К какому виду правоотношений относится пособие по безработице

Обновлено: 30.06.2024

Согласно теории права, правовые отношения – это разновидность общественных отношений, представляющих собой социальные связи между людьми, между физическими и юридическими лицами.

В науке права социального обеспечения отсутствует единая точка зрения по поводу определения правового отношения по социальному обеспечению, что обусловлено разными критериями и подходами, используемыми для определения данного понятия.

Единого правоотношения, в ходе функционирования которого еще, временно и уже нетрудоспособные лица, а также иные, законодательно определенные категории граждан могли бы получить все существующие виды социального обеспечения, нет. Это свидетельствует о сложной природе данных отраслевых правоотношений.

Сформулированное ранее определение права социального обеспечения (его основные признаки и содержание, предмет и метод) позволяют дать следующее общее понятие правового отношения по социальному обеспечению.

Правоотношение по социальному обеспечению – это урегулированная нормами права связь между определенными в законе субъектами – гражданином и соответствующими органом социального обеспечения или иными уполномоченными государством органами, организациями или индивидуальными предпринимателями, физическими лицами, не признаваемыми работодателями – по поводу предоставляемого социального материального блага в денежной и (или) натуральной формах в рамках существующих организационно-правовых способов его осуществления (организационно-правовых форм социального обеспечения).

Данные отношения мы называем материальными социально-обеспечительными правоотношениями, так как в ходе их функционирования предоставляется соответствующее социальное материальное благо для удовлетворения потребностей в нем еще, временно, уже нетрудоспособными лицами и иными категориями граждан.

Классификация правоотношений по социальному обеспечению проводится по разным основаниям (критериям и признакам), к числу которых относятся:

? характер правоотношений, определяемый целями;

? срок действия правоотношений;

? способы организации социального обеспечения (организационно-правовые формы социального обеспечения);

? форма социального обеспечения как способ удовлетворения потребностей граждан;

? юридические факты, с которыми связывается возникновение, изменение или прекращение правоотношений;

? объект (или виды социального материального блага) правоотношений, и др.

Перечисленные основания классификации правоотношений по социальному обеспечению позволяют отделять их от правоотношений в других отраслях системы российского права.

Рассмотрим некоторые основания классификации правоотношений.

Выделение характера правоотношения по социальному обеспечению, определяемое его целями, означает следующее.

Во-первых, существуют материальные социально-обеспечительные правоотношения по выплате или выдаче соответствующего социального материального блага (назначенных пенсий, пособий, компенсационных выплат), оказанию социальных услуг, медицинской помощи и лечения, государственной социальной помощи. Такие правоотношения называются материальными социально-обеспечительными правоотношениями.

Во-вторых, есть действия (деятельность) одного из обязательных субъектов (органов и иных уполномоченных государством организаций и лиц) правоотношений, благодаря которым правомочия другого субъекта (физического лица) воплощаются в жизнь. Иными словами, имеются процедурные правоотношения по установлению юридических фактов для права на соответствующий вид социального обеспечения, его назначению либо отказу в нем. Как правило, они предшествуют материальным социально-обеспечительным правоотношениям.

Процедурных правоотношений может быть столько, сколько существует видов социального обеспечения. В силу этого процедурные правоотношения обслуживают материальные социально-обеспечительные правоотношения и существуют для их установления, изменения или прекращения.

Помимо этого существуют особые способы защиты нарушенного права на социальное обеспечение. Это процессуальные правоотношения, которые возникают по поводу разрешения споров о социальном обеспечении. Они могут быть двух видов в зависимости от того, кто является субъектом, рассматривающим спор: правоотношение гражданина с вышестоящим органом социального обеспечения, которому обжалуются действия нижестоящего органа, и правоотношение гражданина с судом по рассмотрению спора, если он обратился к судебной защите своего права на социальное обеспечение. Данные правоотношения носят смежный характер с административными и гражданскими правоотношениями. В силу этого такие правоотношения не могут относиться к праву социального обеспечения в чистом виде.

По срокам действия правоотношения существуют:

? постоянные или длительно длящиеся (пенсионные);

? периодические или кратковременно длящиеся до четко установленного срока (пособие по безработице);

? единовременные или разовые (единовременное пособие при рождении ребенка).

По формам организации социального обеспечения (по имеющимся организационно-правовым формам социального обеспечения) правоотношения осуществляются в рамках:

? обязательного социального страхования;

? государственного социального обеспечения определенных контингентов граждан (за счет ассигнований из государственного бюджета).

По формам социального обеспечения как способам удовлетворения потребностей граждан существуют правоотношения по поводу:

Обязательной предпосылкой возникновения правоотношений являются юридические факты. Юридические факты – это конкретные жизненные обстоятельства (жизненные факты), закрепленные в нормах законодательства, с которыми право связывает возникновение, изменение или прекращение правоотношений. В свою очередь юридические факты подразделяются на события и действия.

Правоотношения по поводу многих видов социального обеспечения, как правило, возникают в связи с определенными событиями. В нашем примере таким событием является наступление пенсионного возраста. Причиной события может быть и действие, например получение увечья в результате действий самого потерпевшего или других лиц, приведших к смерти или временной нетрудоспособности. Для социально-обеспечительных правоотношений обычно имеет значение не причина, а сам факт (само наступившее событие), хотя в отдельных случаях значима и причина наступившего события.

Таким образом, наступившие события служат основанием возникновения материальных социально-обеспечительных правовых отношений.

Юридические факты в форме действий характерны для возникновения процедурных правоотношений. Чтобы они возникли, необходимы действия лица, желающего реализовать свое имеющееся (или появившееся) право на какой-либо вид социального обеспечения. Действие лица – это есть его волеизъявление. В нашем примере оно (волеизъявление) подтверждается заявлением о назначении пенсии. Такие действия называются правообразующими юридическими фактами.

Изменение уже функционирующих правоотношений может быть обусловлено одним или рядом юридических фактов. Последние носят название сложного юридического (фактического) состава. Например, лицо получает трудовую пенсию по старости. После назначения пенсии продолжает свою работу. С увеличением страхового стажа возрастает объем его пенсионных прав, т. е. появляется право на перерасчет пенсии в большем размере. Налицо событие. С момента подачи заявления (его действия) изменяется содержание правоотношения. Иллюстрация данного примера показывает, что сложный фактический состав (событие + действие) является правообразующим юридическим фактом.

Правопрекращающими юридическими фактами являются, как правило, отдельные факты: смерть пенсионера, достижение совершеннолетия и пр.

По субъектам правоотношения дифференцируются в зависимости от обращающегося за конкретным видом социального обеспечения: работник, военнослужащий, учащийся, безработный, индивидуальный предприниматель и т. п. По органу, предоставляющему тот или иной вид обеспечения, выделяются государственные или муниципальные органы, например органы социальной защиты населения, органы ПФР, ФСС России, МВД России, Минобороны России и др.[59]

По объекту или видам обеспечения материальные социально-обеспечительные правоотношения подразделяются:

? на отношения по предоставлению пенсий (пенсионные правоотношения);

? отношения по выплате пособий и компенсационных выплат;

? отношения по предоставлению социальных услуг (социальному обслуживанию);

? отношения по предоставлению обеспечения в порядке обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;

? отношения по предоставлению денежных выплат в порядке реализации закона о монетизации льгот;

? отношения по оказанию государственной социальной помощи малоимущим категориям граждан;

? отношения по социальной реабилитации инвалидов и лиц пожилого возраста;

? отношения по санаторно-курортному лечению и др.

Перечисленные материальные социально-обеспечительные правоотношения существуют в реальной жизни как конкретные видовые правоотношения. Поэтому имеется столько видов правоотношений по социальному обеспечению, сколько видов общественных отношений охватывается нормами права социального обеспечения.

Право на тот или иной вид такого обеспечения может быть реализовано только через соответствующее правоотношение.

Правоотношения по социальному обеспечению объединены одной целью – предоставить социальное материальное благо его правообладателю, как отмечалось, в конкретизированном виде. Можно сказать, что общим объектом таких отношений является определенное материальное благо, на которое направлены правоотношения. Таким благом могут быть как денежные выплаты, так и различные выдачи социального характера (в натуральной форме).

В связи с этим в системе материальных социально-обеспечительных правоотношений можно выделить два относительно самостоятельных крупных блока правоотношений:

1) правоотношения, возникающие в связи с предоставлением гражданам выплат по системе социального обеспечения в денежной форме;

2) правоотношения, возникающие по поводу натуральных видов социального обеспечения.

В первую группу правоотношений входят:

? правоотношения по поводу пособий;

? правоотношения по поводу компенсационных выплат.

Вторая группа охватывает правоотношения по поводу предоставления натуральных видов социального обеспечения:

? многообразные виды социальных услуг;

? социальная медицинская помощь и лечение;

? лекарства и предметы медицинского ухода;

В свою очередь каждый из указанных видов правоотношений имеет внутреннее подразделение или конкретизацию по видам обеспечения. Например, пенсионные правоотношения бывают: по старости, по случаю потери кормильца, инвалидности, за выслугу лет и пр. Правоотношения по выплате пособий можно классифицировать по видам пособий: временной нетрудоспособности, по беременности и родам, по безработице и т. д.

Остановимся подробно на субъектах, объектах и видах социально-обеспечительных отношений.

В современных условиях экономического кризиса практически в каждой организаций идет сокращение кадрового состава, а многие предприятия и вовсе закрываются.

Поэтому остаться без работы может каждый. Государство берет на себя материальную поддержку граждан, находящихся в активном поиске места трудоустройства, назначая пособие по безработице.

Чтобы получать данную выплату, человек должен быть признан безработными в надлежащем порядке. Рассмотрим подробнее, как можно оформить пособие, и каков порядок его выплаты.

Кто может встать на пособие по безработице?

Решение о назначении гражданину выплаты принимается органами государственной службы занятости населения одновременно с признанием его безработным.

Согласно требованиям Закона РФ от 19.04.1991 № 1032-1, чтобы человека признали безработным, он должен соответствовать определенным критериям:

  • быть трудоспособным;
  • не иметь источника дохода;
  • стоять на учете в центре занятости;
  • активно заниматься поисками работы и быть готовым незамедлительно приступить к ней.

Оформление граждан в качестве безработных производится по месту их жительства. Решение о регистрации должно быть принято через 10 дней с момента предъявления человеком пакета необходимых бумаг, к которым относятся:

  • заявление;
  • гражданский паспорт или иной документ, заменяющий его;
  • трудовая книжка;
  • СНИЛС;
  • свидетельство ИНН;
  • документация, подтверждающая профессиональную квалификацию гражданина (дипломы, свидетельства и др.);
  • справка о среднем официальном заработке за последний трехмесячный период.

Инвалиды, вместе с перечисленными выше документами, предоставляют заключение медико-социальной экспертизы (МСЭ). В этом документе указано, какой трудовой деятельностью гражданин может заниматься по своему состоянию здоровья.

По закону не могут быть признаны безработными следующие категории граждан:

  • дети в возрасте до 16 лет и студенты очного отделения;
  • пенсионеры и люди, которые не хотят работать;
  • граждане, приговоренные судом к исправительным работам, или ограниченные в свободе передвижения и действий;
  • лица, уже работающие по трудовому договору, а также оформленные как ИП или учредители ООО;
  • женщины в декрете или в отпуске по уходу за маленьким ребенком;
  • инвалиды нерабочих групп;
  • лица, которые отказались от двух подходящих вакансий или вовсе не явились в службу занятости в назначенный день;
  • граждане, представившие документы с заведомо ложной информацией об отсутствии у них работы и дохода, или другие недостоверные данные в целях постановки их на учет.

Условия получения выплат

На выплату государственного пособия могут надеяться граждане, которые отработали не менее 26 недель за прошлый календарный год, платили в период своей трудовой деятельности обязательные страховые отчисления и признаны безработными в официальном порядке.

Кроме этого, необходимо соблюдать еще несколько условий:

  • являться в службу занятости на отметку в назначаемые инспектором дни;
  • предоставлять только достоверные данные;
  • не отказываться от предлагаемой центром занятости работы (допускается один отказ);
  • не отказываться от профессиональной переподготовки (допускается один отказ).

Как получить пособие?

Как получить пособие по безработице?

Для этого необходимо собрать полный комплект бумаг и посетить ближайшее отделение службы занятости. В течение десяти дней с момента обращения вам должны предложить минимум две подходящие вакансии.

  • деятельность, подходящая под вашу квалификацию, либо аналогичная той, что вы осуществляли на последнем месте трудоустройства;
  • работа, которую в состоянии выполнить физически;
  • рабочее место, которое территориально располагается в пределах маршрута общественного транспорта;
  • трудовые обязанности, для выполнения которых не требуется переезжать в другой населенный пункт;
  • условия труда, соответствующие действующим законодательным нормам;
  • должность, заработная плата на которой будет не меньше среднего заработка или прожиточного минимума.

Если на протяжении 10 дней с момента обращения в центр занятости населения вы так и не смогли трудоустроиться, вас официально признают безработным, поставят на учет и назначат пособие.

Если в населенном пункте заведомо не имеется работы по вашей профессии, то вы получите статус безработного с того дня, когда сдали в центр занятости полный пакет требуемой документации.

По прошествии одного года гражданин автоматически снимается с учета на бирже труда. Но если вы не подыщете работу, то можете повторно обратиться за помощью в трудоустройстве и заново пройти процедуру регистрации.

Определение величины пособия по безработице в России

Рассчитать размеры выплаты по безработице в первом периоде (12 месяцев с момента первого обращения в центр занятости) можно по следующей схеме:

  • первые три месяца после назначения пособия — 75% от прежнего заработка;
  • следующие четыре месяца — 60% от бывшего дохода;
  • до конца года выплата снизится до 45%.

Однако в любом случае это сумма не может быть больше максимальной и ниже минимальной величины.

В следующие 12 месяцев пособие по безработице выплачивается в размере минимальной величины, увеличенной на районный коэффициент (при наличии последнего).

Максимальный размер пособия

В законопроекте, разработанном Министерством труда РФ, было запланировано повышение суммы выплат по безработице в 2017 г. Однако из-за дефицита государственного бюджета Общественным советом при Минтруде РФ этот проект принят не был, поэтому максимальный размер пособия так и остался на уровне прошлого года.

Минимальный размер выплат по безработице

Минимальная величина пособия составляет 850 руб. и устанавливается для следующих категорий граждан:

  • ищущих работу впервые;
  • желающих возобновить свою трудовую деятельность после большого перерыва (более одного года);
  • уволенных с прежнего места работы за несоблюдение требований трудовой дисциплины, либо другие аналогичные противоправные действия;
  • уволенных по любым основаниям в течение 1 года, предшествовавшему обращению в ЦЗН, и имевшие в этот период официальную работу менее 26 календарных недель;
  • направленных службой занятости на обучение и отчисленных из-за совершения неправомерных действий.

Размер выплаты может быть снижен на 25% на период не более одного месяца в следующих ситуациях:

  • гражданин не пришел на собеседование с потенциальным работодателем в течение трех дней со момента его направления органами службы занятости без объективных причин;
  • безработный не явился в службу занятости для получения направления на работу или обучение без наличия уважительной причины.

Порядок и сроки выплат

Пособие выплачивается 1 раз в месяц после окончания декады, в которой гражданин был поставлен на учет. Допускается и двухразовая выплата (сумма пособия делится на две части), но при условии явки безработного гражданина в ЦЗН для плановой отметки в срок, установленный сотрудником этого учреждения.

Некоторым категориям граждан особенно важно обратиться в ЦЗН как можно быстрее после увольнения. Это касается лиц, лишившихся работы вследствие сокращения штата, либо из-за закрытия организации. Согласно ТК РФ, после прекращения трудовых отношений за ними сохраняется средняя заработная плата на период до двух месяцев. Если они встанут на учет по безработице в течение 14 дней с момента увольнения, то им будет выплачен средний заработок еще и за третий месяц.

Если вы ушли с работы по иным основаниям, то вам тоже не стоит откладывать обращение в ЦЗН. Это обусловлено следующими причинами:

Не работаете более года

При постановке на учет по безработице будет назначено пособие не в процентах от среднего заработка, а в минимальном размере.

Отказались от обучения

Если вы уволились больше года назад и отказываетесь от обучения или выполнения платных общественных работ, выплата пособия будет приостановлена (при условии, что вы находитесь на учете более 3 месяцев).

Нет возможности выбора места работы

Подходящей для лиц, не работавших больше года, считается любая оплачиваемая работа (даже неквалифицированная).

Если у вас остались вопросы относительно гарантированных выплат по безработице, то обратитесь за консультацией к нашим юристам по указанным телефонам или через онлайн-чат.

Редактор: Людмила Разумова
Людмила Разумова
Редактор
Практикующий юрист с 2006 года

Комментарии

Закон РФ от 19 апреля 1991 г. N 1032-1 “О занятости населения в Российской Федерации”

Статья 33. Размеры пособия по безработице

". в дальнейшем - в размере 45 процентов, но во всех случаях не выше максимальной величины пособия по безработице и не ниже минимальной величины пособия по безработице, увеличенных на размер районного коэффициента;

во втором (12-месячном) периоде выплаты - в размере минимальной величины пособия по безработице, увеличенной на размер районного коэффициента."

Моя средняя зарплата 40000 руб. Какое пособие мне положено на бирже труда?

Разъясните, пожалуйста, следующие положение о выплате пособия по безработице:

"Гражданам, уволенным из организаций по любым основаниям в течение 12 месяцев, предшествовавших началу безработицы, и имевшим в этот период оплачиваемую работу не менее 26 календарных недель на условиях полного рабочего дня или на условиях неполного рабочего дня (недели) с пересчетом на 26 календарных недель с полным рабочим днем, а также уволенным из органов внутренних дел, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, пособие по безработице начисляется. "

Что значит 26 календарных недель? Это по последнему месту работы, или всего за 12 месяцев, предшествовавших началу безработицы?

Это смотрят в трудовую книжку.

И считают недели.

Трудовая книжка установленного образца является основным
документом о трудовой деятельности и трудовом стаже работника.

Форма, порядок ведения и хранения трудовых книжек, а также
порядок изготовления бланков трудовых книжек и обеспечения ими работодателей
устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным
органом исполнительной власти.


ред. Федерального закона от 23.07.2008 N 160-ФЗ)

Работодатель (за исключением работодателей — физических
лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями) ведет трудовые книжки на
каждого работника, проработавшего у него свыше пяти дней, в случае, когда
работа у данного работодателя является для работника основной.

(часть
третья в ред. Федерального закона от 30.06.2006 N 90-ФЗ)

В трудовую книжку вносятся сведения о работнике,
выполняемой им работе, переводах на другую постоянную работу и об увольнении
работника, а также основания прекращения трудового договора и сведения о
награждениях за успехи в работе. Сведения о взысканиях в трудовую книжку не
вносятся, за исключением случаев, когда дисциплинарным взысканием является
увольнение.

По желанию работника сведения о работе по совместительству
вносятся в трудовую книжку по месту основной работы на основании документа,
подтверждающего работу по совместительству.

Пособие по безработице – это денежные выплаты гражданам, признанным безработными в установленном надлежащем порядке.
Кто имеет право на получение пособия, какова максимальная и минимальная сумма пособия в 2017 году и как ее рассчитать, какие документы необходимы для регистрации в центре занятости и другую необходимую информацию вы можете почерпнуть из этой статьи.

Кто имеет право на получение пособия по безработице?
Пособие по безработице выплачивается только тем людям, которые зарегистрировались в службе занятости и были признаны безработными. Однако, важно понимать — пособие по безработице выплачивается не весь период не трудоустройства. Период выплаты и размер его меняется в зависимости от срока, в течение которого Вы его получаете.
Итак, каждый период выплаты Вам пособия по безработице не может быть больше 12 месяцев (в общей сложности, они могут идти непоследовательно друг за другом) в течение 18 календарных месяцев.

С уважением Сытова Е.В.

Добрый день, Елена.

Конкурсный управляющий Трехов В.И. не является лицом, с которого необходимо требовать выплату пособия по безработице.

Статья 31. Условия и сроки выплаты пособия по безработице

1. Пособие по безработице выплачивается гражданам, признанным в установленном порядке безработными.
3. Пособие по безработице начисляется гражданам с первого дня признания их безработными.
Гражданам, уволенным в связи с ликвидацией организации либо прекращением деятельности индивидуальным предпринимателем, сокращением численности или штата работников организации, индивидуального предпринимателя, признанным в установленном порядке безработными, но не трудоустроенным в период, в течение которого за ними по последнему месту работы сохраняется средняя заработная плата (с зачетом выходного пособия), пособие по безработице начисляется начиная с первого дня по истечении указанного периода.

5. Безработные граждане, не трудоустроенные по истечении первого периода выплаты пособия по безработице, имеют право на повторное получение пособия по безработице, если иное не предусмотрено настоящим Законом.
Общий период выплаты пособия по безработице гражданину не может превышать 24 месяца в суммарном исчислении в течение 36 месяцев.

6. Пособие по безработице выплачивается ежемесячно при условии прохождения безработным перерегистрации в установленные органами службы занятости сроки, но не более двух раз в месяц.

Вам может быть интересно

Для создания условий по соц. защите лиц, лишившихся по независящим от них причинам основного дохода, выдается государственная помощь в форме денежного пособия. Так, определенным группам граждан по законодательству предусмотрена пенсия по потере кормильца. Рассмотрим, кому предоставляется такая поддержка от государства, и сколько платят в 2020 году. Вследствие кончины члена семьи у нетрудоспособных.

Государство предоставляет помощь людям с ограниченными физическими возможностями. Система соцзащиты направлена на улучшение жизненных условий и предоставление дополнительного материального обеспечения и правовой поддержки. Право на льготы возникает после обращения с заявлением. Перечень документов, которые понадобятся: В каждом регионе свой перечень. Некоторые меры поддержки устанавливаются за счет.

В зависимости от характера деятельности человека возможность трудиться определяется по различным признакам. При частичной или полной потере трудоспособности в результате полученных травм, жизненных обстоятельств и по иным причинам работнику полагаются компенсационные выплаты. Существует ряд причин, по которым работник не может выполнять свои функции: несчастный случай, возраст, материнство и роды.

Создавая собственный бизнес, многие граждане выбирают статус индивидуального предпринимателя. У него есть свои плюсы и минусы. Среди преимуществ можно выделить упрощенную процедуру регистрации, меньше отчетности и затрат. В числе недостатков — высокие риски, связанные с тем, что ИП отвечает по долгам всем своим личным имуществом. Поговорим о том, как организовано пенсионное обеспечение этой категории.

Пенсия — это ежемесячная выплата, назначаемая женщинам с 55 лет и мужчинам с 60 лет. В Российской Федерации предусмотрена гарантированная страховая пенсия и дополнительная накопительная. Каким образом формируется накопительная часть, в чем ее особенности и преимущества, вы узнаете из нашей статьи. Ежемесячно работодатели делают отчисления за каждого работника в Пенсионный фонд в размере 22% от его.

Цена потребительской корзины рядового гражданина увеличивается практически каждый день в связи с инфляцией. Одно дело иметь постоянную работу и возможность претендовать на повышение заработной платы. Другое быть пенсионером и получать фиксированную выплату. В первом случае рост цен ощущается меньше. Однако реализуется она, в первую очередь, в интересах государства. Если зафиксировать размер пенсии.

Одним из видов гарантированной государством материальной поддержки является назначение и выплата безработным гражданам пособия по безработице.

Пособие по безработице — это периодические денежные выплаты из средств Государственного фонда занятости

населения РФ, предоставляемые гражданам, признанным в установленном порядке безработными, в целях материального обеспечения безработного и нетрудоспособных членов его семьи в период поиска подходящей работы.

Закон о занятости населения предусматривает предоставление государством социальных гарантий и компенсаций безработным гражданам.

государственное социальное страхование по безработице.

Оно охватывает все трудоспособное население и предоставляет защиту в случае безработицы всем застрахованным независимо от причины увольнения. В соответствии со ст. 31 Закона о занятости населения пособие по безработице выплачивается только тем лицам, которые признаны безработными. Условия признания граждан безработными определены в ст. 3 данного Закона.

Обязательным условием признания граждан безработными, начисления и выплаты им пособия по безработице является их регистрация в органах службы занятости по мету жительства. При невозможности предоставления органами службы занятости подходящей работы гражданам в течение 10 дней со дня их регистрации они признаются безработными с первого дня предъявления соответствующих документов.

Каждый период выплаты пособия по безработице не может превышать 12 месяцев в суммарном исчислении в течение 18 календарных месяцев, за исключением случаев, предусмотренных законодательством.

Общий период выплаты пособия по безработице гражданину не может превышать 24 календарных месяцев в суммарном исчислении в течение 36 календарных месяцев.

Пособие по безработице выплачивается ежемесячно при условии прохожения безработным перерегистрации в установленные органами службы занятости сроки, но не более двух раз в месяц. Органы государственной власти субъектов РФ и органы местного самоуправления могут устанавливать более продолжительные сроки выплаты пособий по безработице или предусматривать условия продления их выплаты в рамках утвержденных целевых программ за счет средств соответствующих бюджетов.

Гражданам, не достигшим возраста 60 лет для мужчин и 55 лет для женщин и имеющим страховой стаж продолжительностью соответственно 25 и 29 лет, а также необходимый стаж на соответствующих видах работ, дающий им право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, продолжительность периода выплаты пособия по безработице увеличивается сверх установленных 12 месяцев на две календарные недели за каждый год работы, превышающий страховой стаж указанной продолжительности.

При этом общий период выплаты пособия по безработице не может превышать 24 календарных месяцев в суммарном исчислении в течение 36 календарных месяцев.

Размеры пособия по безработице. Пособие по безработице гражданам, уволенным из организаций по любым основаниям в течение 12 месяцев, предшествовавших началу безработицы; имевшим в этот период оплачиваемую работу не менее 26 календарных недель на условиях полного рабочего дня (полной рабочей недели) или на условиях неполного рабочего дня (неполной рабочей недели) с перерасчетом на 26 календарных недель с полным рабочим днем (полной рабочей неделей) и признанным в установленном порядке безработными, начисляется:

а) в первом (12-месячном) периоде выплаты: — в первые три месяца — в размере 75% их среднемесячного заработка (денежного довольствия), исчисленного за последние три месяца по последнему месту работы (службы);

— в следующие четыре месяца — в размере 69%; — в дальнейшем — в размере 45%, но во всех случаях не выше величины прожиточного минимума, исчисленного в субъекте РФ, и не ниже 30% величины указанного прожиточного минимума;

б) во втором (12-месячном) периоде выплаты — в размере 30% величины прожиточного минимума, исчисленного в субъекте РФ.

Пособие по безработице гражданам, признанным в установленном порядке безработными, в том числе впервые ищущим работу (ранее не работавшим); стремящимся возобновить трудовую деятельность после длительного (более одного года) перерыва; уволенным за нарушение трудовой дисциплины или другие виновные действия, предусмотренные законодательством; уволенным из организаций в течение 12 месяцев, предшествовавших началу безработицы, и имевшим в этот период оплачиваемую работу менее 26 календарных недель; направленным органами службы занятости на обучение и отчисленным за виновные действия, начисляется:

а) в первом (шестимесячном) периоде выплаты — в размере 30% величины прожиточного минимума, исчисленного в субъекте РФ;

б) во втором (шестимесячном) периоде выплаты — в размере 20% величины прожиточного минимума, исчисленного в субъекте РФ.

Гражданам, уволенным из организаций по собственному желанию и признанным безработными, пособие по безработице начисляется:

а) в первом (шестимесячном) периоде выплаты — в размере 40% величины прожиточного минимума, исчисленного в субъекте РФ;

б) во втором (шестимесячном) периоде выплаты — в размере 20% величины прожиточного минимума, исчисленного в субъекте РФ.

Размер пособия по безработице во всех случаях не должен быть ниже 100 руб.

Выплата пособия по безработице может быть прекращена, приостановлена или его размер может быть сокращен органами службы занятости. Решение об этом принимается органами службы занятости с обязательным уведомлением безработного.

Выплата пособия по безработице прекращается с одновременным снятием с учета в качестве безработного в случаях:

• признания гражданина занятым по основаниям, предусмотренным Законом о занятости населения;

• прохождения профессиональной подготовки, повышения квалификации или переподготовки по направлению

органов службы занятости с выплатой стипендии; • длительной (более месяца) неявки безработного в органы службы занятости без уважительных причин;

• переезда безработного в другую местность;

• попытки получения либо получения пособия по безработице обманным путем;

• осуждения лица, получающего пособие по безработице, к наказанию в виде лишения свободы;

• назначение пенсии на период до наступления возраста, дающего право на трудовую пенсию по старости, либо

трудовой пенсии по старости, в том числе досрочного назначения трудовой пенсии по старости (части трудовой

пенсии по старости), либо назначения пенсии по старости или пенсии за выслугу лет по государственному пенсионному обеспечению;

• отказа от посредничества органов службы занятости (по личному письменному заявлению гражданина);

Выплата пособия по безработице не производится в периоды :

• отпуска по беременности и родам;

• выезда безработного из места постоянного проживания в связи с обучением в вечерних и заочных учреждениях профессионального образования;

• призыва безработного на военные сборы; привлечения к мероприятиям, связанным с подготовкой к военной

службе, исполнением государственных обязанностей.

Указанные периоды не засчитываются в общий период выплаты пособия по безработице и продлевают его.

Размер пособия по безработице может быть сокращен на 25% на срок до одного месяца в случаях:

• неявки без уважительных причин на переговоры о трудоустройстве с работодателем в течение трех дней со дня направления органами службы занятости;

• отказа без уважительных причин явиться в органы службы занятости для получения направления на работу (учебу).

Выплата пособия по безработице может быть приостановлена на срок до трех месяцев в случаях:

• отказа в период безработицы от двух вариантов подходящей работы;

• отказа по истечении трехмесячного периода безработицы от участия в оплачиваемых общественных работах или от направления на обучение органами службы занятости граждан, впервые ищущих работу (ранее не работавших) и при этом не имеющих профессии (специальности), стремящихся возобновить трудовую деятельность после длительного (более одного года) перерыва, уволившихся по собственному желанию;

• явки безработного на перерегистрацию в состоянии опьянения, вызванном употреблением алкоголя, наркотических средств или других одурманивающих веществ (порядок установления факта состояния опьянения безработного определяется Правительством РФ);

• увольнения с последнего места работы (службы) за нарушение трудовой дисциплины и другие виновные действия, предусмотренные законодательством, а также отчисления гражданина, направленного на обучение органами службы занятости, с места обучения за виновные действия;

• нарушения безработным без уважительных причин условий и сроков его перерегистрации в качестве безработного.

Приостановка выплаты пособия по безработице производится со дня, следующего за днем последней явки безработного на перерегистрацию;

• самовольного прекращения гражданином обучения по направлению органов службы занятости.

Период, на который приостанавливается выплата пособия по безработице, засчитывается в общий период выплаты пособия по безработице. 27.

При наличии перечисленных условий решение о признании гражданина безработным принимается органом службы занятости не позднее 11 дней со дня предъявления этим гражданином всех необходимых документов.

Определяя порядок и условия признания граждан безработными, Закон о занятости называет граждан, которые не могут быть признаны безработными. Это граждане: не достигшие 16-летнего возраста; которым назначена пенсия по старости (по возрасту), за выслугу лет; отказавшиеся в течение 10 дней со дня их регистрации в органах занятости от двух вариантов подходящей работы; не явившиеся без уважительных причин в течение 10 дней со дня их регистрации в органы занятости для предложения им подходящей работы; не явившиеся в срок, установленный органами занятости для регистрации их в качестве безработных; осужденные по решению суда к исправительным работам без лишения свободы, а также к наказанию в виде лишения свободы; представившие документы, содержащие заведомо ложные сведения об отсутствии работы и заработка, а также пред­ставившие другие недостоверные данные для признания их безработными.

Однако Закон о занятости предусматривает, что граждане которым правомерно отказано в признании их безработными, имеют право на повторное обращение в органы занятости через 1 месяц со дня отказа для решения вопроса о признании их безработными.

Государство гарантирует безработным: выплату пособия по безработице, в том числе в период временной нетрудоспособности безработного; выплату стипендии в период профессиональной подготовки, повышения квалификации, переподготовки по направлению органов службы занятости, в том числе в период временной нетрудоспособности; возможность участия в оплачиваемых общественных работах; возмещение затрат в связи с добровольным переездом в другую местность для трудоустройства по предложению органов занятости.

Пособие по безработице начисляется с первого дня признания гражданина безработным. Пособие по безработице выплачивается не реже двух раз в месяц при условии прохождения безработным перерегистрации в установленные службой занятости сроки.

Продолжительность выплаты пособия в каждом периоде безработицы не может превышать, как правило, 12 месяцев в суммарном исчислении в течение 18 календарных месяцев. В случае непредоставления оплачиваемой подходящей работы по истечении 18 календарных месяцев безработицы безработный имеет право на повторное получение пособия по безработице в размере 20 % величины прожиточного минимума, но не ниже 100 рублей.

Выплата пособия может быть приостановлена на срок до 3 месяцев в следующих случаях: отказ в период безработицы от двух вариантов подходящей работы; отказ по истечении трехмесячного периода безработицы от участия в оплачиваемых общественных работах или от направления на обучение органами службы занятости; явка безработного на перерегистрацию в состоянии алкогольного, наркотического или иного опьянения; увольнение с последнего места работы за нарушение трудовой дисциплины и другие виновные действия; отчисление гражданина, направленного на обучение органами службы занятости, с места обучения за виновные действия; самовольное прекращение гражданином обучения по направлению органов службы занятости; нарушение безработным без уважительных причин условий и сроков его перерегистрации в качестве безработного.

Выплата пособия по безработице прекращается с одновременным снятием гражданина с учета в качестве безработного в случаях: признания гражданина занятым по предусмотренным Законом о занятости основаниям; прохождения профессиональной подготовки, повышения квалификации или переподготовки по направлению органов службы занятости с выплатой стипендии; длительной (более месяца) неявки безработного в органы службы занятости без уважительных причин; переезда безработного в другую местность; попытки получения либо получения пособия по безработице обманным путем; осуждения лица, получающего пособие по безработице, к наказанию в виде лишения свободы; назначения пенсии по старости (по возрасту), за выслугу лет.

Читайте также: