Как определить платежеспособность клиента

Обновлено: 30.06.2024

Узнайте как работаем и отдыхаем из нашего производственного календаря на 2022 год .

Законы рынка диктуют необходимость постоянно держать на контроле финансовое состояние фирмы, говоря более конкретно – способность своевременно рассчитываться по своим обязательствам. Важную роль здесь играют показатели ликвидности и платежеспособности, тесно связанные друг с другом.

Смысл показателей и их взаимосвязь

В экономической литературе существует несколько подходов к определению, что такое ликвидность и платежеспособность. Разные авторы говорят о ликвидности как о способности оплатить краткосрочные обязательства либо о скорости, с которой текущие активы можно обратить в денежный эквивалент.

На заметку! Согласно МСФО, действующим в нашей стране, денежные средства – это наличность в кассе и деньги на депозитах до востребования. ПБУ 23/2011 (п. 5) также указывает, что эквивалентами денежных средств могут быть депозиты до востребования.

Обратим внимание, что сама по себе высокая платежеспособность не всегда говорит о выгодных вложениях средств в оборотные активы, значит, говорить о полной идентичности терминов все же рискованно. На практике чаще всего используется такое разделение понятий: ликвидность — потенциальная способность фирмы рассчитываться по своим обязательствам, платежеспособность – реальная возможность выполнять взятые на себя обязательства.

Ликвидность имеет отношение к движению фондов, а платежеспособность – движению денег.

Коэффициенты и соотношения

Рассмотрим важнейшие коэффициенты расчета ликвидности и платежеспособности. Основных, наиболее часто используемых в анализе, коэффициентов ликвидности три: текущей, быстрой и абсолютной ликвидности. Рассчитываются они по балансу и представляют собой отношение активов разной быстроты ликвидности к текущим обязательствам.

Текущая ликвидность рассчитывается по всем оборотным активам, быстрая ликвидность – по ликвидным оборотным активам, абсолютная ликвидность – единственно по высоколиквидным активам, к которым относят денежные средства и краткосрочные финансовые активы.

Для расчета используют принятое разделение по балансу:

Как видим, оно основано на разделении активов по скорости обращения в деньги, а пассивов — по срочности погашения.

Текущая ликвидность: (А1 + А2 + А3)/(П1 + П2), нормальное значение 2 и выше. Быстрая ликвидность: (А1 + А2)/(П1 + П2), нормальное значение 1 и выше.

Абсолютную ликвидность называют еще коэффициентом денежной ликвидности, показатель говорит о возможности фирмы продемонстрировать быстрейшую ликвидность. Формула: А1/(П1 + П2), нормальное значение (наиболее часто используется) 0,2 и выше.

При анализе платежеспособности можно использовать указанное разделение. Так, если сумма А1 и А2 больше суммарного значения П1 и П2, фирма платежеспособна в краткосрочной и среднесрочной перспективе. А3 больше П3 – фирма в долгосрочной перспективе может быть платежеспособна. При этом А4 П4) — имеем неликвидный баланс.

Для анализа платежеспособности наиболее часто используют отношение суммарные обязательства / суммарный актив. Суммарные обязательства при этом являются суммой долгосрочных и текущих обязательств. Показатель выявляет долю активов, финансируемых за счет заемных средств в целом, независимо от источника. Используются средние значения переменных в периоде. Максимально рекомендуемый коэффициент — 0,5, минимум – 0,2.

Проблемы анализа и использования показателей

Показатели ликвидности и платежеспособности рассчитываются на основе бухгалтерской отчетности,баланса. Экономисты-аналитики, не умаляя роли и информативности балансовых показателей, указывают на очевидные проблемы его использования:

  • несоответствие балансовой стоимости имущества его рыночной стоимости (как минимум не учитываются затраты на реализацию);
  • наличие активов, которые могут быть проданы с убытком;
  • отражение в балансе имущества под залогом.

Аналитики компенсируют эти недостатки исчислением большого числа показателей, сопоставлением их, вводом в обиход рекомендуемых значений показателей, выявленных в ходе статистического наблюдения. Большую роль играет отраслевой фактор. Например, показатель текущей ликвидности, имеющий общепринятое нормальное значение 2 и выше, может снижаться в некоторых отраслях до 1,5, и это тоже будет считаться нормой. Похожая ситуация и с другими коэффициентами ликвидности.

Коэффициент абсолютной ликвидности, кроме того, используется в расчетах реже других и не имеет стабильного норматива. Приведенное значение от 0,2 применяют наиболее часто.

Заметим, завышенные значения этого коэффициента говорят о значительном количестве денег, находящихся без движения, не вложенных в развитие бизнеса.

Несмотря на указанные проблемы, анализ ликвидности и платежеспособности с достаточной степенью достоверности позволяет оценить финансовое состояние фирмы и принять необходимые меры: по уменьшению кредиторской задолженности, обеспечению притока дополнительных финансовых средств, реализации излишних активов, ускорению оборота имеющихся в распоряжении денежных средств.

100% практика по признанию должников банкротами.
Юристы гарантированно доводят процессы до полного списания долговых обязательств.

stavka

В создании экономических отношений финансы играют ведущую роль. Они специфичны из-за того, что их всегда рассчитывают в денежной форме. При этом финансы отражают то, как образуются, распределяются и используются доходы на предприятии.

При получении данных о финансовом состоянии предприятия, можно использовать несколько показателей, которые напрямую связаны со всеми направлениями в его деятельности. К характеристикам, являющимся итоговыми, причисляют такое понятие, как платежеспособность. Она относится к показателям, которые характеризуют общее состояние предприятия.

Платежеспособностью называется способность предприятия выплатить за все свои задолженности и обязательства исходя из размера его денежных накоплений. При условии, что платежеспособность промышленного или иного предприятия довольно высока, можно сделать вывод, что все предприятие в целом устойчиво на рынке и с его финансами все в порядке. А это значит, что перед таким предприятием не нависнет угроза банкротства.

Платежеспособность имеет связь с активами и пассивами производства, ведь она и есть соотношение между двумя этими статьями баланса. Только предприятие, имеющее в своем запасе высоколиквидные активы, сможет выплатить все свои долги по всем обязательствам. Это и есть признак платежеспособности предприятия. Иными словами, уровень платежеспособности связана со степенью ликвидности активов фирмы.

Платежеспособность признается показателем, который взаимосвязан с уровнем ликвидности предприятия. Наряду с ликвидностью она является основной характеристикой финансового благосостояния предприятия. Довольно часто платежеспособность и ликвидность являются синонимами и обозначают способность предприятия своевременно погасить долг вместе с достатком денежных средств, выделяемых на уплату задолженности.

К первоочередным показателям платежеспособности относят оборотный капитал предприятия, который можно найти из разности оборотных активов и краткосрочных обязательств. Предприятие имеет возможность выплачивать задолженность только в том случае, если значение его оборотных активов значительно превышает значение краткосрочных обязательств. Оборотный капитал может изменяться только в двух случаях: прибыли или убытка.

При увеличении оборотных активов, которые превышают значение краткосрочных обязательств, возрастает оборотный капитал предприятия. При его уменьшении, когда оборотные активы меньше краткосрочных обязательств, предприятие вынуждено прибегать к помощи кредитов и займов. Платежеспособность предприятия обязательно снизится, если оборотный капитал не будет превращаться в денежные накопления.

kred-270x270

Перед тем, как проводить анализ платежеспособности предприятия, фирмы или клиента, заключается кредитный договор (как это делать описано в этой статье), благодаря которому выявляются факторы риска, которые в дальнейшем могут привести к такой ситуации, когда кредит не выплачивается за оговоренный в договоре период времени. Тем самым просчитывается вероятность полного и своевременного погашения денежного займа.

Во время своей работы банк уделяет особое внимание тому, насколько платежеспособен их клиент. Банковские сотрудники проводят анализ платежеспособности клиента, взвешивая возможность и целесообразность выплаты ему ссуды.

Определение платежеспособности проводится на основе справки о доходах клиента, в которой указывается название организации, оформившей справку, ее адрес и номер телефона, срок, в течение которого заемщик работает в этой организации, его должность, среднемесячная заработная плата за последние полгода и значение среднемесячных удержаний.

Чтобы рассчитать платежеспособность, из дохода заемщика вычитают обязательные платежи, которые указаны в справке о доходе. К этим обязательным платежам относят налоги, взносы и алименты, погашение прошлых задолженностей и процентов по уже имеющимся кредитам.

В законодательстве ПС обозначает способность физического или юридического лица своевременно выполнять стоящие перед ним денежные обязательства, которые предусмотрены заключенным договором или законом, из денежных средств, которые имеются в его распоряжении.

Если финансы предприятия находится в прекрасном состоянии, то оно называется устойчиво платежеспособным. Если же у предприятия не все в порядке с финансами, то оно зачисляется в категорию временно или постоянно неплатежеспособных предприятий.

Предприятие никогда не будет ждать банкротство, если у него всегда есть свободные денежные средства, которых достаточно для того, чтобы полностью погасить уже имеющиеся у него обязательства. Однако даже если у предприятия нет свободных денежных ресурсов, но оно все же может стремительно реализовать свою продукцию и рассчитываться с кредиторами, то такое предприятие также признается платежеспособным.

proverka-platezhesposobnosti

Платежеспособное предприятие может в оговоренный срок полностью рассчитаться с кредиторами, поставщиками техники и материалов для производства, оплачивать без задержек заработные платы своих сотрудников, вовремя платить налоги в государственные службы. В зависимости от того, как часто и вовремя предприятие погашает задолженности, можно определить наличие свободных денежных средств.

Анализ платежеспособности предприятия нужен не только для того, чтобы оценить и спрогнозировать дальнейшую деятельность предприятия. Он необходим и для банков, выступающих в роли внешних инвесторов. Ведь перед выдачей кредита банку необходимо быть полностью уверенным, что заемщик сможет выплатить всю сумму кредита.

Также очень полезно для предприятия знать о платежеспособности его будущих партнеров, с которым он хочет заключить договора о закупке или продаже продукции. Более того, в случае, когда предприятие предоставляет другому производству кредит, анализ платежеспособности заемщика поможет избежать в дальнейшем проблем, связанных с просрочкой кредита.

image_pdf
image_print

В идеале проводить оценку действующего или потенциального контрагента целесообразно перед любой сделкой. Однако это не всегда возможно. В обязательном порядке провести такой анализ следует, если:

  • появляется новый бизнес-партнер;
  • с контрагентом, с которым раньше сотрудничество носило эпизодический характер, планируется работать в долгосрочной перспективе;
  • при подписании соглашения с отсрочкой платежа либо предварительной оплатой;
  • всегда, когда возникают подозрения по поводу платежеспособности контрагента, в том числе потенциального.

Подход к оценке может быть разным: полный анализ деятельности субъекта бизнеса или определение отдельных наиболее важных показателей, анализа которых будет достаточно для выводов о платежеспособности и надежности контрагента.

Зачем это нужно

Доверие — вещь, безусловно, хорошая, но строить бизнес лишь на этом чревато неприятными последствиями. Их спектр весьма широк:

  • финансовые потери;
  • репутационные риски (например, из-за непоступления оплаты от контрагента компания не смогла выполнить свои кредитные обязательства); , доначисления и санкции за непроявление должной осмотрительности при выборе контрагента; ;
  • судебные разбирательства, привлечение к ответственности.

В основном действия сводятся к получению о потенциальном или реальном контрагенте всевозможной информации из самых разных источников.

Запрос документов и сведений у контрагента

В первую очередь, нужно получить копии свидетельства о госрегистрации контрагента, документа о присвоении ему ИНН, а также Устава (для организаций). Запросить эти документы следует у самого контрагента.

Государственный номер (ОГРН или ОГРИП) и ИНН — базовые сведения, на основе которых можно получить данные из открытых источников, в том числе выписку из ЕГРЮЛ. Вместе с тем отметим, что не стоит ограничиваться только выпиской — это не является проявлением должной осмотрительности.

Кроме того, можно запросить у контрагента бухгалтерскую отчетность, информацию о лицензиях, о том, как он рассчитывается с бюджетом, и некоторые другие сведения. Добросовестный бизнесмен, скорее всего, не станет возражать против предоставления такой информации, хотя закон и не обязывает этого делать. В любом случае отказ может говорить о том, что компании есть что скрывать.

Ненадежный партнер

Иногда владельцы бизнеса не хотят предоставлять такие сведения, ссылаясь на коммерческую тайну. Однако информация об учреждении компании и данные из реестра, сведения о лицензиях, налоговых отчислениях, финансовой отчетности и даже о заработной плате персонала не относится к коммерческой тайне. Стоит разъяснить это потенциальному контрагенту, и, возможно, тогда он пойдет навстречу.

Если контрагент не хочет давать запрашиваемые документы и данные, можно предложить ему выбрать иной способ подтверждения собственной платежеспособности.

Использование открытых источников

Провести анализ данных, которые содержатся в открытых источниках, удобнее всего через специальные сервисы проверки контрагентов, например, Контур.Фокус. Из таких систем можно получить много полезной информации. Они включают как сведения открытых реестров и баз данных, так информацию, которую условно можно назвать неофициальной. Это упоминание о компании в интернете, отзывы клиентов, работников и другие сведения.

В следующей таблице мы собрали основные открытые источники данных, которые можно использовать для анализа.

Таблица. Ресурсы для анализа контрагента

Реестр юридических лиц и ИП на сайте ФНС (выписка из Реестра без подписи);

Читайте также: