Банкротство трансаэро в каком году

Обновлено: 16.05.2024

26 октября 2015 года Росавиация лишила лицензии эксплуатанта компанию Трансаэро, второго по величине авиаперевозчика России. В декабре суд признал компанию банкротом. Кто-то винил неэффективных управленцев, кто-то - компанию Аэрофлот. Доля главного конкурента на российском рынке после банкротства Трансаэро увеличилась до 54%.

Директор департамента маркетинга и разработки Дмитрий Овакимян разобрался, с чем связано банкротство Трансаэро.

Дмитрий Овакимян - директор департамента маркетинга и разработки компании "Гениальный штаб"

26 октября 2015 года Росавиация лишила лицензии эксплуатанта компанию Трансаэро, второго по величине авиаперевозчика России. В декабре суд признал компанию банкротом. Уход с рынка Трансаэро вызвал бурю обсуждений. Кто-то винил неэффективных управленцев, кто-то - компанию Аэрофлот. Доля главного конкурента на российском рынке после банкротства Трансаэро увеличилась до 54%.
Мы решили разобраться, с чем связано банкротство Трансаэро.

Бурный рост семейной компании

Компания Трансаэро была основана в 1990 году 26-летним Александром Плешаковым и Татьяной Анодиной. Отец Александра и муж Татьяны, бывший министр связи СССР Петр Плешаков скончался за три года до этого. В 1991 году осуществлен первый чартерный рейс Москва-Тель-Авив-Москва на арендованном у Аэрофлота самолете Ил-86. Несмотря на то, что через год компания приобретет первый самолет и запустит регулярные рейсы, чартерные перевозки так и останутся важной составляющей стратегии компании.


В 1993 году компания стала активным игроком на рынке. Трансаэро первой среди российских перевозчиков получила самолет Boeing, статус официального перевозчика от России на рейсы с Израилем и запустила постоянные рейсы внутри страны (Иркутск, Новосибирск) и за ее пределами (США, Германия, Гонконг, Таиланд, Казахстан).

К концу 90-х компания была среди лидеров российского рынка. Перевозчика признают и за рубежом: Федеральная авиационная администрация США (FAA) выдала сертификат на право самостоятельного технического обслуживания самолетов американского производства. Это было важно для компании, так как в авиапарке Трансаэро существенную часть составляли самолеты американского Boeing.

Трансаэро считалась одной из самых больших семейных компаний в России. В 90-е годы компанией управляли мать и сын Татьяна Анодина и Александр Плешаков. В 2001 году должность генерального директора заняла Ольга Плешакова, жена Александра. Под ее руководством Трансаэро начала активную экспансию и существенно расширила авиапарк.

Лидер рынка

2000-е и начало 2010-х годов стали периодом непрерывного развития Трансаэро. Компания закупила дальнемагистральные Boeing-767-300 и расширила географию перелетов. В 2010 году перевозчик доставлял пассажиров в Монреаль, Бангкок, Куала-Лумпур, Денпасар, Санью, Торонто, Вену, Бухару. В том же году компания получила разрешение от властей КНР на перевозку пассажиров в пять китайских мегаполисов.

Трансаэро ассоциировали с комфортными путешествиями. В 2001 году перевозчик перебазировался в Домодедово - самый современный и комфортный российский аэропорт того времени. Спустя два года компания первой внедрила ставший стандартом сегодня принцип регистрации пассажиров на любой рейс авиакомпании. Это сократило время ожидания на стойках в аэропортах. В 2005 году Трансаэро впервые запустила систему покупки авиабилетов через Интернет.

Перевозчик активно развивал премиальные классы обслуживания. Для пассажиров эконом-класса компания полностью переоборудовала самолеты - там установили кресла повышенной комфортности.

Трансаэро первой в России закупила самые большие самолеты в мире - Boeing 777. В 2008 году компания запустила премиальный класс обслуживания "Империал",самый дорогой в России.

К 2014 году авиапарк компании превысил 100 лайнеров. Большую часть составляли самолеты, взятые в лизинг у Пегас и ВЭБ-Лизинг. В том году компания взяла в лизинг крупнейший серийный самолет в мире - широкофюзеляжный Airbus А380. Трансаэро и до этого славилась своими дальнемагистральными самолетами, но А380 стал самым большим в авиапарке.


Разочарование для инвесторов

С 2010 по 2015 гг. выручка компании выросла вдвое. С 2012 по 2014 в два раза увеличился и пассажирооборот. Трансаэро демонстрировала высокий по сравнению с другими перевозчиками показатель занятости кресел. Годовой пассажиропоток составлял 12,5 млн. человек. Она активно наращивала авиапарк, заключая новые лизинговые договоры.

При этом финансовое состояние компании вызывало большие сомнения у инвесторов. С 2012 года показатели ликвидности неуклонно снижались и в 2015 году опустились с 0,73 до 0,04. Показатель соотношения чистого долга к прибыли до вычета процентов, налогов и амортизации (EBITDA) составил 20, а обязательства компании в 25 раз превышала текущие активы, а

Погасить свою задолженность Трансаэро смогла бы только через 20 лет.

Против Трансаэро сыграло сразу два тренда: общемировой и российский.

Компания сделала ставку на крупные дальнемагистральные самолеты Boeing 777 и Airbus А380. Эти самолеты разрабатывались для доставки большого количества пассажиров до аэропортов-хабов для пересадки на региональные самолеты. Как показала мировая практика, пассажиры предпочли летать напрямую до точки назначения на менее комфортных небольших самолетах. Но эта ошибка не стала бы для компании фатальной.

Критическим стало активное расширение авиапарка за счет заемных денежных средств в долларах. Общий долг компании на момент банкротства составлял 250 млрд. руб., из которых 81 млрд. приходился на краткосрочные валютные займы.

До конца 2013 года авиакомпания продолжала увеличивать авиапарк. С наступлением 2014 года Трансаэро оказалась под ударом резкого падения курса рубля. Это поставило под вопрос дальнейшее существование компании.

Процесс банкротства

В 2015 году началось активное обсуждение будущего Трансаэро - компания не смогла обслуживать собственные долги и нуждалась в реструктуризации займов. Перевозчик начал переговоры с банками и государственными структурами. Поддержку удалось получить: в декабре 2014 года была получена госгарантия по кредиту ВТБ, а Сбербанк согласился продлить отсрочку по выплатам до 1 октября 2015 года.

За это время компания рассчитывала найти инвестора для проведения "перезагрузку" и получения дофинансирования в размере 100-120 млрд. рублей. На протяжении 2015 года покупателя не нашлось, а стоимость компании стремительно падала. Во второй половине 2015 года банки заняли более жесткую позицию и отказались предоставлять реструктуризацию займов. У компании оставалось два варианта: экстренно найти крупного покупателя или готовиться к банкротству.

В банкротстве изначально не было заинтересовано ни государство, ни собственники. Поэтому в сентябре 2015 года появилась информация о покупке 75% акций Трансаэро Аэрофлотом за символическую сумму в 1 рубль. Банки и инвесторы, отказавшиеся списать долги компании, согласились обсудить этот вопрос с новым собственником. Сделка подразумевала смену руководства компании и введение полного операционного контроля со стороны Аэрофлота. 7 сентября главой компании стал представитель Аэрофлота Дмитрий Сапрыкин.

Спустя три недели стало известно, что Аэрофлот отказывается от сделки. Мотив - требуемый пакет 75% акций так и не был предоставлен. После этого появилась информация о принятом на совещании у Дмитрия Медведева решении о процедуре банкротства Трансаэро.

20 октября о готовности приобрести 51% акций компании заявил Владислав Филёв, совладелец авиаперевозчика S7. Заявление Филёва восприняли как чудесное спасение частным инвестором частной компании. Спустя несколько дней S7 заявил о выходе из сделки вслед за Аэрофлотом.

26 октября Росавиация отозвала лицензию эксплуатанта, запретив компании осуществлять авиаперевозки.

А что Аэрофлот?

Утверждать, что Аэрофлот является причиной банкротства Трансаэро, неправильно. Однако Аэрофлот стал его главным бенефициаром. Если присутствие Трансаэро на внутреннем рынке не ощущалось, то его позиция на международных воздушных линиях была устойчивой. С уходом Трансаэро Аэрофлот получил монополию на большинстве дальнемагистральных направлений и в международных рейсах.

Трансаэро стала жертвой собственной агрессивной стратегии и внезапного падения курса рубля. При этом компания не смогла добиться реструктуризации займов. Влияние конкурента можно предположить в жесткой позиции банков. Ведь оказавшемуся в схожей позиции Мечелу банки предоставили щедрую реструктуризацию займов. И это не единственный случай подобной поддержки крупных компаний.

Трансаэро не удалось стать "too big to fail". А Аэрофлот, занявший доминирующее положение на рынке, теперь может рассчитывать на любую поддержку от государства или крупных банков.

Трансаэро подала заявление о банкротстве 1 октября 2015 года и объявила, что прекратит все операции к 15 декабря 2015 года. Однако российские власти отозвали у нее лицензию на ведение деятельности 25 октября 2015 года.

СОДЕРЖАНИЕ


Трансаэро Макдоннелл Дуглас DC-10 в середине 1990-х. Этот экземпляр ранее летал для American Airlines и до сих пор носит стандартную ливрею American Airlines . [2]

Austrian Airlines и Transaero Airlines начали код-шеринг рейсов Вена- Москва в октябре 2009 года [6].

К марту 2015 года у Трансаэро накопилось около 1,1 миллиарда евро (примерно 77 миллиардов рублей) долга. [17]

Трансаэро объявила о переносе всех операций по маршруту Москва-Домодедово в другой их главный узел Москва-Внуково для объединения операций в Москве к 25 октября 2015 года. [21] Этого не произойдет из-за закрытия Трансаэро.

В 2017 году ВВС США заключили контракт с Boeing на покупку двух недоставленных самолетов Boeing 747-8, заказанных Трансаэро. У пары есть регистрационные номера N894BA и N895BA. Военно-воздушные силы и секретная служба модернизируют эти новые самолеты телекоммуникационным оборудованием и оборудованием для обеспечения безопасности, чтобы довести их до необходимого уровня безопасности президентского самолета. [37] [38] [39]

Головной офис находился в Санкт-Петербурге . [40]

По состоянию на 2009 год ее головной офис находился на собственности Международного аэропорта Домодедово в Домодедово , Московской области . [41]

Трансаэро создала компанию по техническому обслуживанию Transaero Engineering Ireland, базирующуюся в аэропорту Шаннон , Ирландия, в результате покупки компании Air Atlanta по техническому обслуживанию самолетов. [47] Помимо обслуживания собственных самолетов, Трансаэро Инжиниринг также выполняла сторонние работы по техническому обслуживанию для других клиентов, включая авиакомпании Air Berlin , Arkia Israel Airlines , El Al и семейство авиакомпаний TUI Group , а также арендодателей самолетов AerCap , Aircastle. , BBAM LLC , FLY Leasing , GECAS , ILFC , Macquarie AirFinance, и SMBC .

5 января 2015 года компания поступила на экзамен после того, как авиакомпания не оплатила счет за техническое обслуживание (около 2,4 млн евро) за 2014 год [48].

Компания Transaero Engineering Ireland была переименована в Atlantic Aviation Group после того, как Патрик Джордан, бывший главный операционный директор Siteserv, приобрел бизнес без участия эксперта в сделке, оцененной, как сообщается, в 2,5 миллиона евро. [49]

До закрытия авиакомпании Трансаэро имела код-шеринговые соглашения со следующими авиакомпаниями:

  • Aer Lingus
  • Эгль Азур
  • airBaltic
  • Austrian Airlines
  • Белавиа
  • Китайские авиалинии [50]
  • easyJet [51] [52]
  • Сингапурские авиалинии
  • ЮТэйр
  • Virgin Atlantic [53]

Незадолго до остановки Трансаэро в 2015 году ее флот состоял из следующих самолетов и запланированных заказов: [54]

Флот Трансаэро
Тип самолета В сервисе Заказы Пассажиры Примечания
F C W Y Общий
Airbus A320neo-8 [55] TBA Планируется замена Boeing 737 classic.
Аэробус A321-200-6 [56] TBA Два предназначенных для сдачи были оставлены арендодателем в связи с банкротством.
Airbus A330-300-8 [57] TBA
Airbus A330-900neo-12 [57] TBA
Airbus A380-800-4 [58] 1224-616652 [59] Поставки планировались с 2016 года. [60]
Боинг 737-3002--84272122Предстояло заменить на Airbus A320neo.
Боинг 737-4004--86072140
Боинг 737-50010--842511013 с винглетами.
Боинг 737-8001210 [61] -8609616412 с винглетами.
Введена новая ливрея EI-RUR. [62]
Боинг 747-4009-926 год-409447Должны были быть заменены на Airbus A380-800 и Boeing 747-8I.
1012439461
-12510522
Боинг 747-8I-4832-424464Планируется замена на Боинг 747-400.
Два заказанных и полностью построенных самолета хранились на кладбище в Калифорнии и впоследствии проданы ВВС США . Эти самолеты будут преобразованы в спецификации VC-25 B для использования в качестве президентского транспорта США .
Боинг 767-200ER2--16-214230
Боинг 767-300ER8--8117106235
-26 год9892216
Боинг 777-2002-1214167113306
Боинг 777-200ЭР6-1214167113306
Боинг 777-3004-414131222371
Сухой Суперджет 100 [63] -6TBA
Туполев Ту-2043--8-174182
Иркут МС-21-300-6 [64] TBA
Общий6264
Бывший парк авиакомпании Трансаэро [65] [66] [67]
Самолет Год введения Год на пенсии Примечания
Airbus A310-3002000 г.2004 г.
Аэробус A321-2002015 г.2015 г.
Антонов Ан-121993 г.1998 г.
Антонов Ан-1241993 г.1995 г.
Боинг 737-2001996 г.2001 г.
Боинг 737-3002002 г.2015 г.
Боинг 737-4002003 г.2015 г.
Боинг 737-5002006 г.2015 г.
Боинг 737-7001998 г.2015 г.
Боинг 737-8002009 г.2015 г.
Боинг 747-2002005 г.2011 г.
Боинг 747-3002005 г.2013
Боинг 747-4002007 г.2015 г.
Боинг 757-2001994 г.1999 г.
Боинг 767-200ER2002 г.2015 г.
Боинг 767-300ER2003 г.2015 г.
Боинг 777-2002008 г.2015 г.
Боинг 777-200ЭР2009 г.2015 г.
Боинг 777-3002011 г.2015 г.
Ильюшин Ил-761992 г.1999 г.
Ильюшин Ил-861992 г.2000 г.
Макдоннелл Дуглас DC-101996 г.1999 г.
Миль Ми-81992 г.1993 г.
Туполев Ту-1341996 г.2003 г.
Туполев Ту-1541990 г.1994 г.
Туполев Ту-2142007 г.2015 г.
Яковлев Як-401994 г.2002 г.
Яковлев Як-421998 г.2002 г.

Туристический эконом-класс Трансаэро отличается стандартным шагом кресел (в зависимости от самолета, но обычно 31-32 дюйма), углом наклона и шириной. Авиакомпания предоставляет бесплатное питание для пассажиров-туристов, а система развлечений в полете доступна бесплатно на самолетах Boeing 747-400, Boeing 777-200ER и Boeing 777-300. [68] Развлечения в полете на международных маршрутах на самолетах 747 и 777-200ER представляли собой либо интегрированный персональный телевизор с 5-7 каналами вещания, либо AVOD Lumexis.

Бизнес / Премиум Класс

В бизнес-классе пассажирам предлагалось более широкое сиденье, чем в эконом- классе, а также дополнительное пространство для ног и более глубокий откидной борт. У каждого сиденья было по два подлокотника. Развлечения на борту были бесплатными и включали большой выбор музыки, фильмов и телевидения. Каюты располагались либо на верхней палубе самолетов Боинг 747, либо в передней части самолета на всех остальных типах. В меню было больше вариантов и еда лучшего качества, чем в эконом-классе. Обслуживание на борту было индивидуальным и обслуживалось по меню с широким выбором бесплатных напитков, колодцев и вин. На некоторых международных направлениях и некоторых тарифах были бесплатные трансферы на такси из аэропортов Москвы. [68]

Читайте также: