В какой стране существует общенациональный список экспертов по уголовным делам

Обновлено: 28.06.2024

Ромодановский К.О., начальник ДСБ МВД России, генерал-лейтенант милиции.

С 1 января 2005 г. вступил в силу Федеральный закон N 119-ФЗ "О государственной защите потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства". Указанный Закон устанавливает систему мер государственной защиты участников уголовного процесса, включающую меры их безопасности и меры социальной поддержки.

В соответствии с вышеупомянутым Законом его положения распространяются не только на участников уголовного судопроизводства, перечисленных в ч. 1 ст. 2 гл. 1, но и на заявителей, очевидцев, жертв преступлений до возбуждения уголовного дела, иных лиц, способствующих предупреждению и раскрытию преступлений (ч. 2 ст. 2 гл. 1 Федерального закона N 119 от 20 августа 2004 г.), а также на близких родственников, родственников и близких лиц, на которых оказывается противоправное посягательство со стороны правонарушителей, с целью оказать воздействие на потерпевших, свидетелей, экспертов, понятых и других лиц, указанных в ч. 1 и 2 ст. 2 гл. 1 упомянутого Закона. В рассматриваемом Законе дан один из самых значительных перечней лиц, подлежащих государственной защите, существующих в законодательствах различных стран.

В соответствии с Федеральным законом от 20 августа 2004 г. N 119-ФЗ все участники уголовного судопроизводства, указанные в ч. 1 - 3 ст. 2 гл. 1, именуются "защищаемые лица".

При наличии реальной угрозы убийства защищаемого лица, насилия над ним, уничтожения или повреждения его имущества в связи с участием его в уголовном судопроизводстве суд, прокурор, начальник органа дознания или следователь обязаны в течение трех суток проверить заявление защищаемого лица и принять решение о применении мер безопасности. Если решение о защите лица принято, то вышеуказанным должностными лицами выносится мотивированное постановление (определение) и незамедлительно направляется в орган, осуществляющий меры безопасности, для исполнения.

Руководитель органа, осуществляющего меры безопасности, самостоятельно избирает меры безопасности, предусмотренные в ст. 6 Федерального закона от 20 августа 2004 г. N 119-ФЗ, при этом такие меры, как переселение на другое место жительства, замена документов, изменение внешности, изменение места работы (службы), учебы могут быть предусмотрены лишь в отношении защищаемых лиц, проходящих по уголовным делам о тяжких и особо тяжких преступлениях (умышленных преступлениях, караемых не строже чем 10 лет лишения свободы и на срок свыше 10 лет лишения свободы и более соответственно). Об избранных мерах уведомляется инициатор. Кроме того, орган, осуществляющий меры безопасности, в случае необходимости заключает с защищаемым лицом договор о взаимных обязательствах и ответственности в соответствии с федеральным законом и гражданским законодательством Российской Федерации.

Среди развитых зарубежных стран США имеют богатый и уникальный опыт по защите участников уголовного процесса. Начиная с 1971 г. в США действует специальная Федеральная программа защиты свидетелей, выступающих в судах с показаниями против опасных преступников. Эта программа предоставляет правоохранительным органам широкие полномочия по созданию свидетелю особых условий для обеспечения его безопасности. Программа защиты осуществляется в том случае, если имеются следующие обстоятельства:

  • свидетель предоставляет всю имеющуюся информацию для осуществления правосудия;
  • свидетель и члены его семьи, участвующие в уголовном процессе, рискуют жизнью;
  • возможна полная или частичная компенсация властями штата или местными органами средств на организацию мер защиты.

Меры безопасности могут быть реализованы как на федеральном уровне, так и на уровне штата, а также местного органа власти. В последнем случае порядок и объем защиты свидетеля устанавливается Министерством юстиции.

Для принятия решения об организации защитных мероприятий прокуратура на имя помощника прокурора штата или округа направляет конфиденциальный запрос на разрешение применения мер защиты, в котором подробным образом обосновывается необходимость в применении мер защиты и дается характеристика свидетеля. При получении разрешения применение мер защиты осуществляет федеральная Служба судебного исполнения США (служба маршалов).

Однако указанная программа действовала только в отношении свидетелей по делам об организованной преступности, а по делам об общеуголовной преступности свидетели и иные участники уголовного процесса были не защищены. Лишь в 1982 г. был принят Закон о защите жертв и свидетелей преступлений, основной целью которого было предоставление гражданам относительно безопасных и более привлекательных форм участия в уголовном процессе, повышение их защищенности и значимости в уголовном судопроизводстве. Кроме того, указанный выше Закон повысил уголовную ответственность за оказание тайного воздействия на жертв и свидетелей преступлений, усовершенствовал механизм возмещения причиненного ущерба лицам, пострадавшим от преступлений. Так, в соответствии с параграфом 1512 Закона за запугивание или покушение на запугивание предусмотрен штраф в размере 250000 долларов США, или тюремное заключение на срок до 10 лет или применялись обе санкции одновременно.

В 1984 г. вышеуказанный Закон был доработан, и генеральный прокурор штата получил более широкие права по защите свидетеля. Среди мер предусматривалась возможность изменения места жительства, предоставление нового жилья, обеспечение подзащитных новыми документами, денежными средствами, необходимыми для удовлетворения основных жизненных нужд, трудоустройство и т.п. Для того чтобы предоставить такие условия, прокурор обязан определить пригодность свидетельствующего лица для включения в Программу защиты и дать свое заключение. В обязательном порядке со свидетелем подписывается меморандум, в котором на свидетеля возлагается ряд обязательных требований. Среди них: давать правдивые показания, не совершать противоправных деяний, выполнять все решения суда и обязательства, оказывать содействие всем разумным требованиям должностных лиц, обеспечивающих его защиту, регулярно информировать о своей деятельности и местонахождении.

Законодательство США выдвигает еще одно условие, выполнение которого позволяет Министру юстиции взять свидетеля под защиту государства. Таким условием для свидетеля, претендующего на включение в Программу, является дача показаний большому жюри. Учитывая то обстоятельство, что организация охраны и переселение свидетеля и членов его семьи являются дорогостоящим мероприятием, прокурор, подавший заявку на включение лица в Программу, должен самым доскональным образом проверить все обстоятельства и доказать, что показания свидетеля заслуживают доверия, являются важными и будут, безусловно, даны.

В Канаде тоже достаточно эффективно действует на общенациональном уровне Программа по защите свидетелей (Закон Канады С-13 от 20 июня 1996 г.), которая осуществляется Управлением борьбы с наркотиками Канадской Королевской конной полиции. Свидетель не может быть включен в Программу, если: нет рекомендации правоохранительных органов; Комиссаром не получены сведения о личной жизни подзащитного в полном объеме; не заключен договор между Комиссаром и свидетелем об обязательствах.

Ответственность за перемену места жительства несет офицер канадской полиции. Полиция осуществляет постоянную защиту свидетеля во время переезда с места на место. При этом контакт защищаемого лица с членами семьи строго ограничен. Свидетель, принятый в Программу, охраняется вплоть до конца своей жизни. Соглашение о защите может быть расторгнуто лишь при следующих условиях:

  • свидетель сам требует выхода из Программы;
  • по требованию Комиссара, если свидетель вовлечен в противоправную деятельность;
  • по требованию Комиссара, если подзащитный не выполняет требования инструкции.

Подобные программы приняты и действуют во многих европейских странах.

В нашей стране в соответствии с принятым Федеральным законом "О государственной защите потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства" должна быть принята Государственная программа, финансирование которой должно осуществляться за счет средств федерального бюджета и иных источников финансирования, предусмотренных законодательством Российской Федерации.

В США, например, во всех штатах приняты правовые акты по выдаче компенсации жертвам преступлений, их родственникам, а также тем, кто пытался предотвратить, пресечь преступление. Выплата не требует никакого подкрепления просьбы решением суда, а также не зависит от ареста и заключения под стражу преступника. Подавляющее большинство компенсаций жертвам преступлений финансируется из общих налоговых фондов, хотя некоторые из них покрываются за счет обложения правонарушителей. Сумма компенсаций на медицинскую помощь, расходы на похороны, на помощь членам семьи умершего кормильца составляет 10 - 15 тысяч долларов США, в некоторых штатах она достигает 50 тысяч долларов США.

Однако, несмотря на позитивные результаты в сфере безопасности участников уголовного процесса, в США существует проблема финансирования мер защиты, которые обходятся очень дорого. В среднем по составу семьи тратится около 36000 долларов США. В год на обеспечение безопасности участников уголовного процесса США тратят более 25 млн. долларов, но и этого недостаточно для организации защиты все возрастающего числа лиц, нуждающихся в защите государства (по некоторым данным в год под действие Программы подпадают до 20000 свидетелей и членов их семей), поэтому количество участников Программы жестко регламентируется.

В Канаде число участников Программы защиты свидетелей значительно меньше (150 - 200 человек), хотя суммы затрат колеблются от 3 до 5 млн. канадских долларов. Причем приведенные суммы не отражают затраты на средства защиты и не учитывают оплату труда полицейских, затраты на следствие и судебные издержки.

В ФРГ под действие Программы защиты ежегодно подпадают до 1000 граждан, оказывающих содействие уголовному судопроизводству. С 1997 г. в Германии действует организация "Белое кольцо", организованное 17 общественными и религиозными деятелями, в состав которой входят более 20000 членов, оказывающих помощь государству по защите жертв и свидетелей преступлений. Этой организацией ежегодно выделяется 2,5 млн. марок на финансирование Программы.

Немалые денежные средства на защиту свидетелей тратятся правительствами Австрии, Франции, Италии, Великобритании.

В нашей стране, к сожалению, нет ярких примеров успешной защиты свидетелей с применением всего комплекса сил и средств, продекларированных в Законе, как нет и данных об израсходованных денежных средствах на защиту свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства. Нам необходимо глубоко изучить успешный опыт зарубежных стран в сфере защиты жертв и свидетелей преступлений, спроецировать его на российскую действительность и решить главную задачу финансирования затратного механизма Государственной программы.

Кроме того, в соответствии с Федеральным законом от 20 августа 2004 г. N 119-ФЗ "О государственной защите потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства" осуществление мер безопасности возлагается на органы внутренних дел Российской Федерации, органы Федеральной службы безопасности, таможенные органы и на органы по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ по уголовным делам, находящимся в их производстве или отнесенным к их ведению. Осуществление мер безопасности возложено также на командование воинских частей, в которых проходит службу лицо, подлежащее защите, на учреждения и органы уголовно-исполнительной системы Минюста Российской Федерации.

Приведенные выше сведения ярко демонстрируют нам отсутствие единого подхода, единой стратегии и тактики осуществления защитных мероприятий. Если в США реализацией мер защиты занимается одно специализированное ведомство - Служба судебного исполнения США, то в нашей стране эти функции возложены на шесть самостоятельных ведомств, у которых своя, ведомственная, стратегия и узко ведомственный подход к решению задач по защите лиц, указанных в Законе. А ведь для проведения тех или иных мер безопасности (всего их в Законе девять) необходим опыт, психологические знания для работы с жертвами, свидетелями преступлений и членами их семей. Люди, попавшие в трудную жизненную ситуацию, угрожающую их здоровью и жизни, получают психологические травмы, находятся в состоянии эмоционального стресса, нуждаются в чуткости, сочувствии, уважении со стороны квалифицированного и специально подготовленного специалиста.

Все вышесказанное подталкивает нас к выводу о том, что для успешного решения поставленных задач по защите потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного процесса необходим единый специализированный правоохранительный орган, отвечающий за обеспечение мер защиты, подготовку профессиональных кадров, способных на высоком профессиональном уровне выполнять поставленные перед ними задачи. Необходима четкая регламентация при вынесении решения о проведении защитных мероприятий в отношении жертв и свидетелей преступлений, особенно организованного и террористического характера, требующих финансирования на их осуществление. В условиях недостаточного финансирования должна быть строгая регламентация числа участников Государственной программы обеспечения безопасности потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного процесса.

Мы используем файлы Cookie. Просматривая сайт, Вы принимаете Пользовательское соглашение и Политику конфиденциальности. --> Мы используем файлы Cookie. Просматривая сайт, Вы принимаете Пользовательское соглашение и Политику конфиденциальности.


Успешное рассмотрение и решение определенных вопросов при судебном производстве в условиях стремительного развития науки и техники требует применения и использования специальных знаний, что способствует принятию справедливых и обоснованных судебных решений. Доступ к таким знаниям осуществляется путем назначения/заказа экспертизы.

Судебно-экспертная деятельность в Украине - очень важная для судопроизводства. Судебные эксперты призваны способствовать установлению обстоятельств, имеющих значение для дела, тем самым влияя на принятие судебных решений.

Правильно было бы считать, что судебными экспертами должны быть только высококвалифицированные специалисты, постоянно совершенствующие свои знания не только в области, в которой работают, но интересуются и другими исследованиями, в частности руководствуясь международным опытом.

Данная статья посвящена комплексному исследованию опыта отдельных зарубежных стран в отношении экспертной деятельности с использованием специальных знаний при проведении экспертиз и исследований.

Правовой статус эксперта в различных странах

Особенности в организации и функционировании судебно-экспертной деятельности европейских стран

Относительно правовой системы отдельной страны, то на нее влияет множество исторически сложившихся факторов поэтому несмотря на существование общих закономерностей и принципов, отдельная страна имеет свои особенности в организации и функционировании судебно-экспертной деятельности.

В европейских странах распространены две основные организационные формы судебной экспертизы:
- специальные (экспертные) учреждения;
- конкретные специалисты - судебные эксперты (например, существует практика института присяжных экспертов, то есть для проведения экспертиз привлекались специалисты, принявшие присягу; эксперты, получившие лицензию на право проведения судебной экспертизы).

Основные организационно-процессуальные вопросы судебной экспертизы при создании специальных (экспертных) учреждений:
- вопрос ведомственной принадлежности учреждений;
- усиление контроля в сфере судебно-экспертной деятельности;
- характер централизации (объединение всех экспертных учреждений в единый институт судебных экспертиз под единым руководством в одном из ведомств) и децентрализации (рассредоточение учреждений по соответствующим ведомствам).

Во многих Европейских странах экспертные учреждения действуют совместно с полицейскими организациями под юрисдикцией Министерства внутренних дел.

В Литве действует институциональная судебно-экспертная система, поскольку большинство судебных экспертиз проводятся четырьмя государственными судебно-экспертными учреждениями. Судебно-экспертную деятельность в стране осуществляют правоохранительные органы для сокращения времени и сил на сбор доказательств.

В Латвии на законодательном уровне существует и функционирует регистр методик судебных экспертиз и регистр судебных экспертов. Работают как государственные, так и частные судебные эксперты, хотя частные эксперты не имеют права проводить большинство криминалистических, судебно-медицинских и судебно-психиатрических экспертиз.

В Португалии и Нидерландах экспертно-криминалистическая служба является частью Министерства юстиции. В Нидерландах большинство исследований и экспертиз проводятся по обращению полиции.

В Словакии и Турции осуществляются биомедицинские исследования в судебных лабораториях, входящих в состав университетов.

В Испании и Польше судебно-экспертные лаборатории подчинены Министерству юстиции или Министерству внутренних дел, то есть каждое ведомство имеет свои судебно-экспертные лаборатории.

Во многих европейских странах офицеры полиции могут быть одновременно и судебными экспертами, но их деятельность ограничена.

Например, в Германии действует принцип выражение недоверия к работе эксперта, непосредственно участвующего в процессе расследования соответствующего преступления, к которому имеет отношение экспертиза. Только эксперт, входящий в службу, которая отделена от подразделений расследования, может проводить исследования и экспертизы. Судебно-экспертные подразделения находятся в структуре правоохранительной системы и непосредственно полиции. Кроме того, в Германии институт частной экспертизы успешно функционирует и конкурирует с государственными экспертными учреждениями.

В Словакии, Португалии и Австрии полицейские офицеры могут быть судебными экспертами, если они не выполняют функции полицейских.

Таким образом, для повышения эффективности экспертной деятельности в Украине, наряду с общепринятыми нормами и принципами, целесообразно исследование, анализ и учет мирового опыта функционирования экспертных структур. Отсюда следует, что для любой страны важным является совершенствование правового регулирования организационных форм судебно-экспертной деятельности. Кроме того, повышение качества предоставления экспертных услуг должно обеспечиваться конкурентными условиями между участниками судебно-экспертной деятельности, что достигается через активное развитие независимой судебной экспертизы.

Читайте также: