Сколько детей с овз положено на ставку психолога

Обновлено: 01.07.2024

Федеральный закон об образовании в Российской Федерации № 273-ФЗ от 29.12.2012, Статья 42.

Родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся должны быть проинформированы о целях и формах организации психолого-педагогического сопровождения обучающихся в образовательном процессе, являющимся необходимым условием реализации образовательной программы в образовательной организации.

Психолого-педагогическая помощь оказывается обучающимся на основании заявления или согласия в письменной форме родителей (законных представителей).

Бланк согласия родителей на психолого-педагогическое сопровождение.

Бланк заявления на организацию занятий с ребенком.

В Муниципальном автономном дошкольном образовательном учреждении - детском саду № 233 представлены равные условия для получения качественного дошкольного образования и обеспечены равные права детям, имеющим разные стартовые возможности.

Цель деятельности – создание целостной системы, обеспечивающей оптимальные психолого-педагогические условия для коррекции нарушений в развитии детей, в освоении ими адаптированной образовательной программы Учреждения и подготовка обучающихся к достижению детьми дошкольного возраста уровня развития необходимого и достаточного для успешного освоения ими образовательных программ начального общего образования.

Прием ребенка с ОВЗ на обучение осуществляется образовательной организацией при наличии у нее сответствующих материально-технических, информационных и кадровых ресурсов, с согласия родителей (законных представителей) ребенка с ОВЗ и по рекомендации психолого-медико-педагогической комиссии (ФЗ № 273-ФЗ ст. 44 ч. 3 п. 1).

В МАДОУ - детском саду № 233 организован и действует логопедический пункт.

2. Условия беспрепятственного доступа в образовательную организацию лиц с ОВЗ и инвалидов.

В целях обеспечения специальных условий образования детей-инвалидов и детей с ОВЗ в МАДОУ- детском саду № 233 создается безбарьерная среда, которая учитывает потребности детей. Учитывая все категории детей-инвалидов и детей с ОВЗ, которые могут быть зачислены в контингент воспитанников, в настоящее время укомплектованы необходимым оборудованием, обучающими и развивающими пособиями, играми.

Для слабовидящих при входе в здание установлена вывеска с названием организации, графиком работы организации, плана здания, выполненная рельефно-точечным шрифтом Брайля на контрастном фоне.

Разработана версия официального сайта МАДОУ для слабовидящих. Для детей в наличии книги для слабовидящих с тактильными страницами.

3. Специальные условия образования детей с ОВЗ и детей-инвалидов

При организации образовательной деятельности, ухода и присмотра в МАДОУ учтены

В МАДОУ психолого-педагогическая служба сопровождения (учителя-логопеда, педагога-психолога, инструктора по физической культуре) участвует в проектировании и организации образовательного процесса. Деятельность специалистов организована в форме консилиума для выявления и обследования детей, разработки индивидуального образовательного маршрута.

Организационное обеспечение.

Нормативно-правовые локальные акты. Организация медицинского обслуживания. Организация питания. Организация взаимодействия с родителями. Организация взаимодействия с ПМПК города Екатеринбурга. Организация взаимодействия с социальными партнерами, с органами социальной защиты. Информационное обеспечение.

Психолого-педагогические условия: комплексное психолого-педагогическое сопровождение детей с ОВЗ специалистами, использование специальных образовательных программ и методов, специальных методических пособий и дидактических материалов, проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий.

Материально-техническое обеспечение

Соблюдение санитарно-гигиенических норм образовательного процесса с учетом потребностей детей с ОВЗ, посещающих МАДОУ, возможностей для беспрепятственного доступа обучающихся с ОВЗ к объектам инфраструктуры МАДОУ, санитарно-бытовых условий с учетом потребностей детей с ОВЗ, (частичное наличие оборудованных санузлов, мест личной гигиены и т.д.); социально-бытовых условий с учетом конкретных потребностей ребенка с ОВЗ, посещающих МАДОУ (наличие адекватно оборудованного пространства в учреждении и т.д.); пожарной и электробезопасности, с учетом потребностей детей с ОВЗ, обучающихся в МАДОУ.

Организационно-педагогическое обеспечение.

Создание специальной развивающей предметно-пространственной среды, специального режима в определенные периоды времени и др.; Программно-методическое обеспечение; Обучение пор АОП ДО.

Использование учебно-методических материалов, дидактических материалов. Использование форм и методов организации инклюзивного образовательного процесса в группе. Вариативные формы образования.

Кадровое обеспечение образовательного процесса

МАДОУ на 100% укомплектовано педагогическими работниками, компетентными в понимании особых образовательных потребностей детей с ОВЗ.

В МАДОУ работает педагог-психолог, учитель-логопед, имеющие опыт работы с детьми-инвалидами и детьми с ограниченными возможностями здоровья.

Непрерывность профессионального развития педагогических работников обеспечивается освоением ими дополнительных профессиональных образовательных программ в области коррекционной (специальной) педагогики, специальной психологии и педагогики в достаточном объеме и не реже, чем каждые три года.

Педагоги активно представляют опыт своей деятельности на конференциях, семинарах, участвую в конкурсах различного уровня.

В работе педагога-психолога, учителя-логопеда, используются специальные учебные пособия и дидактические материалы, обеспечивающие все направления коррекционно-развивающего обучения. Имеется систематизированный дидактический материала, подобранный с учетом комплексно-тематического планирования.

Особенности предметно-развивающей среды для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья:

МАДОУ - детский сад готов принять детей с различными нарушения в развитии и здоровья.

Для детей с нарушением речи – это уголок с подборкой иллюстраций с предметными и сюжетными картинками, игрушки для обыгрывания стихов, потешек, карточки с изображением правильной артикуляции звуков, схемы разбора слов, предложения, иллюстрированные материалы для закрепления и автоматизации звуков и т.п.

Для детей с нарушением интеллекта – предметы для развития перцептивных действий, предметы для развития сенсорной сферы, реальные предметы для рассматривания и обследования различной формы, цвета, величины, подборки простого иллюстрированного материала по ознакомлению с природой, окружающим, действиями людей.

Для детей с нарушением слуха – игрушки, картинки, таблички для изучения пространственных понятий, схемы составления описательных рассказов, предложений, схемы последовательности действий, модели по изучению тем недели в соответствии с календарно-тематическим планированием.

Для детей с нарушением опорно-двигательного аппарата – минифланелеграфы для каждого ребенка с подборкой карточек, моделей по темам, разнообразные шнуровки по темам, рамки Монтессори, мелкие предметы для счета, выкладывания узоров, переборки, сухие бассейны, тренажеры, игрушки-двигатели, сборно-разборные игрушки.

Информация о реализуемых адаптированных образовательных программах

АОП ДО определяет содержание образования и условия организации обучения и воспитания обучающихся с ОВЗ (ФЗ №273 ст.79 п.1).

МАДОУ, в котором обучаются дети дошкольного возраста с ОВЗ, самостоятельно разрабатывает и реализует адаптированную образовательную программу дошкольного образования (далее по тексту АОП ДО) с учетом особенностей их психофизиологического развития, индивидуальных возможностей, обеспечивающей коррекцию нарушения развития и социальную адаптацию воспитанников с ограниченными возможностями здоровья (для детей со сложным дефектом развития, с аутизмом, с умственной отсталостью умеренной и тяжелой степени, с тяжелыми нарушениями речи).

Дети с ОВЗ принимаются на обучение по АОП ДО только с согласия их родителей (законных представителей) и на основании рекомендаций ПМПК.

Цель АОП ДО – создание оптимальных условий для позитивной социализации и развития личности детей с ОВЗ через индивидуализацию коррекционно-образовательного процесса.

Индивидуальный образовательный маршрут (ИОМ) ребенка, имеющего особые образовательные потребности

Содержание дошкольного образования и условия организации обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья определяются адаптированной образовательной программой, а для инвалидов также в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида (ч. 1 ст. 79 Федерального закона от 29 декабря 2012 r. N 27З-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации·).

Образование детей, имеющих особые образовательные потребности, проводится по индивидуальному образовательному маршруту в соответствии с индивидуальными особенностями каждого ребенка, медицинскими рекомендациями, рекомендациями специалистов на основе решения ПМПК и рекомендациями индивидуальной программы реабилитации или абилитации ребенка-инвалида.

Индивидуальный образовательный маршрут - это образовательное пространство, создаваемое для ребенка и его семьи при осуществлении образовательного и психолого- педагогического сопровождения в МАДОУ специалистами различного профиля с целью реализации индивидуальных особенностей развития и обучения ребенка на протяжении определенного времени.

Чтобы создать индивидуальный маршрут ребёнка с ОВЗ в Учреждении, проводится полное всестороннее психолого-педагогическое обследование. Специалисты МАДОУ ( учитель-логопед, педагог-психолог) наблюдают за ребенком в деятельности, беседуют с ним и его семьей, диагностируют проблемные и успешные зоны развития и только затем начинают работать над составлением индивидуального образовательного маршрута по реализации адаптированной образовательной программы МАДОУ, созданием индивидуальных условий, подбором обучающего материала, заданий и занятий.

В ходе сопровождения специалисты осуществляют мониторинг результатов работы, чтобы при необходимости скорректировать план действий совместно с семьей ребенка.

На учебный год составляется План-график проведения диагностических обследований, которые проводится с детьми с ОВЗ два раза в год: в сентябре (входная) и в мае - итоговая. По результатам диагностики организуется система индивидуальной коррекционно-развивающей работы с детьми, которая согласуется с родителями (законными представителями) ребенка.

Родители (законные представители) дают согласие на психолого-педагогическое сопровождение ребенка в образовательном учреждении в письменном виде.

Осуществление необходимой коррекционно-развивающей работы и логопедической помощи обучающимися (в т.ч. детям с ограниченными возможностями здоровья)

Коррекционно-развивающая работа - это дополнительная к основному образовательному процессу деятельность, способствующая более эффективному развитию ребенка, раскрытию и реализации его способностей в различных сферах. Эта работа не подменяет собой обучение ребенка с ОВЗ, которое тоже носит коррекционно-развивающий характер, а включена в психолого-педагогическое сопровождение ребенка в образовательном процессе МАДОУ.

Особенности коррекционно-развивающей работы в МАДОУ: создание положительной психологической атмосферы; задания выполняются в игровой форме; для достижения развивающего эффекта, дети неоднократное выполняют задания, но на более высоком уровне трудности.

Коррекционно-развивающая работа в МАДОУ включает в себя следующие взаимосвязанные направления:

- диагностическая работа обеспечивает своевременное выявление детей с ограниченными возможностями здоровья, проведение их комплексного обследования и подготовку рекомендаций по оказанию им психолого-медико-педагогической помощи в условиях Учреждения;

- коррекционно-развивающая работа обеспечивает своевременную специализированную помощь в освоении содержания обучения и коррекцию имеющихся недостатков в условиях ДОУ, способствует формированию коммуникативных, регулятивных, личностных, познавательных навыков;

- консультативная работа обеспечивает непрерывность специального сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья и их семей по вопросам реализации, дифференцированных психолого-педагогических условий обучения, воспитания, коррекции, развития и социализации воспитанников;

- информационно-просветительская работа направлена на разъяснительную деятельность по вопросам, связанным с особенностями образовательного процесса для детей с ограниченными возможностями здоровья, их родителями (законными представителями), педагогическими работниками.

Деятельность по коррекции дефектов в развитии проходят в индивидуальной или подгрупповой форме. Каждый раз педагоги создают ситуации успеха и похвалы, способствующие повышению познавательной мотивации и самооценки обучающихся, обеспечивается щадящий режим и дифференцированный подход. Образовательная деятельность строится с учётом индивидуальных особенностей каждого ребенка в ходе непрерывной образовательной деятельности, образовательной деятельности в ходе режимных моментов, в самостоятельной деятельности, при взаимодействии с семьей и социальными
партнерами.

Содержание коррекционно-развивающей работы с детьми с ОВЗ:

- развитие психических функций, обеспечивающих усвоение образовательных областей;
- развитие сенсомоторного базиса для формирования умений и навыков;

- создание для каждого воспитанника ситуации успеха, сравнение его с самим собой;
- формирование положительной мотивации к деятельности;

- обучение приемам и способам деятельности с дидактическими материалами, игровым
приемам и др.

Условия охраны здоровья обучающихся, в том числе инвалидов и лиц с ОВЗ

Вся работа детского сада строится на принципах охраны жизни и здоровья детей, инвалидов и лиц с ограниченными возможностями в соответствии с новыми санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами для ДОУ:
1) проводится ежедневный утренний приём детей воспитателями, которые опрашивают родителей о состоянии здоровья. Настоящие правила, и нормативы направлены на охрану здоровья детей при осуществлении деятельности по их воспитанию, обучению, развитию и оздоровлению в дошкольных организациях.
2) Один раз в неделю медсестра проводят осмотр детей на педикулез. Результаты осмотра заносят в специальный журнал. В случае обнаружения детей, пораженных педикулезом, их отправляют на консультацию к специалистам (для санации).
Медсестра наряду с администрацией ДОУ несёт ответственность за здоровье и физическое развитие детей и лиц с ограниченными возможностями в проведение профилактических мероприятий, соблюдение санитарно-гигиенических норм, режима дня. ДОУ предоставляет помещение с соответствующими условиями для работы медсестры, осуществляет контроль их деятельности.
Физкультурно – оздоровительная работа в ДОУ. Большое внимание в детском саду уделяется созданию условий для сохранения и укрепления здоровья воспитанников и лиц с ограниченными возможностями. Деятельность по сохранению и укреплению здоровья воспитанников осуществляется с учётом индивидуальных особенностей детей; путём оптимизации режима дня (все виды режима разработаны на основе требований СанПиН); осуществления профилактических мероприятий; контроля за физическим и психическим состоянием детей; проведений закаливающих процедур; обеспечения условий для успешной адаптации ребёнка к детскому саду; формирование у детей и родителей мотивации к здоровому образу жизни. В течение года варьируется физическая нагрузка в соответствии с индивидуальными особенностями ребенка. Особое место уделяется повышению двигательной активности каждого ребенка в течение всего дня. Детям предоставляются оптимальные условия для увеличения двигательной активности в режиме дня: физкультуры (на улице), в свободном доступе для детей находятся физкультурные уголки, гимнастическое оборудование, организуются в большом количестве подвижные игры, физкультминутки. Широко используются корригирующие гимнастические, спортивные игры и соревнования, общие сезонные и народные праздники. Сотрудничество инструктора по физической культуре, воспитателей и медсестры позволяет добиваться хороших результатов по оздоровлению и укреплению здоровья воспитанников, о чем свидетельствует устойчивое снижение уровня заболеваемости детей и повышение двигательной активности. Дошкольный возраст является наиболее важным для формирования двигательных навыков и физических качеств, так как в этот период наиболее интенсивно развиваются различные органы и системы. В этом возрасте интенсивно созревает мозжечок, под корковые образования, кора, улучшается способность к анализу движений сверстников.
Новые подходы к содержанию физкультурных занятий способствует повышению уровня здоровья современных дошкольников. Поэтому педагоги применяют в своей работе новые подходы к организации занятий физическими упражнениями

Организация инклюзивного образования детей с ОВЗ и детей- инвалидов на дошкольном уровне общего образования

Инклюзивное образование - обеспечение равного доступа к образованию для всех обучающихся с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей.

Инклюзивное образование предлагает путь объединенности. С помощью инклюзивного образования дети с особыми образовательными потребностями учатся общению с другими детьми, развивают коммуникативные, поведенческие функции, взаимодействуют друг с другом.

С 01.09.2016 года вступили в силу Федеральные государственные образовательные стандарты для детей с ограниченными возможностями здоровья и федеральные государственные образовательные стандарты для детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (далее по тексту ФГОС ОВЗ и УО).

Инклюзивное образование - обеспечение равного доступа к образованию для всех обучающихся с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей. Особые образовательные потребности возникают у детей тогда, когда в процессе их обучения возникают трудности несоответствия возможностей детей общепринятым социальным ожиданиям, школьнообразовательным нормативам успешности, установленным в обществе нормам поведения и общения.

Эти особые образовательные потребности ребенка требуют от школы предоставления дополнительных или особых материалов, программ или услуг. Включение детей с особыми образовательными потребностями - детей с инвалидностью, детей с ограниченными возможностями здоровья, детей с особенностями развития - в образовательный процесс в школах общего типа по месту жительства – это сравнительно новый подход для российского образования.

Образовательная политика России ориентирована на инклюзию как на принцип изменения социальных отношений в образовании.

Инклюзивное образование - это такая организация процесса обучения, при которой ВСЕ дети, независимо от их физических, психических, интеллектуальных, культурно-этнических, языковых и иных особенностей, включены в общую систему образования и обучаются по месту жительства вместе со своими сверстниками без инвалидности в одних и тех же общеобразовательных школах, которые учитывают их особые образовательные потребности и оказывают своим ученикам необходимую специальную поддержку.

Под специальными условиями, для получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья в настоящем Федеральном законе понимаются условия обучения, воспитания и развития таких обучающихся, включающие в себя использование специальных образовательных программ и методов обучения и воспитания, специальных учебников, учебных пособий и дидактических материалов, специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования, предоставление услуг ассистента (помощника), оказывающего обучающимся необходимую техническую помощь, проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий, обеспечение доступа в здания организаций, осуществляющих образовательную деятельность, и другие условия, без которых невозможно или затруднено освоение образовательных программ обучающимися с ограниченными возможностями здоровья.

Образование обучающихся с ограниченными возможностями здоровья может быть организовано как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах, группах или в отдельных организациях, осуществляющих образовательную деятельность.

Информация для родителей по оказанию образовательных услуг детям с ограниченными возможностями здоровья в школе

Для детей с ограниченными возможностями здоровья доступны различные формы получения образования в различных образовательных учреждениях:

• обучение совместно с другими обучающимися,

• обучение в отдельном классе обычной школы,

• обучение в специальной школе,

• индивидуальное обучение на дому,

• обучение в негосударственном образовательном учреждении (организации),

Допускается сочетание различных форм получения образования.

Условия для получения образования детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми-инвалидами.

Получение детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми-инвалидами образования является одним из основных и неотъемлемых условий их успешной социализации, обеспечения их полноценного участия в жизни общества, эффективной самореализации в различных видах профессиональной и социальной деятельности. В качестве основной цели в области реализации права на образование детей с ограниченными возможностями здоровья в МАОУ-СОШ №4 рассматривается создание условий для получения образования всеми детьми указанной категории с учетом их психофизических особенностей.

• обеспечение условий для реализации прав учащихся с ОВЗ на получение бесплатного образования;

• организация качественной коррекционно–реабилитационной работы с учащимися с различными формами отклонений в развитии;

• сохранение и укрепление здоровья учащихся с ОВЗ на основе совершенствования образовательного процесса;

• создание благоприятного психолого-педагогического климата для реализации индивидуальных способностей учащихся с ОВЗ;

• совершенствование системы кадрового обеспечения.

В образовательной организации МАОУ-СОШ №4 созданы условия для получения образования детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми-инвалидами:

• школа реализует специальные (коррекционные) программы начального общего и основного общего образования для учащихся с ограниченными возможностями здоровья;

• по медицинским и социально-педагогическим показаниям и на основании заявления родителей (законных представителей) учащихся организуется индивидуальное обучение на дому;

• вопросы деятельности образовательного учреждения общего типа, касающиеся организации обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья регламентированы Уставом и локальными актами образовательного учреждения;

• в целях обеспечения освоения детьми с ограниченными возможностями здоровья в полном объеме образовательных программ, а также коррекции недостатков их физического и (или) психического развития в школе работает психолого-логопедическая служба;

• для обеспечения эффективной интеграции детей с ограниченными возможностями здоровья в образовательном учреждении проводится информационно-просветительская, разъяснительная работа по вопросам, связанным с особенностями образовательного процесса для данной категории детей, со всеми участниками образовательного процесса - учащимися (как имеющими, так и не имеющими недостатки в развитии), их родителями (законными представителями), педагогическими работниками.

Какими нормативными правовыми актами детям-инвалидам и детям с ограниченными возможностями здоровья гарантировано право на получение образования?

Каждому ребенку от рождения принадлежат и гарантируются государством права и свободы человека и гражданина в соответствии с Конституцией РФ, общепризнанными принципами и нормами международного права, международными договорами РФ, Семейным кодексом РФ и другими нормативными правовыми актами.

В 2012 г. Российская Федерация ратифицировала Конвенцию о правах инвалидов, согласно которой Россия не только признает право инвалидов на образование, но и должна обеспечивать образование детей-инвалидов на всех уровнях, в т. ч. дошкольном. Для реализации данной цели нормативные правовые акты, регулирующие социальную защиту инвалидов в РФ, приводятся в соответствие с положениями Конвенции.

Согласно Закону № 181-ФЗ государство поддерживает получение инвалидами образования и гарантирует создание необходимых условий для его получения.

Локальные акты МАОУ - СОШ №4 г Асино:

• Положение об инклюзивном образовании (приказ от 30.08.2016 г. № 298)

• Положение об организации индивидуального обучении на дому (приказ от 05.11.2014 г. № 336)

• Положение о психолого-медико-педагогическом консилиуме (приказ от 01.09.2013 г. №211)

Форма договора О ПРЕДОСТАВЛЕНИИ ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ОБУЧАЮЩИМСЯ С ОВЗ И ДЕТЯМ-ИНВАЛИДАМ МУНИЦИПАЛЬНЫМ АВТОНОМНЫМ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМ УЧРЕЖДЕНИЕМ

План работы с обучающимися с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ, дети-инвалиды) в МАОУ-СОШ№4 г. Асино на 2021 -2022 учебный год.

Адаптированная основная общеобразовательная программа начального общего образования обучающихся с задержкой психического развития (ВАРИАНТ 7.1)

Адаптированная основная образовательная программа начального общего образования обучающихся с тяжелыми нарушениями речи (Вариант 5.1)

Адаптированные рабочие программы для детей с ОВЗ (Вариант 7.1) основная школа

Адаптированная основная образовательная программа для обучающихся с ЗПР 5-9 классов (Вариант 7.1)

ОВЗ, или ограниченные возможности здоровья — это нарушения физического и (или) психического развития. Педагогика и медицина подходят к ним, исходя из своих задач, и имеют собственные расшифровки. На их основе Министерство Просвещения разработало классификацию и соответствующие ей адаптивные программы обучения, изложив в Федеральном Государственном образовательном стандарте. Рассмотрим все эти варианты для создания общего представления о детях с ОВЗ.

Расшифровка категорий ОВЗ в образовании

При их подтверждении ППМК рекомендует конкретные специальные условия обучения ребенка.

Расшифровка категорий ОВЗ в медицине

МКФ-ДП определяет 5 уровней нарушений в процентном соотношении (от 0-4 % – при отсутствии или незначительных нарушениях, до 96-100% – при абсолютных) и 4 уровня задержек, учитывая, что задержки могут исчезнуть. Нарушения и задержки регистрируются по кодам, присвоенным функциям и структурам организма, способностям к обучению и применению знаний на практике, социальным отношениям и влиянию окружающей среды. Классификация опубликована на сайте ВОЗ.

ОВЗ по ФГОС

глухие, 4 варианта АООП НОО

слабослышащие, 3 варианта

слепые, 4 варианта

слабовидящие, 3 варианта

с нарушением опорно-двигательного аппарата (НОДА), 4 варианта

с задержкой психического развития (ЗПР), 3 варианта

с тяжелыми нарушениями речи (ТНР), 3 варианта

с расстройствами аутического спектра (РАС), 4 варианта

с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), 2 варианта(3)

ФГОС рекомендует обучать таких детей в инклюзивных школах и Центрах психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи (ППМС). Центры ППМС чаще всего организуются на базе коррекционных школ и постепенно приходят им на замену. Вместе с тем, коррекционные школы 8 видов продолжают выполнять свою миссию. Познакомимся с категориями их воспитанников.(2)

Если с ребенком трудно

I категория. Неслышащие, глухие дети без речи

Дети с глубоким стойким двусторонним нарушением слуха: рано потерявшие слух, родившиеся со слуховыми нарушениями или потерявшие слух до периода развития речи. Они не воспринимают речь и не могут самостоятельно ею овладеть. Чтобы разговаривать, им необходимо специальное обучение. Такие дети воспринимают мир зрением и осязанием. Их мыслительные процессы основаны не на речи, а на образах и действиях. Поэтому им трудно определять причины и следствия, свойства и отношения. Их внимание и память характеризуются неустойчивостью и низким объемом из-за утомляемости.

В обучении речи главную роль играет специальная акустическая и сурдоаппаратура. И хотя речь остается неразвитой, преобладают слова, обозначающие предметы и очень мало слов, описывающих качества и движение, они все же могут говорить. Пусть и допуская ошибки в звуках, заменяя слова похожими по звучанию.

Между собой дети общаются жестами и пытаются перенести такое общение в мир слышащих, имитируя жестикуляцией и мимикой разные объекты и их признаки. Иногда это воспринимается как агрессия, и идет такой же агрессивный ответ. Это одна из причин, почему дети с глухотой обладают низкой самооценкой.

II категория. Слабослышащие дети

Дети с частичной потерей слуха, тугоухостью и различной степенью недоразвития речи. Дети, сохранившие остаточный слух и самостоятельную речь . Они продолжают накапливать словарный запас.

Развитие их психических и познавательных процессов зависит от того, насколько рано они потеряли слух. Сохраненный низкий уровень слухового восприятия создает иллюзию, что на него можно опереться, но полученная информация очень искажается.

Главная задача при их обучении — развивать зрительное восприятие и учить концентрироваться на губах говорящего, параллельно обучая чтению. Как следствие, повысится устойчивость внимания и начнет развиваться наглядная память.

В отличие от глухих детей, слабослышащие имеют высокую и даже завышенную самооценку, поскольку любое малейшее их достижение воспринимается окружающими взрослыми как невероятный успех.

III и IV категории. Нарушения зрения (рассматриваются вместе)

Дети незрячие, в том числе слепорожденные и ослепшие до 3-х лет, слабовидящие и поздноослепшие, с косоглазием и амблиопией.

Слепые дети воспринимают окружающий мир исключительно слухом и осязанием, имеют повышенную вибрационную чувствительность. Сохранившие остаточное зрение через смутные и искаженные образы. Такой способ познания обедняет мыслительные процессы, мешает их целостности. Дети с трудом определяют расстояние, местоположение не только объектов, но и собственное. В итоге не имеют четких уверенных суждений.

Обучение данной категории основано на создании у них полисенсорного опыта: отсутствующий анализатор заменяется активизацией других. В первую очередь, с помощью речи. Но нужно учитывать, что слабовидящие дети приобретают речевые навыки позже своих здоровых сверстников, их лексика бедна и произносимые слова не всегда совпадают с реальными образами. Любое вербальное описание для них требует осязательного исследования.

Учеба развивает их неустойчивое внимание, не имеющее целевой направленности. Повышается его объем, концентрированность и произвольность. То же и с памятью, в первую очередь, словесно-логической.

Слепые и слабовидящие дети бывают конфликтны, несдержанны, не имеют целей. Но общение, совместные учебные и трудовые дела с видящими ровесникам развивают у них самостоятельность и конкурентоспособность.

V категория. Тяжелая речевая патология

Дети немые, с фонетико-фонематическим недоразвитием речи и нарушением произношения отдельных звуков: алалия, афазия, дизартрия, ринолалия. При алалии сохраняется нормальный слух и интеллект, но из-за органических поражений речевых областей головного мозга нарушается развитие речи. Появляются аграмматизмы, трудности при чтении и письме, снижается словарный запас.

Афазия характеризуется разрушением уже сформировавшейся речи, когда поражен двигательный или речевой центр головного мозга. В первом случае речь полностью отсутствует или сохраняется в виде отдельных фраз и слов с дефектами произношения. Во втором — нарушается дифференцированное восприятие звуков и слов. Ребенок перестает понимать, что ему говорят, но нормально воспринимает неречевые звуки.

Дизартрия и ринолалия — это нарушение произношения. При дизартрии – из-за недостаточного развития речевого аппарата, при ринолалии – из-за анатомических дефектов строения органов артикуляции. В результате страдают все психические процессы, за исключением логической, смысловой и зрительной памяти.

Обучение проходит через развитие моторики с помощью гимнастики, ритмики, музыки. В результате восстанавливается устойчивый познавательный интерес и адекватная самооценка.

В беззаботную школьную жизнь порой вмешиваются травмы и болезни. Однако длительное лечение и даже инвалидность не означают, что об учёбе придётся забыть. Дети с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) могут получать образование как минимум в двух форматах.

Надомное обучение детей с ОВЗ

Надомное обучение — это такое устройство учебного процесса, при котором учитель приходит к ребёнку домой или в больницу либо проводит занятия дистанционно.

Поскольку надомное обучение не является самостоятельной формой получения образования, все организационные вопросы решает школа, в которой числится ребёнок с ОВЗ. А именно: составляет индивидуальный план обучения и аттестаций, назначает преподавателей, распределяет нагрузку. Семья должна подчиняться правилам и создавать условия для проведения занятий дома.

Для перевода ребёнка с ОВЗ на надомное обучение необходимо заключение медико-социальной экспертизы и заявление родителей. Перечень заболеваний, дающих право учиться дома, утверждён Министерством здравоохранения в 2016 году.

Семейное обучение детей с ОВЗ

Семейное обучение — это форма получения образования вне учебного заведения. Семья осознанно уходит из классической школьной среды, чтобы получить свободу в выборе программ и методик обучения, места жительства и распорядка дня.

Организация учебного процесса и ответственность за образование детей с ОВЗ лежит на родителях. Мамы и папы решают что, когда, как и в каком объёме будет изучать ребёнок, и они обязаны обеспечивать подготовку к аттестациям.

Переход на семейное обучение осуществляется очень просто. Не нужны никакие комиссии и разрешения — достаточно уведомить органы местного самоуправления и подобрать школу для сдачи аттестаций. Учить ребёнка при этом можно самостоятельно или с помощью репетиторов и интернета.

Как проходят занятия

Занятия проводятся по расписанию, которое достаточно комфортно для детей с ОВЗ. Первый урок — не раньше 10-11 утра, можно выспаться и сделать необходимые процедуры. Между уроками есть время на отдых и реабилитацию.

Преимущество онлайн-занятий при обучении детей с инвалидностью или ОВЗ состоит в живом общении с преподавателями. Но если ребёнку трудно печатать, нужны более частые перерывы в работе или, к примеру, требуется медленный темп речи, можно просматривать видеозаписи уроков.

Обучение детей с инвалидностью

Каждое занятие сопровождается интерактивным домашним заданием, которое помогает закреплять пройденный материал и почти полностью выполняется компьютерной мышкой. Когда задания требуют развёрнутого ответа, можно воспользоваться экранной клавиатурой или функцией голосового ввода на компьютере.

За выполнение домашних заданий ученики очки опыта

В течение недели с ребёнком работает наставник. Напоминает о задачах, помогает решать технические вопросы, а главное — мотивирует и поддерживает. По желанию родителей можно выбрать наставника с педагогическим образованием.

Обучение детей с овз и инвалидностью

Записали!
Скоро с вами свяжется консультант, расскажет об обучении в нашей онлайн-школе.
Проверьте вашу электронную почту — там письмо о том, что стоит сделать перед консультацией.

Записали!
Скоро с вами свяжется консультант, расскажет об обучении в нашей онлайн-школе.
Проверьте вашу электронную почту — там письмо о том, что стоит сделать перед консультацией.

Записали!
Скоро с вами свяжется консультант, расскажет об обучении в нашей онлайн-школе.
Проверьте вашу электронную почту — там письмо о том, что стоит сделать перед консультацией.


У нас вы сможете учиться в удобном темпе, делать упор на любимые предметы и общаться со сверстниками по всему миру.

Читайте также: