В какой статье коап рф регламентируется обязанность юрлиц отчитываться за оборот нс

Обновлено: 15.05.2024

Часть 1:
Невыполнение правил поведения при введении режима повышенной готовности на территории, на которой существует угроза возникновения чрезвычайной ситуации, или в зоне чрезвычайной ситуации, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 статьи 6.3 КоАП РФ

За нарушение каких актов может наступить ответственность:
Постановление Правительства РФ от 2 апреля 2020 г. № 417 "Об утверждении Правил поведения, обязательных для исполнения гражданами и организациями, при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации"

Мера ответственности: Предупреждение или Штраф
ИП от 30 000 до 50 000 руб.
Юридические лица: 100 000 – 300 000 руб.

Часть 2:
Действия (бездействие), предусмотренные частью 1 настоящей статьи, повлек шие причинение вреда здоровью человека или имуществу, за исключением случаев, предусмотренных частью 3 статьи 6.3 КоАП РФ, если эти действия (бездействие) не содержат уголовно наказуемого деяния, либо повторное совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 настоящей статьи.

За нарушение каких актов может наступить ответственность:
Постановление Правительства РФ от 2 апреля 2020 г. № 417 "Об утверждении Правил поведения, обязательных для исполнения гражданами и организациями, при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации"

Мера ответственности: Штраф
Юридические лица и ИП от 500 000 до 1 000 000 руб.
Или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток

Части 2, 3 статьи 6.3

Часть 2:
Нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения
- совершенное в период режима чрезвычайной ситуации или при возникновении угрозы распространения заболевания, представляющего опасность для окружающих,
- либо в период осуществления на соответствующей территории ограничительных мероприятий (карантина),
- либо невыполнение в установленный срок выданного в указанные периоды законного предписания (постановления) или требования органа (должностного лица), осуществляющего федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, о проведении санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий

Мера ответственности: Штраф
ИП от 50 000 до 150 000 руб. Или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток
Юридические лица от 200 000 до 500 000 руб.
Или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток

Часть 3:
Действия (бездействие), предусмотренные частью 2 настоящей статьи, повлекшие причинение вреда здоровью человека или смерть человека, если эти действия (бездействие) не содержат уголовно наказуемого деяния

Мера ответственности: Штраф
Юридические лица и ИП от 500 000 до 1 000 000 руб.
Или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток

Примечание: проведение административного расследования по делам об административных правонарушениях, предусмотренных статьями 6.3 и 20.6 1 КоАП РФ, не является обязательным, а вопрос о проведении такого расследования решается лицами, указанными в части 2 статьи 28.7 КоАП РФ, при возбуждении дела об административном правонарушении в зависимости от необходимости осуществления процессуальных действий, направленных на установление всех обстоятельств административного правонарушения, их фиксирование, юридическую квалификацию и процессуальное оформление.

Кто привлекает к ответственности: только суд. Должностные лица соответствующих органов уполномочены только на составление протоколов об административных правонарушениях и на вынесение решений о проведении административных расследований.

РЕГИОНАЛЬНЫЙ УРОВЕНЬ

Статья 38:
Неисполнение требований правового акта Губернатора Свердловской области, принятого в целях профилактики и устранения последствий распространения коронавирусной инфекции, если эти действия (бездействие) не содержат деяния, ответственность за совершение которого установлена федеральным законом (КоАП РФ).

Мера ответственности: Штраф
ИП (должностные лица) от 50 000 до 100 000 руб.
Юридические лица: от 500 000 до 1 000 000 руб.

Ответственность за нарушение в бухгалтерском учете: настоящее и будущее

Государственные (муниципальные) учреждения при нарушении требований к ведению бухгалтерского учета, составлению и представлению бухгалтерской отчетности несут административную ответственность, установленную ст. 15.15.6 КоАП РФ.

В настоящее время подготовлена новая редакция КоАП РФ (ID проекта 02/04/01‑20/00099059 (далее – проект) [1] ). Планируется, что изменения вступят в силу в 2021 году. В данном материале сравним действующие нормы ст. 15.15.6 КоАП РФ с аналогичными положениями проекта.

Нарушения в бухгалтерском учете и отчетности, в отношении которых предусмотрена административная ответственность по ст. 15.15.6 КоАП РФ, делятся следующим образом:

  1. Непредставление или представление бухгалтерской отчетности с нарушением установленных сроков.
  2. Незначительное искажение показателей бухгалтерской отчетности.
  3. Значительное искажение показателей бухгалтерской отчетности.
  4. Грубое нарушение требований к бухгалтерскому учету, к составлению либо представлению бухгалтерской отчетности.

Проектом предусмотрены аналогичные нарушения и их квалификация.

Непредставление, нарушение сроков представления бухгалтерской отчетности.

Административная мера ответственности, предусмотренная ст. 15.15.6 КоАП РФ

Административная мера ответственности, предусмотренная проектом

Непредставление или представление с нарушением сроков, установленных законодательством РФ о бухгалтерском учете, бюджетным законодательством РФ и иными нормативными

Наложение на должностных лиц административного штрафа в размере от 10 000 до 30 000 руб.

Предупреждение или наложение на должностных лиц административного штрафа в размере от 5 000 до 15 000 руб.

правовыми актами, регулирующими бюджетные правоотношения, бухгалтерской отчетности

Незначительное искажение показателей бухгалтерской отчетности.

Административная мера ответственности, предусмотренная ст. 15.15.6 КоАП РФ

Административная мера ответственности, предусмотренная проектом

Нарушение требований к бухгалтерскому учету, повлекшее представление бухгалтерской отчетности, содержащей незначительное искажение показателей этой отчетности, или не повлекшее искажения показателей этой отчетности

Предупреждение или наложение на должностных лиц административного штрафа в размере от 1 000 до 5 000 руб.

При повторном нарушении штраф для должностных лиц составляет от 5 000 до 15 000 руб.

Предупреждение или наложение на должностных лиц административного штрафа в размере от 1 000 до 5 000 руб.

Под незначительным искажением показателей бухгалтерской отчетности понимаются:

1) искажение показателя отчетности, выраженного в денежном измерении, которое привело к искажению информации об активах, и (или) обязательствах, и (или) о финансовом результате:

  • не менее чем на 1 %, но не более чем на 10 % и на сумму, не превышающую 100 000 руб.;
  • не более чем на 1 % и на сумму, превышающую 100 000 руб., но не превышающую 1 000 000 руб.;

2) занижение сумм налогов и сборов, страховых взносов на сумму, не превышающую 100 000 руб., вследствие нарушения требований к бухгалтерскому учету и (или) искажения показателей бухгалтерской отчетности.

Значительное искажение показателей бухгалтерской отчетности.

Административная мера ответственности, предусмотренная ст. 15.15.6 КоАП РФ

Административная мера ответственности, предусмотренная проектом

Нарушение требований к бухгалтерскому учету, повлекшее

Наложение на должностных лиц административного

Наложение на должностных лиц административного

представление бухгалтерской отчетности, содержащей значительное искажение показателей этой отчетности

штрафа в размере от 5 000 до 15 000 руб.

При повторном нарушении штраф для должностных лиц составляет от 15 000 до 30 000 руб.

штрафа в размере от 5 000 до 15 000 руб.

Под значительным искажением показателей бухгалтерской отчетности понимаются:

1) искажение показателя бухгалтерской отчетности, выраженного в денежном измерении, которое привело к искажению информации об активах, и (или) обязательствах, и (или) о финансовом результате:

  • не менее чем на 1 %, но не более чем на 10 % и на сумму, превышающую 100 000 руб., но не превышающую 1 000 000 руб.;
  • не более чем на 1 % и на сумму, превышающую 1 000 000 руб.;

2) занижение сумм налогов и сборов, страховых взносов на сумму, превышающую 100 000 руб., но не превышающую 1 000 000 руб., вследствие нарушения требованийк бухгалтерскому учету и (или) искажения показателей бухгалтерской отчетности.

Грубое нарушение требований к бухгалтерскому учету.

Административная мера ответственности, предусмотренная ст. 15.15.6 КоАП РФ

Административная мера ответственности, предусмотренная проектом

Грубое нарушение требований к бухгалтерскому учету, в том числе к составлению либо представлению бухгалтерской отчетности, если эти действия не содержат уголовно наказуемого деяния

Наложение на должностных лиц административного штрафа в размере от 15 000 до 30 000 руб.

При повторном нарушении штраф для должностных лиц составляет от 30 000 до 50 000 руб.

Наложение на должностных лиц административного штрафа в размере от 15 000 до 30 000 руб.

Под грубым нарушение ведения бухгалтерского учета, в том числе к составлению либо представлению бухгалтерской отчетности, понимаются:

1) искажение показателя бухгалтерской отчетности, выраженного в денежном измерении, которое привело к искажению информации об активах, и (или) обязательствах, и (или) о финансовом результате:

  • более чем на 10 %;
  • не менее чем на 1 %, но не более чем на 10 % и на сумму, превышающую 1 000 000 руб.;

2) занижение сумм налогов и сборов, страховых взносов на сумму, превышающую 1 000 000 руб., вследствие нарушения требований к бухгалтерскому учету и (или) искажения показателей бухгалтерской отчетности;

3) включение в бухгалтерскую отчетность показателей, характеризующих объекты бухгалтерского учета и не подтвержденных соответствующими регистрами бухгалтерского учета и (или) первичными учетными документами;

4) регистрация в регистрах бухгалтерского учета мнимого объекта бухгалтерского учета (в том числе неосуществленных расходов, несуществующих обязательств, не имевших места фактов хозяйственной жизни) или притворного объекта бухгалтерского учета;

5) ведение счетов бухгалтерского учета вне применяемых регистров бухгалтерского учета;

6) отсутствие первичных учетных документов, и (или) регистров бухгалтерского учета, и (или) бухгалтерской отчетности, и (или) аудиторского заключения о бухгалтерской отчетности (если проведение аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности является обязательным) в течение установленных сроков хранения таких документов.

Освобождение от административной ответственности.

Предусмотренная ст. 15.15.6 КоАП РФ административная ответственность нарушения в бухгалтерском за нарушение ведения бухгалтерского учета требований к бухгалтерскому учету и отчетности возлагается на должностных лиц государственных (муниципальных) учреждений.

При этом должностные лица освобождаются от ответственности за указанные правонарушения в случаях:

1) представления уточненной налоговой декларации (расчета) и уплаты на основании такой налоговой декларации (расчета) суммы налога (сбора, страхового взноса), не уплаченной вследствие нарушения требований к бухгалтерскому учету и (или) искажения показателей бухгалтерской отчетности, а также уплаты соответствующих пеней с соблюдением условий, предусмотренных ст. 81 НК РФ;

2) представления бухгалтерской отчетности, содержащей уточненные (исправленные) показатели (в том числе вследствие исправления выявленных ошибок в бухгалтерской отчетности):

  • до принятия бухгалтерской отчетности финансовым органом, органом, осуществляющим в отношении государственного (муниципального) учреждения функции и полномочия учредителя, либо иным лицом, ответственным за формирование консолидированной бухгалтерской отчетности (далее – субъект консолидированной отчетности);
  • после принятия бухгалтерской отчетности субъектом консолидированной отчетности, но до момента обнаружения органом, уполномоченным составлять протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных ст. 15.15.6 КоАП РФ, ошибок в бухгалтерской отчетности;
  • после проведения органом, уполномоченным составлять протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных ст. 15.15.6 КоАП РФ, проверки бухгалтерской отчетности, по результатам которой не были обнаружены исправленные ошибки в бухгалтерской отчетности.

Административная ответственность нарушения в бухгалтерском , предусмотренная ст. 15.15.6 КоАП РФ за искажение показателей бухгалтерской отчетности, не применяется к лицу, на которое возложено ведение бухгалтерского учета, и лицу, с которым заключен договор об оказании услуг по ведению бухгалтерского учета, если такое искажение допущено в результате несоответствия составленных другими лицами первичных учетных документов свершившимся фактам хозяйственной жизни и (или) непередачи либо несвоевременной передачи первичных учетных документов для регистрации содержащихся в них данных в регистрах бухгалтерского учета.

Аналогичные положения предусмотрены в проекте.

рок давности привлечения к административной ответственности.

Срок давности привлечения к административной ответственности за нарушения в бухгалтерском учете и отчетности составляет два года со дня совершения административного правонарушения (ст. 4.5 КоАП РФ). Такой же срок предполагается установить в новой редакции кодекса (п. 3.31 проекта).

Сравнив действующие нормы КоАП РФ с проектом в части ответственности государственных (муниципальных) учреждений за нарушения требований к бухгалтерскому учету и отчетности, сделаем вывод, что некоторые меры ответственности предполагается смягчить.

Так, при принятии проекта, если бухгалтерская отчетность не будет представлена или будут нарушены сроки ее представления, должностным лицам может быть вынесено предупреждение или им может грозить штраф от 5 000 до 15 000 руб. В настоящее время за такое нарушение предусмотрен штраф от 10 000 до 30 000 руб.

В новой редакции КоАП РФ также не планируют вводить нормы об ответственности за повторное нарушение требований к бухгалтерскому учету, в том числе к составлению и представлению отчетности.

Для профилактики административных правонарушений в Кодекс об административных правонарушениях (КоАП РФ) была введена норма о замене штрафа на предупреждение. Норма должна снизить финансовую нагрузку на малый и средний бизнес и сместить акцент на превентивные меры.

Наш эксперт рассказывает о том, как это работает.


Для кого возможна замена штрафа на предупреждение

П. 1 ст. 4.1.1 КоАП РФ предусматривает замену штрафа на предупреждение для некоммерческих организаций и субъектов малого и среднего бизнеса.

Эта норма может применяться, если нарушение совершено впервые и не причинило вреда жизни или здоровью человека, животным, растениям, объектам культурного наследия и т. д. Исходя из этого, п. 1 ст. 4.1.1. КоАП РФ применяется в случаях:

  • в деле есть доказательства того, что привлечённый к ответственности человек является субъектом малого и среднего предпринимательства;
  • правонарушение совершено впервые;
  • правонарушение не повлекло причинение ущерба имуществу и/или вреда жизни и здоровью людей, животных, растений, объектам культурного наследия и т. д.;
  • правонарушение выявлено во время проведения государственных или муниципальных надзорных мероприятий.

П. 2 ст. 4.1.1 КоАП РФ рассказывает о том, когда заменить штраф за совершение административного правонарушения нельзя. Например, применить эту норму нельзя в случае:

  • недобросовестной конкуренции;
  • непредоставлении сведений иностранными агентами;
  • подделки документов;
  • незаконного вознаграждения;
  • незаконного привлечения к трудовой деятельность.

Когда штраф нельзя заменить на предупреждение

В целом предупреждение – это самая лёгкая и незначительная мера наказания, которая закреплена ст. 3.4 КоАП РФ. И это наказание выражается в официальном порицании и выносится в письменном виде.

Нужно отметить, что не все статьи КоАП РФ содержат в качестве санкции предупреждение.

Как следует из Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации № 4, утверждённого Президиумом Верховного Суда РФ 26.12.2018, помимо оснований, установленных ст. 4.1.1 КоАП РФ, основополагающим условием для возможности замены административного штрафа на предупреждение является тот факт, что правонарушение совершено впервые.

Суды при решении вопроса о квалификации по ст. 4.1.1 КоАП РФ руководствовались понятием повторности, которое приводится в п. 2 ч. 1 ст. 4.3 КоАП РФ. В соответствии с указанной статьёй правонарушение является повторным, если оно однородное и совершается в течение года со дня окончания действия постановления о назначении административного наказания.


Чтобы суд заменил штраф предупреждением, ходатайство подавать необязательно. Об этом свидетельствует судебная практика. Согласно Постановлению Четвёртого кассационного суда общей юрисдикции от 23.04.2021 № 16-823/2020, 16-15/2021 с учётом формулировки ч. 1 ст. 4.1.1 КоАП РФ вопрос об основаниях для замены административного штрафа на предупреждение необходимо рассматривать в судебном порядке вне зависимости от того, заявлено ли соответствующее ходатайство лицом, привлекаемым к ответственности.

Судебная практика

Рассмотрим выводы из судебной практики относительно того, необходимы ли все обстоятельства, предусмотренные ч. 2 ст. 3.4 КоАП РФ, для того, чтобы суд заменил административный штраф на предупреждение.

Так, в Постановлении Восьмого кассационного суда общей юрисдикции от 17.06.2020 № 16-1854/2020 суд административный штраф заменил предупреждением, обосновывая это решение совокупностью и наличием всех юридически значимых обстоятельств, которые позволяют применить положения ч. 1 ст. 4.1.1 КоАП РФ. Постановление Восьмого кассационного суда общей юрисдикции от 25.05.2020 № 16-3109/2020 и Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 12.09.2019 № Ф04-3971/2019 по делу № А46-3200/2019 содержат аналогичные доводы.

При этом существует судебная практика, где отсутствие хотя бы одного из условий для замены штрафа уже не является причиной для того, чтобы вместо денежного взыскания вынести предупреждение.

Так, в Постановлении Верховного Суда РФ от 29.04.2021 № 59-АД21-4-К9 отклонили доводы жалобы из-за того, что суды нескольких инстанций не установили все условия, которые предусмотрены ч. 2 ст. 3.4 КоАП РФ.

Суд считает положения ч. 3 ст. 3.4 и ч. 1 ст. 4.1.1 КоАП РФ взаимосвязанными. И, соответственно, возможность замены административного штрафа на предупреждение возможно, если есть совокупность всех указанных в ч. 2 ст. 3.4 КоАП РФ обстоятельств.

Аналогичная позиция содержится в Постановлении Верховного Суда РФ от 05.04.2021 № 86-АД21-3-К2, Постановлении Верховного Суда РФ от 19.03.2021 № 5-АД21-14-К2, Постановлении Первого кассационного суда общей юрисдикции от 11.02.2021 № 16-458/2021.


Ситуация с коронавирусом повлияла на судебную практику и по этой категории дел. Так, например, в решении Арбитражного суда Иркутской области от 05.10.2020 по делу № А19-11475/2020 административный штраф был заменён предупреждением потому, что его сумма была признана чрезмерной и несоразмерной. Суд учёл нестабильную экономическую обстановку в стране в связи с пандемией Covid-19 и решил, что санкция в виде предупреждения в полной мере обеспечивает достижение целей наказания. При этом суд учёл экономическое положение нарушителя и характер допущенных нарушений и исходил из того, что даже минимальный штраф в условиях пандемии и экономического кризиса может повлечь прекращение деятельности юридического лица.

СПС КонсультантПлюс предоставляет доступ к полной базе судебной практики арбитражных судов и судов общей юрисдикции всех инстанций.

В законодательную базу, регулирующую данный вид деятельности, за последние годы были внесены изменения. Медицинские работники, отвечающие за оборот наркотических и психоактивных веществ, должны регулярно совершенствовать свои знания в этой сфере.

1. Какая европейская страна первой приняла антинаркотический закон?

1) Англия;
2) Франция;
3) Германия;
4) Италия.

2. Какое событие в XIX веке послужило распространению наркотиков в России?

1) Война с Наполеоном;
2) Прокладка Транссибирской магистрали;
3) Крымская война;
4) Присоединение земель Средней Азии.

3. В каком году был создан первый синтетический наркотик?

4. С какого события начинается история становления мирового контроля за оборотом наркотиков?

1) Шанхайская опиумная комиссия в 1909 году;
2) Конференция в Женеве 1931 года;
3) Международная конвенция в Женеве 1925 года;
4) Конференция в ООН в 1961 году.

5. Принципы какой Конвенции взяты за основу и актуальны по сей день?

6. Оборот наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров регламентируется:

1) Федеральным законом от 08.01.1998 № 3-ФЗ;
2) Федеральным законом от 04.05.2011 № 134-ФЗ;
3) Федеральным законом от 12.04.2010 № 61-ФЗ;
4) Федеральным законом от 04.05.2011 № 99-ФЗ.

7. Оборот наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров регламентируется постановлением Правительства Российской Федерации:

1) От 30.06.1998 № 681;
2) От 06.08.1998 № 892;
3) От 06.08.1998 № 890;
4) От 22.12.2011 № 1085.

8. Лицензирующий орган принимает решение о предоставлении или об отказе в предоставлении лицензии в течение:

1) 60 календарных дней;
2) После проверки возможности выполнения соискателем лицензии лицензионных требований и условий;
3) 30 рабочих дней;
4) 45 рабочих дней со дня приема заявления о предоставлении лицензии и прилагаемых к нему документов.

9. Лицензия на виды деятельности в сфере оборота наркотических средств и психотропных веществ предоставляется на срок:

1) Менее пяти лет;
2) Пять лет;
3) Бессрочно;
4) Действие лицензии бессрочное только после переоформления.

10. Органом, осуществляющим лицензирование деятельности, связанной с оборотом наркотических средств и психотропных веществ, является:

1) Росздравнадзор;
2) Минздравсоцразвития России;
3) ФСКН России;
4) Уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации.

11. К государственной монополии в сфере оборота наркотических средств и психотропных веществ относится:

1) Культивирование растений, содержащих наркотические средства, психотропные вещества либо их прекурсоры;
2) Разработка и переработка наркотических средств и психотропных веществ Списка II;
3) Ввоз (вывоз) и распределение наркотических средств и психотропных веществ Списка II;
4) Уничтожение наркотических средств и психотропных веществ Списка II.

12. Лица, ответственные за перевозку, не должны иметь при себе:

1) Требования-накладные, в которых указаны наименования и количество перевозимых наркотических средств;
2) Копии лицензии, заверенные печатью юридического лица, осуществляющего перевозку наркотических средств;
3) Маршрут перевозки наркотических средств;
4) Допуск к работе с наркотическими средствами у ответственного за перевозку наркотических средств.

13. Рецепты на наркотические лекарственные средства и психотропные лекарственные средства Списка II действительны в течение:

1) 15 дней;
2) 30 дней;
3) 60 дней;
4) 90 дней.

14. К обязательным реквизитам рецептурного бланка не относится:

1) Штамп медицинской организации;
2) Дата выписки рецепта;
3) Серия и номер полиса обязательного медицинского страхования;
4) Подпись и личная печать медицинского работника.

15. Норматив запаса наркотических лекарственных средств и психотропных лекарственных средств в аптечном учреждении:

1) Не должен превышать месячной потребности;
2) Устанавливается территориальным управлением ФСКН России;
3) Определяется руководителем аптечного учреждения;
4) Не должен превышать средний показатель расхода наркотических лекарственных средств и психотропных лекарственных средств за последние три года.

16. Какое самое распространенное правонарушение в сфере оборота НС и ПВ в медицине?

1) Нарушение правил хранения НС и ПВ;
2) Нарушение правил отпуска НС и ПВ;
3) Хищение НС и ПВ;
4) Нарушение правил учета НС и ПВ.

17. По каким статьям выносится большинство судебных решений в сфере медицины?

1) 6.16 ч.1 и 2; 228 ч.2;
2) 6.16 ч.1 и 2; 229.1;
3) 6.8 и 228;
4) 6.14 и 233.

18. От чего в первую очередь зависит, какая статья будет инкриминирована: уголовная или административная?

1) От размера вещества;
2) От вида вещества: НС, ПВ или их прекурсор;
3) От должности обвиняемого;
4) От криминального прошлого обвиняемого.

19. Какой гос. орган обладает самыми широкими полномочиями в сфере контроля за оборотом НС и ПВ?

1) Минздрав;
2) Таможенная служба;
3) Росздравнадзор;
4) МВД.

20. В какой статье КоАП РФ регламентируется обязанность юрлиц отчитываться за оборот НС, ПВ и их прекурсоров в контролирующем органе?

Ответы: при возникновении сложностей обращайтесь к автору за помощью через Telegram или e-mail.

Читайте также: