В основу какой типологии организационной культуры положены четыре группы критериев
Обновлено: 02.07.2024
Понятие организационной и корпоративной культуры
- корпоративная культура тождественна организационной культуре;
- корпоративная культура является частью организационной культуры;
- корпоративная и организационная культуры – самостоятельные феномены.
Рассмотрим основные подходы к определению организационной и корпоративной культуры отечественных и зарубежных авторов (табл. 1).
Таблица 1 – Определения организационной и корпоративной культуры
Организационную культуру можно рассматривать как своеобразную идеологию управления, нацеленную на повышение деловой активности организации. Организационная культура тесно взаимосвязана с деловой этикой, философией бизнеса, организационным поведением.
Составляющими компонентами организационной культуры считают: принятую систему лидерства; методику разрешения конфликтов; действующую систему коммуникации; статус индивида в организации; принятые символы, лозунги, организационные табу, ритуалы и тому подобное
Организационная культура, формируя устойчивые духовные связи и коммуникации внутри организации, создает ее внутренний потенциал нематериальных активов, за счет которого социально-экономическая система сможет выжить в условиях кризиса (например, с помощью командного духа персонала, его преданности организации) и развиваться (за счет высокой квалификации работников, собственных разработок и т.д.). Организационная культура дает возможность переформатировать процессы, структуры организации в соответствии с изменившейся ситуации. Организационная культура относится к внутренней среде фирмы, это ее внутренний ресурс: духовный, интеллектуальный. Таким образом, организационная культура – это внутренний потенциал организации, который обеспечивает самоорганизацию системы.
Типология организационной культуры
В современной научной литературе существует множество подходов к типологии организационной культуры. Ниже представлены наиболее известные из них.
Типология Дж. Зонненфельда
Типология Ф. Тромпенаарса
Ф. Тромпенаарс при разработке собственной классификации организационных культур использовал три ключевых аспекта жизнедеятельности организации: взаимоотношения в целом между работниками и организацией; иерархическая структура власти, которая определяет поведение руководителей и подчиненных; общие представления каждого сотрудника о судьбе организации, ее назначение и цели, а также о своем месте в ней. Ученый предложил следующую типологию:
Типология Т. Дила и А. Кеннеди
Типология К. Камерона и Р. Куинна
Типология К. Камерона и Р. Куинна представляет едва ли не наибольший интерес для практической диагностики и изучения организационной культуры. Исследователи предложили авторский инструмент оценки культуры – методику ОСАI. На основе рамочной конструкции К. Камерон и Р. Куинн выделили четыре типа организационной культуры: иерархическую; рыночную; клановую; адхократическую.
Иерархическая культура – организация рассматривается как формализованное и структурированное место работы, где деятельностью людей руководят процедуры. Организацию объединяют формальные правила и официальная политика. Такой тип культуры преобладает в больших организациях и государственных учреждениях.
Рыночная культура – организация функционирует как рынок с ориентацией на внешнее окружение. Основные цели – конкурентоспособность и производительность, которые достигаются благодаря акцентированию на внешних позициях и контроле.
Клановая культура – организация с таким типом культуры характеризуется общими ценностями и целями, сплоченностью коллектива, соучастием, индивидуальностью. Организация держится вместе благодаря традициям и верности; успех определяется здоровым внутренним климатом и заботой о людях; поощряется командная работа.
Адхократическая культура – организация с данным типом культуры обеспечивает адаптивность, гибкость и творческий подход к решению проблем, для которых характерна неопределенность, двусмысленность или перенасыщение информацией. Здесь люди готовы идти на риск и жертвовать собой; эффективное лидерство заключается в умении предвидеть, новаторстве и ориентации на риск. Важной особенностью является готовность к изменениям и восприятие новых вызовов времени и внешней среды.
Типология Д. Коула
Д. Коул выделил четыре типа организационной культуры: органическая, предпринимательская, бюрократическая, партисипативная.
Органическая культура характеризуется согласием с общей идеей, целями, задачами организации – руководство и коммуникации развиваются органично, без конфликтов. Для данного типа культуры свойственна рационализация производства, узкая специализация, высокий уровень сплоченности. Работники обеспокоены социальными потребностями и приобретают чувство самоидентичности только во взаимодействии с другими людьми. Персонал организации положительно реагирует на инициативы руководства, если оно учитывает социальные потребности подчиненных и, в первую очередь, потребность в общественном признании.
Бюрократическая культура предполагает наличие четко поставленных целей и задач, сильного руководства, регламентированных и понятных правил коммуникации. Сами работники ленивы, пассивны и нуждаются в жестком внешнем контроле. Ключевым побудительным мотивом в первую очередь является экономический интерес, поэтому руководству следует делать все для того, чтобы обеспечить для них максимальный доход.
Партисипативная культура характеризуется общностью ценностных установок, приоритетом общеорганизационных целей, наличием и полной реализацией демократических принципов руководства и коммуникаций. Для такой культуры характерно активное участие всех членов организации в анализе проблем, планировании совместных действий, в оценке и самооценке полученных результатов. Взаимодополняемость членов команды и общность основных ценностных установок обеспечивает полноценное использование индивидуальных навыков и умений. В организациях с таким типом культуры стандартные управленческие подходы зачастую не срабатывают.
Типология М. Бурке
Приведенный перечень типологий организационных культур не является исчерпывающим, что свидетельствует о значительном интересе ученых к данной проблематике, а, значит, о ее важности и необходимости дальнейшего изучения. Конечно, описанные типы организационной культуры практически не встречаются в чистом виде. В реальной жизни они смешаны с доминирующим влиянием одной из них.
С уверенностью также можно утверждать, что не существует даже двух идентичных культур. Каждой конкретной организации присуща собственная уникальная организационная культура с определенным набором элементов и связей между ними. Она меняется как под влиянием внешней среды, так и под действием внутренних факторов, связанных со спонтанными изменениями или сознательными действиями руководства в этом направлении.
Читайте также:
- Петров обязан носить форму потому что он военнослужащий
- Какие органы осуществляют воинский учет граждан рк
- Как выглядит семейное положение в паспорте женатого человека
- Арендатор имеет право определять как и для какой цели используется предмет аренды
- Что такое права человека где проходит граница прав человека обществознание 7