Ущемляет ли демографическая политика права человека

Обновлено: 19.05.2024

Согласно прогнозу ООН 2000 года, к 2050 году численность населения Земли достигнет по верхнему прогнозу – приблизительно 10,9 миллиарда человек, по среднему прогнозу – 9,3, по нижнему прогнозу – 7,9. По прогнозам специалистов ООН из 77,8 миллионов человек ежегодного абсолютного прироста мирового населения 36% будет приходиться на долю Индии и Китая. К 2050 году в 39 странах населения будет меньше, чем было в 2000 году. Наибольшее сокращение численности населения прогнозируется в Эстонии – на 46%, Болгарии – на 43%, Украине – на 39%, Грузии – на 38%, Гайане – на 33%, России – на 28 % .

Наиболее слабым местом всех демографических прогнозов является оценка будущей рождаемости населения. Затрудняет прогнозирование рождаемости населения недостаточность данных социологических исследований о репродуктивном поведении населения. Как правило, в прогнозы закладываются завышенные параметры будущей рождаемости, что в результате приводит к более оптимистическим оценкам роста численности населения. Наблюдаемое сегодня снижение рождаемости обусловлено не привходящими, специфическими для данного момента обстоятельствами, а исторически длительным и имеющим глобальный характер процессом ослабления потребности в детях. Согласно социологическим исследованиям, на протяжении последних 50 лет происходит ослабление потребности в детях, величина которой уменьшалась каждые 10 – 15 лет на 1/3. Процесс ослабления потребности в детях вызван, в свою очередь, изменениямми роли семьи в обществе как основного института воспроизводства населения и репродуктивного поведения.

Демографическая политика – это комплекс мер, принимаемых государственными институтами и общественными организациями, которые направлены на изменение существующей демографической ситуации. В демографической политике можно выделить три основных направления:

  • здравоохранительное (укрепление здоровья и увеличение продолжительности жизни населения),
  • семейное (регулирование рождаемости и сохранение семьи как социального института),
  • миграционное (регулирование миграционных процессов).

В большинстве стран приоритетным направлением является семейное направление демографической политики, которое ставит целью либо снижение рождаемости (в странах, которым угрожает демографический взрыв, например Китай и Индия), либо повышение рождаемости (в странах, которым угрожает демографический кризис, например Франция, Россия).




В настоящее время численность населения Индии превышает 1100 млн. человек, суммарный коэффициент рождаемости – 3,1 (выше, чем в Китае почти в два раза). После переписи 1971 года, показавшей, что за 20 лет население Индии увеличилось в полтора раза, в качестве основного метода снижения высокой рождаемости правительство избрало стерилизацию. Первоначально стерилизация осуществлялась добровольно: мужчинам из наиболее бедных слоев населения предлагалось за это денежное вознаграждения. За период с 1974-1975 года по 1976-1977 год число операций стерилизации выросло с 1354 тысяч до 8261 тысяч. В 1976 году была предпринята попытка ввести закон о принудительной стерилизации мужчин, имеющих трех детей. Требование общественности отменить этот закон привело к поражению правящей партии Индийский Национальный Конгресс. Вернувшись к власти, партия ИНК в 2000 году приняла национальную политику народонаселения, ориентированную на повышение благосостояние семьи, улучшения медицинского обслуживания матерей и детей, ограничение срока вступления в брак девушек не ранее 18 лет.

В современной Франции рождаемость стимулируется с помощью системы пособий на детей. С увеличением числа детей в семье существенно увеличиваются детские пособия. Так, при рождении первого ребенка выплачивается единовременной пособие в сумме 260% основной зарплаты матери, на каждого последующего – 717%. Срок декретного отпуска установлен 16 недель, при рождении третьего ребенка он увеличивается до 26 недель. Матерям-одиночкам предусмотрен гарантированный минимум дохода в течение всего срока беременности и первые три года жизни. При рождении ребенка семье предоставляются жилищные льготы, а также погашается часть ссуды, взятой на обзаведение домашним хозяйством. При рождении четвертого ребенка ссуда погашается на 90%. Уплата подоходного налога зависит от количества детей в семье. Предусмотрены существенные ежегодные компенсации расходов семьи на обучение детей и относительно недорогая плата за пребывание ребенка в государственных и частных дошкольных учебных заведениях на протяжении всего дня. Сегодня Франция выделяет на материальную поддержку семей примерно 12-13% ВВП и занимает второе (после Ирландии) место в Европе по уровню рождаемости. Прирост населения современной Франции на 4/5 обеспечивается естественным приростом населения, в то время как в большинстве стран ЕС увеличение численности на три четверти происходит за счет миграции.

1. Современная демографическая ситуация в Российской Федерации.

2. Цели и задачи демографического развития.

3. Приоритеты демографического развития в области укрепления здоровья и увеличения продолжительности жизни населения.

4. Приоритеты демографического развития в области стимулирования рождаемости и укрепления семьи.

5. Приоритеты демографического развития в области в области миграции и расселения.

6. Информационное обеспечение реализации концепции.

7. Механизм реализации концепции.

Другая причина депопуляции населения России – высокая смертность. В 2000 году увеличение смертности отмечалось в 78 субъектах Российской Федерации. Уровень смертности среди мужчин в 4 раза выше, чем среди женщин, и в 2-4 раза выше аналогичного показателя в развитых странах.

На 1 января 2000 года лиц пенсионного возраста было на 1,1 млн. человек больше, чем детей. В 41 субъекте Российской Федерации доля детей и подростков составляет менее 1/5 части населения.

В 1990-е годы внешняя миграция, главным образом, из бывших республик СССР компенсировала естественную убыль, но уже в 2000 году эта компенсация составила менее чем 25% естественной убыли. За 1992-1999 годы районы Севера потеряли за счет миграционного оттока более 1 млн. человек (8,5% населения северных регионов). Общее сокращение численности коренных малочисленных народов может привести к их полному исчезновению. Из 30 малочисленных народов Севера с 1995 года их численность сократилась у 21. Среди народов Севера средняя продолжительность жизни на 10-15 лет меньше, чем в среднем по РФ.

По прогнозам Государственного комитета РФ по статистике, к 2016 году население страны может сократиться по сравнению с 20001 годом на 10,4 млн. человек, а численность людей трудоспособного возраста почти в два раза превысит численность достигших 16 лет.

Основными задачами демографического развития Российской Федерации признаны:

- укрепление здоровья и увеличение ожидаемой продолжительности жизни,

- стимулирование рождаемости и укрепление семьи,

- решение проблем миграции и расселения.

Среди приоритетов демографического развития в области укрепление здоровья и увеличение продолжительности жизни выделены:

- укрепление здоровья детей и подростков,

- укрепление репродуктивного здоровья населения,

- улучшение здоровья населения трудоспособного возраста,

- сохранение здоровья пожилых людей.

Для достижения этих приоритетов предложены соответствующие мероприятия по пропаганде здорового образа жизни и оказания медицинской помощи населению, по профилактике, раннего выявления заболеваний и качественного лечения, по обеспечению охраны и улучшению условий труда.

В числе приоритетов демографического развития в области стимулирования рождаемости и укрепления семьи обозначены:

- ориентация на семью с двумя и более детьми;

- повышение материального благосостояния, уровня и качества жизни семьи;

- создание социально-экономических условий, благоприятных для рождения, содержания и воспитания нескольких детей;

- обеспечение семьи соответствующими жилищными условиями;

- повышение воспитательного потенциала семьи,

- создание условий для самореализации молодежи.

Также предусмотрены меры по развитию законодательства, совершенствования системы выплаты пособий гражданам, имеющим детей, по поддержке молодых семей в регионах и улучшению их жилищных условий.

В области миграции и расселения определены следующие приоритеты демографического развития:

- привлечение в Российскую Федерацию иммигрантов из бывших республик СССР;

- создание условий для сокращения эмиграционного потока из Российской Федерации;

- принятие мер по легализации и адаптации иммигрантов;

- совершенствование законодательства по регулированию миграционных процессов.

Япония сейчас входит в число стран с наиболее высокой продолжительностью жизни (81 год для мужчин и 87 для женщин) и наиболее низкой рождаемостью в мире (1,4 ребенка на одну женщину). Однако в совсем недалекое по историческим меркам время эти показатели были совершенно другими. Почему же Япония превратилась в страну малодетных?

В результате поражения во Второй мировой войне Япония в одночасье лишилась колоний и отказалась от экспансионистских устремлений. Страна была оккупирована американской армией, лежала в руинах, большинство крупных городов было разбомблено, ощущалась острая нехватка всех жизненно важных ресурсов. Люди подголадывали. Если бы не поставки из Америки, в стране разразился бы настоящий голод.

В других странах, принимавших участие в войне, рождаемость тоже резко повысилась. Поскольку это происходило на фоне экономической разрухи и нехватки продовольствия, стали часто говорить о перенаселенности земного шара. Это мнение активно обсуждалось и в Японии. В предвоенные и военные годы деятельность активистов движения за снижение рождаемости находилась под запретом. Официальная демографическая политика тоталитарной Японии состояла в поощрении рождаемости, ибо экспансионистские проекты государства требовали всё больше людей. Однако теперь обстоятельства изменились.

Решением стран антигитлеровской и антияпонской коалиции выезд за пределы страны был строго ограничен, поэтому Япония была лишена возможности решать свои демографические проблемы за счет эмиграции. Американская оккупационная администрация во главе с генералом Дугласом Макартуром внимательно следила за всем, что происходило в стране. Демографическая ситуация не была исключением. Во время неформальных контактов с местной политической элитой американцы убеждали ее в необходимости активной демографической политики, направленной на ограничение рождаемости.

Японкам в одночасье было даровано сверху то право, за которое на Западе феминистские движения боролись десятилетиями. Законопроект был одобрен единогласно, хотя в то время политические партии редко соглашались друг с другом. Одновременно развернулась и мощная пропагандистская кампания в пользу ограничения рождаемости.

Японская семья (1950-е годы). Vintage Japan-esque / Flickr, CC BY-NC-SA 2.0

Разумеется, разрушение привычного порядка не могло не вызвать и определенного противодействия.

Разъяснительная работа и пропаганда принесли ошеломляющие результаты: беби-бум удалось остановить по историческим меркам почти мгновенно. Всего через три года с начала кампании за малодетность, в 1952 году, суммарный коэффициент рождаемости (средняя фертильность женщины) упал с 4,6 до менее чем трех детей. Если в 1947 году рождаемость составляла 34 промилле, то в 1957-м — ровно вдвое меньше, а рождаемость к этому времени упала до уровня простого воспроизводства и составила чуть более двух детей на одну женщину.

Внедрение противозачаточных средств в повседневную жизнь происходило медленно. Так что уменьшение рождаемости произошло в первую очередь за счет увеличения числа абортов: их ежегодное количество возросло со 101 тыс. в 1949 году до 1 млн 170 тыс. в 1955 году. Злые языки утверждали, что молодые женщины расценивают поход в абортарий точно так же, как визит к парикмахеру.

Постепенно увеличивалось и применение противозачаточных средств, которые стали вытеснять аборты как средство планирования семьи. Если в 1950 году их использовали 19,5% женщин в возрасте до 50 лет, то в 1957 году таковых стало 40%. В основном они полагались на крайне ненадежные презервативы. Противозачаточные пилюли были разрешены только в 1999 году.

Радикальное снижение рождаемости сопровождалось экономическим подъемом, ростом благосостояния и продолжительности жизни. Если в 1947 году продолжительность жизни составляла 50 лет (мужчины) и 54 года (женщины), то в 1957 году эти показатели возросли до 64 и 68 лет. Япония совершила фантастический рывок в экономике. Но сама жизнь стала совсем другой.

Демографическая контрреволюция привела к колоссальным изменениям в японском обществе. Это касается не только численного состава семьи, но и картины мира в целом. В 1950 году 67% родителей рассчитывали на помощь детей в пожилом возрасте, в 1963-м — 33%, а в 1975-м — 26%. Поскольку детей становилось всё меньше, они становились всё более эгоистичными. Если раньше в паре родители — дети главенствующее положение занимали родители, о которых были обязаны заботиться выросшие дети, то теперь родители вкладывали всё больше средств в немногочисленных детей, главной обязанностью которых было хорошо учиться.

Демографическая политика: определение, цели, задачи

Демографическая политика – представляет собой целенаправленную деятельность органов государственной власти и других социальных институтов в области регулирования процессов воспроизводства населения. Демографическая политика призвана воздействовать на создание необходимого для общества порядка воспроизводства населения, изменения или сохранения тенденций в сфере динамики структуры и численности населения, темпов их вариации, динамики уровня рождаемости, смертности, расселения, семейного состава, внешней и внутренней миграции, качественных характеристик населения.

Демографическая политика РФ

является системой определения приоритетных целей и задач, влияющих на демографическое развитие населения.

Научно-обоснованная концепция является основой демографической политики. Она составляет идеологическое и правовое пространство, в сфере которого могут создаваться программные документы по вопросам поддержки семьи и рождаемости, продолжительности жизни и здоровья, миграции и других аспектов демографического развития страны.

Концепция демографической политики формируется на долгосрочный период. Реализация концепции предполагает стабильное социально-экономическое развитие государства, что обусловливается долгосрочностью достижения ожидаемых результатов и инерционностью демографических процессов.

Цель демографической политики РФ - постепенная стабилизация количества населения и создание предпосылок для будущего демографического роста.

Задачи демографической политики РФ формируются в следующих сферах:

  • в области расселения и миграции;
  • в области укрепления семьи и стимулирования рождаемости;
  • в области увеличения ожидаемой продолжительности жизни и укрепления здоровья.

Приоритеты демографической политики РФ

В соответствии с поставленными целями и задачами формируются приоритетные направления развития демографической политики РФ (табл. 1).

Таблица 1 - Основные приоритеты демографической политики РФ

Создание эффективной системы защиты законодательных прав вынужденных мигрантов на территории Российской Федерации.

Создание необходимых условий в целях сокращения эмиграционного оттока, который ведет к сокращению творческого, интеллектуального и научно-технического потенциала населения Российской Федерации. Обеспечение легализации миграции в Российской Федерации посредством использования соответствующих финансовых, организационных, правовых и других механизмов.

Привлечение иммигрантов, в первую очередь граждан государств СНГ, основываясь на селективной миграционной политике.

Создание и реализация стратегии деинституализации детей-инвалидов, детей-сирот, и развитие форм по семейному обустройству.

Формирование общественного мнения о необходимости создания семьи с двумя детьми и более, молодой семье в первую очередь.

Повышение уровня воспитательного потенциала семьи как основного субъекта социализации при помощи формирования у молодежи, подростков и детей ориентации на рождение двух и более детей и на полную семью.

Обеспечение работникам, которые имеют детей, подходящих условий для успешного сочетания выполнения семейных обязанностей и трудовой деятельности.

Ориентация системы личностных и общественных ценностей на семью, которая состоит из родителей с несколькими детьми, посредством усиления важнейших интересов данных семей при создании и реализации социальной политики государства. Создание необходимых условий для жизнедеятельности семьи, которые дают возможность рождения, воспитания и содержания нескольких детей и направленных на обеспечение перехода от малодетной семьи (1-2 ребенка) к среднедетной семье (3-4 ребенка).

Укрепление состояния здоровья подростков и детей, в первую очередь за счет совершенствования мероприятий по снижению уровня травм и отравлений, курения, наркомании и алкоголизма, развития оздоровления, отдыха и физической культуры.

Сохранение здоровья пожилых людей, для которых приоритетными являются профилактика инфекционных, онкологических, эндокринных и сердечно-сосудистых заболеваний.

Улучшение состояния здоровья населения в трудоспособном возрасте, преимущественно за счет проведения профилактических мероприятий сокращению уровня отравлений и травм, и также ранней диагностике новообразований, инфекционных болезней и болезней системы кровообращения.

Сохранение репродуктивного здоровья населения посредством совершенствования лечебно-диагностической помощи и профилактической деятельности.

Реализация демографической политики в РФ предполагает:

  • продвижение в решения международных организаций, которые занимаются вопросами миграции и демографии, положений, которые отвечают приоритетам политики РФ в данных сферах;
  • ведение учета демографической ситуации в региональных и федеральных программах социально-экономического развития страны;
  • концентрацию материальных и финансовых ресурсов на осуществлении приоритетных положений политики с учетом применения бюджетов субъектов РФ, средств федерального бюджета, привлечение дополнительных внебюджетных поступлений, в том числе средств международных организаций;
  • объединение усилий общественных и государственных организаций, которые направлены на разработку однонаправленных подходов к разработке демографического поведения и целей для укрепления и сохранения демографического потенциала Российской Федерации;
  • разработку региональных и федеральных планов программ и действий по достижению определенных результатов в области основных задач, которые поставлены в данной сфере, включая сроки исполнения и реализации;
  • координацию действий исполнительных и законодательных органов на муниципальном, региональном и федеральном уровнях, которые направлены на стабилизацию демографической ситуации.

На уровне органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации приоритетными задачами в сфере совершенствования демографической ситуации выступают:

  • организация пропаганды региональной демографической политики и организация информационно-просветительской деятельности в данной отрасли;
  • формирование и осуществление территориальных целевых программ в сфере молодежной политики, социальной защиты населения, занятости, здравоохранения, народонаселения, в том числе программы, которые направлены на улучшение положения детей и семьи;
  • формирование и осуществление региональных программ по улучшению демографической ситуации.

Федеральная политика является базисом по формированию демографической политики в субъектах Российской Федерации и созданию региональных планов по улучшению состояния демографической ситуации.

Этапы реализации демографической политики

Для последовательного выполнения положений демографической политики, ее реализация выполняется в ряд этапов.

На первом этапе выполняется:

  • разработка плана по реализации основных векторов развития демографической политики Российской Федерации на ближайшие годы;
  • формирование и осуществление региональных планов приоритетных мер, которые направленных на решение самых важных демографических проблем относительно конкретных субъектов РФ;
  • осуществление плана приоритетных мероприятий по проведению демографической политики Российской Федерации.

Реализация первостепенных мероприятий предоставит возможность создать нормативно-правовую базу осуществления активной демографической политики и обеспечить необходимые условия для дальнейшего социально-экономического развития РФ.

На втором этапе выполняется:

  • формирование и осуществление федеральной целевой программы, которая направленна на улучшение демографической ситуации на среднесрочный период;
  • выполнение плана по реализации основных векторов демографической политики Российской Федерации.

В результате проводимой в Российской Федерации работы, которая направленна на улучшение демографической ситуации, планируется стабилизировать численность населения посредством увеличения средней продолжительности жизни, снижение показателей смертности, повышение показателей рождаемости в перспективе. Улучшится структура размещения производительных сил, что, несомненно, окажет позитивное влияние на показатели социально-экономического и демографического развития России.

Согласно прогнозу ООН 2000 года, к 2050 году численность населения Земли достигнет по верхнему прогнозу – приблизительно 10,9 миллиарда человек, по среднему прогнозу – 9,3, по нижнему прогнозу – 7,9. По прогнозам специалистов ООН из 77,8 миллионов человек ежегодного абсолютного прироста мирового населения 36% будет приходиться на долю Индии и Китая. К 2050 году в 39 странах населения будет меньше, чем было в 2000 году. Наибольшее сокращение численности населения прогнозируется в Эстонии – на 46%, Болгарии – на 43%, Украине – на 39%, Грузии – на 38%, Гайане – на 33%, России – на 28 % .

Наиболее слабым местом всех демографических прогнозов является оценка будущей рождаемости населения. Затрудняет прогнозирование рождаемости населения недостаточность данных социологических исследований о репродуктивном поведении населения. Как правило, в прогнозы закладываются завышенные параметры будущей рождаемости, что в результате приводит к более оптимистическим оценкам роста численности населения. Наблюдаемое сегодня снижение рождаемости обусловлено не привходящими, специфическими для данного момента обстоятельствами, а исторически длительным и имеющим глобальный характер процессом ослабления потребности в детях. Согласно социологическим исследованиям, на протяжении последних 50 лет происходит ослабление потребности в детях, величина которой уменьшалась каждые 10 – 15 лет на 1/3. Процесс ослабления потребности в детях вызван, в свою очередь, изменениямми роли семьи в обществе как основного института воспроизводства населения и репродуктивного поведения.

Демографическая политика – это комплекс мер, принимаемых государственными институтами и общественными организациями, которые направлены на изменение существующей демографической ситуации. В демографической политике можно выделить три основных направления:

  • здравоохранительное (укрепление здоровья и увеличение продолжительности жизни населения),
  • семейное (регулирование рождаемости и сохранение семьи как социального института),
  • миграционное (регулирование миграционных процессов).

В большинстве стран приоритетным направлением является семейное направление демографической политики, которое ставит целью либо снижение рождаемости (в странах, которым угрожает демографический взрыв, например Китай и Индия), либо повышение рождаемости (в странах, которым угрожает демографический кризис, например Франция, Россия).




В настоящее время численность населения Индии превышает 1100 млн. человек, суммарный коэффициент рождаемости – 3,1 (выше, чем в Китае почти в два раза). После переписи 1971 года, показавшей, что за 20 лет население Индии увеличилось в полтора раза, в качестве основного метода снижения высокой рождаемости правительство избрало стерилизацию. Первоначально стерилизация осуществлялась добровольно: мужчинам из наиболее бедных слоев населения предлагалось за это денежное вознаграждения. За период с 1974-1975 года по 1976-1977 год число операций стерилизации выросло с 1354 тысяч до 8261 тысяч. В 1976 году была предпринята попытка ввести закон о принудительной стерилизации мужчин, имеющих трех детей. Требование общественности отменить этот закон привело к поражению правящей партии Индийский Национальный Конгресс. Вернувшись к власти, партия ИНК в 2000 году приняла национальную политику народонаселения, ориентированную на повышение благосостояние семьи, улучшения медицинского обслуживания матерей и детей, ограничение срока вступления в брак девушек не ранее 18 лет.

В современной Франции рождаемость стимулируется с помощью системы пособий на детей. С увеличением числа детей в семье существенно увеличиваются детские пособия. Так, при рождении первого ребенка выплачивается единовременной пособие в сумме 260% основной зарплаты матери, на каждого последующего – 717%. Срок декретного отпуска установлен 16 недель, при рождении третьего ребенка он увеличивается до 26 недель. Матерям-одиночкам предусмотрен гарантированный минимум дохода в течение всего срока беременности и первые три года жизни. При рождении ребенка семье предоставляются жилищные льготы, а также погашается часть ссуды, взятой на обзаведение домашним хозяйством. При рождении четвертого ребенка ссуда погашается на 90%. Уплата подоходного налога зависит от количества детей в семье. Предусмотрены существенные ежегодные компенсации расходов семьи на обучение детей и относительно недорогая плата за пребывание ребенка в государственных и частных дошкольных учебных заведениях на протяжении всего дня. Сегодня Франция выделяет на материальную поддержку семей примерно 12-13% ВВП и занимает второе (после Ирландии) место в Европе по уровню рождаемости. Прирост населения современной Франции на 4/5 обеспечивается естественным приростом населения, в то время как в большинстве стран ЕС увеличение численности на три четверти происходит за счет миграции.

1. Современная демографическая ситуация в Российской Федерации.

2. Цели и задачи демографического развития.

3. Приоритеты демографического развития в области укрепления здоровья и увеличения продолжительности жизни населения.

4. Приоритеты демографического развития в области стимулирования рождаемости и укрепления семьи.

5. Приоритеты демографического развития в области в области миграции и расселения.

6. Информационное обеспечение реализации концепции.

7. Механизм реализации концепции.

Другая причина депопуляции населения России – высокая смертность. В 2000 году увеличение смертности отмечалось в 78 субъектах Российской Федерации. Уровень смертности среди мужчин в 4 раза выше, чем среди женщин, и в 2-4 раза выше аналогичного показателя в развитых странах.

На 1 января 2000 года лиц пенсионного возраста было на 1,1 млн. человек больше, чем детей. В 41 субъекте Российской Федерации доля детей и подростков составляет менее 1/5 части населения.

В 1990-е годы внешняя миграция, главным образом, из бывших республик СССР компенсировала естественную убыль, но уже в 2000 году эта компенсация составила менее чем 25% естественной убыли. За 1992-1999 годы районы Севера потеряли за счет миграционного оттока более 1 млн. человек (8,5% населения северных регионов). Общее сокращение численности коренных малочисленных народов может привести к их полному исчезновению. Из 30 малочисленных народов Севера с 1995 года их численность сократилась у 21. Среди народов Севера средняя продолжительность жизни на 10-15 лет меньше, чем в среднем по РФ.

По прогнозам Государственного комитета РФ по статистике, к 2016 году население страны может сократиться по сравнению с 20001 годом на 10,4 млн. человек, а численность людей трудоспособного возраста почти в два раза превысит численность достигших 16 лет.

Основными задачами демографического развития Российской Федерации признаны:

- укрепление здоровья и увеличение ожидаемой продолжительности жизни,

- стимулирование рождаемости и укрепление семьи,

- решение проблем миграции и расселения.

Среди приоритетов демографического развития в области укрепление здоровья и увеличение продолжительности жизни выделены:

- укрепление здоровья детей и подростков,

- укрепление репродуктивного здоровья населения,

- улучшение здоровья населения трудоспособного возраста,

- сохранение здоровья пожилых людей.

Для достижения этих приоритетов предложены соответствующие мероприятия по пропаганде здорового образа жизни и оказания медицинской помощи населению, по профилактике, раннего выявления заболеваний и качественного лечения, по обеспечению охраны и улучшению условий труда.

В числе приоритетов демографического развития в области стимулирования рождаемости и укрепления семьи обозначены:

- ориентация на семью с двумя и более детьми;

- повышение материального благосостояния, уровня и качества жизни семьи;

- создание социально-экономических условий, благоприятных для рождения, содержания и воспитания нескольких детей;

- обеспечение семьи соответствующими жилищными условиями;

- повышение воспитательного потенциала семьи,

- создание условий для самореализации молодежи.

Также предусмотрены меры по развитию законодательства, совершенствования системы выплаты пособий гражданам, имеющим детей, по поддержке молодых семей в регионах и улучшению их жилищных условий.

В области миграции и расселения определены следующие приоритеты демографического развития:

- привлечение в Российскую Федерацию иммигрантов из бывших республик СССР;

- создание условий для сокращения эмиграционного потока из Российской Федерации;

- принятие мер по легализации и адаптации иммигрантов;

- совершенствование законодательства по регулированию миграционных процессов.

Читайте также: