К социально партнерским можно отнести отношения по заключению соглашения

Обновлено: 02.07.2024

Понятие социального партнерства и его основное содержание, ответственные органы, их полномочия и функциональные особенности. Контроль за выполнением коллективного договора (соглашения). Обязанности и ответственность сторон социального партнерства.

Рубрика Социология и обществознание
Вид дипломная работа
Язык русский
Дата добавления 18.11.2011
Размер файла 38,0 K

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

4. Участие представителей работников и работодателей в досудебном разрешении трудовых споров. Данная форма социального партнерства получила новый импульс для своего развития в связи с восстановлением прежней практики разрешения трудовых споров на уровне организации, которая была установлена КЗоТ РСФСР еще в 1922 г. и предусматривала досудебное разрешение трудовых споров в порядке примирительного разбирательства в расценочно-конфликтных комиссиях (РКК), образуемых на началах паритетного представительства сторон (ст. 168).

Представители работодателя назначаются в КТС руководителем организации.

Это означает, что деятельность КТС строится на принципе социального партнерства и является одной из важнейших и практически значимых его форм.

2.2 Контроль за выполнением коллективного договора (соглашения)

Заключение коллективного договора, соглашения и их подписание являются начальным моментом действия достигнутых сторонами договоренностей. Чтобы эти договоренности не остались на бумаге, а обеспечили решение проблем, являющихся предметом взаимных обязательств сторон в области регулирования социально-трудовых отношений, ТК РФ предусматривает организацию контроля за выполнением коллективного договора, соглашения.

В соответствии со ст. 51 ТК РФ осуществление контроля за выполнением достигнутых договоренностей, оформленных коллективным договором, соглашением, возлагается прежде всего на стороны социального партнерства, их представителей, интересы которых по вопросам регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений отражены в этих договорных правовых актах.

При проведении контроля представители сторон обязаны предоставлять друг другу необходимую для этого информацию. Но поскольку заинтересованным участником социального партнерства, особенно на уровне Российской Федерации и ее субъектов, являются и органы государственной власти, то контроль за выполнением коллективных договоров, соглашений возложен на соответствующие органы - от Министерства труда и социального развития РФ до органов по труду, действующих на уровне муниципальных образований Соловьев А. Недействительность коллективного договора // эж-ЮРИСТ. 2004. N 9. С. 11. .

В частности, формой такого контроля является государственная регистрация коллективного договора, соглашения (ст. 50 ТК РФ).

Контроль органов по труду имеет правовой характер и направлен на обеспечение законности заключенных коллективных договоров, соглашений. При осуществлении их регистрации орган по труду прежде всего выявляет условия, которые могут ухудшить положение работников по сравнению с условиями, определенными ТК РФ, законами и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.

При выявлении таких условий орган по труду сообщает об этом представителям сторон, подписавшим коллективный договор, соглашение, а также в соответствующую государственную инспекцию труда для принятия необходимых мер по приведению содержания этих правовых актов социального партнерства в соответствие с трудовым законодательством. Выявленные при регистрации условия, ухудшающие положение работников, считаются недействительными и не подлежат применению.

Но нужно иметь в виду, что вступление коллективного договора, соглашения в силу не зависит от факта их уведомительной регистрации. Условия, не ухудшающие положение работников по сравнению с трудовым законодательством, вступают в силу и подлежат применению со дня подписания коллективного договора, соглашения либо со дня, установленного этими договорными правовыми актами.

2.3 Ответственность сторон социального партнерства

Учитывая значение и роль социального партнерства как фактора, обеспечивающего согласование интересов работников и работодателей и социальный мир в их взаимоотношениях, законодательство Российской Федерации предусматривает ответственность за правонарушения, совершаемые в этой системе общественных отношений.

В ст. 54 и 55 ТК РФ, имеющих отсылочный характер, указаны составы правонарушений в сфере социального партнерства, круг лиц, представляющих работодателей и работников, виновных в совершении этих правонарушений, а также меры правовой ответственности, которые могут быть применены к этим лицам.

В данных статьях предусмотрено, что подвергаются штрафу в размере и порядке, который установлен федеральным законом:

1) представители сторон, уклоняющиеся от участия в коллективных переговорах по заключению, изменению коллективного договора, соглашения или неправомерно отказавшиеся от подписания согласованного коллективного договора, соглашения;

2) лица, виновные в непредставлении информации, необходимой для ведения коллективных переговоров и осуществления контроля за соблюдением коллективного договора, соглашения;

3) лица, представляющие работодателя либо работников, виновные в нарушении или невыполнении обязательств, предусмотренных коллективным договором, соглашением.

Федеральным законом, который предусматривает применение штрафа к лицам за указанные правонарушения, является КоАП РФ, вступивший в силу с 1 июля 2002 г.

В КоАП РФ составы правонарушений в сфере социального партнерства даже расширены по сравнению с ТК РФ.

Помимо составов правонарушений, предусмотренных ст. 54, 55 ТК РФ, КоАП РФ устанавливает административную ответственность за правонарушения, связанные с коллективными трудовыми спорами. К таким правонарушениям относятся:

1) уклонение работодателя или его представителя от получения требований работников и от участия в примирительных процедурах, в том числе не предоставление помещения для проведения собрания (конференции) работников в целях выдвижения требований или создание препятствий проведению такого собрания (конференции) (ст. 5.32 КоАП РФ);

2) невыполнение работодателем или его представителем обязательств по соглашению, достигнутому в результате примирительной процедуры (ст. 5.33 КоАП РФ);

3) увольнение работников в связи с коллективным трудовым спором и объявлением забастовки (ст. 5.34 КоАП РФ).

Во всех перечисленных случаях орган, уполномоченный рассматривать дела об административных правонарушениях в соответствии с их подведомственностью, имеет право при установлении факта совершения правонарушения в сфере социально-партнерских отношений применить административные наказания, предусмотренные ТК РФ и КоАП РФ.

К числу органов и лиц, уполномоченных рассматривать дела об административных правонарушениях, предусмотренных ст. 5.27-5.34 КоАП РФ, относятся судьи (ст. 23.1 КоАП РФ), федеральная инспекция труда и подведомственные ей государственные инспекции труда в лице главного государственного инспектора труда РФ, его заместителей, главного государственного правового инспектора труда РФ, главного государственного инспектора РФ по охране труда и других должностных лиц, указанных в ст. 23.12 КоАП РФ Комментарий к Кодексу Российской Федерации об административных правонарушениях / Под ред. Ю.М.Козлова. М., 2002. С. 428. .

Размер штрафа как меры административного наказания за правонарушения в сфере социально-партнерских отношений устанавливается в зависимости от вида административного правонарушения, но не может превышать размера, установленного за соответствующий вид правонарушения. Наибольший размер штрафа (от 30 до 50 МРОТ) установлен за такие административные правонарушения, как необоснованный отказ от заключения коллективного договора, соглашения (ст. 5.30 КоАП РФ) и нарушение или невыполнение обязательств по коллективному договору, соглашению (ст. 5.31 КоАП РФ).

Установление административной ответственности за нарушение или невыполнение правовых норм, регулирующих сферу социально-партнерских отношений, предоставляет возможность для превращения социального партнерства в действенный инструмент согласования экономических и социальных интересов сторон в бесконфликтном порядке и в рамках процедур, установленных законодательством. Тем самым созданы предпосылки к реализации одного из важнейших принципов социального партнерства - равноправия сторон, а также соблюдения сторонами и их представителями законов и иных нормативных правовых актов (ст. 24 ТК РФ) Комментарий к Трудовому кодексу Российской Федерации / Под ред. С.А. Панина. М., 2004. С. 92. .

Заключение

Итак, мы видим, что в ст. 23 ТК РФ впервые законодательно дано определение социального партнерства. Социальное партнерство - система взаимоотношений между работниками (представителями работников), работодателями (представителями работодателей), органами государственной власти, органами местного самоуправления, направленная на обеспечение согласования интересов работников и работодателей по вопросам регулирования трудовых отношений и иных, непосредственно связанных с ними отношений.

Органы государственной власти и органы местного самоуправления являются сторонами социального партнерства в тех случаях, когда они выступают в качестве работодателей или их представителей, уполномоченных на представительство законодательством или работодателями, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.

Таким образом, социальное партнерство - это система взаимоотношений между:

1) работниками (представителями работников);

2) работодателями (представителями работодателей);

3) органами государственной власти, местного самоуправления.

При этом сторонами социального партнерства (ст. 25) являются работники и работодатели в лице уполномоченных в установленном порядке представителей. Органы государственной власти и органы местного самоуправления являются арбитрами между этими сторонами социального партнерства. Деятельность арбитров направлена на обеспечение согласования интересов, достижение определенных компромиссов между работниками и работодателями.

Сами органы государственной власти и органы местного самоуправления могут стать стороной социального партнерства только в случаях, определенных ст. 23:

1) когда они являются работодателями или их представителями;

2) в других случаях, предусмотренных федеральными законами.

В заключение хотелось бы особо отметить, что вопреки тому, что работники являются стороной социального партнерства, они в нем непосредственно не участвуют. От имени работников в социальном партнерстве принимают участие профсоюзы и иные представители работников - в порядке, определяемом ТК РФ. Согласно ст. 29 ТК РФ представителями работников в социальном партнерстве являются профессиональные союзы и их объединения, иные профсоюзные организации, предусмотренные уставами общероссийских профсоюзов, или иные представители, избираемые работниками в случаях, предусмотренных ТК РФ.

Список использованных источников

социальный соглашение партнерство ответственность

1. Комментарий к Кодексу Российской Федерации об административных правонарушениях / Под ред. Ю.М. Козлова. М., 2002.

2. Комментарий к Трудовому кодексу Российской Федерации / Под ред. В.И. Шкатуллы. М., 2003.

3. Комментарий к Трудовому кодексу Российской Федерации / Под ред. К.Н. Гусова. М., 2003.

4. Комментарий к Трудовому кодексу Российской Федерации / Под ред. С.А. Панина. М., 2004.

5. Комментарий к Трудовому кодексу Российской Федерации / Под ред. Ю.П. Орловского. М., 2002.

6. Лебедев В. Взаимодействие систем трудового права и трудового законодательства // Российская юстиция. 2003. №11.

7. Молодцов М.В., Головина С.Ю. Трудовое право России. М., 2003.

8. Пиляева В.В. Трудовое право России. М., 2002.

9. Соловьев А. Недействительность коллективного договора // эж-ЮРИСТ. 2004. №9.

2.К категории «непосредственно связанные с трудовыми относятся:

а) отношения по занятости и трудоустройству;

б) отношения по надзору и контролю над соблюдением трудового законодательства;

в) отношения по регистрации работодателя - юридического лица.

3.К категории «непосредственно связанные с трудовыми относятся:

а) отношения по трудоустройству у конкретного работодателя;

б) отношения по имущественной ответственности;

в) отношения по регистрации работодателя – индивидуального предпринимателя.

4.Трудовые правоотношения могут возникнуть на основе:

а) правомерных действий;

б) неправомерных действий;

5.Изменение трудового правоотношения может возникнуть на основе:

б) правомерных действий;

в) неправомерных действий.

6.Гражданин Российской Федерации имеет право заключать трудовой договор по общему правилу:

7.Минимальный возраст работника для заключения трудового договора, установленный в Трудовом кодексе:

г) не установлен.

8.В содержание трудового правоотношения включается:

а) право работника на участие в выборах Президента Российской Федерации;

б) право работника на свободу труда;

в) право работника на участие в управлении организацией.

9.Работодатель в соответствии с трудовым законодательством обязан:

а) обеспечить безубыточную работу организации;

б) своевременно уплачивать налоги с заработной платы работника;

в) соблюдать законы и иные нормативные акты о труде, условия коллективного и трудового договора.

10.Работник, заключивший трудовой договор, обязан:

а) соблюдать трудовую дисциплину;

б) выходить на работу в выходные дни, если этого требуют интересы производства;

в) выполнять любую работу по указанию работодателя.

Тема 1.6. Социальное партнерство в сфере труда

1. Социальное партнерство - это:

а) система взаимоотношений между работниками, работодателями, органами государственной власти и местного самоуправления;

б) вид политического соглашения;

в) забота государства об улучшении жизни народа.

2. К социально-партнерским можно отнести:

а) отношения по трудоустройству;

б) отношения по надзору и контролю над соблюдением трудового законодательства;

в) отношения по заключению соглашения.

3. Представителями акционеров, работающих в организации при ведении коллективных переговоров, являются:

а) правление открытого акционерного общества;

б) первичная профсоюзная организация, а при ее отсутствии иной выборный орган;

в) совет директоров открытого акционерного общества.

4. При проведении переговоров на уровне отраслипредставителями работодателя являются:

а) отраслевое министерство;

б) объединение работодателей;

в) органы местной власти.

5. Какие отношения с участием профсоюза регулируются трудовым законодательством:

а) создание профсоюзной организации;

б) права профсоюзной организации как юридического лица;

в) участие профсоюза в заключении коллективного договора.

6. Предметом регулирования трудового права с участием профсоюзов являются:

а) отношения по приему в члены профсоюза;

б) отношения по взиманию членских взносов и их расходованию на нужды своих членов;

в) отношения по разрешению коллективного трудового спора.

7. Работодатель безвозмездно предоставляет в пользование дей­ствующим ворганизации выборным профсоюзным органам как минимум одно оборудованное, отапливаемое, электрифицирован­ное помещение, а также оргтехнику, средства связи и необходимые нормативные правовые документы в организации численностью свыше:

8. Основным принципом социального партнерства является:

а) принцип свободы труда;

б) принцип полномочности представителей сторон;

в) принцип равенства прав и возможностей работников.

9. Социальное партнерство осуществляется в форме:

а) совместной работы в комиссии по трудовым спорам;

б) организации и проведения забастовки;

в) коллективных переговоров по подготовке проектов коллективных договоров, соглашений и их заключению.

10. На уровне муниципального образования заключается:

а) генеральное соглашение;

б) территориальное соглашение;

в) региональное соглашение.

11. Лица, участвующие в коллективных переговорах, подготов­ке проекта коллективного договора, освобождаются от основной работы:

а) с сохранением среднего заработка на срок, определяемый соглашением сторон, но не более трех месяцев;

б) с оплатой за счет средств профсоюзной организации на срок не более трех месяцев;

в) с сохранением среднего заработка на срок, установленный руководителем организации.
Тема 1.7. Коллективные договоры и соглашения

1. Коллективные договоры заключаются в соответствии с:

а) международными соглашениями;

б) генеральным коллективным договором;

в) Трудовым кодексом Российской Федерации.

2. Сторонами коллективного договора выступают:

а) коллектив работников (его представители) и работодатель (его представители);

б) трудовой коллектив, работодатель и местные органы власти;

в) трудовой коллектив, работодатель и представитель государства.

3. Действие коллективного договора распространяется:

а) на всех работников организации;

б) только на членов профсоюза, который добился его заключения;

в) только на тех, кто проголосовал за его заключение.

4. Представители стороны, получившие уведомление в письменной форме с предложением о начале коллективных переговоров:

а) не обязаны вступать в переговоры;

б) обязаны вступить в переговоры в течение десяти календарных дней;

в) обязаны вступить в переговоры в течение семи календарных дней.

5. В коллективном договоре можно предусмотреть:

а) дополнительные выплаты со стороны местных органов власти;

б) основания увеличения заработной платы в связи с инфляцией;

в) особый порядок увольнения в данной организации.

6. Какое из перечисленных условий коллективного договора является незаконным:

а) о предоставлении дополнительного выходного дня;

б) о ежемесячном повышении заработной платы в соответствии с ростом индекса цен;

в) о сроке действия коллективного договора (пять лет).

7. Коллективный договор можно заключить:

б) не более чем на три года;

в) на неопределенный срок (с согласия местного органа по труду).

8. Коллективный договор вступает в силу:

а) со дня его государственной регистрации в органах по труду;

б) со дня подписания его сторонами;

в) с даты проведения конференции трудового коллектива.

9. Региональное соглашение заключается:

а) на уровне Российской Федерации, включающей территорию субъектов;

б) на уровне муниципального образования;

в) на уровне субъекта Федерации.

10. Генеральное соглашение распространяется на территорию:

а) Российской Федерации;

б) субъекта Федерации;

в) конкретной организации.

Образцы сочинений-рассуждений по русскому языку: Я думаю, что счастье – это чувство и состояние полного.

Основные этапы развития астрономии. Гипотеза Лапласа: С точки зрения гипотезы Лапласа, это совершенно непонятно.

Основные научные достижения Средневековья: Ситуация в средневековой науке стала меняться к лучшему с.

Соглашение — это правовой акт, устанавливающий общие принципы регулирования социально-трудовых и связанных с ними экономических отношений, заключаемый на уровне Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, отрасли, территории. Это понятие соглашения указывает на его стороны, предмет регулирования и четыре возможных уровня или вида социально-партнерских соглашений выше уровня предприятия, организации. Поэтому регулирование условий труда соглашениями мы относим к центрапизованному в отличие от локального — коллективно-договорного.

Соотношение законодательства и коллективного договора, соглашения, трудового договора (контракта) предусмотрено в ст. 3 Закона; этой же статьей запрещено включать в трудовые договоры (контракты) условия, ухудшающие положение работников по сравнению с законодательством, коллективными договорами и соглашениями. Соглашение — это вид правового договора коллективного значения представителей работников и работодателей с участием представителей органа исполнительной власти, заключенный на централизованном уровне (Федерации или ее субъекта и др.) по вопросам социально-трудовых и связанных с ними экономических отношений.

Виды социально-партнерских соглашений (в зависимости от уровня и их содержания):

- генеральное соглашение на федеральном уровне, устанавливающее общие принципы регулирования социально-трудовых отношений, например Генеральное соглашение между общероссий-

скими объединениями профсоюзов, общероссийскими объединениями работодателей и Правительством Российской Федерации на 1996—1997 годы (Российская газета. 1996. 16 янв.). Федеральный уровень может быть также и у отраслевого (межотраслевого) соглашения. Таким образом, есть два вида федеральных соглашений, и в каждом из них свои субъекты и свое содержание. ТК профессиональный уровень не предусматривает;

- региональное соглашение на уровне субъекта Российской Федерации, устанавливающее общие принципы регулирования социально-трудовых отношений для данного региона;

отраслевое (межотраслевое) тарифное соглашение, устанавливающее нормы оплаты и другие условия труда и социальные гарантии и льготы для работников отрасли (отраслей). Отраслевое соглашение может быть не только федеральным, но и региональным;

территориальное соглашение, устанавливающее условия труда, социальные гарантии и льготы, связанные с территориальными особенностями города, района, другого административно-территориачьного образования.

Все эти виды соглашений по договоренности сторон, участвующих в переговорах, могут быть двух- или трехсторонними (трипартизм), когда третьей стороной является соответствующий орган исполнительной власти. Соглашения, которые предусматривают какое-то бюджетное финансирование, заключаются при обязательном участии представителя соответствующего органа исполнительной власти.

Участниками соглашений могут быть на федеральном уровне:

генерального — общероссийские объединения профсоюзов, общероссийские объединения работодателей и Правительство РФ;

отраслевого (межотраслевого) тарифного — соответствующие отраслевые общероссийские профсоюзы и их объединения, общероссийские отраслевые (межотраслевые) объединения работодателей, иные уполномоченные работодателями представительные органы и Министерство труда РФ.

На уровне субъектов Российской Федерации и административно-территориальных образований в составе этих субъектов участниками соглашений могут быть:

регионапьного — соответствующие профсоюзы и их объединения, объединения работодателей (или иные уполномоченные работодателями органы) и орган исполнительной власти субъекта;

отраслевого (межотраслевого) тарифного — соответствующие профсоюзы и их объединения, объединения работодателей (или иные уполномоченные работодателями органы) и орган по труду субъекта РФ;

территориального — соответствующие профсоюзы и их объединения, объединения работодателей (или иные их представительные органы) и соответствующий орган местного самоуправления.

К заключению и действию социально-партнерских соглашений, так же как и к коллективным договорам, относятся принципы, указанные ранее, а также порядок ведения коллективных переговоров и заключения коллективных договора и соглашения.

Содержание и структуру соглашений определяют стороны в лице их представителей, которые свободны в выборе круга вопросов для обсуждения и включения в соглашение. Проект соглашения разрабатывается в ходе коллективных переговоров о нем.

Порядок, сроки разработки проекта соглашения и его заключения определяются трехсторонней комиссией. Срок действия соглашения определяют стороны, но не более трех лет. Стороны могут и продлить действие соглашения на срок не более трех лет (ст. 48 ТК).

Значение социально-партнерских соглашений для работников в том, что они направлены на:

• улучшение условий труда работников, повышение его оплаты;

• обеспечение охраны труда и улучшение социально-бытового обслуживания работников;

повышение законодательного минимума гарантий трудовых прав работников;

• обеспечение занятости трудящихся, их переквалификация для этого.

Трехсторонняя Комиссия по регулированию социально-трудовых отношений ведет коллективные переговоры и разрабатывает проект соглашения, устанавливает сроки его действия и контроль за его выполнением. Разработанный комиссией проект соглашения подписывается полномочными представителями социальных партнеров (сторон соглашения). Подписанное соглашение в 7-дневный срок направляется представителями работодателей на федеральном уровне—в Министерство труда РФ, а на уровне субъекта Федерации — в орган по труду данного субъекта для уведомительной регистрации. Если этот орган при регистрации выявит в соглашении условия, противоречащие трудовому законодательству, он сообщает об этом сторонам соглашения. Этот порядок действует и при внесении изменений и дополнений в соглашение.

Контроль за выполнением соглашений всех уровней осуществляют стороны и их представители, а также соответствующие органы по труду.

Ответственность представителей работодателей за уклонение от участия в переговорах или необеспечение в срок работы соответствующей комиссии установлена Законом (ст. 25—28) — штраф до 50 минимальных размеров оплаты труда, налагаемый судом. Эти лица несут такую же ответственность за нарушение или невыполнение коллективного договора или соглашения, а виновные в непредоставлении информации для коллективных переговоров или осуществления контроля за соблюдением коллективного договора, соглашения несут или такую же ответственность, или дисциплинарную. Для представителей профсоюзов и исполнительного органа власти правовой ответственности Закон не устанавливает.

ТК несколько иначе в гл. 8 представляет ответственность сторон социального партнерства. В ст. 52 предусмотрена правовая ответственность для представителей сторон, уклоняющихся от участия в коллективных переговорах по заключению и изменению соглашения или коллективного договора: они подвергаются штрафу в размере и порядке, установленном Федеральным законом.

Статья 53 ТК предусматривает также правовую ответственность и представителей работников (а не только работодателей) за нарушение или невыполнение обязательств по соглашению или коллективному договору. Они подвергаются штрафу в размере и порядке, установленном Федеральным законом.


Трудовые отношения - это сложная система взаимодействий и взаимных влияний, которая требует непрерывного регулирования. Именно это является целью существования социального партнерства. Его участниками являются не только работники и работодатели, но также представители государственной и муниципальной власти, и общественных организаций.

социальное партнерство это система взаимоотношений между

Определение

Социальное партнерство - это система взаимоотношений между наемными работниками (ли их представителями), работодателями (или их представителями), представителями органов государственной и муниципальной власти. Целью является учет и согласование интересов всех сторон трудового процесса в сфере регулирования трудовых отношений идругих сопутствующих вопросов.

Интересно, что у экспертов до сих пор не сложилось однозначного мнения относительно определения социального партнерства. Наибольшее часто встречаются такие основные версии:

  • специфический тип общественных взаимоотношений между социальными группами, структурами, классами, общностями;
  • механизм регулирования взаимоотношений между трудящимися, руководителями предприятий и органами власти;
  • социально-трудовые отношения, обеспечивающие равноправное сотрудничество трудящихся и работодателей с целью соблюдения их ключевых интересов.

развитие социального партнерства

Представители сторон

В вопросах улучшения условий и увеличения производительности труда социальное партнерство является мощным механизмом. В процессе переговоров интересы сторон представляют полномочные представители. Со стороны работников таковыми могут быть:

  • профсоюзы;
  • объединения профсоюзов;
  • профкомы;
  • лица или организации, выбранные работниками в соответствии с положениями законодательства о труде.

Представителями работодателя могут быть:

  • руководитель предприятия;
  • лица, уполномоченные руководителем предприятия.

Принципы

Социальное партнерство - это система взаимоотношений между наемными работниками, работодателями и представителями органов власти на различных уровнях. Она функционирует на основе следующих принципов:

Равноправие сторон - каждый из участников партнерства в равной степени имеет право выступать в роли инициатора переговоров. Гарантируемые равные права на соблюдение интересов, не противоречащих закону.

Уважение интересов - в ходе переговоров должны быть приняты во внимание и соблюдены интересы всех сторон. Но учитывая, что интересы работников и работодателей, как правило, расходятся, задача партнерства - привести их к гармоничному равновесному состоянию. При этом у работников есть приоритетное право выдвигать волнующие вопросы на рассмотрение.

Заинтересованность в договорных отношениях - ряд вопросов, не имеющих четкой трактовки в законодательстве, остается на усмотрение сторон, которые должны прийти к "общему знаменателю".

Государственное содействие - создание специальных органов, обеспечивающих урегулирование споров и выполнение договоренностей.

Соблюдение трудового законодательства - каждая из сторон, выдвигая те или иные требования, должна руководствоваться нормативно-правовыми актами.

Полномочность представителей - представители каждой из сторон на переговорах должны быть утверждены документально, а их полномочия - подтверждены соответствующим приказом.

Свобода выбора вопросов - представители не ограничены перечнем вопросов, представленных в Трудовом Кодексе, а могут предлагать собственные.

Добровольность - стороны принимают на себя обязательства исключительно по собственной воле, а не под принуждением или давлением.

Реальность - принимаемые решения и возложенные обязательства должны быть выполнимыми.

Обязательность - решения, обозначенные в коллективных договорах, обязательны к исполнению всеми сторонами.

Контроль - специально созданные надзорные органы должны следить за воплощением в жизнь достигнутых договоренностей.

Ответственность - за невыполнение сформулированных в ходе переговоров положений договоренности предусмотрена административная ответственность.

что такое социальное партнерство

Функции

В социальной сфере социальное партнерство выполняет две основные группы функций. А именно:

  • Прямые - направлены на установление и поддержание социального мира и равновесия в обществе.
  • Косвенные - воздействие на формирование общества и экономики.

Основные формы

Можно выделить такие основные формы социального партнерства:

  • Коллективные переговоры. Подразумевают разработку проектов коллективных договоров, а также поиск точек соприкосновения по ключевым спорным моментам соглашения.
  • Взаимные консультации. Подразумевают переговоры по урегулированию спорных вопросов, связанных с трудовыми отношениями, обеспечением прав и гарантий работников, несовершенством законодательной базы.
  • Непосредственное участие наемных работников или их представителей в управлении организацией (присутствие на совещаниях руководителей, внесение замечаний и предложений).
  • Участие работников (или их представителей) и работодателей (или их представителей) в досудебном решении споров, связанных с трудовым процессом.

Коллективные переговоры

Одна из форм социального партнерства - это коллективные переговоры. Это процедура, в ходе которой представители работников и работодателей решают вопросы относительно подготовки и заключения коллективного договора, а также внесения изменений в данный документ.

Начало переговоров инициируется одной из сторон, которая в письменной форме уведомляет вторую сторону о своем намерении. Далее стороны коллегиально определяют место и время проведения переговоров, а также повестку. В том случае, если представитель работодателя отказывается от участия в переговорах или систематически уклоняется от этой обязанности, представитель работников имеет право начать трудовой спор.

В процессе ведения коллективных переговоров стороны выступают в роли равноправных партнеров, которые свободны в выборе обсуждаемых вопросов и внесении предложений по решению проблем. Если возникают непримиримые разногласия, составляется соответствующий протокол, над которым начинает работу примирительная комиссия.

стороны социального партнерства

Участие работников в управлении организацией

Социальные партнеры (представители работников, работодателей и государства) выступают в роли равноправных сторон процесса регулирования трудовых вопросов. Яркой иллюстрацией этого явления является участие работников в управлении организацией. Оно осуществляется в таких основных формах:

  • учет мнения работников по принципиальным вопросам, обозначенным в Трудовом кодексе и коллективном договоре;
  • проведение консультаций с работодателем по вопросам принятия внутренних актов, непосредственно касающихся соблюдения норм трудового права;
  • получение информации по принципиальным вопросам, которые касаются непосредственно интересов работников;
  • коллегиальное обсуждение с работодателем вопросов совершенствования работы организации;
  • участие в разработке шаблона коллективного договора.

Коллективный договор

Основной локальный документ, регулирующий отношения сторон социального партнерства - это коллективный договор. В ст. 41 Трудового кодекса РФ приведен базовый (но не исчерпывающий) перечень вопросов, которые освящаются в данном документе:

  • размеры и формы оплаты труда наемных работников;
  • особенности выплаты компенсаций и пособий;
  • механизм корректировки размера заработной платы в соответствии с уровнем инфляции и выполнением запланированных показателей;
  • прием, высвобождение и переобучение работников;
  • соотношение времени труда и отдыха;
  • вопросы предоставления отпусков и определения их продолжительности;
  • улучшение условий труда (в частности, женщин и молодежи);
  • соблюдение интересов работников в ходе приватизации имущества;
  • обеспечение безопасности труда и охрана здоровья работников;
  • вопросы организации и оплаты питания;
  • оздоровление работников и членов их семей;
  • порядок контроля за выполнением коллективного договора.

социальные партнеры это

Уровни

Социальное партнерство осуществляется на пяти уровнях. А именно:

  • федеральный - установление основ трудовых отношений в рамках государства;
  • региональный - установление основ трудовых отношений в пределах субъектов РФ;
  • отраслевой - установление основ трудовых отношений в пределах одной или нескольких отраслей;
  • территориальный - установление основ трудовых отношений на муниципальном уровне;
  • организационный - установление основ трудовых отношений в рамках конкретной организации.

Органы партнерства

Органы социального партнерства - это комиссии, которые регулируют социально-трудовые отношения на всех уровнях. В и состав на равных условиях входят представители всех сторон партнерства (то есть, работников, работодателей и государственных органов).

На государственном уровне создана Российская трехсторонняя комиссия, которая действует на постоянной основе. Ее членами являются представители общероссийских объединений профсоюзов и работодателей, а также представители правительства. Деятельность комиссии регулируется соответствующим законом, который был принят в 1999 году.

На региональном уровне создаются трехсторонние комиссии, которые действуют в соответствии с общероссийским законодательством, а также местными нормативно-правовыми актами.

Территориальные комиссии осуществляют свою деятельность в рамках городов ли районов. Помимо общероссийского и регионального законодательства, их деятельность также регулируется положениями, принятыми органами местного самоуправления.

Отраслевые комиссии могут существовать как на общегосударственном, так и на региональном уровне. Их основное предназначение - подготовка и заключение отраслевых соглашений.

социальные партнерства труд

Международный опыт

Информация о том, что такое социальное партнерство, а также практика его ведения пришли из индустриально развитых стран. За границей оно осуществляется в таких формах:

В Австрии, Швеции, Германии, Японии, Нидерландах и Швейцарии получила распространение корпоративистская система. Она подразумевает использование процедур, механизмов и органов (например, комитетов и консультативных советов) на разных уровнях.

В США, Канаде и Великобритании распространена плюралистическая система. Она подразумевает согласование спорных вопросов на общем общественном уровне посредством политического процесса (профсоюзы, партии, парламент). Также поощряется развитие сотрудничества работников и работодателей внутри компаний.

Состояние вопроса в России

В России социальное партнерство является трипартистским (подразумевает три участника - работник, работодатель и государство). Можно сказать, что на данный момент оно находится на стадии развития и пока не функционирует в полной мере. В частности, не проработаны и не запущены механизмы, посредством которых могли бы реализовываться принятые решения. Тем не менее в некоторых отраслях отмечается значительный прогресс. Например, тарифные соглашения в угедобывающей отрасли привели к росту производства и улучшению материального положения рабочих.

По мнению исследователей, для активного развития социального партнерства необходимы разработка и внедрение системы государственной пропаганды. Она может реализовываться посредством социальной рекламы, интернет-сайтов, разъяснительных работ, семинаров, конференций и круглых столов. Важно достичь общей заинтересованности сторон в сотрудничестве.

социальное партнерство в социальной сфере

Заключение

Развитая система социального партнерства является одним из основных признаков стабильного демократического общества. Это является неким мультипликатором уровня социальной, политической, экономической и нравственной зрелости социума. Несмотря на то что в отечественной практике присутствует достаточно внушительная законодательная база в отношении социального партнерства, на деле данная система пока не получила серьезного развития. Это обозначает приоритетные направления работы в области трудового законодательства, которое должно быть направлено на ужесточение санкций за неисполнение обязательств по коллективным договорам и нежелание сторон принимать участие в переговорах по существенным вопросам.

Читайте также: