В какой срок направляется уведомление родственникам осужденного о прибытии в иу

Обновлено: 16.06.2024

Осень 2013 года. Кремль сообщил, что по закону о том, куда этапирована Толоконникова, обязаны сообщить родственникам не позднее десяти дней после прибытия Толоконниковой на место.

Уголовно-исправительный кодекс (ст. 75, ч.2) и Уголовно-процессуальный кодекс (ст. 394, ч. 1) говорят, действительно, о 10 днях:

"Осужденные к лишению свободы направляются для отбывания наказания не позднее 10 дней со дня получения администрацией следственного изолятора извещения о вступлении приговора суда в законную силу. В течение этого срока осужденный имеет право на краткосрочное свидание с родственниками или иными лицами" (ст. 75 Ц УИК, ч.2).

Однако, тут речь не идет о переводе из одного концлагеря в другой, а о направлении в концлагерь или тюрьму после приговора. Это совершенно другая ситуация. Если только я что-то не пропустил, УИК нигде не запрещает информировать родственников о том, куда отправляется заключенный. А все, что не запрещено, то разрешено. Родственники, на мой взгляд, имеют полное право жаловаться в прокуратуру на нарушение закона.

Принципиально, впрочем, другое. Дело ведь не в Толоконниковой. Все законы и подзаконные акты, относящиеся к "исполнению наказаний" подлежат пересмотру и гуманизации. Лишение контактов с внешним миром - не средство наказания, не средство исправления, а средство пытки и калечения человека. Изоляция - да, железный занавес - нет.

Есть еще ст. 76 УИК:

"Пункт 7. Для временного содержания осужденных, следующих к месту отбывания наказания либо перемещаемых из одного места отбывания наказания в другое, при исправительных учреждениях и следственных изоляторах могут создаваться транзитно-пересыльные пункты. Осужденные содержатся в транзитно-пересыльных пунктах на условиях отбывания ими наказания в исправительном учреждении, определенном приговором или определением суда либо постановлением судьи, и с соблюдением требований, предусмотренных частью второй настоящей статьи. Предельный срок содержания осужденных в транзитно-пересыльных пунктах составляет не более 20 суток".

Тут нет никакого запрета на информирование родственников о том, где находится осужденный. Тут даже не запрещаются свидания. Авторы "тассовки" явно не имели в виду эту статью, потому что упомянули о 10-дневном сроке, который в ней не содержится.

Так же есть такой документ:

Правила внутреннего распорядка исправительных учреждений (Правила ИУ) Ч. II. Порядок приема осужденных в ИУ Пункт 9.

Не позднее 10 дней со дня прибытия осужденного в ИУ по его письменному заявлению одному из родственников осужденного по его выбору направляется уведомление с указанием почтового адреса учреждения, перечня вещей и предметов, продуктов питания, которые осужденным запрещается получать в посылках, передачах, бандеролях либо приобретать, основных требований порядка переписки, получения и отправления денежных переводов, предоставления осужденным выездов за пределы ИУ, свиданий, телефонных разговоров.

И вновь: это все не имеет отношения к самому процессу этапирования. Этот документ так же не запрещает сообщать о том, куда осуществляется этапирование.

Но главное - все эти действия власти строятся по принципу "выведи корову". Сперва нарушить закон основательно, затем внутри основательного нарушения закона нарушить менее основательно - и пусть общественность обсуждает менее основательное нарушение закона, а не основное. "Матрёшка беззакония". Потому что главное беззаконие не в том, что не дают информации о том, куда этапируют, а в том, что по закону осуждённый должен отбывать наказание в том субъекте федерации, где совершено преступление. Эта норма была введена в годы ослабления диктатуры (1990-е), но и тогда, кажется, не выполнялась. Иначе кто бы сидел в лагерях Мордовии? Ведь сами мордовцы - люди тихие, сплошь надзиратели, преступлений не совершают. Разумеется, законодательство осталось советским по духу - то есть, хорошая норма сопровождена оговоркой "в исключительных случаях". Эти "исключительные случаи" составляют, естественно, большинство, и то, где будет отбывать наказание заключённый - источник мощнейшего взяточничества.


Уголовно-исполнительный кодекс РФ, гл. 11, Статья 73. Места отбывания лишения свободы

1. Осужденные к лишению свободы, кроме указанных в части четвертой настоящей статьи, отбывают наказание в исправительных учреждениях в пределах территории субъекта Российской Федерации, в котором они проживали или были осуждены. В исключительных случаях по состоянию здоровья осужденных или для обеспечения их личной безопасности либо с их согласия осужденные могут быть направлены для отбывания наказания в соответствующее исправительное учреждение, расположенное на территории другого субъекта Российской Федерации.

2. При отсутствии в субъекте Российской Федерации по месту жительства или по месту осуждения исправительного учреждения соответствующего вида или невозможности размещения осужденных в имеющихся исправительных учреждениях осужденные направляются по согласованию с соответствующими вышестоящими органами управления уголовно-исполнительной системы в исправительные учреждения, расположенные на территории другого субъекта Российской Федерации, в котором имеются условия для их размещения.

3. Осужденные женщины, несовершеннолетние осужденные направляются для отбывания наказания по месту нахождения соответствующих исправительных учреждений.

4. Осужденные за преступления, предусмотренные статьей 126, частями второй и третьей статьи 127.1, статьями 205 - 206, 208 - 211, 275, 277 - 279, 281, 282.1, 282.2, 317, частью третьей статьи 321, частью второй статьи 360 Уголовного кодекса Российской Федерации, осужденные при особо опасном рецидиве преступлений, осужденные к пожизненному лишению свободы, осужденные к отбыванию лишения свободы в тюрьме, осужденные, которым смертная казнь в порядке помилования заменена лишением свободы, направляются для отбывания наказания в соответствующие исправительные учреждения, расположенные в местах, определяемых федеральным органом уголовно-исполнительной системы.

Соколов А.А., научный сотрудник НИИ ФСИН России, лейтенант внутренней службы.

Порядок предоставления осужденным выездов за пределы исправительных учреждений регламентируется Уголовно-исполнительным кодексом РФ. Пункт 10 ст. 97 УИК РФ предусматривает, что порядок разрешения осужденным выездов за пределы мест лишения свободы определяется Правилами внутреннего распорядка исправительных учреждений, которые неоднократно пересматривались и на сегодняшний момент действуют в редакции от 3 ноября 2005 г. . В п. 9 ч. II данного документа, которая определяет порядок приема осужденных в ИУ, закреплено, что не позднее 10 дней со дня прибытия осужденного в ИУ по его письменному заявлению одному из родственников осужденного по его выбору направляется уведомление с указанием почтового адреса учреждения, основных требований порядка предоставления осужденным выездов за пределы ИУ.

Правила внутреннего распорядка исправительных учреждений от 3 ноября 2005 г. // СПС "КонсультантПлюс".

Глава XVIII Правил внутреннего распорядка исправительных учреждений от 3 ноября 2005 г. детально регламентирует порядок разрешения осужденным выездов за пределы исправительных учреждений. Ранее данный порядок регламентировался ведомственной Инструкцией "О порядке предоставления осужденным краткосрочных выездов за пределы мест лишения свободы в связи с исключительными личными обстоятельствами и на период отпуска", согласованной с Прокуратурой Российской Федерации и объявленной Приказом МВД России за N 421 от 23 ноября 1992 г., которая утратила свою силу.

Правила внутреннего распорядка воспитательных колоний уголовно-исполнительной системы от 6 октября 2006 г. // СПС "КонсультантПлюс".

Часть 3 ст. 97 УИК РФ дает перечень осужденных, которым запрещены выезды. Всех этих осужденных объединяет один критерий: они безусловно представляют угрозу обществу. В одних случаях эта угроза связана с опасностью их личности (осужденные при особо опасном рецидиве; осужденные, которым смертная казнь в порядке помилования заменена пожизненным лишением свободы) либо с опасностью заражения серьезной болезнью (осужденные, больные открытой формой туберкулеза, ВИЧ-инфицированные и другие перечисленные в законе) .

Уголовно-исполнительный кодекс РФ: постатейный научно-практический комментарий / Под общей редакцией А.С. Михлина и В.И. Селиверстова. М.: Агентство "Библиотечка "Российской газеты", 2001. С. 159 - 167.

Перейдем к рассмотрению порядка предоставления краткосрочных и длительных выездов, закрепленных ст. 97 УИК РФ.

Продолжительность краткосрочных выездов зависит от исключительности обстоятельств, закрепленных в законе, но не может превышать семи суток. Исключение составляют осужденные женщины, имеющие детей в домах ребенка исправительных колоний, а также женщины, имеющие несовершеннолетних детей-инвалидов вне исправительной колонии, - им предоставляются краткосрочные выезды на срок до пятнадцати суток.

Разрешение на выезд за пределы ИУ дается только начальником исправительного учреждения (согласования с прокурором не требуется, как это имело место раньше). Начальник ИУ "должен учитывать характер и тяжесть совершенного преступления, размер отбытого срока, личность и поведение осужденного, то есть полностью брать на себя ответственность за решение данного вопроса" .

Уголовно-исполнительное право: Учебник для вузов (Энциклопедия наук криминального цикла: 7 кратких курсов для студентов-юристов) / Под ред. А.И. Зубкова. М.: Норма-Инфра-М, 2000. 215 с.

В то же время необходимо отметить, что при предоставлении различных видов выездов перечисленные выше обстоятельства имеют разную степень важности. ". Краткосрочные выезды больше зависят от внешних обстоятельств, чем от поведения самого осужденного, и причины для таких выездов могут возникать спонтанно (например, стихийное бедствие, причинение материального ущерба осужденному или его семье). Длительные выезды легче спрогнозировать администрацией ИУ. Ведь ей известна очередность предоставления ожидаемых оплачиваемых отпусков осужденным" .

Уголовно-исполнительный кодекс РФ: постатейный научно-практический комментарий / Под общей редакцией А.С. Михлина и В.И. Селиверстова. М.: Агентство "Библиотечка "Российской газеты", 2001. С. 159 - 167.

При исчислении срока выезда время, затрачиваемое на проезд туда и обратно, не учитывается. В отличие от ранее действовавшего ИТК РСФСР 1970 г. (ст. 26.1) в УИК РФ 1997 г. верхний предел времени, необходимого для проезда к месту проведения выезда, не учитывается. На наш взгляд, указание в законе лишь верхнего предела срока выезда может повлечь за собой различные злоупотребления, связанные с субъективным подходом к определению продолжительности выезда. Поэтому было бы более целесообразно определить в законе точный срок выезда, например семь суток. Помимо определения в законе времени на проезд до места проведения выезда будет правильным учитывать при этом расписание движения поездов.

Что касается порядка предоставления длительных выездов, следует сказать, что их продолжительность не должна превышать 12 дней (ст. 104 УИК РФ), не считая времени проезда туда и обратно.

Заключение о разрешении выезда (отказе в выезде) выносит начальник ИУ. Заместители начальника ИУ или другие должностные лица не вправе решать вопрос о выездах осужденных.

В том случае, когда осужденному разрешается выезд в сопровождении родственника или иного сопровождающего лица, разрешение на такой выезд может быть дано осужденному при наличии предварительной договоренности о его сопровождении к месту проведения выезда и обратно с родственником или иным сопровождающим лицом, если родственник или указанное лицо прибудет в учреждение к моменту возможного убытия осужденного из ИУ.

Как отмечалось выше, в соответствии с действующим законодательством прокурор не дает согласие на тот или иной выезд за пределы ИУ. По нашему мнению, согласование с прокурором ряда действий выступало бы в качестве дополнительных гарантий соблюдения законности и прав осужденных. Думается, что решение об отказе в выезде также должно согласовываться с прокурором во избежание злоупотреблений администрации в реализации законных интересов осужденных.

В п. 5 ст. 97 УИК РФ предусмотрено, что заявление осужденного о предоставлении ему краткосрочного выезда за пределы ИУ в связи с исключительными личными обстоятельствами должно быть рассмотрено в течение суток. Данное положение закона представляется обоснованным и весьма актуальным, особенно применительно к выездам по исключительным личным обстоятельствам, так как наличие таких обстоятельств во многих случаях не требует отлагательств. Приведем пример. У осужденного находится при смерти мать, отец либо иной близкий родственник. В случае затягивания в принятии решения о предоставлении выезда может наступить смерть близкого человека. В связи с этим нам представляется необходимым закрепить в Правилах внутреннего распорядка ИУ и Правилах внутреннего распорядка ВК УИС следующее положение: "при необоснованном отказе в предоставлении краткосрочного выезда осужденному к лишению свободы за пределы ИУ срок рассмотрения повторного обращения должен составлять не более суток". Это позволит избежать злоупотреблений со стороны администрации учреждения, поскольку рассмотрение жалоб в общем порядке (срок их рассмотрения составляет 30 суток) ущемляет законные интересы осужденных, так как исключительность обстоятельств во многих случаях может требовать их немедленного выезда.

О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации: Федеральный закон от 2 мая 2006 г. N 59-ФЗ // СПС "КонсультантПлюс".

Н.Б. Маликова порядок разрешения выездов осужденным относит к стадиям процессуальных производств, связанных с обеспечением режима исполнения и отбывания лишения свободы. "Для каждой стадии характерны специфические функции, цели и задачи. Они отличаются друг от друга закономерностью осуществления тех целей и задач, которые стоят на этом этапе процессуальной деятельности" .

Маликова Н.Б. Стадии реализации режимных требований при исполнении лишения свободы // Актуальные проблемы исполнения уголовных наказаний: Материалы научно-практического семинара. Рязань: Академия права и управления ФСИН России, 2005. С. 231 - 243; см. также: Обеспечение режима и надзора в исправительных колониях: Учебно-методическое пособие для сотрудников ИУ и личного состава образовательных учреждений УИС. Рязань, 2003. С. 97 - 98.

Осужденному, получившему разрешение на длительный или краткосрочный выезд, выдается удостоверение установленной формы, разъясняется порядок выезда, и он предупреждается об уголовной ответственности за уклонение от отбывания лишения свободы, о чем дает подписку. Деньги из собственных средств на оплату расходов в связи с выездом выдаются бухгалтерией ИУ по письменному заявлению осужденного. "Перед убытием осужденного в краткосрочный или длительный выезд тщательно изучается его личное дело, обращается внимание на особые приметы, отмеченные в деле, например шрамы, увечья, татуировки, производится полный личный обыск. Данные меры необходимы, чтобы исключить замену осужденных одного на другого" .

Иванов В.Д. Уголовно-исправительное право России: Учебник для высших юридических учебных заведений. Ростов-на-Дону: Феникс, 2002. С. 190.

При ненадлежащем оформлении заключения врача, справки или телеграммы, удостоверяющих возникновение исключительных личных обстоятельств, администрация учреждения обязана незамедлительно сообщить отправителю документа о необходимости его соответствующего оформления, разъяснив, какие уточнения и кем должны быть внесены.

Не позднее суточного срока с момента поступления официально удостоверенных документов принимается решение о выезде. Вопрос о выезде рассматривается на основании заявления осужденного на имя начальника ИУ. В нем должны указываться маршрут движения, конкретный адрес, по которому осужденный будет проживать в месте проведения выезда, фамилия, имя и отчество родственника, проживающего по этому адресу.

Органы внутренних дел по месту проведения выезда производят регистрацию осужденных, прибывших из мест лишения свободы, контролируют их поведение и своевременность выезда в места лишения свободы. В суточный срок по прибытии к месту назначения осужденный обязан явиться в дежурную часть органа внутренних дел, а в сельской местности - к участковому инспектору милиции и получить в удостоверении отметку о прибытии, сообщить цель приезда, срок и место пребывания, дату убытия. По окончании выезда осужденный в том же органе внутренних дел должен получить в удостоверении отметку об убытии в учреждение. При убытии в ИУ в ночное время или рано утром отметка производится в день, предшествующий отъезду. Отметки о дате прибытия и убытия заверяются печатью органа внутренних дел. "Выезд исчисляется сутками. При контроле срока выезда должны учитываться сутки начала срока выезда, время которого считается оконченным в 24.00 последних суток установленного в удостоверении срока" .

Зубков А.А. Уголовно-исполнительное право РФ: Учебное пособие. М.: Инфра-М, 2002. С. 126.

Необходимо сказать, что определенным категориям осужденных, помимо несовершеннолетних, выезд может разрешаться только при условии их сопровождения в пути (туда и обратно). Закон относит к ним осужденных, страдающих психическими расстройствами, не исключающими вменяемости, а также осужденных, являющихся инвалидами первой или второй группы и нуждающихся по состоянию здоровья в постороннем уходе.

В отношении выезда осужденных на территорию другого государства закон предусматривает, что такие выезды разрешаются в порядке и в случаях, предусмотренных соглашениями с соответствующими государствами. В настоящее время такие соглашения не заключены, и в силу этого выезды такого рода не предоставляются.

При рассмотрении практики предоставления выездов необходимо привести следующие данные. Всего за пределы ИУ выезжало: в 2001 г. - 10740 чел., в 2002 г. - 9309 чел., в 2003 г. - 7377 чел., в 2004 г. - 5533 чел., в 2005 г. - 5216 чел. Из них не прибыли своевременно обратно: в 2001 г. - 63 чел. (0,6%), в 2002 г. - 32 чел. (0,3%), в 2003 г. - 29 чел. (0,4%), в 2004 г. - 12 чел. (0,2%), в 2005 г. - 15 чел. (0,3%) .

Сводный отчет ФСИН России. Форма 15-ИУ.

При анализе приведенных данных наблюдается тенденция снижения количества предоставления выездов. Снижение количества осужденных, которые не прибыли своевременно обратно после выезда в колонию, в свою очередь, произошло более значительное.

На наш взгляд, одной из причин несвоевременного прибытия осужденных в колонию является недостаточная изученность личности осужденных сотрудниками колонии. При анализе преступлений, совершенных осужденными во время выезда, следует назвать основные моменты и обстоятельства, способствующие их совершению: совершение преступлений в состоянии алкогольного опьянения, хищение чужого имущества, за которое осужденный уже был неоднократно судим. Представляется необоснованным предоставлять выезд осужденному, отбывающему наказание сроком менее полугода, так как за данный период времени невозможно определить, встал ли на путь исправления данный осужденный, тем более если он был неоднократно судим за кражу чужого имущества (ст. 158 УК РФ).

Нам представляется, что урегулирование вышеуказанных пробелов в законодательстве позволит снизить уровень невозвращения осужденных из выездов, будет способствовать более эффективному осуществлению порядка предоставления выездов. Это, в свою очередь, увеличит практику их предоставления осужденным. Задача исправления осужденного по сути своей сводится к восстановлению нормального отношения между личностью и обществом. "Успешно она может быть решена только тогда, когда осужденный не изолируется от общества, а наоборот, методом "погружения" помещается в положительную социальную среду, которая способна нейтрализовать его антиобщественные наклонности, выработать и закрепить стереотипы законопослушного поведения. Если же осужденный отбывает наказание, связанное с изоляцией от общества, то он встречается с серьезными противоречиями, которые заключаются в том, что, желая приспособить лицо к условиям свободного человеческого общежития, мы лишаем его свободы, изолируем от этого общества и помещаем в отрицательную социальную среду (окружение преступников), оказывающую разрушающее воздействие на личность" . Говоря другими словами, нейтрализовать воздействие отрицательной среды, непосредственно окружающей осужденного, можно только путем усиления его контактов со средой свободного общества.

Раскина Т.В. Профилактика преступности в ИУ // Сборник научных работ адъюнктов и соискателей. М.: НИИ ФСИН России, 2004. С. 99 - 101.

Мы используем файлы Cookie. Просматривая сайт, Вы принимаете Пользовательское соглашение и Политику конфиденциальности. --> Мы используем файлы Cookie. Просматривая сайт, Вы принимаете Пользовательское соглашение и Политику конфиденциальности.


Вопрос: Каким образом узнать о задержании родственника полицией?

Ответ: В полиции вам обязаны сообщить о факте задержания, если таковой имеется, в каком изоляторе временного содержания(ИВС) находится и пояснить по какому поводу задержан и что инкриминируется. Обращаться нужно в дежурную часть по месту жительства.

Вопрос: Как узнать о пребывании Вашего родственника в СИЗО?

Ответ: Выяснить находится ли Ваш родственник в СИЗО можно:

  • при письменном обращении на имя начальника изолятора;
  • через открытые источники информации о гражданах, находящихся СИЗО;
  • по телефонам для справок;
  • на сайте СИЗО.

Вопрос: Как узнать когда и в какое ИТУ этапировали осуждённого?

Ответ: Осуждённые препровождаются в ИУ согласно режиму содержания после вступления приговора в законную силу. В десятидневный срок администрация изолятора оповещает близких родственников когда и куда отправлен осуждённый. Руководство ИУ в аналогичный срок извещает о прибытии заключённого, а также сообщает адрес учреждения.

Вопрос: Разрешается или нет свидание в следственном изоляторе?

Ответ: Свидание в СИЗО предоставляется органом, в чьей подследственности находится уголовное дело, по предварительному заявлению. Длительность такого свидания не более 4 ч.

Вопрос: Каковы правила предоставления длительного свидания с близким человеком в местах лишения свободы?

Ответ: Свидание длительностью до 3-х суток предоставляются начальником ИК согласно режиму содержания и графику свиданий. Предварительно нужно написать заявление. Свидание предоставляется с проживанием в комнатах для длительных свиданий. Можно проносить продукты и одежду для заключенного.

Вопрос: Требуется справка, что родственник отбывает наказание и находится в местах лишения свободы. Как её получить?

Ответ: Вопрос решит письменное обращение к начальнику ИК с указанием места регистрации и органа, требующего справку.

Вопрос: Как происходит регистрация брака с заключённым?

Ответ: Нужно подать заявление в орган ЗАГС по местонахождению колонии. И обратиться с аналогичным заявлением на имя начальника ИК с указанием предполагаемой даты регистрации брака в исправительном учреждении.

Вопрос: Отец ребёнка находится в колонии. Как получить его согласие на краткосрочный выезд ребёнка за пределы страны?

Вопрос: Как записаться на приёме у начальника колонии?

Вопрос: Можно ли ходатайствовать о переводе осуждённого для отбывания наказания ближе к месту проживания родственников, чтобы было удобнее его посещать?

Ответ: Нужно попасть на приём к начальнику ИК и подать письменное заявление о рассмотрении возможности этапирования осуждённого ближе к месту жительства. Необходимо озвучить причину, почему вы настаиваете на переводе. Например, болезнь и/или преклонный возраст родственников и невозможность посещений по этому поводу, наличие маленьких детей, чрезмерная удалённость и прочее. Администрация рассмотрит заявление и, при наличии возможности этапирования и отсутствии нарушений режима содержания у осуждённого, может принять решение об удовлетворении просьбы заявителя.

Вопрос: Какой объём посылок или передач в месяц полагается осуждённому?

Ответ: В следственном изоляторе разрешена передача или посылка до 30 кг один раз в месяц. В ИК осуждённому, в отношении которого приговор вступил в законную силу, количество посылок и/или передач зависит от режима содержания. Заключённому положено:

  • 6 посылок или передач 20 кг/год на общем в течении года;
  • 4 посылки или передачи 20 кг/год на строгом в течении года ;
  • 3 посылки или передачи 20 кг/год на особом в течении года ;
  • в тюрьме общего режима разрешены 2 посылки и/или передачи 20 кг в год;
  • в тюрьму строгого режима можно передать 1 посылку и/или бандероль 20 кг в год.

Посылки осуждённому разрешено получать сразу же после прибытия в места отбывания наказания.

1. Осужденным к лишению свободы, содержащимся в исправительных колониях и воспитательных колониях, а также осужденным, оставленным в установленном порядке в следственных изоляторах и тюрьмах для ведения работ по хозяйственному обслуживанию, могут быть разрешены выезды за пределы исправительных учреждений:

а) краткосрочные продолжительностью до семи суток, не считая времени, необходимого для проезда туда и обратно, в связи с исключительными личными обстоятельствами (смерть или тяжелая болезнь близкого родственника, угрожающая жизни больного; стихийное бедствие, причинившее значительный материальный ущерб осужденному или его семье), а также для предварительного решения вопросов трудового и бытового устройства осужденного после освобождения;

б) длительные на время ежегодного оплачиваемого отпуска, а осужденным, указанным в части второй статьи 103 настоящего Кодекса, или осужденным, не обеспеченным работой по не зависящим от них причинам, на срок, равный времени ежегодного оплачиваемого отпуска.

2. Осужденным женщинам, имеющим детей в домах ребенка исправительных колоний, может быть разрешен краткосрочный выезд за пределы исправительных учреждений для устройства детей у родственников либо в детском доме на срок до пятнадцати суток, не считая времени, необходимого для проезда туда и обратно, а осужденным женщинам, имеющим несовершеннолетних детей-инвалидов вне исправительной колонии, - один краткосрочный выезд в год для свидания с ними на тот же срок.

(в редакции Федерального закона от 08.12.2003 № 161-ФЗ)

3. Выезды по основаниям, указанным в частях первой и второй настоящей статьи, не разрешаются осужденным при особо опасном рецидиве преступлений; осужденным, которым смертная казнь в порядке помилования заменена лишением свободы; осужденным к пожизненному лишению свободы; осужденным, больным открытой формой туберкулеза; осужденным, не прошедшим полного курса лечения венерического заболевания, алкоголизма, токсикомании, наркомании; ВИЧ-инфицированным осужденным, а также в случаях проведения противоэпидемических мероприятий.

(в редакции Федерального закона от 09.03.2001 № 25-ФЗ)

4. Осужденным, страдающим психическими расстройствами, не исключающими вменяемости, осужденным, являющимся инвалидами первой или второй группы и нуждающимся по состоянию здоровья в постороннем уходе, а также несовершеннолетним осужденным выезд за пределы исправительного учреждения разрешается в сопровождении родственника или иного сопровождающего лица.

5. Заявление осужденного о предоставлении ему краткосрочного выезда за пределы исправительного учреждения в связи с исключительными личными обстоятельствами должно быть рассмотрено в течение суток.

6. Разрешение на выезд за пределы исправительного учреждения дается начальником исправительного учреждения с учетом характера и тяжести совершенного преступления, отбытого срока, личности и поведения осужденного.

6.1. В случае дачи осужденному разрешения на выезд за пределы исправительного учреждения администрация исправительного учреждения незамедлительно уведомляет об этом потерпевшего или его законного представителя, если в личном деле осужденного имеется копия определения или постановления суда об уведомлении потерпевшего или его законного представителя о выезде этого осужденного за пределы исправительного учреждения.

(часть 6.1 дополнена Федеральным законом от 28.12.2013 № 432-ФЗ)

7. Время, в течение которого осужденному разрешен выезд за пределы исправительного учреждения, засчитывается в срок отбывания наказания.

(часть 7 в редакции Федерального закона от 29.03.2010 № 36-ФЗ)

8. Расходы осужденного в связи с выездом за пределы исправительного учреждения оплачиваются им из собственных средств либо иными лицами. За время нахождения осужденного за пределами исправительного учреждения во время краткосрочного выезда заработная плата ему не начисляется.

9. В случае возникновения непредвиденных обстоятельств, затрудняющих обратный выезд осужденного в установленный срок, по постановлению начальника органа внутренних дел по месту пребывания осужденного срок возвращения в исправительное учреждение может быть продлен до пяти суток с обязательным срочным уведомлением об этом администрации исправительного учреждения.

10. Порядок разрешения осужденным выездов за пределы мест лишения свободы определяется Правилами внутреннего распорядка исправительных учреждений.

11. При уклонении осужденного от возвращения в установленный срок в исправительное учреждение он подлежит задержанию органом внутренних дел по месту пребывания осужденного с санкции прокурора на срок не более 30 суток для решения вопроса о направлении его к месту отбывания наказания под конвоем или привлечении к уголовной ответственности.

12. Выезд осужденных на территорию другого государства разрешается в порядке и в случаях, предусмотренных соглашениями с соответствующими государствами.

Комментарий 1

Комментарий 2

1. Комментируемая статья регламентирует право и порядок предоставления осужденным выездов из мест лишения свободы, предусматривая два вида таких выездов: краткосрочные и длительные. Краткосрочные выезды, в свою очередь, подразделяются на три вида: выезды в связи с исключительными личными обстоятельствами; выезды для предварительного решения вопросов трудового и бытового устройства после освобождения; выезды осужденных женщин, имеющих детей в домах ребенка ИК, для устройства детей у родственников либо в детском доме и осужденных женщин, имеющих несовершеннолетних детей-инвалидов вне ИК. Выезд исчисляется сутками. Продолжительность краткосрочных выездов в последнем случае составляет 15 суток, а в остальных случаях - семь суток, не считая времени нахождения в пути.

Длительные выезды предоставляются осужденным на время ежегодно оплачиваемого отпуска или на этот же срок осужденным, не обеспеченным работой, а также осужденным мужчинам старше 60 лет и осужденным женщинам старше 55 лет, осужденным, являющимся инвалидами первой или второй группы, и несовершеннолетним осужденным.

2. Предоставление осужденным права выезда из мест лишения свободы является реализацией принципа гуманизма уголовно-исполнительного законодательства, значительно приближающим его к международным стандартам обращения с осужденными. Данная норма имеет важное воспитательное значение.

3. Правом выезда за пределы ИУ пользуются осужденные к лишению свободы, содержащиеся в ИК и ВК, а также осужденные, оставленные в установленном порядке в СИЗО и тюрьмах для ведения работ по хозяйственному обслуживанию. Такого права не имеют осужденные: при особо опасном рецидиве преступлений; которым смертная казнь в порядке помилования заменена лишением свободы; к пожизненному лишению свободы; больные открытой формой туберкулеза; не прошедшие полного курса лечения венерического заболевания, алкоголизма, токсикомании, наркомании; ВИЧ-инфицированные. Вообще запрещаются выезды всех видов и любым категориям осужденных в случае проведения противоэпидемических мероприятий в ИУ или местности, на которой оно расположено; такие выезды возобновляются лишь после снятия всех карантинных ограничений.

4. Комментируемая статья предусматривает возможность выездов за пределы ИУ определенных категорий осужденных не самостоятельно, а только в сопровождении родственников или иных лиц. Это касается осужденных: страдающих психическими расстройствами, не исключающими вменяемости; несовершеннолетних; инвалидов первой или второй группы, нуждающихся по состоянию здоровья в постороннем уходе. Если такое сопровождение организовать по каким-либо причинам невозможно, выезд этим лицам не предоставляется.

5. Комментируемая статья предоставляет начальнику ИУ более широкие права в решении вопроса о разрешении выездов по сравнению с ранее действовавшим законодательством. Если раньше он обязан был свое решение согласовывать с прокурором, то теперь этот вопрос он решает самостоятельно. Заявление осужденного о предоставлении ему краткосрочного выезда за пределы ИУ в связи с исключительными личными обстоятельствами начальник ИУ должен рассмотреть в течение суток. При этом он должен учесть характер и тяжесть совершенного осужденным преступления, время нахождения данного осужденного в ИУ и то, как он себя зарекомендовал.

Известие о наличии исключительного личного обстоятельства должно быть соответствующим образом оформлено и заверено документально. При положительном решении вопроса о краткосрочном выезде издается приказ начальника ИУ, после чего осужденному выдается удостоверение определенного образца, заверенное гербовой печатью ИУ. Перед выездом осужденный инструктируется, а также предупреждается об уголовной ответственности за уклонение от отбывания наказания, о чем он дает подписку. В соответствующий орган внутренних дел (территориальный орган УИС) направляется уведомление телеграфом. На период выезда осужденный использует принадлежащие ему одежду и обувь гражданского образца по сезону, а при их отсутствии - одежду и обувь образца, установленного в местах лишения свободы, которые в случае сильного износа заменяются на новые за счет осужденного.

6. По прибытии осужденного к месту назначения он обязан зарегистрироваться в течение суток в местном органе внутренних дел (органе УИС) или у участкового инспектора милиции (в сельской местности). В день истечения срока пребывания или убытия осужденный вновь обязан посетить орган внутренних дел (орган УИС) и сделать отметку об убытии. В случае возникновения непредвиденных обстоятельств, затрудняющих обратный выезд осужденного в установленный срок, по постановлению начальника органа внутренних дел (органа УИС) по месту пребывания осужденного срок возвращения в ИУ может быть продлен до пяти суток с обязательным срочным уведомлением об этом администрации ИУ.

Оплата проезда производится за счет средств осужденного или перечисленных средств родственников. Проездные билеты осужденный приобретает самостоятельно. В необходимых случаях администрация ИУ оказывает ему в этом помощь. За время нахождения осужденного вне ИУ заработок ему не начисляется; время выезда и время нахождения в пути засчитывается в срок наказания.

7. При неявке осужденного в местный орган внутренних дел для регистрации начальник органа внутренних дел (органа УИС) принимает меры к установлению его местонахождения и выяснению причин неявки. В случае невыезда осужденного к месту отбывания наказания по неуважительным причинам и установления того, что осужденный уклоняется от отбывания наказания, начальник органа внутренних дел (органа УИС) возбуждает уголовное дело и задерживает его, о чем по телеграфу сообщает начальнику ИУ. Розыск осужденных, не возвратившихся в ИУ к назначенному сроку, осуществляется в установленном порядке.

8. Если наказание отбывает иностранный гражданин (в том числе государства СНГ), выезд на территорию другого государства разрешается в порядке и случаях, предусмотренных соглашениями с соответствующими государствами; пока таких соглашений не заключено, в силу чего иностранным гражданам выезды не предоставляются.

Читайте также: