В основу какой технологии положен принцип деления дисциплины на модули зет

Обновлено: 12.06.2024

Дистанционное Обучение - это заочное обучение на расстоянии с использованием учебников и тестирования знаний через компьютерную сеть Интернет. Каталог решений, разработчиков, интеграторов и проектов Систем дистанционного обучения (Learning Management System) доступен по этому адресу.

Содержание

По Закону РФ "Об образовании" обучение можно проводить в трех формах:

  1. очная форма,
  2. вечерняя форма,
  3. заочная форма.

Заочная форма обучения

Заочная форма обучения достаточно эффективно работала у нас в стране с использованием бумажных учебников и пособий и очной сдачей зачетов и экзаменов. Заочное образование

  1. Послевузовское образование
  2. Повышение квалификации
  3. Корпоративное обучение

Типология онлайн-образования

Онлайн-образование является сравнительно молодой отраслью, взрывной рост которой начался в 2011-2012 годах. Уже сейчас существуют десятки различных способов типологизировать онлайн-образование. Основным типом онлайн-образования являются так называемые MOOCS – массовые открытые онлайн-курсы с интерактивным участием, предназначенные для неограниченного количества слушателей. Также можно выделить следующие критерии типологизации игроков в области онлайн-образования:

  • По стоимости: бесплатные, платные и freemium. В рамках последней модели сам процесс обучения является бесплатным, а сдача экзамена или получение сертификата о пройденном курсе – платной услугой.
  • По времени: fixed time и open schedule. В рамках первой модели курс доступен только в определенный период времени (час, день, неделя, месяц), во втором случае курс доступен всегда.
  • По авторству курсов: пользовательские курсы и профессиональные. В рамках пользовательских курсов размещается информация от пользователей (обычно в форме видеороликов). Профессиональная модель предполагает, что весь процесс создания курса, включая видеосъемку, компания берет на себя.
  • По количеству слушателей: без ограничения и с ограничением (обычно, не более 50 слушателей).
  • По процессу обучения: курсы без сопровождения и курсы с сопровождением. В рамках первой модели предлагаются только односторонняя передача информации, вторая модель подразумевает общение преподавателя со студентами, в т.ч. проверку полученных знаний.

Дистанционное образование

Дистанционное образование — образование, которое полностью или частично осуществляется с помощью компьютеров и телекоммуникационных технологий и средств. Субъект дистанционного образования удалён от педагога, и/или учебных средств, и/или образовательных ресурсов.

Дистанционное образование осуществляется с преобладанием в учебном процессе дистанционных образовательных технологий, форм, методов и средств обучения, а также с использованием информации и образовательных массивов сети Интернет.

Популярной технологией является пересылка учащимся образовательных контентов (электронных и бумажных учебников, лекционных видео-курсов, видео-семинаров и др.) посредством системы "университетский телепорт - спутник - спутниковая антенна студента - телевизор". Данная технология интерактивна: в режиме реального времени учащиеся проходят тестирование знаний, консультируются с педагогами и т.д.

Дистанционное обучение информатике

Подготовка студентов, учителей и преподавателей к ЕГЭ по информатике может проводиться дистанционно с помощью Интернет и базовых учебных пособий по информатике и ИКТ.

Дистанционное обучение как и всякое другое заочное обучение проводится с использованием учебников и учебных пособий, а также сдачей зачетов и экзаменов и курсовых проектов и работ.

Дистанционно подготовка к ЕГЭ может проводиться не только по информатике и ИКТ, но и по другим школьным общеобразовательным предметам. Например - обществознанию.

Подготовка к ЕГЭ студентов,преподавателей и учителей информатики начинается с подтверждения ими знания учебников информатики и стандартов ЕГЭ.

Завершение подготовки к ЕГЭ - выполнение курсовых проектов и работ по информатике и ИКТ в компьютерной сети Интернет.

Технологии дистанционного обучения

Технологии Дистанционного обучения — информационные технология, обеспечивающих доставку обучаемым основного объема изучаемого материала, интерактивное взаимодействие обучаемых и преподавателей в процессе обучения, предоставление обучаемым возможности самостоятельной работы по освоению изучаемого материала, а также в процессе обучения.

Типы дистанционного образования

Количество возможностей дистанционного образования в России стремительно растет. Многие учебные заведения активно разрабатывают дистанционные курсы всех видов: от школьного экстерната до высшего образования и МВА.

Сегодня посредством дистанционного образования можно:

  • получить высшее образование;
  • пройти обучение в магистратуре;
  • пройти обучение в аспирантуре;
  • получить второе высшее образование;
  • выучить дистанционно иностранный язык;
  • пройти курс обучения по программам МВА;
  • поучаствовать в Интернет-тренингах;
  • повысить квалификацию на профессиональных курсах;
  • получить школьное и среднее образование.

Преимущества и недостатки дистанционного образования

  • Дистанционное образование незаменимо для удалённых городов, где другие возможность получить желаемое образование зачастую вообще отсутствует.
  • Для обучения не нужно покидать свои дом, семью, друзей, работу, а также нести денежные расходы на дорогу и проживание.
  • Дистанционное образование ведется по индивидуальным учебным планам, благодаря чему обучающийся может задавать вопросы о тех аспектах курса, дисциплины, которые ему интересны.
  • У студента развиваются навыки самостоятельного поиска необходимой информации, а также привычка работать и принимать решения самостоятельно.
  • Дистанционное обучение помогает обойти психологические барьеры, связанные с коммуникативными качествами человека, такими как стеснительность и страх публичных выступлений.
  • Дистанционное обучение мобильно, а значит, студент имеет доступ к актуальным материалам, становится профессионалом, который может на практике применять полученные знания.

Кому подходит дистанционное образование?

  • Тому, кто занят на работе или дома и не имеет возможности посещать занятия и слушать часовые лекции;
  • Тому, кто стремится повысить свою квалификацию, раскрыть таланты и получить новые знания без отрыва от продвижения по карьерной лестнице;
  • Тому, кто любит выбирать (у каждого студента всегда есть выбор: общаться с преподавателями лично, по телефону или посредством Интернета).
  • Тому, кто любит получать от жизни все и никогда не упускает возможности расширить профессиональные связи и кругозор, ведь благодаря дистанционному образованию, можно обучаться на нескольких курсах одновременно.

Насколько эффективно и востребованно дистанционное образование?

Ответ на вопрос о том, насколько котируются на российском рынке труда специалисты, получившие дистанционное образование, очевиден. Всем известно, работодатели ценят опытных специалистов – практиков, которые не прерывают свой трудовой стаж на учебу, а образовываются в свободное от работы время.

Дистанционное обучение позволяет получить высшее образование параллельно с работой, расширяет возможности россиян в обучении за рубежом, получении ученых степеней, признанных международным образовательным сообществом. Ну а какой специалист наиболее востребован на современном рынке труда: практик, получивший образование в форме дистанционного обучения в престижном учебном заведении, или теоретик, окончивший очное отделение неизвестного местного вуза, - каждый решает сам.

Сколько стоит дистанционное образование?

Стоит заметить, что программы дистанционного образования гораздо дешевле, чем аналогичные образовательные курсы, проводимые по традиционной системе. Учебные заведения экономят на арендной плате, электроэнергии и дорогостоящей технике, ведь для обучения не требуются отдельные помещения и компьютеры. Кроме того большую часть времени обучающиеся занимаются самостоятельно, а значит, преподаватели могут одновременно обучать большое число учеников, благодаря чему цена на дистанционное образование остается доступной.

Где получить дистанционное образование?

Лидирующую позицию по соотношению стоимости обучения, количеству специальностей и срокам обучения, занимают сразу 2 участника:

Современные Интернет-технологии

Современные Интернет-технологии дистанционного обучения строится на базе следующих средств:

  1. веб-сервера
  2. веб-страницы и сайты;
  3. электронная почта;
  4. форумы и блоги;
  5. чат и ICQ;
  6. теле- и видеоконференции;
  7. виртуальные классные комнаты;
  8. вики-энциклопедии;

Технологии видеоконференсвязи

От мобильного телефона до сети Итернет, мир строится на самых современных технологиях. Благодаря широкополосным и цифровым сетям связи, сегодня видеоконференцсвязь дает возможность использовать атмосферу реального присутсвия в помещении, которая позволяет преподавателямнести новые знания, читать вводные лекции, проводить консультации в режиме реального времен.

Использование технологии видеоконференцсвязи дает ключ к эффективному дистанционному образованию. Посредством видеоконференцсвязи преподаватель может знакомить студентов и новыми компьютерными технологиями, обращая внимания на реакции программ и учащихся.

Проведение занятий в режиме он-лайн со студентами в сети Интернет - лекции, семинары, коллоквиумы и сдачу зачетов и экзаменов для группы или для каждого ученика персонально, загружая в сеть учебные материалы, вопросники и экзамены.

Максимальное приближение ощущения присутствия преподавателя и учеников в одной аудитории с использованием технологии высокой четкости High Definition (HD). Управление всеми устройствами в аудитории от проектора до климатической системы нажатием пальца на интерактивном экране.

Опыт Дистанционного обучения

Заочная форма обучения достаточно эффективно работала у нас в стране с использованием бумажных учебников и пособий и очной сдачей зачетов и экзаменов.

Прием экзаменов вполне можно проводить с помощью видеоконференцсвязи, а прием зачетов - с помощью тестирования знаний через Интернет.

Российский опыт дистанционного обучения с использованием бумажных учебников в СГУ показывает, что заочная форма может обеспечить обучение десятков тысяч человек.

Обучение проводится самостоятельно по бумажным учебникам, а контроль знаний на очных сессиях либо через Интернет опросами по разделам учебников - ОЧЕНЬ ЭФФЕКТИВНО.

Практически все 100% студентов и школьников при использовании бумажных учебников и тестирования знаний через Интернет получали исключительно оценки "ХОРОШО" и "ОТЛИЧНО".

Примеры курсовых Интернет-проектов

Курсовые Интернет-проекты - это интерактивные информационные сайты с выполнением курсовых работ и заданий по решению задач по информатике, работе с офисными пакетами и созданию личных либо школьных сайтов.

Курсовые работы и курсовые проекты учителей информатики и студентов ИТО МПГУ:

Недостатки программированного обучения

Самым большим провалом являются результаты ЕГЭ в школах РФ для организации единых экзаменов, где более 90% выпускников школ получают двойки или оказываются не аттестованными на выходе из школ.

Также неудачными оказывались все попытки применения программированного обучения во всех проектах дистанционного и автоматизированного обучения во всех странах мира.

Современные технологии обучения

Современная технология обучения, по мнению Талызиной Н.В., представляет собой наиболее рациональные способы организации образовательного процесса, те, при которых цель обучения достигается за минимум времени, сил и средств. При этом образовательный процесс рассматривается комплексно.

Признаки современной технологии обучения

К признакам современной технологии обучения относится:

  • проектирование образовательного процесса и организация образовательного процесса с применением этого проекта;
  • комплексный подход к средствам обучения – задействование и дидактических, и технических, в том числе компьютерных;
  • система взаимодействия между учителем и учеником;
  • наличие нормальных условий для проявления и развития личностных компетенций учеников.

Структура современной технологии обучения

Структура современной технологии представлена:

  • целью;
  • научными теориями, которые выступают в качестве опоры;
  • системой взаимодействия между учителем и учениками;
  • критериями оценки результатов;
  • результатами;
  • ограничениями.

Сущность современной технологии обучения

Сущность современной технологии обучения – это то, что:

  • технология обучения опирается на какую-то педагогическую идею;
  • технология обучения и все в ней – процессы, коммуникации и т.д., выстраивается с учетом цели и имеет конкретный, а не образный итог;
  • технология обучения предполагает планирование и реализацию этого плана по пунктам;
  • технология обучения имеет систему взаимодействия между учителем и учениками, опирающуюся на использование общения в общем и диалога в частности, а также принципах оптимального соотношения человеческого потенциала и возможностей оборудования, дифференциации и индивидуализации;
  • технология обучения включает в себя диагностику с критериями и инструментарием.

Цель современной технологии обучения

Образовательные компетенции учеников

Образовательные компетенции учеников можно разделить на три группы:

  1. Основные компетенции – компетенции, которые относятся к общему образованию.
  2. Общепредметные компетенции – компетенции, которые относятся к нескольким предметам.
  3. Предметные компетенции – компетенции, которые относятся к одному-двум предметам.

В свою очередь, в основных компетенциях учеников выделяется:

  1. Ценностная компетенция.
  2. Познавательно-учебная компетенция.
  3. Социокультурная компетенция.
  4. Коммуникативная компетенция.
  5. Информационная компетенция.
  6. Здоровьесберегающая компетенция.

Самые популярные современные технологии обучения

Самыми популярными современными технологиями обучения являются:

  1. Технология развивающего обучения.
  2. Технология модульного обучения.
  3. Технология дифференцированного обучения.
  4. Технология проблемного обучения.
  5. Технология проектного обучения.
  6. Технология разноуровневого обучения.
  7. Технология дистанционного обучения.
  8. Интерактивные технологии обучения.

Технология развивающего обучения

Технология развивающего обучения опирается на идею о том, что для того чтобы ускорить развитие ребенка, необходимо повысить качество образовательного процесса.

В рамках этой технологии был использован новый принцип – принцип обучения на повышенном уровне трудности. Его суть не в увеличении нагрузки, а в проявлении и развитии духовного потенциала. А также в том, что при отсутствии трудностей нет желания что-то делать.

В технологии развивающего обучения применяются и другие принципы, например, принцип стимуляции рефлексии – осознания и осмысления способов учебной деятельности.

Несмотря на то, что технология развивающего обучения пользуется популярностью в нашей стране, она подходит не всегда, так как ученики с врожденными или приобретенными отклонениями не могут сохранять работоспособность наравне со всеми остальными учениками при обучении на повышенном уровне трудности.

Технология модульного обучения

Технология модульного обучения опирается на то, чтобы ученик мог получать информацию из модуля – системы, в которой есть как само содержание, так и варианты усвоения дисциплины (самостоятельно или с помощью учителя).

Модули бывают трех видов:

  1. Познавательные модули – модули, которые актуальны при изучении основ науки.
  2. Операционные модули – модули, которые актуальны для прививания навыка учебной деятельности.
  3. Смешанные модули – модули, которые сочетают в себе часть познавательных модулей и часть операционных модулей.

Особенностью технологии модульного обучения является то, что она ориентирована на самостоятельную работу. Но не менее важен и контроль, так как он позволяет проверить готовность к новому модулю.

А ее несомненным плюсом – то, что она подходит для любого образовательного процесса, вне зависимости от его организации.

Технология дифференцированного обучения

Одна группа является подвижной, а другая относительно неподвижной в отношении предмета, который изучается или на вариативном (имеет творческий характер, но не ниже базового) или на базовом (устанавливается госстандартами) уровне соответственно.

Технология дифференцированного обучения может быть воплощена в одной из следующих форм:

  1. Технология дифференцированного обучения на основе исследования динамических характеристик личности и основных компетенций, деления школьников на группы с самого начала.
  2. Технология дифференцированного обучения на основе принятия решения самими обучающимися, деления школьников на группы в средних (с 5 по 8) классах.
  3. Технология дифференцированного обучения на основе рекомендаций учителей и родителей, а также экспертов, деления школьников на группы в старших (с 9 по 11) классах.

Технология проблемного обучения

Технология проблемного обучения опирается на то, чтобы ученик под руководством учителя решал проблемы учебной деятельности и, тем самым, проявлял и развивал личностные и образовательные компетенции.

Проблема учебной деятельности имеет место, если:

Технология проектного обучения

Технология проектного обучения является вариацией идеи о продуктивном обучении – идеи о том, что результат образовательного процесса должен быть не коллективным, а индивидуальным, и опирается на то, чтобы отказаться от госстандартов и заменить их практикой.

Эта технология не получила распространения из-за того, что у учеников хоть и формировалось умение использовать теорию на практике, у них не было последовательности и структуры в обучении.

Технология дистанционного обучения

Технология дистанционного обучения опирается на то, чтобы получать образование без систематических личных визитов в учебное заведение, через Интернет.

В нашей стране она есть практически во всех учебных заведениях высшего профессионального образования (ВУЗах). Также применяется на курсах по повышению квалификации и переподготовке и, в последнее время, для обучения инвалидов – людей с заболеваниями опорно-двигательного аппарата, проблемами со зрением и слухом.

Интерактивные технологии обучения

Интерактивная технология обучения опирается на взаимодействие, общение и диалог. Она включает в себя такие методы, как:


Модели организации образовательного процесса с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий для преподавателей СПО.

Содержимое разработки

Модели организации образовательного процесса с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий

Выделяют две основные задачи обучения с применением ДОТ.

Повышение качества обучения достигается с помощью:

внедрения инновационных образовательных технологий;

интеграции различного рода информации;

предоставления педагогу возможности творческого подхода к созданию системы преподавания своего предмета, автоматизации образовательного процесса.

Индивидуализация образовательного процесса подразумевает:

обучение студентов по индивидуальному графику в соответствии с их индивидуальными образовательными возможностями и занятостью;

формирование навыков самостоятельной деятельности и творческого подхода к процессу обучения.

Основу образовательного процесса с применением ДОТ составляет целенаправленная и контролируемая интенсивная самостоятельная работа обучаемого, который может учиться в удобном для себя месте, имея при себе комплект специальных средств обучения и согласованную возможность контакта с преподавателем по телефону, электронной почте, с помощью систем вебинаров на различных информационно-коммуникационных платформах.

Модели организации образовательного процесса с использованием цифрового образовательного контента

Модель 1. Традиционное обучение с применением элементов цифровых учебных материалов как дополнительного материала

Модель 2. Смешанное обучение с использованием цифровых учебных материалов

Модель 3. Онлайн-обучение на основе цифровых учебных материалов

Тип контента: ЭУМК, программно-учебные модули, виртуальные практикумы

Тип контента: ЭУМК, программно-учебные модули, виртуальные практикумы

Тип контента: онлайн-курсы

До 30 % времени при освоении дисциплины отводится на работу с цифровыми учебными материалами, предполагаются онлайн-консультации, промежуточный и итоговый контроль (кроме итоговой аттестации) с использованием контрольно-оценочных средств с автоматизированным оцениванием. Происходит интенсификация самостоятельной работы студента за счет привлечения цифрового образовательного контента

До 70–80 % времени при освоении дисциплины занимает изучение теории с применением цифровых учебных материалов, промежуточный и итоговый контроль (возможна итоговая аттестация) с использованием контрольно-оценочных средств с автоматизированным оцениванием, проведение регулярных онлайн-мероприятий. Цифровой образовательный контент становится одним из основных источников получения знаний, наряду с преподавателем и учебной литературой. Сокращение аудиторной учебной нагрузки на 30–50 %

90–100 % времени при освоении дисциплины отводится на изучение теории с применением цифровых учебных материалов, промежуточный и итоговый контроль (в том числе итоговая аттестация) с использованием контрольно-оценочных средств с автоматизированным оцениванием, проведение регулярных онлайн-мероприятий. Основным источником получения знаний становится цифровой образовательный контент. Преподаватель выполняет роль куратора (тьютора). Сокращение аудиторной учебной нагрузки на 90–100 %. Основная форма учебной работы — самостоятельная работа студента

Модель 1. Традиционное обучение с применением элементов цифровых учебных материалов как дополнительного материала

Первая модель не затрагивает традиционной структуры учебного процесса, все виды занятий, формы текущей и промежуточной аттестации реализуются в традиционном формате, в соответствии с формой обучения.

Цифровой образовательный контент (ЭУМК, программно-учебные модули, виртуальные практикумы, онлайн-курсы) используется как дополнительный учебно-методический материал, привлекательный за счет мультимедийности, компактности и информационной насыщенности.

Возможно использование цифрового образовательного контента:

как дополнительного материала по дисциплине, обеспечивающего углубленное изучение предмета;

как основы для построения индивидуальных образовательных траекторий обучающихся разного уровня;

как обязательного ресурса, обеспечивающего часть самостоятельной работы студента.

Цифровой образовательный контент выбирается преподавателем с учетом задач, которые он может решить в дисциплине. Алгоритм использования проектируется на уровне рабочей программы дисциплины, а при необходимости и на уровне электронного учебного курса, поддерживающего дисциплину на Платформе.

Преподаватель в данной модели управляет учебной деятельностью студентов через рекомендации в отношении разделов и тем, времени прохождения материалов.

Также цифровой образовательный контент может стать базой для аудиторной работы студентов, осуществляемой с использованием активных методов обучения (например, послужить основой дискуссий и обсуждения альтернативных точек зрения, для разбора кейсов и с собственными выводами и решениями).

Модель 2. Смешанное обучение с использованием цифровых учебных материалов

Данная модель предполагает использование цифрового образовательного контента (ЭУМК, программно-учебных модулей, виртуальных практикумов, онлайн-курсов) для замещения определенной части очных занятий. Учебный процесс частично переносится на Платформу, меняется привычная организация таких компонентов, как самостоятельная работа студента, лекции, текущая и итоговая аттестация.

Ключевыми принципами модели являются:

сокращение аудиторной нагрузки за счет использования цифровых теоретических учебных материалов;

использование цифровых контрольно-оценочных средств для текущей и итоговой аттестации (при возможности использования технологии прокторинга) по дисциплине;

вспомогательный характер взаимодействия с преподавателем.

Модель реализуется в форме комплексной поддержки студента через определенное количество лекционных и практических занятий и консультаций.

Теоретический (лекционный) материал реализуется с помощью теоретических модулей ЭУМК/ПУМ, видеолекций; изучается студентом самостоятельно и проверяется с помощью контрольно-оценочных средств ЭУМК или ПУМ.

Сокращение аудиторной нагрузки может идти также по линии практических занятий и контрольных работ, когда студенту предлагается выполнить практическое задание или контрольную работу самостоятельно (практические модули ЭУМК/ПУМ, ВП).

Модель 3. Онлайн-обучение на основе цифровых учебных материалов

Использование третьей модели может быть реализовано либо на основании решения образовательной организации, либо по инициативе студента при условии нормативной поддержки подобных инициатив в данной образовательной организации.

Для реализации модели за потоком студентов (или за студентом, в случае обучения по индивидуальному плану) закрепляется тьютор (это может быть преподаватель-руководитель образовательной программы или сопровождающий из числа учебно-вспомогательного персонала), в задачи которого входит только организационно-техническое сопровождение онлайн-обучения, а также мониторинг процесса обучения.

Тьютор следит за равномерностью работы студентов, запрашивает данные мониторинга о текущей успеваемости студента, информирует (если нужно) руководителя образовательной программы и самих студентов об их текущей успеваемости, решает технические проблемы, связанные с регистрацией студентов, прохождением промежуточных тестов и итоговой аттестации. Студент может обратиться за тьюторской поддержкой по собственной инициативе.

Для реализации третьей модели используется такой вид цифрового образовательного контента, как онлайн-курс. Онлайн-курс включает всю необходимую инфраструктуру обучения: цифровые учебные материалы и контрольно-оценочные средства, инструменты взаимодействия (онлайн-консультации и вебинары) участников, инструменты диагностики достижения заявленных результатов обучения, идентификации личности и контроля прохождения итоговой аттестации.

Необходимо предусмотреть обязательное организационное занятие до начала обучения, подробно вводящее студентов в организационные условия обучения на Платформе, включая место нахождения курса, правила регистрации, итоговой аттестации, а также условия поддержки обучения, на которые могут рассчитывать студенты со стороны преподавателя: календарь событий, расписание очных встреч и онлайн-консультаций и т.д.

Далее, в зависимости от сложности дисциплины, в курсе планируется определенное количество лекций. Это могут быть установочные лекции, дающие при необходимости вводные данные для понимания курса и установку на понимание отдельных сложных вопросов.

Для обеспечения качества обучения рекомендуется и сохранение ряда практических занятий: например, дополнительный лабораторный практикум для отработки практических навыков.

Процедура итоговой аттестации в данной модели происходит в рамках обучения студентов на Платформе.

Факторы, влияющие на выбор модели использования цифрового образовательного контента в учебном процессе по дисциплине

На выбор модели будут влиять:

уровень образования: СПО, бакалавриат, магистратура, аспирантура;

форма обучения: очная, очно-заочная, заочная;

характер дисциплины: техническая, гуманитарная и др.;

место дисциплины в образовательном процессе: базовая, общепрофессиональная, специальная, дисциплина по выбору.

На выбор модели могут влиять и дополнительные задачи, которые ставятся в образовательной организации: обеспечение условий для обучения лицам с ОВЗ, адаптация к процессу обучения, тренинги по профессиональному использованию иностранного языка, подготовка к поступлению в вуз и др.

Уровень образования. Все модели предполагают разную степень подготовленности студента к эффективному обучению. В системе СПО и на младших курсах бакалавриата студенты еще могут быть не готовы к серьезной доле самообучения. Только что вышедшие из средней школы, они привыкли к классно-урочной системе и серьезной организации со стороны учителя. Поэтому на начальных этапах профессиональное обучение проводится с использованием первой и иногда второй моделей. Эти модели предполагают постепенное и мягкое введение студентов в материалы и специфику электронного обучения при продуманной преподавателем стратегии преподавания.

Форма обучения. Все модели применимы к очному обучению. Специфика очно-заочной и заочной форм обучения — это обучение работающих людей. Так, для обучающихся заочно необходимо организовать учебный процесс, насыщенный в плане материалов в межсессионный период, но в то же время достаточно свободный в плане организации. Преимущественной моделью в данном случае является смешанное обучение при консультационной поддержке преподавателя. Для обучающихся в вечернее время по очно-заочной форме может использоваться смешанное обучение и онлайн-обучение.

Характер дисциплины. Выбор модели зависит и от места дисциплины в образовательном процессе. Так, для изучения базовых общеобразовательных дисциплин (социально-гуманитарных, экономических, естественно-научных) рекомендуется использование цифрового образовательного контента как дополнительного материала и при смешанном обучении.

При освоении общепрофессиональных дисциплин рекомендуется использование смешанного обучения. На выбор модели будет влиять способность отобранного цифрового образовательного контента обеспечить достижение результатов обучения, связанных в том числе с организацией проектной работы, лабораторных практикумов.

Для специальных или новых дисциплин, по которым отсутствуют специалисты достаточно высокого уровня, для расширения базы современных курсов по выбору студентам рекомендуется использовать онлайн-курсы.

Использование цифрового образовательного контента возможно в образовательной организации при поступлении в магистратуру студентов разных специальностей, в качестве части программ повышения квалификации и профессиональной переподготовки в системе ДПО. Эти и другие примеры реализуются, как правило, с использованием онлайн-обучения с последующим перезачетом результатов освоения в образовательной организации.

Период пандемии и изоляции выявил недостаточность дистанционного обучения как основной технологии обучения при решении образовательных задач в случае, если преподаватели и студенты реализуют процесс обучения полностью в удаленном формате. Более перспективной формой организации образовательного процесса в условиях его цифровой трансформации было признано смешанное обучение, предполагающее чередование онлайн- и очного форматов обучения.

Смешанное обучение может быть реализовано на основе разнообразных моделей, на разных уровнях учебного процесса:

на уровне учебного плана — в онлайн выводят те или иные элементы образовательной программы: модули, дисциплины, курсы, факультативы, практики;

на уровне учебного предмета — в онлайн выводят некоторые разделы или этапы работы в рамках учебного предмета;

на уровне раздела или темы в рамках учебного предмета — различное соотношение online/life при реализации типовых дидактических этапов освоения учебной темы: изучение нового материала, закрепление, контроль;

на уровне технологии обучения, жестко не привязанной к классно-урочной логике организации учебных занятий, — часть этапов работы в рамках данной технологии реализуется в очном формате, часть — онлайн.

Модели организации смешанного обучения

Модель обучения

Смешанный учебный план
Смешанный индивидуальный учебный план
Учебное меню

Очная сессия
Смешанный учебный предмет

Раздел, тема в рамках учебного предмета

Перевернутый класс
Объяснительный класс

Смешанный урок
Смена рабочих зон (ротация станций)

Смешанный проект/смешанное исследование

зона работы с преподавателем;

зона работы в группах или в парах;

зона работы в информационной образовательной среде.

На учебном занятии обучающиеся распределяются на подгруппы и реализуют свой маршрут обучения, последовательно проходя зоны, организованные с соответствии с целями учебного занятия. Благодаря изменению видов учебной деятельности студентов на занятии применение данной модели оказывает положительное влияние на учебную мотивацию и качество освоения учебного материала.

Возвращение обучающихся к одному и тому же материалу, представленному в разных форматах, дает закрепляющий эффект. Если при этом предусмотрено еще и физическое перемещение студентов по учебному пространству, то обеспечивается и более высокое качество восприятия учебного материала студентами-кинестетиками, которые нуждаются в двигательной активности непосредственно в процессе обучения. В ходе такого занятия может быть обеспечена высокая степень индивидуализации учебного процесса за счет сочетания разных форм работы с разной степенью сложности учебных заданий, различным уровнем учебной помощи со стороны педагога (Блинов В.И., Сергеев И.С., 2021).

Таким образом, основными моделями организации образовательного процесса с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий являются смешанное обучение с применением цифровых учебных материалов и онлайн-обучение. Цифровой образовательный контент при реализации данных моделей становится одним из основных источников получения знаний.


-75%

Учебно-методическое пособие по созданию электронного учебного курса на платформе Moodle с оставлено для преподавателей медицинского колледжа.

Составители учебно-методического пособия:

директор медицинского колледжа Бубович Е. В. ___________

преподаватель медицинского колледжа Кравченко Т.Э. _____________

преподаватель медицинского колледжа Матвеев Е.А. ____________

Учебно-методическое пособие рассмотрено и одобрено на заседании учебно-методического совета медицинского колледжа

Протокол №_________ от _________________ года

Председатель УМС МК _________________ Абросимовская Е.А.

В последние годы существенно повысились требования к уровню подготовки специалистов. Качество полученного им образования становится важнейшим условием востребованности специалиста. Одним из возможных путей повышения качества подготовки специалистов является использование (наряду с традиционными технологиями обучения) новых дистанционных технологий обучения. Дистанционное обучение осуществляется с использованием в учебном процессе телекоммуникационных технологий, форм, методов и средств обучения, а также с использованием информационных образовательных ресурсов сети Интернет. Использование дистанционных методов обучения, в частности, дает возможность установления индивидуальной траектории обучения, выбора обучаемым подходящего для него темпа прохождения курса, возможность дополнительного промежуточного контроля усвоенных знаний, что, в конечном итоге, и позволяет повысить уровень подготовки специалистов.

Несомненно, что большой интерес к дистанционному обучению, который существует сегодня во всем мире, имеет объективную основу и по другим причинам. С одной стороны, растет потребность в непрерывном образовании. При этом растущая мобильность жизни вызывает потребность в мобильных учебных системах. С другой стороны, развитие Интернета и телекоммуникаций открывает новые возможности дистанционного обучения при относительно низкой себестоимости.

Дистанционное обучение - это возможность учиться в индивидуальном режиме, независимо от места и времени, возможность учиться всю жизнь. Во всем мире наблюдается рост числа студентов, обучающихся по дистанционным технологиям, растет и число образовательных организаций, использующих их в учебном процессе.

Электронный учебный курс (ЭУК), размещенный в системе управления электронным обучением Moodle – это информационная система комплексного назначения, обеспечивающая реализацию дидактических возможностей информационно-коммуникационных технологий в процессе обучения. ЭУК рассматривается системой дистанционного обучения как самостоятельная учебная единица, которая может быть назначена для изучения.

Рекомендуемые этапы работ при создании ЭУК:

1. Определение структуры ЭУК в соответствии с требованиями (Таблица 1).

2. Сбор и обработка информации (подготовка текстовых, графических и мультимедийных материалов).

3. Составление информационной карты электронного курса (Приложение 1).

4. Разработка педагогического сценария ЭУК.

5. Разработка технологической карты курса.

Требования к электронному учебному курсу

Требования к структурным элементам ЭУК

Элемент ЭК для курса

Краткое содержание

Технические требования к элементам электронного курса

Место размещения

Календарно-тематический план

Сведения о дисциплине, в рамках которой разработан ЭУК с указанием разделов/тем и времени, отведенного на каждый раздел/тему

Формат .doc, .docx, .pdf

Общие сведения о курсе

Краткое описание курса и порядок выполнения элементов

Возможна замена на видеоинструкцию по работе с курсом (см. пункт 3)

Автор(ы) и преподаватель(и) курса (ФИО; Должность; Степень, звание; Электронный адрес; Преподаваемые дисциплины; Награды, премии; фото ( по желанию ) в формате .jpg)

На кого рассчитан курс (специальность; форма обучения)

Состав курса (темы/модули/блоки)

Подробное описание содержания блоков/тем/модулей курса

Рекомендованная последовательность шагов на курсе

Допуск к аттестации и форма контроля

Общие сведения о курсе

Видеоинструкция по работе с курсом

Видеоролик презентующий курс, продолжительностью до 5 минут (скорость чтения: 1 стр. – 1-1,5 мин.)

Формат: flv, .mp4, .swf, avi, html, doc, docx, mpeg2.

Общие сведения о курсе

Новостной форум по дисциплине

Общие сведения о курсе

Общий форум по дисциплине

Вопросы, замечания и предложения по организации учебного процесса, содержанию материалов, консультирование, обсуждение вопросов

Общие сведения о курсе

Литература к курсу

Общая литература к курсу, состоящая из основных и дополнительных источников с ссылками на электронные версии книг и учебных пособий в электронно-библиотечных системах

Общие сведения о курсе

t1612948361aa.jpg

t1612948361ab.jpg

Видеолекция с презентацией

(требования к презентации см. пункт 8)

Видеолекции, аудиолекции, видеоуроки по темам учебной дисциплины, которые сопровождаются презентацией.

Обязательное условие: необходимо предварительно подготовить текст лекции до 10 страниц (14 кегель, 1,5 интервал)

В соответствии с требованиями к видеолекциям:

- качественный звук и изображение;

- деловой стиль одежды;

- композиции кадра (голова и плечи ведущего полностью помещены в кадр, взгляд ведущего обращен к зрителям;

- представляется в виде 10-15 минутных самостоятельных тематических видеоблоков (скорость чтения: 1 стр. – 1-1,5 мин.);

Исключение: при отсутствии возможности записать собственное видео, разрешается добавлять видеоматериал других авторов (например, с видеохостинга YouTube )

Размер файла до 400 Мб. Форматы .mpeg2, avi, .flv, .mp4, .swf.

Презентация

(для лекций и вебинаров)

Презентация тезисно отражает содержание лекции/вебинара и не является конспектом преподавателя.

Презентация должна быть стилистически выстроена. Дизайн оформления слайдов применяется в соответствии с темой дисциплины. Добавление анимационных эффектов возможно только в случае необходимости концентрации внимания слушателей на конкретном объекте слайда.

К презентации желательно применять следующие требования:

кегль для заголовков – 24-32

для основного текста – 14-20

не более 45 слов на слайде

не более 15 слайдов для 15 мин. видеолекции

не более 40 слайдов для 90 мин. вебинара

Титульный слайд: название вебинара/лекции, ФИО ведущего.

Домашнее задание, если предусмотрено.

Заключительный слайд: контакты преподавателя для связи студентов с ним.

(практические и семинарские занятия)

Проводятся в режиме online: практические и семинарские занятия с сопровождением презентации ( см.пункт 8 ).

По окончании занятия производится запись вебинара и формируется ссылка для размещения в систме.

Продолжительность вебинара от 45 до 90 минут (перерыв между ними 5 минут), с использованием возможностей программы Adobe Connect, Google meet .

Требования к проведению вебинара:

- качественный звук и изображение

- деловой стиль одежды;

- композиции кадра (голова и плечи ведущего полностью помещены в кадр, взгляд ведущего обращен к зрителям.

Размер файла до 400 Мб.

Примеры размещения видео в блоке/модуле/теме курса

t1612948361ac.jpg

t1612948361ad.jpg

Основной образовательный материал по темам дисциплины

Соответствует теоретическому содержанию дисциплины (ссылка на тему в основной литературе, учебное пособие по теме/модулю/блоку, а также вопросы для самостоятельной подготовки студента к занятию)

указаны вопросы для самоконтроля (не менее 3 и не более 10).

Формат .doc, .docx, .pdf

Дополнительный материал познавательного характера

Дополнительный материал, не дублирующий обязательные элементы

Не более 3х дополнительных источников.

Основные понятия, термины, определения по изучаемой тематике

Минимум 3-5 терминов к каждой теме/блоку/модулю

Лабораторные работы

Перечень тем лабораторных работ; методические указания и задания с описанием; инструкции к выполнению заданий и требования к оформлению; список рекомендуемых источников; виртуальный лабораторный комплекс и пр.

Формат: .html, .doc, .ppt (для текстовых документов).

Практические задания

Практические задания – это задачи, сложные тесты и описание к ним; инструкции и требования к оформлению задания.

1 задание для самоконтроля

не более 3х заданий – для текущего контроля (ежедневного) или рубежного контроля (по итогу раздела/модуля)

не более 5 заданий – для промежуточного (зачёт, диф.зачёт, экзамен) контроля

Примерная структура задания:

1. Описание задания, условие типовой задачи.

2. Описание последовательности действий, которые нужно выполнить, чтобы получить результат; алгоритм (пример) решения типовой задачи.

3. Форма представления результатов выполнения задания, решения задачи.

4.Критерии оценки результатов выполнения задания.

Формат : .html, .doc, .ppt, pdf.

Тренировочные тесты для самоконтроля; тесты для текущего контроля/рубежного/промежуточного
(итогового) контроля.

не менее 5 тестовых вопросов для теста- самоконтроля;

не менее 10 вопросов к тестам текущего контроля;

не менее 20 вопросов и не более 40 к промежуточному (итоговому) тесту.

обязательное условие – автоматическая проверка

Проекты для совместной работы в электронной среде

Комплект заданий для самостоятельной студенческой групповой работы в электронной среде.

Инструкции и требования к оформлению и выполнению работы.

Журнал оценок

Ведомость успеваемости формируется по результатам прохождения контрольных точек в соответствии с БРС

Примерные вопросы для анкетирования студентов:

– Что нового Вы узнали?

– Что оказалось для Вас наиболее важным?

– Что из представленного материала оказалось сложным для усвоения?

– Что в описании заданий (тестов) оказалось сложным для понимания?

– Ваши замечания и предложения по электронному курсу.

Примеры наполнения курса в рамках одного блока/модуля/темы

t1612948361ae.jpg

t1612948361af.jpg

t1612948361ag.jpg

t1612948361ah.jpg

t1612948361ai.jpg

Приложение 1 Образец информационной карты электронного учебного курса

Сведения о дисциплине, для которой разработан электронный учебный курс (ЭУК)

Читайте также: