В каком году в россии взяточничество впервые было признано преступлением

Обновлено: 28.06.2024

Побороть коррупцию можно только в том случае, если знать истинные причины её возникновения. Для этого необходимо обратиться к истории. В первую очередь стоит сказать, что коррупция в России не появилась из ниоткуда. Её происхождение напрямую связано с традициями общества в период становления государственности на Руси в IX-X вв. Это период, когда представители государственной власти жили и обеспечивались материально благодаря общинной норме, установленной в государстве. Эти нормы не были одинаковы для всех чиновников. Согласно указанию в "Русской правде", с целью установления единых норм по обеспечению всех чиновников, были прописаны размеры данного обеспечения общиной.

За нарушение или несоблюдение данных положений не предусматривалось никаких санкций в законодательстве.

Это стало причиной неисполнения правовых норм со стороны государственных чиновников и со стороны членов общины. Это порождало конфликты между сторонами.

Такое развитие общественных отношений требовало решения в российском государстве. В первую очередь необходимо было менять судебную систему. Решение последовало в 1497 г., когда был принят "Судебник", который стал писанием для того, чтобы вершить правосудие. Согласно этому законодательному акту было впервые запрещено получение материальных ценностей при ведении судебных дел и жалоб государственными чиновниками.

Посулы – это получение должностным лицом, который осуществляет правосудие или занимается разрешением спора, поборов, взяток, подношений и т.п.

Надо сказать, что данная статья не предусматривала санкций за получение посула, но за совершение такого правонарушения должностное лицо наказывалось главой государства на свой взгляд. Из чего можно сделать вывод, что коррупция в качестве правового явления, которое направлено против интересов правосудия, появилось на Руси в форме получения взятки.

Царь Иван IV Грозный ввёл Судную грамоту в 1561 г. Она определяла санкции за получение взятки судебными чиновниками местного земского управления. В 1649 г. за взяточничество и другие формы корыстных побуждений была введена уголовная ответственность, согласно Соборного уложения. В десятой главе "О суде" данные виды преступлений интерпретировались как преступления, направленные против интересов правосудия.

При Петре I судебная система претерпевала существенные изменения, у том числе и уголовное законодательство России за проявление коррупции и взяточничество. Государя серьёзно волновали проблемы продажности государственных чиновников. Примечательно, что именно при Петре I коррупция возымела огромнейший размах, и царь принял решение жёстко с ней бороться.

Эпизодом, который хорошо описывает ситуацию, является тот момент, когда спустя многих лет следствия был разоблачён в своих коррупционных делах и повешен губернатор из Сибири Гагарин. Спустя ещё три года четвертовали за взяточничество обер-фискала Нестерова, того самого, который разоблачил Гагарина.

Взяточничество и коррупция процветали в этот период ещё сильнее, чем прежде. Должностные лица быстро реагировали на ситуацию и принимали меры, которые помогали им по-прежнему получать выгоду от нахождения на государственной службе посредством наживи и использовании своего положения.

А. О. Ключевский рассказывая о периоде правлении Петра I, замечал: "При Петре I казнокрадство и взяточничество достигли размеров, небывалых прежде – разве только после".

История коррупции

Династия Романовых и весь период их правления в истории отмечен как время, когда коррупция представляла собой огромную статью дохода начиная от мелких государственных служащих и заканчивая сановниками.

После смерти Петра I за преступления, связанные с коррупцией в формах мздоимства, лихоимства, вымогательства и хищения, виновных больше не наказывали так жестоко. Об этом говорят многие исследователи.

В 1731 г. при Анне был арестован казанский губернатор Волынский за получение взятки размером 2500 руб. Он признался в преступлении и в качестве наказания был освобождён от занимаемой должности. Князья Иван и Алексей Долгорукие за хищение государево имущества были лишены всех чинов и сосланы в деревню.

При Екатерине II санкции за взяточничество также не были такими суровыми, как при Петре I.

В 1845 г. было принято "Уложение о наказаниях уголовных и исправительных", которое предусматривало изменение и дополнение законодательства об ответственности за взяточничество и коррупцию. Новые нормы предусматривали в шестой главе пятого раздела уголовную ответственность за корыстные побуждения во время несения государственной службы, в том числе взяточничество.

За получение вознаграждения, которое не предусмотрено законодательством России, лицом органов государственной власти и управления, сопряжённое с нарушением обязанностей по службе, предусматривалась ответственность по ст. 402 Уложения. Определялось наказание в виде лишения свободы сроком от года до трёх лет или сечение розгами в количестве от 70 до 80 ударов и помещение в арестантские роты на срок от двух до пяти лет.

Смягчающим обстоятельством могло послужить раскаяние должностного лица, тогда наказание могло быть в виде строгого выговора суда или освобождение от должности.

Уложение было введено в действие в 1845 г. – это событие стало одним из самых знаковых в XIX в. касательно правового обеспечения и борьбы с преступностью в России. Указанный правовой документ подразумевал дифференцированную уголовную ответственность за любой вид и форму получения вознаграждения, которое не предусмотрено законодательством, должностными лицами государственных органов власти и управления. Наказание зависело от степени их опасности для общества и последствий, которые наступали после совершения конкретным лицом правового нарушения. Также принимались во внимание смягчающие обстоятельства.

Уложение, которое было принято о наказаниях уголовных и исправительных в 1866 г. в новой редакции в корне ничего не изменило, правовые нормы, регулирующие уголовную ответственность за взяточничество остались прежние.

Учёные-историки, которые занимаются изучением материалами статей, выходивших в XIX и начале XX вв., сходятся во мнении, что в качестве основного наказания за взяточничество в данный период времени применяли уголовную ответственность к представителям исполнительной власти, чьё положение не имело должностной ответственности.

В Судебной газете в 1895 г. был размещён материал об осуждении рядового московского жандармского дивизиона Б. за то, что ". находясь возле городского манежа и будучи обязан смотреть за порядком вообще и размещать извозчиков на указанных местах, он стал требовать от извозчиков, пользуясь своим служебным положением, по пять копеек за право стоять около манежа и в силу этого требования получил от одного извозчика семь копеек. Суд назначил ему наказание: отдачу в арестантские роты на один год с лишением всех особых прав и преимуществ воинского звания и исключением из воинской службы".

Стоит отметить, что самого большого размаха коррупция в России достигла во времена правления императора Николая II. В качестве примера можно вспомнить, как продавались и покупались высшие должности в правительстве. Активное участие в этом процессе принимал Распутин. Кроме того, история помнит случаи, когда за крупные взятки от промышленников формировались заказы в военной сфере. Здесь же можно упомянуть продажи планов военных наступлений в годы Первой мировой войны. Более того, беззастенчивый административный грабёж населения имел место быть в условиях военного времени.

Борьба с коррупцией от Петра I до наших дней: сколько лет дают за взятку и что делать, чтобы самому не сесть

Давать и брать взятки нельзя – это запрещено законом и нечестно по отношению к обществу. Но многих это не останавливает: для них государство подготовило разные виды наказания – от увольнения с работы до многомиллионных штрафов и 12 лет тюрьмы. Рассказываем, как боролись с коррупцией в России и что происходит сейчас.

Взяточничество и коррупционные правонарушения

Что можно называть коррупцией

Мы привыкли называть взяточников коррупционерами, и наоборот. Хотя в действительности между взяточничеством и коррупцией нельзя поставить знак равенства. Чтобы понимать, за что посадили (или не посадили) того или иного чиновника, важно понимать, что такое коррупция и что еще она включает.

Коррупция – это общее название ситуаций, когда должностное лицо получает какую-то противоправную выгоду, пользуясь своим служебным положением. И неважно, занимает это лицо государственную должность или занимается закупками в частной компании – использование служебного положения для личной выгоды есть коррупция.

Взяточничество является формой коррупции. Это предоставление или получение выгоды, в обмен на действие, которого взяточник не имел права совершать в силу своих полномочий.

Вообще, взяточничество достаточно интересное явление – в нем обе стороны (тот, кто дает и тот, кто берет взятку) получают какую-то выгоду: например, чиновник получает деньги, предприниматель получает государственный контракт.

Страдают в этой ситуации лишь общественные отношения (например, бюджет тратит на закупку больше денег).

Но взяточничество не ограничивается дачей и получением взяток. Согласно Уголовному кодексу РФ есть 4 вида таких преступлений:

  • получение взятки (ст. 290 УК РФ);
  • дача взятки (ст. 291 УК РФ);
  • посредничество (ст. 291.1 УК РФ) – передача взятки от одной стороны другой, или другое содействие процессу;
  • мелкое взяточничество (ст. 291.2 УК РФ) – при суммах до 10 тысяч рублей.
  • наличие неурегулированного конфликта интересов (например, чиновник заключает контракт со своим родственником-предпринимателем);
  • непредоставление информации о доходах и имуществе – своих и членов семьи;
  • получение оплаты за участие в управлении коммерческой организации;
  • ведение предпринимательской деятельности;
  • участие в управлении иностранными НКО.

За такие нарушения чиновника вряд ли привлекут к уголовной ответственности, но он будет уволен с государственной службы из-за утраты доверия.

Что за это грозит

Коррупция в России существует на разных уровнях и в разных сферах деятельности. С одной стороны, преподаватель заставляет студентов покупать его учебники, а с другой – топ-чиновник катается на яхте, принадлежащей олигарху. Чаще всего коррупция в России проявляется на таможне, в налоговых органах (хоть переход на новое ПО и лишил инспекторов возможности вмешиваться в работу системы), в правоохранительных органах и в образовании.

Регулярно становится известно о задержаниях чиновников с крупными суммами денег, но почему-то кажется, что масштабы коррупции не меняются. Может ли быть причиной недостаточно строгое наказание за такие преступления?

Самое жесткое наказание предполагается за непосредственно получение взятки:

  • за ее получение должностным лицом – штраф от 20- до 50-кратной суммы взятки, лишение права занимать должность до 3 лет, лишение свободы до 3 лет;
  • если сумма больше 25 тысяч рублей – штраф до 1,5 миллионов рублей или до 60-кратной суммы взятки, лишение свободы на срок до 6 лет;
  • если взятка получена за незаконные действия – штраф до 2 миллионов рублей или до 70-кратной суммы взятки, лишение свободы на срок от 3 до 8 лет;
  • если все это сделал чиновник (государственный служащий) – штраф до 3 миллионов рублей или до 80-кратной суммы взятки, лишение свободы на срок от 5 до 10 лет;
  • если это все совершила группа лиц, или было вымогательство взятки, или ее сумма более 150 тысяч рублей – штраф до 4 миллионов рублей или до 90-кратной величины взятки, лишение свободы на срок от 7 до 12 лет;
  • если сумма взятки превысила 1 миллион рублей – штраф до 5 миллионов рублей или до 100-кратной величины взятки, лишение свободы на срок от 8 до 15 лет.

По всем статьям предусматривается также лишение права занимать определенные должности, срок этого лишения доходит до 15 лет по самым серьезным обвинениям.

А если у гражданина вымогали взятку, и он добровольно рассказал об этом правоохранителям, его могут освободить от ответственности (но ровно до тех пор, пока об этом факте в правоохранительных органах не узнают самостоятельно).

Примерно похожие санкции ожидают тех, кто был посредником при передаче взятки, или занимался коммерческим подкупом.

Однако наказание грозит не только по УК РФ, коррупционные правонарушения наказываются и согласно КоАП РФ, причем наказание по ним могут нести и юридические лица. Так, согласно КоАП РФ, наказать могут за такое:

  • подкуп избирателей – штраф от 12 до 25 тысяч рублей на граждан и до 500 тысяч на юридических лиц;
  • невыполнение требований законодательства о закупках – штраф для должностных лиц от 30 до 100 тысяч рублей;
  • ограничение конкуренции органами власти – штраф от 15 до 50 тысяч рублей, дисквалификация до 3 лет.

Также есть достаточно обширный перечень оснований для увольнения чиновника за утерю доверия.

Борьба с коррупцией в России

От Петра и дальше – история борьбы с коррупцией в России

Первый документ, который был создан для борьбы с коррупцией в России – это указ Петра I от 1714 года, который ужесточил наказание за корыстные злоупотребления на службе государству. Одной из мер по борьбе с мздоимством тогда стало ограничение нахождения в должности воевод – не более 2 лет. Указ вводил уголовную ответственность тем, кто был пособником в совершении корыстных злоупотреблений по службе.

Тогда же были введены понятия:

  • лихоимство – принятие взятки должностным лицом за действия или бездействие по службе, если это нарушало обязанности должностного лица;
  • мздоимство – если должностное лицо брало деньги за те действия, которые входили в его обязанности.

Борьба с коррупцией продолжалась (хоть и не так активно) и в период правления Екатерины II. Историки говорят, что ее политика была направлена на обеспечение принципа неотвратимости за совершенные корыстные злоупотребления.

Несмотря на все принимаемые меры, коррупцию побороть так и не удавалось – она и в период царствования Романовых была источником процветания мелких государственных служащих.

  • лишение свободы на срок от 1 до 3 лет;
  • сечение розгами от 70 до 80 ударов;
  • отдача в арестантские роты на срок от 2 до 5 лет.

Уголовный кодекс от 1922 года был еще более жестким – взяточничество считалось контрреволюционной деятельностью и за него полагался расстрел. Однако с первых дней существования советской власти коррупция продолжала свое существование.

Естественно, что коррупция существовала и в 1930-1950-е годы, хоть о ней и не было широко известно. Кроме того, уже тогда формируется шикарный образ жизни партийной элиты – что тоже, в некотором роде, считается злоупотреблением властью.

Злоупотребления были везде – и в системе НКВД, и в судебной системе. В 1948 году оказалось, что суды насквозь пронизаны коррупцией.

После распада СССР проблема коррупции в России становилась все более актуальной. К началу 2000-х зарубежные журналисты писали, что в стране такие коррупция и бандитизм, которым нет аналогов в истории.

Тем не менее, говорить о победе над коррупцией еще совсем рано – только за первые 8 месяцев текущего года она принесла ущерб экономике на сумму более 100 миллиардов рублей.

Кто и как борется с коррупцией в России сейчас

В России нет единого органа, который занимался бы всеми делами в сфере коррупции. Так, выявляют такие преступления и привлекают виновных к ответственности органы прокуратуры, государственной безопасности, внутренних дел, таможенной службы. Координирует эту работу генеральный прокурор и подчиненные ему прокуроры.

Полномочия в этой сфере есть у самих органов государственной власти – например, если государственного служащего склоняют к получению взятки, он должен сообщить об этом своему работодателю, который сообщит об этом в соответствующий орган.

Оперативную работу по экономическим преступлениям, в том числе по коррупции, ведет Главное управление экономической безопасности и противодействия коррупции МВД (ГУЭБиПК). Считается, что это управление имеет преемственность от ОБХСС.

Что касается непосредственно борьбы с коррупцией, на уровне государства считается, что более эффективным мероприятием является ее профилактика.

Вообще же работает целый комплекс мер по антикоррупционной политике:

Например, в России 9 декабря каждого года отмечается Международный день борьбы с коррупцией.

Законодательство России предполагает 4 вида ответственности за коррупционные правонарушения:

  • уголовная ответственность – применяется к тем, кто виноват в совершении преступления;
  • административная ответственность – применяется в отдельных случаях, прописанных в законе (есть около 20 составов таких правонарушений);
  • гражданско-правовая ответственность – когда с нарушителя требуют возместить убытки или ущерб в другой форме. А еще это случай, когда государственный служащий обязан передать государству подарки дороже определенной суммы;
  • дисциплинарная ответственность – включает замечание, выговор, предупреждение о неполном должностном соответствии, увольнение в связи с утратой доверия.

На первый взгляд, закон достаточно объемный, и должен работать на уменьшение уровня коррупции в стране. А что же происходит на самом деле?

Насколько успешно получается бороться с коррупцией

Коррупция – не зарплата и не ВВП, цифрами ее измерить очень сложно. Чтобы понять, насколько успешно страна борется с коррупцией, используют оценочные показатели. Самый известный из них – Индекс восприятия коррупции (The Corruption Perceptions Index), который каждый год рассчитывается международной неправительственной организацией Transparency International.

В 2018 году Россия заняла 138 место из 180 стран мира, что показывает не очень эффективную борьбу с коррупцией. При этом выше 60 места Россия вообще не поднималась:

blank

Кстати, не стоит считать, что в 2000 году ситуация была лучше – просто тогда Transparency International оценивала Индекс восприятия коррупции по 90 странам – и 82 место означает не очень хорошее положение.

Россия по ИВК в 2018 году получила 28 баллов из 100 возможных – столько же, сколько Нигерия, Мавритания, Кения, Коморы, Бангладеш и Уганда. Некоторые страны СНГ разместились выше – больше всего баллов получила Армения – 35, у Молдавии 33 балла, у Украины – 32, у Казахстана – 31 балл. Среди лидеров рейтинга – Эстония, у нее 20 место.

Но Transparency International вряд ли серьезно будет восприниматься чиновниками – российское подразделение организации объявлено иностранным агентом.

Что касается статистики от правоохранительных органов, то они оперируют количеством выявленных случаев. Так, в прошлом году за 10 месяцев было выявлено 27 143 преступления коррупционной направленности – и только 3 171 из них связано с получением взятки. Еще 2 251 случай – это дача взятки.

А сколько Россия теряет из-за коррупции? Мнения разделились:

В любом случае, официально даже самые низкие оценки показывают, что Россия теряет минимум 10% от федерального бюджета из-за коррупции. А это говорит, что до полной победы над ней еще очень далеко.

Куда жаловаться, если требуют взятку

Поскольку дача взятки – такое же преступление, как и ее получение, молчать об этом не стоит. Итак, если кто-то прямо или косвенно намекает на взятку, нужно:

  1. попытаться записать разговор . Желательно самому не провоцировать собеседника на взятку – он сам должен сказать, чего хочет. Также желательно зафиксировать, какие гарантии решения проблемы он дает;
  2. тянуть время . Сразу давать деньги нежелательно, лучше всего договориться на передачу оговоренной суммы в другое время и в другом месте;
  3. если взятку требует чиновник или преподаватель – дальше нужно обратиться в полицию. В заявлении о факте вымогательства нужно указать данные этого лица, что он требует и за какие действия, где должна пройти передача денег;
  4. если вымогатель – полицейский или сотрудник ГИБДД – желательно обратиться в управление собственной безопасности МВД, в Следственный комитет или даже в ФСБ.

Передача денег без обращения в полицию впоследствии будет расценена как преступление.

Дальше будет расследование дела о взяточничестве. Нужно будет подробно рассказать об обстоятельствах вымогательства взятки, предоставить все доказательства этого, и по возможности предоставить контактные данные тех, кто еще присутствовал при этом.

Коррупция

Первое законодательное ограничение коррупционных действий принадлежит Ивану III. Его внук Иван Грозный в 1561 году ввел Судную грамоту, которая устанавливала санкции в виде смертной казни за получение взятки судебными чиновниками местного земского управления.

Вопросы уголовной ответственности за взяточничество и иные формы проявления корыстных злоупотреблений по службе нашли отражение в принятом в 1649 году Соборном уложении. Статьи 5 и 7 Соборного уложения предусматривали уголовную ответственность за принятие вознаграждения должностными лицами судебных органов, а статья 6 расширяла круг субъектов подлежащих ответственности за получение взятки, к ним стали относиться и лица, которые выполняли те же функции, что и судебные чиновники.

При Петре I расцветали и коррупция, и жестокая борьба царя с ней. Петр I старался всеми возможными методами и средствами навести порядок в делах государственной службы России, воздействуя на мздоимцев, лихоимцев и вымогателей. В целях предупреждения взяточничества и других корыстных злоупотреблений по службе он ввел новый порядок прохождения государственной службы для воевод, которые не могли находиться на этой должности более двух лет. Данный срок мог быть продлен только в том случае, если имелась письменная просьба жителей города о том, чтобы данное должностное лицо продолжало исполнять свои обязанности. Учитывая распространенность взяточничества, указом от 23 августа 1713 года Петр I ввел, наряду с получением взятки, уголовную ответственность за дачу взятки. 24 декабря 1714 года Петр I издал указ, который ввел уголовную ответственность за пособничество в совершении корыстного злоупотребления по службе и за недонесение о совершении этих преступлений.

Императрица Елизавета Петровна 27 августа 1760 года издала указ, запрещающий государственным служащим брать взятки. "Ненасытная жажда корысти дошла до того, что некоторые места, учреждаемые для правосудия, сделались торжищем, лихоимство и пристрастие — предводительством судей, а потворство и опущение — одобрением беззаконникам", — укоряла чиновников Елизавета Петровна.

Наиболее полно ответственность за взяточничество стала регулироваться в XIX веке. Получение взятки тогда именовалось "мздоимством" и "лихоимством" (последнее считалось наиболее тяжким видом взяточничества). Глава 6 Уложения о наказаниях уголовных и исправительных (в редакции 1885 года) так и называлась: "О мздоимстве и лихоимстве". Под мздоимством понималось принятие должностным лицом взятки, добровольно предложенной, в виде вознаграждения за оказание служащим служебной услуги, не выходящей за границы его полномочий.

Наказание — от денежного взыскания до отрешения от должности. Значительно строже каралось (до арестантских отделений) лихоимство, т. е. принятие служащим вознаграждение за действия, нарушающие служебные обязанности. Самой тяжелой степенью лихоимства признавалось вымогательство, т. е. вынуждение взятки самим служащим.

Придя к власти, большевики в мае 1918 года издали декрет о взяточничестве, предусматривавший пятилетний срок заключения и конфискацию имущества. Одновременно с этим дела о взяточничестве были переданы в ведение революционных трибуналов, так как приравнивались к контрреволюционной деятельности. В Уголовном кодексе 1922 года за взяточничество были установлены суровые наказания вплоть до высшей меры наказания (статья 114 УК 1922 года). В последующем нормы о взяточничестве получили закрепление в Уголовных кодексах РСФСР 1926 и 1960 годов.

4 апреля 1992 года вышел Указ президента РФ Бориса Ельцина "О борьбе с коррупцией в системе государственной службы". Документ стал первым антикоррупционным нормативно-правовым актом нового российского законодательства и послужил отправной точкой отсчета в борьбе с коррупцией в Российской Федерации. Указ запрещал чиновникам заниматься предпринимательской деятельностью, а также устанавливал для государственных служащих обязательное представление при назначении на руководящую должность декларации о доходах, движимом и недвижимом имуществе, вкладах в банках и ценных бумагах, а также обязательствах финансового характера.

29 сентября 1999 года был создан Национальный антикоррупционный комитет (НАК).

Указом президента РФ от 24 ноября 2003 года был создан Совет при президенте Российской Федерации по борьбе с коррупцией.

Антикоррупционный потенциал был заложен в Концепции административной реформы в Российской Федерации в 2006-2010 годах, а также в законе РФ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" (2004).

В 2006 году Россия ратифицировала Конвенцию ООН против коррупции 2003 года. При этом статья 20 Конвенции ("Незаконное обогащение") не была ратифицирована.

Для подготовки предложений по реализации в законодательстве РФ положений Конвенции ООН против коррупции (2003) и Конвенции Совета Европы об уголовной ответственности за коррупцию (1999) указом президента РФ от 3 февраля 2007 года была создана межведомственная рабочая группа. Совет при президенте РФ по борьбе с коррупцией был упразднен.

19 мая 2008 года президент РФ Дмитрий Медведев подписал указ о создании Совета по противодействию коррупции при президенте РФ.

31 июля 2008 года президентом был подписан План по противодействию коррупции.

Первый раздел документа был посвящен мерам по законодательному обеспечению противодействия коррупции. Второй раздел документа содержал меры по совершенствованию государственного управления в целях предупреждения коррупции. Третий раздел Плана содержал задачи повышения профессионального уровня юридических кадров и правового просвещения граждан. В последнем разделе Плана был отражен перечень первоочередных указаний органам власти о направлениях борьбы с коррупцией.

25 декабря 2008 года президент РФ подписал пакет законов о противодействии коррупции.

Пакет включал четыре закона: базовый закон "О противодействии коррупции", законопроект, вносящий поправки в закон о правительстве РФ, и еще два закона, вносящие изменения и поправки в 25 Федеральных законов.

Чиновников обязали предоставлять работодателю сведения о своих доходах, имуществе и обязательствах имущественного характера. Также они должны предоставлять сведения и о доходах, имуществе и обязательствах членов своей семьи — супруги (супруга) и несовершеннолетних детей. Ограничения, запреты и обязанности, установленные законом "О противодействии коррупции" были распространены на сотрудников милиции, прокуратуры, органов внутренних дел РФ, органов федеральной службы безопасности, таможенных органов РФ и военнослужащих.

В Уголовно-процессуальном кодексе РФ упрощался порядок привлечения к уголовной ответственности депутатов, судей и ряда категорий лиц, в отношении которых применяется особый порядок производства по уголовным делам. Также было усилено уголовное наказание за коррупцию.

В апреле 2010 года был подписан указ президента РФ о Национальной стратегии противодействия коррупции и Национальном плане противодействия коррупции на 2010-2011 годы. Национальный план противодействия коррупции должен обновляться каждые два года (в настоящее время действует Национальный план противодействия коррупции на 2014-2015 годы).

4 декабря 2012 года президент РФ Владимир Путин утвердил поправки в закон "О правительстве РФ". Согласно поправкам, вступившим в силу 1 января 2013 года, член правительства Российской Федерации обязан представлять сведения о своих расходах, а также о расходах своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей по каждой сделке по приобретению земельного участка, другого объекта недвижимости, транспортного средства, ценных бумаг, акций, при условии, если сумма сделки превышает общий доход члена правительства РФ и его супруги (супруга) за три последних года, предшествующих совершению сделки. Также члены правительства стали обязаны отчитываться об источниках получения средств, за счет которых была заключена сделка.

7 мая 2013 года президент РФ подписал закон, запрещающий членам правительства иметь иностранные счета и ценные бумаги в банках за рубежом. Закон также касается судей, депутатов, сенаторов, военнослужащих, следователей, прокуроров, сотрудников МВД, таможенных и налоговых органов, внебюджетных фондов, аудиторов Счетной палаты, глав городских округов и муниципальных районов. Кроме того, запрет распространяется на претендентов на выборные посты, а также на супругов и несовершеннолетних детей всех вышеперечисленных лиц. В отношении иностранной недвижимости действует правило безусловного декларирования, то есть чиновникам и депутатам разрешается ее иметь, но они должны раскрыть источник средств на ее приобретение.

· они совершаются специальными субъектами (должностными лицами или лицами, занимающими государственные должности);

· их совершение возможно лишь благодаря занимаемому служебному положению лиц с использованием служебных полномочий;

· нарушают нормальную деятельность органов власти и управления.

Взяточничество является наиболее типичным проявлением коррупции- опаснейшего криминального явления, которое подтачивает основы государственной власти и управления, дискредитирует и подрывает авторитет власти в глазах населения, затрагивает законные права и интересы граждан. В обстановке проникновения коррупции в различные сферы жизни опасность этого явления значительно возрастает, что и обуславливает актуальность данной темы. Посягая на деятельность государственных учреждений, взяточничество подрывает их авторитет, дискредитирует органы власти, ведет к нарушениям принципа социальной справедливости.

Объектом исследованияявляется проблема борьбы с коррупцией и взяточничеством в России и за рубежом.

Предметом исследованияявляются общие закономерности возникновения, функционирования и развития взяточничества, его сущность, структура, основные элементы и принципы.

Целью представленной работы является подробная характеристика получения взятки и взяточничества в целом. Исходя из поставленной цели автор ставит перед собой следующие задачи:

· исследовать концептуальные основы правового положения получения взятки;

· проанализировать анализ состава получения взятки и смежность с хищением и коммерческим подкупом;

· показать значимость и роль личности взяткополучателя;

· в заключении разработать практические рекомендации по проблеме получения взятки.

При написании дипломной работы были использованы: метод изучения и анализа научной литературы, метод изучения и обобщения отечественной и зарубежной практики, метод сравнения.

При написании дипломной работы были использованы труды таких ученных как: Богданов И.Я., Здравомыслов Б.В., Михлин А.С., Лунева В.В., Игнатова А.Н. и другие, а также статьи, периодические издания.

РАЗДЕЛ 1. Концептуальные основы правового положения взятки




Взятка преступление

Историческое развитие взяточничества в России

В России граница между взяткой и платой за труд всегда была довольно условной. Вплоть до XVIII века государственные чиновники жили благодаря "кормлениям", то есть подношениям от тех, чьими проблемами они занимались. В дошедших до нас записях земских старост о расходах подробно указывается, сколько денег, мяса, рыбы, свечей, пирогов и других полезных в хозяйстве предметов "несено" воеводе, подьячим и прочим слугам государевым. Такие подношения были делом обыкновенным и непротивозаконным. Даже в московских приказах, где большая часть служащих получала зарплату, пусть и небольшую, "кормление от дел" было существенным и вполне легальным источником чиновничьего благосостояния.

Первое законодательное ограничение коррупционных действий принадлежит Ивану ІІІ. А его внук Иван Грозный впервые ввел смертную казнь в качестве наказания за чрезмерность во взятках. Первая казнь в России за взятку была приведена в исполнение в отношении дьяка, принявшего помимо положенного ему еще и начиненного монетами жареного гуся. Дьяка вывели на торговую площадь и четвертовали. [8. С. 42]

Взятки в перестроечные и в последующие годы были столь распространенным явлением, что общество уже воспринимало ситуацию как вполне приемлемую. При этом новая политическая элита умело использовала такие лозунги, как всеобщее равенство перед законом, борьба с привилегиями и взяточничеством, для отстранения прежней номенклатуры от рычагов власти. Однако это абсолютно не повлияло на ситуацию в позитивном плане. В результате процессов, нацеленных на переориентацию экономики от социализма к капитализму огромный государственный массив остался без хозяина. Быстрыми темпами материальные ценности стали отчуждаться от государства, коррупционные процессы стремительно усиливались. [7. C. 67] Разрушительные последствия и развал сложившихся правоохранительных институтов с переориентацией их на противодействие простым и очевидным видам преступлений и возведением барьеров на пути правового воздействия в отношении как высокопоставленных должностных лиц, так и чиновников среднего ранга. Данная практика способствовала еще большему выведению чиновничьего аппарата из зоны ответственности за злоупотребления по службе, в том числе за взяточничество. Все это привело к тому, что в последние годы даже при сохраняющейся уголовной ответственности взятки стали брать, по существу, открыто. Многие средства массовой информации стали публиковать статьи о взяточниках. И тем не менее взяточников не становится меньше. К тому же значительное снижение санкций за данное преступление, предусмотренное в новом Уголовном кодексе, существенно подорвало превентивное значение соответствующих уголовно-правовых норм.

Читайте также: