В каком случае банк должен приостановить операцию перевода денежных средств по поручению клиента

Обновлено: 28.06.2024

Судебные споры по 115-ФЗ. Оспаривание ограничений банка по счету владельца счета. Практика применения ФЗ от 07.08.2001 №115-ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма". Взыскание удержанных комиссий, уплаченных штрафов банку.

1. В качестве основания для удержания денежных средств Истца Банком был указан штраф за неисполнение и/или несвоевременное исполнение запроса Банка, предоставление недостоверных документов и/или предоставление документов, не отражающих экономический смысл проводимых операций. Судом было отмечено, что Федеральный закон № 115-ФЗ, равно как и иные федеральные законы, не содержат норм, позволяющих кредитным организациям в качестве мер противодействия легализации доходов, полученных преступным путем, устанавливать специальное комиссионное вознаграждение или взимать штраф. Взыскание комиссии за непредставление клиентом документов и (или) исчерпывающих пояснений либо представление недостоверных и (или) недействительных документов, формой контроля не является (Решение АС г. Москвы от 23.01.2017 по делу № А40-224417/2016).

Решение от 6 февраля 2017 г. по делу № А40-200763/2016 – аналогичное дело. Постановление от 7 февраля 2017 г. по делу № А40-22837/2016 такое же.

10. Суд установил, что доказательств, подтверждающих наличие оснований, поименованных в пункте 11 статьи 7 Закона N 115-ФЗ и позволяющих банку отказать в исполнении спорных платежных поручений Истца не имеется. Аналогичные выводы суда также подтверждаются и имеющейся судебной практикой по такой категории дел с банками (постановление АС Уральского округа от 01.10.2015 дело N А60-7882/2015, постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 1 июня 2016 г. по делу N А62-8157/2015). Исследовав материалы дела и заслушав представителя ответчика, суд пришел к выводу о том, что Банка отказал в совершении операций по платежному поручению не в связи с необычным характером операций, а в связи с не предоставлением истцом документов, запрашиваемых Банком в обоснование иных операций. Проанализировав письмо Банка от 31.08.2016 письмом, суд пришел к выводу о том, что большая часть запрошенной Банком информации непосредственно не связана с операциями по платежным поручениям, а направлена на оценку хозяйственной деятельности общества, ее соответствия налоговому, трудовому законодательству, требованиям законодательства по обращению с ломом и отходами черных и цветных, в период 2015 год, второй квартал 2016 года, что в данном случае к компетенции банка не относится (Решение АС Смоленской области от 31 января 2017 г. по делу № А62-7337/2016).

Выводы по практике применения ФЗ №115-ФЗ:

1) о взыскании с коммерческой организации суммы неосновательного обогащения. Как правило, поводом для обращения в таких случаях служит установление Банком штрафных санкций за несвоевременное исполнение или же за неисполнение запроса Банка о предоставлении определенных документов, позволяющих сделать вывод о характере финансовой операции, в проведении которой Клиенту было отказано.

2) о признании незаконными действий банка по приостановлению расчетно-кассового обслуживания. В данном случае Банк апеллирует тем, операции Клиента признаны сомнительными, что послужило основанием для приостановления на неопределенный срок обслуживания.

3) о признании отказа в заключении договора о расчетно-кассовом обслуживании незаконным и понуждении заключить договор о расчетно-кассовом обслуживании. Отказ правомерен при наличии факторов, указанных в ФЗ 115-фз, которые по отдельности или по совокупности влияют на принятие кредитной организацией решения об отказе от заключения договора банковского счета.

В случае, если Ваш судебный спор или иной спор, договорная работа или любая другая форма деятельности касается вопросов, рассмотренных в данной или ином нашем материале, рекомендуем проверить и убедиться, что Ваша правовая позиция соответствует последним изменениям практики и законодательству.

Мы будем рады оказать Вам юридическую помощь по поводу минимизации юридических рисков и имеющимся возможностям. Мы постараемся найти решение, подходящее именно для Вас.

Давид Гликштейн, менеджер. Пишу статьи, ищу интересную информацию и предлагаю способы ее практического использования. Верю, что благодаря качественной юридической аналитике клиенты приходят к юридической фирме, а не наоборот. Согласны? Тогда давайте дружить на Facebook.

Если вам понравился этот материал или какие-либо наши иные, то порекомендуйте их вашим коллегам, знакомым, друзьям или деловым партнерам.


Ст. 76 НК РФ регулирует процедуру блокировки налоговиками счета налогоплательщика. Рассмотрим, какие вопросы на практике вызывает применение данной меры, и ответим на них в данной статье.

Ст. 76 НК РФ: официальный текст

Ст. 76 НК РФ: вопросы и ответы

Статья 76 НК РФ — для кого она?

Приостановление операций по счетам — один из способов обеспечения исполнения обязанности по уплате налогов, сборов и страховых взносов, регламентируемых Налоговым кодексом. Ст. 76 НК РФ детально прописывает эту процедуру для организаций-налогоплательщиков. О них и пойдет речь в нашей статье. Однако следует иметь в виду, что согласно пп. 11, 13 ст. 76 НК РФ данные правила применяются также в отношении:

Кроме того, ст. 76 НК РФ затрагивает обязанности банков. Ну и, конечно, она касается налоговиков, ведь, блокируя счет, они должны строго следовать установленной процедуре.

В чем суть блокировки счета?

Приостановление операций по счету означает прекращение всех расходных операций. Исключением являются следующие платежи:

  1. Платежи, очередность исполнения которых предшествует очередности налоговых платежей. У взыскиваемых налогов 3-я очередь. А значит, даже с заблокированного счета банк будет проводить платежи:
  • по исполнительным документам о возмещении вреда, причиненного жизни и здоровью, а также требованиям о взыскании алиментов (1-я очередь);
  • по исполнительным документам для расчетов по выплате выходных пособий и зарплаты увольняющимся сотрудникам, а также по выплате вознаграждений авторам результатов интеллектуальной деятельности (2-я очередь);
  • по платежным документам, предусматривающим перечисление или выдачу зарплаты, если они поступили в банк до решения о приостановлении.
  1. Перечисление в бюджет налогов (авансовых платежей), сборов, страховых взносов, а также пеней и штрафов по ним (письмо Минфина России от 03.06.2010 № 03-02-07/1-266).

Инспекция может также приостановить переводы электронных денег, то есть все операции, влекущие уменьшение остатка средств на счете.

Что может повлечь блокировку?

Ст. 76 НК РФ содержит исчерпывающий перечень оснований для блокировки счета. К ним относятся (пп. 2, 3, 3.2 ст. 76 НК РФ):

  • неуплата налогов, сборов, страховых взносов;
  • непредставление декларации, расчета 6-НДФЛ и расчета по страховым взносам;
  • непередача налоговикам квитанции о приеме требования о представлении документов, пояснений или уведомлений в порядке п. 5.1 ст. 23 НК РФ;
  • обеспечение исполнения решения по итогам проверки.

Как действует инспекция при выявлении недоимки по налогу, вы во всех подробностях можете узнать в Готовом решении от КонсультантПлюс, получив бесплатный доступ к системе.

Какие счета могут заморозить?

Налоговики могут заблокировать только те счета, которые открыты по договору банковского счета, а именно расчетные счета — рублевый и валютный.

  • транзитный валютный счет (письма Минфина России от 16.04.2013 № 03-02-07/1/12722, ФНС России от 21.03.2013 № АС-4-2/4846);
  • ссудные счета (постановление ФАС Московского округа от 18.08.2005, 15.08.2005 № КА-А41/7704-05);
  • депозитные счета;
  • залоговые счета.

Как блокируют счет по п. 2 ст. 76 НК РФ?

Прежде чем наложить приостановление, ИФНС должна начать процедуру взыскания налоговых долгов, а именно:

  • выставить требование об уплате налога, пеней, штрафа, процентов;
  • подождать его исполнения (напомним: срок исполнения требования — 8 рабочих дней с даты получения, если в нем не установлен более продолжительный период);
  • если требование не исполнено, принять решение о взыскании долга за счет денежных средств налогоплательщика.

Алгоритм взыскания налоговой задолженности детально описали эксперты КонсультантПлюс. Получите бесплатный доступ к К+ и переходите в Готовое решение.

И только после этого инспекция вправе блокировать счет.

В рамках взыскания есть еще один этап — направление инспекцией в банк поручения на взыскание недоимки во исполнение решения о взыскании. Однако в процедуре блокировки счета данный этап и данный документ (поручение) не фигурируют. Вправе ли налоговики применить приостановление, если такое поручение в банк не направлялось, смотрите в подборке судебной практики от КонсультантПлюс.

Если указанная выше последовательность действий нарушена, запрет на расходование денег можно оспорить.

Какая сумма блокируется?

Блокировка распространяется только на сумму, указанную в решении. Расходовать деньги сверх нее можно без ограничений (письма Минфина России от 15.04.2010 № 03-02-07/1-167, от 09.07.2008 № 03-02-07/1-268, постановление ФАС Северо-Западного округа от 13.09.2010 № А56-75387/2009).

Если под приостановление попал валютный счет, замораживается валютный эквивалент суммы, указанной в решении, исходя из курса ЦБ РФ на дату начала действия приостановления (п. 2 ст. 76 НК РФ, письма Минфина России от 30.12.2008 № 03-02-07/1-542, от 15.04.2009 № 03-02-07/1-186, от 21.09.2009 № 03-02-07/1-434).

Налоговики должны передать копию решения о приостановлении операций налогоплательщику в срок не позднее рабочего дня, следующего за днем принятия такого решения. Она передается под роспись или иным способом, позволяющим засвидетельствовать дату получения (п. 4 ст. 76 НК РФ), например, по ТКС или через личный кабинет налогоплательщика.

Если вы не получили копию решения, блокировку счета можно попытаться обжаловать. Однако стоит иметь в виду, что в практике арбитражных судов нет единого мнения по данному вопросу.

Нам удалось найти решения, в которых суды вставали на сторону налогоплательщиков и признавали данное обстоятельство основанием для отмены приостановления операций по счетам (постановления ФАС Московского округа от 20.05.2011 № КА-А40/4435-11 по делу № А40-85562/10-20-435, ФАС Западно-Сибирского округа от 11.03.2009 № Ф04-1374/2009(1902-А46-34) по делу № А46-15309/2008).

Также есть решения и в пользу контролеров (постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 04.09.2012 по делу № А10-3116/2011). Справедливости ради стоит сказать, что в последнем деле поддержанный судом налоговый орган предпринял необходимые действия по вручению решения по известному ему адресу налогоплательщика, исчерпав тем самым все имеющиеся для этого возможности.

Инспекция направляет решение в банк в электронной форме (п. 4 ст. 76 НК РФ). Срок направления ст. 76 НК РФ не определен, но, как правило, оно попадает по назначению оперативно.

Как действует банк?

Получив решение, банк:

  • Сообщает налоговикам, сколько денег имеется на замороженном счете.
  • Приступает к исполнению решения, чем занимается вплоть до получения решения об отмене блокировки (п. 7 ст. 76 НК РФ, письмо Минфина России от 11.06.2010 № 03-02-07/1-276). Если в решении приведено одновременно несколько счетов налогоплательщика, банк должен заблокировать все эти счета в пределах суммы, указанной в решении (письмо Минфина России от 14.01.2013 № 03-02-07/1-6).
  • Не имеет права открывать клиенту новые счета, корпоративные средства платежа, вклады и депозиты. Причем открыть новый счет банк не вправе даже в том случае, если решение о приостановлении получено в отношении счетов, к моменту блокировки уже закрытых (письмо Минфина России от 17.12.2008 № 03-02-07/1-517, постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 01.02.2013 по делу № А19-12728/2012).
  • Не может закрыть счет, если на нем есть деньги (письмо Минфина России от 11.05.2007 № 03-02-07/1-225). Если же деньги на счете, в отношении которого имеется решение о приостановлении, отсутствуют на протяжении 2 лет, самостоятельное закрытие счета банком допускается (письмо Минфина России от 01.08.2008 № 03-02-07/1-334).

Если до поступления решения о приостановлении банк получил от вас расчетные документы, но не успел их исполнить, он может сделать это только в отношении тех платежей, на которые блокировка не распространяется (письма Минфина России от 10.11.2008 № 03-02-07/1-459, от 15.04.2008 № 03-02-07/1-149).

Каковы особенности блокировки счета по п. 3 ст. 76 НК РФ за неподачу декларации?

Если крайний срок представления декларации истек, прошло еще 10 рабочих дней, а вы ее так и не подали, инспекция может заблокировать ваш счет. Право на блокировку сохраняется за ней в течение 3 лет со дня истечения указанного 10-дневного срока (подп. 1 п. 3 ст. 76 НК РФ).

В отличие от приостановления, осуществляемого при взыскании налоговой недоимки, в данном случае замораживается не часть, а все деньги на счете (письма Минфина России от 15.04.2010 № 03-02-07/1-167, от 17.04.2007 № 03-02-07/1-182). Но и в этом случае могут проводиться платежи 1–3-й очереди. Например, со счета может выплачиваться зарплата или списываться деньги по решению суда.

Когда блокировка по подп. 1 п. 3 ст. 76 НК РФ незаконна?

Блокировка по данному основанию применяется только за неподачу деклараций, в том числе налоговыми агентами (письмо ФНС России от 22.08.2014 № СА-4-7/16692).

Она не распространяется на случаи неподачи:

Подробнее об этом читайте в этой статье.

К тому же счет не могут заморозить из-за ошибки в декларации, которая не влечет отказ в ее принятии (письмо Минфина России от 04.07.2013 № 03-02-07/1/25589), или из-за подписания декларации неуполномоченным лицом (постановления ФАС Уральского округа от 06.05.2013 № Ф09-3372/13 по делу № А60-31906/12, ФАС Западно-Сибирского округа от 20.02.2012 по делу № А45-8704/2011).

Также поводом для блокировки не является подача декларации по неактуальной, устаревшей форме.

Что сделать, чтобы инспекция отменила приостановление?

Устранить нарушения, за которые вас наказали. Так, приостановление должно сниматься:

Если контролеры заблокировали сразу нескольку счетов и замороженная сумма превышает сумму, указанную в решении о приостановлении, подайте заявление об отмене приостановления, указав в нем счета, денег на которых хватает для исполнения решения о взыскании налога, и счета, которые просите разблокировать. Излишне заблокированные суммы освободят в течение 2 дней, и вы сможете ими пользоваться (п. 9 ст. 76 НК РФ). Не забудьте приложить к заявлению документы, подтверждающие размеры денежных остатков. В этом случае налоговикам не придется запрашивать информацию об остатках в банке, что сократит время разблокировки.

Во всех указанных случаях для отмены приостановления инспекцией принимается соответствующее решение. Оно передается в банк, а его копия — налогоплательщику.

О действиях по разблокировке читайте также в материалах:

Какие еще есть основания для разблокировки счета?

Основания для отмены приостановления операций по счетам могут содержаться в отдельных федеральных законах. При этом решения налоговиков для разблокировки счета не требуется. К таким случаям, в частности, относятся:

  • Ликвидация организации (письмо Минфина России от 16.09.2013 № 03-02-08/38179). При утрате статуса ИП физлицом решение о приостановлении операций по его счетам в банке продолжает действовать (письмо Минфина России от 24.07.2012 № 03-02-07/1-187);
  • Признание налогоплательщика банкротом арбитражным судом и открытие в отношении него конкурсного производства (письмо Минфина России от 16.11.2010 № 03-02-07/1-534).

Заметим, что приостановление не отменяется в связи с реорганизацией. После ее окончания решение продолжает действовать в отношении счетов правопреемника (письмо Минфина России от 24.07.2012 № 03-02-07/1-187).

Можно ли наказать контролеров за затягивание с разблокировкой?

Сроки принятия решения о разблокировке счетов и его направления в банк четко прописаны в ст. 76 НК РФ. За нарушение этих сроков с ИФНС можно взыскать проценты (п. 9.2 ст. 76 НК РФ). Их уплата полагается за каждый календарный день просрочки принятия или направления решения в банк на сумму, которая была заморожена.

Если блокировка была незаконной, также начисляются проценты за весь период с момента получения банком решения о приостановлении до получения решения о его отмене.

Если денег на заблокированном счете не было, проценты не начисляются (постановления ФАС Московского округа от 13.02.2013 № А40-59298/12-99-342, ФАС Северо-Кавказского округа от 13.01.2012 № А53-9126/2011).

  • Налоговый кодекс РФ
  • Приказ ФНС России от 13.02.2017 ММВ-7-8/179@

Более полную информацию по теме вы можете найти в КонсультантПлюс.
Пробный бесплатный доступ к системе на 2 дня.

Указанные ситуации, если они не находят своевременного разрешения (урегулирования), парализуют нормальный коммерческий оборот, препятствуя надлежащему исполнению условий сделок и формируют для организаций и предпринимателей, столкнувшихся с такими мерами, неблагоприятную историю на будущее. В ряде случаев такие меры приводят даже к закрытию бизнеса. Тем не менее, для снижения напряженности в отношениях банков и клиентов по поводу непроведения платежей и блокировки счетов могут быть даны некоторые рекомендации.

В настоящей статье мы рассмотрим только те случаи отказа в операциях, которые осуществляет сам банк в рамках действующего банковского и противолегализационного регулирования. Мы не рассматриваем здесь такие случаи, как приостановление операций по счетам налоговыми органами, наложение ареста на денежные средства в порядке обеспечительных мер или в рамках исполнительного производства и т.п.

Какие операции подлежат обязательному контролю?

Это операции на сумму, равную или превышающую 600000 руб. либо эквивалент в иностранной валюте, и относящиеся к одному из следующих видов операций (ниже приводим наиболее актуальные для юридических лиц):

Полный перечень операций, подлежащих обязательному контролю, приводится в части 1 статьи 6 Закона 115-ФЗ.

Операции, подлежащие обязательному контролю, не запрещены. Однако они являются предметом контроля со стороны Федеральной службы по финансовому мониторингу (Росфинмониторинг) на основании предоставляемой банком информации. Банк обязан документально фиксировать и представлять в Росфинмониторинг не позднее 3 рабочих дней, следующих за днем совершения операции, сведения об операциях клиента, подлежащих обязательному контролю (перечень таких сведений — подпункт 4 пункта 1 статьи 7 Закона 115-ФЗ).

К общим признакам необычного характера сделки, в частности, относятся:

  • запутанный или необычный характер сделки, не имеющей очевидного экономического смысла или очевидной законной цели;
  • несоответствие сделки целям деятельности организации, установленным ее учредительными документами;
  • отказ клиента (представителя клиента) в предоставлении запрошенных кредитной организацией документов и информации, которые необходимы для выполнения требований законодательства в сфере противодействия отмыванию денежных средств / финансированию терроризма;
  • излишняя озабоченность клиента (представителя клиента) вопросами конфиденциальности в отношении осуществляемой операции (сделки), в том числе раскрытия информации государственным органам;
  • наличие нестандартных или необычно сложных инструкций по порядку проведения расчетов, отличающихся от обычной практики, используемой данным клиентом (представителем клиента), или от обычной рыночной практики;
  • необоснованная поспешность в проведении операции, на которой настаивает клиент (представитель клиента);
  • внесение клиентом (представителем клиента) в ранее согласованную схему операции (сделки) непосредственно перед началом ее реализации значительных изменений, особенно касающихся направления движения денежных средств или иного имущества;
  • сложности, возникающие у кредитной организации при проверке представляемых клиентом сведений, неоправданные задержки в предоставлении клиентом документов и информации, предоставление клиентом информации, которую невозможно проверить;
  • совершение операций с использованием дистанционных систем обслуживания, в случае если возникает подозрение, что такими системами пользуется третье лицо, а не сам клиент (представитель клиента);
  • совершение операции (сделки) в интересах клиента, период деятельности которого с момента государственной регистрации не превышает трех месяцев, при этом клиент имеет незначительный размер уставного капитала по сравнению с суммой операции (сделки), которую намеревается совершить и др.

Для отдельных типов операций (например, операций в наличной форме, операций по кредитам/займам, при международных расчетах, расчетах по банковским картам) существует ряд специальных признаков, свидетельствующих о возможной легализации преступных доходов.

В данном случае банк принимает решение о проведении конкретной операции, по которой у него возникли вопросы, исходя из имеющейся информации, или рассматривает запрошенные у вас документы, необходимые ему для снятия опасений о возможной сомнительности ваших операций.

Замораживание (блокирование) средств – это уже экстраординарная ситуация, связанная с применением ключевых положений Закона № 115-ФЗ. Оно заключается в запрете осуществлять операции с денежными средствами или ценными бумагами, принадлежащими клиенту, включенному в перечень организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к экстремистской деятельности, терроризму или распространению оружия массового уничтожения, либо организации или физическому лицу, в отношении которых имеются достаточные основания подозревать их причастность к террористической деятельности (в том числе к финансированию терроризма) при отсутствии оснований для включения в указанный перечень.

Банк обязан применять меры по замораживанию (блокированию) денежных средств незамедлительно, но не позднее 1 рабочего дня со дня размещения на сайте Росфинмониторинга информации о включении организации или физического лица в указанные перечни.

Чем руководствуются банки?

Банк не имеет целью доказать факт отмывания денежных средств своими клиентами. Однако банки связаны большим количеством требований закона и банковского регулятора. В частности, на банки возложена функция по осуществлению контроля на основе оценки уровня риска клиентов, в том числе по выявлению операций, в отношении которых возникают подозрения, что их целью является отмывание денег или финансирование терроризма, информированию Росфинмониторинга об этих операциях, применению мер по их пресечению.

В реальности же нередки случаи, когда банки своими собственными действиями (без решения суда и вне рамок деятельности правоохранительных или налоговых органов) могут легко парализовать бизнес (особенно малый), который, в отсутствие возможности расчетов с контрагентами, часто вообще прекращает свое существование. Именно к таким последствиям подчас приводит существующее регулирование в сфере банковской деятельности и ПОД/ФТ и формальный подход к его исполнению.

В этой связи очевидна необходимость внесения изменений в соответствующие законы и акты ЦБ РФ, которые обеспечили бы баланс между соблюдением интересов клиентов и требований противолегализационного законодательства, ограничивали бы дискрецию банков при решении вопроса об отказе в проведении операций либо об отказе в обслуживании, ускоряли бы процедуру обжалования таких решений и т.п. Несмотря на имеющиеся поручения Правительству РФ подготовить поправки в законодательство, призванные исключить необоснованные отказы в операциях и блокировки счетов, данный вопрос по-прежнему не решен.

Что может сделать банк при выявлении признаков сомнительных операций?

Градация ограничительных мер, которые может применить банк, руководствуясь Законом № 115-ФЗ и внутренними правилами банка, выглядит следующим образом:

  1. ограничение использования ДБО или расчетов по картам;
  2. приостановление операции (то есть невыполнение банком распоряжения клиента продолжительностью до 5 рабочих дней);
  3. отказ в выполнении распоряжения клиента о совершении конкретной операции (пункт 11 статьи 7 Закона № 115-ФЗ);
  4. (для потенциальных клиентов) отказ от заключения договора банковского счета (пункт 5.2 статьи 7 Закона № 115-ФЗ);
  5. блокирование (замораживание) денежных средств (то есть запрет на операции по счету, предусмотренный Законом № 115-ФЗ).

Прежде всего, банк может запросить у клиента документы и информацию (например, о проводимой операции, источнике происхождения денежных средств, о контрагентах, реальности ведения бизнеса и т.д.), использовать иные источники информации. Если ранее предоставленная информация оказалась недостаточной, банк вправе запрашивать дополнительную информацию.

Банки в соответствии с внутренними документами и условиями заключенных договоров самостоятельно определяют перечень и состав запрашиваемых документов и информации, сроки их представления и рассмотрения в разных ситуациях (выборочная или постоянная проверка всех клиентов). Это стандартная процедура любого банка в отношении любого из клиентов в рамках выполнения обязанностей по финансовому мониторингу. Кроме того, банк может пригласить клиента на рабочую встречу для получения устных объяснений.

По результатам анализа полученной информации банк может:

Если банк присвоил конкретному клиенту повышенный уровень риска, банк вправе:

  • ограничивать (лимитировать) для такого клиента использование интернет-банка (ДБО) и использование банковских карт;
  • проводить в отношении такого клиента усиленный финансовый мониторинг, в том числе запрашивать документы и информацию по каждой проводимой операции.

Что касается ограничения использования ДБО, оно может быть не связано с решением банка по основаниям, предусмотренным Законом № 115-ФЗ (признание операций клиентов подозрительными/сомнительными). Формально отключение ДБО не является отказом от проведения операций, а представляет собой лишь ограничение способа совершения операций, что конечно не умаляет его негативного эффекта.

При этом, банки часто применяют ограничения использования ДБО без истребования от клиента каких-либо документов и/или сведений, а также без пояснения клиенту правовых последствий применяемых ограничений, в частности, отличий таких ограничений от отказа в совершении операции. К сожалению, такие меры воздействия на сегодняшний день носят системный характер, что признает и сам ЦБ РФ (см. Методические рекомендации ЦБ РФ от 22.02.2019 № 5-МР).

Получив информацию о причинах отказа, клиент вправе представить в банк документы и (или) сведения об отсутствии оснований для отказа в проведении операции. Банк, рассмотрев такие документы/сведения не позднее 10 рабочих дней, обязан сообщить клиенту либо об устранении оснований для отказа либо о невозможности их устранения.

Как осуществляется реабилитация клиента?

К заявлению в МВК следует приложить:

После получения банком решения МВК об отсутствии оснований для отказа в проведении операции банк, в случае обращения заявителя, не вправе отказать заявителю в проведении операции. В то же время, решение МВК по одному случаю отказа в проведении операции не будет распространяться на другие случаи, возникшие у того же клиента, по каждому из которых потребуется отдельное разбирательство.

Общие рекомендации

Чтобы минимизировать риск отказа в проведении операции или блокировки счета рекомендуется:

Какие действия может предпринять компания, если банк заблокировал ее счет со ссылкой на 115-ФЗ или отказывается проводить операции.

В 115-ФЗ не предусмотрен эффективный механизм внесудебной защиты прав клиентов банков, но незаконные действия банка можно оспорить в суде.

Речкин Роман Валерьевич

Более того, к 2016-2017 годам правила 115-ФЗ фактически переложили на банки обязанность государства (в лице его правоохранительных органов) по борьбе с легализацией доходов, полученных преступным путем. Кредитные организации обязаны разрабатывать правила внутреннего контроля, назначать специальных должностных лиц, ответственных за реализацию правил внутреннего контроля, а также принимать иные внутренние организационные меры в вышеуказанных целях (п. 2 ст. 7 Федерального закона №115-ФЗ).

Прежде всего, необходимо понимать, какие действия и на основании каких норм закона вправе совершить кредитная организация.

  • приостановить исполнение операции,
  • отказать в выполнении распоряжения клиента о совершении операции,
  • расторгнуть договор банковского счета (вклада) с клиентом.

Приостановка исполнения операции

Банк может приостановить исполнение операции (за исключением операций по зачислению денежных средств, поступивших на счет) на 5 рабочих дней – в случае, если хотя бы одной из сторон является юридическое лицо, прямо или косвенно находящееся в собственности или под контролем организации или физического лица, в отношении которых применены меры по замораживанию (блокированию) денежных средств или иного имущества, либо физическое или юридическое лицо, действующее от имени или по указанию таких организации или лица (п. 10 ст. 7 Федерального закона №115-ФЗ).

О приостановке операции банк уведомляет Росфинмониторинг, который своим постановлением вправе приостановить операции на срок до 30 суток. Однако если такое решение не будет принято Росфинмониторингом в течение 5 рабочих дней, по их истечении банк обязан совершить эту операцию.

Что делать:

  • Отправьте письменный запрос в банк о причинах приостановления операции: выясните, в частности, на основании каких фактов (и какими документами подтвержденных) банк пришел к выводу о том, что организация (клиент банка) прямо или косвенно находится под контролем подозрительного лица или действует по указанию такого лица.
  • В случае принятия решения Росфинмониторинга о приостановке операций на месяц – оцените его обоснованность и перспективы оспаривания по КАС РФ.

Отказ в выполнении распоряжения клиента о совершении операции

Принципиально, что в данном случае речь идет об отказе в совершении только одной конкретной операции по счету.

Что делать:

  • Направьте письменный запрос в банк, чтобы выяснить причины и конкретные основания отказа в совершении операции, предусмотренные Положением ЦБ РФ №375-П или правилами внутреннего контроля банка. Заявите о своей готовности предоставить по запросу банка пояснения и документы по легальности операции.
  • После получения запроса банка оперативно предоставьте пояснения и документы (с сопроводительным письмом, содержащим перечень приложенных документов и отметку представителя банка об их получении).
  • Если банк и после этого не выполнит операцию, направьте банку письменную претензию с требованием выполнить операцию, а также уплатить на эту сумму проценты в порядке и в размере, предусмотренных статьей 395 ГК РФ (ст. 856 ГК РФ). Претензионный порядок по денежным требованиям, вытекающим из сделки, обязателен в силу ч. 5 ст. 4 АПК РФ.
  • Обратитесь в арбитражный суд с иском о признании незаконным отказа в совершении операции и о взыскании процентов, предусмотренных статьей 395 ГК РФ (ст. 856 ГК РФ).

Расторжение договора

Что делать:

  • Направьте письменный запрос в банк о причинах и конкретных основаниях отказа в совершении операции, послуживших основанием для расторжения договора банковского счета.
  • Если претензионный порядок предусмотрен договором банковского счета – направьте банку письменную претензию.
  • Обратитесь в арбитражный суд с иском о признании незаконным расторжения договора банковского счета.

Реально ли оспорить действия банка в суде? Примеры из практики

На практике большинство претензий клиентов к банкам, применительно к Федеральному закону №115-ФЗ, связаны с одним из следующих действий:

1. Немотивированный (произвольный) отказ в совершении операции по счету.

Однако, в соответствии со статьей 845 ГК РФ, банк не вправе произвольно определять и контролировать направления использования денежных средств клиента и устанавливать другие, не предусмотренные законом или договором банковского счета, ограничения прав клиента распоряжаться денежными средствами по своему усмотрению.

Таким образом, на банк возложена обязанность по доказыванию того, что операции клиента по счету противоречат закону, то есть имеют запутанный или необычный характер, не имеют очевидного экономического смысла или очевидной законной цели, не соответствуют целям деятельности организации, установленным в ее учредительных документах.

Поводом для отказа в проведении операции может быть и определенная совокупность признаков, например:

  • отсутствие юридического лица по указанному адресу;
  • немедленный перевод поступающих денежных средств на счета аффилированных лиц, если назначение платежа не соответствует деятельности общества;
  • отсутствие уплаты налогов, сборов, страховых взносов и иных обязательных платежей клиентом через расчетный счет;
  • отсутствие платежей по счету в рамках обычной хозяйственной деятельности;
  • перечисление денег контрагентам, от которых отсутствуют встречные поступления и т.п.

Однако эта совокупность признаков должна быть закреплена в правилах внутреннего контроля банка и доказана банком в каждом конкретном случае.

В случае если банк не докажет наличие оснований, предусмотренных п. 11 ст. 7 Федерального закона №115-ФЗ, отказ в совершении операций и/или расторжение соответствующего договора банковского счета будут признаны арбитражным судом незаконными.

Таким образом, арбитражные суды в целом занимают достаточно взвешенную позицию по подобным спорам, устанавливая в каждом деле, доказаны ли банком конкретные основания для отказа в совершении операции по счету клиента.

2. Приостановление операций по счету (карте) клиента.

Но комиссия, с точки зрения судов, – это плата за оказание банком некоей самостоятельной услуги, которая создаёт для клиента какое-либо отдельное имущественное благо, не связанное с заключённым сторонами договором, или иной полезный эффект. Такая позиция была сформулирована еще в п. 4 Обзора судебной практики разрешения споров, связанных с применением положений Гражданского кодекса РФ о кредитном договоре (Информационное письмо Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 13 сентября 2011 г. №147). Верховный Суд РФ в настоящее время придерживается по существу такой же позиции (см., например, Обзор судебной практики Верховного Суда РФ №2, утв. Президиумом Верховного Суда РФ 26 июня 2015 г.).

Во-первых, списание с клиента неустойки влечет за собой обязанность банка доказать сам факт гражданско-правового нарушения, допущенного клиентом. Неустойка как мера ответственности не может применяться к нарушителю произвольно, без объективных на то оснований. Применительно к Федеральному закону №115-ФЗ нужно также учитывать, что нарушение его положений влечет публично-правовую ответственность (административную и уголовную), и меры такой ответственности вправе применять только уполномоченные государственные (правоохранительные) органы, к коим банк не относится.

Арбитражные суды достаточно последовательно применяют указанные правовые позиции.

«Согласно п. 11 ст. 7 Закона №115-ФЗ банк вправе отказать в проведении операции клиента в случае наличия обоснованных сомнений по поводу отнесения сделки клиента к операции, связанной с легализацией доходов, полученных преступным путем. Штрафа или неустойки за указанные действия Закон № 115-ФЗ не содержит.

Суды пришли к верному выводу, что штраф, взимаемый банком за непредставление документов по запросу, непредставление или представление документов не в полном объеме, представляет собой меру ответственности, так как никаких иных услуг, кроме указанных в пункте 1.44 тарифа, Банком при начислении штрафа не оказывается.

Согласно положениям ст. 331 ГК РФ, обязывающим участников гражданских правоотношений заключать соглашение о неустойке в письменной форме независимо от формы основного обязательства, несоблюдение письменной формы влечет недействительность соглашения о неустойке.

Если подтверждено, что спорная комиссия (неустойка) в одностороннем порядке введена банком-ответчиком после заключения договора банковского счета с клиентом-истцом, то к отношениям истца и ответчика она не применима в соответствии с нормами п. 1 ст. 450 ГК РФ, так как двустороннее соглашение между истцом и ответчиком о применении такой комиссии (неустойки) не заключалось.

Поскольку суду не представлено доказательств того, что истец при подписании договора был ознакомлен с комиссией банка, установленной в Тарифах в п. 1.44, и данные тарифы предусмотрены внутренними документами, комиссия носит штрафной характер, являющийся, по сути, мерой ответственности Клиента перед Банком за непредставление документов, то к данным правоотношениям надлежит применить положения статей 330, 331 ГК РФ.

Соответственно, поскольку данный тариф не является платой за оказание банком какой-либо услуги клиенту, а представляет собой меру ответственности за ненадлежащее исполнение обязательств по представлению клиентом документов, истребованных банком при совершении операций по снятию наличных денежных средств, то возможность введения банком в одностороннем порядке меры ответственности за неисполнение договорных обязательств ни законом, ни договором банковского счета не предусмотрена, в связи с чем введена и изменена в одностороннем порядке быть не может.

Что делать, если банк непонятно за что списал с компании комиссию:

  • Направьте в банк письменный запрос, чтобы выяснить за какую именно услугу была списана комиссия, каким документом (кем и в каком порядке принятым) эта комиссия была установлена.
  • Направьте банку письменную претензию с требованием вернуть списанную (уплаченную) сумму комиссии, а также уплатить на эту сумму проценты в порядке и в размере, предусмотренных статьей 395 ГК РФ (ст. 856 ГК РФ). Претензионный порядок по денежным требованиям, вытекающим из сделки, обязателен в силу ч. 5 ст. 4 АПК РФ.
  • Обратитесь в арбитражный суд с иском о взыскании суммы списанной (уплаченной) комиссии и процентов, предусмотренных статьей 395 ГК РФ (ст. 856 ГК РФ).

Ответственность банка за отказ в совершении операции

Говоря о гражданско-правовой ответственности банка, необходимо учитывать следующее:

  • С одной стороны, в силу п. 12 ст. 7 Федерального закона №115-ФЗ, приостановление операций в соответствии с п. 10 этой статьи и отказ от выполнения операций в соответствии с п. 11 этой статьи не являются основанием для возникновения гражданско-правовой ответственности организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, за нарушение условий соответствующих договоров.
  • С другой стороны, в соответствии со статьей 845 ГК РФ, банк не вправе произвольно определять и контролировать направления использования денежных средств клиента и устанавливать другие, не предусмотренные законом или договором банковского счета, ограничения прав клиента распоряжаться денежными средствами по своему усмотрению.

Поэтому если банк отказал в совершении операции не в соответствии с правилами пунктов 10 или 11 статьи 7 Федерального закона №115-ФЗ, он несет гражданско-правовую ответственность перед клиентом.

Если поступившие на счет клиента деньги были зачислены несвоевременно или же не были выполнены указания клиента о перечислении денег со счета либо об их выдаче со счета, то банк обязан уплатить на эту сумму проценты в порядке и в размере, предусмотренных статьей 395 настоящего Кодекса (ст. 856 ГК РФ). То есть в размере ключевой ставки Банка России, действовавшей в соответствующий период (с 30 октября 2017 года – 8,25% годовых).

Таким образом, несмотря на отсутствие в самом 115-ФЗ эффективного механизма внесудебной защиты прав клиентов, безнадежными подобные ситуации все же не являются. Существует реальная возможность оспорить незаконные действия банка в судебном порядке.

Читайте также: