В каком случае заказчик устанавливает обеспечение заявок в обязательном порядке

Обновлено: 30.06.2024

Так что же такое обеспечение тендерных заявок, в каких случаях оно необходимо, а когда можно без него обойтись. Попробуем ответить на эти вопросы.

Обеспечение заявки - это предоставляемый при подаче заявки задаток, который служит для заказчика гарантией добросовестности участия поставщика в закупке и его заинтересованности в заключении контракта.

Для получения более подробной информации обратимся к статье 44 Федерального закона № 44-ФЗ. О чем же говориться в указанной статье?

Прежде всего, о том, что при проведении конкурсов и аукционов заказчик ОБЯЗАН установить требование к обеспечению заявок в случаях, если начальная (максимальная) цена контракта (НМЦК) превышает 5 млн. рублей. Но только в том случае, если Правительством РФ не установлено иное. Однако Постановление Правительства от 12.04.2018г. № 439 устанавливает значение НТЦК, при превышении которого заказчик ОБЯЗАН установить требование к обеспечению заявок на участие в конкурсах и аукционах, в размере 1 млн. рублей.


А как быть, если НМЦК меньше 1 млн. рублей? В этом случае установление требования об обеспечении заявок ЯВЛЯЕТСЯ ПРАВОМ, а не обязанностью поставщика. Такие разъяснения дало Министерство финансов в письме от 02.10.2018г. № 24-06-08/70718.

Обеспечение заявки на участие в конкурсе или аукционе может предоставляться в виде денежных средств или банковской гарантии. Выбор конкретного способа за участником закупки.

Необходимо учитывать, что в настоящее время обеспечение заявок на участие в конкурсах или аукционах, проводимых в электронной форме, может предоставляться участником закупки только путем внесения денежных средств. Но уже с 1 июля 2019 года вступают в силу изменения в закон 44-ФЗ, отменяющие это положение.

Конкретный размер обеспечения заявки и условия банковской гарантии (если такой вид обеспечения применим), указываются в конкурсной документации. При этом банковская гарантия для целей обеспечения заявки должна соответствовать требованиям статьи 45 закона 44-ФЗ. Срок действия банковской гарантии должен составлять не менее чем два месяца с даты окончания срока подачи заявок.

Законом установлено, что требования об обеспечении заявки на участие не распространяются на государственные и муниципальные учреждения, которые такое обеспечение предоставлять не обязаны.

Участники закупок должны учитывать, что денежные средства, вносимые в качестве обеспечения заявки, должны поступить на указанный заказчиком счет до даты рассмотрения и оценки заявок. В противном случае участник будет признан не представившим обеспечение, его заявка рассматриваться не будет.

Это положение не относится к аукционам и конкурсам, проводимым в электронной форме. Для них установлен особый порядок обеспечения заявок в виде блокировки денежных средств на специальном счете.

При проведении конкурсов или аукционов в электронной форме денежные средства, предназначенные для обеспечения заявок, вносятся участниками закупок на специальные счета, открытые в уполномоченных банках. Перечень банков определяет Правительство РФ. Оно же устанавливает требования к этим банкам.

По состоянию на апрель 2019 года в Перечень банков для открытия спецсчетов включена 21 кредитная организация. Первоначально распоряжением Правительства РФ № 1451-р от 13 июля 2018 года был утвержден Перечень из 18 банков для открытия спецсчетов по закону 44-ФЗ. Однако 13.02.2019 года распоряжениями Правительства РФ № 213-р и № 214-р в этот список были внесены изменения - были добавлены еще 4 банка (СМП, Возрождение, Тинькофф банк, АК БАРС), а РосЕвроБанк был исключен из списка в связи с объединением этого банка с Совкомбанком.

2. Банк ВТБ (публичное акционерное общество);

9. Публичное акционерное общество РОСБАНК;

15. РОССИЙСКИЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ КОММЕРЧЕСКИЙ БАНК (публичное акционерное общество);

18. Акционерное общество Банк “Северный морской путь”;

19. Публичное акционерное общество Банк “Возрождение”;

20. Акционерное общество “Тинькофф Банк”;

21. Акционерный коммерческий банк “АК БАРС”.

Обеспечение заявки на участие в конкурсе или аукционе, проводимых в электронной форме, производится путем блокирования денежных средств на специальном счете участника закупки при наличии необходимой суммы незаблокированных денежных средств в размере, определенном документацией о закупке. Банк производит блокирование средств в течение одного часа с даты и времени окончания срока подачи заявок на основании информации, полученной от оператора электронной площадки. Если же на специальном счете участника недостаточно свободных денежных средств для обеспечения заявки, блокирование не производится. Заявка возвращается подавшему ее участнику оператором электронной площадки в течение 1 часа с даты и времени окончания срока подачи заявок.

Денежные средства, которые находятся на специальном счете участника закупки, могут использоваться для целей обеспечения заявок только данного участника закупок. Блокирование средств на специальном счете в качестве обеспечения участия в закупках третьих лиц не допускается.

Банки обязаны начислять проценты за пользование денежными средствами, находящимися на специальном счете, в том числе в период их блокирования в целях обеспечения заявки. Размер процентов определяется договором специального банковского счета, заключаемым банком с участниками. На практике, размер процентной ставки, начисляемой банками на остаток денежных средств на специальном счете, крайне незначителен. В большинстве банков он составляет от 0,01 до 0,1 процентов годовых и не может рассматриваться как дополнительный источник дохода.

Законом предусмотрены штрафные санкции в отношении неаккуратных и недобросовестных участников закупок. Если в течение одного квартала вторые части заявок одного и того же участника на участие в конкурсах или аукционах, проводимых в электронной форме, трижды отклонялись конкурсной комиссией по причине несоответствия заявок предъявляемым требованиям или в связи с предоставлением недостоверной информации, в бюджет РФ удерживаются денежные средства, заблокированные на специальном счете в качестве обеспечения последней заявки.

0,5 – 1,0 процент от НМЦК, если размер НМЦК составляет от 5 до 20 млн. рублей;

0,5 - 5,0 процентов от НМЦК, при НМЦК более 20 млн. рублей.

А как же быть, если размер НМЦК составляет до 5 млн. рублей. Как мы уже писали выше, Правительство обязало устанавливать обеспечение заявок для закупок с НМЦК от 1 до 5 млн. рублей. Ответ прост. В этом случае размер обеспечения должен составлять от 0,5 до 1,0 процента от размера НМЦК. Основание – указание Министерства финансов от 23.05.2018г. № 24-02-05/34911. При НМЦК менее 1 млн. рублей, как мы уже говорили, заказчик не обязан устанавливать обеспечение заявки.

Законом предусмотрены льготы для организаций уголовно-исправительной системы (УИС) и инвалидов (ОИ): если НМЦК превышает 20 млн. рублей, то размер обеспечения не может превышать 2 % от НМЦК. Но при этом в закупке должны быть заявлены преимущества для УИС и ОИ. В то же время, в действующей редакции закона отменены льготы по обеспечению заявок для субъектов малого предпринимательства (СМП) и социально ориентированных некоммерческих организаций (СОНКО).

А сейчас поговорим о том, что же происходит с денежными средствами, внесенными в качестве обеспечения. Все достаточно просто. Денежные средства возвращаются на счет участника закупки в течение 5 рабочих дней. При проведении конкурсов или аукционов в электронной форме прекращается блокирование денежных средств участника закупки на специальном счете в течение 1 рабочего дня. Возврат средств или их разблокирование на спецсчете происходят при наступлении одного из следующих случаев:

1. Подведены итоги закупки, и участник не признан победителем.

2. Отменено определение победителя закупки.

3. Заявка участника отклонена.

4. Заявка участника отозвана до окончания срока подачи заявок.

5. Заявка на участие получена после окончания срока подачи заявок.


7. Заказчик получил решение контрольного органа об отказе в согласовании заключения контракта с единственным поставщиком.

А теперь попробуем дать ответ еще на один важный вопрос – как правильно спланировать свое участие в закупочных процедурах. Специалисты Кредитно-Страхового агентства советуют использовать банковские гарантии для обеспечения заявок в тех случаях, когда это допускается законом и тендерной документацией. Это несомненно обойдется Вам гораздо дешевле, чем обеспечение денежными средствами, ведь стоимость заемных средств в несколько раз выше, чем комиссия банка за выдачу банковской гарантии. При этом в большинстве случаев банковские гарантии выдаются без имущественного обеспечения и без открытия расчетного счета.

Если же речь идет об электронных процедурах, то пока возможно вносить обеспечение заявок только денежными средствами. Можно использовать заемные средства – тендерный кредит от банка или тендерный заем от микрофинансовой компании. Привлечение заемных средств на короткий период в 1,5 -2 месяца не станет тяжким бременем для Вашей компании. К тому же, рассматривая вопрос о банковской гарантии или кредите на обеспечение заявки, банк одновременно будет рассматривать возможность предоставления банковской гарантии для обеспечения исполнения контракта, которая понадобится в случае Вашей победы в тендере. И при положительном решении, у Вас уже не будет болеть голова о том, как обеспечить исполнение контракта.

Банковские гарантии и тендерные займы для участников госзакупок

по 44-ФЗ, 223-ФЗ и 185-ФЗ

Минимум документов, высокий процент одобрения

Разумеется, Вы всегда можете обеспечить свои заявки на участие в закупочных процедурах собственными денежными средствами, если они у Вас имеются в достаточном количестве, и Вы не можете найти им лучшего применения. Решение всегда за Вами.

И последнее о чем мы хотим рассказать в этой статье – как получить банковскую гарантию или тендерный заем.

Конечно же, это шутка! Эксперты Кредитно-Страхового агентства рекомендуют для получения банковской гарантии обращаться в первую очередь в свой обслуживающий банк. Банки всегда знают своих клиентов, контролируют их деятельность в части, устанавливаемой действующим законодательством, и достаточно легко могут проверить подлинность представленной финансовой отчетности. Кроме того, обращение за получением кредитных продуктов в свой банк существенно экономит время на подготовку документов, т.к. все юридические документы Вашей компании уже имеются в банковском досье.

Если же по какой-то причине обслуживающий банк отказывает Вашей компании в предоставлении банковской гарантии или сам банк не отвечает требованиям Федерального закона № 44-ФЗ, мы советуем Вам обратиться к специалистам, работающим на рынке госзакупок. Вам всегда помогут подобрать банки, предоставляющие банковские гарантии на наиболее выгодных условиях. Сейчас на рынке работает большое число банков, предоставляющих банковские гарантии для участников госзакупок без обеспечения и открытия расчетного счета, используя электронный документооборот.

Эксперты Кредитно-Страхового агентства смогут подобрать для Вас банки с учетом финансового состояния Вашей компании, ее места нахождения и сферы деятельности, кредитной истории, имеющегося опыта участия в госзакупках и других факторов, учитываемых банками при принятии решения. Одновременно мы сразу прорабатываем возможность получения банковской гарантии для обеспечения исполнения контракта на случай возможной победы Вашей компании в проводимой закупочной процедуре. В целях исключения возможных проблем с получением гарантии, по согласованию с клиентом заявки направляются сразу в несколько банков. При этом большую часть работы по подготовке кредитных заявок возьмут на себя наши эксперты.

В случае необходимости обеспечения заявки денежными средствами, мы всегда сможем подобрать для Вас банк или микрофинансовую организацию.

Отдельно обращаем Ваше внимание, что услуги специалистов Кредитно-Страхового агентства по организации тендерного обеспечения являются для наших клиентов бесплатными.

Удачных Вам торгов!


Кредитно-Страховое агентство – успешные компании доверяют профессионалам!

Внесение участником денег при подаче заявки или подписании контракта подтверждает серьезность намерения участников, а также гарантирует получение заказчиком компенсации при отказе поставщика от заключения контракта или качественного исполнения работы.

Обеспечение заявки

Закон предписывает заказчику устанавливать обеспечительный платеж при организации конкурсов и аукционов , для запросов котировок и предложений такой обязанности у заказчика нет.

Обеспечительная сумма и условия банковской гарантии содержатся в тендерной документации, хотя такая информация указывается уже в плане-графике закупок.

Размер

Как и раньше, предоставляемая сумма зависит от цены контракта (НМЦК), а также его отношения к организациям – льготникам.

Законом установлена минимальная цена контракта, при которой заказчик назначает обеспечение - 5 млн. рублей, если иное не установлено постановлением Правительства.

Размер обеспечения заявки с максимальной ценой от 1 млн. рублей до 5 млн. рублей не указан ни в законе, ни в постановлении Правительства №439.

Минфин считает, что обеспечение в таком случае должно составлять 0,5%-1% (Письмо Минфина от 23.05.2018 г №24-02-05/34911).

  • при НМЦК от 1 млн. рублей до 20 млн. рублей – 0,5-1% первоначальной цены контракта;
  • при НМЦК более 20 млн. рублей – 0,5-5% первоначальной цены контракта;

Если в торгах участвуют учреждения ФСИН, организации инвалидов, обеспечительный платеж не может превышать 2%, вне зависимости от цены контракта.

Форма

Участвуя в закрытом аукционе или конкурсе поставщик вправе сам выбирать, в каком виде предоставить сумму обеспечения.

  • перечисление денег на счет заказчика;
  • банковская гарантия.
  • приложите к заявке платежное поручение;
  • проконтролируйте, чтобы деньги пришли на счет заказчика до начала рассмотрения заявок, иначе ее отклонят, даже если "платежка" будет в наличии.

Если не хотите изымать деньги из оборота или получать банковскую гарантию, воспользуйтесь такой услугой как тендерный заем.

При подготовке банковской гарантии уточните, примет ли заказчик гарантию вашего банка. Проверьте, соответствует ли гарантия требованиям, установленным законодательством, иначе заявку отклонят.

  • Банковская гарантия по 44 ФЗ;
  • Условия и порядок выдачи банковской гарантии ;
  • Сумма обеспечения по банковской гарантии, размер по 44-ФЗ;
  • Замена банковской гарантии;
  • Расторжение банковской гарантии;
  • Банковская гарантия по 223-ФЗ.

Чтобы обеспечить участие нв торгах на ЭТП поставщик вносит деньги на специальный счет в банке, уполномоченном Правительством РФ. Читайте об этом в отдельной статье.

Возврат обеспечения

Заказчик не возвращает полученный обеспечительный платеж, а оператор ЭТП перечисляет ему заблокированные средства после завершения электронных торгов в таких случаях:

  • победитель перечислил обеспечительный платеж с нарушениями или вовсе не перечислил его;
  • в ыигравший участник решил не заключать контракт.

Обеспечение исполнения контракта

Кроме обеспечительного платежа при подаче заявки, закон предусматривает предоставление денежной гарантии исполнения контракта со стороны поставщика. Цель – компенсировать ущерб заказчику, если контракт не будет исполнен или будет выполнен некачественно.

Победитель закупки предоставляет обеспечение до заключения контракта, если он этого не делает, то заказчик контракт не подписывает, а поставщик рискует оказаться в РНП.

По 44-ФЗ законодатель устанавливает обязанность заказчика требовать обеспечение исполнения контракта.

Заказчик вправе, но не обязать устанавливать обеспечение, если торги проходят в форме запроса котировок (НМЦ ниже 500 тыс. рублей), запроса предложений, закупки у единственного поставщика. Если контрактом предусмотрен аванс, то обеспечение должно быть.

Размер

Заказчик вправе, но не обязать устанавливать обеспечение, если торги проходят в форме запроса котировок (НМЦ ниже 500 тыс. рублей), запроса предложений, закупки у единственного поставщика. Если контрактом предусмотрен аванс, то обеспечение обязательно.

Сумма обеспечения: от 5% до 30% от первоначальной цены заказчика. Если НМЦ превышает 50 миллионов рублей, то заказчик устанавливает обеспечение от 10% до 30%. В любом случае сумма не может быть меньше аванса, даже если он превышает 30%.

Если победитель в ходе торгов снизил НМЦ более чем на 25%, то он подтверждает добросовестность. Выигравший участник предоставляет обеспечение в полуторном размере или направляет заказчику копии других госконтрактов, выполненных без штрафов.

Форма

  • перечисление денег;
  • банковская гарантия.

Действие банковской гарантии должно не менее чем на один месяц превышать срок контракта. После окончания договора бланк гарантии поставщику не возвращается.

Возврат обеспечения

По мере исполнения контракта поставщик вправе снижать размер обеспечения на сумму выполненных обязательств и изменять его форму. Обычно это происходит, если контракт длительный, а обеспечительный платеж крупный.

Законодатель не указал условия возврата обеспечения поставщику после исполнения контракта. Сроки указываются в проекте контракта, обратите на них внимание при изучении тендерной документации.

Если контракт после внесения победителем конкурса залогового платежа не будет заключен в течение 30 дней из-за форс-мажорных обстоятельств, заказчик возвращает сумму в течение 5 рабочих дней.

Подготовка документов для торгов

Подготовка документов для торгов

Для участия в торгах по 44-ФЗ или 223-ФЗ потенциальный исполнитель должен предоставить пакет документов, состав которого может изменяться в зависимости от требований .

Польза договора субподряда для заказчиков и поставщиков

Польза договора субподряда для заказчиков и поставщиков

Крупные закупки редко производятся по простой цепочке Заказчик – Поставщик. Обычно к этому процессу привлекаются третьи, а иногда и четвертые, и пятые лица. Сложно представить, чтобы.

Какие возможности дает поставщикам открытый конкурс

Какие возможности дает поставщикам открытый конкурс

Открытый конкурс – второй по частоте проведения способ определения победителя в госзакупках – до сих пор вызывает скепсис у многих поставщиков. Некоторые приводят в довод.


Деньги на счёте по общему правилу блокируются до тех пор, пока у участника аукциона сохраняется возможность стать его победителем, дабы внесённые средства служили гарантией заключения им договора, если он будет объявлен победителем. Когда участник аукциона выбывает из дальнейшей борьбы или победитель аукциона подписывает контракт, то его деньги на счёте разблокируются и он может снять их со счёта.

  • уклонение или отказ участника аукциона заключить контракт;
  • изменение или отзыв аукционной заявки после истечения срока окончания подачи таких заявок;
  • непредоставление или предоставление с нарушением обеспечения исполнения контракта.


Обеспечение контракта в тендерах должно служить гарантией надлежащего обеспечения поставщиком своих договорных обязательств по уже подписанному контракту. Как и требование об обеспечении заявки, требование об обеспечении контракта отражается в закупочной документации.


Исключения из этого требования допустимы лишь в прямо предусмотренных законодательством случаях — например, при закупке у единственного поставщика на сумму до 100 000 рублей, при проведении запроса котировок на сумму до 500 000 рублей, при проведении запроса предложений для закупки изделий народных художественных промыслов или спортивного инвентаря для подготовки спортивных сборных команд Российской Федерации, в некоторых других случаях проведения запроса предложений или закупки у единственного поставщика. Не требуется обеспечения контракта и от казённого предприятия — это касается ситуаций, когда оно является не госзаказчиком, а, наоборот, участником закупки.


В отличие от обеспечения заявки, способ которого определяется заказчиком, способ обеспечения контракта выбирается поставщиком.


Закупка с обеспечительным платежом. Как поставщику принять участие?


Для того, чтобы принять участие в такой закупке, поставщик должен перевести платеж на указанный организатором счет и только после этого подать свою заявку. Проигравшие участники получают свои средства обратно. Победитель получает их только после успешного подписания договора. Если он отказывается подписывать контракт на озвученных ранее условиях, то заказчик оставляет деньги себе.


Обеспечение может перечисляться на счет заказчика, но это влечет за собой значительные трудозатраты на учет и возврат денежных средств. Если торговая процедура проходит на электронной площадке, то ее организатор может воспользоваться онлайн-сервисом. Например, на площадке B2B-Center это реализовано так: средства поставщика поступают на специальный счет в системе, и вся работа с ними проходит автоматически.


Перечислением денежных средств поставщик гарантирует свои намерения исполнить обязательства в рамках своей заявки. Если он указывает недостоверные сведения о себе, отзывает предложение в процессе подведения итогов торговой процедуры или отказывается заключать договор на условиях, указанных в заявке, то деньги автоматически перечисляются организатору. Использование такого инструмента минимизирует возможные риски и мотивирует участников торгов выполнять заявленные обязательства.


При создании некоторых типов закупочных процедур на площадке B2B-Center требование по обеспечению заявки в виде платежа установлено по умолчанию. Организатору остается только указать параметры обеспечительного платежа: фиксированная сумма или процент от стоимости контракта, срок блокировки/разблокировки средств. Система позволяет выбрать из трех вариантов – 30, 60 или 90 дней.


Перед подачей предложения установленная сумма блокируется на счете поставщика в системе, после этого он может подать заявку на участие в процедуре. При подведении итогов процедуры средства всех участников, кроме победителя, будут автоматически разблокированы и сразу могут быть использованы для других платежей. Деньги победителя будут заблокированы до подписания договора с заказчиком, но не более срока, который организатор указывал при создании извещения. Если победитель уклоняется от исполнения обязательств, то денежные средства перечисляются на счет организатора.


Резервирование средств на площадке выгодно обеим сторонам. Организатору процедуры не надо учитывать эти платежи, а также тратить ресурсы на их возврат, как это происходит в случае перечисления денежных средств на счет организатора. Участники же могут заранее пополнять счета своих компаний в системе и не тратить время на оформление банковской гарантии. Сервис работает автоматически в рамках площадки, поэтому снижает трудозатраты и заказчиков, и поставщиков. Сейчас он доступен для аукционов, объявлений о продаже, запросов цен и запросов предложений, в будущем аналогичный функционал появится в других видах процедур.


Для остальных способов закупки в качестве альтернативного способа обеспечения заявки предусмотрена банковская гарантия.


На B2B-Center вы можете получить банковскую гаранртию, не выходя из системы. Смотрите пошаговую видеоинструкцию.


  1. сумму банковской гарантии, подлежащую уплате гарантом заказчику;
  2. обязательства принципала, надлежащее исполнение которых обеспечивается банковской гарантией;
  3. обязанность гаранта уплатить заказчику неустойку в размере 0,1 процента денежной суммы, подлежащей уплате, за каждый календарный день просрочки;
  4. условие, согласно которому исполнением обязательств гаранта по банковской гарантии является фактическое поступление денежных сумм на счёт, на котором учитываются операции со средствами, поступающими заказчику;
  5. срок действия банковской гарантии;
  6. отлагательное условие, предусматривающее заключение договора предоставления банковской гарантии по обязательствам принципала, возникшим из контракта при его заключении, в случае предоставления банковской гарантии в качестве обеспечения исполнения контракта;
  7. установленный Постановлением Правительства РФ от 8 ноября 2013 № 1005 перечень документов, предоставляемых заказчиком банку одновременно с требованием об осуществлении уплаты денежной суммы по банковской гарантии:
  • платежное поручение, подтверждающее перечисление бенефициаром аванса принципалу, с отметкой банка бенефициара либо органа Федерального казначейства об исполнении (если выплата аванса предусмотрена контрактом, а требование по банковской гарантии предъявлено в случае ненадлежащего исполнения принципалом обязательств по возврату аванса);
  • документ, подтверждающий факт наступления гарантийного случая в соответствии с условиями контракта (если требование по банковской гарантии предъявлено в случае ненадлежащего исполнения принципалом обязательств в период действия гарантийного срока);
  • документ, подтверждающий полномочия единоличного исполнительного органа (или иного уполномоченного лица), подписавшего требование по банковской гарантии (решение об избрании, приказ о назначении, доверенность).

Выдача банковской гарантии является односторонней сделкой, совершаемой гарантом, то есть банком (ст. 154 ГК РФ). По этой причине бенефициар (государственный заказчик), не являясь стороной сделки, не имеет возможности предлагать и влиять на условия банковской гарантии.


Запрещается включение в условия банковской гарантии требования о представлении заказчиком гаранту судебных актов, подтверждающих неисполнение принципалом обязательств, обеспечиваемых банковской гарантией.


Банковская гарантия, предоставляемая участником закупки в качестве обеспечения заявки на участие в конкурсе или закрытом аукционе либо в качестве обеспечения исполнения контракта, должна быть включена в реестр банковских гарантий, размещенный в ЕИС.


Банковская гарантия: банки, которые имеют право выдавать БГ


Обеспечение заявки на электронный аукцион представляет собой сумму, которую поставщик решил принять участие в данном виде закупке, должен внести на свой счет на ЭТП. Кроме этого потребуется предоставить гарантию, с помощью которой можно будет подтвердить свою добросовестность.
Все вопросы по обеспечению заявок носят соответствие ст 44, 44 ФЗ.

Согласно с требованиями ФЗ под номером 44 при процедуре объявления аукциона в электронной форме, должен установить правила к обеспечению заявки. Заказчик обязательно должен выполнять данное требование. В соответствии с этим поставщик, который изъявил желание по участию в электронном аукционе, обязан брать во внимание, что на лицевом счете на ЭТП обязана быть нужная сумма.

При этом процесс по установлению размера обеспечения заявки обязан происходить в соответствии с общими правилами или на основании определенных условий, которые предполагаются согласно с ч 15 ст 44 44 ФЗ.

Нужна помощь в участии в электронных процедурах? Наш "Центр" предоставляет помощь в принятии участия в электронных аукционах и тогах в соответствии с 44 ФЗ.

2. Установление требования обеспечения заявки

Данные требования устанавливаются при проведении конкурсов и аукционов с НМЦК больше 1 млн руб. Об этом подробнее можно посмотреть в ч 1 ст 44 44 ФЗ, п 1 ПП России от 12 апреля 2018 под номером 439.

Согласно с Минфином РФ, в права заказчика входят требования по обеспечению заявки. Даже, когда НМЦК будет меньше 1 млн руб.

При проведении запроса предложений в электронном виде требуется предоставление обеспечения заявки, но при условии, что данный запрос осуществляется после того, как закупка будет признана несостоявшейся или в случаях, когда происходит осуществление повторной закупки, согласно с п 1 ч 4 ст 83 и п 2 ч 4 ст 83.1 44 ФЗ. При этом предполагается обеспечение заявки, устанавливающееся в размере, как и при осуществлении закупки, которая по результату была признана несостоявшейся и которая выступает в качестве основания для объявления запроса предложений.

Оставьте заявку у нас на сайте и наши специалисты с вами свяжутся в самое ближайшее время!

3. Требование обеспечения заявки аукцион

После того, как вступят в силу электронные закупки с 1.07.2019 г. участник имеет возможность вносить в виде обеспечения заявки лишь денежные средства. Данное действие необходимо будет выполнять согласно с ч 52 ст 112 44 ФЗ.

Чтобы выполнить процедуру по внесению обеспечения в виде денежных средств, для этого потребуется средства перевести на личный счет в банк, который будет находиться в списке утвержденном Распоряжением Правительства России от 13 июля 2018 под номером 1451-р. Данные счета должны открываться в самые быстрые промежутки времени, начиная с дня обращения.

Как только подойдет к завершению период, в течение которого можно будет подать заявку, то после этого банк блокирует сумму обеспечения, находящуюся на счетах участника. В том случае, если у участника на счете не имеется достаточной суммы денежных средств, то заявка будет возвращена участнику.

В некоторых ситуациях не происходит совершения действия по возврату средств, все они представлены далее:

  • При ситуации, когда участник уклоняется и отказывается от заключения договора с заказчиком и если происходит действие по внесению его в РНП. Тогда банк имеет право перечислить средства на счет в другой банк;
  • Если заказчиком произошло отклонение заявки из-за того, что во второй части заявки не имеется обязательных данных. Также, если заявка уже была отклонена не один раз, по той же самой причине и на той же ЭТП.

4. Видео-инструкция обеспечение заявки на участие в закупке: требования, формы, рекомендации

Для гарантированного результата в тендерных закупках Вы можете обратиться за консультацией к экспертам Центра Поддержки Предпринимательства. Если ваша организация относится к субъектам малого предпринимательства, Вы можете получить целый ряд преимуществ: авансирование по гос контрактам, короткие сроки расчетов, заключение прямых договоров и субподрядов без тендера. Оформите заявку и работайте только по выгодным контрактам с минимальной конкуренцией!

Согласно п. 1 ст. 44 Федерального закона № 44‑ФЗ [1] при проведении конкурсов и аукционов заказчик в обязательном порядке устанавливает требование к обеспечению заявок. Кроме того, заказчик может установить требование обеспечения исполнения контракта (ст. 96 Федерального закона № 44‑ФЗ). Участники закупки, с которыми заключаются (планируется заключить) контракты, в свою очередь, обязаны предоставить установленное заказчиком обеспечение. О способах обеспечения заявок (исполнения контракта), размерах обеспечения и правилах учета заказчиком поступивших сумм обеспечения расскажем в данной статье.

Требования об обеспечении заявки на участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) в равной мере относятся ко всем участникам закупки. Требования об обеспечении исполнения контракта, установленные заказчиком в документации о закупке, также должны выполняться всеми участниками закупки (в том числе бюджетными и автономными учреждениями), за исключением казенных учреждений, на которых такое требование не распространяется на основании пп. 1 п. 8 ст. 96 Федерального закона № 44‑ФЗ (Письмо Минэкономразвития РФ от 14.05.2014 № Д28и-801).

Обеспечение заявок на участие в конкурсе (аукционе) и обеспечение исполнения контракта может предоставляться участником закупки путем внесения денежных средств или банковской гарантией. Выбор способа обеспечения осуществляется участником закупки самостоятельно, за исключением случаев, для которых Федеральным законом № 44‑ФЗ установлен только один способ обеспечения (п. 1 ст. 44,п. 3 ст. 96 Федерального закона № 44‑ФЗ).

Внесение денежных средств в качестве обеспечения

Общие положения по обеспечению заявок на участие в конкурсе (аукционе) путем внесения денежных средств. Прежде всего, отметим, что обеспечение заявки на участие в электронных аукционах может предоставляться участником закупки только путем внесения денежных средств (п. 2 ст. 44 Федерального закона № 44‑ФЗ).

Обеспечение заявок на участие в конкурсе или закрытом аукционе может быть предоставлено участником закупки либо путем внесения денежных средств либо банковской гарантией.

При проведении электронного аукциона внесение денежных средств в качестве обеспечения заявки на участие в определении поставщика (исполнителя) осуществляется с учетом следующих особенностей:

  • внесение денежных средств осуществляется непосредственно в момент подачи такой заявки. Указанные средства перечисляются участником закупки на счет оператора электронной площадки в банке, на котором открываются лицевые счета для участников электронных аукционов (п. 8, 9 ст. 44 Федерального закона №44‑ФЗ);
  • в течение одного часа с момента получения заявки на участие в электронном аукционе оператор электронной площадки блокирует операции по лицевому счету, открытому для данного участника закупки, в отношении денежных средств в размере обеспечения указанной заявки. Таким образом, поступление заявки на участие в электронном аукционе является поручением участника закупки оператору электронной площадки блокировать операции по лицевому счету этого участника в отношении денежных средств в размере обеспечения указанной заявки (п. 17, 18 ст. 44 Федерального закона №44‑ФЗ).

Согласно п. 6 ст. 44 Федерального закона № 44‑ФЗ денежные средства, внесенные в качестве обеспечения заявки на участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), должны быть возвращены на счет участника закупки при проведении конкурса (закрытого аукциона) в течение не более чем пяти рабочих дней, а при проведении электронного аукциона прекращается блокирование таких денежных средств в течение не более чем одного рабочего дня с даты наступления одного из следующих случаев:

  • подписания протокола рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсе, протокола подведения итогов электронного аукциона, протокола закрытого аукциона. При этом возврат или прекращение блокирования осуществляется в отношении денежных средств всех участников закупки, за исключением победителя определения поставщика (подрядчика, исполнителя), которому такие денежные средства возвращаются после заключения контракта;
  • отмены определения поставщика (подрядчика, исполнителя);
  • отклонения заявки участника закупки;
  • отзыва заявки участником закупки до окончания срока подачи заявок;
  • получения заявки на участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) после окончания срока подачи заявок;
  • отстранения участника закупки от участия в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) или отказ от заключения контракта с победителем определения поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с п. 9, 10 ст. 31 Федерального закона №44‑ФЗ;
  • получения заказчиком решения контрольного органа в сфере закупок об отказе в согласовании заключения контракта с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), а в случае проведения электронного аукциона – получения оператором электронной площадки от заказчика указанного решения, направляемого не позднее рабочего дня, следующего после даты получения заказчиком указанного решения.

В соответствии с п. 14 ст. 44 Федерального закона № 44‑ФЗ размер обеспечения заявки должен составлять от 0,5 до 5% начальной (максимальной) цены контракта или, если при проведении аукционов начальная (максимальная) цена контракта не превышает 3 млн руб., – 1% начальной (максимальной) цены контракта.

В случае если участником закупки является учреждение или предприятие уголовно-исполнительной системы, организация инвалидов, субъект малого предпринимательства либо социально ориентированная некоммерческая организация, размер обеспечения заявки не может превышать 2% начальной (максимальной) цены контракта (п. 15 ст. 44 Федерального закона № 44‑ФЗ).

Общие положения по обеспечению исполнения контракта путем внесения денежных средств. В соответствии с п. 3, 4 ст. 96 Федерального закона № 44‑ФЗ в случае установления заказчиком требования об обеспечении исполнения контракта путем внесения денежных средств участник закупки, с которым заключается контракт, обязан внести указанные средства на счет заказчика.

Денежные средства, предусмотренные в качестве обеспечения исполнения контракта, должны быть внесены поставщиком (подрядчиком, исполнителем) в срок, установленный для заключения контракта. То есть контракт в данном случае будет заключен только после поступления на счет заказчика соответствующего обеспечения (п. 4, 5 ст. 96 Федерального закона № 44‑ФЗ).

Согласно п. 6 ст. 96 Федерального закона № 44‑ФЗ размер обеспечения исполнения контракта должен составлять от 5 до 30% начальной (максимальной) цены контракта, указанной в извещении об осуществлении закупки. В случае если начальная (максимальная) цена контракта превышает 50 млн руб., заказчик обязан установить требование обеспечения исполнения контракта в размере от 10 до 30% начальной (максимальной) цены контракта, но не менее чем в размере аванса (если контрактом предусмотрена выплата аванса). Если аванс превышает 30% начальной (максимальной) цены контракта, размер обеспечения исполнения контракта устанавливается в размере аванса.

Отметим, что в ходе исполнения контракта поставщик (подрядчик, исполнитель) вправе предоставить заказчику обеспечение исполнения контракта, уменьшенное на размер выполненных обязательств, предусмотренных контрактом, взамен ранее предоставленного обеспечения исполнения контракта (п. 7 ст. 96 Федерального закона № 44‑ФЗ).

В случае установления в документации о закупке требований об обеспечении исполнения контракта, в него включается обязательное условие о сроках возврата заказчиком поставщику (подрядчику, исполнителю) денежных средств, внесенных в качестве такого обеспечения (п. 27 ст. 34 Федерального закона № 44‑ФЗ). Учитывая то, что основным условием исполнения контракта является выполнение всех обязательств по нему, как правило, возврат обеспечения заказчиком осуществляется после подписания актов выполненных работ по факту выполнения обязательств поставщиком (подрядчиком, исполнителем).

Бухгалтерский учет денежных средств, поступивших от участника закупки в качестве обеспечения заявки (исполнения контракта). Исходя из вышеизложенного денежные средства, вносимые участником закупки в качестве обеспечения заявки (исполнения контракта), перечисляются на счет заказчика (за исключением случая проведения электронного аукциона). При этом после заключения контракта (исполнения контракта) такие средства заказчик обязан возвратить назад. Иными словами, в распоряжении заказчика указанные средства находятся временно.

Бюджетное учреждение культуры (заказчик) разместило извещение о проведении конкурса на осуществление ремонтных работ. Конкурсной документацией установлено требование об обеспечении заявки на участие в таком конкурсе. Размер обеспечения составляет 30 000 руб. (цифры условные).

Указанная сумма поступила на лицевой счет бюджетного учреждения от организации, которая впоследствии была признана победителем и с которой заключен контракт. После заключения контракта учреждением осуществлен возврат суммы обеспечения.

В бухгалтерском учете бюджетного учреждения операции отразятся следующим образом:

Читайте также: