Как отразить возврат средств омс использованных не по целевому назначению

Обновлено: 29.06.2024

от 20 июня 2012 года N 203

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОЛОЖЕНИЯ О ВОССТАНОВЛЕНИИ СРЕДСТВ, ИСПОЛЬЗОВАННЫХ НЕ ПО ЦЕЛЕВОМУ НАЗНАЧЕНИЮ

(в редакции Приказа ТФОМС Рязанской области от 23.08.2012 N 288)

1. Утвердить Положение о восстановлении средств, использованных не по целевому назначению участниками обязательного медицинского страхования (далее - Положение).

2. Руководителям структурных подразделений ТФОМС Рязанской области руководствоваться в работе Положением, утвержденным настоящим приказом.

3. Отделу ОМС (А.Н.Третьяков) довести Положение до страховых медицинских организаций и медицинских организаций, осуществляющих деятельность в системе обязательного медицинского страхования Рязанской области.

4. Данное Положение вступает в силу с 01.07.2012.

5. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на заместителя директора по экономическим вопросам И.В.Успенскую.

Утверждено
приказом ТФОМС
Рязанской области
от 20 июня 2012 года N 203

ПОЛОЖЕНИЕ О ВОССТАНОВЛЕНИИ СРЕДСТВ, ИСПОЛЬЗОВАННЫХ УЧАСТНИКАМИ ОБЯЗАТЕЛЬНОГО МЕДИЦИНСКОГО СТРАХОВАНИЯ НЕ ПО ЦЕЛЕВОМУ НАЗНАЧЕНИЮ

(в редакции Приказа ТФОМС Рязанской области от 23.08.2012 N 288)


I. Общие положения

1.1. Положение о восстановлении средств, использованных участниками обязательного медицинского страхования не по целевому назначению (далее - Положение), определяет порядок восстановления средств, направленных из бюджетов Федерального фонда обязательного медицинского страхования и Территориального фонда обязательного медицинского страхования Рязанской области (далее - Территориальный фонд) на финансовое обеспечение территориальной программы обязательного медицинского страхования (далее - ОМС) и мероприятий в сфере здравоохранения, реализуемых территориальными фондами обязательного медицинского страхования и использованных участниками ОМС не в соответствии с законодательно установленными целями.

1.2. Контроль за использованием средств ОМС и средств, выделенных на реализацию мероприятий по здравоохранению, осуществляется Территориальным фондом в соответствии с:

- иными правовыми актами Российской Федерации, регламентирующими правоотношения в сфере обязательного медицинского страхования, в сфере охраны здоровья граждан, в сфере проведения проверок и ревизий и принятия по их результатам мер, предусмотренных законодательством Российской Федерации.

1.3. В Положении применяются следующие понятия и термины:

1.3.1. Контроль за соблюдением законодательства в сфере ОМС и за использованием средств ОМС - деятельность Территориального фонда, направленная на предупреждение и выявление нарушений участниками ОМС, их руководителями и иными должностными лицами требований, установленных Федеральным законом от 29.11.2010 N 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации", другими федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации (далее - обязательные требования), посредством организации и проведения проверок (ревизий) участников ОМС, принятия предусмотренных законодательством Российской Федерации мер по пресечению и (или) устранению последствий выявленных нарушений, а также деятельность Территориального фонда по систематическому наблюдению за исполнением обязательных требований, анализу и прогнозированию состояния исполнения обязательных требований при осуществлении деятельности участниками ОМС.

1.3.2. Участники ОМС - страховые медицинские организации (СМО), медицинские организации любой предусмотренной законодательством Российской Федерации организационно-правовой формы, индивидуальные предприниматели, занимающиеся частной медицинской практикой (далее - медицинские организации), получающие средства ОМС, в том числе на финансовое обеспечение выполнения территориальных программ ОМС, мероприятий по здравоохранению, предусмотренных нормативными правовыми актами Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, реализуемых Территориальными фондами.

1.3.3. Неэффективное использование средств - использование средств бюджетов Федерального фонда ОМС и Территориального фонда, направляемых на финансовое обеспечение выполнения территориальной программы ОМС и мероприятий по здравоохранению, предусмотренных нормативными правовыми актами Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, в том числе направляемых через СМО, без соблюдения принципа результативности и эффективности, установленного статьей 34 Бюджетного кодекса Российской Федерации.

1.3.4. Нецелевое использование средств - направление и использование средств на цели, не соответствующие условиям получения указанных средств, определенных законодательством об ОМС, утвержденных бюджетом бюджетной росписью, уведомлением о бюджетных ассигнованиях, сметой доходов и расходов, территориальной программой ОМС, соглашениями, договорами, заключенными в соответствии с Федеральным законом от 29.11.2010 N 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации", иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и субъектов Российской Федерации либо иным правовым основанием их получения.

1.3.5. Проверка (ревизия) - совокупность проводимых Территориальным фондом в отношении участника (участников) ОМС мероприятий по контролю за соблюдением законодательства в сфере ОМС и за использованием средств ОМС и средств, выделенных для реализации мероприятий по здравоохранению для оценки соответствия осуществляемых ими деятельности или действий (бездействия), выполняемых ими работ (предоставлением услуг).

1.3.6. Объекты проверки - участники ОМС.


II. Использование участниками ОМС средств ОМС и средств, выделенных на реализацию мероприятий по здравоохранению

2.1. Целевое использование финансовых средств участниками ОМС - направление и использование средств на цели, соответствующие условиям получения указанных средств.

2.2. Нецелевым использованием средств является:

- направление средств на оплату расходов, не включенных в тарифы медицинской помощи, оказываемой в рамках территориальной программы ОМС;

- направление средств на оплату видов, форм и условий оказания медицинской помощи, не включенных в территориальную программу ОМС;

- направление средств на финансирование структурных подразделений (служб, кабинетов) медицинских организаций, не финансируемых из средств ОМС;

- расходование средств сверх норм, установленных соответствующими нормативными правовыми документами;

- расходование средств при отсутствии подтверждающих документов;

- оплата собственных обязательств (долгов), не связанных с деятельностью по ОМС;

- направление средств на иные цели, не соответствующие условиям их предоставления;

- прочие расходы (счетные, арифметические ошибки и т.д.), ведущие к перерасходу средств ОМС;

- нецелевое использование средств в результате:

- завышения численности застрахованного населения;

- завышения тарифов медицинской помощи, оказываемой в рамках территориальной программы ОМС;

- включения в реестр медицинских услуг, оплачиваемых за счет иных источников;

- необоснованно запрошенных (полученных) дополнительных сумм финансирования.

2.3. При выявлении случаев нецелевого использования средств участниками ОМС Территориальный фонд принимает меры по их восстановлению медицинскими организациями и СМО.


III. Порядок восстановления средств, использованных участниками ОМС не по целевому назначению

3.1. Страховыми медицинскими организациями:

3.1.2. за использование СМО целевых средств не по назначению она обязана уплатить Территориальному фонду за счет собственных средств штраф в размере 10,0% от суммы средств, использованных не по целевому назначению.

3.1.3. Средства, использованные не по целевому назначению, СМО возмещает за счет собственных средств в течение 10 рабочих дней со дня предъявления требования Территориальным фондом.

3.1.4. За невыполнение условий договора о финансовом обеспечении ОМС в части осуществления контроля объемов, сроков, качества и условий предоставления медицинской помощи СМО обязана уплатить Территориальному фонду штраф в размере 10,0% от суммы средств, перечисленных Территориальным фондом на расходы на ведение дела (РВД) по ОМС СМО за период, в течение которого установлены данные нарушения.

3.1.5. В случае выявления нарушений договорных обязательств Территориальный фонд при возмещении СМО затрат на оплату медицинской помощи уменьшает платежи на сумму выявленных нарушений или неисполненных договорных обязательств; перечень нарушений договорных обязательств устанавливается правилами ОМС; перечень санкций за нарушения договорных обязательств устанавливается договором о финансовом обеспечении ОМС.

3.1.6. В соответствии с Положением о контроле за деятельностью СМО в сфере обязательного медицинского страхования Территориальными фондами ОМС, утвержденным приказом ФОМС от 16.04.2012 N 73, в акт проверки включается требование Территориального фонда о возврате (возмещении) СМО средств, использованных не по целевому назначению, и уплате штрафа за использование средств, использованных не по целевому назначению, в соответствии с частями 11, 12 статьи 38 Федерального закона N 326-ФЗ от 29.11.2010 и (или) уплате штрафов, пеней за нарушение договорных обязательств.

3.1.7. Возврат (возмещение) средств, в том числе использованных не по целевому назначению, и (или) уплата штрафов, пеней осуществляется СМО (филиалом СМО) на основании акта проверки в порядке, определенном Федеральным законом от 29.11.2010 N 326-ФЗ.

3.2. Медицинскими организациями:

3.2.1. В соответствии с Положением о контроле за использованием средств обязательного медицинского страхования медицинскими организациями, утвержденным приказом ФФОМС от 16.04.2012 N 73, в акт проверки включается требование Территориального фонда о возврате (возмещении) медицинской организацией средств, использованных не по целевому назначению, и уплате штрафа за использование не по целевому назначению медицинской организацией средств, перечисленных ей по договору на оказание и оплату медицинской помощи по ОМС, в соответствии с частью 9 статьи 39 Федерального закона от 29.11.2010 N 326-ФЗ.

3.2.2. Возврат (возмещение) средств, в том числе использованных не по целевому назначению, и (или) уплата штрафов, пеней осуществляется медицинской организацией на основании акта проверки в порядке, определенном Федеральным законом от 29.11.2010 N 326-ФЗ.

3.2.3. В соответствии с Указом Президента РФ от 25.06.1996 N 1095 "О мерах по обеспечению государственного финансового контроля в Российской Федерации", частью 9 статьи 39 Федерального закона от 29.11.2010 N 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации" и статьями 4, 422 Гражданского кодекса Российской Федерации медицинские организации, допустившие нецелевое использование средств, производят восстановление данных средств на основании требования, предъявленного Территориальным фондом в соответствии с порядками, представленными в пп. 3.3, 3.4 и 3.5 Положения.

3.3. Порядок восстановления средств ОМС

3.3.1. Средства, использованные медицинскими организациями не по целевому назначению до 01.01.2011, восстанавливаются ими на счет медицинской организации, открытый в кредитной организации для зачисления средств ОМС, в течение одного месяца с момента получения требования Территориального фонда об устранении нарушений, о чем в адрес Территориального фонда направляется уведомление с приложением копий подтверждающих документов.

В случае невыполнения медицинской организацией требования Территориального фонда или выполнения не в установленные сроки и (или) не в полном объеме восстановление средств ОМС, использованных не по целевому назначению, осуществляется через СМО.

При этом по распоряжению Территориального фонда СМО производит восстановление средств ОМС, использованных медицинской организацией не по целевому назначению, путем уменьшения объема финансовых средств, направляемых в медицинскую организацию, на сумму выявленных финансовых нарушений и перечисляет их на счет Территориального фонда.

Распоряжение Территориального фонда о восстановлении средств ОМС с приложением справок о состоянии задолженности медицинских организаций по восстановлению средств ОМС направляется в СМО.

В распоряжении указываются: наименование СМО, осуществляющей восстановление средств ОМС; перечень медицинских организаций, допустивших нецелевое использование средств ОМС и не выполнивших требование Территориального фонда в установленные сроки; основание для осуществления неполной оплаты счетов медицинских организаций.

Суммы неполной оплаты счетов медицинских организаций указываются в распоряжении с разбивкой по амбулаторной, стационарной и стационарозамещающей медицинской помощи.

Право выбора СМО, осуществляющей неполную оплату счетов медицинских организаций, остается за Территориальный фондом. При выборе СМО преимущество имеет организация, застраховавшая наибольшее количество граждан, прикрепленных к соответствующей медицинской организации.

Перечень медицинских организаций, счета которых подвергаются неполной оплате, составляется на основании данных контрольно-ревизионного отдела Территориального фонда с указанием сумм, подлежащих восстановлению.

В платежных поручениях на перечисление средств в медицинские организации СМО указывает сумму и основание неполной оплаты счетов.

3.3.2. Средства, использованные не по целевому назначению позже 01.01.2011 медицинская организация в соответствии с частью 9 статьи 39 Федерального закона от 29.11.2010 N 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации" возвращает в бюджет Территориального фонда в течение 10 (десяти) рабочих дней со дня предъявления Территориальным фондом соответствующего требования.

Кроме того, за использование не по целевому назначению медицинской организацией средств, перечисленных ей по договору на оказание и оплату медицинской помощи по ОМС, медицинская организация уплачивает в бюджет Территориального фонда штраф в размере 10,0% от суммы нецелевого использования средств и пени в размере одной трехсотой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на день предъявления санкций, от суммы нецелевого использования указанных средств за каждый день просрочки.

Средства, использованные не по целевому назначению, штрафы и пени перечисляются в бюджет Территориального фонда с отражением по КБК 39511632000090000140 и направляются на выполнение Территориальной программы ОМС.

3.4. Порядок восстановления средств, полученных медицинской организацией на финансовое обеспечение приоритетного национального проекта в сфере здравоохранения

3.4.1. Средства, необоснованно полученные медицинскими организациями для проведения диспансеризации или использованные не по целевому назначению, возвращаются на счет Территориального фонда.

Возврат средств при использовании их не по целевому назначению осуществляется в следующем порядке:

Судья Верховного Суда Российской Федерации Першутов А.Г., изучив по материалам истребованного дела кассационную жалобу государственного бюджетного учреждения здравоохранения Калининградской области "Центральная городская клиническая больница" на решение Арбитражного суда Калининградской области от 18.03.2016 по делу N А21-9950/2015, постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.06.2016 и постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 12.09.2016 по тому же делу по заявлению государственного бюджетного учреждения здравоохранения Калининградской области "Центральная городская клиническая больница" к Территориальному фонду обязательного медицинского страхования Калининградской области о признании частично недействительным требования от 23.10.2015 N 2176,

государственное бюджетное учреждение здравоохранения Калининградской области "Центральная городская клиническая больница" (далее - больница) обратилось в Арбитражный суд Калининградской области с заявлением к Территориальному фонду обязательного медицинского страхования Калининградской области (далее - фонд) о признании частично недействительным требования от 23.10.2015 N 2176.

Решением Арбитражного суда Калининградской области от 18.03.2016, оставленным без изменения постановлением Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.06.2016, оспариваемое требование фонда признано недействительным в части обязания больницы перечислить на счет фонда нецелевое использование средств территориальной программы обязательного медицинского страхования в сумме 37 923 рублей 44 копейки и штраф в сумме 3 792 рублей 34 копейки, в удовлетворении остальной части требований больнице отказано.

Арбитражный суд Северо-Западного округа постановлением от 12.09.2016 оставил без изменения решение суда первой инстанции и постановление суда апелляционной инстанции.

Больница обратилась в Верховный Суд Российской Федерации с жалобой на указанные судебные акты, в которой просит их отменить в части отказа в удовлетворении заявленных требований по эпизодам, связанным с использованием средств территориальной программы обязательного медицинского страхования на исполнение судебных актов Арбитражного суда Калининградской области, а также на приобретение основных средств - фасадной вывески и терминала для выбора услуг и печати талонов.

Письмом судьи Верховного Суда Российской Федерации от 27.12.2016 были истребованы материалы дела из Арбитражного суда Калининградской области.

Согласно положениям части 7 статьи 291.6 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации кассационная жалоба подлежит передаче для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии Верховного Суда Российской Федерации, если изложенные в ней доводы подтверждают наличие существенных нарушений норм материального права и (или) норм процессуального права, повлиявших на исход дела, и являются достаточным основанием для пересмотра оспариваемых судебных актов в кассационном порядке.

Как следует из материалов дела, выявив в ходе плановой комплексной проверки соблюдения законодательства об обязательном медицинском страховании (далее - ОМС) и целевого использования средств территориальной программы ОМС нарушения, допущенные больницей при осуществлении деятельности за период с 01.07.2013 по 31.07.2015, фонд направил больнице требование от 23.10.2015 N 2176, которым обязал больницу в соответствии с частью 9 статьи 39 Федерального закона от 29.11.2010 N 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации" (далее - Закон N 326-ФЗ) в срок до 09.11.2015 перечислить на счет фонда 3 013 461 рубль 17 копеек средств территориальной программы ОМС, использованных не по целевому назначению, а также 301 346 рублей 12 копеек штрафа за нецелевое использование указанных средств.

Не согласившись с указанным требованием фонда в части обязания возвратить 2 822 681 рубль 87 копеек средств территориальной программы ОМС, использованных не по целевому назначению, а также 282 268 рублей 19 копеек соответствующего штрафа, больница оспорила требование фонда в названной части в Арбитражный суд Калининградской области.

Рассматривая настоящий спор, суды установили, что полученные в рамках территориальной программы ОМС Калининградской области средства в спорном размере, были израсходованы больницей на следующие цели: исполнение судебных актов Арбитражного суда Калининградской области о взыскании с больницы 2 480 000 рублей средств ОМС, использованных не по целевому назначению; на приобретение основных средств - фасадной вывески стоимостью 129 800 рублей и терминала для выбора услуг и печати талонов стоимостью 105 078 рублей 43 копейки; на оплату обучения сотрудника в интернатуре в сумме 69 880 рублей; на оплату расходов сотрудника больницы направленного в командировку для участия в конференции (проживание в гостинице) в сумме 14 900 рублей; на оплату расходов сотрудника больницы на софинансирование учебы по повышению квалификации в сумме 23 023 рублей 44 копейки.

Оценив представленные в материалы дела доказательства и установив, что связанные с нахождением сотрудника в командировке для участия в медицинской конференции расходы в сумме 14 900 рублей и расходы по софинансированию учебы сотрудника по повышению квалификации в сумме 23 023 рублей 44 копейки, документально подтверждены и соответствуют целям, предусмотренным Законом N 326-ФЗ и территориальной программой ОМС, суды пришли к выводу о целевом использовании больницей средств ОМС на указанные цели, и признали недействительным оспариваемое требование фонда в соответствующей части.

Вместе с тем, установив, что исполняя судебные акты о взыскании с больницы средств ОМС, больница возместила средства федерального фонда ОМС, использованные ею не по целевому назначению, за счет средств территориальной программы ОМС, суды пришли к выводу о нецелевом использовании больницей средств территориальной программы ОМС с нарушением требований законодательства в сфере ОМС. При этом суды приняли во внимание осведомленность больницы о том, что такие расходы будут квалифицированы как нецелевое использование средств территориальной программы ОМС, о чем ей сообщил фонд в ответ на обращение за согласованием источника финансирования исполнения судебных актов.

Также суды признали использованием не по целевому назначению средств территориальной программы ОМС, израсходованных больницей на оплату обучения сотрудника в интернатуре, поскольку обучение в интернатуре является послевузовским профессиональным образованием, необходимым для получения специальности, и не является профессиональной переподготовкой, относящейся к дополнительному профессиональному образованию. Указанные расходы не предусмотрены территориальной программой ОМС и тарифным соглашением на оплату медицинской помощи в системе ОМС Калининградской области на 2013 год от 01.02.2013.

Произведенные за счет средств территориальной программы ОМС расходы больницы на приобретение основных средств - фасадной вывески и терминала для выбора услуг и печати талонов, суды расценили как нецелевое использование указанных средств, поскольку положениями части 7 статьи 35 Закона N 326-ФЗ предусмотрены включаемые в тариф ОМС и возмещаемые медицинским организациям за счет средств ОМС расходы на приобретение основных средств (оборудование, производственный и хозяйственный инвентарь) стоимостью до 100 000 рублей за единицу, в то время как стоимость указанных основных средств, приобретенных больницей, свыше 100 000 рублей за единицу.

Учитывая изложенное, руководствуясь положениями Закона N 326-ФЗ, условиями территориальной программы ОМС Калининградской области и тарифного соглашения на оплату медицинской помощи в системе ОМС Калининградской области на 2013 год от 01.02.2013, признав нецелевым использованием средств территориальной программы ОМС расходы больницы по указанным эпизодам, суды пришли к выводу о правомерности оспариваемого требования фонда в соответствующей части и отказали больнице в удовлетворении заявления в этой части.

Обжалуя указанные судебные акты в Верховный Суд Российской Федерации, больница приводит доводы о целевом использовании средств территориальной программы ОМС, израсходованных больницей на исполнение судебных актов Арбитражного суда Калининградской области, а также на приобретение основных средств - фасадной вывески и терминала для выбора услуг и печати талонов.

Вместе с тем, доводы больницы относительно использования средств территориальной программы ОМС на исполнение судебных актов Арбитражного суда Калининградской области являлись предметом рассмотрения судов и получили надлежащую правовую оценку. Доводы больницы по названному эпизоду направлены на переоценку доказательств и фактических обстоятельств дела, установленных судами, что не отнесено к полномочиям Судебной коллегии Верховного Суда Российской Федерации. С учетом изложенного приведенные больницей в жалобе доводы по указанному эпизоду не свидетельствуют о существенных нарушениях судами норм материального права и (или) норм процессуального права, повлиявших на исход дела, и не могут быть признаны достаточным основанием для пересмотра обжалуемых судебных актов в названной части в кассационном порядке.

Относительно расходов на приобретение основных средств, больница приводит доводы о том, что суды неправомерно признали эти расходы нецелевым использованием средств территориальной программы ОМС на том основании, что стоимость приобретенных основных средств превышает 100 000 рублей за единицу.

Поскольку приобретение указанных основных средств соответствует целям Закона N 326-ФЗ, необходимо для обеспечения медицинской деятельности больницы и оказания застрахованным лицам медицинской помощи, больница полагает, что в рассматриваемом случае имеет место целевое использование средств территориальной программы ОМС с превышением лимитов расходования этих средств (на сумму свыше 100 000 рублей за единицу приобретенных основных средств). Статья 39 Закона N 326-ФЗ не предусматривает ответственность за превышение лимитов расходования целевых средств ОМС в виде возврата (восстановления) израсходованных средств ОМС и взыскания штрафа.

В обоснование своей позиции больница ссылается на определение Верховного Суда Российской Федерации от 22.01.2016 N 305-КГ-17571 по делу N А40-122171/2014 Арбитражного суда города Москвы.

Приведенные больницей доводы признаются достаточным основанием для пересмотра обжалуемых судебных актов по названному эпизоду в кассационном порядке, в связи с чем жалобу больницы с делом следует передать для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации.

Руководствуясь статьями 291.1, 291.6, 291.8, 291.9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судья

кассационную жалобу государственного бюджетного учреждения здравоохранения Калининградской области "Центральная городская клиническая больница" по эпизоду, связанному с использованием средств обязательного медицинского страхования на приобретение основных средств, с делом передать для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации.

В передаче для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации кассационной жалобы государственного бюджетного учреждения здравоохранения Калининградской области "Центральная городская клиническая больница" в остальной части отказать.

В письме приведен перечень типовых корреспонденций для отражения бюджетным (автономным) учреждением целевой субсидии текущего характера в соответствии с СГС "Доходы", утв. приказом Минфина России от 27.02.2018 № 32н.

Получение субсидии

В соответствии с абз. 2 п. 1 ст. 78.1 БК РФ из бюджетов могут предоставляться субсидии бюджетным и автономным учреждениям на иные цели (далее – целевые субсидии). Порядок определения объема и условия предоставления целевых субсидий из бюджетов устанавливаются в зависимости от уровня бюджета:

  • Правительством РФ;
  • высшим исполнительным органом государственной власти субъекта РФ;
  • местной администрацией;
  • уполномоченными ими органами государственной власти (государственными органами), органами местного самоуправления.

Такие субсидии предоставляются на различные цели, не связанные с выполнением государственного (муниципального) задания. Порядок определения объема и условия предоставления целевых субсидий устанавливаются (абз. 4 п. 1 ст. 78.1 БК РФ):

  • из федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов – Правительством РФ или уполномоченными органами государственной власти (государственными органами);
  • из бюджетов субъектов РФ, бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов – высшим исполнительным органом государственной власти субъекта РФ или уполномоченными органами государственной власти (государственными органами);
  • из местных бюджетов – местной администрацией или уполномоченными органами местного самоуправления.

Основанием для предоставления субсидии служит соглашение между учредителем и бюджетным (автономным) учреждением. Этот документ определяет права, обязанности и ответственность сторон (в т.ч. объем и периодичность перечисления субсидии в течение финансового года, порядок и сроки возврата неиспользованных или использованных не по назначению сумм).

Целевая субсидия может быть текущего или капитального характера. Если она в полном объеме предназначена для увеличения стоимости основных средств, нематериальных активов, непроизведенных активов, то субсидия носит капитальный характер (п. 7 порядка, утв. приказом Минфина России от 29.11.2017 № 209н, далее – Порядок № 209н). Если за счет субсидии предусмотрены расходы как капитального, так и некапитального характера, то субсидия носит текущий характер.

Доходы учреждения в виде целевой субсидии текущего характера отражаются по статье 150 аналитической группы подвида доходов бюджетов и подстатье 152 КОСГУ. Это установлено п. 12.1.3 порядка, утв. приказом Минфина России от 06.06.2019 № 85н (далее – Порядок № 85н), п. 9.5.2 Порядка № 209н.

Бухгалтерский учет в бюджетных учреждениях ведется в соответствии с инструкцией, утв. приказом Минфина России от 16.12.2010 № 174н (далее – Инструкция № 174н), в автономных учреждениях – по инструкции, утв. приказом Минфина России от 23.12.2010 № 183н (далее – Инструкция № 183н). Операции с целевыми субсидиями текущего характера учитываются по коду финансового обеспечения 5.

Доходы от безвозмездных поступлений (включая субсидии и гранты), предоставленных на условиях при передаче актива, признаются в бухгалтерском учете в момент возникновения права на их получение в составе доходов будущих периодов (п. 40 федерального стандарта "Доходы", утв. приказом Минфина России от 27.02.2018 № 32н, далее – СГС "Доходы"). Целевые субсидии, как правило, предоставляются с условием. Основанием для начисления доходов будущих периодов служит соглашение (п. 93 инструкции № 174н, п. 96 Инструкции № 183н).

Исключение – целевая субсидия на возмещение затрат. В порядке возмещения затрат предоставляются целевые субсидии автономным учреждениям, которым открыты расчетные счета в банках (ч. 3, 3.7 ст. 2 Федерального закона от 03.11.2006 № 174-ФЗ, далее – Закон № 174-ФЗ). Сначала учреждение тратит свои собственные средства для достижения целей, на которые будет предоставлена субсидия. Учредитель перечисляет субсидию после проверки представленных на возмещение расходов документов. Никаких дополнительных условий учреждению в будущем выполнять не надо. Поэтому на основании соглашения начисление субсидии на возмещение затрат можно сразу отразить по кредиту счета 5 401 10 152.

Признание доходов текущего года, корректировка показателей

Доходы будущих периодов признаются доходами текущего года по мере реализации условий предоставления субсидии в соответствии с отчетом о достижении целевых показателей (о выполнении условия при передаче актива) (п. 40 СГС "Доходы", п. 158 Инструкции № 174н, п. 186 Инструкции № 183н).

Если отчет представляется в срок, который не позволяет отразить показатели доходов (расходов) текущего финансового года, незавершенных расчетов по субсидии в качестве событий после отчетной даты, результаты использования субсидий учитываются на основании извещения (ф. 0504805). Его составляет учреждение – получатель субсидии (не менее двух экземпляров) и направляет учредителю в сроки, обеспечивающие сопоставимость показателей в бухгалтерской отчетности учреждения и бюджетной отчетности учредителя, допускается представлять извещения (ф. 0504805) в виде скан-копий по электронной почте. Сведения в копии должны соответствовать оригиналу документа.

Шаблон извещения (ф. 0504805), порядок отражения расчетов по субсидиям с заполненными примерами извещения (ф. 0504805) размещены на сайте Минфина России в разделе "Бухгалтерский учет и бухгалтерская (финансовая) отчетность государственного сектора", подразделе "Методический кабинет".

Если учредитель решил формировать расчеты по субсидиям по итогам отчетного года на основании извещения (ф. 0504805), бухгалтерская служба учредителя подтверждает отражение в бюджетном учете соответствующих корреспонденций и направляет второй экземпляр извещения (ф. 0504805) (его скан-копию) учреждению.

Формирование извещения (ф. 0504805) не отменяет обязанность представления отчета о достижении целевых показателей, в т.ч. после представления годовой отчетности. В результате рассмотрения отчета о достижении целевых показателей показатели, сформированные ранее на основании извещения (ф. 0504805), могут корректироваться. Учредитель направляет учреждению извещение (ф. 0504805) с корректирующими бухгалтерскими записями. Такие записи не считаются исправлением ошибки и отражаются в том году, в котором принято решение о корректировке расчетов по субсидии.

Возврат субсидии

Остаток целевой субсидии, который не был использован в текущем финансовом году, бюджетные и автономные учреждения должны перечислить в бюджет (ч. 18 ст. 30 Федерального закона от 08.05.2010 № 83-ФЗ, ч. 3.17 ст. 2 Закона № 174-ФЗ). По решению учредителя этот остаток средств учреждение может использовать в очередном финансовом году при наличии потребности в направлении средств на те же цели.

После представления отчетности учреждению может быть предъявлено требование о возврате субсидии (вследствие рассмотрения отчета о выполнении условий предоставления субсидии, выявления нецелевого использования субсидии, невыполнения условий предоставления субсидии). Бухгалтерские записи по начислению требования возврата субсидии не являются исправлением ошибки и отражаются в финансовом году их предъявления в качестве новых расчетов.

Возврат целевой субсидии прошлых лет в бюджет отражается по статье 610 аналитической группы вида источников финансирования дефицитов бюджетов в увязке со статьей 610 КОСГУ (п. 62.5.1 Порядка № 85н, п. 14.1 Порядок № 209н).

Типовые корреспонденции по учету целевых субсидий текущего характера

Структура номера счета для отражения операций в бухгалтерском учете определена п. 21.2 инструкции, утв. приказом Минфина России от 01.12.2010 № 157н (далее – Инструкция № 157н), п. 2.1 Инструкции № 174н, п. 3 Инструкции № 183н.

Номера счетов 205 52, 401 10, 401 40, 504 00, 507 00, 508 00 формируются так:

  • в разрядах 1 – 4 – раздел, подраздел классификации расходов бюджетов;
  • в разрядах 5 – 14 – нули, если иное не установлено учетной политикой субъекта учета (коды ЦСР должны здесь отражаться, в частности, при отражении операций по субсидиям на реализацию национальных проектов (программ));
  • в разрядах 15 – 17 – код видов доходов 150.

Номер счета 303 05 формируется так:

  • в разрядах 1 – 4 – раздел, подраздел классификации расходов бюджетов;
  • в разрядах 5 – 14 – нули, если иное не установлено учетной политикой учреждения;
  • в разрядах 15 – 17 – КИФ 610 (если на счете отражается задолженность перед бюджетом по возврату субсидии прошлых лет), код видов доходов 150 (если планируется подтверждение потребности в средствах без возврата в бюджет).

По счетам аналитического учета счета 201 00 "Денежные средства учреждения" в разрядах 1 – 17 номера счета ставятся нули.


Средства, получаемые медицинскими организациями в рамках реализации программ ОМС, являются целевыми. Что же можно и нельзя оплачивать за счет этих средств и на что обратить пристальное внимание при осуществлении таких расходов рассмотрим в данной статье.

Правовое регулирование

Отношения, возникающие при осуществлении деятельности в системе ОМС, регулируются Федеральным законом от 29.11.2010 N 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации" (далее - Закон N 326-ФЗ). Основные направления расходования средств ОМС установлены в ч. 7 ст. 35 Закона N 326-ФЗ. Наряду с этим на уровне каждого субъекта тарифы на оплату медицинской помощи в рамках территориальной программы ОМС устанавливаются Тарифным соглашением и включают соответствующие статьи затрат. Кроме того, при расходовании средств ОМС целесообразно руководствоваться письмами и разъяснениями ФФОМС, Минздрава России, в которых идет речь о возможности осуществления отдельных расходов за счет таких средств (см., к примеру, письма ФФОМС от 17.02.2016 N 1181/26/и, от 21.05.2015 N 3226/21-3/и, от 06.06.2013 N 4509/21-и, от 02.08.2012 N 5049/21-4).

Нецелевое использование средств

Не так давно Верховный суд РФ установил, что при оказании платных медицинских услуг оклад административным работникам нельзя оплачивать только из средств ОМС (определение ВС РФ от 12.03.2021 N 310-ЭС21-306). В действительности, средства ОМС можно расходовать на выплату зарплаты работникам учреждений, не принимающим непосредственное участие в оказании медицинских услуг. НО! При наличии иного источника финансового обеспечения такие затраты должны распределяться. Правила распределения должны быть закреплены в учетной политике учреждения. Оснований для их отнесения в полном объеме на расходы за счет средств ОМС у учреждения в этом случае нет.

"Нецелевкой" могут быть признаны и расходы на оплату обучения бухгалтера и кадровика (см., в частности, решение Арбитражного суда Республики Бурятия от 30.03.2021 по делу N А10-381/2020). Объясняется это следующим.

Согласно ст. 196 ТК РФ в определенных случаях работодатель обязан проводить профессиональное обучение или дополнительное профессиональное образование работников. Право медицинских работников на профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации за счет средств работодателя установлено в ст. 72 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации". Медицинская организация может оплатить обучение из средств ОМС. Однако ни кадровика, ни бухгалтера нельзя отнести к медицинскому персоналу несмотря на то, что они являются работниками медицинского учреждения. Следовательно, оплачивая расходы на обучение за счет средств ОМС учреждение должно осмотрительно подходить к этому вопросу, анализируя информацию о том, кто отправляется на обучение или повышение квалификации.

Также не могут осуществляться за счет средств ОМС расходы на:
- страхование объектов недвижимого, а также движимого государственного имущества балансовой стоимостью свыше пятисот тысяч рублей (письмо ФФОМС от 31.07.2018 N 9229/101/4549);
- проведение обследования строительных конструкций помещений, в которых планируется размещение тяжелого оборудования, и установку (расширение) единых функционирующих систем, таких как охранная, пожарная сигнализация (письмо ФФОМС от 16.03.2020 N 2315/21/1846);
- оплату труда работникам по определенным должностям при отсутствии у медицинского учреждения действующей лицензии на оказание соответствующего вида медицинской помощи (определение ВС РФ от 09.10.2019 N 309-ЭС19-18057);
- ремонт имущества, не учтенного на балансе медицинского учреждения (постановление АС Поволжского округа от 31.08.2018 по делу N А55-29363/2017);
- приобретение почетных грамот и благодарственных писем, детских игрушек, многолетних комнатных растений (постановления Шестнадцатого ААС от 19.11.2020 N 16АП-3229/20, Третьего ААС от 18.08.2020 N 03АП-3341/20);
- доставку сотрудников к месту работы служебным транспортом учреждения (решение АС Владимирской области от 14.12.2020 по делу N А11-3665/2020);
- уплату задолженности по налогам и налоговым санкциям за филиал, расположенный в другом субъекте РФ (решение АС Тамбовской области от 30.12.2020 по делу N А64-4286/2019).

А вот расходы по уплате ежемесячных взносов на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме, находящегося во владении учреждений здравоохранения на праве оперативного управления, включаются в расчет тарифов на оплату медицинской помощи, оказываемой в рамках программ ОМС, в случае, если указанные помещения эксплуатируются в процессе оказания медицинской помощи (медицинской услуги). Соответственно, при выполнении вышеуказанных условий такие расходы возможно оплачивать за счет средств ОМС (письмо ФФОМС от 30.05.2018 N6628/26-1/и).

Спорный вопрос

Разбирая спор в части расходов на проведение капитального ремонта зданий и помещений медицинских учреждений за счет средств ОМС, судами было установлено, что в здании больницы и поликлиники фактически осуществлены работы капитального характера (см. постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 10.10.2018 N Ф01-4519/18, решение Пермского краевого суда от 21.11.2019 по делу N 12-987/2019). В свою очередь, такие расходы признаны нецелевым использованием средств ОМС. Это связано с тем, что в структуре тарифа на оплату медицинской помощи, оказываемой по Территориальной программе ОМС, затраты на проведение капитального ремонта не предусмотрены. Однако Верховный суд РФ в своем определении от 25.11.2019 N 304-ЭС19-20828 пришел к выводу, что если во время ремонта здание продолжает работать, то такой ремонт нельзя рассматривать в качестве капитального. Соответственно, спорные работы отнесены к текущему ремонту на основании экспертного заключения, а расходы на него не могут быть квалифицированы как нецелевым образом израсходованные денежные средства.

Таким образом, расходование средств ОМС требует со стороны бухгалтеров медицинских организаций предельного внимания и осторожности. Ведь наряду с возвратом средств, использованных не по целевому назначению, предусмотрены штрафные санкции, административная и уголовная ответственности.

Читайте также: