Когнитивное интервью при допросе что это

Обновлено: 17.05.2024

Познавательное интервью ( CI ) является методом опроса свидетелей и потерпевших о том, что они помнят из преступления . Используя четыре извлечения , основная цель когнитивного интервью состоит в том, чтобы дать свидетелям и жертвам ситуации информацию обо всех произошедших событиях. CI помогает свести к минимуму как неверное толкование, так и неопределенность, которая в противном случае наблюдается в процессе допроса традиционных полицейских допросов. Когнитивные интервью надежно улучшают процесс восстановления памяти и, как было установлено, вызывают воспоминания без создания неточных отчетов или конфабуляций.. Познавательные интервью все чаще используются в полицейских расследованиях, были созданы учебные программы и руководства.

СОДЕРЖАНИЕ

В 1975 году корпорация RAND завершила исследование уголовных расследований. Исследование показало, что показания очевидца были важным фактором, определяющим, было ли дело раскрыто или нет. [1] Однако было обнаружено, что многие свидетельства очевидцев были ненадежными, так как они могли быть неполными, частично построенными и уязвимыми для предложений в процессе опроса. [2] [3] Исследования показали, что такие методы интервьюирования, как наводящие вопросы и закрытые вопросы, могут влиять на ответы, данные респондентом. [2] [3] Многие методы были исследованы Элизабет Лофтус., исследователь, изучавший показания очевидцев , эффект дезинформации и ложные воспоминания .

Когнитивные интервью были разработаны в 1984 году исследователями Гейзельманом, Фишером и их коллегами в ответ на неэффективные методы допроса, использовавшиеся в полиции в прошлом. Их целью было предложить методы, повышающие точность показаний очевидцев. Они обнаружили, что, когда участников обучали методам восстановления памяти, участники вспоминали более точную информацию о событии, чем произошло в анкете . [4] Они основывали методы на четырех общих правилах поиска в памяти, основанных на принципе специфичности кодирования , и на предположении, что следы памяти обычно сложны с различными видами информации. [4] В 1985 году Гейзельман, Фишер и их коллеги Маккиннон и Холланд дополнительно показали, что когнитивное интервью имело экологическую значимость, заставив участников посмотреть видео смоделированных насильственных преступлений. [5] Первоначальная концепция когнитивного интервью была пересмотрена в 1987 году Фишером, Гейзельманом и их коллегами. Изменения в исходном когнитивном интервью включали идею структурирования интервью, чтобы оно было более совместимо с тем, как мозг извлекает воспоминания. В пересмотренной версии когнитивного интервью количество полученной правильной информации увеличилось на 45 процентов. [6] В 1992 году Фишер и Гейзельман написали учебное пособие для следственных служб о том, как проводить когнитивное интервью. [7] Разработанные ими методы сегодня широко используются различными следственными службами, такими как полицейские управления, частные детективы и адвокаты.

В основу создания когнитивного интервью положено несколько хорошо изученных фактов о человеческой памяти. Исследования показали, что со временем память ухудшается. [8] Это указывает на то, что чем больше времени проходит между начальным кодированием и последующим извлечением, тем менее вероятен будет точный вызов. [8] Это может быть потенциальной проблемой во время познавательного интервью, если между свидетельством преступления и последующим проведением интервью прошло много времени. Также было продемонстрировано, что человеческая память имеет ограниченную способность хранить информацию, а также носит реконструктивный характер. [8] Реконструктивная природа человеческой памяти может быть продемонстрирована с помощью схем.; план памяти, который дает представление и руководство относительно того, чего можно ожидать от определенных событий. Как следствие, свидетель может неправильно вспомнить и впоследствии сообщить о событиях преступления, потому что он сообщает, какова их схема преступления, а не то, что произошло на самом деле. Он также продемонстрировал, что на вызов информации из памяти влияют стратегии, используемые для получения доступа к этой информации. [9] Эта информация была с тех пор интегрирована в области забвения в свидетельских показаниях очевидцев. [9]

Когнитивное интервью основано на двух когнитивных теориях: принципе специфичности кодирования и многокомпонентном взгляде на память. Принцип специфичности кодирования был введен Энделем Тулвингом . Эта теория утверждает, что представленные реплики будут более эффективными для облегчения запоминания, когда реплики имеют некоторую степень сходства с репликами, которые присутствовали во время кодирования . [10] Таким образом, среда поиска, которая эффективно восстанавливает исходную среду, должна улучшать память. [4] Это демонстрирует, что очевидец запомнит больше всего о событии, когда существует максимальное совпадение между контекстом, в котором было засвидетельствовано преступление, и контекстом, в которомсделана попытка отзыва . [5] Основываясь на этом принципе, интервьюер получит лучшие результаты, используя первые два правила поиска, если они смогут побудить участника воссоздать общую среду, аналогичную той, что была в событии, свидетелем которого он был. Например, интервьюер может побудить свидетеля воссоздать свое первоначальное состояние (на момент совершения преступления) во время интервью. Прошлые исследования показали, что воспоминания, которые были закодированы во время высокого эмоционального возбуждения, могут быть доступны только в том случае, если тот же самый аффект восстанавливается во время восстановления. Последние два правила поиска основаны на многокомпонентном представлении памяти, которое утверждает, что трассировка памяти не является линейным представлением исходного события, а скорее является комплексным. [4] Как следствие, информация о событии может быть получена с использованием ряда различных маршрутов; каждый из которых может предоставить информацию о различных аспектах исходного события.

Использование когнитивного интервью основано на четырех правилах восстановления памяти [5] и нескольких дополнительных методах. Эти правила называются мнемоникой .

Каждое из четырех правил поиска было протестировано и оказалось полезным в процессе собеседования. [12]

Расширенная версия когнитивного интервью содержит те же четыре правила поиска, что и оригинал. Усовершенствованный CI включает больше социальных аспектов в настройку и процедуру собеседования, что еще больше увеличивает отзывчивость по сравнению с исходной версией. [8] Расширенная версия также включает несколько общих принципов для улучшения коммуникации между интервьюером и участником. [8] Эти рекомендации включают в себя минимизацию отвлекающих факторов , возможность делать паузу между ответом и следующим вопросом, а также адаптировать используемый язык к словам очевидца. [5] Эти рекомендации позволяют интервьюеру создать среду, которая позволяет лучше восстановить контекст от участника. [11]

Познавательное интервью проводится в несколько этапов. Сначала проводится введение, которое устанавливает отношения между свидетелем и опрашивающим. На этом этапе интервьюер знакомит свидетеля с четырьмя правилами поиска и просит его или ее использовать эти методы. [13] Затем интервьюер дает свидетелю возможность непрерывно рассказать о том, что они видели. За это время интервьюер может разработать стратегиюдля проведения оставшейся части интервью. Затем интервьюер проведет свидетеля через несколько насыщенных информацией репрезентаций в памяти, после чего интервьюер оценит воспоминания свидетеля. За завершением этого последнего шага следует завершение интервью. Формально интервью заканчивается, но есть предложение, которое продлит его функциональную жизнь. [14] По словам Уиллиса, хотя возможны двухчасовые интервью, оптимальная продолжительность познавательного интервью составляет около часа. [15]

Одной из основных целей интервьюера является максимальное извлечение памяти из детального уровня представления и минимизация извлечения памяти из общего уровня. [14] В исследовании, проведенном Фишером, Гейзельманом и Амадором, интервьюеру предоставлено несколько советов, которые он может использовать, когда он сочтет нужным, для максимального восстановления памяти. [14]

  1. Основываясь на том, что известно о принципе специфичности кодирования, интервьюер должен побудить свидетеля пересмотреть свое душевное состояние во время события. [14] Интервьюер поощряет свидетеля думать о любых внешних факторах (например, погоде), эмоциональных факторах (например, чувстве страха) и когнитивных факторах (например, соответствующих мыслях), которые присутствовали. [14]
  2. Интервьюер должен приложить все усилия, чтобы помочь свидетелю оставаться в состоянии сосредоточенной концентрации, потому что в случае каких-либо сбоев процесс поиска будет нарушен. [14]
  3. Чтобы стимулировать участие свидетелей, интервьюер должен использовать открытые вопросы . [16]
  4. Серии наблюдаемых событий будут храниться по-разному для каждого участника. [14] Эффективный интервьюер делает все возможное, чтобы допросить каждого свидетеля. Опрашивающие должны быть гибкими и изменять свой подход, чтобы соответствовать потребностям каждого свидетеля, а не использовать жесткий, единообразный стиль допроса, тем самым вынуждая свидетелей подстраивать свои мысленные представления к допросу интервьюера. [14]

Хотя когнитивные интервью показали множество положительных результатов, этот метод не лишен ограничений. Наиболее часто упоминаемая проблема когнитивных собеседований заключается в том, что их труднее проводить, чем стандартные полицейские допросы. [7] [14] Когнитивные интервью (CI) труднее проводить, чем стандартные интервью (SI), по нескольким причинам.

Эта статья представлена ​​в виде списка , но может читаться лучше как проза . Вы можете помочь, преобразовав эту статью , если это необходимо. Доступна помощь по редактированию . ( Август 2018 г. )

  1. Для проведения CI требуется больше времени, чем для стандартного полицейского допроса. [7] [14]
  2. Познавательные интервью полезны только с некоторыми очевидцами. [7] [14]

В конечном счете, при проведении познавательного интервью важно установить взаимопонимание и доверие между интервьюером и очевидцем, чтобы получить необходимую информацию. Эти отношения являются неотъемлемой частью когнитивного интервью, поскольку тактика допроса, часто встречающаяся в стандартных полицейских допросах , не используется.

Полезность познавательных интервью зависит от присутствия очевидцев на месте преступления. Если во время преступления нет очевидцев или случайных прохожих, использование при проведении познавательного допроса сводится к отсутствию. Познавательные интервью наиболее эффективны в таких ситуациях, как ограбления или побои, где более вероятно присутствие очевидцев. [7] [14]

Исследования также показали, что когнитивные допросы, как правило, неэффективны как форма улучшения памяти при распознавании подозреваемых в полицейских очередях или фото-массивах. Когнитивное интервью может ухудшить способность очевидца точно идентифицировать лицо по сравнению со стандартным полицейским допросом. Хотя эту проблему можно решить, применив небольшую задержку всего на 30 минут, если интервьюеры не знают о необходимости задержки, ухудшение, вызванное стратегиями когнитивного интервью, потенциально может сделать вещи ненадежными. [17]

Хотя когнитивные интервью направлены на увеличение количества информации, сообщаемой очевидцами, применение этого метода улучшения памяти не обязательно гарантирует точную информацию. В процессе собеседования нередко респондент поддается предубеждению в отношении социальной желательности . Это означает, что свидетель изменяет свой рассказ или ответ таким образом, чтобы, по его мнению, их ответ был более приемлемым в глазах интервьюера, а также общества. [18] Метаанализ показывает, что точность почти идентична стандартным интервью. [19]

Несмотря на то, что методы когнитивного интервью были модифицированы для использования с детьми , эти модификации не одинаково эффективны во всех возрастных группах до подросткового возраста. Исследования показали, что когнитивное интервью проходит более успешно с детьми старшего возраста, чем с детьми младшего возраста. Исследования показали, что детям младшего возраста труднее придерживаться более сложных компонентов когнитивного интервью. Эта трудность может быть связана с причинами развития . Другое исследование показало, что когнитивное интервью значительно увеличивает количество правильной информации, вспоминаемой в группе от 7 до 9 лет, однако количество конфабуляции в этой группе также увеличилось. [18]

Несмотря на некоторые ограничения, которые могут возникнуть, когнитивное интервью в целом пользуется успехом у интервьюеров и свидетелей преступления. [20] Еще одно преимущество когнитивного интервью, помимо его успеха в улучшенном вспоминании, заключается в том, что его можно изучить и применить с минимальным количеством тренировок. Несколько исследований когнитивного интервью предоставили результаты, подтверждающие эффективность этого относительно нового метода интервьюирования. Познавательное интервью оказалось полезным методом улучшения памяти у полицейских, детей, взрослых и пожилых людей при воспоминании о происшествии или преступлении.

Было продемонстрировано, что когнитивные интервью лучше стандартных интервью. Полевые испытания показали, что сотрудники полиции, обученные методам познавательного допроса, получают больше информации от свидетелей во время следственных действий. [20] Одно конкретное исследование показало, что при использовании когнитивных интервью извлекается больше информации (которая также считается точной) по сравнению со стандартными полицейскими интервью. [21]

Важно адресовать познавательное интервью и пожилым людям . Пожилые люди с большей вероятностью будут активны и вовлечены в жизнь общества , а также с большей вероятностью вступят в контакт с правоохранительными органами . [20] Исследования подтвердили, что пожилые люди даже больше выигрывают от КИ, чем молодые люди, поскольку они предоставляют точные детали происшествия. [20] Эти преимущества в более точных деталях, наблюдаемые у пожилых взрослых свидетелей, являются надежными с гипотезой поддержки окружающей среды, которая предсказывает, что пожилые люди больше полагаются на внешнюю поддержку во время запоминания и более эффективно используют ее из-за уменьшения когнитивных ресурсов, которые необходимы, чтобы инициировать свои собственные стратегии поиска. [20]

Шмыков В.И., кандидат психологических наук, доцент кафедры уголовного процесса и криминалистики юридического факультета ФГБОУ ВО "Пермский Государственный Национальный Исследовательский Университет", г. Пермь.

Цель работы - ознакомить читателя с исследованиями, которые проводятся на кафедре уголовного процесса и криминалистики ПГНИУ, основ когнитивной психологии и применении в юридической деятельности. Высокопрофессиональная деятельность возможна только с применением психологии. В исследовании нами апробированы рекомендации:

  • своевременность проведения допроса (опроса) после происшествия;
  • учет закономерностей забывания деталей события;
  • учет психоэмоционального состояния;
  • выбор способа допроса (опроса) в соответствии с особенностями личности.

Ключевые слова: допрос (опрос), когнитивная психология, искажение информации, приемы допроса, субъективность отражения событий, психология исследования информации, схема когнитивного интервью.

Psychology in Legal Practice - Cognitive Aspects of the Interrogation (Polling)

Shmukov V.I., Perm State University, Perm.

The results of psychological research conducted at Faculty of Law of Perm State University are offered:

  • interrogation (interview) should be conducted immediately after the incident;
  • take into account that items are forgotten faster than general information;
  • during the interrogation (interview) it is necessary to wait until the victim calms down and comes to himself;
  • the methods of interrogation (interview) should be chosen only in accordance with the characteristics of the individual.

Key words: interrogation, cognitive psychology, information distortion, interrogation techniques, subjectivity of objective events reflection, psychology of information research, recommendations of cognitive interview.

1. Когнитивная психология и тактические приемы допроса (опроса)

Квалифицированное проведение допроса требует учета психологии представлений, понимания тенденций их личностной реконструкции, рефлексивного взаимодействия с допрашиваемыми лицами. Становится общепризнанным - обеспечение полноты информации, получаемой в ходе допроса, требует знания и применения психологических закономерностей. Сложность допроса заключается не только в том, что следователю противостоит человек, не желающий давать показания. Но и в том, что в показаниях могут быть ошибки и искажения, заблуждения и вымыслы, которые надлежит своевременно обнаружить и учесть. В целях преодоления этих сложностей существует специальная тактика проведения допроса.

Отражение действительности обусловлено различными факторами - социальным статусом и ролью, профессиональными, национально-культурными и возрастными факторами, жизненным опытом и общекультурным уровнем человека. В этом состоит субъективность психического отражения. Воспоминания человека всегда связаны с определенными переживаниями - одни из них выдвигаются на передний план и подавляют образы других событий. Это вносит субъективные искажения в воспоминания. Учет возможных причин искажений, их фильтрация - задача юриста при допросе. Юрист встречается с явлениями реконструкции и деформации воспроизводимого события. Личностная реконструкция события при сохранении и воспроизведении проявляется:

  • в искажении смыслового содержания исходного события;
  • в иллюзорной конкретизации, детализации;
  • в замене одного содержания другим сходным содержанием;
  • в объединении разрозненных и разъединении связанных элементов;
  • в смещении или перемещении отдельных сторон исходного события.

Отдельные стороны события могут утрироваться в зависимости от интересов допрашиваемого, подсознательной реконструкции события - их выявление зависит от психологической подготовленности юриста. Основным психическим процессом во время допроса является воспроизведение - умственное (когнитивное) восстановление, актуализация ранее воспринятого события. Это произвольное, преднамеренное восстановление образов, сопровождающееся и непроизвольными, ассоциативными воспоминаниями. Воспроизведение на допросе связано с репродукцией - специально поставленной целью. Условием сохранения фактов в памяти является их осмысление - зависит от опыта, интеллектуального развития, от степени активного взаимодействия с материалом запоминания, включения в семантическое (понятийное) поле данной личности.

Допрос - это особый тип исследования источника информации. Эта информация имеет свою структуру - образуется при получении, сохранении и передаче информации. При исследовании существенным является и прием сообщенной информации самим юристом. На стыке этих элементов (восприятие, сохранение, воспроизведение информации допрашиваемым и ее прием юристом) возможна значительная трансформация информации - ее реконструкция, деформация и значительная утрата.

Информация передается не только вербальными средствами, но и невербальной коммуникацией (мимикой, пантомимикой, интонацией голоса, многочисленными сопутствующими проявлениями). Непосредственная встреча с допрашиваемым, первые впечатления являются информационным источником для выбора юристом поведения, приемов общения на допросе. Важно и первое впечатление, произведенное самим юристом, - однако первые впечатления являются ошибочными, но доминирующими в дальнейшем общении.

Приемы допроса направлены на оптимизацию этого следственного действия и исключение ошибок. Наличие многочисленных форм и приемов затрудняет их применение юристами-практиками. Выбор отдельного приема может происходить интуитивно и шаблонно, а не осознанно (и автоматизировано как сформированное умение) в подготовке юриста.

Изучению ошибок закономерностей познавательной деятельности человека посвящена наша апробация рекомендаций когнитивной психологии - предлагаемая нами с целью формирования навыков применения юристом в деятельности. Классификация тактических приемов допроса:

  1. В зависимости от законодательной регламентации: предусмотренные и не предусмотренные УПК РФ:
  • приемы, предписывающие производство следственного действия;
  • приемы, применение которых зависит от усмотрения юриста;
  • предписания, запрещающие то или иное действие юриста.
  1. По объему действия:
  • приемы общего характера, относящиеся к любому допросу;
  • требования уголовно-процессуального законодательства его проведения;
  • тактические комбинации - представляют собой систему приемов, направленных на создание ситуации, которая может быть неправильно понята допрашиваемым;
  • тактическая "скрытность" (неразглашение и маневрирование достоверной информацией; создание ситуации, при которой допрашиваемый дезориентируется об осведомленности юриста по обстоятельствам дела о якобы "наличии" у него доказательств).
  1. В зависимости от обстоятельств допроса можно выделить:
  • приемы, применяемые при создании условий проведения допроса (выбор времени, места проведения, способа вызова на допрос);
  • приемы, применяемые на различных стадиях допроса;
  • приемы, применяемые в зависимости от ситуации допроса (конфликтная и бесконфликтная).
  1. В зависимости от направленности взаимодействия:
  • приемы эмоционально-психологического воздействия;
  • приемы логического воздействия.
  1. В зависимости от статуса допрашиваемого тактические приемы можно классифицировать:
  • по процессуальному положению (свидетель, потерпевший, подозреваемый, обвиняемый);
  • по возрасту (взрослый, несовершеннолетний, старческий возраст).

Таким образом, применение тактических приемов в допросе позволяет получить информацию, которая будет иметь доказательственное значение для дела. Существуют критерии допустимости приема допроса, так как не всякий способ допроса является правомерным и допустимым в уголовном процессе. Прием допроса должен соответствовать нормам закона, не противоречить этическим правилам, быть безопасным для жизни и здоровья участников, его применение не должно причинять вреда.

Психологической основой тактического приема является его научная состоятельность, эффективность, гуманистичная направленность (безотносительная направленность на положительные качества личности, даже "омерзительной" личности) и когнитивная обоснованность.

2. Основы когнитивной психологии в методах допроса (опроса)

Когнитивный (от лат. cognitio - знание) - имеющий отношение к познанию. Закономерности познания человека изучает когнитивная психология - как люди получают информацию, как она хранится в памяти и преобразуется в знания и как эти знания влияют на внимание и поведение. Она охватывает все психические процессы и поведение, всевозможные сферы деятельности человека (в том числе и юридическую).

Приведем психологические закономерности когнитивной психологии , которые мы предлагаем применять в юридической деятельности (не только в допросе). Мысленные процессы, связанные с непосредственными стимулами, влияют на поведение - это предмет теории когнитивной психологии. Когнитивная психология охватывает все психические процессы (ощущения, восприятие, внимание, память, мышление, воображение, запоминание, эмоции и их развитие) и охватывает поведение и деятельность человека. В отдельном издании нами предлагается ознакомиться с возможностями когнитивной психологии - когнитивном интервью, ассоциативном эксперименте в юридической практике, в нетрадиционных методах допроса (психологический анализ утверждений, биоритмология, музыкальное и запаховое воздействие) . В данной статье рассмотрим лишь некоторые аспекты когнитивной психологии.

Солсо Р.Л. Когнитивная психология. М.: Тривола, 1996. 600 с.
Долгинов С.Д., Шмыков В.И. Криминалистика: актуальные методы в следственной деятельности: Учебное пособие. Пермь: ПГНИУ, 2014. 180 с.

2.1. Допрос (опрос) по методу когнитивного интервью

Когнитивная психология изучает организацию знания и памяти человека, соотношение вербальных и образных компонентов в процессах запоминания и мышления, отсюда берет начало метод допроса (опроса), получивший название "когнитивного интервью".

Авторы метода - ученые Рональд Фишер и Эдвард Гейзельман, посвятив исследования в области когнитивной психологии, пришли к выводу о целесообразности применения накопленных знаний в юридической практике. Цель когнитивного интервью состоит в том, чтобы при помощи определенных приемов активизировать память опрашиваемого лица, т.е. помочь вспомнить важные для дела факты, обстоятельства, моменты, признаки. Этих приемов несколько: 1) мысленное, а затем вербальное воссоздание (восстановление) контекста события, 2) детализация, 3) припоминание обстоятельств в различной последовательности, 4) смена перспективы.

2.2. Метод когнитивного интервью: схема получения информации

Когнитивное интервью - это метод получения точной, но личностно "окрашенной" (субъективной) информации от потерпевших и свидетелей события (преступления): о признаках внешности, поведения преступника и обстоятельствах содеянного на основе реализации способов, базирующихся на закономерностях когнитивной психологии.

Краткая схема правил допроса по методу когнитивного интервью.

Второй этап - свободный рассказ: 1. Предложить допрашиваемому воссоздать общий контекст события: куда шел, что собирался делать, как себя чувствовал, какая была погода, кого встретил и т.д. перед тем, как совершилось преступление. 2. Предложить в свободной форме описать случившееся. 3. При ответах "наметить" стратегию получения информации из образов: определить перечень и последовательность подлежащих уточнению вопросов, криминалистически значимых деталей.

Третий этап - установить особенности памяти: 1. Предложить допрашиваемому воссоздать контекст фрагмента события. 2. Предложить закрыть глаза (это поможет лучше сконцентрироваться на образе). 3. Задать открытый (рамочный) вопрос ("Расскажите, как все это было"). 4. Предложить более подробно описать объект (например, лицо).

Четвертый этап - обзорный: 1. Прочесть допрашиваемому все, что было зафиксировано в протоколе. 2. Читать медленно и отчетливо.

Пятый этап - завершающий: 1. Выяснить необходимую информацию о личности допрошенного (имя, фамилия, возраст, место работы, жительства и т.п.). 2. Поблагодарить за помощь и попросить позвонить, если допрашиваемый впоследствии вспомнит новые факты (дать свою визитку или номер телефона). 3. Важно оставить у допрошенного благоприятное впечатление от контакта с представителем правоохранительных органов. (Об этом непременно узнают друзья и знакомые допрошенного.)

Нами в учебном процессе апробированы данные рекомендации в подготовке юристов, и в результате выяснилось, что юристы могут достаточно быстро усвоить (выучить) схему рекомендаций, но упускают из внимания следующие обстоятельства. Допрос (опрос) по методу когнитивного интервью нужно проводить по возможности быстрее, сразу после происшествия - процесс забывания интенсивен в первые часы после события. Детали (например, цвет одежды) забываются быстрее, чем общая информация о событии. Припоминание информации зависит не только от наличия этой информации в памяти допрашиваемого (опрашиваемого), но и от других обстоятельств. Для когнитивного интервью значение имеет способность допрашиваемого понять даваемые ему инструкции и способность следовать этим инструкциям - искать информацию в памяти. Допрашиваемый, только что переживший эмоциональную и физическую травму, не может эффективно извлечь информацию из памяти, хотя она там имеется: ему мешают это сделать состояние волнения и беспокойства. В таком случае необходимо подождать, пока потерпевший или свидетель-очевидец успокоится и придет в себя. Юрист может применять схему когнитивного интервью "шаблонно", без учета психического состояния допрашиваемого. Это снижает эффективность предлагаемого метода. Юрист "работает" в удобном (стереотипном) для себя алгоритме выполнения деятельности и, соответственно, проводит опрос по методу когнитивного интервью в удобной для себя "схеме" и не учитывает особенности личности опрашиваемого лица . Перечисленные "обстоятельства" снижают эффективность юридической деятельности в условиях падения "интереса" к юридической психологии .

Шмыков В.И. Профессиональная деятельность и психология жизнедеятельности: Монография. Пермь: ПГНИУ, 2012. 250 с.
Шмыков В.И. Социально-профессиональные условия жизнедеятельности юристов // Вестник Пермского университета. Юрид. науки. Вып. 3. 2010. С. 26 - 44.

Библиографический список

  1. Долгинов С.Д., Шмыков В.И. Криминалистика: актуальные методы в следственной деятельности: Учеб. пособие. Пермь: ПГНИУ, 2014. 180 с.
  2. Солсо Р.Л. Когнитивная психология. М.: Тривола, 1996. 600 с.
  3. Шмыков В.И. Социально-профессиональные условия жизнедеятельности юристов // Вестник Пермского университета. Юрид. науки. Вып. 3. 2010. С. 26 - 44.
  4. Шмыков В.И. Профессиональная деятельность и психология жизнедеятельности: Монография. Пермь: ПГНИУ, 2012. 250 с.

Мы используем файлы Cookie. Просматривая сайт, Вы принимаете Пользовательское соглашение и Политику конфиденциальности. --> Мы используем файлы Cookie. Просматривая сайт, Вы принимаете Пользовательское соглашение и Политику конфиденциальности.

Познавательное интервью ( CI ) является методом опроса свидетелей и потерпевших о том, что они помнят из преступления . Используя четыре извлечения , основная цель когнитивного интервью состоит в том, чтобы дать свидетелям и жертвам ситуации информацию обо всех произошедших событиях. CI помогает свести к минимуму как неверное толкование, так и неопределенность, которая в противном случае наблюдается в процессе допроса традиционных полицейских допросов. Когнитивные интервью надежно улучшают процесс восстановления памяти и, как было установлено, вызывают воспоминания без создания неточных отчетов или конфабуляций . Познавательные интервью все чаще используются в полицейских расследованиях, были созданы учебные программы и руководства.

СОДЕРЖАНИЕ

История

В 1975 году корпорация RAND завершила исследование уголовных расследований. Исследование показало, что показания очевидца были важным фактором, определяющим, было ли дело раскрыто или нет. Однако было обнаружено, что многие свидетельские показания были ненадежными, поскольку они могли быть неполными, частично построенными и уязвимыми для предложений в процессе интервьюирования. Исследования показали, что такие методы интервьюирования, как наводящие вопросы и закрытые вопросы, могут влиять на ответы респондента. Многие из методов были исследованы Элизабет Лофтус , исследователем, изучавшим показания очевидцев , эффект дезинформации и ложные воспоминания .

Когнитивные интервью были разработаны в 1984 году исследователями Гейзельманом, Фишером и их коллегами в ответ на неэффективные методы допроса, использовавшиеся в полиции в прошлом. Их целью было предложить методы, повышающие точность показаний очевидцев. Они обнаружили, что, когда участники обучались методам восстановления памяти, участники вспоминали более верную информацию о событии, чем произошло в анкете . Они основывали методы на четырех общих правилах извлечения из памяти, основанных на принципе специфичности кодирования , и на предположении, что следы памяти обычно сложны с различными видами информации. В 1985 году Гейзельман, Фишер и их коллеги Маккиннон и Холланд дополнительно показали, что когнитивное интервью имело экологическую значимость, заставив участников посмотреть видео смоделированных насильственных преступлений. Первоначальная концепция когнитивного интервью была пересмотрена в 1987 году Фишером, Гейзельманом и их коллегами. Изменения в исходном когнитивном интервью включали идею структурирования интервью, чтобы оно было более совместимо с тем, как мозг извлекает воспоминания. В пересмотренной версии когнитивного интервью количество полученной правильной информации увеличилось на 45 процентов. В 1992 году Фишер и Гейзельман написали учебное пособие для следственных служб о том, как проводить когнитивное интервью. Разработанные ими методы сегодня широко используются различными следственными службами, такими как полицейские управления, частные детективы и адвокаты.

Извлечение памяти

В основу создания когнитивного интервью положено несколько хорошо изученных фактов о человеческой памяти. Исследования показали, что со временем память ухудшается. Это указывает на то, что чем больше времени проходит между начальным кодированием и последующим извлечением, тем менее вероятен будет точный вызов. Это может быть потенциальной проблемой во время познавательного интервью, если между свидетельством преступления и последующим проведением интервью прошло много времени. Также было продемонстрировано, что человеческая память имеет ограниченную способность хранить информацию, а также носит реконструктивный характер. Реконструктивная природа человеческой памяти может быть продемонстрирована с помощью схем ; план памяти, который дает представление и руководство относительно того, чего можно ожидать от определенных событий. Как следствие, свидетель может неправильно вспомнить и впоследствии сообщить о событиях преступления, потому что он сообщает, какова их схема преступления, а не то, что произошло на самом деле. Он также продемонстрировал, что на вызов информации из памяти влияют стратегии, используемые для получения доступа к этой информации. С тех пор эта информация была интегрирована в свидетельства очевидцев о забвении .

Теоретические основы

Когнитивное интервью основано на двух когнитивных теориях: принципе специфичности кодирования и многокомпонентном взгляде на память. Принцип специфичности кодирования был введен Энделем Тулвингом . Эта теория утверждает, что представленные реплики будут более эффективными для облегчения запоминания, когда реплики имеют некоторую степень сходства с репликами, которые присутствовали во время кодирования . Таким образом, среда поиска, которая эффективно восстанавливает исходную среду, должна улучшать память. Это демонстрирует, что очевидец запомнит больше всего о событии, когда имеет место максимальное совпадение между контекстом, в котором было засвидетельствовано преступление, и контекстом, в котором была предпринята попытка отзыва . Основываясь на этом принципе, интервьюер получит лучшие результаты, используя первые два правила поиска, если они смогут побудить участника воссоздать общую среду, аналогичную той, что была в событии, свидетелем которого он был. Например, интервьюер может побудить свидетеля воссоздать свое первоначальное состояние (на момент совершения преступления) во время интервью. Предыдущие исследования показали, что воспоминания, закодированные во время высокого эмоционального возбуждения, могут быть доступны только в том случае, если тот же самый аффект восстанавливается во время восстановления. Последние два правила поиска основаны на многокомпонентном представлении памяти, которое утверждает, что трассировка памяти не является линейным представлением исходного события, а скорее является комплексным. Как следствие, информация о событии может быть получена с использованием ряда различных маршрутов; каждый из которых может предоставить информацию о различных аспектах исходного события.

Правила поиска

Использование когнитивного интервью основано на четырех правилах восстановления памяти и нескольких дополнительных методах. Эти правила называются мнемоникой .

Каждое из четырех правил поиска было протестировано и оказалось полезным в процессе собеседования.

Расширенное познавательное интервью

Расширенная версия когнитивного интервью содержит те же четыре правила поиска, что и оригинал. Усовершенствованный CI включает больше социальных аспектов в настройку и процедуру собеседования, что еще больше увеличивает отзывчивость по сравнению с исходной версией. Расширенная версия также включает несколько общих принципов улучшения коммуникации между интервьюером и участником. Эти рекомендации включают в себя минимизацию отвлекающих факторов , возможность сделать паузу между ответом и следующим вопросом, а также адаптировать используемый язык к очевидцу. Эти рекомендации позволяют интервьюеру создать среду, которая позволяет лучше восстановить контекст от участника.

Проведение познавательного интервью

Процесс


Познавательное интервью проводится в несколько этапов. Сначала проводится введение, которое устанавливает отношения между свидетелем и опрашивающим. На этом этапе интервьюер знакомит свидетеля с четырьмя правилами поиска и просит его или ее использовать эти методы. Затем интервьюер дает свидетелю возможность непрерывно рассказать о том, что они видели. За это время интервьюер может разработать стратегию проведения оставшейся части интервью. Затем интервьюер проведет свидетеля через несколько насыщенных информацией репрезентаций в памяти, после чего интервьюер оценит воспоминания свидетеля. За завершением этого последнего шага следует завершение интервью. Формально интервью заканчивается, но есть предложение, которое продлит его функциональную жизнь. По словам Уиллиса, хотя возможны двухчасовые интервью, оптимальная продолжительность познавательного интервью составляет около часа.

Что делает интервьюера эффективным

Одной из основных целей интервьюера является максимальное извлечение памяти из детального уровня представления и минимизация извлечения памяти из общего уровня. В исследовании, проведенном Фишером, Гейзельманом и Амадором, интервьюеру даны несколько предложений, которые он может использовать, когда они сочтут нужным, для максимального восстановления памяти.

  1. Основываясь на том, что известно о принципе специфичности кодирования, интервьюер должен побудить свидетеля пересмотреть свое душевное состояние во время события. Интервьюер поощрял бы свидетеля думать о любых внешних факторах (например, погоде), эмоциональных факторах (например, чувстве страха) и когнитивных факторах (например, соответствующих мыслях), которые присутствовали.
  2. Интервьюер должен приложить все усилия, чтобы помочь свидетелю оставаться в состоянии сосредоточенной концентрации, потому что в случае каких-либо сбоев процесс поиска будет нарушен.
  3. Чтобы стимулировать участие свидетелей, интервьюер должен использовать открытые вопросы .
  4. Серии наблюдаемых событий будут храниться по-разному для каждого участника. Эффективный интервьюер делает все возможное, чтобы допросить каждого свидетеля. Опрашивающие должны быть гибкими и изменять свой подход, чтобы соответствовать потребностям каждого свидетеля, а не использовать жесткий, единообразный стиль допроса, тем самым вынуждая свидетелей подстраивать свои мысленные представления к допросу интервьюера.

Ограничения

Хотя когнитивные интервью показали множество положительных результатов, этот метод не лишен ограничений. Наиболее часто упоминаемая проблема когнитивных собеседований заключается в том, что их труднее проводить, чем стандартные полицейские допросы. Когнитивные интервью (CI) труднее проводить, чем стандартные интервью (SI), по нескольким причинам.

  1. Для проведения CI требуется больше времени, чем для стандартного полицейского допроса.
  2. Познавательные интервью полезны только с некоторыми очевидцами.

В конечном счете, при проведении познавательного интервью важно установить взаимопонимание и доверие между интервьюером и очевидцем, чтобы получить необходимую информацию. Эти отношения являются неотъемлемой частью проведения когнитивного интервью, поскольку тактика допроса, часто встречающаяся в стандартных полицейских допросах , не используется.

Зависимость от очевидцев

Полезность познавательных интервью зависит от присутствия очевидцев на месте преступления. Если во время преступления нет очевидцев или случайных прохожих, использование при проведении познавательного допроса сводится к отсутствию. Познавательные интервью наиболее эффективны в таких ситуациях, как ограбления или побои, где более вероятно присутствие очевидцев.

Ограничения при распознавании состава

Исследования также показали, что когнитивные допросы, как правило, неэффективны как форма улучшения памяти в отношении распознавания подозреваемых в полицейских очередях или фото-массивах. Когнитивное интервью может ухудшить способность очевидца точно идентифицировать лицо по сравнению со стандартным полицейским допросом. Хотя эту проблему можно решить, применив небольшую задержку всего на 30 минут, если интервьюеры не знают о необходимости задержки, ухудшение, вызванное стратегиями когнитивного интервью, потенциально может сделать вещи ненадежными.

Ограничения с точной информацией

Хотя когнитивные интервью направлены на увеличение количества информации, сообщаемой очевидцами, применение этого метода улучшения памяти не обязательно гарантирует точную информацию. В процессе собеседования нередко респондент поддается предубеждению в отношении социальной желательности . Это означает, что свидетель изменяет свой рассказ или ответ таким образом, чтобы, по его мнению, их ответ был более приемлемым в глазах интервьюера, а также общества. Метаанализ показывает, что точность почти идентична стандартным интервью.

Ограничения с детьми

Несмотря на то, что методы когнитивного интервью были модифицированы для использования с детьми , эти модификации не одинаково эффективны во всех возрастных группах до подросткового возраста. Исследования показали, что когнитивное интервью более эффективно с детьми старшего возраста, чем с детьми младшего возраста. Исследования показали, что детям младшего возраста труднее придерживаться более сложных компонентов когнитивного интервью. Эта трудность может быть связана с причинами развития . Другое исследование показало, что когнитивное интервьюирование значительно увеличивает количество правильной информации, вспоминаемой в группе от 7 до 9 лет, однако количество конфабуляции в этой группе также увеличилось.


Несмотря на некоторые ограничения, которые могут возникнуть, когнитивное интервью в целом пользуется успехом у интервьюеров и свидетелей преступления. Еще одно преимущество когнитивного интервью, помимо его успеха в улучшенном запоминании, заключается в том, что его можно выучить и применять с минимальным количеством тренировок. Несколько исследований когнитивного интервью предоставили результаты, подтверждающие эффективность этого относительно нового метода интервьюирования. Познавательное интервью оказалось полезным методом улучшения памяти у полицейских, детей, взрослых и пожилых людей при воспоминании о происшествии или преступлении.

Полиция и допрос

Было продемонстрировано, что когнитивные интервью лучше стандартных интервью. Полевые испытания показали, что сотрудники полиции, обученные методам познавательного допроса, получают больше информации от свидетелей во время следственных действий. Одно конкретное исследование показало, что при использовании когнитивных интервью извлекается больше информации (которую исследование также сочло точной) по сравнению со стандартными полицейскими интервью.

Дети и познавательные интервью

Взрослые и познавательные интервью

Пожилые люди и познавательные интервью

Важно адресовать познавательное интервью и пожилым людям . Пожилые люди с большей вероятностью будут активны и вовлечены в жизнь общества , а также с большей вероятностью вступят в контакт с правоохранительными органами . Исследования подтвердили, что пожилые люди извлекают больше пользы из CI, чем молодые люди, предоставляя точные детали происшествия. Эти преимущества в более точных деталях, наблюдаемые у пожилых взрослых свидетелей, являются надежными с гипотезой поддержки окружающей среды, которая предсказывает, что пожилые люди больше полагаются на внешнюю поддержку во время запоминания и более эффективно используют ее из-за уменьшения когнитивных ресурсов, необходимых для инициировать свои собственные стратегии поиска.

Цель когнитивного интервью состоит в том, чтобы при помощи определенных приемов активизировать различные слои памяти оп­рашиваемого (допрашиваемого) лица, т.е. помочь ему вспомнить важные для дела факты, обстоятельства, моменты, признаки. Таких приемов четыре: I) мысленное, а за­тем вербальное воссоздание (восстановление) контекста собы­тия. 2) детализация, 3) припоминание обстоятельств в различ­ной последовательности, 4) смена перспективы.

Вербальное (словесное) воссоздание контекста события пред­полагает следующее. Интервьюируемому лицу предлагается в форме свободного рассказа дать описание окружающей обстанов­ки (общего вида помещения, расположения мебели, погодных условий, освещенности, своего местонахождения, испытанных чувств и переживаний, реакций на происходившее событие, ин­тересующее следствие, обстоятельств, сопутствующих этому со­бытию) на том месте, где происходило событие, по поводу кото­рого даются показания. Иначе говоря, имеется в виду характери­стика окружающей материальной микросреды, на фоне и при опосредованном воздействии которой протекало исследуемое деяние. О его обстоятельствах и участниках при воссоздании кон­текста события речь пока не ведется. Эти вопросы рассматрива­ются в ходе детального описания события. На данном этапе разви­тия допроса следователь исходит из необходимости убедить ин­тервьюируемого в том, чтобы тот рассказал об обстоятельствах преступления как можно подробнее, не упуская никаких мело­чей, кажущихся интервьюируемому незначительными, деталей, пустяков, по поводу которых он тем не менее убежден, что они имели место в действительности. Максимально детализируемым показаниям способствует припоминание обстоятельств события в различной последовательности.

Обычно допрашиваемый рассказывает о чем-либо с самого начала и в той последовательности, как происходили события. Между тем некоторые лица могут припомнить больше информа­ции, воспроизводя события в обратном порядке. Поэтому следо­ватель может предложить интервьюируемому начать описание с факта, который произвел на него наиболее сильное впечатление, и уже от этого факта продвигаться во времени вперед или назад. Возможно иное предложение — начать рассказ о событии с кон­ца, последовательно продвигаясь к его началу.

Важное значение с рассматриваемой точки зрения имеет вы­яснение употребляемых в разговоре действующих лиц исследуе­мого события фамилий и имен. При затруднении в ответах может быть предложено путем перебора алфавита восстановить, было ли это имя (фамилия) иностранным; не обменивались ли участники события словами из серии количеств, чисел, цифр; какие особен­ности имели голоса, акцент, интонация и речевые характеристи­ки действующих лиц. Наряду с этим допрашиваемому следует предложить дать описание обстановки, предметов, находившихся на месте события, эмоциональной реакции на событие самого интервьюируемого и других лиц.

Эти и ряд других подобных вопросов, способствующих акти­визации памяти интервьюируемого, позволяют получить доста­точно подробную и достоверную информацию об обстоятельст­вах и участниках расследуемого преступления.

Процедуру допроса по методу когнитивного интервью можно разделить на пять стадий интервью (эталон, шагов). Первую из них условно мож­но назвать как создание предпосылок. Речь идет о предваритель­ном формировании условий, организационно-психологических факторов, обеспечивающих успех получения полезной для дела информации. Данные предпосылки создаются сразу же после вступления следователя (оперативного работника) в непосредст­венное взаимодействие с носителем искомой информации, до на­чала речевой коммуникации по существу дела. От интервьюирую­щего на этой стадии требуется многое: умение быстро и точно по незначительным вербальным и невербальным проявлениям, реак­циям, признакам, черточкам и деталям распознать социально-психологический образ партнера по речевому общению, устано­вить с ним отношения доверия и взаимопонимания, в том числе

путем создания у собеседника благоприятного впечатления об инициаторе интервью.




Стадия зондирования (лробинга) кодов памяти обычно начи­нается с того, что интервьюируемому напоминается важность концентрации его внимания на наиболее существенном коде памяти (образе, представлении) и воссоздания контекста описывае­мого события. Для того чтобы лучше сосредоточиться, интер­вьюируемому даже может быть предложено в момент воспомина­ний закрыть глаза. По ходу зондирования интервьюирующий оперирует открытыми вопросами, напоминает о необходимости не упускать детали, но не прерывает повествование во время от­вета на вопрос (о сообщаемых деталях делаются подробные запи­си, например, в блокноте).

б) как можно детальнее его описать.

Для того, чтобы получить ту информацию, которая его инте­ресует, следователь должен:

б) задать открытый вопрос;

в) попросить интервьюируемого дать детальное, исчерпываю­щее описание.

На следующей, обзорной, стадии осуществляются совместный (вместе с проинтервьюированным лицом) обзор и анализ инфор­мации, которая воспринята интервьюирующим и зафиксирована в его памяти и блокноте (протоколе, иным способом). Это дает возможность интервьюируемому проверить, точно ли записано то, что он говорил, а также вспомнить то, что было упущено, по­скольку в процессе обзора предоставляется дополнительная воз­можность для припоминания новой информации. Чтобы такая возможность была использована, следователь должен говорить медленно, отчетливо произнося каждую фразу и делая паузу по­сле каждого фрагмента интервью. Перед началом обзорной части интервью следователь просит интервьюируемого сразу же сооб­щить ему о том, что нового вдруг удастся вспомнить, и о том, где следователь что-то не так понял, что в его записях нужно скор­ректировать. Интервьюируемый должен быть ориентирован на внимательное, активное слушание. Если по ходу обзора выявятся какие-либо дополнительные образы, следует провести их пробинг с целью получения детализированной информации.

На пятой, завершающей, стадии рассматриваемого действия у интервьюируемого выясняются полные сведения о нем (анкетные данные), ему делается предложение позвонить интервьюирующе­му, если вспомнит что-то новое (для этого ему передается визит­ная карточка следователя). В задачу последнего также входит создание у собеседника перед тем, как с ним расстаться, последнего позитивного впечатления о том, кто его интервьюировал.

Читайте также: