Что такое права человека где проходит граница прав человека обществознание 7

Обновлено: 17.05.2024

В газете вы прочитали, что такой-то начальник-бюрократ нарушил права ветерана. По телевизору увидели и услышали, что в какой-то стране грубо нарушаются права человека. А учитель в школе говорит ученикам, что они не выполняют обязанности ученика, опаздывая на урок. Что такое права, свободы, обязанности гражданина? Прежде всего определимся, что понимать под правами и свободами. Права человека это нормы взаимоотношений между людьми и государством, обеспечивающие человеку возможность действовать по своему усмотрению (эту часть прав обычно называют свободами) или получать определенные блага (это собственно право).

Всегда ли они были присущи человеку? Обратимся к истории.

Каждый народ имел свое представление о правах и свободах. В древних Афинах их имел только свободный житель города, ни рабы, ни варвары (т.е. другие народы) не считались людьми, с ними обращались как с животными. Древние римляне считали раба лишь "говорящей машиной". Чернокожие рабы Северной Америки также были лишены правового статуса "человек". Крепостные крестьяне России вплоть до 1861 года, т.е. до отмены крепостного права, могли жить только по барской воле, находились от него в личной зависимости.

Словом, права и свободы на протяжении длительного времени были привилегией лишь части населения. Прошли века, прежде чем в современном правовом государстве было достигнуто разумное соотношение между правами, свободами человека и его обязанностями, с одной стороны, а с другой — государственными и общественными интересами.

В соответствии со ст. 17 Конституции РФ "основные права и свободы человека неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения". Эти права и свободы иногда называют естественными, так как они даны человеку от рождения независимо от того, записаны они в законе или нет, и не зависят от воли и желания государства. Они как бы определены самой природой человека, без них он не может существовать как полноценная личность. Права и свободы принадлежат каждому жителю России не потому, что они дарованы ему парламентом или президентом, а в силу того, что он родился на свет и живет в России. Основные права, свободы и обязанности неотъемлемы (неотчуждаемы) от личности и, следовательно, нерушимы. Требование нерушимости одинаково обязательно и для государства, и для человека. Провозглашая естественный характер основных прав, свобод и обязанностей, государство тем самым признает независимость и самостоятельность личности, суверенитет в отношениях с ней, обязуется признавать их и оберегать всеми имеющимися средствами.

Основные права и свободы человека и гражданина — это такие объективно сложившиеся в результате развития человечества элементарные, наиболее важные блага и условия безопасного, свободного существования личности в обществе и государстве, которые государство обязано признать, соблюдать и защищать в порядке, установленном Конституцией. Это наиболее важные отношения между человеком, обществом и государством.

Правовое положение людей определяется нормами всех отраслей права, характеризуется совокупностью прав, свобод и обязанностей. Однако их соотношение не одинаково для всех жителей России. Ущемлены интересы каких-то групп людей? Нет! Чтобы было более понятно, давайте рассмотрим с вами понятие гражданства, именно с ним закон связывает соотношение объемов прав, свобод и обязанностей.

Гражданство — это устойчивая правовая связь человека с государством, выражающаяся в совокупности их взаимных прав, обязанностей и ответственности. Граждане Российской Федерации по сравнению с другими лицами, находящимися на территории России, наделены правами в сфере осуществления политической власти. Только они могут избирать и быть избранными в органы государственной власти, занимать определенные должности в государственном аппарате, нести обязанность по защите Отечества и т. д. Российское государство гарантирует защиту и покровительство своим гражданам, находящимся за пределами страны.

Гражданство означает не только формальную принадлежность к государству, но и участие в его делах. Именно для этого гражданин наделяется большим объемом прав, свобод, обязанностей, чем просто житель данной территории.

Теперь можно сделать следующий вывод: права человека принадлежат всем лицам, находящимся на территории России, они не связаны с волей и желанием государства. Права гражданина зависят от государства, производны от принадлежности лица к тому или иному государству.

Основные права и свободы человека и гражданина закреплены в главе 2 Конституции Российской Федерации и во втором разделе Конституции Республики Татарстан. Там нашли отражение важнейшие принципы, определяющие статус личности. К ним относятся:

Принципы правового положения личности в Российской Федерации и Республике Татарстан:

  • Человек, его права и свободы — высшая ценность государства и общества
  • Неотчуждаемость основных прав и свобод и принадлежность их каждому человеку от рождения
  • Уважение прав и свобод других людей
  • Гарантированность всех прав и свобод
  • Непосредственность действия прав и свобод человека и гражданина
  • Юридическое равенство


Основные права, свободы и обязанности являются непосредственно действующими. Непосредственность действия основных прав и свобод означает, что именно они, а не общественные или государственные интересы, должны определять смысл деятельности всех государственных органов, и в первую очередь органов правосудия. Это означает, что если при рассмотрении конкретного дела, связанного с нарушением прав и свобод личности, будет отсутствовать необходимый правовой акт или этот акт противоречит статье Конституции, то суд или другой орган, рассматривающий дело, обязан принять решение, прямо сославшись на конституционную норму; защищающую права личности.

Принцип юридического равенства означает, что все равны перед законом и судом и обладают равными правами независимо от каких-либо социальных, имущественных, региональных и иных условий и обстоятельств (ст. 19 Конституции РФ, ст. 20 Конституции РТ).

Принцип гарантированности прав и свобод означает обеспеченность их реализации и защиты общесоциальными условиями, а также специальными юридическими средствами. Конституция Российской Федерации, Конституция Республики Татарстан закрепляют общие юридические условия, средства и способы обеспечения прав и свобод, которые охраняют граждан от незаконных действий со стороны государственных органов и должностных лиц. Они позволяют людям реализовывать свои права и свободы. Прежде всего — это демократический, правовой и социальный характер российского государства, построение государственного аппарата по принципу разделения властей, реализация принципа свободы экономической деятельности при равенстве всех форм собственности. Кроме того наличие специальных органов, наблюдающих за конституционной законностью и соблюдением прав и свобод, а также деятельность всей судебной системы и других правоохранительных органов.

Права и свободы человека и гражданина условно подразделяются на пять групп.

Основные (конституционные) права и свободы человека и гражданина:

  • Гражданские права и свободы граждан
  • Политические права и свободы
  • Экономические права и свободы
  • Социальные права
  • Культурные права и свободы


Каждая группа прав и свобод охватывает определенную сферу жизнедеятельности человека, отражает многообразие экономических, социальных и культурных отношений, в которые может вступать каждый человек. Конституция Российской Федерации, Конституция Республики Татарстан скорректировали их содержание и объем в соответствии с международными стандартами в области прав человека и изменили их место в системе основных прав и свобод человека и гражданина.

Лучшие адвокаты нашего бюро "Сайфутдинов и партнеры" оказывают юридические услуги на всей территории Республики Татарстан.


Напоминаем, что адвокаты Республики Татарстан проводят бесплатную юридическую консультацию по уголовным, гражданским, семейным, арбитражным, административным делам, жилищным и трудовым спорам каждую пятницу с 9 до 12 часов в нашем офисе по адресу: Набережные Челны, проспект Мира, дом 22, офис 255 (7/02, подъезд 8)

Права и свободы людей на территории Российской Федерации регламентируются Конституцией и международными правовыми нормами. При этом далеко не всем известно, чем конкретно права человека отличаются от прав гражданина. Разница затрагивает достаточно много аспектов. Так, права человека появляются у него просто по факту рождения. Чтобы приобрести права гражданина, требуется иметь российское гражданство.

Что значит права человека

Под этим термином понимают правила, которые обеспечивают защиту достоинства и свободы каждого человека. В своей совокупности они считаются базой правового статуса личности. Конкретное выражение и объем отличаются в зависимости от государства. В международной плоскости существует важный документ, который закрепляет это понятие. Он называется Всеобщей декларацией прав человека ООН.

В государствах, которые являются членами ОБСЕ, вопросы свобод человека, верховенства закона и демократии носят международный характер. Они не относятся к категории исключительно внутренних дел определенного государства.

Возможности человека предопределяются его социальной природой. Он приобретает их по факту своего рождения. Этот вид обладает неотчуждаемым характером. Лишить человека этого невозможно, однако государство может использовать определенные ограничения. Это происходит в случае совершения преступления против других лиц. Этот подход должен обеспечивать равенство перед законом и предотвращать злоупотребления.

Среди прав человека, прежде всего, стоит выделить личные. К ним относят следующее:

  • на жизнь;
  • на признание правосубъектности личности;
  • на неприкосновенность личности;
  • на свободу перемещения и выбор места жительства;
  • на неприкосновенность собственности;
  • на неприкосновенность жилища;
  • на вступление в брак и создание семьи;
  • на владение имуществом;
  • на неприкосновенность переписки;
  • на достоинство личности;
  • на свободу совести и вероисповедания;
  • на гражданство;
  • на убежище.

Что такое права гражданина

  • участвовать в выборах;
  • занимать конкретные государственные должности;
  • заниматься конкретными видами деятельности.

Права гражданина делятся на целый ряд видов. К наиболее важным из них относят следующее:

  1. Политические – к ним относят возможность проведения собраний, объединение, участие в демонстрациях и митингах.
  2. Социальные – в эту группу включают социальное обеспечение по возрасту, бесплатную охрану здоровья, защиту детства и материнства со стороны государства, медицинскую помощь.
  3. Экономические – сюда входят право частной собственности, на индивидуальные или коллективные споры, на свободное использование своего имущества и способностей для ведения предпринимательской и других видов деятельности, которые не запрещены законодательством.
  4. Национально-культурные и духовные – к ним относят равенство вне зависимости от национальности, языка, расы, доступ к культурным ценностям. Также в эту категорию стоит включить свободу совести и вероисповедания.

права граждан

Отличие права от свобод

Разница между этими понятиями затрагивает целый ряд аспектов. Под гражданскими правами принято понимать коллективную волю общества, которая обеспечивается на уровне государства. Права человека нельзя ликвидировать, однако их можно ограничить в судебном порядке. Это делается в исключительных ситуациях.

При этом свободами называют возможность человека осуществлять свой выбор и совершать действия в зависимости от своих целей. При представлении свободы государство подчеркивает свободное и самостоятельное самоопределение людей в разных областях общественной жизни.

выступать у людей

Чем отличаются права человека от прав гражданина

Различия между этими понятиями были впервые зафиксированы в Декларации независимости 1776 года. Права гражданина в большей степени затрагивают взаимодействие человека с государством. При этом статус гражданина устанавливает государственный институт гражданства.

В России отличия рассматриваемых понятий регламентирует Конституция. Согласно этому нормативно-правовому акту, каждый гражданин имеет права человека, но не каждый человек в РФ наделен правами гражданина.

Права человека определяются его социальной природой. Человек получает их с рождения. К тому же они обладают неотчуждаемым характером. В качество примера стоит привести право на жизнь или на достоинство личности.

Права гражданина в РФ базируются на правовой связи лица и государства. При этом термин подразумевает именно граждан РФ. В других странах его суть может быть иной. В качестве примера стоит привести участие в выборах или возможность заниматься конкретными видами деятельности.

Выводы

Рассматриваемые понятия имеют целый ряд отличий, которые закрепляются в Конституции. Они делятся на разные виды – личные, политические, социальные, культурные, экономические. Помимо этого, существуют гарантии свобод людей и граждан. Они заключаются в защите. Это означает, что человек может получать юридическую помощь или считаться невиновным, пока обратное не будет доказано в суде, не свидетельствовать против себя или своих близких.

Актуальность правового просвещения очевидна, ведь жизнь не стоит на месте и даже не шагает, она достаточно быстро меняется, меняются порядки и законы, о которых должно быть известно всем. Необходимо сформировать у детей мировоззрение, основанное на уважении к закону, знании прав человека и умении найти пути решения жизненных проблем.

В курсе обществознания 7 класса у обучающихся формируется первичное представление о правах и обязанностях человека, важности соблюдения законов, отрицательного отношения к противоправным поступкам. В последующие годы – 8, 9, 10, 11 классы – эти знания расширяются и углубляются.

Новизна данного урока заключается в применение на уроке ИКТ технологий, что позволяет детям не только услышать, но и увидеть материал по данной теме, принимать участие в обсуждении темы урока, рассматривать и анализировать ситуации, в которых нарушены права человека или наблюдается неисполнение каких-либо обязанностей.

При переходе от этапа актуализации знаний по теме прошлого урока рекомендуется проведение игровой разминки, которая позволит детям настроиться на тему урока.

Цель работы – повышение правовой грамотности несовершеннолетних.

Задачи:

  • формировать компетенции учащихся для защиты прав, свобод и законных интересов личности и правомерной реализации ее гражданской позиции;
  • способствовать развитию интереса учащихся к вопросам правового образования, определения ими своего отношение к праву как общественной ценности;
  • способствовать воспитанию у учащихся навыков самодисциплины, культуры поведения и чувства ответственности перед обществом и государством. Механизм реализации урока предполагает совершенствование форм и методов работы педагога в целях обеспечения выполнения законодательства по защите прав ребенка, предупреждения детской преступности и правонарушений.

Разработка рассчитана на один учебный урок. Вопросы по правовому просвещению рассматриваются на уроках предмета "Окружающий мир" в начальной школе; правовые проблемы поднимаются в курсе "Обществознание" в основной школе в 6-11классах.

В результате проведения урока учащиеся смогут:

§ получить представление о четырех основных группах прав человека;

§ закрепить знания о своих правах и обязанностях;

§ осознать, что недостаточно только владеть юридической информацией, важно уметь грамотно ею пользоваться.

Данный урок может быть реализован и применен в любом образовательном учреждении при возможности использовании ИКТ.

1. 1. Технологическая карта урока

обеспечение

– Обществознание. 7 класс: рабочая тетрадь для учащихся общеобразоват учреждений / О. А Котова, Т. Е. Лискова. -М. : Просвещение, 2010.

– Обществознание. Поурочные разработки. 7 класс: пособие для учителей общеобразоват. учреждений / Л. Н. Боголюбов; под ред. Л. Ф. Ивановой. -М. : Просвещение,2010.

– Домашек Е. В. Школьный справочник по обществознанию. – Ростов Н/Д. : Феникс, 2010

2. Развивать умения анализировать дополнительную литературу к уроку, делать выводы, уметь их отстаивать, работать по тексту учебника, излагать "сквозные" вопросы темы урока

3. Способствовать воспитанию у учащихся высокого уровня правовой культуры

1. 2. Планируемые образовательные результаты

– определять, почему человеческому обществу нужен порядок;

– каковы способы для установления порядка в обществе;

– понимать разницу между правами и обязанностями;

– понимать какими правами и обязанностями они обладают; как можно защитить свои права;

– в чем смысл справедливости; почему свобода не может быть безграничной.

Получат возможность научиться:

* формулировать собственную точку зрения при рассмотрении различных обстоятельств;

* осуществлять поиск нужной информации, выделять главное.

Умеют:

– вступать в речевое общение;

– работать книгой, презентацией

1. 3. Организационная структура урока

(мин. )

2. Показ презентации, пояснение слайдов

2. Просмотр презентации, записи в тетради

2. Записи в тетради

(приложение 2), заслушивание песен и определение прав или обязанностей, о которых идет речь в песне (приложение 3)

2. Определяют свое эмоциональное состояние на уроке.

Привести примеры нарушения прав человека в современном мире

Подробное описание хода урока

Аннотация к уроку – краткое описание урока ( слайд2)

Данная разработка включает в себя все этапы урока, на каждом из которых происходит определение целей и закрепление.

В курсе обществознания 7 класса у обучающихся формируется первичное представление о правах и обязанностях человека, важности соблюдения законов, отрицательного отношения к противоправным поступкам. В последующие годы – 8, 9, 10, 11 классы – эти знания расширяются и углубляются. (заканчивается 2 слайд)

Формулирование цели урока (слайд 3)

Исходя из темы урока давайте попытаемся определить цель нашего сегодняшнего урока.

Давайте вместе подумаем:

Что мы сегодня на уроке должны вспомнить?

Что нового узнать?

Чему научиться? (Слайд заканчивается)

Ученики отвечают на вопросы, а учитель обобщает. Таки образом сегодня на уроке мы попытаемся сформировать представление о правах и обязанностях человека и их классификации, необходимости соблюдения законов и отрицательного отношения к противоправным поступкам, уважению прав другого человека.

Знакомство с планом урока (слайд 4)

Давайте мы с вами определимся с планом сегодняшнего урока

План урока:

1. Организационный момент

2. Актуализация знаний

3. Изучение новой темы

3. 1. Что такое права.

3. 2. Права человека. (Характеристики).

3. 3. Конституция РФ.

3. 4. Кто и как обеспечивает твои права.

3. 5. Где проходит граница твоих прав.

3. 6. Нет прав без обязанностей.

3. 7. Права человека до 14 лет.

3. 8. Новые возможности после исполнения 14

4. Закрепление изученного материала

5. Домашнее задание (слайд заканчивается)

Перед вами лежат кроссворды и вопросы к ним, пожалуйста, впишите в клеточки нужные термины. (Приложение 1)

Вопросы к кроссворду (слайд 5)

1. Совокупность действий, установленных обычаями и ритуалами.

2. Внешние формы поведения человека, получающие положительную или отрицательную оценку окружающих.

3. Последовательность действий.

4. Закон, или постановление, основание для действий в данных случаях, при известных обстоятельствах.

5. Особые действия, совершаемые специальными людьми в строгой последовательности (заканчивается слайд 5)

Вопросы к кроссворду (слайд 6)

6. Возможность делать что-либо, поступать так, чтобы обеспечить необходимые условия своей жизнедеятельности.

7. Правила или образцы действий, одобряемые обществом.

8. Меры воздействия, наказания, применяемые к нарушителям установленных норм.

9. Система правил поведения, принятая в особых социальных кругах.

(заканчивается слайд 6)

Готовы, теперь давайте проверим, как вы справились с заданием, поменяемся тетрадями друг с другом и сверим ответы – смотрим на ответы и сверяем свои ответы

1. обряд 2. Манеры 3. Привычка 4. Правило 5. Ритуал 6. Право 7. обычаи

8. санкции 9. Этикет (слайд 7 заканчивается)

Молодцы, хорошо усвоили урок.

1. Разминка

Для того чтобы перестроиться на новую тему, проведем небольшую разминку – поиграем. (слайд 8)

Правила игры: Каждый ряд составляет команду. Сидящие на первых партах – капитаны. (учитель раздает карандаши, часть оставляет у себя). – Игра началась! (дети приходят в замешательство), учитель через 30 с. удивляется, что ученики не умеют играть, затем объясняет, что они должны передавать в конец ряда по одному предмету. – Игра началась! (учитель быстро останавливает игру и требует передавать карандаш через левое плечо) – Снова играем (опять останавливает игру, и по своему усмотрению, объявляет победителей).

– Что вам не понравилось в ходе игры? (нечестность)

– Что надо изменить, чтобы игра прошла успешно? Ответы: в игре должны быть правила, они должны быть известны заранее, должны быть четкими, ясными.

– Как вы думаете, почему мы начали урок с игры? Что наша жизнь – игра. И на уроках права мы знакомимся с самыми важными правилами этой игры – законами. Закон регулирует все стороны нашей жизни, а незнание закона может привести к замешательству (которое было у нас в игре). На примере разминки в начале занятия, полагаю, что мне удалось убедить вас в серьезности и значимости наших уроков права.

2. ЭПИГРАФ К УРОКУ (слайд 9)

Урок хотелось бы начать со слов великого русского писателя и поэта Н. А. Некрасова:

«Поэтом можешь ты не быть

Но гражданином быть обязан,

А что такое гражданин?

Что же такое право? Когда оно появилось? (ответы учеников)

Из истории права (слайд 10)

Давным-давно, тысячи лет назад на Земле появились люди. Одновременно с ними появились Главные Вопросы:

Что люди могут делать и чего не могут?

Что они обязаны делать и чего не обязаны?

На что они имеют право и на что не имеют?

Без ясного ответа на эти вопросы жизнь превращалась в сплошной кошмар и неразбериху. И люди взялись за решение этих Главных Вопросов в обычных беседах между собой, с помощью различных религий, путем международных переговоров и, к сожалению, в битвах и войнах, не говоря уже о самых заурядных драках. В конце концов, людям удалось решить Главные вопросы, и на свет появилась Всеобщая декларация прав человека, в которой отразили все права и обязанности человека. (слайд заканчиается)

Что такое права? (слайд 11)

Права – совокупность устанавливаемых и охраняемых государственной властью норм и правил, регулирующих отношения людей в обществе.

Для того чтобы получить права не нужно идти куда-то и регистрироваться, просить чтобы нас наделили правами, потому что каждый человек, появившись на свет, уже обладает правами, равным правам другого человека. (слайд заканчивается)

Эти слова можно подтвердить Законом.

Родился ты уже человек (слайд 12)

Получается, что с самого рождения человек получает права, которые не могут быть никем нарушены

Родился ты уже человек (слайд 13)

Ткачиха, повариха, сватья баба Бабариха пишут письмо царю:

«Родила царица в ночь

Не то сына, не то дочь;

Не мышонка, ни лягушку,

Повариха и ткачиха, подменив грамоту, решили извести царицу и сына-наследника.

«Царь велит своим боярам,

Времени, не тратя даром,

И царицу и приплод

Правомерно ли они поступили? Почему? (ответы учащихся, слайд заканчивается)

Конечно нет, здесь нарушено неотъемлемое право человека на жизнь, кроме того тайна переписки, что недопустимо, никто и никогда не может отнять жизнь у другого человека.

Права и свободы человека и гражданина (слайд 14)

Назовите известные вам права и свободы человека и гражданина (заканчивается слайд)

– на жизнь, -слова, печати, мирных собраний и др.

– на свободу передвижения

– на честь и достоинство

– собственность и др.

Права человека (слайд 15)

Все права человека можно разделить на 4 группы, давайте познакомимся с этими группами и с тем какие права относятся к то или иной.

• достоинство и др.

• возможность участия граждан в политической жизни страны

3. Культурные:

• участие в культурной жизни страны

• доступ к культурным ценностям

• свободу творчества и др.

4. Социально-экономические:

• достойный уровень жизни

• наследовать имущество (заканчивается слайд 15)

Характеристика прав человека (слайд 16)

Права человека обладают определенными характеристиками, давайте в кратце рассмотрим их.

1. Всеобщий характер – Все люди рождаются свободными и равными в своем достоинстве и в правах.

2. Неотчуждаемый характер – Они принадлежат всем людям, права человека не нужно покупать, зарабатывать или наследовать.

3. Недилимый характер – Каждый человек обладает всей совокупностью прав. (слайд заканчивается)

Таким образом, мы свами выяснили, что права принадлежат всем людям, их нельзя купить, продать, отобрать и разделить.

Конституция (слайд 17, 18)

В нашей стране права и обязанности граждан закреплены в основном законе – Конституции РФ, которая была принята 12 декабря 1993 года всенародным голосованием – это красный день календаря. (слайд заканчивается)

Кто и как обеспечивает твои права (слайд 19)

Государство, не только признаёт права и свободы человека на словах, но и обязуется:

• соблюдать их на своей территории;

• принимать законы, гарантирующие каждому его права;

• обеспечить в случае их нарушения возможность судебной защиты,

• право обращаться в соответствии с межгосударственными договорами в международные органы по защите прав и свобод человека,

• право прибегать к помощи уполномоченного по правам человека. (слайд заканчивается)

Какие права героев нарушены? (слайд 20)

Можно сказать, что права человека – это понятие, которое характеризует меру свободы человека, его определённую независимость, самостоятельность человека по отношению к государству, его возможность делать, осуществлять что-либо в экономической, социальной, политической и духовной сферах.

Закрепление прав необходимо для того, чтобы помочь человеку осознать свои возможности. Благодаря этому права обретают границы дозволенного.

Рассмотрим в качестве примера некоторые гарантии права на образование.

Допустим, Ваша семья переезжает в другой район, город или область. Вы продолжаете своё обучение в новой школе по тем же предметам, которые изучали раньше, потому что государством определены предметы, обязательные для изучения во всех школах.

Согласно Конституции Российской Федерации Вы имеете право получить бесплатно основное общее и среднее профессиональное образование в государственных и муниципальных образовательных учреждениях. Основное общее образование обязательно. Родители обязаны обеспечить детям получение основного общего образования. После окончания школы на конкурсной основе (успешно сдав вступительные экзамены) вы можете получить бесплатно первое высшее профессиональное образование в государственном образовательном учреждении.

Граница твоих прав проходит там где (слайд 21)

Граница твоих прав проходит там, где нарушаются права другого человека, т. е.

твои права = правам другого. Нужно уважать права другого человека, и тогда твои права тоже будут уважать, для этого нужно обладать умением внимательно слушать и всегда сохранять человеческое достоинство. (слайд заканчивается)

Итак, конфликт возник из-за того, что дети не хотели считаться с правами друг друга (подумайте, чьи права были нарушены в данной ситуации, какие права). Можно ли было избежать этой ссоры?

Нет прав без обязанностей. Каждому праву соответствует определенная обязанность, давайте рассмотрим самые важные из них

Граждане Российской Федерации обязаны (слайд 22)

1. соблюдать конституцию и другие законы РФ

2. Забота о детях, их воспитание –обязанность родителей

3. платить законно установленные налоги и сборы

4. защищать Отечество

5. Основное общее образование бесплатно

6. беречь памятники истории и культуры

7. Трудоспособные дети, достигшие 18 лет, должны заботиться о нетрудоспособных родителях

8. бережно относиться к природным богатствам (этими словами слайд заканчивается)

Вы должны не только знать свои права, но и уметь ими пользоваться. Это поможет в решении конкретных жизненных ситуаций.

А знаете ли вы, что уже сейчас имеете право?:

До 14 лет ты уже имеешь право (слайд 23)

• давать согласие на изменение своего имени и фамилии;

• выражать своё мнение, с кем из родителей (в случае расторжения их брака) вы хотели бы проживать, а также при решении в семье любого вопроса, затрагивающего ваши интересы;

• быть заслушанным в ходе любого судебного или административного разбирательства? (слайд заканчивается)

Когда вам исполнится 14 лет, вы приобретёте новые возможность (слайд 24)

• выбирать своё место жительства (с согласия родителей);

• совершать любые сделки и самостоятельно распоряжаться своим заработком, стипендией, иными доходами;

• вносить вклады в кредитные учреждения и распоряжаться ими;

• поступать на работу (на лёгкий труд не более 4 часов в день) с согласия одного из родителей;

• обучаться вождению мотоцикла и управлять велосипедом при движении по дороге. (слайд заканчиваеся)

В то же время 14-летний подросток подлежит уголовной ответственности за некоторые преступления (убийство, разбой, кража, вымогательство и др. ) и имущественной ответственности по заключённым сделкам, а также за причинение имущественного вреда.

РЕФЛЕКСИЯ

2. Прослушаем хорошо известные вам фонограммы песен и тоже узнаем о каких правах в них идет речь. (приложение 3)

3. Индивидуальные задания – игра в крестики– нолики, вопросы требующие простые ответы да, нет. (приложение 4)

Итак, мы познакомились с основными правами и обязанностями гражданина, рассмотрели документы, закрепляющие права и обязанности, определили роль и функции государства.

Ну и в завершении нашего урока (СЛАЙД 25) давайте попытаемся выступить в качестве законодателей. Обведите вашу ладошку и напишите те права которых у вас нет но вы хотели бы получить. (слайд заканчивается)

Список литературы (слайд 26)

ЗАДАНИЕ НА ДОМ

Данная работа поможет детям в увлекательной и интересной форме познакомиться с конституционными правами и обязанностями. Вторая часть урока направлена на закрепление полученных знаний при прослушивании отрывков песен и просмотром иллюстраций из сказок с целью выявления содержащихся в них нарушений прав человека, что помогает детям лучше усвоить материал по теме.

Работа может иметь продолжение и может быть использована любым педагогом при проведении урока по данной теме.

Вот так, шаг за шагом, дети могут знакомиться со своими правами и обязанностями и понять, что если ребенок несовершеннолетний – это не значит, что он безнаказан.

Литература

1. Обществознание. 7 класс: учеб. Для общеобразовательных учреждений / Л. Н. Боголюбов и др. / под ред. Л. Н. Боголюбова, Л. Ф. Ивановой. – М. : Просвещение, 2010.

2. Обществознание. 7 класс: рабочая тетрадь для учащихся общеобразоват учреждений / О. А Котова, Т. Е. Лискова. -М. : Просвещение, 2010.

3. Обществознание. Поурочные разработки. 7 класс: пособие для учителей общеобразоват. учреждений / Л. Н. Боголюбов; под ред. Л. Ф. Ивановой. -М. : Просвещение,2010.

5. Домашек Е. В. Школьный справочник по обществознанию. – Ростов Н/Д. : Феникс, 2010

menu

Права человека – это то, чем, согласно нормам морали, наделен каждый живущий в мире просто в силу того, что он - человек. Добиваясь реализации наших прав, мы обращаемся, как правило, к собственному правительству с позиций морали: так поступать нельзя, потому что это – вторжение в сферу моей морали и оскорбление моего личного достоинства. Никто, ни человек, ни правительство, никогда не может отобрать у нас наших прав человека.

Откуда они взялись?

Они возникли потому, что человек помимо физической, имеет также моральную и духовную сущность. Права человека нужны для того, чтобы защитить и сохранить человеческую сущность каждого, чтобы обеспечить каждому человеку достойную жизнь – жизнь, которую человек заслуживает.

Прежде всего потому, что человеческая сущность включает и нравственную составляющую. Большинство людей, если им указать на то, что они ущемляют чье-то личное достоинство, постараются этого не делать. Как правило, люди не хотят причинять зла другим. Однако теперь помимо моральных санкций собственной или чужой совести в большинстве стран мира существуют законы, которые обязывают правительства уважать основные права своих граждан, даже если им этого, может быть, и не хочется.

Кто обладает правами человека?

Абсолютно все. Преступники, главы государств, дети, мужчины, женщины, африканцы, американцы, европейцы, беженцы, лица без гражданства, безработные, работающие, банкиры, лица, обвиняемые в совершении террористических актов, работники благотворительных учреждений, учителя, танцоры балета, астронавты.

Даже преступники и главы государств?

Абсолютно все. Преступники и главы государств - тоже люди. Сила прав человека заключается в том, что они признают всех равными с точки зрения обладания человеческим достоинства. Кто-то порой может нарушить чьи-либо права или стать угрозой для общества, и поэтому может возникнуть необходимость тем или иным образом ограничить права таких людей, чтобы защитить права других, но только в определенных пределах. Эти пределы определяются как минимум, необходимый для сохранения человеческого достоинства.

Почему некоторым группам требуются особые права человека? Означает ли это, что у них больше прав, чем у других людей?

Нет, не означает, но некоторые группы, такие как цыгане-рома в Европе, далиты и определенные касты в Индии так долго подвергались дискриминации в том или ином обществе, что потребовались специальные меры, чтобы обеспечить им равный с другими людьми стандарт прав человека. Было бы смешно полагать, что после долгих лет укоренившейся дискриминации и стереотипов, откровенной ненависти и социальных барьеров будет достаточно просто предоставить им общеприменимые права, полагая, что этого будет достаточно для соблюдения равенства.

Почему речь идет о правах людей, а не об их ответственности?

Кто следит за соблюдением прав человека?

Все мы должны за этим следить. Существуют законы, как национальные, так и международные, которые ограничивают свободу действий правительств в отношении своих граждан, но если никто им не укажет на то, что своими действиями они нарушают международные нормы, правительства могут безнаказанно продолжать нарушения. Каждый из нас, как личность, должен в повседневной жизни не только уважать права других, но и внимательно следить за действиями наших и не наших правительств. Системы защиты прав существуют для того, чтобы все мы могли ими воспользоваться.

Как я могу защитить свои права?

Как мне обратиться в Европейский Суд?

Европейская Конвенция о защите прав человека и основных свобод определяет процедуры рассмотрения индивидуальных жалоб. Однако принятие дел к рассмотрению регламентируется строгими требованиями. Например, до подачи дела в Европейский суд вы должны подтвердить, что ваша жалоба уже подавалась в национальные суды вашей страны (вплоть до самой высшей инстанции!). Если вы хотите попытаться, и полагаете, что ваша жалоба отвечает установленным требованиям, ее можно представить на официальном бланке, который можно получить в Секретариате. Однако вам настоятельно рекомендуется обратиться за советом к юристу или неправительственным организациям, действующим в этой области, и убедиться, действительно ли у вас есть реальный шанс на успех. Имейте в виду, что вынесению окончательного решения может предшествовать длительный и сложный процесс.

У кого мне требовать соблюдения моих прав?

Соблюдения почти всех основных прав человека, перечисленных в международных соглашениях, вы должны требовать от правительства вашей страны, или от официальных должностных лиц государства. Права человека защищают ваши интересы от посягательств государства, поэтому вы должны требовать их соблюдения от государства или от его представителей. Если вы считаете, что ваши права нарушаются, например, вашим работодателем или соседом, вы не можете напрямую ссылаться на международные законы о правах человека, за исключением тех случаев, когда правительство вашей страны было обязано принять меры, чтобы не допустить таких действий работодателей или соседей.

А лежит ли на ком-нибудь обязанность защищать мои права?

Да. Право не имеет смысла, если на кого-то не возложена соответствующая ответственность и обязанность. Моральная обязанность не посягать на ваше личное достоинство возложена на каждого человека, но правительство вашей страны, подписав международные соглашения, несет не только моральную, но и юридическую ответственность.

Права человека – это проблема только недемократических стран?

Даже сегодня в мире нет такой страны, где бы полностью были соблюдены все права человека. В одних странах нарушения могут происходить чаще, чем в других, затрагивать бóльшую или меньшую часть населения, но всякое, даже единичное нарушение представляет проблему, которая не должна возникать и которой надо заниматься. Человеку, чьи права были нарушены в стране с устоявшейся демократией, вряд ли будет легче от того, что в целом в его стране положение с соблюдением прав человека лучше, чем в других странах мира.

Добились ли мы прогресса в борьбе с нарушениями прав человека?

Большого прогресса - даже если порой он и кажется каплей в море. Вспомните об уничтожении рабства, о предоставлении женщинам права голоса, о странах, которые отменили смертную казнь, об освобождении узников совести в результате международного нажима, о крахе режима апартеида в Южной Африке, о делах, рассмотренных в Европейском суде и законах, измененных в результате этого. Задумайтесь над тем, что постепенное развитие культуры международного общения означает, что даже наиболее авторитарным режимам приходится сегодня считаться с правами человека, если они хотят быть принятыми на международной арене. Положительных результатов было достигнуто много, особенно за последние 50 лет, но гораздо больше еще предстоит сделать.

Читайте также: