Когда тирания становится законом бунт становится обязанностью

Обновлено: 27.06.2024

Право на сопротивление

Чтобы понять доводы, которые приводит св. Фома, обосновы­вая допустимость, при определенных условиях, силового решения проблемы тирании, следует сослаться на его приведенные выше рассуждения о политике и государстве. Только после этой характери­стики политической концепции Фомы можно перейти к изложению его взглядов на проблему тирании и на условия сопротивления под­данных несправедливой власти.

Приведенная выше аргументация не является строго метафи­зичной и апеллирует скорее к практике, а не к необходимым дока­зательствам. К тому же, она исходит из исторического контекста, но все же следует признаться, что это веское memento (напоминание) для современной демократии, которая очень часто обнаруживает свою плебейско-олигархическую физиономию. То доказательство, что единоличный властитель, по крайней мере, формально должен заботиться об общем благе (ведь неумело управляя государством, он не удержится у власти) и в самом деле, представляется убеди­тельным.

Итак, согласно св. Фоме, первым делом следует предпринять такие превентивные меры, чтобы вероятность появления тирана была самой минимальной. Сначала необходимо, чтобы те, кто имеет на то право, выбрали королем такого человека, который не склонен к тирании. Конечно, это только общее указание. Как его разумно во­плотить в жизнь — это уже вопрос продумывания соответствующих процедур. Затем следует так установить власть в королевстве, чтобы уже утвердившийся король не оказался приверженцем тирании. Надлежит также настолько ограничить его власть, чтобы он не смог легко свернуть к тирании. Как стоит это сделать, обсудим ниже. На­конец, надлежит побеспокоиться о возможности противостоять, если король обратится к тирании. Говоря языком современного права, у св. Фомы речь здесь идет о таких механизмах, как: Конституция, Государственный трибунал, разделение властей и т. п.

Следует также отметить, что св. Фома явно осуждает акции заговорщиков и тайное тираноубийство, совершаемое одиночками, или же узкой группой революционеров, стремящихся к изменению существующего status quo (существующее положение вещей). Он от­вергает историю Аода из Книги судей как обоснование практики тайных убийств, интерпретируя ее как описание защиты от врага, а не свержения своего царя |Суд. 3; 16—26|. Он ссылается, наконец, обосновывая свою собственную позицию, на цитату из I соборного послания св. Петра, а также на превосходство Евангелия над Ветхим заветом[4].

Как видно на основании приведенных текстов, Аквинат допускал свержение тирана, хотя и оговаривал его многочисленными, трудны­ми для выполнения условиями. Однако, в принципе, он признает пре­восходство над властителем естественного права и Божьего закона, которому осуществляющие власть должны служить для общего блага. Св. Фома добавляет еще, что, когда средств для свержения тирана не­достаточно, всегда остается такое сверхъестественное средство, каким является молитва о себе, чтобы укрепиться в добре и не сломаться, и о тиране, чтобы Бог соизволил устранить его или хотя бы обуздать. Не следует, однако, огорчаться из-за того, что некоторые тираны уходят из этого мира, не будучи осуждены за свои преступления, по­скольку Божьего суда избежать нельзя. Может быть, для современной светской ментальности последние аргументы св. Фомы не слишком убедительны, но следует помнить, что для Фомы —теолога и свято­го — именно они и были самыми важными.

В XVI веке политические писатели и теологи Реформации вы­двигают более радикальное положение, которое основано на прин­ципах гражданского права. Некоторые из них усматривают воз­можность убить тирана, если тот будет признан таковым не только народом, но даже и отдельными лицами.

Если целью правления является благо рода людского, каждый народ имеет право отказать в повиновении, если ущерб становится всеобщим, а свободы нарушаются. Народ, который меняет политиче­скую власть (легислативу, по терминологии Локка) или законодатели, что действуют несообразно тем целям, для достижения которых они были призваны, — это мятежники, которые должны быть наказаны. Подданным было предоставлено активное право сопротивляться политической власти.

Наиболее впечатляющее движение сопротивления власти в новейшее время — это революция. Однако пока английские рево­люционеры 1640-1660 годов, а затем французские революционеры будут ссылаться на доказательства в пользу тираноубийства, аме­риканские революционеры обратят внимание на нарушение прав легально установленной властью британской короны, провозглашая возврат к первоначальному общественному договору политического общества. Первое являлось актом очищения, второе же — актом консервации. Революции — это одновременно наиболее знамена­тельный в эпоху Нового времени акт делегитимации, вытекающий из права на сопротивление подданных несправедливой политической власти. Современная теория сопротивления политической власти приобретает форму гражданского неповиновения.

Народный суверенитет (народовластие, суверенитет народа) — доктрина, согласно которой народ государства рассматривается как единственный законный и правомерный носитель верховной власти или как источник государственного суверенитета.

Упоминания в литературе

Это право на восстание имело двоякий смысл. С одной стороны, речь могла идти о восстановлении прав суверена, нарушенных тираном или завоевателем. С другой стороны, – и в этом заключался наиболее существенный и наиболее революционный момент этой доктрины – в этом праве на восстание суверенность народа как требование естественного права, т. е. как право на суверенитет, выступает против юридического суверенитета абсолютного монарха, объявляемого узурпатором естественного права.

Гоббс считал, что может быть лишь три формы государства: демократия, аристократия и монархия. В основу классификации он кладет лишь один критерий – количество властвующих. Гоббс отдает предпочтение монархии как форме, наиболее соответствующей идее государственного абсолютизма. Но все же Гоббс дает возможность подданным воспротивиться воле суверена. Эта возможность – право на восстание . Гоббс поясняет это тем, что главным назначением государства является защита граждан, и если верховная власть перестает выполнять эту функцию, то подданные освобождаются от всяких обязанностей по отношению к суверену. Это может произойти в случае отречения суверена от власти или когда суверен становится чьим-то подданным или если его подданные попадают в плен и т. д., а также в случаях, когда суверен нарушает естественные законы.

Договор суверена (народа) с правителем заключается не навсегда, а если последний действует вопреки праву, искажает законы, издает деспотические указы, сам не подчиняется законам, то народ вправе расторгнуть с ним и его правительством договор, и заключить договор с другим правителем. Народ имеет право на восстание – полный разрыв с правителем в случае его деспотизма, поскольку договорные отношения с государством – динамичный процесс. Естественные права признаются государством в юридических текстах, где закрепляются гарантии собственности (жизнь, свобода, владения) подданных. Государство в лице суда обязано улаживать конфликты между подданными и наказывать преступников. Государство (как гарант собственности) наделяется правом формулировать законы, содержащие санкции, толковать их и применять с использованием силы в отношении лиц, отказывающихся их соблюдать.

Гарантией свободы личности он считал разделение властей (законодательной, исполнительной и федеративной), которое позволяет исключить злоупотребление властью. Он высказывался за равенство всех людей перед законом, обосновывал право на восстание народа – учредителя государства, если уполномоченные им власти обманывают оказанное им доверие.

В работах Дж. Локка получила обоснование идея прав человека, смысл которой заключается в признании, что каждый человек обладает не расторжимыми с его существованием правами – на жизнь, свободу, собственность и государство обязано не нарушать, а защищать эти права; индивид же обладает правом на восстание против правительства, которое этого не делает.

В работах Дж. Локка получила обоснование идея прав человека, смысл которой заключается в признании, что каждый человек обладает не расторжимыми с его существованием правами – на жизнь, свободу, собственность. И государство обязано не нарушать, а защищать эти права; индивид же обладает правом на восстание против правительства, которое этого не делает.

Связанные понятия (продолжение)

Французское право (фр. droit français) как понятие возникло в XV веке. Правовая система современной Франции относится к группе романо-германского права. В основных чертах она сформировалась в период Великой французской революции 1789—1794 гг. и в первые последовавшие за нею десятилетия, особенно в годы правления Наполеона (1799—1814 гг.).

Позитивное право, положительное право (лат. ius positivum) — система общеобязательных норм, формализованных государством, выражающих волю суверена (в роли суверена может выступать народ или монарх), либо не противоречащих данной воле, посредством которых регулируется жизнь субъектов права на некой территории, которые являются регуляторами общественных отношений и которые поддерживаются силой государственного принуждения. Может как соблюдать, так и нарушать моральные права человека с позиции моральной.

Право на судебную защиту (англ. Right for Legal Defence) гарантирует гражданам защиту прав и свобод в судах. Это одно из основных прав человека. Судебная защита — один из способов защиты прав, свобод и законных интересов субъектов права путем правосудия.

Конституционный строй — система социальных, экономических и политико-правовых отношений, устанавливаемых и охраняемых конституцией и другими конституционно-правовыми актами государства.

Свобода личности (лат. Liberum arbitrium, также гражданская свобода) — это конституционно-правовая категория, гражданские права, возможность выбора гражданам страны образа жизни, деятельности и т. п. Степень свободы личности отличается в разных странах.

Равенство перед законом, равноправие — важнейший принцип демократии и классического либерализма, согласно которому все граждане равны перед законом независимо от их расы, национальности, пола, места жительства, положения в обществе, религиозных и политических убеждений. Нарушение этого принципа называется дискриминацией.

Политическая свобода — естественное, неотчуждаемое от человека и социальных общностей качество, выражающееся в отсутствии вмешательства в суверенитет человека на взаимодействие с политической системой при помощи принуждения или агрессии. Политические права и свободы принципиально отличаются от личных, социальных, экономических и других прав и свобод тем, что, как правило, тесно связаны с принадлежностью к гражданству данного государства.

Основны́е права́ и свобо́ды — совокупность установленных и охраняемых государством прав и свобод его граждан. Являются важнейшими и основополагающими, предопределяют содержание иных прав и свобод граждан.

Подразумева́емые права́ (имплицитные права) — судебная теория в канадском правоведении, признающая, что в Конституции Канады некоторые основополагающие принципы не выражены явно, а подразумеваются. Она применялась в основном до принятия Канадской хартии прав и свобод, но и сейчас остаётся актуальна при рассмотрении вопросов о парламентском верховенстве и полномочии отмены.

Несправедливость относится к отсутствию или противоположности справедливости. Термин может быть применён относительно отдельного случая или ситуации. Термин обычно соотносится с плохим обращением, злоупотреблением, пренебрежением или должностным преступлением, которое осталось безнаказанным либо санкционированным правовой системой. Плохое обращение и злоупотребление в отдельном случае или контексте могут представлять системный отказ служить делу правосудия (правовой вакуум). Несправедливость означает.

Негативная свобода характеризуется как свобода от насильственного вмешательства других людей и используется в качестве противопоставления позитивной свободе, которая определяется как свобода индивида от ограничений социальной системы внутри общества, таких как классизм, сексизм или расизм.

Восемнадцатое брюмера Луи Бонапарта (нем. Der achtzehnte Brumaire des Louis Bonaparte) — работа К. Маркса. Написана в декабре 1851 — марте 1852 года.

Фо́рма госуда́рственного правле́ния — элемент формы государства, который определяет систему организации высших органов государственной власти, порядок их образования, сроки деятельности и компетенцию, а также порядок взаимодействия данных органов между собой и с населением, и степень участия населения в их формировании.

Теория демократического мира (или либеральная демократическая теория, или просто демократический мир) — популярная теория, согласно которой демократические режимы, или в более узкой трактовке либеральные демократические режимы, не воюют друг с другом.

На́ция до́брой во́ли (от нем. Willensnation) — государство, постоянно проживающие граждане которого добровольно и сознательно объединились в общность, имея при этом различное этническое происхождение. Создание нации доброй воли восходит к Эрнесту Ренану. В общественнонаучной литературе нация доброй воли является одним из трёх типов наций, наряду с нацией государства (см. национальное государство) и нацией культуры.

Принцип правовой определённости требует ясности и постоянства в правовом положении субъектов и содержании правовых норм.

Свобода ассоциаций, или свобода союзов, — одно из прав человека первого поколения, регулирующее свободу вступать или не вступать в организации, а также их покидать, и право организаций исключать своих членов. Тесно связано со свободой собраний. Наиболее разработанный раздел свободы ассоциаций — право на объединение в профсоюзы.

Теория насилия — одна из распространённых теорий происхождения государства и права. Наиболее видные её сторонники — немецкий философ и экономист Евгений Дюринг (1833—1921), польский социолог и государствовед Людвиг Гумплович (1838—1909), Карл Каутский (1854—1938) и другие. Основной принцип теории насилия заключается в том, что главная причина возникновения государства и права лежит не в социально-экономическом развитии общества и возникновении классов, а в завоевании, насилии, порабощении одних племён.

Императивная норма (лат. jus cogens) — норма права, выражение которой сделано в определённой, категоричной форме и не подлежит изменению по инициативе её адресатов, в отличие от диспозитивной нормы.

Принципы международного права — это основополагающие принципы и нормы права, содержащиеся в международных и межгосударственных договорах, уставах международных организаций, в решениях международных судов, а также в международных обычаях, в отношении которых имеются доказательства наличия всеобщей практики и обязательности их применения международным сообществом. Наиболее важные и общепризнанные нормы поведения субъектов международных отношений по поводу наиболее важных вопросов международной жизни.

Национальная идея в философии — систематизированное обобщение национального самосознания. Национальная идея определяет смысл существования того или иного народа, этноса или нации. Она может выражаться посредством художественных произведений или различных философских текстов.

Обычным международным правом называют различные аспекты международного права, которые исходят из правовых обычаев. Правовой обычай рассматривается учёными-юристами и Международным судом ООН в качестве одного из основных источников международного права.

Объективное избирательное право (или избирательное право в широком смысле) — совокупность правовых норм, которыми устанавливается порядок избрания выборных должностных лиц (президент, мэр и т. д.) и представительных органов государственной власти (парламент) и местного самоуправления в определённой стране или части страны. Относительно понимания объективного избирательного права следует выделить четыре основные точки зрения: 1) избирательное право является институтом конституционного права; 2) избирательное.

Свобо́да ма́ссовой информа́ции и её составляющая свобо́да печа́ти — конституционные гарантии независимого функционирования СМИ в отдельно взятой стране. Имеет кардинальное значение для построения демократии и поощрения гражданской активности. Трактуется как политическое право граждан свободно учреждать средства массовой информации и распространять любую печатную продукцию. Одно из старейших конституционно закрепляемых личных прав человека, являющееся составной частью более общего права — свободы.

Божиею милостью (Б. М., лат. Dei gratia) — это политическая и религиозная доктрина королевской и политической легитимности.

Верхове́нство пра́ва (верхове́нство зако́на, англ. rule of law) — правовая доктрина, согласно которой никто не может быть выше закона, все равны перед законом, никто не может быть наказан иначе как в установленном законом порядке и только за его нарушение. Верховенство закона подразумевает, что все подзаконные акты и акты правоприменения подчиняются и не противоречат закону. Согласно естественно-правовой теории верховенство права требует, чтобы все нормативные правовые акты (в том числе, конституция.

И́стинный смысл — правовая теория в интерпретации канадской конституции, используемая для определения, какому уровню власти принадлежит право издавать законы по конкретному вопросу. Теория применяется, главным образом, когда закон оспаривается на основании того, что один уровень власти (провинциальный или федеральный) нарушил пределы исключительных полномочий другого уровня власти.

Политический плюрализм — это принцип, содействующий существованию многообразия политических сил с конкуренцией между ними за представительство в органах государственной власти. Он предполагает легальное столкновение интересов, дискуссии между сторонниками различных точек зрения. Другими словами — многопартийность.

Классическая школа уголовного права — направление в уголовно-правовой науке, появившееся в XVIII веке. Среди основных положений, выдвигаемых сторонниками данной школы, можно назвать признание уголовного закона единственным актом, который может устанавливать преступность и наказуемость деяний, а также провозглашение равенства всех перед законом независимо от сословной принадлежности и привилегий.

Правовая доктрина — используемые в некоторых странах при наличии пробела в законодательстве, отсутствии соответствующего прецедента, положения из работ известных учёных для юридического решения возникшего спора, имеющего правовое значение.

Консолида́ция (лат. consolidatio от consolido — укрепляю) — укрепление, вид систематизации нормативных правовых актов, который заключается в устранении их множественности путём создания крупных однородных блоков в структуре законодательства. Консолидация — это своеобразный вид правообразования, особенность которого заключается в том, что новый укрупнённый акт не меняет содержание правового регулирования, не вносит изменений и новелл в действующее законодательство.

Имитационная демократия (управляемая демократия, англ. Guided democracy, манипулируемая демократия, декоративная демократия, квазидемократия, псевдодемократия) — форма устройства политической системы государства, при которой, несмотря на формально демократическое законодательство и формальное соблюдение всех выборных процедур, фактическое участие гражданского общества в управлении государством и влияние общества на власть (обратная связь) мало или минимально. Имитационная демократия, как правило.

Вестфальская система международных отношений — система международных отношений, созданная в Европе на основе Вестфальского мира как соглашения, которое подвело итоги Тридцатилетней войны, закончившейся в 1648 году.

Право на жизнь — неотъемлемое право каждого человека, охраняемое законом. Его содержание заключается в том, что никто не может быть умышленно лишен жизни. Также право на жизнь налагает на государство обязательство сделать всё для того, чтобы человеческая жизнь оказалась вне опасности и предпринимать эффективное расследование убийств. В России существование права на жизнь признаётся Конституцией Российской Федерации.

Автономия воли — в традиционном понимании международного частного права институт, согласно которому стороны в сделке, имеющей юридическую связь с правопорядками различных государств, могут избрать по своему усмотрению то право, которое будет регулировать их взаимоотношения и применяться ими самими либо судебным учреждением или другими компетентными органами к данной сделке (лат. lex voluntatis).

Криптокоммунизм — это (др.-греч. κρυπτός — скрытый; от лат. commūnis — общий) теоретический общественный и экономический строй, под которым подразумевается секретная поддержка или тайное восхищение коммунизмом. Термин используется для обозначения деятельности человека или группы людей, которые, поддерживая коммунизм, стремятся избежать политического и иного преследования.

Но́вый мирово́й поря́док (англ. New World Order, лат. Novus ordo mundi) — применяемое в политике обозначение для разнообразных явлений в настоящем и прогнозов на будущее мирового устройства. Общепринятого значения не имеет.


Законодательство РФ предусматривает уголовную ответственность за действия, направленные на насильственный захват и удержание власти, изменение конституционного строя России, за организацию в тех или иных целях вооруженного мятежа либо активное участие в нем, а также запрещает любые публичные призывы к осуществлению экстремистской деятельности. Однако означают ли эти законодательно установленные запреты, что народное восстание ни при каких условиях не может быть признано правомерным ?

Многие негативные явления в социально-политической и экономической жизни российского общества, произошедшие за последние 15 лет, объективно давали повод политическим аналитикам предупреждать власть об опасности народного восстания с целью ее свержения и изменения существующего государственного строя. Такое восстание обычно называют соответственно революцией или бунтом в зависимости от того, завершилось оно успехом или было подавлено, причем вторая участь, как показывает вся многовековая история человечества, постигает восстание гораздо чаще. Тревожные прогнозы в отношении возможного развития событий в России подобным образом неоднократно высказывались многими политиками и обозревателями, однако по ряду причин, которые сами по себе достаточно интересны и заслуживают отдельного рассмотрения, до сих пор ни один из таких прогнозов не сбылся.

Наиболее памятные события, дававшие веский повод для народного восстания, это реформа цен в 1992 г. (так называемая реформа Гайдара), повлекшая радикальное обесценивание сбережений граждан, государственный переворот в октябре 1993 г. и произошедшая в последующий период приватизация государственного и муниципального имущества, которая, за исключением приватизации жилищного фонда, была полностью незаконной, так называемый дефолт 1998 г., повлекший банкротство многих банков и массовую утрату гражданами денежных средств.

Большинство перечисленных невзгод уже пережиты, поэтому как возможные самостоятельные поводы для восстания навсегда остались в прошлом, однако один повод, причем самый веский незаконная приватизация будет, как представляется, сохраняться еще очень долго. В пользу такого предположения можно высказать целый ряд соображений.

Во-первых, процесс незаконной приватизации еще далеко не закончен. Как заметил в своем интервью 28 января 2005 г. подавший в отставку руководитель Счетной палаты РФ, на сегодняшний день неприватизированными остались еще 70% государственного имущества. Во-вторых, многие инициативы российской власти по проведению реформ в области социальной сферы (монетизация льгот, изменения в системе обеспечения медицинской помощью, в образовании, в жилищной сфере и др.) вызывают справедливое недовольство, напряжение и протесты в обществе. Неприятие подобных реформ объясняется не их содержанием, а временем их осуществления: они были бы допустимы лишь после полного устранения последствий незаконной приватизации. Понятно, однако, что существующий в России с конца 1993 г. режим, представляющий интересы узкого слоя обогатившихся в результате приватизации лиц, может лишь изменять персональный состав этого слоя, но по самой своей природе не способен возвратить незаконно приватизированное имущество и полученные в результате его использования доходы в состав общенародного достояния. Следовательно, какие бы реформы в социальной области не предпринимались, они изначально обречены стать катализаторами народных волнений, что наглядно показали недавние выступления российских граждан пенсионного возраста.

Поскольку устранения объективных причин для восстания в России ожидать не приходится, его вероятность, хотя и очень близка к нулю в силу отсутствия необходимых субъективных факторов, все же сохраняется, поэтому целесообразно коснуться вопроса о правовой оценке народного восстания. На первый взгляд, это может показаться совершенно излишним, так как вполне очевидно, что никакая правовая система не может прямо признать восстание правомерным средством разрешения конфликтов, возникающих между властью и населением. В Уголовном кодексе РФ существуют ст. 278, предусматривающая уголовную ответственность за действия, направленные на насильственные захват или удержание власти, изменение конституционного строя Российской Федерации, и ст. 279, устанавливающая ответственность за организацию в тех же целях вооруженного мятежа либо активное участие в нем. В свою очередь ст. 280 УК РФ запрещает любые публичные призывы к осуществлению экстремистской деятельности. Однако означают ли установленные в УК РФ запреты, что восстание в виде насильственных действий ни при каких условиях не может быть признано правомерным?

Прежде чем ответить на этот вопрос, хотелось бы привести отрывок из документа, явившегося правовой основой для создания Соединенных Штатов Америки государства, которое до последнего времени имело репутацию одного из самых демократических, хотя оно и сыграло весьма неблаговидную роль в истории новейшей России. Речь идет о принятой 4 июля 1776 г. тринадцатью штатами Америки Декларации независимости. В ней признается наличие у каждого человека неотчуждаемых прав, в том числе права на жизнь, свободу и стремление к счастью, и отмечается, что цель создания любого государства состоит в обеспечении этих прав. Как указывается далее в Декларации, весь опыт прошлого подтверждает, что люди склонны сносить пороки до тех пор, пока их можно терпеть, нежели использовать свое право упразднять правительственные формы, ставшие для них привычными. Но когда длинный ряд злоупотреблений и насилий, неизменно подчиненных одной и той же цели, свидетельствует о коварном замысле вынудить народ смириться с неограниченным деспотизмом, свержение такого правительства и создание новых гарантий безопасности на будущее становится правом и обязанностью народа (выделено мной. А. Э.). Таким образом, основатели США признавали за народом право на восстание, но лишь при определенных условиях. Более того, с наступлением таких условий они связывали возникновение у народа не только права, но и обязанности восстать и свергнуть недостойное правительство. Однако вернемся к российским реалиям.

Во внутреннем российском законодательстве отсутствуют правовые нормы, позволяющие суду признать подавленное восстание правомерным и на этом основании оправдать повстанцев (в случае победы восстания необходимости в таком оправдании по понятным причинам не возникает). Однако в Конституции РФ есть ст. 15, в ч. 4 которой установлено, что общепризнанные принципы и нормы международного нрава и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. Как известно, Россия является членом ООН. Генеральной ассамблеей ООН 10 декабря 1948 г. была принята Всеобщая Декларация Прав Человека, где в преамбуле указано: Необходимо, чтобы права человека охранялись властью закона в целях обеспечения того, чтобы человек не был вынужден прибегать в качестве последнего средства к восстанию против тирании и угнетения . Как представляется из процитированного фрагмента следует, что ООН признает правомерность восстания, но лишь при вполне определенных условиях, которые можно назвать условиями правомерности восстания. К таковым относятся следующие обстоятельства:

1) наличие в государстве, где произошло восстание, тирании и угнетения;

2) наличие у повстанцев специальной цели в виде устранения тирании и угнетения;

3) отсутствие в правовой системе государства эффективных и доступных для народа правовых средств для устранения тирании и угнетения.

Поскольку во Всеобщей Декларации Прав Человека сформулированы общепризнанные принципы и нормы международного права, она, включая вытекающий из нее подход ООН к определению условии правомерности восстания, в силу правила ч. 4 ст. 15 Конституции РФ является частью российской правовой системы. В свете этого подхода и должны применяться нормы внутреннего российского законодательства, в частности, нормы УК РФ и УПК РФ.

К сожалению, достаточно четких определений тирании и угнетения в международном праве нет. Кроме того, вполне понятно, что суд государства, где действительно существуют тирания и другие условия правомерности восстания, никогда не признает существование этих фактов и не оправдает обвиняемого на этом основании. Тем не менее, с учетом установленного в ст. 14 УПК РФ и ст. 49 Конституции РФ, а также в ч. 2 ст. 6 Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод принципа презумпции невиновности и права каждого на справедливое судебное разбирательство, сделанный выше вывод о существовании условий правомерности восстания имеет значение для правоприменительной практики.

В частности при рассмотрении в уголовном судопроизводстве дел по обвинениям, связанным с призывами к восстанию, его организацией или участием в нем, правоохранительные органы, доказывая наличие состава преступления, должны применительно к конкретному восстанию доказать отсутствие условий его правомерности. Вероятно, на практике для этого будет достаточно просто указать на ч. 1 ст. 1 Конституции РФ, в которой Россия объявляется демократическим федеративным правовым государством с республиканской формой правления. Но более важно то, что обвиняемый, в свою очередь, вправе защищаться от предъявленного обвинения, ссылаясь на наличие вышеуказанных условий, и пытаться доказать эти труднодоказуемые факты с использованием всех допустимых средств, а суд обязан всесторонне исследовать представленные обвиняемым доказательства и указать в обвинительном приговоре мотивы, по которым он их отверг.

  • Facebook
  • Twitter
  • Вконтакте
  • Одноклассники Мой мир Google+ LiveJournal Подписаться

0 комментариев *

". Генеральной ассамблеей ООН 10 декабря 1948 г. была принята Всеобщая Декларация Прав Человека, где в преамбуле указано: Необходимо, чтобы права человека охранялись властью закона в целях обеспечения того, чтобы человек не был вынужден прибегать в качестве последнего средства к восстанию против тирании и угнетения .

Как представляется из процитированного фрагмента следует, что ООН признает правомерность восстания. "

Тема, выведенная в заголовок, не будет раскрыта в материале, ведь это обзор Far Cry 6.

Если вы теплили надежды на глобальные позитивные изменения в новой части серии Far Cry, хотели испытать новый игровой опыт или ждали драматичную историю, предлагающую комментарии по вопросу революционных движений, диктаторских режимов и политической деконструкции, — нет.

Безусловно, локальные нововведения в Far Cry 6 по отношению к прошлым играми серии есть, но в общем и целом новый проект Ubisoft держится на старых как мир идеях.

Личное отношение к игре будет диктоваться по большей части тем, нравится ли вам устоявшаяся формула Ubisoft с превалирующим количеством контента над его качеством и находите ли вы в беззаботном путешествии через аванпосты что-то привлекательное.

Территория Яры в Far Cry 6 делится на мирные и запретные зоны . В первых можно свободно путешествовать, не провоцируя солдат Антона Кастильо, — диктатора Яры и по совместительству антагониста игры в исполнении Джанкарло Эспозито, — на агрессию. Не доставай оружие и не маячь перед глазами солдат, и всё будет хорошо. В запретных зонах, соответственно, любой контакт с противником будет расценен как нападение на государственную территорию и неминуемо приведёт к боевому столкновению.

В нескончаемые перестрелки Far Cry добавили чуть-чуть мира , что безусловно пошло на пользу общему восприятию от игры, но в конечном счёте это никуда не приводит. Подкуп солдат ограничивается лишь появлением нового сундука на карте, а города в игре отличаются от других территорий лишь декоративно. Там всё равно нечем заняться.

Открытый мир Far Cry 6 предоставляет базовый набор активностей. Военные базы FND — это аванпосты. Они проработаны с точки зрения уровней и визуально, и зачастую подразумевают необязательные дополнительные задачи, вроде перекачки топлива или спасения заложников. Такими же проработанными можно назвать и тайники , перекочевавшие напрямую из прошлых частей серии. Здесь, исходя из контекста, сформированного записками и самим уровнем, нужно самостоятельно прийти к решению головоломки.

Думаете, это всё? Нет. Есть петушиные бои , реализованные по принципам примитивного файтинга, ростер которого пополняется нахождением новых петухов в открытом мире. Есть домино , есть рыбалка и охота , есть дополнительные сюжетные миссии , в конце концов.

Данные миссии не могу назвать интересными, но они привносят толику разнообразия в игру.

В общем, контента навалили с избытком.

Внедрение механик из ролевых игр в шутер от первого лица на бумаге выглядит интересно. Уровневая система способна заложить фундамент для интересного геймплея, где от игрока требуется не только метко стрелять и быстро прятаться при низком уровне здоровья, но и с умом подбирать экипировку, прокачивать навыки, грамотно расходовать ресурсы и подходить к очередному препятствию ответственно.

Там же, то есть на бумаге, Far Cry 6 полностью соответствует данному описанию. Игроку придётся подбирать экипировку, прокачивать оружие под различные ситуации, выбирать дополнительные инструменты и не лезть на рожон. Например, в Far Cry: New Dawn, пусть и очень редко, но приходилось по-настоящему трайхардить, будучи в позиции отстающего по уровню. Нужно было исследовать расположение врагов, ключевые точки, работать по стелсу и не допускать прихода подкрепления. Было сложно, но интересно!

Всю уровневую систему Far Cry 6 игрок ломает буквально одним апгрейдом. Поставь на свою пушку бронебойные боеприпасы, и всё — ты прошёл игру. Коэффициент урона в голову настолько высок, что независимо от уровня, практически любой противник будет падать с одной пули.

По задумке геймдизайнеров разные типы боеприпасов нужно использовать в разных ситуациях. Боеприпасы для незащищённых целей наносят дополнительный урон по людям без брони, бронебойные пробивают плотных джаггернаутов, разрывные отлично подходят для техники и т.д. Проблема в том, что попадания в голову летальны. Носит противник шлем или нет — без разницы. Бронебойный патрон, если был адресован в голову, положит врага в любом случае.

Более-менее уровневая система начинает работать, когда на игрока вываливают большие толпы противников и технику. Гранатомётчики постоянно сбивают с ног, снайперы наносят много урона, а танки сами по себе непробиваемые и смертоносные. И вот если на поле боя создать настоящий хаос из взрывов и неумолкающего свиста пуль, тогда становится по-хорошему сложно.

Нельзя сказать, что без возможности летального выстрела было бы лучше. Просто сами ролевые элементы Far Cry 6 довольно примитивные, что, впрочем, простительно для шутера.

Лишний раз подытожу вышесказанное для тех, кто боится, что противники в игре превратились в губки для пуль: играется Far Cry 6 также, как и раньше , — когда серия ещё не заигрывала с ролевыми механиками.

В Far Cry 6 я столкнулся с неприятным багом, портящим впечатление от визуальной части игры.

Суть в том, что огромное множество текстур игры загружается в низком разрешении. Владельцам топовых видеокарт приходится идти на компромиссы, выключая трассировку лучей или понижая разрешение рендера, либо вовсе отказываться от пакета HD-текстур. На менее производительных видеокартах с меньшим объёмом видеопамяти баг может проявиться со временем или иметь перманентное свойство даже без установленных HD-текстур.

Мне же пришлось проходить Far Cry 6 с большим количеством текстур эпохи PlayStation, а потому не имею представления, как на самом деле выглядит игра. Спустя месяц после релиза Ubisoft проблему не решила, хотя соответствующая тема на их форуме набрала уже более тысячи комментариев.

Но одно дело баги, которые, возможно, в будущем будут устранены, другое дело — кор-геймплей.

Ещё одна проблема Far Cry 6 — она полностью базируется на технологической основе предыдущих игр . Те же анимации, та же стрельба, тот же паркур и вождение транспортом. Ощущения новизны попросту нет, во всё это ты уже играл.

Игра механически устарела. В 2014-м, когда выходила Far Cry 4, стрельбу можно было назвать хорошей, но на дворе 2021-й год, разработчики всех на данный момент популярных шутеров уже научились делать эффектную стрельбу, а Ubisoft просто остановилась в развитии. Выпускать сегодня игру с такими звуками оружия и импактом, на мой взгляд, немного стыдно.

В каждой новой части Assassin's Creed меняется боевая система. Почему для номерной части Far Cry нельзя переработать кор-геймплей, мне решительно непонятно. Это же касается и паркура, который работает по принципу скриптов и какой-то в целом неправильный. Через одни препятствие персонаж может перепрыгнуть, через другие, — нет. Где-то игроку позволено зацепиться за уступ, и даже в этом случае скрипт может не сработать, а где-то не позволено.

А вождение самолётами, именно самолётами, а не иными транспортными средствами, реализовано максимально неудобно. Лётной школы San Andreas на разработчиков не хватает, их бы там научили.

Кратко о сюжетной завязке. Дани Рохас, — главный герой или героиня игры, — попадает под репрессии Антона Кастильо. В ходе небольшой заварушки гибнет её подруга, а сама Дани волей судеб оказывается в Libertad — у повстанцев. С этого момента нам, то есть главному герою, предстоит объединить повстанческие ячейки разных уголков Яры, свергнуть диктатора, предварительно устранив его ближайших приспешников и лишить ресурсов.

Большая роль в сюжете будет отведена лекарству Вивиро, способному побороть рак и выступающим главным политическим аргументом власти, а также сыну Антона Кастильо, Диего.

Первое, что необходимо отметить, сюжет Far Cry 6 с точки зрения постановки ушёл вперёд от своих предшественниц. Протагонист научился вести полноценный диалог , кат-сцены теперь срежиссированы от третьего лица , то есть выбранного персонажа мы видим со стороны, а сюжетных миссий по сравнению с пятой частью стало на порядок больше. И даже не все они проходные.

Рад, что серия Far Cry выбрала подобный курс. Лучше следить за внятным сюжетом, чем за постоянно маячащим лицом очередного эксцентричного антагониста на весь экран, будто бы это делает нарратив осмысленней.

Но, к сожалению, в плане повествования здесь тоже не всё так гладко.

Моя основная претензия, — В Far Cry 6 нет центральной идеи , вокруг которой можно было бы выстроить повествование. Это приводит к тому, что события и действия персонажей воспринимают лишь на самом поверхностном уровне, без контекста. Эта история ничему не учит игрока, персонажи просто проговаривают какие-то диалоги, а потому слабо запоминаются, а их сюжетные арки не имеют смысла.

Это относится не только к основной истории, но и к локальной, рассказываемой в трёх разных регионах. Но, конечно, апогей бессмысленности происходит в финале . Тут не так всё плохо, как в пятой части, ибо тамошний сюжет можно с лёгкостью назвать худшим в индустрии, но неприятный осадок остаётся.

Я честно пытался осмыслить всё увиденное, выявить какие-то общие сюжетные паттерны, понять, что хотели сказать сценаристы. Ничего более-менее внятного сформулировать не смогу, ведь истории не объединены общей идеей. Да даже локальные сюжеты не отягощают свою содержательность достойным конфликтом. Разве что в восточном регионе прослеживается мотив объединения старого и нового поколения, где молодые повстанцы ищут общий язык с ветеранами. Хотя бы что-то.

Что можно сказать? Ок.

Но, впрочем, на самом базовом уровне сюжет всё равно интригует , а сюжетного контекста, так или иначе, хватает. Нам раскрывают подробности диктаторского режима, где не чураются пытками, запугиванием, а в закрытых лабораториях проводятся эксперименты над людьми. Некоторые сцены в игре, кстати, довольно жёсткие.

Добавлю, что подача Far Cry 6 в большинстве своём несерьёзна: здесь много ярких персонажей, много юмора, что способно вызвать быструю эмоцию, — так что крест на повествовательной части игры я бы ставить не стал.

Что касается повестки — как обычно, без комментариев. Если вам неприятно видеть трансгендера в роли лидера повстанческой группировки, то, думаю, игра не для вас.

У вас могло сложиться ошибочное впечатление, что мне не понравился новый Far Cry. На самом деле, в игре есть свои приятные аспекты, которые сглаживают острые углы и о которых мне бы хотелось рассказать. А ещё мне бы хотелось закончить наш диалог всё-таки на позитивной ноте.

Дани подпевает музыке, играющей в автомобиле. Казалось бы, какая-то совсем незначительная деталь, но которая безумно работает на атмосферу. Порой даже из автомобиля выходить не хотелось, чтобы не прерывать главную героиню, — поёт то хорошо.

В целом музыкальные композиции, которые подобраны для радио, максимально клёвые и красиво дополняют общий латиноамериканский антураж игры.

Оригинальный OST, конечно же, не так хорош, как Los Del Río - Macarena, исполнен он слишком академически, чтобы просто подчёркивать геймплейное настроение, но тоже неплох.

В кой-то веке Ubisoft создала привлекательную девушку-протагониста. Это тоже небольшой такой нюанс, который обычно игнорируется людьми, но в эпоху всеобщего психоза по части толерантности, когда разработчики по политическим причинам боятся или не хотят делать девушек просто симпатичными, женственными, это дорогого стоит.

Нет, я не считаю Кассандру из Assassin's Creed: Odyssey или Эйвор из Valhalla уродками, но их типаж несколько отличается от Дани. А Иви Фрай в последний раз мы видели аж в 2015-м году, шесть лет назад.

В игре представлен широкий арсенал оружия и гардероб самого разного шмотья, которое визуально отображается на персонаже. Возможно, именно по этой причине камера переходит в положение от третьего лица в кат-сценах и в поселениях.

Элементов кастомизации оружия, машин и прочего лута в игре реально много, что является неплохим мотиватором для исследования открытого мира. По крайней мере, на первых порах, когда коллекция ещё не собрана и не всё оружие опробовано.

Помимо стандартного оружия ведь есть ещё и крафтовое, ресольверское. Его можно получить, собирая очищенный уран, который чаще всего лежит рядом с зенитно-ракетными установками. Ресольверские пушки, а также различные супрэмо, вы могли видеть в предрелизных трейлерах игры.

В общем, фешн-соулса достаточно. Такое нравится.

Я уже писал, что города в игре, по сути, являются декорацией, где нечего делать. Но это не значит, что городской антураж в Far Cry 6 не нужен. Наоборот, это что-то новое. Столица Яры, Эсперанса, ещё и по левел-дизайну неплохо сконструирована. Там много запретных зон, между которыми можно перемещаться либо по канализации, либо по другим неочевидным путям.

Вообще всё, что касается воссоздания латиноамериканской, кубинской атмосферы, мне понравилось. По радио играет тематическая музыка, путешествуя, можно услышать пропагандистские речи и увидеть соответственные плакаты/граффити, а солдаты Кастильо кошмарят обычных людей по всей Яре. Атрибутики тотального пи**а и прочих особенностей местного режима здесь хватает.

Вот таким получился Far Cry 6. Неоднозначным, примитивным, устаревшим в множестве аспектов, но довольно харизматичным в плане презентации и разнообразия контента.

В моё настроение игра попала, и, в целом, Far Cry 6 мне понравилась, но, безусловно, удовлетворить запросы требовательных игроков, которым важен гейм- и левел-дизайн и прочие страшные слова, новый проект от Ubisoft не сможет.

Читайте также: