Звонят с прокуратуры и говорят что оформлен кредит

Обновлено: 16.06.2024

Жалоба на коллекторов помогает, когда нарушаются права должника: от превышения количества звонков и встреч до угроз и шантажа. Рассматривают жалобы сотрудники ФССП и прокуратуры, Роскомнадзора, МВД. Можно жаловаться и в профессиональную ассоциацию коллекторов — НАПКА.

Наши юристы расскажут, как противостоять угрозам со стороны коллекторов, куда звонить и обращаться для защиты.

Законно ли банк продал ваш долг?

Законы, регламентирующие коллекторскую деятельность

Чтобы определить основания для подачи жалоб на коллекторов, необходимо знать закон, который регулируют их работу.

Коллекторские компании профессионально занимаются взысканием долгов, а их работа должна соответствовать закону № 230-ФЗ — это главный руководящий документ в сфере коллекторской деятельности, определяющий права и обязанности сборщиков долгов.

Если коллекторы нарушают закон и права должника, им грозит административная или даже уголовная ответственность.

Самостоятельно вникнуть в нормы законов и судебной практики сложно, если у вас нет юридического образования. Мы выписали основные статьи, чтобы ссылаться при разговоре с коллектором и при подготовке жалобы.

Также вы можете обратиться к нашим юристам , которые разъяснят нюансы законодательства, помогут правильно составить жалобу или заявление на коллекторов.

Какие действия коллекторов считаются правомерными?

Работа коллекторских фирм изначально вызывает негатив со стороны должника, его родственников и близких. Однако такая деятельность совершенно законна, если взыскатель:

  • представляет интересы банка или МФО по агентскому договору;
  • выкупил долг по цессии.

Поэтому при первом разговоре с коллекторами сразу уточните, на каком основании с вас требуют долг. Вы можете записать дату и номер договора цессии, запросить копии документов о продаже вашего долга.

Не имеет смысла подавать жалобу на коллекторов в ФССП или другие уполномоченные органы, пока способ взыскания задолженности соответствует закону. Правила работы перечислены в ст. 4 и ст. 7 ФЗ №230. Что вправе делать коллектор:

Коллекторские агентства обязаны:

  • состоять в реестре ФССП, иметь свидетельство;
  • сообщать об основаниях взыскания задолженности, данные о компании и ее специалисте, размере долга и процентов;
  • взаимодействовать только с самим должником, но не его родственниками, коллегами, друзьями (кроме поручителей, созаемщиков и наследников, получивших долги умершего заемщика);
  • соблюдать требования Закона № 230-ФЗ по количеству и временным периодам звонков, смс, личных встреч;
  • соблюдать принцип неприкосновенности жилища, и частной собственности;
  • соблюдать права гражданина, в том числе на защиту персональных данных, на личную неприкосновенность;
  • прекращать взаимодействие после получения письменного отказа от должника, подачи им заявления на банкротство.

Если коллекторская фирма соблюдает эти требования — сотрудник звонит дважды в неделю, общается вежливо в деловом тоне, обжалование не принесет результата. Поскольку прав у них немного, такие фирмы обычно достаточно гибко относятся к должнику и договориться о рассрочке и скидке с ними вполне реально.

Проверить коллектора в госреестре

Когда подавать жалобу?

Если договориться с коллектором о скидке не получается, подавать жалобы стоит даже при первом и единичном нарушении. Если коллекторская фирма допустит множество мелких или два грубых нарушений, могут ее исключить из реестра ФССП, лишить свидетельства и запретить работать на рынке взыскания долгов. Такие же последствия наступают при систематических нарушениях, допущенных в течение года.

Если же проигнорировать незначительное нарушение закона, коллекторы могут почувствовать безнаказанность, перейти к более серьезным действиям. Например, оскорбления в разговоре могут перейти к угрозам, реальным насильственным приемам. Пострадать может не только сам должник, но и члены его семьи, близкие люди.

В каких случаях можно подавать жалобу на коллекторов

Если вам позвонили внезапно, попросите перезвонить через 5 минут. Желательно записать разговор на диктофон, зафиксировать доказательства для подачи жалобы. Это поможет Прокурору или ФССП при рассмотрении дела быстрее признать вину коллектора и принять меры.

Что же делать, если платить коллектору
просто нечем? Спросите юриста

Как только вы узнали о возможной передаче задолженности коллекторам, позвоните юристу , уточните варианты защиты, подготовьтесь к звонкам и другим формам взаимодействия. Даже если коллекторская компания будет действовать в рамках закона, вы сможете вести себя уверенно и сведете общение с коллекторами к минимуму.

Жаловаться на коллекторов должник может за любое нарушение в их работе. Это может быть грубый тон, угрозы, хамство, нарушение норм о числе и времени телефонных звонков, смс-ок и электронных писем. Но вы должны помнить, что жалобы нужно подкреплять доказательствами.

Если коллекторы угрожают

Распространенной формой давления на должника являются угрозы. Целью является запугивание неплательщика, создание атмосферы постоянного страха и стресса.

Бывает, что коллекторы звонят и угрожают:

  • жизни и здоровью должника, членам его семьи, родным, близким людям;
  • повреждением или уничтожением имущества;
  • разглашением персональных данных или личной информации о должнике.

Коллекторов привлекут к ответственности, если угроза звучит серьезно.

Для возбуждения уголовного дела недостаточно передать суть разговора — необходимы доказательства. Желательно записать слова сборщика долгов на телефон или диктофон, так как реальность угрозы может следовать из интонации собеседника.

При личной встрече на угрозу указывают слова и поведение (замахивание, демонстрация оружия или опасных предметов). Старайтесь проводить личные встречи в присутствии свидетелей, в людных местах.

Если угрожают коллекторы, лучше немедленно прекращать разговор, не пытаться переспорить или оскорбить собеседника.

Рекомендуем сразу сообщить о таких фактах руководителю коллекторской организации. Нередко угрозы вызваны чрезмерной инициативой конкретного коллектора, тогда как его компания старательно соблюдает закон. Легальные фирмы обязательно проведут проверку по устному обращению, отстранят агрессивного человека от работы.

Можно ли списать ваши долги?

Если забрали или повредили имущество

Коллекторы иногда пытаются забрать имущество в счет погашения долга, либо повредить, уничтожить его. Это нарушение права собственности, превышение полномочий при взыскании задолженности. Либо такое действие квалифицируется как вымогательство, хищение, мошенничество.

Наложить арест на имущество, изъять его для последующей реализации вправе только специалисты ФССП.

Если сборщик долгов пытается силой забрать вещи и предметы, сразу обращайтесь в полицию. Если коллектор угрожает забрать или повредить автомобиль, рекомендуем оставлять машину на охраняемых стоянках, либо в месте, есть камеры видеонаблюдения. При реальности угрозы повреждения имущества также стоит обратиться в МВД.

Если нарушают количество и время звонков

Закон № 230-ФЗ четко обозначает рамки по количеству и времени взаимодействия коллекторов с должниками. Например, звонить и приходить домой к неплательщику разрешено с 8 до 22 часов в рабочие дни, с 9 до 20 часов в выходные дни. Есть ограничения и по количеству звонков, смс, встреч.

Если эти нормы нарушаются, вы вправе:

  • не отвечать на звонки, добавлять номер в черный список;
  • уклоняться от личных встреч, не открывать дверь квартиры;
  • игнорировать смс и письменные претензии;
  • подать жалобу на коллекторов в ФССП.

Если денег нет — коллекторы инициируют судебное разбирательство, а потом передадут дело приставам. Как общаться с приставами, мы написали в этой статье.

Если пристав придет к выводу, что взять с вас нечего, он закроет дело за невозможностью взыскания, и тогда вы получите шанс списать долги через бесплатное внесудебное банкротство.

Узнать, подходит ли вам банкротство

Если обращаются к родственникам

Давлением на родственников и угрозами в их адрес коллекторы вынуждают неплательщика отдать деньги, имущество. Такое поведение нарушает закон, поскольку разрешено взаимодействовать только с самим неплательщиком. Впрочем, если вы в бегах, то интересоваться о том, где же вы — коллекторы право имеют.

Есть исключение — разрешено звонить и разговаривать с поручителями, созаемщиками по кредиту. Проверьте условия кредитного договора.

Законно требовать долг с родственника, который является наследником умершего неплательщика. Такое правопреемство возникает, если наследник получил свидетельство у нотариуса. Требование о погашении задолженности с наследников могут предъявлять исключительно в пределах стоимости унаследованного имущества.

Если взыскивают чужой кредит

Требование о погашении чужого кредита обычно вызвано ошибкой со стороны банка, МФО или коллекторского бюро. Например, при продаже долга в договоре указали данные однофамильца, после чего коллектор звонил совершенно постороннему человеку.

Ошибку легко выявить и устранить при первом же разговоре с коллектором. Укажите, в чем заключается несоответствие, чтобы коллекторская компания сразу перепроверила информацию. Чтобы снять претензии, обратитесь в банк, получите выписку об отсутствии кредитов или о полном погашении задолженности.

Если коллекторы требуют чужой долг либо игнорируют обращения, подайте жалобу приставам, в прокуратуру.

На банк и МФО жалуйтесь в Центробанк РФ через онлайн-приемную.

Узнайте, как избавиться от кредитов
и микрозаймов

Если требуют безнадежный долг

По цессии банк может продать даже устаревший кредит, по которому истек срок давности взыскания. Это не противоречит ГК РФ, так как все риски невозможности взыскания будет нести коллекторская фирма.

Истребование безнадежного долга также регулируется нормами Закона № 230-ФЗ. Если при взаимодействии с неплательщиком коллекторы нарушают закон, нужно подавать жалобы. В целом, со старыми просроченными кредитами коллекторов лучше отправлять в суд.

Последствия по безнадежному долгу наступят, если коллекторская фирма обратится в суд. Ответчик должен заявить о пропуске срока давности, чтобы прекратить дело.

Если же ответчик игнорирует повестки и не заявит о пропуске срока, коллекторы могут взыскать даже устаревший долг. Если коллекторы получили судебный приказ, его легко отменить, если вовремя подать возражения. Как это сделать — читайте здесь.

Какое имущество у вас могут забрать за долги?

Как правильно пожаловаться

Чтобы выбрать, в какие инстанции подавать жалобу, необходимо оценить характер нарушения и проверить нормы закона. Общий контроль за коллекторской деятельностью осуществляет ФССП. По итогам проверок приставы могут:

  • отозвать свидетельство и исключить агентство из реестра,
  • возбудить административное дело,
  • наложить на коллекторское агентство весомый штраф.

Есть и другие ведомства, которые способны прекратить беззаконие со стороны коллекторов, защитить интересы граждан и кредиторов.

Как списать долги, если вас уволили?

Куда подавать жалобу

Приставы принимают жалобы по любым нарушениям, связанным с работой коллекторов. В ФССП сообщают о нарушениях агентств, состоящих и не состоящих в реестре, о слишком частых письмах, ночных звонках, вымогательстве и о других противоправных действиях. Жалобу можно подать лично, по почте или онлайн.

На период пандемии коронавируса ФССП организовала прием документов через специальные ящики, установленные перед входом в здание.

Кроме того, должник вправе жаловаться в следующие ведомства:

  • в прокуратуру — это надзорный орган, который рассматривает обращения по любым нарушениям закона. Например, подать жалобу к прокурору, если приставы отказались проверять работу коллекторов;
  • финансовому омбудсмену — специалисты этой службы уполномочены разбирать любые споры, связанные с финансовыми обязательствами граждан;
  • в МВД — если в действиях сборщиков долгов есть признаки уголовного преступления;
  • в Роскомнадзор — если коллекторское агентство нарушает правила звонков и направления смс, размещает персональные данные неплательщика в интернете, сообщает коллегам, соседям о долге;
  • в Центробанк РФ — если нарушение допустил банк или микрофинансовая организация.

Не запрещено обращаться сразу в несколько ведомств. Например, если коллектор названивает, караулит у подъезда, встречи сопровождаются угрозами, сообщите в полицию, подайте жалобу в ФССП и в НАПКА.

Если вы затрудняетесь выбрать инстанцию для обращения, проконсультируйтесь у наших юристов .

Как часто российские должники жалуются на коллекторов

За период с января по август 2021 года наши граждане подали в ФССП 26,2 тыс. жалоб на нарушения, допущенные коллекторскими агентствами при взыскании ими просроченных долгов. Об этом говорит статистика надзорного органа рынка сбора просрочки — ФССП. За 8 месяцев служба рассмотрела по существу 19,6 тыс. обращений, признав обоснованными 15,4%.

Это чуть больше 3 тыс. жалоб. ФССП раскрывает ежемесячную статистику по работе с жалобами только с начала 2021 года, поэтому данных об обращениях физ. лиц за аналогичный период 2020 года в открытом доступе нет. За весь 2020 год граждане подали на коллекторов чуть больше 37 тыс. негативных отзывов, а из числа рассмотренных заявлений приставы посчитали обоснованными 11,6%.

Президент профсоюза коллекторов — СРО НАПКА Эльман Мехтиев приводит несколько иную статистику. По его словам, в 2020 году только 9% жалоб, поступивших в адрес НАПКА на действия коллекторов, оказались подтвержденными практикой в ходе их расследования.

За восемь месяцев этого года ФССП возбудила 2,7 тыс. административных дел по ст. 14.57 КоАП, которая предусматривает ответственность за нарушения при взыскании долгов с физических лиц. 77% из них уже закончились штрафами на сумму 67,2 млн руб. В 2020 году штрафы были вынесены по 82,7% подобных административных дел против взыскателей, а сумма уплаченных штрафов приблизилась к 90 млн руб.

Именно на коллекторские агентства, состоящие в реестре ФССП, потребители стали жаловаться реже. По данным приставов, в январе-августе количество негативных отзывов на работу таких компаний снизилось на 6% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года.

Сроки рассмотрения заявки

Стандартный срок рассмотрения обращений в государственных органах — 30 дней. Но есть и ряд исключений:

Роскомнадзор также обязан незамедлительно рассмотреть жалобу, если нарушается право на защиту персональных данных гражданина. Например, страницы с информацией в интернете могут временно блокировать даже без решения суда. Постоянная блокировка с удалением сведений и наложением штрафа происходит на основании судебного акта.

Проверить свои долги через Интернет

Ответственность за нарушения

За противоправные действия при взыскании задолженности могут привлечь к ответственности конкретного коллектора, организацию или ее руководство. Наказания по жалобе зависят от тяжести проступка:

  • исключение коллекторского бюро из реестра ФССП, аннулирование свидетельства, запрет на работу;
  • уголовная ответственность в отношении конкретного коллектора (например, за вымогательство, за угрозу жизни, за применение силы);
  • административная ответственность по КоАП РФ (например, за надписи на стене в подъезде дома по месту проживания должника или шум в ночное время);
  • гражданская ответственность за вред, причиненный здоровью или имуществу — сломанный замок, проколотые шины и более серьезный ущерб.

Коллекторское бюро обязано ежегодно страховать свою гражданскую ответственность на 10 миллионов руб., чтобы гарантированно возместить ущерб в случае, если гражданину или имуществу причинен вред.

Если противоправные действия при взыскании повлекли вред или ущерб, потерпевший может подать гражданский иск. Помимо возмещения имущественного ущерба, нужно добиваться компенсации морального вреда.

Если вам нужна помощь в подготовке жалоб на коллекторов, обратитесь к нашим юристам. Мы разъясним нормы законодательства и судебной практики, выберем оптимальный вариант избавления от долгов. С нашей помощью вы найдете выход даже в самой сложной ситуации!

90% опрошенных клиентов банка хоть раз сталкивались с мошенническими звонками. Обычно злоумышленник сообщает о неизвестном переводе и просит срочно назвать номер карты и код из смс. Клиенты банка не могут распознать, кто позвонил — сотрудник банка или мошенник — и предоставляют ему конфиденциальную информацию.

Мы поговорили с Алмазом , начальником управления антифрода Ак Барс Банка, который рассказал, как отличить звонок мошенника от звонка из банка.

Когда может позвонить сотрудник банка

У сотрудников банка немного поводов, чтобы позвонить клиенту — большинство вопросов они решают через интернет: публикуют новость на сайте, отправляют уведомление в мобильное приложение или по электронной почте. Но в некоторых ситуациях сотрудники все же звонят клиенту.

Сотрудник call-центра проводит социологический опрос. Если вам позвонили с целью опроса, сотрудник не будет запрашивать персональную информацию. Он задает вопросы, которые касаются качества обслуживания, банковских продуктов и услуг. В последнее время социологические опросы чаще проводят электронно.

Кредитный инспектор уточняет данные по кредитной заявке. Сотрудник банка может позвонить, если вы оставили заявку на кредит. Кредитный инспектор может уточнить стаж работы, размер зарплаты, сумму кредита и первоначального взноса. Его не интересует информация о вашей карте, номер CVV или код подтверждения. Кредитный инспектор не спросит, являетесь ли вы клиентом банка или собираетесь стать им при получении кредита.

Сотрудник отдела продаж рассказывает про услуги банка. Например, предлагает открыть счет, взять кредит или оформить кредитную карту. Сотрудника отдела продаж не интересует конфиденциальная информация. Его цель — рассказать о банковском продукте.

Помимо сотрудников call-центра и кредитного инспектора, вам может позвонить сотрудник службы безопасности банка, которым любят представляться мошенники. Расскажем, в каких ситуациях звонит специалист банка и какие вопросы он может вам задать.

Когда может позвонить сотрудник службы безопасности

По карте или счету провели подозрительную операцию, и карту заблокировала антифрод-система — это компьютерная программа, которая отслеживает мошеннические транзакции.

Система автоматически определяет подозрительные, нетипичные для клиента операции. Например, со счета сняли слишком большую сумму; за 10–15 минут многократно перевели небольшие платежи; клиент купил большую сумму криптовалюты, хотя раньше ее не покупал. Обнаружив подозрительную транзакцию, антифрод-система автоматически блокирует операцию и карту или счет.

В течение 5–15 минут после блокировки сотрудник службы безопасности звонит клиенту, чтобы перепроверить информацию. Специалист идентифицирует клиента — спрашивает фамилию, имя, отчество, дату рождения, место прописки. И потом проверяет подлинность последней операции, из-за которой заблокировали карту.
«Обычно клиент сначала получает уведомление, что операция и карта заблокированы, а потом ему звонит сотрудник банка. Если уведомление о блокировке не пришло, а вам позвонили из службы безопасности, — стоит насторожиться: не мошенничество ли это.

Алмаз , начальник управления антифрода

Клиент обратился в банк с жалобой на мошенничество. Его запросу присвоили номер обращения и передали в службу безопасности. Сотрудник банка может перезвонить и уточнить детали инцидента. Он представляется и называет внутренний номер обращения. Эту информацию лучше записать.

Если звонок покажется вам подозрительным, вы можете перезвонить в банк и проверить, кто вам звонил. Сотрудники банка знают о мошеннических схемах и не возражают, если клиент в целях безопасности просит их перезвонить или сам звонит в банк.

Важно: сотрудник банка никогда не отправляет документы в мессенджер, только на электронную почту. Если получили по WhatsApp справку из банка, Центробанка или полиции — это липовый документ, его прислали мошенники.

Как понять, что звонят мошенники

Цель мошенника ― попасть в ваш личный кабинет или перевести деньги с вашей карты. В первом случае ему необходимы номер карты и одноразовый код, во втором — номер карты, срок ее действия, CVV и одноразовый код. Расскажем о самых распространенных приемах злоумышленников.

Важно: сотрудник банка никогда не попросит вас совершить какую-либо операцию. Все защитные операции специалист выполняет сам, например, блокирует карту.

Звонок от сотрудника кредитного отдела. Мошенник говорит, что от вашего имени оставили заявку на кредит, поэтому ваш счет скомпрометирован, и с него в ближайшее время могут похитить деньги. Чтобы спасти сбережения, фальшивый сотрудник предлагает перевести деньги с вашей карты на резервный или страховой счет. Для перевода денег злоумышленник может предложить установить специальное мобильное приложение.
Часто клиенту сообщают, что мошенники оформляют на клиента кредит и переводят средства на чужой счет. Чтобы спасти деньги, клиенту рекомендуют оформить второй кредит, который перебьет заявку мошенников.

Схема не выдерживает никакой критики. Получается, что сотрудник службы безопасности банка знает о мошеннической заявке, но не может самостоятельно решить проблему и просит клиента выполнить определенные действия. Это абсурд!

Алмаз , начальник управления антифрода

Звонок от сотрудника Центробанка, полиции или прокуратуры. Он сообщает, что на сотрудника вашего банка возбуждено уголовное дело и ведется расследование. Обвиняемый имел доступ к вашему счету, поэтому необходимо обезопасить ваши деньги — перевести их на резервный банковский счет.

Важно: сотрудники Центробанка и полиции не звонят клиентам банка. Если в банке действительно ведется расследование — в полицию вас вызовут лично.

Важно: обратите внимание, с какого номера пришло уведомление. Скорей всего, номер немного отличается от номера банка: цифры переставлены местами, вместо цифры 0 стоит буква О. Проверьте мобильный банк — если поступления не было, вы можете передать номер мошенника в службу безопасности банка.

Что делать, если вам позвонили мошенники

Несколько правил, которые необходимо соблюдать, чтобы не стать жертвой преступников.


Проблема невозврата кредитов в наше время весьма актуальна. Немалая заслуга в этом принадлежит самим банкам, которые еще совсем недавно выдавали кредиты всем желающим, в погоне за увеличением кредитного портфеля не особо задумываясь о том, каким образом эти кредиты будут возвращаться. В результате, резкое ухудшение материального положения граждан в последнее время, привело к образованию в нашей стране огромной задолженности перед банками. По некоторым данным, она составляет порядка 9 триллионов рублей. Пытаясь вернуть свои деньги, банки и коллекторские организации, зачастую идут на прямое нарушение закона. В том числе, оказывают воздействие на третьих лиц – родственников и близких, должников, никакого отношения к кредиту не имеющих. О том, как защититься от обнаглевших кредиторов, и пойдет речь в данной статье.

Если звонки не достигают нужного результата, начинаются визиты сотрудников. Приезжают домой, могут приехать на работу, и прилюдно начать выяснять отношения уже там. Могут рассылать извещения о задолженности, разумеется, не должнику, а его родственникам.

Вот приблизительный список вопросов, которые необходимо задать звонившему:

  • Пожалуйста, представьтесь, кто вы и откуда? Назовите полностью вашу фамилию, имя, отчество, должность, и полностью название и адрес вашей организации.
  • Откуда у вас мой номер телефона/адрес?
  • Что вы хотите от меня?
  • Какое отношение я имею к вашим требованиям?
  • Какие меры будут предприняты с вашей стороны, если я не выполню ваши требования?
  • Вы понимаете, что ваши звонки мне и требования противозаконны?

Надо ли в разговоре отрицать ваши отношения с должником? Это решать вам, но особого смысла в этом нет, ведь это никак не влияет на незаконность действий работников банка или коллекторов. Кроме того, если они уже располагают информацией о ваших отношениях, то разумеется, все ваши заверения об обратном будут бессмысленными.

Если вам звонят и надоедают из службы безопасности или иных подразделений банка, вопрос решается относительно просто – вы можете обратиться с жалобой к руководителю банка. Дело в том, что банковская деятельность, в отличие от коллекторской достаточно жестко регламентирована, за банками присматривает Центральный банк РФ, поэтому в целом возможностей успешно нарушать законы у банков, намного меньше, чем скажем у тех же коллекторов. Кроме того, банк – это не фирма однодневка, он никуда не сбежит от ответственности, и располагает денежными средствами, которые он никуда не спрячет и которые с него взыщет суд, если вы выиграете дело, например по иску о взыскании морального вреда с банка, за противоправные действия в отношении вас.

Председателю правления банка _____________________

Адрес банка _______________________

от ____________________ (ФИО заявителя, телефон, адрес -

не указав свой адрес в жалобе, вы рискуете дать банку возможность в последствии ссылаться на этот факт, в качестве причины, по которой банк вам не дал никакого ответа на вашу жалобу).

Жалоба

Я не являюсь клиентом вашего банка, не заключал с вашим банком каких-либо сделок, в том числе, не являюсь заемщиком, должником, а также лицом, предоставившим обеспечение по договору кредита. При этом, в течение последних нескольких месяцев на мой домашний/мобильный телефон ____________ (номер телефона) стали поступать звонки от различных сотрудников вашего банка _________ (ФИО и должности звонивших), которые звонили мне с номеров _________ (указать все номера, с которых вам звонили) и искали ___________________________ (ФИО должника), спрашивали, знаком ли он мне? Я пояснил им, что такого знаю/не знаю/отношений не поддерживаю. При этом, от меня настойчиво, в грубой и назойливой форме ваши сотрудники требуют передать должнику некую информацию о его задолженности вашему банку. Возражения, что я не обязан и не намерен этого делать, а также о противозаконности их действий, ваши сотрудники игнорируют, назойливо звонят в разное время суток. Так, звонили ________ (указать все даты и время звонков).

______ (дата) с номера ___________ мне позвонил молодой человек, представившись работником вашего банка ________________ (ФИО, должность), разговаривал со мной крайне агрессивно, в оскорбительной, ультимативной форме требовал передать должнику информацию о его задолженности банку. На мой отказ, он стал угрожать мне тем, что не перестанет мне звонить и в дальнейшем с аналогичными требованиями, а также станет звонить еще и моим родственникам с аналогичными требованиями.

В результате этих звонков я был вынужден отключить свой телефон.

Кроме того, требую, что вы исключили все персональные данные обо мне из баз данных вашего банка.

Данную жалобу прошу считать попыткой и вашим шансом решить указанный вопрос мирным путем. В противном случае, буду вынужден обратится в надзорные органы: Центральный Банк РФ, Роспотребнадзор, Прокуратуру, Полицию с заявлением о проведении разбирательства в отношении вашего банка и привлечении виновных к ответственности, о возбуждении дела об административном правонарушении, предусмотренного ст.13.11. КоАП РФ, а также в суд с иском о понуждении ваших сотрудников к прекращению указанных действий, принудительном исключении персональной информации из баз данных, взыскании компенсации морального вреда.

Ответ о принятых по данной жалобе мерах в отношении указанных сотрудников, и иных виновных лицах, а также о принятых мерах по недопущению продолжения указанных звонков, прошу выдать мне на руки лично, для чего позвонить на телефон ___________. В случае отсутствия ответа на данную жалобу в течение 30 календарных дней, оставляю за собой право реализовать указанные выше мероприятия.

ФИО _______________ дата _____

Для этого, необходимо получить у вашего оператора связи распечатку всех входящих вам звонков за определенный период, где вы маркером отметите номера, с которых вам звонили кредиторы. Кроме того, необходимо распечатать на бумаге все записанные вами разговоры. Для этого необходимо обратиться в специализированную организацию, которая этим занимается, укажет хронометраж каждой фразы, заверит распечатки своей печатью. Я, например, давно и успешно сотрудничаю с такой организацией в связи с осуществлением адвокатской деятельности, и в ряде случаев такая помощь просто неоценима. Для чего это нужно? Дело в том, что чиновники из надзорных органов, вряд ли станут прослушивать ваши разговоры, зато охотно прочитают их на бумаге. Кстати, если вы все-таки решите обратиться в суд - судья, несмотря на ваше ходатайство об исследовании доказательства, может и отказаться прослушивать записи, по крайней мере, такие случае бывали, и именно распечатки на бумаге решали исход дела. После указанных мероприятий можно обращаться с жалобами на действия сотрудников банка в Центробанк РФ, Роспотребнадзор, Прокуратуру и Полицию. Имеет смысл не останавливаться на каком-то одном органе, а направлять жалобы всем сразу - в этом случае повышается вероятность того, что вас действительно услышат и примут меры. Единственное различие между банками и коллекторами состоит в данном случае в том, что на коллекторов в Центробанк жаловаться бессмысленно, так как данная организация их не контролирует, здесь больше подойдет Роспотребнадзор.

Кроме того, после того, как банк или коллекторов привлекут к административной ответственности, можно обращаться в суд с иском о взыскании компенсации морального вреда. В суд конечно можно обратиться и сразу после того, как банк или коллекторы откажутся положительно реагировать на вашу жалобу его руководителю, но административный материал в данном случае будет лучшим доказательством в суде. В этом же иске можно просить суд запретить банковским сотрудникам или коллекторам звонить/приезжать/каким-либо образом беспокоить вас и потребовать удалить ваши данные из баз данных. Дело будет рассматривать федеральный суд по месту нахождения банка/коллекторской организации или их филиала или представительства или, по вашему выбору – по месту вашего жительства. Для обращения в суд необходимо собственно кроме искового заявления, оплатить госпошлину 300 рублей, приложить распечатки звонков и разговоров, диск или флешку с записью разговоров, административные материалы в отношении виновника. Если в результате действий сотрудников банка или коллекторских организаций у вас возникли проблемы со здоровьем, незамедлительно зафиксируйте их медицинскими справками, сохраните чеки о приобретении лекарств, которые также передайте судье. Эти документы будут иметь огромное значение для определения судьей размера компенсации морального вреда, разумеется, в сторону увеличения. Но здесь важно иметь ввиду такой нюанс – так как сами по себе медицинские справки не подтверждают причинно-следственную связь между незаконными действиями сотрудников банка или коллекторами и наступившими у вас негативными последствиями, в виде ухудшения вашего здоровья, а доказать эту связь в суде должны именно вы, вам также, до обращения в суд необходимо будет пройти медицинскую экспертизу. Она платная (суд взыщет ее стоимость с виновника) и проводится по вашему обращению специализированными орагизациями, но позволит вам доказать в суде причинно-следственную связь.

Размер компенсации морального вреда в иске вы определяете сами, но судебная практика на сегодня, увы, такова, что суды в качестве компенсации морального вреда взыскивают с виновников сущие копейки. Но и это, в какой то мере наказание для нарушителя. Если же доказать в суде наличие последствий в виде проблем со здоровьем и их причинно-следственную связь с незаконными действиями кредиторов, то сумма компенсации морального вреда, взысканная судом в вашу пользу, будет куда серьезнее.

Разрешая подобного рода проблемы, защищая свои права от банковского и коллекторского правового произвола, важно понимать, что в подобных случаях имеет смысл действовать разумно и активно, так как только такая позиция может заставить правонарушителей прекратить нарушать закон и беспокоить вас.

Как избавиться от коллекторов?

Желая быстрее получить деньги, коллекторы часто превышают свои полномочия. Они начинают беспокоить должника, его близких родственников, друзей. Постоянные телефонные звонки, бесконечные письма и уведомления, встречи у дома или офиса — и так по кругу. Мы расскажем вам, как избавиться от коллекторов, куда и как на них жаловаться, и какой способ в нелегкой борьбе с представителями коллекторских агентств самый эффективный.

Самое главное: что нужно знать о коллекторах

Если вы хотите избавиться от коллекторов, то первым делом нужно узнать, как они работают. Всего есть два варианта:

  1. Агентский договор. Когда банк заключает с коллекторским агентством такой договор, первоначальный кредитор не меняется: вы по-прежнему должны деньги только банку, а взыскатели при этом выполняют функцию посредников (например, если у кредитора нет штатных специалистов по взысканию просроченной задолженности). Если вы узнали, что коллекторы работают по агентскому договору и только представляют интересы банка, помните: отдавать деньги им напрямую нельзя.
  2. Договор цессии. Его наличие означает, что банк уступил право требования долга. Теперь кредитор изменился, и вместо кредитно-финансовой организации им стало коллекторское агентство. Соответственно, проводить все расчеты, запрашивать документы и взаимодействовать придется с коллекторами. В этом случае нужно сразу жаловаться в государственные органы или ассоциации.

4 способа избавиться от коллекторов

Откажитесь от любых угроз, шантажа и насилия. Во-первых, это незаконно, а во-вторых, позволяет коллекторам использовать подобные ваши действия в качестве ответных мер и шантажа.

Способы, которые помогут избавиться от коллекторов:

Способ 1. Составляем отказ от взаимодействия с кредиторами

Этот способ избавиться от взыскателей определен ст. 8 ФЗ-230. В ней указано, что должник имеет право написать в коллекторское агентство заявление на отказ от любого взаимодействия. Однако подать это заявление можно не ранее, чем через 4 месяца с момента образования просрочки при исполнении обязательств: получается, что отказ, отправленный раньше этого срока, будет недействителен.

Если коллекторы не выкупали у банка кредит, а действуют по агентскому договору и представляют интересы кредитора, то заявление об отказе от взаимодействия направляется в банк. Если 4 месяца со дня просрочки уже прошли, банк самостоятельно уведомит коллекторов, что теперь любое взаимодействие с должником запрещено.

Способ 2. Жалуемся на представителей коллекторских агентств

Первым делом обратитесь в Федеральную службу судебных приставов (ФССП), а также в Роспотребнадзор и Роскомнадзор. Если взыскатели работают официально, то направьте обращение в Ассоциацию профессиональных коллекторских агентств (НАПКА) или руководству конкретного агентства. В тяжелых случаях (например, если взыскатели применяют насилие, угрозы, шантаж) — сразу обращайтесь в полицию и прокуратуру.

Способ 3. Жалуемся в банк или ЦБ РФ.

Если первоначально вашим кредитором был банк или микрофинансовая организация, которые заключили договор цессии (уступки права требования долга) или агентский договор с коллекторским агентством, работающим незаконно и неофициально, это является нарушением.

Первым делом направьте обращение в банк или микрофинансовую организацию. В нем укажите, что коллекторы работают незаконно, а заключённый договор является недействительным. Если нет никакого ответа или улучшения ситуации, то подавайте жалобы в Центральный банк России.

Способ 4. Подаем исковое заявление в суд.

ФЗ-230 определяет, что кредиторы или коллекторы обязаны возместить физическому лицу причиненные убытки и моральный вред. Чтобы взыскать компенсацию, вам необходимо подать исковое заявление на рассмотрение в районный суд.

В нем обязательно укажите, какую сумму обязаны выплатить коллекторы, и был ли соблюден досудебный порядок разрешения спора. Доказательство его соблюдения — предложение добровольного возмещения морального вреда, направленного от лица должника взыскателю. К иску обязательно прилагаются доказательства того, что взыскатели или кредитор действовали недобросовестно (например, показания свидетелей, копии обращений в ЦБ РФ).

Обратившись в суд, вы сможете не только защитить себя от коллекторов, но и получить от них денежную компенсацию. Однако у этого способа защиты есть несколько весомых минусов. Например, суды зачастую занижают размер компенсации, а чтобы подать исковое заявление, потребуется правильно его составить и собрать доказательства. Пока вы будете этим заниматься, звонки коллекторов, встречи и письма так и будут продолжаться. Обращайтесь за помощью к юристам: профессионалы нашей компании помогут вам грамотно составить заявление и обеспечат защиту ваших прав и интересов.

FAQ: отвечаем на частые вопросы

Да. Они не имеют права не только требовать у третьих лиц возмещения долга, но и взаимодействовать с ними. Если это происходит и у вас есть доказательства — обязательно подавайте жалобу.

Мы не рекомендуем. Зачастую они специально выводят человека из себя, чтобы он начал угрожать или оскорблять взыскателей, а затем записывают разговор и впоследствии используют его для шантажа.

Закон определяет, сколько раз могут звонить взыскатели: не более 1 раза в день, не более 2 раз в неделю, и не более 8 раз в месяц. При этом звонить можно только с 08:00 до 22:00 (в будни) и с 09:00 до 20:00 (в выходные и праздники).

Однозначно – ДА. Признание финансовой несостоятельности позволяет решить все вопросы с взыскателями и прекратить с ними общение. По закону банкротство позволяет списать задолженности перед всеми кредиторами или их посредниками.

Как полностью решить проблему с коллекторами

Самый эффективный способ избавиться от коллекторов — инициировать банкротство физических лиц. Должник сможет снять с себя все обязательства (кредиты, займы, долговые расписки) и защититься от любых действий со стороны взыскателей.

Как это работает? Все просто: с того момента как суд признает заявление о банкротстве обоснованным, любые попытки вернуть деньги со стороны взыскателей прекратятся. Теперь они не будут беспокоить банкрота звонками, отправлять письма и караулить у дома — это незаконно и бессмысленно.

Чтобы признать себя банкротом, необходимо составить заявление о признании финансовой несостоятельности и оформить нужные документы. Опытные юристы помогут вам правильно подготовиться к процедуре и будут сопровождать на всех этапах процесса банкротства.

Доверяйте профессионалам: обращайтесь за квалифицированной помощью к нашим юристам. Мы знаем, как правильно действовать, чтобы процедура банкротства физических лиц прошла успешно, расскажем, как списать все задолженности и избавим вас от любых попыток коллекторов взыскать деньги.

Читайте также: