Что значит в юриспруденции реализация права

Обновлено: 04.07.2024

Реализация права – воплощение предписаний юридических норм в жизнь посредством правомерного поведения субъектов общественных отношений (государственных органов, должностных, лиц, общественных объединений, физических лиц).

Применение права, как особая форма реализации и стадии правоприменительного процесса обновлено: 21 января, 2020 автором: Научные Статьи.Ру

Особенности правореализации

Для правореализации характерны следующие особенности:

  • реализация права всегда связана только с правомерным поведением. Последнее может быть выражено в виде активного поведения или пассивного, т.е. воздержания от совершения противоправных действий;
  • писаные нормы посредством реализации права обретают фактическое воплощение;
  • посредством реализации права обеспечивается правопорядок в обществе;
  • субъект, обладающий субъективными правами, в большей степени заинтересован в правореализации;
  • реализация права осуществляется в разных формах, так как на этот процесс влияет ряд факторов – экономические, культурные, политические, психологические, организационные.

Для процесса правореализации немаловажное значение имеют финансовые возможности, материальные стимулы, государственные гарантии, т.е. те, факторы, обеспечивающие благоприятную стабильную среду, которая способствует нормальному правовому регулированию.

Нужна помощь в написании работы?

Мы - биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Правки вносим бесплатно.

Формы реализации права

В науке выделяют четыре формы реализации права:

  • соблюдение,
  • использование,
  • исполнение,
  • применение.

Соблюдение права

Соблюдение права предполагает воздержание субъекта от совершения противоправных действий.

Эта форма реализации права характеризуется следующими особенностями:

  • пассивностью поведения субъектов;
  • универсальностью;
  • касается преимущественно запретов;
  • осуществляется вне конкретных правоотношений;
  • происходит естественно, нигде не фиксируется.

Исполнение права

Исполнение права проявляется в виде активных действий субъектами возложенных на них обязанностей. В этой форме реализуются обязывающие нормы. Прохождение срочной службы в армии, уплата налогов, оплата проезда – все эти действия являются примерами исполнения права.

Основными признаками правореализации являются:

  • активные действия субъектов права;
  • распространяется в основном на обязывающие нормы права;
  • отличается властностью предписаний, т.к. за нарушение юридической нормы следуют санкции;
  • правоисполнительные действия в большинстве случаев четко оформлены и зафиксированы.

Использование права

Использование права – форма правореализации, при которой субъекты права по своему желанию осуществляют предоставленные им нормами права возможности (примерами правоиспользования физическими лицами являются вступление в брак, заключение договора купли-продажи; государственными органами и юридическими лицами: выплата пенсии, заработной платы, вручение паспорта и т.д.).

Использованию права присущи следующие черты:

  • добровольность – никто не может принудить субъекта права использовать свое право;
  • при данной форме права реализуются в основном управомочивающие нормы;
  • отсутствие ответственности за неиспользование своих прав для физических лиц. Неисполнение полномочий государственными органами и юридическими лицами влечет за собой юридическую ответственность.

Применение права

Применение права – это специально-юридическая деятельность компетентных государственных органов, должностных лиц, органов местного самоуправления по созданию новых юридических фактов, предоставлению субъективных прав и возложению юридических обязанностей на конкретных субъектов, развитию определенных отношений путем реализации властных полномочий. Отметим, что граждане не являются субъектами применения права.

Для правоприменения характерны следующие особенности:

  • исключительно властная деятельность;
  • связано с разрешением конкретных ситуаций, которые требуют профессионализма и подготовки;
  • осуществляется в рамках конкретных правоотношений. Стороны правоотношений могут иметь различное правовое положение;
  • имеет определенную, установленную законом процессуальную форму;
  • состоит из ряда последовательных стадий;
  • связано с вынесением индивидуальных правоприменительных актов;
  • носит подзаконный характер, ввиду осуществления на основе действующего законодательства и в его пределах.

Таким образом, вышеперечисленные признаки правоприменения свидетельствуют о том, что оно в значительной степени отличается от трех остальных форм реализации права – соблюдения, исполнения и использования.

Обстоятельства правоприменения

Правоприменение возможно при наступлении следующих обстоятельств:

  • при совершении правонарушения и необходимости применения санкции к правонарушителю, а также привлечении последнего к ответственности;
  • при недобросовестном исполнении обязательств (например, уплата штрафа, несоблюдение условий договора);
  • при препятствовании в реализации своего права субъекту (например, субъект получил ордер на квартиру, но занять ее не может в силу того, что она самоуправно занята другим субъектом);
  • при возникновении споров о праве, когда стороны не могут самостоятельно прийти к консенсусу (имущественные споры, споры о разделе наследства и пр.);
  • при необходимости государственного контроля за юридически значимыми действиями (регулирование сделок купли-продажи недвижимости, нотариальная регистрация завещаний, оформление доверенности и пр.);
  • при регулировании взаимоотношений в государственных органах (назначение на государственную должность, снятие с государственной должности и др.);
  • при реализации поощрительных норм в отношении конкретных лиц (например, представление к награде, назначение пенсии, получение премии и т.д.);
  • при необходимости законного установления наличия/отсутствия какого-либо факта, события состояния (признание лица умершим, нахождение в родстве, в браке, приобретение или утрата гражданства);
  • при наличии пробелов в законодательстве и необходимости их восполнения.

Данный перечень обстоятельств правоприменения не является исчерпывающим.

Виды правоприменительной деятельности

Выделяют два вида правоприменительной деятельности – оперативно-исполнительную и правоохранительную. Оперативно-исполнительная деятельность имеет своей направленностью, как правило, реализацию собственных полномочий (предоставление визы, регистрация брака органами загса, прием на работу администрацией учреждений, предприятий и др.).

Правоохранительная деятельность направлена на охрану норм права от правонарушений, в том числе на контроль за соответствием деятельности субъектов юридическим предписаниям, на применение государственного принуждения к правонарушителям.

Реализация права в форме применения имеет пять основных стадий:

  • установление фактических обстоятельств дела,
  • выбор нормы права и юридическая квалификация дела,
  • проверка и толкование нормы,
  • принятие решения по делу,
  • контрольно-исполнительная стадия.

На стадии установления фактических обстоятельств дела совершаются различные процессуальные мероприятия (осмотр места происшествия, опрос свидетелей, сбор вещественных доказательств и пр.), устанавливаются мотивы правонарушения, выявляются его причины.

Вторая стадия правоприменительного процесса характеризуется установлением юридической основы дела, т.е. его квалификации. Начало стадии состоит в выборе нормы, которая подлежит применению. На данной стадии производится юридическая оценка все совокупности фактических обстоятельств дела путем соотнесения их с определенными нормами права. Эта стадия требует высокого профессионализма и подготовленности лица, реализующего данную стадию правоприменительного процесса.

На стадии проверки и толкования нормы права производится проверка юридической силы выбранной нормы, ее действия во времени, по кругу лиц, производится устранение возможных противоречий, коллизий, пробелов. В некоторых источниках данная стадия правоприменительного процесса входит в состав второй стадий.

Четвертая стадия является результатом предыдущих трех стадий. На данной стадии правоприменительного процесса абстрактная норма приобретает форму конкретного правоприменительного акта, которым может являться, приговор суда по уголовному, определение суда по гражданскому делу.

На стадии исполнения контролируется достигнутый результат, определяется порядок исполнения правоприменительного акта, реализуется процесс принятия решения.

Вывод

Правореализация – это трансформация заложенных в юридических нормах требований в правомерное поведение субъектов. Применение правовых норм должно быть справедливым, законным, обоснованным, своевременным и гласным. Только в таком единстве оно может быть эффективным, достигать своих целей, приносить пользу.

Применение права, как особая форма реализации и стадии правоприменительного процесса обновлено: 21 января, 2020 автором: Научные Статьи.Ру

Реализация права - процесс воплощения юридических предписаний в правомерных действиях граждан, органов, организаций, учреждений, должностных лиц и всех иных участников общественных отношений.

Вне деятельности людей реализация права немыслима.

Правореализация - это трансформация заложенных в юридических нормах требований в правомерное поведение субъектов. Если этого не происходит, то власть оказывается неспособной обеспечить стабильность и порядок в обществе. При этом правомерное поведение может быть как добровольным, так и принудительным, т.е. совершаемым под угрозой применения санкций.

Важно, что в любом случае цели, которые ставил перед собой законодатель, достигаются. Само собой разумеется, что реализация права связана только с правомерным поведением , по каким бы мотивам оно ни совершалось: неправомерные действия, правонарушения не могут служить способом осуществления правовых норм.

Процесс реализации права протекает под влиянием целого ряда факторов - социально-экономических, политических, культурных, нравственных, психологических, организационных и других. Немалую роль здесь играют и финансовые возможности, материальные стимулы, государственные гарантии. Задача заключается в том, чтобы создавать наиболее благоприятные условия, среду для нормального правового регулирования, а стало быть, и успешного проведения реформ.

Право в любой его интерпретации (а вокруг данного понятия всегда велась и сегодня ведется оживленная полемика) - сложное, многогранное явление. Соответственно и механизм его реализации сложный и многоаспектный. Он представляет собой комплекс взаимосвязанной правовой деятельности, характер и направления которой зависят от особенностей тех или иных норм, их целей, содержания, юридической силы, иерархии, адресатов, сферы "приложения", отраслевой принадлежности и т.д.

Основные формы реализации права:

    1. соблюдение;
    2. использование;
    3. исполнение;
    4. применение.

    При соблюдении субъекты воздерживаются от совершения противоправных действий, иными словами, соблюдают требования правовых норм. С правовой точки зрения поведение индивида может быть либо

      • правомерным, либо
      • неправомерным, либо
      • юридически безразличным.

      В форме соблюдения реализуются запрещающие нормы , требующие пас­сивного поведения (воздержания от действий).

      Соблюдение правовых норм есть вид правомерного поведения и в то же время первая, главная и наиболее общая форма реализации права, ибо если люди ведут себя правомерно, спокойно живут, работают, ничего не нарушают, являются законопослушными гражданами, то тем самым достигаются те цели, на которые рассчитывал законодатель. Право реализуется, претворяется в жизнь.

      Особенности данной формы:

        1. это в основном пассивная форма поведения субъектов - воздержание от совершения неправомерных действий;
        2. это наиболее общая и универсальная форма реализации права, охватывающая всех без исключения индивидуальных и коллективных субъектов - от рядового гражданина до президента, от самых нижестоящих структур до парламента и правительства;
        3. она касается главным образом правовых запретов;
        4. осуществляется вне конкретных правоотношений;
        5. происходит в большинстве случаев естественно, обычно, незаметно, никак не фиксируется.

        При исполнении субъекты выполняют возложенные на них обязанности, функции, полномочия, реализуя тем самым соответствующие правовые нормы. В форме исполнения реализуются обязывающие нормы , требующие ак­тивного поведения (действий).

        Специфика данной формы:

          • распространяется в основном на обязывающие нормы;
          • предполагает активные действия субъектов;
          • отличается известной императивностью, властностью, поскольку за неисполнение юридических предписаний могут последовать санкции;
          • в большинстве случаев правоисполнительные действия так или иначе фиксируются, оформляются.

          Например, молодой человек призывного возраста обязан исполнить свой воинский долг - отслужить в армии, если нет никаких льгот и отсрочек; граждане обязаны платить налоги, оплачивать проезд на всех видах транспорта, являться в суд по повестке в качестве свидетелей; прокурор должен реагировать на нарушение законности, выдать ордер на арест преступника, если тот совершил уголовно наказуемое деяние, а суд - вынести обвинительный приговор, если вина злоумышленника доказана; следователь призван совершать все необходимые процессуальные действия при расследовании преступления и т.д. При этом реализация должностными лицами своих полномочий является не только их правом, но и обязанностью.

          Использование - это такая форма реализации права, когда субъекты по своему усмотрению и желанию используют предоставленные им права и возможности, удовлетворяют законные интересы, осуществляют свою праводееспособность. Характерный признак данной формы - добровольность . Никто не может заставить гражданина во что бы то ни стало использовать свое право. Реализуются главным образом управомочивающие нормы .

          Управомоченный извлекает из процесса реализации необходимые ему полезные свойства, бла­га, удовлетворяет свой интерес. Использование может осуществляться как ак­тивным поведением, так и пассивным.

          Что касается использования как формы реали­зации, то оно обеспечивается таким мощным стимулом, как интерес, который содержат управомочивающие нормы и субъективные юридические права. Од­нако и здесь государство не должно оставаться безучастным: оно должно со­здавать условия для использования права и обеспечивать его защиту.

          В повседневной жизни люди постоянно совершают разнообразные юридически значимые, дозволенные законом действия, вступают друг с другом, а также с организациями и учреждениями в определенные правоотношения, заключают разного рода гражданско-правовые сделки, договоры (продают, покупают, поступают и увольняются с работы, вступают в брак, разводятся и т.д.). Для совершения подобных действий не требуется каких-либо специальных разрешений компетентных органов - достаточно того, что их разрешил сам закон. В то же время в некоторых случаях в целях полного и беспрепятственного осуществления гражданином своего права необходимо содействие (помощь) упомянутых органов или должностных лиц (к примеру, гражданин не может назначить сам себе пенсию, предоставить жилье, выдать зарплату, вручить паспорт, зачислить себя в вуз, освободить от должности или, скажем, оформить завещание, доверенность и т.д.). Требуется "вмешательство" надлежащих властных служб, структур, инстанций, наделенных соответствующими полномочиями.

          Применение . В процессе своей реализации нормы права не только соблюдаются, исполняются и используются, но и применяются уполномоченными на то органами и должностными лицами к соответствующим субъектам, фактам, событиям. Гипотеза любой правовой нормы как раз и указывает на условия, обстоятельства ее применения. Имеет особую значимость для юристов (судей, прокуроров, следователей), а также других работников госаппарата.

          Проблема методов (способов) реализации права — это проблема формиро­вания у граждан, должностных лиц, организаций мотивов к исполнению и со­блюдению юридических норм методами:

          Вообще-то праву свойственно качество принудительности , и оттого, что большинство субъектов реализуют правовые предписания добровольно, оно этого качества не утрачивает. Вместе с тем, чтобы государственно-властные веления исполнялись и соблюдались, государство должно издавать такие юридические нормы, которые отвечали бы интересам всех слоев населения. Это создает принципиальное соответствие между государственной волей и волей субъекта права, что является надежным фундаментом правомерного поведения. В то же время и в таком случае сохраняется необходимость в (в том числе и принуждении) к правомерному поведению со сторо­ны государства, поскольку сохраняется противоречие между индивидуальны­ми и общественными интересами субъектов.

          Сегодня в России принято немало нужных и важных законов, указов, правительственных постановлений, иных нормативно-правовых актов, но проблема состоит в том, что они плохо, неэффективно работают или даже совсем не действуют. Причин много: кризисное состояние общества, низкая правовая культура, неразвитое в должной мере правосознание, нравственно-правовой нигилизм, всеобщая разболтанность, неуправляемость, социально-политическая напряженность, нестабильность, высокая преступность, вседозволенность, экономические трудности и т.д.

          В проблеме реализации права важнейшее значение имеет социально-политический аспект - насколько полно и адекватно право выражает волю, потребности, устремления людей, иными словами, в какой мере оно легитимно. Отвечает ли право подлинным запросам, интересам членов общества, оправдывает ли их ожидания - этот вопрос является определяющим. Чем выше легитимность права, тем успешнее и полнее оно реализуется.

          Если тот или иной нормативный правовой акт оказывается чуждым народному правосознанию, если последнее не воспринимает данный акт как "свой", он обречен на бездействие. То же самое относится ко всей юридической системе. Сказанное не означает, что каждый отдельно взятый закон должен нравиться всем.

          Совершенно любое право может иметь свой конкретный смысл только тогда, когда оно грамотно подвергается процессу реализации. Важно понимать, что процесс, который занимается изданием законов не может быть чьей – то самостоятельной целью. А вот последующая реализация того самого права называется завершающей стадией системы и механизма регулирования правовой сферы. Кроме того, именно процесс, отвечающий за реализацию права, может гарантировать правомерное поведение необходимых и важных субъектов общественных и государственных отношений.

          Реализация современного права – это фактическое и детальное осуществление конкретных предписаний, которые несут в себе правовые нормы. В строгой зависимости от критериев могут быть выделены определенные формы той самой реализации государственного права:

          • По субъекту. Как правило, это коллективная и индивидуальная формы процесса реализации права и прочих правовых актов.
          • По внешним сторонам. Здесь имеются в виду бездействия и действия.

          Понятие реализации права

          Реализация права – это возможность претворить право в реальную жизнь, то есть это реальное воплощение норм права в их содержании и в фактическом поведении всех субъектов общественных отношений.

          Для процесса реализации права необходимо грамотное его применение. Стоит отметить, что применение – это необходимая форма, предназначенная для процесса реализации государственного права. Применение наделено определенными признаками:

          • Имеется в наличии индивидуальный характер. Этот характер тесно связан с принятием определенных решений в отношении конкретного дела.
          • Существует особый субъект. Необходимо понимать, что применение конкретного права может происходить исключительно государственными органами или официальными должностными лицами.
          • Право может быть реализовано на основании процессуальных форм. Стоит понимать, что эта форма жестко регламентируется различными нормами государственного права.
          • Организующая деятельность. Здесь важно сказать о том, как происходит процесс принятия окончательного решения в конкретном вопросе или по отношению с конкретными ситуациями в гражданских отношениях.

          Готовые работы на аналогичную тему

          Формы реализации права

          Если рассматривать понятие реализации и сам процесс реализации государственного права, можно говорить о характере именно субъекта действий. Здесь можно говорить о четырех основных формах реализации права:

          • форма, отражающая соблюдение. Важно понимать, что данная форма сочетает в себе не только запрещенные нормы права, но и пассивное поведение, а также воздержание от каких – либо действий. Нормы – запреты довольно часто встречаются в нормах Уголовного кодекса Российской Федерации По данной теме мы уже выполнили курсовую работу Уголовное право подробнее , а также в нормах административного права.
          • форма, которая отражает процесс, связанный с исполнением реализации права. Здесь необходимо говорить о выполнении определенных обязанностей, то есть их детальное выполнение на законных интересах.
          • форма, которая отражает процесс использования реализации государственного права. Прежде всего, необходимо говорить о субъективных правах, которые позволяют удовлетворять все интересы и блага. Специалисты утверждают, что именно субъективное право может выдавать как пассивное, так и активное поведение.
          • форма, отражающая процесс применения реализации права. Иными словами, это деятельность властного характера всех компетентных должностных лиц и государственных органов в виду подготовки решения по определенному юридическому делу.

          Получи деньги за свои студенческие работы

          Курсовые, рефераты или другие работы

          Автор этой статьи Дата написания статьи: 03 07 2017

          Марина Борисовна Юрьева

          Автор24 - это сообщество учителей и преподавателей, к которым можно обратиться за помощью с выполнением учебных работ.

          Доктор юридических наук, профессор, заведующий кафедрой теории и истории государства и права

          Казанский (Приволжский) федеральный университет

          420008, г. Казань, ул. Кремлевская, 18, ауд. 305а

          E-mail: Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

          Ключевые слова: норма права; право; правовое регулирование; правоотношение; применение права;
          реализация права; уровни правового регулирования; уровни правореализации

          Введение

          Правовое регулирование и реализация права представляют собой отдельные, обладающие специфическими чертами грани правовой жизни, связанные с функционированием права. Благодаря этому они тесно связаны друг с другом. Нормы права, являясь средством юридического воздействия на людей, реализуются через внешние и внутренние формы регуляции поведения субъектов права. Поэтому действия участников реализации права, которые завершаются изданием индивидуальных правовых актов, входят в правовое регулирование. Поведение же участников реализации правовых норм, которое не получает институционного воплощения в виде средств правового воздействия и характеризуется саморегулированием, не входит в правовое регулирование.

          В реализации права концентрируются результаты как специально-юридического (правового), так и информационного, воспитательного и ценностно-ориентационного воздействия права. Это нужно учитывать при анализе правового регулирования и реализации права, их связей.

          Важной характеристикой правового регулирования и реализации права является их системность. При этом системность проявляет себя и при их взаимодействии, при регулировании общественных отношений (см. [2, с. 54–77]), осуществлении субъектами права определенного юридически значимого поведения. Без этого элементы механизма правового регулирования и механизма реализации права не смогут выполнять своего предназначения.

          Реализации права присуща регулятивность. В отечественной теории права реализация прав и обязанностей нередко рассматривается в качестве элемента, стадии правового регулирования [1]. Существует и иное мнение, в соответствии с которым сводить реализацию права к элементу механизма правового регулирования будет ошибкой, так как этот механизм в целом и есть реализация права [4]. Однако правовое регулирование и реализация права не выступают в качестве части и целого. Так, соблюдение правовых норм, связанное с выполнением правовых запретов, представляет собой пассивное правомерное поведение, которое нельзя отнести к правовому регулированию, являющемуся всегда активным поведенческим процессом.

          Правовое регулирование и реализация права в их взаимодействии довольно сложно соотносятся с предметом правового регулирования. Предметом правового регулирования является то, на что оно направлено. Поэтому можно предположить, что предмет находится вне правового регулирования, отделен от него. Но это можно принять применительно к общественным отношениям, которые в результате правового регулирования становятся правовыми, приобретают юридическую форму, оставаясь фактически экономическими, семейными, управленческими, трудовыми и т.д. Иное происходит с общественными отношениями (налоговыми, пенсионными, процессуальными и др.), существование которых трудно представить без права. Порождаемые государственно-правовой действительностью, эти отношения предстают как чисто юридические. Здесь правовое регулирование осуществляется изнутри. А это сказывается на взаимодействии реализации права с правовым регулированием. Такая трактовка предмета правового регулирования позволяет понять, каким образом правовая деятельность становится относительно самостоятельным видом человеческой деятельности, выявить ее место в системе общественных отношений.

          Во взаимодействии правового регулирования и реализации права свою роль играет правотворчество. В ходе правотворчества происходит нормативное правовое регулирование, устанавливаются, изменяются и отменяются нормы права. Реализация же права охватывает собой поведение людей и их организаций по претворению норм права в жизнь. Это позволяет размежевать правотворчество и реализацию права. Но значимо и то, что это постоянно взаимодействующие процессы. Их нельзя представить друг без друга. Правотворчество создает нормы права для их реализации, так как только в ней они обретают смысл и действенность.

          Главный канал, в рамках которого происходит воздействие на реализацию права со стороны правотворческой деятельности, связан с ее итогом, результатом. Этот результат выражается в установленных правовых нормах. Будучи относительно стабильной системой, правовые нормы призваны отражать постоянное развитие общественных отношений. Но это лишь одно из проявлений реагирования системы правовых норм на изменения в жизни общества. Такое реагирование выражается также в совершенствовании реализации норм права. Реализация правовых норм обладает и своими, относительно самостоятельными, возможностями в преобразовании общества. Не случайно в системе норм права существуют разные по качеству правовые нормы. Выделяются даже специализированные нормы права, а именно системообразующие, системоупрощающие, системосохраняющие (см. [3, с. 28–35]).

          Правовое регулирование и реализация права не локализуются в одной из сфер жизни общества – они проникают в экономическую, социальную, политическую, духовную сферы жизни общества. В современных условиях связи основных сфер жизни общества и функционирования права предстают во всей своей сложности и многогранности. Главным же источником движения правового регулирования и реализации права выступают противоречия экономической сферы общества. Они непосредственно или опосредованно определяют характер и направление всей системы правового регулирования и реализации права, воплощают их первичный уровень. Особенно ярко это прослеживается при анализе указанных процессов с позиции материалистического правопонимания. В.М. Сырых неоднократно подчеркивает это, характеризуя конкретное право как результат действия правового регулирования и правореализации в их единстве (см. [7, с. 445–450]). Так, обновление процессов правового регулирования и реализации права во многом зависит от разных форм собственности, существования различных организационно-правовых форм предпринимательской деятельности, наличия сложной структуры рынка.

          Функционированию права присущи разнообразные связи его компонентов, примечательными из которых являются координация и субординация. При этом координация выражает упорядоченность компонентов системы по горизонтали (речь здесь идет о взаимодействии частей одного уровня организации). Субординация же есть вертикальная упорядоченность, выражающая подчинение и соподчинение компонентов, то есть взаимодействие компонентов различных уровней.

          Рассмотрим вначале структурные уровни реализации права. Для этого выделим следующие направления воздействия норм права на поведение людей: 1) закрепление в диспозициях правовых норм правил требуемого или дозволяемого поведения; 2) установление в нормах права мер юридического воздействия (санкций) в случае нарушения диспозиции. Правовые нормы не действуют в поведении людей автоматически непреложно. Напротив, их структура свидетельствует, что субъект права может отклоняться от требуемых от него норм поведения. Тем самым норматив как способ детерминации поведения предполагает его альтернативность (предписано поступать так, но может произойти и другое). К социальным нормам общество прибегает тогда, когда имеет место отклонение от социальной направленности в поведении его членов, т.е. когда совершаются асоциальные поступки. Соответственно, можно выделить две стороны в реализации права. Первая предстает как осуществление диспозиций правовых норм, а вторая – реализация санкций, причем ведущей является первая сторона. Нормы права воздействуют на поведение людей прежде всего своими диспозициями. Связи между этими сторонами реализации права носят субординационно-структурный характер.

          Выделение реализации диспозиций и реализации санкций правовых норм позволяет представить реализацию права в вертикальном срезе.

          Реализация диспозиций правовых норм и осуществление правовых санкций – противоречивые составляющие. Важной формой существования этой противоречивости является взаимосвязь непрерывности и прерывности процесса реализации права. Прерывность воплощается в делимости и относительно самостоятельном существовании реализации диспозиций и реализации санкций правовых норм как качественно определенных сторон осуществления права. Единство же этих сторон, их взаимообусловленность выражают непрерывность реализации права, представляющей собой целостное образование. Выделение реализации диспозиций и санкций правовых норм обусловлено противоправным поведением. Это поведение – антипод правомерного поведения, составляющего содержание реализации права. Граница между правомерным и противоправным поведением проходит там, где начинается невыполнение субъектами права своих обязанностей. Противоправное поведение сказывается на реализации права. Но это отнюдь не означает, что оно может быть включено в содержание реализации права. Характерная черта совокупности правонарушений – иррегулятивность. Правовое регулирование и реализация права стремятся к достижению определенного результата, они функционируют для достижения одной цели – установления правопорядка.

          Реализация права представляет собой единство социальной предметности и правомерности в деятельности людей. При этом правомерность есть не сама деятельность в ее субстанциональном виде, а ее нормативное свойство или сторона. С помощью правомерности утверждаются четкость, устойчивость, государственная обеспеченность, определенная направленность в поведении людей. Правомерная деятельность, составляющая содержание реализации санкций правовых норм, направлена на обеспечение оптимального течения реализации диспозиций правовых норм.

          Уровневый подход позволяет верно определить место в реализации права процедурно-процессуальной юридической деятельности. Понять эту деятельность нельзя без соотнесения ее с реализацией материального права. Реализация материально-правовых и реализация процедурно- процессуальных норм права представляют собой такие стороны единого процесса правореализации, которые воплощают субординационно-функциональные связи ее компонентов. Зависимость, существующая между материально-правовыми и процессуально-правовыми нормами права, выражается в следующем: процедурно-процессуальная правореализующая деятельность производна от деятельности, составляющей содержание реализации материально-правовых норм.

          Важнейшей чертой реализации современного российского права является ее демократизация. А этого не достичь без совершенствования процессуальных гарантий реализации прав и свобод, законных интересов личности. Юридическая процессуальная форма рассчитана на воплощение в жизнь подлинно демократических принципов государственного управления обществом. Она предстает в качестве конструктивного фактора предупреждения и разрешения противоречий между интересами управляющих и управляемых.

          Реализация процедурно-процессуальных норм права не ограничивается юрисдикционной правоприменительной деятельностью, а распространяется и на иные правовые формы государственной деятельности. Это наблюдается в деятельности, связанной с формированием, ликвидацией или преобразованием органов государства, должностных лиц, иных субъектов права, в организационно-исполнительной и контрольно-надзорной деятельности. Действие процедурно-процессуальных норм права должно в той или иной степени затрагивать всю правотворческую и правоприменительную деятельность. Конечно, процедурно-процессуальная деятельность, существование которой связано с применением диспозиций правовых норм, отличается от деятельности, сопряженной с применением санкций правовых норм. Однако в юрисдикционной процедурно-процессуальной деятельности возможно усматривать лишь видовую разновидность реализации процедурно-процессуальных норм.

          Уровневый подход целесообразно использовать при характеристике российской правотворческой деятельности. С точки зрения юридической силы правотворческую деятельность возможно разделить на законодательную и подзаконную. Российский федерализм знает правовое регулирование на следующих уровнях: федеральном, региональном и местном.

          При характеристике правового регулирования и реализации права нужно учитывать присущие им взаимосвязи внутренних и внешних побудительных сил. Внутренние побудительные силы должны стать более значимыми. Но раз существует право, будут сохраняться и внешние формы государственного контроля за правовым регулированием и реализацией права. В современных условиях эти формы преобразуются, открывают больший простор для инициативы и самостоятельности участников правового регулирования и реализации права. Такое развитие предопределяется потребностями перехода к оптимальной экономике, гражданскому обществу, правовому государству.

          Читайте также: