Как в связи с этим развитием изменились этические и правовые вопросы трансплантологии

Обновлено: 18.05.2024

Актуальность проблемы пересадки органов в клинической практике обусловлена и тем, что в каждом случае она связана с решением судеб двух людей – донора – человека, который может отдать свои органы или ткани для пересадки – и реципиента – лица, нуждающегося в такой пересадке.

В последнее время все больше и больше отходят от пересадки органов и тканей от живых доноров, используя для пересадок органы и ткани умерших людей. Здесь лежит основная проблема трансплантации. Дело в том, что грань между обратимостью и необратимостью жизни в первые минуты процесса смерти бывает очень зыбкой, неопределенной, а органы и ткани для пересадки должны быть взяты от трупа как можно быстрее, сразу же после наступления биологической смерти. И вот здесь возникает один из самых основных и сложных вопросов: что считать моментом смерти и как его установить?

Но, согласно Конституции РФ, человек, его права и свободы являются высшей ценностью, а признание, соблюдение и защита прав и свобод – обязанность государства (ст.2). К числу неотъемлемых прав относится и закрепленное ч. 1 ст. 22 Конституции РФ право на личную неприкосновенность, исключающее незаконное воздействие на человека как в физическом, так и в психическом смысле, причем понятием "физическая неприкосновенность" охватывается не только прижизненный период существования человеческого организма, но и создаются необходимые предпосылки для правовой охраны тела умершего человека.

Проблемы трансплантации, подобно вопросам борьбы с организованной преступностью, наркоманией, терроризмом выходят за пределы одного государства. Трансплантология становится сферой межнационального сотрудничества и вызывает интерес со стороны международных организаций.

Еще в 1987 году на ХХХIХ сессии Всемирной Медицинской Ассамблеи была одобрена Декларация по трансплантации человеческих органов. В данном документе было подвергнуто резкому осуждению коммерческое донорство. Принимая во внимание многообразие систем здравоохранения и права, а также после обширных консультаций со специалистами Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) разработала Свод основополагающих принципов по вопросам транплантологии. В 1991 году 44 сессия ВОЗ одобрила эти принципы и рекомендовала государствам пользоваться ими при выработке политики в данной области. Основные положения данных принципов сводятся к следующему:

1. Человеческий орган может изыматься из тела умершего, если получено разрешение, предусмотренное законом, и нет оснований полагать, что при жизни человек не был согласен стать донором.

2. Человеческий орган должен изыматься, в основном, у трупа (живыми донорами могут быть исключительно родственники)

3. Нельзя изымать органы у детей за исключением регенерирующих тканей.

4. Тело человека и его части не могут быть объектом купли продажи.

Известно, что все мировые религии сохраняют почтительное отношение к телу покойного.

Трансплантация органов от живых доноров не менее проблематична в этическом плане, чем превращение умершего человека в донора. Нравственно ли продлевать жизнь на какое-то время ценою ухудшения здоровья, сознательной травматизации и сокращения жизни здорового донора? Гуманная цель продления и спасения жизни реципиента теряет статус гуманности, когда средством ее достижения становится нанесение вреда жизни и здоровью донора.

Проблема констатации смерти человека в конце 20 в. перешла из разряда чисто медицинских проблем в категорию биоэтических в связи с развитием реанимационных, трансплантологических и других технологий медицины. В зависимости от того, какое состояние человеческого организма признается моментом его смерти как человека, появляется возможность для прекращения поддерживающей терапии, проведения мероприятий по изъятию органов и тканей для их дальнейшей трансплантации и т.д.

В 1968 г. были разработаны Гарвардские критерии смерти мозга, которые в этом же году были признаны в несколько уточненном виде мировым медицинским сообществом (Сиднейская декларация ВМА). В последующие годы во многих странах мира были приняты законодательные акты, в которых главным критерием смерти человека утверждалась смерть мозга.

Проблема дефицита донорских органов решается различными путями: идет пропаганда пожертвования органов после смерти человека с прижизненным оформлением согласия на это, создаются искусственные органы, разрабатываются методы получения донорских органов от животных, путем культивирования соматических стволовых клеток с последующим получением определенных типов тканей, создания искусственных органов на основе достижений биоэлектроники и нанотехнологий.

Ксенотрансплантация в настоящее время является одним из путей решения проблемы дефицита донорских органов. Идея использования животных в качестве доноров основана на мнении о том, что животное является менее ценным живым организмом, чем человек. Против этого возражают как сторонники защиты животных, так и представители трансгуманизма, считающие, что каждое живое существо имеет право на жизнь и негуманно ради продолжения жизни одного живого существа убивать другое. В то же время, человек на протяжении многих тысячелетий убивает животных для удовлетворения своих потребностей в пище, одежде и т.п.

Наибольшие проблемы возникают в области решения научно-медицинских проблем, связанных с опасностью переноса в организм человека различных инфекций, вирусов и иммунологической несовместимостью органов и тканей животных с организмом человека. В последние годы на первый план в качестве доноров для ксенотрансплантации вышли свиньи, которые имеют наиболее близкий человеку набор хромосом, строение внутренних органов, быстро и активно размножаются, давно являются домашними животными. Успехи в области генной инженерии позволили получить разновидность трансгенных свиней, имеющих в своем геноме ген человека, что должно снизить вероятность иммунологического отторжения пересаженных от свиньи человеку органов.

Значительной этико-психологической проблемой является принятие личностью органа животного как своего, осознание своего организма как целостного, истинно человеческого даже после пересадки в него какого-либо органа животного.

Терапевтическое клонирование органов и тканей – это возможность создания донорских органов на основе использования генетических технологий. Исследования стволовых клеток человека открыли перед медициной перспективы получения донорских органов и тканей при помощи культивирования соматических стволовых клеток. В настоящее время активно проводятся эксперименты по получению в искусственных условиях хрящевой, мышечной и других тканей.

Путь очень привлекательный с этической точки зрения, т.к. не требует вторжения в какой-либо организм (живой или мертвый) с целью забора из него органов. Ученые видят большие перспективы этого пути получения донорских органов и тканей организма человека, поскольку открываются возможности не только получения самих органов и тканей, но и решения проблемы их иммунологической совместимости, т.к. исходным материалом являются соматические клетки самого человека. Таким образом, сам человек становится и донором, и реципиентом, что снимает многие этико-правовые проблемы трансплантации. Но это путь экспериментов и научных исследований, которые хотя и приносят некоторые обнадеживающие результаты, но ещё далеки от внедрения в практику здравоохранения. Это технологии будущего, т.к. они основаны на использовании технологий культивирования из стволовых клеток необходимых человеку тканей, что в настоящее время является проблемой, также находящейся на стадии научных исследований и разработок.

Обеспечение равных прав пациентов происходит благодаря следованию следующим правилам: выбор реципиента осуществляется только в соответствии с медицинскими показаниями, учитывающими тяжесть состояния пациента, его иммунологические и генетические характеристики; приоритет донорских органов не должен определяться выявлением преимуществ отдельных групп и специальным финансированием.

В иудаизме к телу человека относятся с большим уважением даже после его смерти. Тело умершего человека нельзя вскрывать. Брать органы для трансплантации можно только при условии, что человек сам перед смертью разрешил это и семья при этом не возражает. При заборе органов особое внимание должно уделяться тому, чтобы тело донора не было изуродовано. Ортодоксальные иудеи могут отказаться от пересадки органов или переливания крови, если процедура не будет освящена раввином. Иудаизм допускает пересадку органов, если речь идет о спасении человеческой жизни.

В буддизме пересадка органов считается возможной только от живого донора при условии, что это было даром больному.

Совет Исламской академии правоведения на своей 4-й сессии в 1988 г. принял Постановление №26 (1/4) по проблемам трансплантации органов живого и умершего человека. В нем сказано, что трансплантация органа человека с одного места его тела на другое разрешается в случае, если ожидаемая польза от операции очевидным образом перевешивает возможный вред и если целью операции является восстановление утраченного органа, восстановление его формы или естественной функции, устранение его дефекта или обезображенности, которые приносят человеку физические или нравственные страдания. Существенным условием проведения трансплантации от живого донора является наличие у трансплантанта свойства физической регенерации, как в случае с кровью или кожей, а также полная дееспособность донора и соблюдение всех норм Шариата во время операции.

Шариат запрещает трансплантацию жизненно важных органов живого человека, а также органов, пересадка которых влечет ухудшение жизненно важных функций, хотя и не грозит летальным исходом. Трансплантация органов и переливание крови возможно только от живых доноров, исповедующих ислам и давших на это согласие. Допускается трансплантация от человека с церебральной смертью, которому искусственно поддерживается дыхание и кровообращение.

Трансплантация органов от трупа разрешается при условии, что от этого зависит жизнь или одна из жизненно важных функций организма, и сам донор при жизни или его родственники после смерти выразили согласие на трансплантацию органа. В случае, если личность умершего не поддается идентификации или не установлены наследники, то согласие на трансплантацию дает полномочный глава мусульман. Таким образом, Шариатом закрепляется принцип презумпции несогласия.

В исламе категорически запрещена трансплантация органов на коммерческой основе. Трансплантация органов допустима только под контролем уполномоченного на это специализированного учреждения.[5]

Вы можете изучить и скачать доклад-презентацию на тему Этические проблемы трансплантологии. Презентация на заданную тему содержит 17 слайдов. Для просмотра воспользуйтесь проигрывателем, если материал оказался полезным для Вас - поделитесь им с друзьями с помощью социальных кнопок и добавьте наш сайт презентаций в закладки!

500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500
500

Этические проблемы трансплантологии Выполнили студентки П-203 группы Абдулова Камилла Зиннурова Камилла

Правовая База 1996 г. “Конвенция о правах человека и биомедицине”; 1992 г. "Закон Российской Федерации о трансплантации органов и (или) тканей человека« (изменения и дополнения 2000 г. и 2007г.)

1992 г. "Закон Российской Федерации о трансплантации органов и (или) тканей человека" Закон определяет условия и порядок трансплантации органов и тканей: Трансплантация органов и (или) тканей от живого донора или трупа может быть применена только в случае, если другие медицинские средства не могут гарантировать сохранения жизни больного (реципиента) либо восстановления его здоровья. Изъятие органов и (или) тканей у живого донора допустимо только в случае, если его здоровью по заключению консилиума врачей -специалистов не будет причинен значительный вред. Трансплантация органов и (или) тканей допускается исключительно с согласия живого донора и, как правило, с согласия реципиента. Органы и (или) ткани человека не могут быть предметом купли -продажи. Купля - продажа органов и (или) тканей человека, а также реклама этих действий влекут уголовную ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации. Операции по трансплантации органов и (или) тканей реципиентам производятся на основе медицинских показаний в соответствии с общими правилами проведения хирургических операций.

Виды источников органов и/или тканей для трансплантации трупное донорство; живые доноры; искусственные органы и ткани; органы животных (ксенотрансплантаты) фетальные ткани.

Типы этических проблем трансплантологии: Оправданность перераспределения медицинских ресурсов в пользу развития трансплантологии. Коммерческие отношения при проведении трансплантологических операций. Проблемы конкретных этапов технологии трансплантации: проблемы, связанные с констатацией смерти человека по критериям смерти мозга; эксплантация (изъятие) органов и (или) тканей у трупа или живого донора; распределение уже имеющихся донорских органов или тканей реципиента.

Принцип рутинного забора тело после смерти человека согласно этому принципу становится собственностью государства.

Принцип презумпции несогласия Каждый человек заранее не согласен с тем, что его органы будут пересажены другому человеку. Органы можно изъять только в случае получения прижизненного согласия от самого человека, либо согласия родственников после его смерти.

Проблема справедливости в распределении -утилитаристический принцип; -принцип равноправия: 1. максимальная совместимость донора и реципиента, 2. длительность ожидания, 3. экстренность ситуации, 4. удаленность реципиента от донорского органа.

Проблема принятия трансплантологии традиционным религиозным мировоззрением Христианство: позитивно оценивает факт изъятия и переноса органа умершего в тело живого человека. Римско-католическая церковь: донорство в трансплантологии - это акт милосердия и нравственный долг. Протестантизм: законность существования человека, получившего орган от другого, однако, продажа органов считается аморальной. ПЦ четко не обозначила своих позиций в проблеме оправданности изъятия и пересадки органов, однако в Основах православия нет повода к появлению запретительных тенденций. Иудаизм: допускает пересадку органов, если речь идет о спасении человеческой жизни. Конфуцианство: тело считается неприкосновенным, принадлежащим всей генеалогической ветви – предкам и потомкам.

Медико-этические проблемы ксенотрансплантации Ксенотрансплантациями называются пересадки органов и тканей от животных человеку. Ксенотрансплантация ставит фундаментальную этическую проблему - является ли человек высшей моральной ценностью, во имя которой можно причинять страдания и боль, а также вызывать смерть других живых существ? Ксенотрансплантация создает возможность размывания границ между видами. Ксенотрансплантация покушается на идентичность личности и восприятие человеком собственного тела.

Десять лет назад, в ночь со 2 на 3 апреля, на базе 9-й минской Клиническая больницы была совершена первая в истории отечественной медицины пересадка печени. Именно эта операция стала отправной точкой для стремительного развития отечественной трансплантологии. Если в 2008 году белорусскими специалистами было трансплантировано 37 донорских органов, то в 2017 году - уже 502.


Руководитель Республиканского научно-практического центра трансплантации органов и тканей Олег РУММО уверяет: белорусские медики способны выполнить абсолютно любую операцию по трансплантации органов, которая существует в мире. Однако трансплантология — фактически единственная отрасль в медицине, которая не может развиваться без участия общества, в частности без его поддержки. Обязательное условие — наличие донорских органов: нет их — нет и трансплантаций. А у специалистов, которые занимаются спасением чужой жизни, должна быть уверенность, что общественное мнение — на их стороне.

Подарить спасение. А кому?

В листе ожидания.

Очевидно, что потребность в донорских органах намного большая, чем количество совершенных пересадок. Этим объясняются такие явления, как донорский туризм и нелегальная торговля человеческими органами. В бедных странах мира люди сознательно продают свои органы, чтобы прокормить семью. Мигранты таким образом пытаются заработать деньги, чтобы пересечь Средиземное море. Есть информация, что каждую неделю в Каире и на территории Турции выполняется от 8 до 10 нелегальных трансплантаций почек. Такие операции делаются часто в антисанитарных домашних условиях, буквально на полу, и случается, что гибнут и донор, и реципиент.

В планах ВОЗ — утвердить паспорт реципиента и донора: он будет представлять собой карточку с буквенно-цифровым кодом, указанием типа донора, его страны происхождения, медицинского учреждения, где была сделана трансплантация, и другой важной информацией. Инженеры решили, что наиболее эффективной будет технология блокчейн.

Предполагается, что эта мера позволит сделать трансплантологию более прозрачной и застрахует от злоупотреблений и криминализации. В Глобальной базе данных по трансплантации Всемирная организация здравоохранения намерена собрать информацию по донорству и трансплантации органов, тканей и клеток со всего мира.

Львофф ЛОРАНС, руководитель Отдела по биоэтике и секретарь Комитета по биоэтике Совета Европы, обращает внимание на важность доверия со стороны общества к деятельности службы трансплантологии. Еще в 1997 году Советом Европы была принята Конвенция о правах человека и биомедицине. А с 2006 года действует дополнительный протокол, определяющий условия изъятия органов и тканей и их распределения, а также выполнение кодекса добросовестных технических и медицинских практик.

Презумпция согласия

Отношение к донорству в значительной степени зависит и от религиозных взглядов. Между прочим, все ведущие конфессии мира в принципе одобряют этот метод лечения неизлечимых ранее заболеваний. В Испании, например, на дверях храмов размещены обращения к прихожанам: "Не забирайте свои органы на небо. Они пригодятся больным людям на земле". В этой стране донорство рассматривается как гуманный долг каждого взрослого человека.

Между прочим, каждому из нас совсем не повредит задуматься: а застрахованы ли мы от того, чтобы тоже не попасть в лист ожидания людей, жизнь которых зависит от трансплантации и поиска донорского органа?

Сейчас в Едином регистре трансплантации РНПЦ трансплантации органов и тканей содержится информация примерно о 2400 человек, которые подписали отказ от изъятия органов для последующей пересадки после собственной смерти. Каждый год число тех, кто отказывается становиться посмертным донором, прирастает на 45—50 человек. Но вместе с тем. кто-то из принципиальных противников донорства уезжает, кто-то умирает, а некоторые заявления аннулируются.

— То обстоятельство, что граждане стали отзывать свои заявления, нас очень радует. По этому индикатору можно оценивать степень человеколюбия, — подчеркивает руководитель Республиканского научно-практического центра трансплантации органов и тканей Олег Руммо. — Трансплантация — чрезвычайно сложная сфера в плане сохранения доверия, этики и морали. И морально-этических проблем становится все больше. Например, есть два пациента, один из которых находится в крайне тяжелом состоянии, и имеет низкий реабилитационный потенциал. Так, может, лучше отдать донорский орган человеку, который после операции проживет 20—30 или даже больше лет, создаст семью, родит детей? Также возникают вопросы с выполнением трансплантаций больным со злокачественными поражениями печени, потому что такие пациенты живут чуть меньше, чем пациенты с другими показателями для трансплантации. Всегда на весах находятся вопросы клинической эффективности и социальной справедливости.

В Беларуси разработана специальная компьютерная программа, позволяющая полностью исключить влияние человеческого фактора при распределении донорских почек для трансплантации. Программа делает отбор исходя из двух принципов — приоритетности и клинической эффективности. Эффективность подразумевает не просто выполнение операции, а обеспечение хорошего качества жизни после нее и долгое функционирование пересаженных органов.

На законодательном поле

— По нашим сведениям, каждый год в стационарах умирают пять миллионов человек, из них полмиллиона — в палатах интенсивной терапии и являются потенциальными посмертными донорами. Если мы сможем хотя бы 300 тысяч превратить в реальных доноров, то получим более миллиона донорских органов (на каждого умершего донора приходится в среднем по 3,5 органа), что обеспечит покрытие реальных потребностей в трансплантации, — подчеркивает Нунес Хосе. — В Хорватии, например, после оптимизации системы учета смерти мозга у пациентов количество донорских органов увеличилось вдвое.

В некоторых западных странах существует такая практика, как перекрестное донорство. Это возможно в том случае, если человек хочет пожертвовать родственнику орган, а тот ему не подходит. В то же время совсем в другого человека тоже есть родственник, которому необходим орган, но он тоже не подходит. В этом случае осуществляется безвозмездный парный обмен. В Беларуси по законодательству это пока не разрешено.

Кроме того, предлагается законодательно закрепить возможность и условия международного сотрудничества в рамках тех или иных объединений: чтобы все было прозрачно, законно и взаимовыгодно. В 2017 году Беларусь уже стала полноценным членом международного сообщества по обмену органами для трансплантации Fоеdus.

1. Пересадка органа от живого донора сопряжена с серьезным риском для последнего:

• лишившись одного из парных органов или части непарного органа, донор становится в большей степени уязвим к неблагоприятным внешним воздействиям;

2. Донорство д.б. добровольной, осознанно совершаемой и бескорыстной жертвой. В настоящее время во всех странах мира принята практика пересадки только лицам, находящимся в близком родстве с живым донором, призванная обеспечить эти условия.

3. Информированное согласие в трансплантологии.

• В отечественной медицине применяется иная процедура – получение письменного разрешения донора. Этот документ не содержит развёрнутой информации о риске неблагоприятных последствий, поэтому имеется возможность, дозируя характер устно передаваемой информации, фактически манипулировать решением донора.

• Опасность в отношении того, действительно ли обеспечивается добровольность, т.к. существует вероятность откровенного семейного давления и даже принуждения в отношении донора, потому что мед. информация передаётся членам семьи. Решение – конфиденциальность.

Этические проблемы забора органов у мёртвого донора:

1. Проблема констатации смерти человека

2. Проблема добровольного волеизъявления о пожертвовании собственных органов после смерти для трансплантации

Общие биотические проблемы

1. Продажа органов

2. Информированное согласие

3. Живые, но терминальные доноры
Отношение религии к трансплантации

Отношение Русской Православной Церкви:

• трансплантология позволяет оказать действенную помощь многим больным, которые прежде были обречены на неизбежную смерть или тяжелую инвалидность.

• органы человека не могут рассматриваться как объект купли и продажи. • пересадка органов от живого донора может основываться только на добровольном самопожертвовании ради спасения жизни другого человека, в этом случае согласие на эксплантацию (изъятие органа) становится проявлением любви и сострадания. Однако потенциальный донор должен быть полностью информирован о возможных последствиях эксплантации органа для его здоровья.

• неприемлемо сокращение жизни одного человека, в том числе через отказ от жизнеподдерживающих процедур, с целью продления жизни другого.

• посмертное донорство органов и тканей может стать проявлением любви, простирающейся по ту сторону смерти (такого рода дарение или завещание не может считаться обязанностью человека).

• презумпцию согласия потенциального донора на изъятие органов и тканей его тела, закрепленную в законодательстве ряда стран, Церковь считает недопустимым нарушением свободы человека.

• большинство западных христианских богословов являются сторонниками трансплантации и позитивно оценивают факт изъятия и переноса органа умершего в тело живого человека.

• считает, что донорство в трансплантологии — это акт милосердия и нравственный долг.

Позиция Протестантской церкви.

• протестанты не препятствуют переливанию крови и трансплантации органов, если по медицинским показаниям больной нуждается в данных операциях.

• продажа органов с точки зрения протестантской церкви считается аморальной.

• в буддизме пересадка органов считается возможной только от живого донора при условии, что это было даром больному.

• иудаизм допускает пересадку органов, если речь идет о спасении человеческой жизни.

• в иудаизме к телу человека относятся с большим уважением даже после его смерти.

• брать органы для трансплантации можно только при условии, что человек сам перед смертью разрешил это и семья при этом не возражает.

• у ислама отношение к пересадке органов более сложное, в ряде арабских стран это абсолютно запрещено.

• но в целом исламская религия признаёт трансплантологию.
Этические проблемы патологоанатомических вскрытий

Проблема патологоанатомического вскрытия умершего имеет несколько этических аспектов.

Во-первых, оно имеет прямую связь с трансплантацией органов. До последних десятилетий при гомотрансплантации в преобладающем большинстве случаев речь шла о пересадке трупных органов и лишь в незначительном - о пересадке от живых добровольных доноров. В связи с этим представляет интерес развитие юридической стороны о сроках, в которые разрешается вскрытие от момента констатации смерти человека.

Второй этической стороной вскрытия умерших является отношение к этому явлению родственников, этносов, религий.

Этот тезис призван защищать интересы личности от возможных научных, корпоративных и других посягательств со стороны, в частности, медиков. Ясно, что в разбираемой проблеме речь не идет о защите жизненных интересов личности, которой уже, по большому счету, все равно, вскроют ее или нет. Поэтому в данной ситуации речь может идти в основном о соблюдении этических принципов по отношению к родственникам. Вышеуказанный тезис защищает их интересы. И, если они не желают вскрытия, то оно не может быть произведено.

По религиозным или иным мотивам, в случае наличия письменного заявления членов семьи, близких родственников или законного представителя умершего, либо волеизъявления самого умершего, высказанного при его жизни, патологоанатомическое вскрытие, при отсутствии подозрения на насильственную смерть, не производится, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации.

Закон от 22 декабря 1992 года о трансплантации органов и (или) тканей человека:

Статья 8: Презумпция согласия на изъятие органов и/или тканей

Изъятие не допускается, если утверждение здравоохранения на момент изъятия поставлено в известность о том, что при жизни данное лицо или его близкие родственники заявили о своём несогласии на изъятие его органов и (или) тканей после смерти.

В случае смерти несовершеннолетнего или недееспособного лица, изъятие органов и тканей для трансплантации допускается на основании испрошенного согласия одного из родителей,

Статья 9: Определение момента смерти

• Органы могут быть изъяты у трупа для трансплантации, если имеются бесспорные доказательства факта смерти, зафиксированного консилиумом врачей-специалистов.

• Заключение о смерти даётся на основе констатации необратимой гибели всего ГМ (смерть мозга).

• В диагностике смерти запрещается участие трансплантологов и членов бригад, обеспечивающих работу донорской службы и оплачиваемых ею.

Презумпция – предположение, которое считается истинным до тех пор, пока ложность такого предположения не будет бесспорно доказана.

• отличается от путинного забора тем, что хотя специальное разрешение на забор органов после смерти и не спрашивается, но согласие на такой забор предполагается, то есть констатируется отсутствие отказа от подобной манипуляции.

• право на отказ предоставляется как самому человеку - заранее, так и его родственникам - после его смерти (важно, чтобы это право могло быть реализовано на практике; население должно быть информировано о своём праве на отказ).

• отсутствие выраженного отказа трактуется как согласие, т.е. каждый человек практически автоматически превращается в донора после смерти, если он не высказал отрицательного отношения к этому.

• принцип формирует источник большого количества органов для трансплантации.

• принцип не может защитить неосведомленного человека;

• поэтому многие оценивают этот принцип как этически некорректный.

• для изъятия органов с целью трансплантации необходимо явно выраженное прижизненное согласие от самого донора при жизни или его родственников после его смерти.

• отсутствие явно выраженного согласия равносильно отказу.

• требуется информированное согласие донора в форме прижизненного распоряжения или согласия членов семьи после его смерти.

• такой подход выражает в каком-то смысле более индивидуалистические культурные традиции, чем презумпция согласия.

• право человека на самодетерминацию, автономию (соблюдается и защищается);

• соблюдается и защищается фундаментальное право человека на свободу и добровольное определение судьбы своего физического тела после смерти;

• поддерживается уверенность человека в достойном отношении к его телу после смерти;

• врач освобождается от психоэмоциональных перегрузок, связанных с совершением этически некорректных (насильственных) действий.

• потенциальное снижение количества органов для трансплантации за счёт более сложной процедуры получения согласия по сравнению с презумпцией согласия;

• для родственников решение такой проблемы, как трансплантация органов умершего, в момент внезапной смерти близкого является чрезмерной нагрузкой и не даёт им возможности полно и ясно рассмотреть проблему.

40 Дефицит донорских органов и способы его преодоления.

Трансплантация – пересадка органов или тканей живым существам.

Трансплантология – отрасль биологии и медицины, изучающая проблемы трансплантации, разрабатывающая методы консервирования органов и тканей, создания и применения искусственных органов.

Проблема дефицита донорских органов решается различными путями:

• идет пропаганда пожертвования органов после смерти человека с прижизненным оформлением согласия на это;

• создаются искусственные органы;

• разрабатываются методы получения донорских органов от животных;

• методы получения органов путем культивирования соматических стволовых клеток с последующим получением определенных типов тканей;

Ксенотрансплантация в настоящее время является одним из путей решения проблемы дефицита донорских органов. Идея использования животных в качестве доноров основана на мнении о том, что животное является менее ценным живым организмом, чем человек. Против этого возражают как сторонники защиты животных, так и представители трансгуманизма, считающие, что каждое живое существо имеет право на жизнь и негуманно ради продолжения жизни одного живого существа убивать другое. В то же время, человек на протяжении многих тысячелетий убивает животных для удовлетворения своих потребностей в пище, одежде и т.п.

42 Этические проблемы психиатрии.

Психиатрия – это наука, изучающая вопросы клиники, этиологии, патогенеза, лечения и профилактики психических заболеваний.

Объектом изучения психиатрии является человек, страдающий психическим заболеванием или расстройством.

Этические проблемы:

Трудность работы психиатра заключается в том, что он зачастую попадает в этически противоречивые ситуации, где сложно следовать положениям кодекса этики.

Среди наиболее распространенных этических проблем в психиатрии выделяют следующие:

– Недобровольные госпитализация и лечение в отношении лиц с глубокими психическими расстройствами (психиатры признают, что критерий непосредственной опасности не может быть для этого единственным основанием, потому что без лечения остается группа больных, которые в силу своих психических расстройств не сознают необходимости лечения);

– Конфиденциальность (ее правила нарушаются в случае повышенного риска для жизни пациента или других людей (самоубийства, агрессивные действия), преступные действия (насилие, развращение, инцест), которые совершаются над несовершеннолетними; недобровольная госпитализация пациента в силу тяжести его психического состояния; участие пациента в тяжких преступлениях);

– Принцип информированного согласия (согласие пациента должно быть добровольным и осознанным при том, что получение информации о характере психических расстройств пациента должно происходить в доступной для него форме и с учетом его психического состояния; предполагается получение предварительного согласия перед началом лечения, а также соблюдение прав пациента на отказ от лечения за исключением случаев, предусмотренных в законодательстве);

– Выбор патерналистскойт либо непатерналистской модели взаимоотношений врача и пациента (случаи, когда у пациента нарушены способности рассуждать о болезни, способности адекватно оценить риск и пользу лечения);

Использование синергетической модели психики, отход от однолинейности и жесткости, обращение к теориям случайных процессов приведет, как считают некоторые специалисты, к обновлению психиатрии, ибо понятие болезни будет вероятностным, а ее возникновение в ряде случаев - принципиально непредсказуемым. В психиатрии появится свобода воли в ее термодинамическом выражении, что повлечет за собой и изменение суждения о "норме" и болезни, к размыванию "границы" между нормой и болезнью, широким спектром адаптационных реакций, а суждение о "нормальном" будет изменяться вместе с обществом и в зависимости от развития медицинской науки.
Принуждение. Диапазон мер принуждения в психиатрии очень широк – от безобидных ситуаций недобровольного освидетельствования психиатром до принудительного введения лекарств или принудительного кормления.

Читайте также: