оценка правовой действительности, мотивация правомерного поведения) зависит от его социальных связей, от степени включенности в правовую культуру общества, а также от вовлеченности в асоциальные группы, которые влияют на усвоение правовой информации.
Во-вторых, правосознание не только отражает правовой опыт человека, но и мотивирует его поведение. "Формируясь под воздействием внешних влияний, оно, по принципу обратной связи, направляет практику людей, ориентирует их на поиск оптимального разрешения правовых ситуаций, в которых они оказываются, т. е. выполняет функцию регулятора поведения" 2 .
Правосознание как один из элементов сознания личности включает в себя три компонента: интеллектуальный (познавательный), оценочный (эмоциональный) и поведенческий (эмоционально-волевой). Познавательный компонент характеризуется суммой правовых знаний и умений. Эмоциональный — оценочными суждениями и отношением к нормам права (положительное, безразличное, негативное). Поведенческий компонент предполагает наличие установки (готовности) на правомерное поведение, привычки к безоговорочному исполнению норм права и нетерпимому отношению к их нарушению.
В процессе правовой социализации у человека под влиянием различных социальных факторов и личностных особенностей может сформироваться правосознание только на познавательном уровне (как сумма правовых знаний). Это далеко не всегда обеспечивает правомерное поведение, так как человек может прекрасно знать, что нельзя нарушать закон, и тем не менее его нарушать.
Если у человека сформировано правосознание на оценочном уровне (он не только знает закон, но и положительно его оценивает), то и это не всегда гарантирует правомерное поведение, так как человек может оказаться в ситуации соблазна, искушения нарушить закон, чтобы извлечь какую-либо выгоду, или же оказаться в ситуации давления на него членов асоциальной группы.
Чтобы стать настоящим стимулом и регулятором правомерного поведения, правовые знания должны перейти в ценностные установки, получить эмоциональную окраску, стать внутренним убеждением, закрепиться в привычную форму поведения.
Основы правосознания, как и в целом сознания, личности закладываются в детские, школьные годы. Важнейшими агентами правовой социализации являются семья и школа. Основным психологическим механизмом формирования правосознания у детей и подростков является так называемая персонификация.
Для ребенка нравственно-правовые ценностные ориентации, закон персонифицированы в фигурах родителей. Именно от них он узнает, как подобает себя вести в различных ситуациях, копирует с них модели социального поведения. Но степень и глубина усвоения образцов поведения, нравственно-правовых установок в значительной мере зависит от отношения ребенка к конкретным лицам (родителям) — носителям определенных ценностных ориента-ций. При положительном эмоциональном отношении к родителям, а позже и к учителям ребенок усваивает (в соответствии с механизмом эмоционального переноса) не только конкретное содержание процесса общения, но и их отношение к предметам, явлениям, их образ мышления, мировоззрение, а также привычки, вкусы и даже походку. При этом, естественно, усваиваются, перенимаются и те нравственно-правовые ценности, носителем которых является тот или иной человек (мать, отец, учитель). Так формируются основные нравственно-правовые категории, понятие о добре и зле, представление о справедливости.
При негативном отношении ребенка к родителям, учителям отвергаются не только они сами, но и та система нравственно-правовых ценностей, носителями которых они являются. В последующем происходит переориентация на других людей с другой, часто противоположной, системой ценностей.
Процесс правовой социализации не сводится к формированию представлений о должном, нормативном поведении. Параллельно этому у ребенка происходит формирование представлений о его собственных правах. Причем в процессе общения с родителями, сверстниками, взрослыми он вначале апеллирует к неким нравственным нормам, к чувству справедливости, которые ощущает, но еще не может четко сформулировать.
В наиболее концентрированном виде сфера нравственно-правовых отношений у ребенка ассоциируется с понятием справедливости в ситуации столкновения должного и желаемого. Поведение взрослых в таких ситуациях весьма поучительно. Известно, что некоторые воспитатели детских садов, родители, учителя младших классов не всегда считают нужным или просто не желают "разбираться" в конфликтах детей: несправедливо строго относятся к одним и незаслуженно ласково к другим. В глазах детей это не что иное, как ярко запоминающиеся уроки беззакония, произвола, больно ранящие обижаемого ребенка. При повторении подобной фрустрирующей ситуации накапливающаяся у ребенка раздражительность провоцирует новые конфликты, а впоследствии может найти выход в правонарушении.
В более старшем возрасте приходит понимание того, что права ребенка зафиксированы определенными законами и традициями общества, которым взрослые (родители, учителя) обязаны подчиняться независимо от того, нравится это им или нет.
Исключительно важным здесь является постепенное включение ребенка в различные социальные институты, прежде всего поступление в школу. Если, например, до школы покупка цветных карандашей и альбома для рисования определялась желанием родителей, то с поступлением ребенка в школу он начинает понимать, что и альбом, и карандаши, и тетради родители обязаны приобрести не потому, что об этом сказала учительница, а потому, что таковы общие правила для всех. Ребенок начинает осознавать права как нечто свойственное человеку независимо от его отношений с родителями, учителями, другими взрослыми.
Скорость правовой социализации, т. е. то, как быстро дети овладевают соответствующими нормами и навыками поведения, определяется различными факторами. Дети, более развитые интеллектуально, социализируются быстрее своих менее способных сверстников, у них раньше происходит отход от персонификации правовых институтов. И, конечно, многое определяется тем, в какой микросреде растет ребенок, каков образовательный, культурный уровень родителей. Несомненно, значительную роль играет и их профессиональная деятельность. В семье юриста правовая социализация ребенка будет осуществляться и быстрее, и плодотворнее.
Важным агентом правовой социализации, как отмечалось выше, является школа. Правовая социализация в ней осуществляется по двум направлениям. Во-первых, это прямая правовая социализация на специальных уроках, на которых школьникам рассказывают о принципах государственного устройства, о роли и функциях права в жизни общества, объясняют права и обязанности граждан и т. д.
Во-вторых, целям правовой социализации служат встречи школьников с представителями правоохранительных органов, на которых разъясняется необходимость соблюдения правовых норм, убедительно показывается на примерах из судебно-следственной практики, к каким печальным последствиям приводит их несоблюдение.
Необходимо отметить, что прямая правовая социализация в нашей стране не завершается школой. Она продолжается практически во всех вузах страны, где студенты изучают основы права и более глубоко и обстоятельно усваивают систему правовых знаний.
1 Ратинов А. Р., Ефремова Г. X. Правовая психология и преступное поведение. Красноярск, 1988. С. 43.
Правовая культура как часть общей культуры предполагает наличие правовых знаний, понимание социальной ценности права, оценки правовых требований как целесообразных и справедливых, уважительное отношение к законам и добровольное и сознательное их соблюдение. Правовая культура является антиподом такого социального явления, которое называется правовым нигилизмом и представляет в самом общем виде непонимание роли права в жизни общества, отрицание его полезности и ценности, неуважение к праву и законам и их массовое несоблюдение.
Причины правового нигилизма коренятся в отсутствии правового воспитания, юридическом невежестве основной массы людей, незнание ими законов своей страны. Крайней формой проявления правового нигилизма является умышленное нарушение действующих законов, но он может проявляться также и в других формах (неуважение к суду, адвокатуре, подмене законности целесообразностью, внесудебных репрессиях и т.п.). Но во всех этих случаях наблюдается неразвитое или деформированное правосознание, под которым понимается совокупность идей, взглядов, представлений о праве. Правосознание имеется у отдельного человека (индивидуальное правосознание), у отдельных групп людей (групповое) и у общества в целом (общественное правосознание).
Правосознание – совокупность правовых представлений, идей, взглядов, чувств и эмоций выражающих психологическое оценочное отношение людей к юридически значимым явлениям общественной жизни (действующему законодательству, юридической практике, правам и свободам человека и гражданина).
1. Индивидуальное – это представления, взгляды, эмоции одного человека.
2. Групповое – особенности представления о праве определенной социальной группы;
3. Общественное – отражает все многообразие правовой системы с позиций общества в целом, в нем интегрируется особенности индивидуального и группового правосознания.
В зависимости от уровня, от глубины отражения юридической действительности различают:
1. Обыденное – представляет собой поверхностные, примитивные суждения, воззрения о праве в целом и других явлениях правовой жизни, исходящие от людей как субъектов гражданско-правовых, трудовых, семейных и иных правоотношений.
2. Научное – формируется на базе научных исследований и выражено в понятиях, категориях, идеях, концепциях, отражающих юридические явления на совершенно ином, более глубоком уровне. Как система правовых знаний, оно раскрывает сущность юридических явлений, закономерности их функционирования и развития (им обладают ученые - юристы).
3. Профессиональное (практическое) – это те правовые идеи, взгляды, представления, убеждения и установки руководствуются при исполнении своих служебных обязанностей и функций прокурора, судьи, адвоката, т.е. юристы-практики.
Правосознание представляет собой сложное явление, его структура включает следующие элементы:
Правовая психология, т.е. систему правовых чувств, эмоций, привычек, выражающих отношение людей к государству и праву.
Правовая идеология – совокупность идей, концепций, взглядов, принципов, на основании которых субъект строит свое отношение к праву и государству.
Любое правовое предписание обращено к сознанию людей. И от того, как человек воспримет правовые запреты, дозволение и обязывания, зависит, будет ли он следовать им или нет. Добровольно и сознательно будут соблюдать закон те люди, которые обладают высоким уровнем правосознания и правовой культуры, т.к. они понимают необходимость и полезность законов как для общества, так и для себя лично. Некоторые же люди будут следовать им только из-за страха понести наказание за правонарушение. В первом случае более высокий уровень правосознания проявляется в законоуважении, во втором – более низкий, находит выражение в законопослушании.
Общество заинтересовано в том, что большинство людей знали законы своей страны, уважительно относительно к ним и добровольно их соблюдали. Для этого необходимо совершенствование законодательства с тем, чтобы законы соответствовали общественным потребностям, охрана прав личности, массовые юридические просвещения, а также подготовка высококвалифицированных юристов.
Правовая культура является разновидностью общей культуры, которой охватываются все достижения и ценности, появившиеся в результате деятельности человека.
В юридической литературе даются различные определения правовой культуры. В целом в юриспруденции сложилось 2 варианта понимания правовой культуры. Одни авторы определяют правовую культуру как качественное состояние правовой организации общества, реальное функционирование его правовой системы.
Другое определение (наиболее полное): правовая культура – это качественное состояние правовой жизни общества, что выражается в достигнутом уровне совершенства правовых актов, правовой и правоприменительной деятельности, правового сознания и правового развития личности, а также степени свободы ее поведения и взаимной ответственности государства и личности, положительно влияющих на общественное развитие и поддержание самих условий существования общества.
Таким образом, в данном определении указываются слагаемые элементы правовой культуры:
1. достигнутый уровень совершенства правовых актов;
2. правовая практика;
4. степень свободы человека и его взаимоотношения с государством.
Для оценки состояния правовой культуры в обществе необходимо учитывать следующее:
- знание населением законов;
- развитость правотворческого процесса;
- степень соответствия актов законодательства общепризнанными принципами и нормами международного права;
- соответствие практики законодательству;
- степень уважения норм права.
Функции правовой культуры:
1. познавательно-преобразовательная – определяет на общественном уровне курс на достижение наиболее ценностных правовых результатов и состояний. В рамках этой функции внимание акцентируется на самых ценностных сторонах права и его компонентах;
2. праворегулятивная – исходит их четкого функционирования всей правовой системы, полного и эффективного воздействия требований юридических норм на соответствующие общественные отношения, т.е. реализации регулятивной функции права;
3. ценностно-нормативная – проявляется в различных фактах, которые приобретают ценностное значение, отражаясь в сознании действующих индивидов и человеческих поступках, социальных институтах. Исходя из этого, правовые нормы, другие составляющие правовой культуры общества выступают объектами оценки. Здесь речь идет о ценностях в праве и самом праве как ценности;
4. правосоциализаторская – тесным образом связана с процессами правовой и нравственной социализации личности, с правовоспитательной деятельностью. Прежде чем овладеть соответствующим уровнем правовой культуры, личность в течение длительного времени находится под воздействием социальных, политических, нравственных, общекультурных, осваивает правовые ценности, что конечном счете формирует ее правосознание и правовую культуру;
Важнейшим фактором формирования правовой культуры является правовое воспитание, т.е. деятельность, направленная на передачу правового опыта, правовых идеалов и правовых знаний в обществе от одного поколения к другому.
В юридической литературе рассматривается правовое воспитание в широком и узком смысле. В широком – означает процесс правовой социализации человека, формирование его взглядов окружающей обстановкой в целом; всей юридической практикой и поведением людей. В узком – это целенаправленная передача правовых знаний и опыта определенным группам людей и обществу в целом. Речь идет о правовом просвещении. Среди форм просвещения следует выделить:
1. правовое обучение (преподавание и усвоение правовых знаний в средних, средних профессиональных и высших заведениях);
2. правовая пропаганда (распространение юридических знаний в СМИ).
Что касается правового воспитания юристов-профессионалов, то его основная цель – сформировать активную жизненную позицию специалиста, привить ему уважение к закону, к правам и свободам граждан.
Правовая социализация — это процесс усвоения человеком системы правовых знаний, ценностей и норм, благодаря которому происходит его успешная адаптация к общественно-правовой жизни. Ее результатом является принятие индивидом части культурно-правового наследия, которая актуальна не только для его социальных интересов, но и в целом для общественно-исторического процесса, субъектом которого он является. Приобщаясь к сложившемуся регламенту жизнедеятельности своей социальной группы, человек начинает проявлять негативное отношение к любым отклонениям от действующих социально-правовых установок и принимает участие в противостоянии деструктивным силам, действия которых направлены против сложившегося общественного порядка. Получив необходимые правовые умения и навыки урегулирования отношений с другими членами общества, он может не только продуктивно взаимодействовать с ними, но и закреплять или даже повышать свой статус, успешно выполняя предписанную ему социальную роль.
Содержание
Эволюция теории правовой социализации
Девяностые годы ХХ века отличаются преобладанием компаративистских исследований национальных моделей правовой социализации [4] и значительной дифференциацией направлений научных исследований данного феномена. Внимание исследователей обращается на целый ряд взаимосвязанных проблем правовой социализации человека: формирование национальной модели социализации, трансформация правосознания граждан в транзитивный период развития общества, духовные и религиозные аспекты развития системы ценностей правовой культуры, роль правового менталитета в механизме социализации, институты гражданского общества как агенты социализации, деформации правосознания, правовая ресоциализация и т. д. В этот период к исследованию данной проблематики активно подключаются российские ученые.
В XXI веке исследователи особое внимание обращают на изучение аспектов формирования национальных моделей правовой социализации [5] . Они исследуют проблемы управления процессом правовой социализации молодежи, повышения роли социальных институтов как ее агентов, мониторинга социализирующих функций образовательных учреждений, создания современных технологий пенитенциарной ресоциализации и определении позитивных факторов способствующих ей [6] .
Механизм правовой социализации человека
Правовая социализация проходит в социокультурной среде, на качественное изменение которой оказывает прямое или опосредованное влияние множество духовных и материальных факторов, образующих постоянно меняющиеся многоуровневые полисистемы, непосредственно определяющие тенденции развития правовой культуры общества [7] . К числу базисных составляющих механизма правовой социализации следует отнести: эталоны-ориентиры правового поведения, доминирующие в обществе; сложившуюся в социуме иерархическую систему социально-правовых статусов и ролей; нерерывно развивающийся институт правового воспитания и обучения [8] .
Иерархическая система социально-правовых статусов и ролей является важной составляющей механизма правовой социализации человека. Каждый индивид относит себя к определенной категории и группе людей, тем самым признавая ее идеалы и ценности, принимая на себя обязательства согласования своих интересов с групповыми нуждами и требованиями. Права и обязанности субъекта, занимающего определенную ступень в социальной иерархии, определяются не только и даже не столько его личными качествами, сколько исполняемой им общественной ролью. В процессе правовой социализации человек входит в сложную систему социально-правовых статусов и ролей, в рамках которой он постоянно подвергается внешним воздействиям. Ему приходится на них реагировать, и в зависимости от адекватности реакции его авторитет и статус могут повышаться или понижаться, а влияние на развитие общественных процессов усиливаться или ослабляться.
Институт правового воспитания и обучения можно рассматривать как открытую систему устоявшихся и преобладающих социальных правил, регулирующих процесс формирования личности как субъекта права в целях ее подготовки к активному участию в общественно-правовой деятельности. Важной составляющей института является система воспитательных и учебных учреждений (организаций). Такие структуры следует оценивать исходя из степени их чувствительности к изменениям личностных качеств социализируемых индивидов. Излишне бюрократизированные организации неадекватно реагируют на изменения ценностных установок личности, вследствие чего их социализирующая деятельность не только не продуктивна, но и вызывает у человека чувство отчуждения по отношению к декларируемым ими ценностям. Воспитательные и учебные организации, чутко реагирующие на изменения в развитии личности, достигают больших успехов в своей деятельности.
Агенты правовой социализации
Агентами правовой социализации могут выступать индивиды и общественные группы, которые осуществляют процесс социализации индивида в исторически сложившемся контексте общественно-правовых отношений. Основными агентами правовой социализации являются семья, сверстники, школа, СМИ и общественные организации.
Семья является самым влиятельным агентом социализации на ранних стадиях психосоциальной эволюции человека. В зависимости от типа культуры существуют различные системы семейных отношений, поэтому сложившиеся в определенной общественной группе нормы коммуникативных связей ребенка не являются стандартными для всех людей. В самой малой социальной группе мать выступает практически всегда главным действующим лицом в процессе ранней социализации ребенка, формирует стиль его поведения и отношение к окружающему миру. Она учит малыша тому, как надо обходиться с людьми и жить с самим собою. Закладываемые ею в сознание ребенка внутрисемейные коммуникативные принципы и установки будут в значительной степени перенесены и на отношения с другими людьми, которые не являются членами его семьи.
Школа органично связана с национальными и социальными идеалами, которые культивируются государством. В процессе получения школьного образования намного контрастнее, нежели в семье, проявляются упущения и ошибки, сделанные родителями в процессе правового воспитания своих детей. Здесь на помощь должен прийти учитель, который понимает возрастные проблемы ребенка и может внести соответствующие коррективы в иерархию ценностей формирующегося правового сознания [10] .
В постиндустриальном обществе люди в значительной мере усваивают правила поведения и правовые установки благодаря влиянию на их мировоззрение средств массовой информации, которые оказывают мощное воздействие на процесс формирования системы аксиолантов правовой культуры [11] . В статьях газет и журналов, передачах и фильмах телевизионных каналов, радиовыпусках и электронных изданиях интернет-СМИ охватывается множество событий из правовой сферы жизнедеятельности общества. СМИ представляют гражданам образцы общественной деятельности и модели правового поведения, которым люди пытаются подражать. Процесс копирования моделей поведения происходит как на сознательном, так и на бессознательном уровнях. Средства массовой информации стали одним из важнейших коммуникационных проводников правовых идей, благодаря которым формируются новые ожидания и интересы граждан, а также воспринимают ролевые модели общественно-правовой жизни, сложившиеся в незнакомой для них социальной среде.
Правовая социализация — это процесс усвоения человеком системы правовых знаний, ценностей и норм, благодаря которому происходит его успешная адаптация к общественно-правовой жизни. Ее результатом является принятие индивидом части культурно-правового наследия, которая актуальна не только для его социальных интересов, но и в целом для общественно-исторического процесса, субъектом которого он является. Приобщаясь к сложившемуся регламенту жизнедеятельности своей социальной группы, человек начинает проявлять негативное отношение к любым отклонениям от действующих социально-правовых установок и принимает участие в противостоянии деструктивным силам, действия которых направлены против сложившегося общественного порядка. Получив необходимые правовые умения и навыки урегулирования отношений с другими членами общества, он может не только продуктивно взаимодействовать с ними, но и закреплять или даже повышать свой статус, успешно выполняя предписанную ему социальную роль.
Содержание
Эволюция теории правовой социализации
Девяностые годы ХХ века отличаются преобладанием компаративистских исследований национальных моделей правовой социализации [4] и значительной дифференциацией направлений научных исследований данного феномена. Внимание исследователей обращается на целый ряд взаимосвязанных проблем правовой социализации человека: формирование национальной модели социализации, трансформация правосознания граждан в транзитивный период развития общества, духовные и религиозные аспекты развития системы ценностей правовой культуры, роль правового менталитета в механизме социализации, институты гражданского общества как агенты социализации, деформации правосознания, правовая ресоциализация и т. д. В этот период к исследованию данной проблематики активно подключаются российские ученые.
В XXI веке исследователи особое внимание обращают на изучение аспектов формирования национальных моделей правовой социализации [5] . Они исследуют проблемы управления процессом правовой социализации молодежи, повышения роли социальных институтов как ее агентов, мониторинга социализирующих функций образовательных учреждений, создания современных технологий пенитенциарной ресоциализации и определении позитивных факторов способствующих ей [6] .
Механизм правовой социализации человека
Правовая социализация проходит в социокультурной среде, на качественное изменение которой оказывает прямое или опосредованное влияние множество духовных и материальных факторов, образующих постоянно меняющиеся многоуровневые полисистемы, непосредственно определяющие тенденции развития правовой культуры общества [7] . К числу базисных составляющих механизма правовой социализации следует отнести: эталоны-ориентиры правового поведения, доминирующие в обществе; сложившуюся в социуме иерархическую систему социально-правовых статусов и ролей; нерерывно развивающийся институт правового воспитания и обучения [8] .
Иерархическая система социально-правовых статусов и ролей является важной составляющей механизма правовой социализации человека. Каждый индивид относит себя к определенной категории и группе людей, тем самым признавая ее идеалы и ценности, принимая на себя обязательства согласования своих интересов с групповыми нуждами и требованиями. Права и обязанности субъекта, занимающего определенную ступень в социальной иерархии, определяются не только и даже не столько его личными качествами, сколько исполняемой им общественной ролью. В процессе правовой социализации человек входит в сложную систему социально-правовых статусов и ролей, в рамках которой он постоянно подвергается внешним воздействиям. Ему приходится на них реагировать, и в зависимости от адекватности реакции его авторитет и статус могут повышаться или понижаться, а влияние на развитие общественных процессов усиливаться или ослабляться.
Институт правового воспитания и обучения можно рассматривать как открытую систему устоявшихся и преобладающих социальных правил, регулирующих процесс формирования личности как субъекта права в целях ее подготовки к активному участию в общественно-правовой деятельности. Важной составляющей института является система воспитательных и учебных учреждений (организаций). Такие структуры следует оценивать исходя из степени их чувствительности к изменениям личностных качеств социализируемых индивидов. Излишне бюрократизированные организации неадекватно реагируют на изменения ценностных установок личности, вследствие чего их социализирующая деятельность не только не продуктивна, но и вызывает у человека чувство отчуждения по отношению к декларируемым ими ценностям. Воспитательные и учебные организации, чутко реагирующие на изменения в развитии личности, достигают больших успехов в своей деятельности.
Агенты правовой социализации
Агентами правовой социализации могут выступать индивиды и общественные группы, которые осуществляют процесс социализации индивида в исторически сложившемся контексте общественно-правовых отношений. Основными агентами правовой социализации являются семья, сверстники, школа, СМИ и общественные организации.
Семья является самым влиятельным агентом социализации на ранних стадиях психосоциальной эволюции человека. В зависимости от типа культуры существуют различные системы семейных отношений, поэтому сложившиеся в определенной общественной группе нормы коммуникативных связей ребенка не являются стандартными для всех людей. В самой малой социальной группе мать выступает практически всегда главным действующим лицом в процессе ранней социализации ребенка, формирует стиль его поведения и отношение к окружающему миру. Она учит малыша тому, как надо обходиться с людьми и жить с самим собою. Закладываемые ею в сознание ребенка внутрисемейные коммуникативные принципы и установки будут в значительной степени перенесены и на отношения с другими людьми, которые не являются членами его семьи.
Школа органично связана с национальными и социальными идеалами, которые культивируются государством. В процессе получения школьного образования намного контрастнее, нежели в семье, проявляются упущения и ошибки, сделанные родителями в процессе правового воспитания своих детей. Здесь на помощь должен прийти учитель, который понимает возрастные проблемы ребенка и может внести соответствующие коррективы в иерархию ценностей формирующегося правового сознания [10] .
В постиндустриальном обществе люди в значительной мере усваивают правила поведения и правовые установки благодаря влиянию на их мировоззрение средств массовой информации, которые оказывают мощное воздействие на процесс формирования системы аксиолантов правовой культуры [11] . В статьях газет и журналов, передачах и фильмах телевизионных каналов, радиовыпусках и электронных изданиях интернет-СМИ охватывается множество событий из правовой сферы жизнедеятельности общества. СМИ представляют гражданам образцы общественной деятельности и модели правового поведения, которым люди пытаются подражать. Процесс копирования моделей поведения происходит как на сознательном, так и на бессознательном уровнях. Средства массовой информации стали одним из важнейших коммуникационных проводников правовых идей, благодаря которым формируются новые ожидания и интересы граждан, а также воспринимают ролевые модели общественно-правовой жизни, сложившиеся в незнакомой для них социальной среде.
Читайте также: