В какой стране нужны права на велосипед

Обновлено: 30.06.2024

Е сть мнение, что велосипедистов надо заставить сдавать на права, и тогда на улицах настанет закон и порядок. Питер Уолкер из The Guardian объясняет, почему это не так.

На днях член палаты лордов от лейбористской партии Великобритании Роберт Уинстон решил поинтересоваться правительства, какие меры они принимают, чтобы внедрить получение прав и покупку страховок среди велосипедистов. Журналист Питер Уолкер решил ответить от имени кабинета министров.

Вы спрашивали, какие меры мы предприняли к тому, чтобы обязать велосипедистов сдавать на права и покупать страховки. Если коротко, то никакие. И в будущем мы также не планируем что-либо делать в этом направлении. Не задай вы свой вопрос, мы бы на эту тему даже не задумались.

Почему? И снова у нас есть короткий ответ: потому что это глупое и бессмысленное начинание, о чем свидетельствует тот тот факт, что практически ни в одной стране мира велосипедисты не обязаны получать права и страховки. Подобные идеи обычно исходят от людей, которые в целом выступают против велосипедистов. В недавнем прошлом вы говорили о том, что велоинфраструктура повинна в увеличении автомобильных выхлопов, но я всё же надеюсь, что у вас нет с этими людьми ничего общего.

Думаю, мне следует объяснить, почему права и страховки для велосипедов это не тема для серьезного разговора. Всё очень просто: реализация этих планов не принесет никакой пользы, но породит массу проблем. Любое здравомыслящее правительство будет предпринимать все возможные усилия, чтобы люди как можно чаще ездили на велосипеде, а не создавать им бюрократические препятствия.

В масштабах планеты сидячий образ жизни уносит пять миллионов жизней ежегодно.

Давайте приведем один лишь пример, который должен быть вам близок как врачу: здравоохранение. Уверен, что вы знаете, сколь пагубно на здоровье нации влияет привычка ездить на машине даже на короткие расстояния. Стареющее население, привыкшее вести сидячий образ жизни и страдающее от излишнего веса ставит национальный фонд здравоохранения на грань разорения. Главная проблема — отсутствие физической активности. В масштабах планеты сидячий образ жизни уносит пять миллионов жизней ежегодно, в то время как даже относительно короткие поездки на велосипеде имеют положительный эффект на здоровье людей. Не стоит сбрасывать со счетов и загрязнение воздуха, которое, по данным недавнего исследования, убивает больше людей, чем табачный дым.


Велосипедные права, тоже родом из СССР.

Благодаря популярности велосипеда наши города могут стать более тихими, безопасными и связными, мы получаем возможность свое влияние на изменение климата. И при можно с уверенностью сказать, что появление законодательных ограничений приведет к тому, что часть людей откажется от велосипеда. Так зачем нам это делать?

К тому же не вполне понятно, как будут выполняться эти требования. Кто должен будет получать права — только взрослые или дети тоже? Если правила не распространяются на детей, не придется ли в таком случае тинейджерам постоянно носить с собой удостоверение личности, чтобы доказать, что им еще нет 18 лет? Кто и как будет за этим следить? Придется ли вешать на велосипеды номерные знаки?


В наши дни одно из немногих мест на земле, где существуют велосипедные права — это Австралия. На фото — активист, протестующий против чрезмерного регулирования.

Наконец — и это главный вопрос — чего вы добиваетесь? Если вам кажется, что права для велосипедистов помогут покончить с нарушением правил, то обратите внимание на статистику: 86% водителей, имеющих автомобильные права, превышают скорость на улицах, где установлен лимит 20 миль в час, а треть признается, что использует за рулем телефон. А что касается страховок, то несмотря на требования закона по дорогам страны ездит миллион незастрахованных водителей.

Каждый год в Великобритании в ДТП гибнут 1800 человек, но число умерших от столкновения с велосипедом варьируется в диапазоне от 0 до 2.

Нарушители правил на велосипедах могут раздражать и даже выглядеть опасно, но вероятность, что в результате их поведения кто-то погибнет или будет серьезно травмирован, ничтожно мала. Каждый год в Великобритании в ДТП гибнут 1800 человек, при этом число умерших от столкновения с велосипедом варьируется в диапазоне от 0 до 2. Это не потому что велосипедисты какие-то виртуозы. Просто столкнуться с человеком на велосипеде весом 100 кг и со скоростью 15 миль в час (24 км/ч) и фургоном весом 1 500 кг и скоростью 35 миль в час (56 км/ч) — совсем не одно и то же.

Итак, подведем итоги. Ваше предложение заключается в том, чтобы ввести довольно спорные меры административного регулирования, которые едва ли окажут серьезное воздействие на поведение в целом законопослушной группы пользователей определенного вида транспорта, не несущих серьезной угрозы для окружающих и даже приносящих пользу обществу. При этом предлагаемые меры будут стимулировать отказ людей от этого вида транспорта. Боюсь, мне этого не понять.

Права для велосипедистов в России- как отличить велосипед от мопеда?

Уже мопед или еще велосипед? Вопрос необходимости получения водительских прав волнует многих владельцев велосипеда. ПДД определяют велосипед как транспортное средство.

Граница между обычным велосипедом и байком, на которые нужны права часто довольно размытая.

Давайте попробуем вместе разобраться в этом вопросе и узнать, на какие категории велосипедов в России нужны права.

Права для велосипедистов в России- как отличить велосипед от мопеда?

Безопасность вождения

С появлением огромного количества современных скоростных велосипедов, усугубилась и проблема безопасности на дороги. Велосипеды с мотором или скоростные электробайки при дорожно-транспортном происшествии практически не уступают по опасности нанесения травм другим транспортным средствам. При этом такие модели часто управляются лицами, не имеющими прав и не знающими основных правил дорожного движения. Часто за рулем таких велосипедов находятся лица, моложе 18 лет.

Статистика показывает, что велосипедисты, имеющие опыт вождения транспортным средством, предполагающим наличие прав, ведут себя на дороге гораздо аккуратнее и грамотнее.

Важно помнить, что участники дорожного движения в равной мере несут ответственность за его безопасность. Все, от пешехода до водителя, должны придерживаться ПДД. Конечно же, штрафы для владельцев авто несоразмерно больше штрафов, предусмотренных для пешеходов и велосипедистов. Но это — скорее несправедливость, чем повод не изучать, или, тем более, нарушать правила.

штрафы для владельцев авто несоразмерно больше

Права на велосипеды и байки

Права на обычный велосипед

На обычный двухколесный байк, приводимый в движение педалями, права не нужны. Права необходимы владельцам мопедов и мотоциклов.

Электрические байки

А как же велосипеды с электромотором? Для них предусмотрены следующие ограничения:

  • Велосипед может быть оснащен электрическим мотором мощностью не более 250 Вт
  • Двигатель транспортного средства должен автоматически отключаться при развитии скорости в 25 км/час.

Ездить по пешеходным дорогам на таким велосипеде уже категорически запрещено. Нельзя передвигаться на таком байке и по паркам.

Велосипеды с бензиновым двигателем

К категории велосипедов такие байки отнести уже нельзя. По закону такое транспортное средство уже считается мопедом, на него нужны права. Чаще всего при этом подойдет любая категория прав. Рассмотрим этот вопрос подробнее.

Категории прав

  • бензиновый двигатель объемом не больше 49,9 куб.
  • транспортное средство не разгоняется выше 50 км/час
  • мощность электромотора в пределах от 250 Вт до 4 кВт.

Во всех других случаях нужна категория А.

В каком случае необходима категория прав А?

  • Если объем двигателя превышает 50 кубометров.
  • Если транспортное средство может ездить быстрее 50 км/час
  • Если электродвигатель превышает по мощности 4 кВт

Важные вопросы

Как узнать мощность мотора?

Как понять, будет ли превышен порог? Загляните в описание мотора.

Максимальная мощность в законе рассматривает мощность в режиме длительной нагрузки

В описании мотора вы встретите такие понятия, как номинальная и максимальная мощности. Мощностью при длительной нагрузке является такая мощность двигателя, при которой он сможет работать длительное время не выходя из строя. Это и есть номинальная мощность.

Если в документации к номинальная мощность не превышает порога, а максимальная превышает, то ездить без прав на таком моторе разрешено по закону.

Однако стоит сразу озвучить существующую проблему. Среди сотрудников ГИБДД мало кто настолько подробно вникает в эти различия. К тому же, если в вашей документации отсутствует информация о номинальной мощности, а указана только максимальная, при этом превышающая допустимый порог, вам грозит штраф. Для возможности обжаловать решение в суде будет также необходимо будет пройти техническую экспертизу.

ведут себя на дороге гораздо аккуратнее и грамотнее

Хорошим советом здесь будет заглянуть в описание мотора перед покупкой и выбрать тот, у которого все в порядке с документацией.

Однако и тут существует весомое замечание.

Сотрудник ГИБДД не имеет права требовать у вас при проверке документы на велосипед. Невозможным является измерение номинальной скорости в условиях рутинной проверки. Но если вы попали в ДТП или, что еще хуже, стали виновников ДТП, не удастся избежать серьезной проверки.

Постановка велосипеда на учет

Если по любому из перечисленных критериев ваш велосипед относится к категории мопедов, ставить его на учет необходимо.

Любое транспортное средство, предполагающее наличие прав, предполагает и учет в ГИБДД.

Как проходит получение прав на велосипед

Права на велосипед (тут уже логичнее называть транспортное средство мопедом по закону) получаются в автошколе или специализированной мотошколе. Как и при получении прав на авто, обучение состоит из теории и практики.

Длительность теоретической части 110 часов. При желании получить права категории А, от теоретический части по закону могут быть освобождены владельцы прав категории В (если права получены более 3 месяцев назад).

Права категории А дают право управлять транспортными средствами, указанными в категориях М, А1 и В1. Права на эти категории можно также получить отдельно.

О штрафах и ПДД

Какие санкции предусмотрены за несоблюдение закона?

В случае, если технические параметры вашего транспортного средства требуют прав, но права у вас отсутствуют, часть 1 статьи 12.7 КоАП предполагает штраф от 5000 до 15000 рублей.

Если, к тому же, вы катаетесь без прав не на собственном мопеде, то владельцу транспортного средства грозит до 30000 рублей штрафа.

Если водитель лишен прав, но управляет транспортным средством, штраф предполагается от 30000 рублей.

При вождении велосипеда, предусматривающего наличие прав, в нетрезвом состоянии, штраф более серьезный: от 30000 рублей до 200000 рублей с возможностью лишения прав до 1,5 лет.

Если же права у вас есть, но вы не взяли их с собой, штраф будет минимальным — 500 рублей.

За несоблюдение правил дорожного движения на обычном велосипеде предусмотрен штраф от 700 рублей. За нарушение в состоянии опьянения водитель будет оштрафован на 1000-1500 рублей.

Штрафстоянка для велосипедов

По закону штрафстоянка для велосипедов не предусмотрена. При необходимости прекратить вождение транспортного средства после выявленного нарушения, вы просто можете идти пешком, везя байк рядом с собой. Закон будет квалифицировать вас как пешехода.

Экзамен на знание ПДД

Внесение в закон необходимости сдачи экзамена для всех велосипедистов обсуждается с 2018 года. На 2022 год закон не предполагает такого экзамена. Инициатива исходила данных статистики по транспортным происшествиям. Предполагалось повысить грамотность велосипедистов путем введения обязательного мини-экзамена (на портале Госуслуг или сайте ГИБДД). Также планировалась обязательная бесплатная постановка велосипеда на учет по номеру рамы. О системе возможных штрафов пока ничего неизвестно.

С какого возраста можно ехать на велосипеде по проезжей части?

Закон предусматривает вождение обычного велосипеда по дорогам лицами, старше 14 лет, при условии отсутствии велосипедной дорожки или тротуара. Дети от 7 до 14 лет могут кататься только по велосипедным дорожкам или тротуарам. Самые маленькие велосипедисты (дети до 7 лет) могут кататься по тротуарам и использовать только ту сторону велодороги, которая примыкает к тротуару.

С появлением большого числа высокоскоростных моделей велосипедов на дорогах уже в который раз остро встаёт вопрос о необходимости обязательного введения обучения для водителей и категории прав на такой вид транспорта. Споры в правительстве по поводу, нужны ли права на велосипед, ведутся достаточно давно. Это обусловлено тем, что происходит много аварий с участием велосипедистов.

ПДД для велосипедиста

Запрещающий знак для велосипедистов

Поскольку современные байки иногда бывают сродни мопедам и мотоциклам, позволяя развивать довольно большую скорость, существует риск нанести серьёзные травмы как самому водителю, так и пешеходам. Человеку, имеющему достаточный водительский опыт, вне зависимости от транспортного средства, на котором оттачивалось мастерство вождения, гораздо легче влиться в стихию дорог на велосипеде. Но на проезжую часть могут выезжать и люди, не имеющие представления о том, как вести себя в потоке машин. Всё потому, что если на человека официально не возложить обязанность знать и соблюдать правила, он не сочтёт это нужным. По этой причине представители закона наказывают материально нарушителей и с каждым годом штрафы за пренебрежение ПДД только растут.

Учитывая тот факт, что инфраструктура для велосипедов у нас незначительно развита, многие велосипедисты и в глаза не видели велодорожки, соответственно, им приходится передвигаться по проезжей части. Тем не менее законом определено, где именно и с какого возраста можно ездить на велосипеде.

Согласно статье 24, по правому краю проезжей части можно ехать велосипедистам старше 14 лет, если отсутствует велодорожка, велопешеходная дорожка, специальная полоса. Дети от 7 до 14 лет могут передвигаться только по пешеходным, велопешеходным или велосипедным дорожкам. Маленькие велосипедисты возрастом до 7 лет должны ездить лишь по дорожкам для пешеходов или же по велодорожке со стороны для пешеходов.

На какие велосипеды нужны права

Вопреки всевозможным слухам в сети о необходимости приобретать водительское удостоверение на право вождения велосипедом, для владельцев обычного байка всё же пока не требуется такой документ. А вот если ваш двухколёсный друг оснащён мотором, то, согласно его техническим характеристикам, можно сказать, относится он всё ещё к велосипедам или уже перешёл к категории мопедов.

Девушка на велосипеде нарушает правила

Девушка на велосипеде нарушает ПДД

Зачастую инспектору ГИБДД проверить в точности, насколько мощный у вас двигатель, не представляется возможным, а доказать, что скорость была превышена, также проблематично. Заставить вас предъявить удостоверение на право управления велосипедом никто не в силах, если мощность двигателя сопоставима с категорией велосипед. Но вот на механическое транспортное средство вы уже обязаны показывать права и другие документы по требованию представителей закона. Можно даже при виде инспектора выключить мотор и продолжать движение кручением педалей, но если по вине велосипедиста случилось ДТП, то тут уже от ответственности не отвертеться. Даже без наличия документов представители закона без труда определят вашу личность и привлекут к административной или уголовной ответственности. Так что если велосипедист нанёс ущерб пешеходу или спровоцировал автомобильную аварию, придётся понести наказание за содеянное.

Штрафы для велосипедистов

В апреле 2017 года появились новые поправки в законе, касающиеся велосипедистов, для них теперь вынесены новые пункты, что позволит обеспечить большую безопасность. Большой минус отсутствия удостоверений на право управления велосипедом — незнание элементарных правил дорожного движения, что, конечно же, всё равно не освобождает от ответственности.

Штрафы для велосипедистов отдельно обозначены в КоАП. Согласно статье 12.29 за нарушение ПДД предусмотрены следующие взыскания:

  • 800 рублей за любое несоблюдение правил дорожного движения;
  • 1000–1500 рублей за нарушение правил велосипедистом в состоянии опьянения.

Если брать во внимание темпы развития велоиндустрии, не за горами новые законопроекты, которые обяжут абсолютно каждого велосипедиста пройти обучение, обзавестись правами и нести полную ответственность за движение на дороге, как того требуют от автомобилистов.

Главное, чтобы наряду с нововведениями в городах России появлялось больше велодорожек, что обусловит меньшее количество нарушений и комфортное передвижение для велосипедистов.

дорожка для велосипедистов

Велодорожка для байков

Основное и неизменное правило для обеспечения безопасности владельцем любого транспортного средства — это проверка исправности технического состояния транспорта, а также внимательное изучение и соблюдение правил.

Пользуясь тем, что права на управление велосипедом не требуются, многие велосипедисты пренебрегают изучением ПДД, создавая аварийные ситуации на дорогах. Особенно это касается подростков, не ознакомленных с правилами, которым по возрасту разрешено выезжать на проезжую часть. Участниками дорожного движения являются все лица, находящиеся на дороге, включая пешеходов, и каждый несёт ответственность за безопасность передвижения. Любое неадекватное поведение или нарушение правил со стороны имеющих отношение к процессу может повлечь за собой трагедию.

нельзя делать на велосипеде

Категорически запрещено при езде на велосипеде

Пребывать на дороге в качестве велосипедиста не совсем безопасно, потому как велосипед не защищает человека так, как автомобиль, и риск пострадать для самого водителя значительно больше. В любом случае каждый находящийся на дороге должен в равной степени быть внимателен к процессу движения. Немного несправедливо, что автомобилисты, которые учились, имеют права на вождение транспортного средства, несут большую ответственность, чем велосипедисты или те же пешеходы, которые в большинстве случаев сами выступают виновниками ДТП.

алкоголь и велосипедист

Какие могут быть последствия за езду в пьяном виде на велосипеде. Меры, принимаемые по отношению к пьяным водителям представителями закона.

Велосипедисты на дороге

Нужны ли права на велосипед с мотором? К какой категории транспорта относится такой велосипед.

путешествие по Европе

Велотуризм с каждым годом завоёвывает всё большее число поклонников, опытных велопутешественников так и тянет совершить долгожданное путешествие по России и Европе. На такой шаг готов пойти не каждый, только настоящий любитель, готовый крутить педали в любую погоду и наслаждаться неописуемой красотой открывающихся горизонтов и загадочных городов.

  • на сайте
  • ВКонтакте
  • facebook

18 июня 2018 года в г. Томске на пешеходной дорожке моего мужа сбил велосипедист, велосипедист с места аварии скрылся. В итоге муж до сих пор находится в больничном, сейчас прооперирован. Видеокамер нет на месте происшествия, ну и кому предьявлять иски, а человека реально покалечили.

Нужно ли получать права для управления велосипеда с мотором

Для упрощения процесса эксплуатации велика многие граждане предпочитают устанавливать на него мотор. Стандартный велосипед считается медленным средством передвижения, которое может использоваться даже детьми. Но к оборудованию, оснащенному двигателем, предъявляются более жесткие и специфические требования. При низкой мощности двигателя не требуются для велосипеда с мотором права, хотя велосипедист катается с высокой скоростью, а также выезжает на проезжую часть. Он должен хорошо разбираться в ПДД, а также грамотно выполнять все маневры.

Права на вело с мотором

Нужны ли права?

Иногда владельцы средства передвижения не знают о том, нужны ли права на велосипед с мотором. Если покупается для езды мопед, то пользователю необходимо получать водительское удостоверение, а также регистрировать данное оборудование в ГИБДД. Но если на обычный велосипед ставится мотор, то возникают споры относительно того, может ли им пользоваться человек без прав.

Внимание! Для предотвращения разногласий с представителями ГИБДД рекомендуется получить водительское удостоверение, а также поставить электровелосипед на учет, поскольку обычно к такому средству передвижения предъявляются те же требования, что и к обычному мопеду.

Если же представитель ГИБДД выяснит, что отсутствуют права на велосипед с мотором, то он может выписать нарушителю штраф в размере от 800 руб. до 15 тыс. руб., а оборудование эвакуируется на штрафстоянку.

Разновидности электровелосипедов

Перед тем, как определить, нужны ли права на мотовелосипед в России, важно разобраться во всех разновидностях транспортных средств. Поэтому учитывается следующая классификация:

  1. Велосипед. Он представлен легким ТС, для движения которого требуется прикладывать физические усилия. Допускается оснащать это оборудование электрическим генератором, мощность которого не превышает 0,25 киловатт. Максимальная скорость, с которой может ездить велик, составляет 30 км/ч. Велосипедист, пользующийся таким оборудованием, не обязан предоставлять какие-либо документы работнику ГИБДД. Но если устанавливается двигатель, который по своей мощности превышает установленное значение, то к такому велосипеду предъявляются те же требования, что и к мопеду.
  2. Мопед. Для движения с помощью этого ТС применяется механика. Мощность варьируется от 0,25 до 4 киловатт. Скорость передвижения достигает 50 км/ч. Если скорость выше, то такое ТС классифицируется как мотоцикл. Владелец мопеда обязан по первому требованию сотрудника ГИБДД предъявить документы, к которым относится не только паспорт на средство передвижения, но и водительские права.

Нужны ли права на бензиновый велосипед? Если мощность установленного двигателя превышает 0,25 киловатт, то такое ТС приравнивается к мопеду, поэтому у человека, который использует оборудование, должно иметься водительское удостоверение. Определить мощность довольно сложно, если отсутствуют документы на мотор. Но если полицейские зафиксируют скорость, превышающую 30 км/ч, то они могут потребовать предъявления документов и провести проверку.

Правила движения

Несложно разобраться в том, нужны ли права на велосипед с мотором, поскольку достаточно только оценить мощность установленного двигателя. При использовании оборудования высокой мощности рекомендуется заранее позаботиться о получении удостоверения, а также подготовке всей документации на такую технику. Во время передвижения по городу или трассе велосипедист должен придерживаться стандартных правил движения. Для владельцев электровелосипедов не существует каких-либо специфических правил, поэтому важно учитывать стандартные ПДД.

Права на вело с мотором

Но в правилах существует несколько разделов, которые специально предназначены для лиц, ездящих на мопедах, скутерах или велосипедах с мотором. Поэтому для комфортной и безопасной поездки учитываются следующие правила:

  • такое оборудование обязательно оснащается фарами ближнего света, которые включаются не только ночью, но и днем, что повышает безопасность движения для всех участников;
  • требуется наличие водительского удостоверения, которое велосипедист предоставляет сотрудникам ГИБДД по первому требованию, причем отсутствуют какие-либо ограничения относительно категории прав;
  • ездить на таком байке может исключительно совершеннолетний гражданин;
  • если мощность мотора не превышает установленных значений, то допускается пользоваться средством передвижения даже подросткам;
  • если выбирается для езды велосипедная полоса, то возраст велосипедиста должен превышать 14 лет;
  • двигаться по обочине разрешено при отсутствии людей;
  • если применяется велосипед для перевозки двух людей, то в документах на оборудование должна содержаться соответствующая информация;
  • перевозить на велосипеде детей, возраст которых не превышает 7 лет, допускается только при предварительной установке автокресла;
  • запрещена езда, когда человек не держится руками за руль;
  • нельзя перевозить какие-либо предметы, которые по своей длине превышают размеры велосипеда на полметра;
  • запрещено при движении на транспортных путях поворачивать налево или разворачиваться, если имеется больше одной попутной полосы, а также отсутствует нужный дорожный знак, поэтому велосипедист должен хорошо знать ПДД, чтобы не создавать аварийных ситуаций на дороге;
  • не допускается ездить по пешеходному переходу, поэтому если человеку нужно перейти дорогу, то ему нужно слезть с байка, после чего пешком пройти по переходу, а сесть за руль можно только с другой стороны дороги;
  • разрешено кататься без шлема, но если скорость превышает 30 км/ч то требуется надевать мотошлем.

Внимание! Разобраться в том, нужны ли права на велосипед с мотором необходимо до непосредственной установки двигателя, что позволит предотвратить разногласия с представителями ГИБДД.

Особенности электрического мотора

Перед установкой дополнительных элементов на велосипедную раму важно понять, нужны ли права на мотовелосипед, а также какие требования будут предъявляться к полученному средству передвижения. Мотор может быть электрическим или бензиновым. Каждая разновидность обладает своими плюсами и минусами. Бензиновый нуждается в постоянном топливе, причем если планируется поездка на дальние расстояния, то придется возить с собой емкости с бензином. Поэтому многие велосипедисты предпочитают пользоваться электрооборудованием. К его особенностям относится:

  • чтобы зарядить электровелосипед, можно воспользоваться обычной розеткой;
  • мотор можно включить непосредственно во время езды, например, если нужно подняться на горку, после чего он легко отключается, что позволяет ехать благодаря физическим усилиям пользователя;
  • для велопутешествий не нужно обладать хорошей физической формой, а также не возникает чувства усталости;
  • электрический мотор поддерживает водителя, а также не возникает сложностей с преодолением серьезных подъемов;
  • если мощность такого оборудования довольно низкая, то не требуется регистрация и получение водительского удостоверения;
  • если мотор разрядится, то продолжить поездку можно стандартным образом, для чего придется крутить педали;
  • отсутствует негативное воздействие на окружающую среду;
  • во время работы оборудования не возникает сильного шума.

Права на вело с мотором

Внимание! Если планируется дальняя поездка, то важно знать, нужны ли права на мотовелосипед в Беларуси, причем в этой стране применяются аналогичные требования, поэтому удостоверение требуется, если мощность двигателя превышает 250 W.

Электрические модели велосипедов распространены на территории азиатских стран. Но такое оборудование обладает некоторыми значимыми недостатками. К ним относится сложность хранения за счет существенной массы, а также дорогостоящий аккумулятор обладает коротким сроком службы, не превышающим 4-х лет. Стоимость такого оборудования начинается от 30 тыс. руб.

Заключение

Если планируется установка мотора на велосипед, то нужно разобраться, нужны ли права на мотовелосипед. Для этого учитывается мощность установленного оборудования. Если пользоваться мощным агрегатом без предварительного оформления водительского удостоверения, то это приведет к разногласиям с представителями ГИБДД, а также к уплате крупного штрафа и конфискации средства передвижения.

Права и обязанности велосипедистов

Байкеры – полноправные и многочисленные участники дорожного движения. Система правовых отношений регламентирует статус и обязанности велосипедиста. Но зачастую двухколесное транспортное средство вызывает у водителей автомобилей раздражение. Велосипед теряется среди машин из-за малых размеров и бесшумного передвижения. По мнению автолюбителей, он появляется из ниоткуда, а велосипедист не знает правил и не заботится о собственной безопасности. Чтобы минимизировать конфликтные ситуации, правительство утвердило ПДД, которые базируются на Европейской Концепции и национальном законодательстве.

Обязанности велосипедиста

велосипедисты

По статистике, в 2017 году было совершено 5056 ДТП с участием байкеров. В результате погибло 382 и ранено около 5000 человека. В 2020 году показатель вырос на 5%. Езда по пешеходному переходу и навстречу автомобилям, игнорирование красного света светофоров и сигналов поворотов, перевоз грузов и пассажиров, многие другие нарушения – причина появления специального раздела в ПДД, в котором оговорены права и обязанности велосипедистов на дороге. Владелец двухколесного транспорта должен:

  1. Знать и соблюдать ПДД.
  2. Следить за исправностью средства передвижения в соответствии со стандартными требованиями к техническому состоянию велосипеда.
  3. Оснастить двухколесный транспорт звонком и светоотражателями (белый – спереди, красный – сзади, оранжевые фонарики – по бокам).
  4. Отрегулировать рулевое управление, иметь надежные тормоза.
  5. Перед выездом проверить крепление седла, подкачать шины.
  6. Пропускать людей на переходах.
  7. Не быть помехой на дорогах, не создавать аварийные ситуации для участников движения.
  8. Специальными жестами заранее предупреждать о желании велосипедиста перестроиться, повернуть в сторону, затормозить или остановиться:
  • вытянутая рука (правая) в сторону поворота или левая, согнутая в локте под прямым углом, указывают на желание велосипедиста перестроиться или повернуть вправо;
  • изменение движения в другую сторону показывают левой рукой или же сгибают в локте правую руку под углом 90 градусов;
  • перед остановкой или торможением байкер должен поднять вверх выпрямленную руку.
  1. Велосипедист должен убедиться, что автолюбитель понял его намерения.
  2. Необходимо соблюдать требования безопасности:
  • ездить в единый ряд с другими велосипедистами (до 10 человек);
  • осуществлять движение по правому краю дороги, соблюдая расстояние до 1 м;
  • осуществлять объезд (обгон) машин только с левой стороны;
  • носить индивидуальные предметы защиты (велосипедный шлем, перчатки и пр.)

Байкер обязан выбрать для передвижения велосипедную дорожку, если она расположена рядом с трассой. При наличии препятствий (мусор, припаркованные автомобили) переезжают на проезжую часть.

Запрещено

запреты велосипедиста

Велосипедист − это владелец двухколесного транспорта и одновременно водитель, принимающий участие в дорожном движении. Шоссейник обязан знать действующие Правила и отвечать за их нарушение. Что нельзя?

Кататься на двухколеснике без помощи рук (не держась за рулевое управление). При такой езде по краю автодороги, по обочине, по тротуару лихие велосипедисты могут упасть прямо под колеса машины и получить серьезную травму.

Запрещено управлять велосипедом под воздействием алкоголя, лекарственных препаратов, в болезненном и утомленном состоянии. При установлении вины в создании аварийной ситуации не имеет значения, осуществлялось движение на велосипеде в состоянии опьянения или байкер сопровождал его, идя пешком.

В РФ допустимый уровень содержания алкоголя в крови составляет 0,16 мг/л вдыхаемого воздуха. В Австрии − 0,4, в Швеции − 0,2.

Разрешено

Профессионалы обращают внимание на противоречивость действующих норм ПДД. Например, кандидат юридических наук Ф. Зеймалов утверждает: правовой статус велосипедиста как участника дорожного движения нуждается в совершенствовании. Может ли человек, управляющий двухколесным транспортом, передвигаться по крайней полосе и поворачивать направо? Разрешено ли подросткам кататься по автомобильной дороге или обочине? Как должен поступить велосипедист, если направления движения пересекаются, а порядок очередности не работает в отношении байкера?

Изучение проблем привело к выводу: водители часто пользуются правилами, которые изучали десятки лет назад, а велосипедисты в 40% случаев пересекают проезжую часть в неустановленных местах. Чтобы избежать проблем, велосипедистам разрешают следующее:

  1. Использовать велосипед как транспорт, спортивный снаряд для занятий спортом, средство для развлечений и досуга.
  2. Кататься по велодорожкам, специально очерченным полосам.
  3. Ездить по правой стороне проезжей части.
  4. Обновленные правила разрешают отъезжать от края трассы более 1 м.
  5. Разрешается ехать по обочине, если нет возможности передвигаться по дороге.
  6. Можно пользоваться обозначенной частью дороги, где запрещено парковать автомобили.
  7. Передвигаться по горизонтальной разметке для велосипедистов.
  8. Ездить по трассе группами (колоннами).
  9. Велосипедист старше 14 лет имеет право выезжать на проезжую часть (если рядом нет велосипедных полос или дорожек).
  10. Разрешается перевозить ребенка до 7 лет на специальном сидении.
  11. Можно пользоваться обозначенной частью дороги, где запрещено парковать автомобили.
  12. Велосипедистам разрешено использовать выделенные полосы для общественного транспорта.
  13. ПДД позволяют байкеру во время езды держать на специальном поводке собаку.

Велосипедисты имеют право ездить без шлема. В целях безопасности рекомендуется использовать защитный элемент экипировки.

Ответственность велосипедистов за нарушения ПДД

велосипедист говорит по мобильному

Нормативные документы содержат основные требования и санкции по отношению к велосипедистам, нарушающим закон. Это ПДД (п.24) и КоАП (ст. 12.29). Байкеры, как и водители автотранспорта, являются участниками дорожного движения. Нарушения фиксирует госавтоинспектор, который имеет право сделать предупреждение, оформить протокол, выписать штраф. Административная ответственность за управление двухколесником пьяным водителем закреплена п.27 ПДД. Ужесточение санкций оговорено в Кодексе об административных правонарушениях.

Штрафы (от 800 руб. и выше) накладывают за нарушение правил без нанесения ущерба другим лицам. Если по вине велосипедиста люди получили травмы, денежные взыскания увеличиваются на 200–700 руб. Административная ответственность наступает с 16 лет.

Перечислим, за какие нарушения могут наказать:

  • создание помех на дороге;
  • езда в состоянии опьянения;
  • нанесение вреда здоровью другому участнику движения;
  • перевоз груза, не соответствующего габаритам велосипеда;
  • поворот (разворот) на дорогах с трамвайным движением;
  • пересечение полос, обозначающих одно направление;
  • буксировка транспортных средств;
  • пересечение на велосипеде пешеходного перехода;
  • отсутствие звукового сигнала и светоотражателей;
  • создание аварийной ситуации;
  • поездка на неисправном велосипеде;
  • катание без опоры на руль или если ноги подняты на раму;
  • перевоз пассажиров.

Бывают случаи, когда велосипедиста могут оштрафовать за езду во время снегопада или гололеда. Инспектора ГИБДД считают ситуацию опасной для других участников движения.

Краткая информация представлена в таблице.

НарушениеРазмер штрафа (руб.)
Разговор по телефону, управление двухколесником без опоры на руль 300−500
Катание по тротуару, обочинам, проезжей части при наличии велосипедной полосы 800−1000
Движение по автобану1000
Состояние опьянения 1000−1500
Пересечение пешеходного перехода 800−1000
Нанесен легкий или средний ущерб здоровью человека (езда по тротуару) 1000−1500
Создание препятствий на дорогах1000−1500

За катание без велосипедного шлема, несоблюдение скоростного режима штрафные санкции не применяют.

Причины ДТП с участием велосипедистов:

  1. Невнимательность на дорогах.
  2. Катание по тротуарам.
  3. Отсутствие на велосипеде светоотражателей и фонарей.
  4. Пересечение пешеходных переходов.
  5. Недооценка скорости и тормозного пути велосипеда.
  6. Непредсказуемые маневры.
  7. Перевозка большого и длинного груза.
  8. Неудовлетворительное техническое состояние велосипеда.

Если виновником ДТП признан велосипедист, ущерб пострадавшему возмещается добровольно или в судебном порядке.

Заключение

70 лет назад на территории бывшего Советского Союза действовал закон, запрещающий управлять велосипедом без прав специального образца. Удостоверение выдавали после сдачи экзамена по ПДД. Велосипедиста обязывали зарегистрировать транспортное средство, получить номерной знак, который обязательно вывешивался на велосипеде. В настоящее время безопасность дорожного движения остается одним из приоритетов политики государства. Требования к техническим характеристикам велосипедов, а также к их управлению закреплены законодательно. Обязанность грамотного байкера (как водителя двухколесного транспорта) – знать и выполнять правила передвижения по трассе. Ответственность за езду на дороге предотвратит ДТП, поможет велосипедисту избежать сложных ситуаций на дороге. Катайтесь комфортно и безопасно!

Читайте также: