В рамках религиозно нравственной концепции права и а ильина право рассматривается как

Обновлено: 10.05.2024

Иван Александрович Ильин принадлежит к числу наиболее выдающихся деятелей русской послереволюционной эмиграции. В своих исследованиях по государствоведению и правоведению И.А. Ильин особое внимание уделял проблемам формы правления и правосознания. Благодаря размышлениям о судьбе российского государства, он понял, что кризис правосознания – одна из главных причин русской революции 1917 г. Февральскую революцию 1917 г. И.А. Ильин воспринял так же, как и большинство русских интеллигентов, – он увидел в ней акт освобождения русского народа, спасения русского государства от разложения. Окончательное разочарование в февральской революции дало Ильину возможность оценить ее с точки зрения здравого смысла. Его высказывания о революции и революционерах приняли резко критический характер.

Общее учение о праве и государстве

Понятие о законе и норме

Необходимо точно отличать

законы бытия (законы природы)

законы долженствования: о тех связях или отношениях, которые должны осуществляться людьми в их жизни и деятельности, постоянство (каждый раз не так – нарушение) и необходимость (правовые законы). à

нормы – законы правильного поведения, суждение, устанавливающее известный порядок как должный, выраженное в словах правило лучшего; предписания, относящиеся к единичным случаям являются императивами.

Правила, определяющие взаимные отношения между людьми, мы будем называть социальными нормами. Социальные (т. е. общественные) нормы необходимы для поддержания мирного сожительства и сотрудничества людей. Ограничивая непомерные притязания каждого отдельного человека, они дают возможность установить общественный порядок, защитить слабого от притеснений сильного и приучить людей к обдуманному, выдержанному поведению.

Виды социальных норм

Всякая норма

  • есть правило, формулированное в словах, в виде логического суждения и грамматического предложения. норма всегда существует в виде высказанной мысли. Норма есть обязательное правило, подуманное (или придуманное) разумным существом и выраженное в словах.
  • для всякой нормы характерна, во-вторых, та последовательность или тот порядок, в котором она устанавливается.
  • предписывает что-нибудь каким-нибудь определенным людям
  • применительно к каждой норме допустим вопрос о том, имеет ли она санкцию, и притом, в чем состоит эта санкция.

Нормы морали и права

Нормы права устанавливаются не внутренним авторитетом, а внешним: они основываются не на божественной воле и не на голосе совести, но на предписании, которое создается известными людьми и связывает как их самих, так и других членов союза. Правовые нормы вообще устанавливаются и формулируются другими людьми, т.е. не каждым человеком для самого себя; они как бы приходят к нам извне, предписывая, запрещая и позволяя нам различные поступки, независимо от того, согласны мы на это или не согласны. Право основывается на том, что в союзе людей есть общая для всех власть, т. е. что некоторые из членов союза уполномочены придумывать, выражать в словах и объявлять обязательные для всех правила поведения, а также следить за тем, чтобы все им повиновались. В области же права люди это признали; именно поэтому они разделили весь путь, который проходят правовые нормы, на несколько этапов. Согласно этому разделению одни имеют полномочие указывать на необходимость новой нормы; другие – проверять эту необходимость и формулировать предполагаемую норму; третьи обсуждают справедливость и целесообразность предложенного правила и решают – быть ему или не быть; верховная власть утверждает это решение; затем отдельно проверяется, соблюден ли предначертанный порядок издания нормы, и, наконец, самая норма объявляется во всеобщее сведение. если есть несогласные: они все равно обязаны ей подчиняться. Она не теряет своего значения и своей силы потому, что не зависит от добровольного признания и внутреннего убеждения подчиненных ей.

Теперь должно быть понятно отличие правовых норм от норм морали. Они отличаются, во-первых, по тому авторитету, который устанавливает правило (в морали – внутренний авторитет: голос совести; в праве – внешний авторитет: другие люди, строго определенные и особо уполномоченные); во-вторых, по тому порядку, в котором правило устанавливается (в морали - самостоятельное восприятие и формулирование голоса совести, данного каждому особо; в праве – последовательное прохождение правила через все строго установленные этапы рассмотрения, в котором участвуют многие люди); в-третьих, по тому, кто получает предписание (в морали – добровольно признавший требование совести; в праве – всякий член союза, указанный в норме, независимо от его согласия и признания); в-четвертых, по тому поведению, которое предписывается в норме (в морали – внутреннее поведение, выражающееся и во внешних поступках; в праве – внешнее поведение, которое может, однако, привести и к рассмотрению душевного состояния; и, наконец, в-пятых, по санкции (в морали – укор совести и чувство вины; в праве – угроза неприятными последствиями и внешние принудительные меры).

Правовые нормы, стоящие в согласии с моралью и справедливостью, называются естественным правом (т. е. правом, соответствующим самому естеству человека как духовно-нравственного существа).

Содержание права. Объективное право и субъективное право

То, что право предписывает людям, называется его содержанием: состоит в тех позволениях, воспрещениях и повелениях, которые им устанавливаются и которые вместе слагают порядок, устанавливаемый правом в качестве должного.

Всякое правовое позволение предоставляет человеку определенную и ограниченную, но защищенную свободу действия или правовое полномочие; тот, кому оно предоставлено, называется субъектом полномочия. Действие человека в пределах его полномочия называется осуществлением полномочия.

Юридические науки называют правовые нормы (и правовые императивы) объективным правом, или правом в объективном смысле, а правовые полномочия, запретности и обязанности, принадлежащие членам союза, – субъективным правом, или правом в субъективном смысле.

Отношение между объективным правом и субъективным правом может быть, следовательно, выражено так: объективное право есть источник субъективного права.

Субъект права. Лицо физическое и юридическое

Для того, чтобы какое-нибудь полномочие (или запретность, или обязанность) принадлежало какому-нибудь субъекту права, необходимо, чтобы правовые нормы признали за ним вообще способность иметь это полномочие (или запретность, или обязанность). Эта способность, именуемая правоспособностью, состоит в том, что человек в действительности обладает тем свойством, которое признано необходимым условием: напр., душевным здоровьем, зрелым возрастом и т. п.

Правоотношение. Применение права

Отношение людей будет только тогда правоотношением, если правовые нормы предусмотрят его и укажут, какие правовые последствия оно влечет за собою. Правовые нормы определяют, кто и какие поступки может или должен совершить для того, чтобы между ним и другими людьми возникло (не внутреннее моральное или просто житейское отношение, но) именно правоотношение. Таким образом, применение правовых норм проходит через три стадии: сначала происходит сравнительный анализ нормы и данного случая, затем решение и, наконец, принудительное поддержание его и осуществление.

Положительное право

Правовые нормы, установленные правовою властью и подлежащие применению, называются положительным правом. Положительное право не следует противопоставлять естественному, т. е. морально-верному праву. Для того, чтобы нормы положительного права подверглись обновлению и исправлению, необходимо, во-первых, чтобы люди в этом действительно нуждались (потребность в реформе), во-вторых, чтобы эта нужда была осознана (выяснение потребности), в-третьих, чтобы сложилось уверенное знание того, что именно и в какую сторону должно быть изменено (составление проекта реформы), и, наконец, в-четвертых, чтобы эта осознанная потребность могла бы побудить уполномоченных создателей права осуществить реформу (предложение, принятие и утверждение проекта).

Публичное право

Публичное правоотношение есть правоотношение юридически не равных субъектов; один является юридически независимым от другого (в пределах этого правоотношения!) и притом авторитетным для него; другой, напротив, обязан признавать авторитет первого, т.е. повиноваться ему, и постольку является подчиненным. Таким образом, мы можем сказать: в каждом публичном правоотношении одна из сторон есть властвующий союз, и притом именно та сторона, которая имеет властное полномочие. В настоящее время существуют три главные разновидности властвующих, публично-правовых союзов: союзы церковные, государства и входящие в государства самоуправляющиеся общины (напр., земские, городские).

Понятие о государстве

Государство есть союз людей, организованный на началах права, объединенный господством над единой территорией и подчинением единой власти.

  • наличность многих людей
  • общий интерес
  • на основании обязательных правил
  • правовой характер государственного союза. все полномочия и обязанности его суть правовые полномочия и правовые обязанности;
  • правовой союз – коллективный субъект права, или юридическое лицо
  • публично-правовой характер
  • властвует над людьми только на известной территории, т. е. на известной, строго определенной правовыми нормами земной поверхности;

Основы государства: народ; территория; власть

Народ. Каждый участник государства является субъектом публичных обязанностей (а также запретностей) и полномочий, которые различно определяются в разных странах, но все-таки имеют одинаковую сущность.

Территория. оседлый союз людей. Связанность государства с территорией есть правовая связанность.

Власть. Каждое государство есть властвующий союз. Это означает, что ему принадлежит правовое полномочие властвовать, простирающееся до тех пределов, которые указаны в правовых нормах.

Государство имеет две основные задачи: во-первых, устанавливать правовые нормы и правовые императивы, во-вторых, работать над проведением в жизнь того порядка, который установлен в нормах как должный.

Возникновение государства. Его цель и задачи

В каждом государстве существует несколько систем правосознания, поскольку социальные классы, группы и слои населения в своих воззрениях на право связаны сложившимся экономическим и политическим положением. Правосознание соотносит законодательство с реально существующими общественными отношениями, интересами классов, различных групп и слоев населения, их нравственными представлениями. Каждый субъект вырабатывает свое отношение к праву и государственно-правовой деятельности. Поэтому, наряду с общественным, уместно говорить о групповом и индивидуальном правосознании.

И.А. Ильин подчеркивает: без правосознания не существует права. Без него нельзя вступать в правоотношения с другими людьми, поддерживать правопорядок, творить суд. Организовывать частные общества (ученые, акционерные компании, клубы, кооперативы) и публично-правовые организации (законодательные собрания, думы, земства), участвовать в выборах, быть чиновником, президентом и монархом.

Но правосознание не присуще всем изначально и одинаково: его необходимо воспитывать и укреплять в людях с детства. С детства необходимо развивать непоколебимое чувство, что каждый человек – духовное существо, что он есть субъект права. Что ему присуще духовное достоинство, что он призван к самообладанию и самоуправлению, взаимному уважению и доверию. Что государственная власть должна уважать его и доверять ему, а он отвечать ей теми же чувствами.

И. Ильина раскрывает идею правосознания как взаимодействие положительного и естественного права, вводя такие категории правосознания как гражданский акт неповиновения в праве, правовая совесть.

Ильин считает, что новые правовые нормы должны рождаться исключительно в правовых рамках, которые исключают насилие, смерть, революции, несущие хаос, войны и исключение правопорядка. Он говорит о недопустимости нарушения действующего положительного права.

В этом случае новые правовые действия постепенно вводятся в жизнь, становясь действительностью и постепенно прежний правопорядок уступает место новому. Принцип соблюдения юридического обычая в правосознании исключительно важен именно на стадии введения нового права для воспитания и функционирования нормального, а не искаженного правосознания, так как только уважение к положительному праву дает единственную возможность созидания естественного права.

И. Ильин формулирует основные принципы, при которых правосознание сохраняет свой положительный статус в условиях конфликта положительного и естественного права:

1. Нарушение положительного права возможно только в том случае, если субъект в своем личном жизненном опыте использует новые правовые нормы, соответствующие естественному праву;

3. Правонарушение мотивировано нормальным, а не искаженным правосознанием, волей к цели права, направлено не на разрушение государственного и правового строя, а поддерживает его, исправляя старые, недееспособные правовые нормы и принципы;

4. Связано с сохранением положительного права, как основания естественного права;

5. Правонарушение связано с необходимостью отмены неправового права, задерживающего движение и развитие естественного права. Отмена неправового права возможна только конституционным путем;

6. Правонарушение не должно нарушать естественных прав человека.

Однако неповиновение праву как правонарушение чревато уголовным наказанием. Субъект, нарушивший нормы положительного права, должен быть подвергнут наказанию. Это наказание de jure показывает, что правонарушение подлежит уголовной ответственности – следствию и суду. Таким образом, задача уголовного суда состоит в том, чтобы определить вину и назначить наказание. И. Ильин указывает на то, что суд присяжных не должен ограничиваться формальными юридическими рамками права.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

1. ЛИЧНОСТЬ И.А. ИЛЬИНА. 4

2. ФИЛОСОФИЯ ПРАВА И.А. ИЛЬИНА. 8

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК . 23

28 марта 20193 г. исполнилось 136 лет со дня рождения замечательного русского религиозного философа Серебряного века, Ивана Александровича Ильина. Вся жизнь И.А. Ильина и его творчество посвящена служению России. Даже, несмотря на то, что в 1922 году он был выдворен из России за антибольшевистскую деятельность.

Тем не менее, находясь на чужбине, в своих трудах описывает Россию, ее судьбу, культуру и национальное возрождение.

И.А. Ильин считает, что катастрофа 1917 года есть не что иное, как наиболее яркое проявление кризиса культуры и мировой культуры в целом. Поэтому, судьба России, ее культуры - это часть мировой судьбы, мировой культуры.

И.А. Ильин оставил огромное научное наследие. На сегодняшний день во многих документах можно найти распространенные цитаты философа. Как человека, который боролся за православное течение в России, Ильина сейчас почитает РПЦ.

Цель исследования – изучить философию права И.А. Ильина.

1. Изучить личность И.А. Ильина;

2. Определить философию права И.А. Ильина.

Русский философ, писатель и публицист Иван Ильин более тридцати лет прожил за границей. Однако наряду с Николаем Бердяевым и Львом Шестовым он стал одним из знаковых русских философов первой половины XX века.

Иван Ильин родился 28 марта 1883 года в Москве. Его отец был дворянином, крестником императора Александра II , присяжным поверенный Московской судебной палаты, а дед служил инженером, строил Московский Кремль , где в дальнейшем проживал со своей семьей.

В университете блестящее образование продолжилось: учителями Ильина стали видный религиозный философ князь Евгений Трубецкой и выдающийся философ-правовед Павел Новгородцев.

Идейными центрами школы Новгородцева были Платон, Руссо, Кант и Гегель. Именно Гегель оказался для Ильина самым важным философом в жизни – ему он посвятил множество научных работ.

Однако сам нацистский строй был к Ильину куда менее благосклонным. Сразу после прихода к власти Гитлера в 1933 году у философа назрел конфликт с немецким министерством пропаганды. В результате Ильин был уволен из Берлинского университета. Затем последовал запрет на преподавательскую деятельность. После – арест на все его печатные труды и полный запрет публичных выступлений. Философ остался без средств к существованию.

В июле 1938 года Ильин был вынужден покинуть Германию и переехать в Швейцарию.

Философ с женой поселились в пригороде Цюриха Цолликоне. Новая жизнь проходила в ином для Ильина качестве. Он, оратор, лектор, публицист, организатор, идеолог – все чаще проводил время в затворничестве и – лишенный возможности публиковаться – начал писать в стол. В эти годы была создана наиболее обширная часть литературного и философского наследия Ильина.

Умер Иван Александрович 21 декабря 1954 г., похоронен в Цолликоне (Швейцария).

В октябре 2005 года прах Ильина и его супруги Натальи Вокач был перенесен на Донское кладбище в Москве. Рядом с философом похоронены писатель Иван Шмелев и белый военачальник Антон Деникин, общение с которыми было важной частью его заграничной жизни. А в 2006 году вернулся на родину и архив Ильина. Он был доставлен из США в Россию и передан в альма-матер философа – МГУ.

В 100 коробках архива – рукописи, фотографии, личная библиотека философа. Здесь содержатся и уникальные эпистолярные материалы: переписка Ильина с известным русским композитором Николаем Метнером, писателем Иваном Шмелевым и белым военачальником Петром Врангелем.

Оцифровка архива заняла более четырех лет. Сегодня уже изданы 27 томов собрания сочинений Ильина. Цитаты и тексты из них широко используются как задания для школьного Единого государственного издания, их можно встретить в речах первых лиц государства. 15 июня 2012 года в Екатеринбурге был открыт первый в России памятник Ивану Ильину.

Таким образом, на первом месте в жизненном пути И.А. Ильина было философское учение. Иван Ильин-философ, придерживающийся Белого движения и подвергающий критике русскую коммунистическую власть, имел на все свой взгляд, не считаясь с общим мнением. И когда мыслитель находился при смерти, он не отказался от своих идей. Вся его жизнь представляла из себя богатых сборник невероятных событий и фактов, которые описаны в его биографии.

Ильин И.А.- философ, правовед, политический и религиозный мыслитель. Его кредо: быть, а после действовать. Осуществленное бытие – база для философствования, как мучительного деяния на пути преодоления сомнения.

С точки зрения Ильина, весь рационализм Гегеля покоится на отказе иметь дело с чем-нибудь иным, что не имманентно мысли, что не имеет прямого смысла. Отсюда неадекватность всех построений немецкого мыслителя, в том числе и его философии права.

Закон предполагает неукоснительное соблюдение трех аксиом: духовного достоинства, автономии и признании другого. Осуществление этих аксиом позволяет гражданину сохранять чувство собственного достоинства; переводить свою свободу в состояние самодисциплины; быть субъектом права, претендуя на доверие и уважение как на уровне отношения с другими, так и на уровне отношения с государством; и заявлять о способности и готовности к сопротивлению злу силою.

? если мы имеем дело с подлинным злом как проявлением злой воли;

? если есть восприятие реального зла и его неприятие;

? если есть подлинная любовь к добру;

? если есть готовность и способность пресечь зло;

? если исчерпаны все формы и способы психического заставления и понуждения.

В самом деле, кто дал мне право прощать злодея, совратившего малолетку, предавшего Родину, поднявшего руку на жизнь другого?

При таком личностном и надличностном понимании предмета любви, все рассуждения о том, что сопротивление злу противоречит любви, являются вредным моральным предрассудком.

Конечно не всякий может подняться на духовную высоту борьбы со злом. Не всякий и правитель способен проявить надлежащую мудрость, чтобы найти оптимальные пути и средства борьбы со злом. Но это уже проблемы либо одного (в первом случае), либо несчастье всех подданных (во втором случае).

Пока в человеческой душе может селиться зло, меч будет необходим и востребован для пресечения его внешнего действия, принимая истину, что взявший меч может от меча и погибнуть.

Но за правое дело имеет смысл идти до конца, так как умирающий за него отдает меньшее за большее, личное за сверхличное, смертное за бессмертное. Поднявший меч против зла-совершает подвиг.

Религиозное осмысление служения добру рождает уверенность, убежденность в правоте добра, а посему вопрос надо ставить с точки зрения Ильина, не об отделении церкви от школы и от государства, а об их соучастии.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Продолжение на ЛитРес

§ 6. Изначальные правовые законы

§ 6. Изначальные правовые законы Признак философской необразованности – требовать дефиниций там, где они невозможны или не могут что-либо дать. Мы определили обещание как социальный акт и изложили его своеобразные предпосылки и последствия. Но то, что отличает обещание

Приложение Наталия Вокач-Ильина Одиночество и общение

Приложение Наталия Вокач-Ильина Одиночество и общение Поэтому до?лжно следовать всеобщему, т. е. общему, ибо общее – всеобще. Но хотя Логос всеобщ, большинство живет так, как если бы оно имело частное разумение. Гераклит Вот почему я со своей стороны говорю, что каждому

Приложение Н. Н. Вокач-Ильина. Одиночество и общение

Приложение Н. Н. Вокач-Ильина. Одиночество и общение Рукопись этой монографии была найдена совсем недавно, когда Архив И. А. Ильина был перевезен из Мичиганского государственного университета (Ист-Лансинг, США) в Московский государственный университет в 2006 году. Ильин

3. ПРАВОВЫЕ ОГРАНИЧЕНИЯ ЗАКОНОДАТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ

3. ПРАВОВЫЕ ОГРАНИЧЕНИЯ ЗАКОНОДАТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ Доктрина суверенитета как всеобщей привычки повиновения подданных предполагает, что, напротив, сам суверен по привычке никому не подчиняется. Он создает право для подданных, сам находясь за пределами права. Для его

2. МОРАЛЬНЫЕ И ПРАВОВЫЕ ОБЯЗАННОСТИ

2. МОРАЛЬНЫЕ И ПРАВОВЫЕ ОБЯЗАННОСТИ Справедливость составляет один сегмент нравственности, в первую очередь связанный не с индивидуальным поведением, а с подходами, в рамках которых трактуются группы индивидов. Именно это придает справедливости особую релевантность в

§ 3. Конфликтология и правовые проблемы

§ 3. Конфликтология и правовые проблемы Любая конфликтная ситуация требует воссоздания логики слова, текста и поступка другой стороны, чтобы обеспечить оптимальный выбор решения: - противостоять; - идти на компромисс; - сдавать позицию; - использовать

Правовые идеи "в праве".

Правовые идеи "в праве". Теперь — о третьем, наи­более глубоком слое права — о правовых идеях.В принципе правовые идеи (представления, понятия, концепции и др.) в содержание того явления, которое обозначается термином "право" и тем более "позитивное пра­во", не

ПРАВОВЫЕ АСПЕКТЫ ЛЮБОВНЫХ ПИСЕМ

ПРАВОВЫЕ АСПЕКТЫ ЛЮБОВНЫХ ПИСЕМ Если уж я занимался юридическими сложностями, возникшими в результате рождения ребенка, коротко остановлюсь и на том, что этому предшествовало.Экскурсию в эту мало изученную область права совершил виттенбергский юрист Бернард Пфретцшер,

Сила цветов доктора Баха Татьяна Ильина

Сила цветов доктора Баха Татьяна Ильина «Болезнь не наказание, но всего лишь коррекция: она указывает нам на наши же ошибки и не дает совершить ошибки еще более серьезные и тем самым нанести себе еще больший вред; она помогает нам вернуться на путь Истины и Света, с

Истина и правовые установления

Истина и правовые установления Курс в католическом епископальном университете Рио-де-Жанейро, прочитанный с 21 по 25 мая

Иван Александрович Ильин (1883-1954) относится к когорте ученых-правоведов рубежа ХIХ-ХХ вв., которые представляли влиятельное течение общественно-политической и юридической мысли, связанное с религиозно-философским подходом обоснования закономерностей исторического развития. Во всех трудах обширного наследия Ивана Александровича явно прослеживается культурологический подход при анализе государственно-правовых явлений.

Уже сама тематика его научных исследований в области юриспруденции, а именно тема правосознания, подтверждает неотъемлемую взаимосвязь правовых исследований Ильина с проникновением в духовные смыслы бытия. Правосознание само по себе есть элемент человеческого сознания, лежащий в сфере человеческого духа, а это выводит исследователя на необходимость погружения в духовную материю, необходимость раскрытия закономерностей духовной жизни, поисков истины в духовной истории человечества. В этом подходе он продолжает традицию своего учителя – Павла Ивановича Новгородцева, а также общую атмосферу его времени, характеризующуюся обращенностью к философии идеализма.

Религиозное осмысление культуры, исторического процесса, научного знания, философии и права, государственной идеологии и т.п. – вот краеугольный камень философствований Ильина по любой тематике. Отсюда в основание русской идеи он полагает христианские добродетели, которые формируют, прежде всего, культуру духа. Мыслитель много рассуждает о необходимости для России духовного обновления и его средствах, среди которых называет любовь и государство.

Ильин подчеркивает важную деталь – монархия требует монархического правосознания в народе. Без него она не может состояться, а если и существует, то придет в бессилие вплоть до падения. Для Ильина монархия ценна не сама по себе, как дань вековой традиции. Наряду с другими приверженцами монархии, к примеру, ярким представителем консерватизма К.П. Победоносцевым, главное ее достоинство он видел в воспитывающем действии монархического правления на правосознание, как самого монарха, так и народа. Незримая нить религиозного самосознания связывает правителя и подданых ответственностью совести, без чего юридические нормы теряют свое управляющее действие, а государственный корабль терпит крушение, особенно в кризисные моменты истории. Главная причина, по которой и К.П. Победоносцев, отвергая демократию, называл ее великой ложью нашего времени, заключается в том, что республиканская форма правления не подкрепляется духовно, не связывается с духом совести. Наоборот, задача обойти всех политических конкурентов в процессе предвыборной кампании неизбежно приводит к необходимости рекламировать себя, заявляя свои достоинства выше других, что с точки зрения духовной есть нравственное падение.

Без религиозной искренности общение людей становится недоразумением. Для самого Ильина религия есть преданность Богу, живая связь человеческой души с Творцом. Поэтому историю европейской цивилизации он воспринимает как поиск истинной христианской культуры. Важно заметить, что Ильин различает культуру, как духовно-нравственное явление, и цивилизацию, как следствие материально-технического прогресса. В этом видится продолжение линии Н.Я. Данилевского, учение которого о культурно-исторических типах предполагает водораздел между этими явлениями по духовному основанию.

Понятие права. Право есть атрибут духа, его способ жизни, его необходимое проявление. Адекватная оценка права возможна лишь через призму духовных ценностей, т.е. таких, которые придают жизни высший, последний смысл. У Ильина это три основы, три закона духа: свобода, любовь, предметность (связанность человека с ценностями).

Такой подход к правосознанию людей выводит мыслителя к проблемам государственной власти, которой вменяются обязанности по формированию нормального правосознания. Вскрывая объективную природу государства, Ильин вменяет ему высшее назначение. Высшая цель государства заключается в ограждении и организации духовной жизни людей, принадлежащих данному политическому союзу. С одной стороны, именно духовная солидарность есть подлинная и реальная основа государства, а государство по своей основной идее есть духовный союз людей. С другой стороны, сила государства как политического властвования предполагает авторитет, единство, правоту цели, организованность и исполнительность госаппарата. Сила власти не в мече, а в авторитетном влиянии ее волевого императива. Поэтому способ действия государственной власти – не только физический, но и духовный, поскольку воля государства связана с этическим содержанием. Все аксиомы власти Ильин заключает в одном тезисе: государственная власть соблюдает свою истинную духовную природу только тогда, если она верна своей цели, своим путям и средствам; она получает свое священное значение только из этой последней, духовной, нравственной и религиозной глубины.

Следует заметить, что сам правовед далек от идеализации русского национального характера. Среди характерных особенностей его он отмечает не только положительные достоинства нации, но и слабые стороны русской души, проявленные с особой очевидностью в годы политических нестроений в ХХ веке. Видя в русском духе широту духовной свободы, Ильин обнаруживает отсутствие дисциплины, без которой возникает опасность безвластия и беззакония. Отсюда колебания между героизмом и слабохарактерностью, пока свобода и дисциплина не станут живым единством. Талант из ничего создать шедевр граничит у нас с беспечностью и пьянством. Поднявшись в лице сонма русских святых к вершинам божественной истины, мы в то же время потеряли грани добра и зла. Но Западу есть, чему поучиться у русского Востока, заявляет Ильин. Главное достоинство России в том, что она есть страна древней и самобытной духовной культуры, которая не исчерпывается культурой рассудочной. Это есть культура сердца, совести и чувства; это есть культура служения, самоотречения и жертвенности; это культура веры, храбрости и подвижничества. С глубочайшей верой в достоинство русского народа И. А. Ильин предвидит его духовный подъем после осмысления пережитого исторического опыта. Он верит, что потомки средоточие русской истории, ее нерв, найдут в русских алтарях, русских пророках и русских гениях.

Итоговые выводы:

Основными идеями эпохи Просвещения становятся идея верховенства

права как первоосновы общественного устройства (господство юридического мировоззрения), договорной теории происхождения государства, теории народного суверенитета.

Теория естественного права интерпретируется как право равенства свободных индивидов. Появляется либеральное политическое течение и соответствующее ему определение государства как органа защиты прав и свобод личности. Теория разделения властей видится необходимым средством против произвола и деспотии.

Методологической основой развития политико-правовой мысли в 19 веке период стал позитивизм. В условиях секуляризованной культуры этатистский подход получил дальнейшее развитие.

Как оппозиция этатизму в лоне того же позитивизма в середине 19 в. возникает социологический подход к праву. В большей степени социологический подход развивал проблему действия права в обществе, сводя его к системе правоотношений.

Развитие трех типов правопонимания (идеи естественного права, позитивизма и социологического) подготовило почву для их синтеза в рамках новых представлений в 20в. Это интегральное правопонимание отмечено различными интерпретациями предшествующих правовых идей.

Литература по теме:

Азаркин Н.М. Монтескье. М., Юр.лит. 1988.

Алексеев Н.Н. Основы философии права. СПб, Лань. 1998.

Американские просветители. Избранное. В 2 т. М., Мысль. 1969.

Арон Р. Этапы развития социологической мысли. М., прогресс. 1993.

Бабкин В.Д. Критика современных буржуазных учений о государстве и праве. Киев,

Бердяев Н.А. Истоки и смысл русского коммунизма. М., Наука. 1990.

Булгаков С.Н. История социальных учений в XIX в. М., 1913.

Булгаков С.Н. Буржуазная государственная идеология. М., 1982.

Бехназар-Юзбашев Т.Б. Партии в буржуазных политико-правовых учениях. М.,

Баскин Ю.Я. Кант. М., Юр.лит. 1984.

Бергбом К. Учение о государстве. СПб., 1882.

Вебер М. Избранные произведения. М., Прогресс. 1990.Власть и право: Из

истории русской правовой мысли. Л., Лениздат. 1990.

Верцман И. Жан-Жак Руссо. М., 1973.

Вольтер. Избранные произведения. М., Искусство. 1974.

Гнатюк О.Л. Русская политическая мысль начала XX в. СПб., 1994.

Галанза П.Н. Учение И. Канта о государстве и праве. М., Госюриздат. 1960.

Гегель Ф. Политические произведения. М., Наука. 1978.

Гегель Ф. Философия права. М., Мысль. 1990.

Герцен А.И. Сочинения. В двух томах. М., Мысль. 1985.

Гоббс Т. Левиафан. Сочинение в двух томах. М., Мысль.1991.

Грацианский П.С. Общественно-политические взгляды русских просветителей 60-80

гг. XVIII в. М., ИГиП АН СССР. 1976.

Данилевский Н.Я. Россия и Европа. М., 2008.

Даниленко В.Н. Декларация прав и реальность: К 200-летию Декларации прав

человека и гражданина. М., Международ. Отношения. 1989.

Егоров С.А. Политическая юриспруденция в США. М., Наука.1989.

Екатерина II. Сочинения. М., Современник. 1990.

Зайченко А.Б. Теория просвещенного абсолютизма в произведениях Ф.Прокоповича.

М., ИГиП АН СССР. 1984.

Зорькин В.Д. Из истории буржуазно-либеральной политической мысли России второй

половины XIX – начала XX в. Чичерин Б.Н. М., Искра. 1975.

Зорькин В.Д. Позитивистская теория права в России. М., МГУ. 1978.

Иванченко О.Ф. Первая идеология американской буржуазии. Казань, 1966.

Ильин И.А. О монархии и республике. Нью-Йорк, 1979.

Ильин И.А. Философия права // Ильин И.А. Сочинения. В 2 т. М., Прогресс.1992.

Исаев И.А. Политико-правовая утопия в России (конец XIX – начало XX вв.). М.,

Исаев И.А., Золотухина н.М. История политических и правовых учений России:

Учебник. М., Проспект.2003.

История русской правовой мысли: Биографии, документы, публикации. М., Остожье.

История политических и правовых учений: учебное пособие/под ред. Н. В.

Михайловой, А. А. Опалевой, А. Ю. Олимпиева.-М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2011.- 367с.

История политических и правовых учений: учебное пособие/под ред. В. П. Малахова,

Н. В. Михайловой.- 3-е изд., перераб. и доп.-М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2010.-

Иеринг Р. Борьба за право. М., Феникс.1991.

Кант И. Сочинения. В шести томах. М., Мысль. 1965.

Кант И. Трактаты и письма. М., Наука.1980.

Козлихин И.Ю. Идея правового государства. СПб, СПбГУ. 1993.

Конституция Н. Муравьева // Дружинник Н.М. Избранные труды. Революционное

движение в России в XIX в. М., Наука.1985.

Кафенгауз Б.Б. И.Т. Посошков: жизнь и деятельность. М.,Юр.лит. 1951.

Кузнецов Э.В. Философия права в России. М., МГУ.1989.

Ледях И.А. Теория правового государства. М., Наука. 1976.

Ленин В.И. Государство и революция // Ленин В.И. Полн. собр. соч. 5-е изд. Т. 33.

Ленин В.И. О диктатуре пролетариата // Ленин В.И. Полн. собр. соч. 5-е изд. Т. 39.

Ленин В.И. Пролетарская революция и ренегат Каутский // Ленин В.И. Полн.

собр. соч. 5-е изд. Т. 37.

Ленин В.И. О государстве // Ленин В.И. Полн. собр. соч. 5-е изд. Т. 39.

Локк Дж. Избранные произведения. М.,Мысль. 1969.

Локк Дж. Два трактата о правлении. Сочинения. В 3 т. М., Мысль. 1988.

Луковская Д.И. Социологическое направление во французской теории права. Л., ЛГУ.

Марченко М.Н. Правовые системы современного мира. учебное пособие/ М.Н.

Маркс К. Критика Готской программы // Маркс К., Энгельс Ф. Сочинения. 2-е

Маркс К., Энгельс Ф. Манифест Коммунистической партии // Маркс К., Энгельс

Ф. Сочинения. 2-е изд. Т.4.

Муромцев С.А. Определение и основное разделение права. М., 1879.

Монтескье М. Избранные произведения. М., Госполиитиздат.1955.

Нерсесянц В.С. Гегелевская философия права: история и современности. М., ИГиП

Нерсесянц В.С. Формирование политико-правового учения Гегеля. М., ИГиП АН

Ницше Ф. Воля к власти: Опыт переоценки всех ценностей. М.,Московское

Новгородцев П.И. О задачах современной философии права. СПб., 1902.

Оуэн Р. Избранные сочинения. М., Л., Политиздат. 1951.О свободе: Антология

западноевропейской классической либеральной мысли Наука. 1995.

Павлова С.В. Культурологический подход в истории отечественной политико-

правовой мысли. Монография. СПб. 2013.

Петражицкий Л.И. Теория права и государства в связи с теорией

нравственности. СПб. 1909.

Политическая мысль Европы конца XIX – начала XX в. М., Мысль. 1987.

Политические учения. История и современность: марксизм и политическая мысль XIX

Проблемы буржуазной государственности и политико-правовая идеология. М.,

Петров А.А. Общественно-политические взгляды Прокоповича, Татищева и

Кантемира. Иркутск, 1959.

Позарова И.С. Политические и правовые взгляды Лильберна. М., Юр. лит. 1960.

Политическая и правовая мысль Европы конца XIX – начала XX в. М., 1987.

Политико-правовые идеи и институты в их историческом развитии. М., 1980.

Поляков А.В. Постклассическое правоведение и идея коммуникации // Правоведение.

Правовая мысль: Антология: учебное пособие/науч. ред.-сост. В. П. Малахов.- М.:

Ф. Соч. / Под ред. И.П. Еремина.М., Л.. 1961.

Проблемы буржуазной государственности и политико-правовая идеология. М., ИГиП

Пронякин Д.И. Основные доктрины классического анархизма. СПб, СПбГУ. 1995.

политическая и правовая мысль XI – XIX вв. М., 1987.

Русская философия права: философия веры и нравственности. Антология.

Руссо Ж.-Ж. Трактаты. М., Наука.1969.

П.И. Пестеля // Восстание декабристов. Документы. М., Госполитиздат.1958.

Сен-Симон А. Избранные сочинения. М., Л., АН СССР. 1948.

Соловьев В.С. Собрание сочинений в 20-ти томах. М., Наука.2001.

Сорокин П. Социальная и культурная динамика. М., 2006.

Сатышев В.Е. Политико-правовые учения в Англии в эпоху буржуазной революции

XVII в. М., ВЮЗИ. 1986. Современная политико-правовая идеология. К критике

учений о праве. М., Наука. 1971.

Татищев В.Н. Избранные произведения. Л., Наука. 1973.

Тихомиров Л.А. Критика демократии. М., 1997.

Тихомиров, Ю.А. Государство: монография/Ю.А. Тихомиров. – М.: Норма, 2013. –

Туманов В.А. Буржуазная правовая идеология. М., Наука.1977.

Томсинов В.А. Российские правоведы ХУШ – ХХ вв. М., Зерцало. 2007.

Токвиль А. О демократии в Америке. М., Прогресс. 1992.

Уинстенли Д. Избранные памфлеты. М., ИГиП АН СССР. 1950.

Философия эпохи ранних буржуазных революций. М., Наука. 1983.

Фурье Ш. Избранные сочинения. М. – Л., Политиздат. 1951.

Харц Л. Либеральная традиция в Америке. М., Прогресс.1993.

Чернышевский Н.Г. Избранные философские произведения. М., Политиздат.

Честнов И.Л. Правопонимание в эпоху постмодерна. СПб, Наука. 2002.

Четвернин В.А. Современные концепции естественного права. М. Наука. 1988.

Чичерин Б.Н. Избранные труды. СПб, СПбГУ. 1998.

Штаммлер Р. Сущность и задачи права и правоведения. М., 1908.

Шарапова Т.А. История правовых и политических учений: конспект лекций/ Т. А.

Энгельс Ф. Происхождение семьи, частной собственности и государства // Маркс

К., Энгельс Ф. Сочинения. 2-е изд. Т. 21. Госполитиздат. 1986.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Каждая из рассмотренных теорий имеет свои преимущества и недостатки, их появление и развитие обусловлены развитием человеческого общества и свидетельствует о необходимости и социальной ценности права в жизни людей.

В заключение хотелось бы отметить следующее: знакомство с разными подходами к праву обнаруживает много ценного и приемлемого в каждом из них. Существование множества определений права свидетельствует о разнообразии и богатстве государственно-правовой мысли, о разнообразии знаний о праве, накопленных исследователями в ходе исторического развития человечества.

Через споры о том, что есть право, решаются многие практические вопросы: основания права, источники права, пределы правового воздействия, разрешение противоречий в праве.

При подготовке данного учебника использованы материалы учебной литературы:

ОСНОВНАЯ ЛИТЕРАТУРА

1.Власов В.И., Власова Г.Б., Денисенко С.В., Цечоев В.К. История политических и правовых учений: учебник для магистров. М.: Изд-во Юрайт, 2013.-411с.- Серия: Магистр.

2.Исаев И.А., Золотухина Н.М. История политических и правовых учений России. Учебник. Хрестоматия. М., Норма: ИНФРА-М, 2013.-432 с.

3.История политических и правовых учений. Учебник для вузов / под общ. Ред. В.С. Нерсесянца. М., Норма. 2003.

5.Мачин, И.Ф. История политических и правовых учений: учебное пособие/ И.Ф. Мачин. - М.: Юрайт, 2011. - 413с.

1.Графский В.Г. История политических и правовых учений. Учебник. М., Проспект. 2005.

2.История государственно-правовых учений. Учебник / отв. ред. В.В. Лазарев. М., Норма. 2006.

4.Козлихин И.Ю., Поляков А.В., Тимошина Е.В. История политических и правовых учений. Учебник. СПб, СПбГУ.2007.

Читайте также: