Что входит в обязанности гида

Обновлено: 25.06.2024

Дозвольте проявить вопиющую наивность.
Процентов так девяносто жалоб на турфирмы - это жалобы на гидов, трансферных (реже) и отельных. Мне хотелось бы задать вопрос профи - какими документами регламентируется работа гида на курорте? Ведь ни в одном договоре не прописано, что компания обязуется выслать представителя в зону прилета, встретить клиента и проводить к автобусу. Написано - групповой или индивидуальный трансфер.
То же самое в отеле. Клиент через турфирму оплатил проживание в отеле, ваучер с указанием класса номера на руках. Наверное, было бы здорово, если бы оператор вручал еще и подтверждение из отеля - номер на имя NN проплачен, проблем с расселением не будет (чтобы застраховаться от овербукинга). Почему кто-то должен стоять рядом и помогать отстаивать интересы клиента, мудрить с номерами и намекать на мзду? Единственный разумный вариант необходимости этого - "безъязыкий" клиент. Так может в таких случаях отдельно оплачивать наличие сопровождающего - который периодически будет появляться в отеле, связываться с подопечными и помогать им решать проблемы. Т.е. делать то, что сейчас отельные гиды делают для всех и каждого, вне зависимости от того, нужно это клиентам или нет (типа, "завтра в 11-00 собрание, всем быть обязательно, иначе. "). Ощущение, что за почти уже два десятка лет группового туризма сложилась некая система, всеми принимаемая, как единственно возможный вариант. И вроде как все уверены, что гид за все в ответе, хотя об этой ответственности ни в одной бумажке, получаемой туристом, не сказано ни слова - разве что в памятках, но памятка - не документ.
Еще раз уточню - хотелось бы знать именно регламентирующие данную ситуацию документы. Ну, и мнения, конечно.

Ну, если мы говорим про российские нормативные документы, то их нет. Трудно придумать наш документ, регламентирующий работу зарубежного отельного гида.
По договору турист оплачивает проживание в номере определённого отеля, но не какие-то конкретные услуги местного гида. А поскольку в стоимость проживания входит только проживание (ну, плюс питание, конечно), то услуги гида - это, скорее, благодарность за купленные у него экскурсии.

Но он формально сотрудник компании-оператора (и зачастую одет в соответствующую форму), я естественно не об отельной службе гест-релейшнс говорю. С ней-то как раз очень приятно всегда общаться.

Redaktor : Дозвольте проявить вопиющую наивность.
Процентов так девяносто жалоб на турфирмы - это жалобы на гидов, трансферных (реже) и отельных. Мне хотелось бы задать вопрос профи - какими документами регламентируется работа гида на курорте? Ведь ни в одном договоре не прописано, что компания обязуется выслать представителя в зону прилета, встретить клиента и проводить к автобусу. Написано - групповой или индивидуальный трансфер.
То же самое в отеле. Клиент через турфирму оплатил проживание в отеле, ваучер с указанием класса номера на руках. Наверное, было бы здорово, если бы оператор вручал еще и подтверждение из отеля - номер на имя NN проплачен, проблем с расселением не будет (чтобы застраховаться от овербукинга). Почему кто-то должен стоять рядом и помогать отстаивать интересы клиента, мудрить с номерами и намекать на мзду? Единственный разумный вариант необходимости этого - "безъязыкий" клиент. Так может в таких случаях отдельно оплачивать наличие сопровождающего - который периодически будет появляться в отеле, связываться с подопечными и помогать им решать проблемы. Т.е. делать то, что сейчас отельные гиды делают для всех и каждого, вне зависимости от того, нужно это клиентам или нет (типа, "завтра в 11-00 собрание, всем быть обязательно, иначе. "). Ощущение, что за почти уже два десятка лет группового туризма сложилась некая система, всеми принимаемая, как единственно возможный вариант. И вроде как все уверены, что гид за все в ответе, хотя об этой ответственности ни в одной бумажке, получаемой туристом, не сказано ни слова - разве что в памятках, но памятка - не документ.
Еще раз уточню - хотелось бы знать именно регламентирующие данную ситуацию документы. Ну, и мнения, конечно.

=================
Вероятно, это только некие внутрикорпоративные правила конкретного туроператора. Да и то, с поправкой на специфику страны, где он работает. А уж если туроператор один, а гида предоставляет контора, с которой он сотрудничает на месте - например гиды "Кубатур" на Варадеро, окучивали туристов практически всех российских туроператоров, то это уже совсем отдельная ситуация.

В должностной инструкции экскурсовода содержатся трудовые функции специалиста, права, данные ему работодателем, квалификационные требования и прочие должностные характеристики. Сейчас этот документ включается в трудовую документацию большинством компаний-работодателей.

  • Бланк и образец
  • Бесплатная загрузка
  • Онлайн просмотр
  • Проверено экспертом

Образец должностной инструкции экскурсовода

1. Общие положения

  1. Экскурсовод подчиняется руководителю экскурсионного бюро.
  2. Экскурсовода нанимает и увольняет руководитель экскурсионного бюро.
  3. Кандидат на эту позицию обязан иметь:
    • профильное высшее либо средне-специальное образование;
    • трудовой опыт в сфере сопровождения туристических групп от года.
  4. При отсутствии экскурсовода (болезнь, повышение квалификации и т.д.) его обязанности приказом руководителя экскурсионного бюро передаются другому профильному специалисту.
  5. Экскурсовод должен знать и понимать:
    • законы и правила, регулирующие его деятельность;
    • основные маршруты для туристов и их особенности;
    • параметры обслуживания туристов на пеших, транспортных и комбинированных маршрутах;
    • правила публичных выступлений;
    • основы составления экскурсионных программ;
    • интересные для туристов исторические и культурные достопримечательности;
    • правила и методы организации экскурсий;
    • важные для туристов особенности местного населения;
    • правила взаимоотношений с туристами;
    • нормы, регулирующие порядок осмотра туристами достопримечательностей;
    • правила своих действий при ЧС с туристами;
    • правила заполнения документации;
    • нормы трудовой дисциплины, внешнего вида и охраны труда, обязательные к соблюдению сотрудниками экскурсионного бюро;
    • графики работы заведений, доступных к посещению экскурсионными группами.
  6. Экскурсовод в работе ориентируется на:
    • внутреннюю документацию бюро;
    • профессиональные стандарты;
    • соответствующие нормативы и законы;
    • положения этого документа.

2. Функции

Экскурсовод отвечает за решение следующих задач:

  1. Проведение экскурсий в соответствии с утверждёнными программами.
  2. Участие в разработке новых экскурсионных программ.
  3. Проведение для туристов предварительных инструктажей.
  4. Помощь туристам при заполнении ими соответствующих документов.
  5. Изучение исторических и информационных материалов, востребованных при проведении им экскурсий.
  6. Отслеживание активности и методов конкурирующих экскурсоводов.
  7. Наблюдение за корректностью поведения туристов.
  8. Корректировка проведения экскурсий в случае непредвиденных обстоятельств.
  9. Консультирование туристов по вопросам в своей сфере компетенции.
  10. Информирование представителей соответствующих служб при возникновении ЧС с туристами.
  11. Соблюдение в работе обязательных для сотрудников бюро стандартов в области безопасности, внешнего вида и пр.
  12. Организация своевременного приезда и отъезда туристических групп.
  13. Заполнение необходимых документов в соответствии с правилами бюро.
  14. Предложение дополнительных услуг, предлагаемых бюро и его партнерами.

3. Ответственность

Экскурсовод отвечает за:

  1. Некачественное исполнение своих трудовых обязанностей — в соответствии с параметрами, указанными в документации бюро и трудовом законодательстве.
  2. Совершенным им нарушения действующего законодательства — в соответствии с положениями, данными в трудовом, административном или уголовном праве.
  3. Материальный ущерб, полученный из-за него работодателем, — в размерах, указанных в трудовом законодательстве.

4. Права

Экскурсовод наделен следующими возможностями:

  1. Предлагать мероприятия по совершенствованию трудовых процедур.
  2. Получать от других работников бюро информацию, нужную для выполнения своей работы.
  3. Требовать от руководства бюро создания условий, нужных для выполнения своих трудовых обязанностей.
  4. Участвовать в собраниях персонала, на которых обсуждаются вопросы, относящиеся к его сфере ответственности.
  5. Получать от бюро доплаты при перевыполнении плановых показателей эффективности (KPI).
  6. Получать от бюро частичную компенсацию служебных расходов в порядке, данном в соответствующих документах.

Особенности должностной инструкции

В действующем Трудовом кодексе отсутствуют характеристики должностных инструкций. Поэтому работодатели ориентируются при их составлении на правила делопроизводства и отраслевые стандарты. Написанные с их помощью инструкции имеют две разновидности: типовые и расширенные.

Типовая инструкция состоит из следующих частей:

  • Общий раздел.
  • Служебные функции.
  • Ответственность за должностные нарушения.
  • Полномочия сотрудника.

Этот формат документа распространен в организациях с небольшим или средним числом сотрудников. В расширенном формате к четырем базовым разделам добавляются дополнительные. Среди них наиболее популярны:

  • Условия труда.
  • Параметры должностных взаимодействий.
  • Критерии оценки эффективности результатов (KPI).
  • Правила внесения дополнений в инструкцию.

Расширенный формат применяется в крупных международных компаниях, а также в инструкциях для персонала на особо важных позициях.

Внимание! Если организация-работодатель нуждается во множестве инструкций, то рекомендуется сперва создать регламент, регулирующий их написание и утверждение. В нем описывают сроки их написания, рассмотрения, ответственных за это специалистов и другие аспекты.

Общие положения

В начальном разделе описываются должностные параметры общего характера. К ним относятся:

  • Аспекты найма сотрудника, его увольнения и временной замены.
  • Положения, которыми регулируется трудовая деятельность.
  • Требования по уровню опыта и образования.
  • Конкретные знания и умения, которыми должен обладать сотрудник.

Часть параметров имеет универсальный характер — они присутствуют в любых инструкциях для конкретной должности. Другая часть прописывается работодателем с учетом особенностей его деятельности.

Внимание! Профессия экскурсовода может потребовать знание определенных иностранных языков или глубокого понимания отдельных аспектов культуры или истории. В таком случае рекомендуется указать подобные требования к квалификации в отдельных параграфах раздела.

Функции

Трудовые обязанности, выполняемые сотрудником, довольно разнообразны. Выделяют:

  • Профильные функции — обязательные для конкретной профессии.
  • Вспомогательные — на их перечень и значимость влияет кадровая политика нанимателя, его отрасль, количество других сотрудников и прочие параметры.
  • Базовые — они относятся к соблюдению работником определенных правил, касающихся охраны труда, поддержанию им стандартов внешнего вида и пр.

Внимание! При создании раздела можно ориентироваться на профстандарт 04.005, дающий основные характеристики для должности экскурсовода. Так, в нем перечислены 4 уровня квалификации: от руководства экскурсионной группой до вспомогательной деятельности.

Ответственность

Эта часть составляется в упрощенной форме, поскольку объем и многочисленные нюансы законодательства, определяющего наказание за должностные нарушения, выводят его за рамки инструкции. Поэтому при описании критериев ответственности ограничиваются несколькими пунктами, составленными в упрощенной форме.

Права

Значимость и объем полномочий, данных сотруднику организацией-нанимателем, зависит от ряда факторов: значимости должности, отраслевых и профессиональных особенностей и прочих параметров. При предоставлении работнику каких-то льготы их также можно разместить в данном разделе. Например, здесь прописывают частичную компенсацию сотруднику его расходов по работе, получение им дополнительных выплат при ненормированном трудовом графике и т.д.

Оформление готовой должностной инструкции проходит в несколько этапов:

Окончательно инструкция обретает юридическую значимость после её подписания работником, для которого она создавалась.

Внимание! Чистовик инструкции должен включать основные атрибуты делового документа: реквизиты работодателя, дату создания и другие.

Название профессии происходит от французского слова guide, что означает “проводник”. Так могли называться любые люди, которые знали определенную местность и традиции ее жителей, и сопровождали путешественника во время посещения этой местности.
Большинство исследователей первым настоящим гидом считают Томаса Кука, британского предпринимателя, который фактически стал “отцом” организованного туризма. В 1841 году он собрал 570 человек на прогулку по железной дороге и сам их сопровождал. Впоследствии Томас Кук создал туристическое общество и разработал ряд маршрутов по городам Европы, а позже и Америки.

Описание и характеристика профессии

Сейчас уже практически каждый знает, кто такие гиды. Это люди, которые первыми встречают гостей города, помогают им поселиться в отель, а затем сопровождают их в течение всего времени пребывания. Они также могут сопровождать туристов в водных, автобусных и пешеходных турах.

Обычно гид везет гостей по определенному отработанному маршруту, сопровождая путешествие интересным и содержательным рассказом об истории края, его архитектуре, достопримечательностях и выдающихся личностях.

Однако профессия гид требует не просто вести экскурсии, но и решать целый ряд сопутствующих вопросов, чаще всего организационных.

Хороший гид может сделать для гостей посещение города незабываемым, а плохой – испортить все впечатление. Поэтому специалист должен уметь наладить контакт с группой, корректировать маршрут при необходимости, квалифицированно и интересно отвечать на вопросы экскурсантов. В зависимости от организации тура и состава группы, выделяются такие категории гидов:

  1. Гиды-экскурсоводы, которые могут не только рассказывать о достопримечательностях по ходу движения автобуса, но и провести квалифицированную экскурсию в каком-то музее, храме или исторической части города.
  2. Гиды-переводчики, которые в совершенстве владеют определенным иностранным языком и обслуживают группы туристов из-за рубежа.
  3. Гиды-сопровождающие работают с группами российских туристов, отправляющимися за рубеж.

Есть и такие специалисты, которые оставляют право проводить отдельные экскурсии своим музейным коллегам, а сами сосредотачиваются на организационном и административном обеспечении тура. Это немалый кусок работы, поскольку далеко не всегда туристы бывают дисциплинированными, ответственными и доброжелательными людьми. Часто гиду приходится гасить возникающие конфликты и недоразумения.

Гид переводчик — кто он

Представитель данной разновидности профессии обычно принимает группу туристов из определенной страны, знаниями языка которым он хорошо владеет и сопровождает практически на протяжении всего пребывания в стране. Кроме сопровождения доносит до туристов информацию касающеюся особенностей страны интересных фактов из истории и традиций. Основными обязанностями специалиста этой квалификации являются:

  • встреча группы во время приезда в страну;
  • помощь в заселении в гостиницу;
  • перевод на язык группы текста экскурсии или слов экскурсовода;
  • ответы на вопросы членов группы, а также перевод их экскурсоводу и обратно;
  • помощь в решении мелких бытовых вопросов возникших во время пребывания в стране (приобретение сувениров, разъяснение меню, решение конфликтов и т.д.)
  • организация оформления документов как при заселении, а также в ходе экскурсии.

Он должен иметь отличные навыки коммуникации, знания менталитета разных стран, потому что стиль его поведения с гражданами разных стран (Европейского континента, Азии, Америки) должен знать их традиции в поведении.

Особенности специальности

Гидом называется специалист, осуществляющий экскурсионные туры по различным достопримечательностям не только определенной местности, но и страны.

Чаще всего, он может работать как самостоятельно, так и являясь сотрудником компании.

Может работать в пределах определенной местности или осуществлять сопровождение экскурсий в другие города, регионы и даже страны.

Очень часто гида называют экскурсоводом, но это не совсем правильное определение. Это связано с тем, что экскурсовод более узкое понятие, так как зоной ответственности является определенный маршрут, конкретный объект.

Например, это может быть музей, отдельные улицы города. При этом экскурсия будет ограничена по времени.

В отличие от экскурсовода, гид осуществляет управление группой туристов. Причем он может как самостоятельно проводить экскурсии так и договариваться с экскурсоводами, например из музея.

При этом гид должен будет обладать обширным запасом знаний, так как ему приходится общаться не только с разными людьми, но и даже на разных языках. Очень часто гид может совмещать функции экскурсовода.

Преимущества профессии гида

Говоря о преимуществах профессии гида, прежде всего необходимо отметить отсутствие рутинности в работе. В отличие от смежной специализации экскурсовода, где специалисту иногда приходится из года в год проводить одну и ту же экскурсию, гид сам составляет маршрут, в который туристы нередко вносят свои изменения. Также к преимуществам этой профессии можно отнести:

  • общение и знакомство с большим количеством людей;
  • возможность практики иностранных языков с носителями языка;
  • достойный уровень оплаты труда;
  • возможность много путешествовать и открывать новые туристические направления;
  • работа на свежем воздухе;
  • большие перспективы для развития собственного туристического бизнеса.

Недостатки профессии гида

Недостатков у профессии гида не меньше, чем преимуществ. Чего только стоит необходимость работать в любое время суток и при любой погоде. К этой профессии как нельзя лучше подходит хорошо известная поговорка “волка ноги кормят”, так как зарплата напрямую зависит от количества и качества проведенных туров: вышел на работу – получил оплату, не вышел – не получил. Не стоит забывать и о том, что гид:

  • очень часто остается без завтрака или обеда (пока туристы обедают, гиду зачастую приходится или решать организационные вопросы, или искать отставших от группы туристов);
  • должен с улыбкой отвечать на любые вопросы туристов, даже если они, по его мнению, глупые и нетактичные (то есть, нельзя демонстрировать плохое настроение и раздражительность);
  • отвечает за безопасность туристов, которые, кстати, не всегда отличаются благоразумием и дисциплинированностью;
  • практически целый день что-то говорит и рассказывает, а это очень большая нагрузка на голосовые связки.

ГИД (франц. guide) — 1) проводник-профессионал, показывающий туристам достопримечательности города или местности.

2) Справочник, путеводитель по музеям, выставкам; название некоторых библиографических указателей.

Источник: Большой энциклопедический словарь на Gufo.me

Значения в других словарях

Направления, специальности и учебные заведения по профилю подготовки

Теперь остановимся на том, как стать гидом. Специалист этого направления должен обладать глубокими познаниями и широким кругозором, поэтому высшее образование для него является просто необходимым. В принципе, подойдет гуманитарное образование по направлениям филологии, культурологии, туризма, истории, искусствоведения. Можно также получить диплом по специальности “экскурсоведение и музееведение”.

На основе этих знаний можно строить свою дальнейшую деятельность. Хорошие гуманитарные познания дают такие вузы:

  1. Московский педагогический государственный университет. Здесь на географическом факультете преподается специальность “технология и организация туроператорских и турагентских услуг”, где готовят профессионалов в сфере экскурсионной деятельности.
  2. Российский государственный гуманитарный университет предлагает обучение по направлению “Туризм” на факультете истории, политологии и права.
  3. Российская международная академия туризма, имеющая филиалы в ряде городов нашей страны, дает возможность получить как высшее, так и среднее специальное образование по специальности “туризм”. Ее выпускники могут быть групповодами, экскурсоводами, гидами.
  4. Сочинский государственный университет на факультете туризма и сервиса готовит специалистов (бакалавров и магистров) туристической деятельности и сферы гостеприимства. Здесь есть программы “Внутренний и въездной туризм” и “Организация деятельности предприятий туризма”.
  5. Владивостокский государственный университет экономики и сервиса предлагает обучение на кафедре туризма и экологии. Здесь дадут знания по иностранному языку, а также по мировой культуре и искусству.

Но для полноценной работы гидом, кроме окончания вуза, желательно пройти еще специализированные курсы, на которых обучают хорошо поставленной речи, правовым нюансам организации туров, формированию интересных маршрутов, особенностям психологии туристов. Среди учебных центров можно выделить такие:

  1. Учебно-координационный центр “Гиды и экскурсоводы” (г. Москва) готовит специалистов по всем направлениям туристической деятельности.
  2. Центр подготовки туристических кадров “Турцентр” (г. Москва) готовит экскурсоводов за 4-5 месяцев, есть также возможность учиться в выходные дни.
  3. Национальная школа гидов-переводчиков и экскурсоводов (г. Санкт-Петербург) готовит гидов по Питеру и окрестностям, по рекам и каналам, а также по странам Северной Европы (Дания, Норвегия, Швеция, Финляндия).
  4. Екатеринбургский центр гидов предлагает получить знания для обслуживания туристов в городе и Свердловской области.
  5. Учебно-туристический центр “Jumages” готовит гидов-сопровождающих, а также экскурсоводов по Европе и Праге.

Имея диплом об окончании вуза и сертификат об успешном прохождении курсов, можно сдавать экзамен на профпригодность (проходить аккредитацию) и получать лицензию.

Требования к профессии экскурсовод

Хоть экскурсоводу и не требуется специальное образование, однако, к его профессионализму предъявляются весьма жесткие требования. Хороший гид должен знать:

  • исторические материалы и архивные документы по теме экскурсии;
  • научные исследования и самые распространенные гипотезы по теме;
  • иностранный язык (один, либо несколько) на разговорном уровне.

В целом же, гидов отбирают по определенным критериям:

  1. образование в области гуманитарных и социальных наук;
  2. ораторские навыки, поставленный громкий голос и хорошая дикция;
  3. чувство юмора;
  4. умение поддерживать диалог;
  5. артистические способности;
  6. умение решать конфликтные ситуации;
  7. широкий кругозор и познания в области истории, культуры, искусства и т.д.

От экскурсовода также требуется презентабельный внешний вид, приятная внешность и хорошие манеры. Характерно, что большая часть гидов в России — это женщины. Мужчины подобной работой занимаются крайне редко, поскольку владельцы экскурсионных фирм отдают предпочтение именно прекрасному полу.

При этом надо учитывать, что работа экскурсовода весьма изматывающая – особенно это касается пеших экскурсий. У гида не должно быть серьезных проблем со здоровьем, которые бы мешали ему исполнять свои обязанности.

Что должен уметь специалист?

Так как гид работает на обслуживании туристов и осуществляет экскурсионную деятельность, то он должен будет в совершенстве знать местность, где проходят экскурсии. Уметь подавать информацию для туристов. Причем чем лучше, интереснее и качественнее будет рассказ, тем больше будет у него клиентов.

Главное требование к гиду заключается в том, что его знания должны будут выходить за пределы стандартных сведений, изложенных в путеводителе. В отдельных случаях приходится учитывать пожелания туристов, для чего, требуется изменить маршрут движения.

Так как профессия гида является ответственной, то он должен знать и уметь:

  1. отвечает за своих туристов, а потому должен держать ситуацию под постоянным контролем;
  2. обязан уметь разрешать любые ситуации, в том числе, и конфликтные. Только от гида зависит, насколько комфортной будет экскурсия;
  3. о месте, где проходит экскурсия или туристический маршрут должны быть обширными и, самое главное – интересными;
  4. в совершенстве владеть хотя бы одним иностранным языком. Чем с большим числом туристов он сможет общаться на их родном языке, тем привлекательнее будут его услуги;
  5. если гид организует экскурсии в другие страны, то обязательным является знание языка местных жителей, что позволит решать все возникающие вопросы.

Гид экскурсовод кто же это

Понятие профессий гид и экскурсовод достаточно близкие. Объединяющим является цель профессии – интересно донести до туристов информацию о местности или объекте. Основным различием этих двух понятий является количество работы, которую они исполняют.

Экскурсовод – это специалист достаточно узкой локации, но обладающий более глубокими знаниями о местности, предметах или объектах на пути проводимой им экскурсии.

Гид — работает на более длительных маршрутах, имеет общее представление об истории а также особенностях объектов расположенных на маршруте проведения экскурсии.

Два понятия, объединенные в одном человеке гарантируют более глубокое познание истории местности. Поэтому туристов с других стран обычно проводят именно гиды.

Перечень обязанностей гида

У гида помимо сопровождений отдыхающих существует ряд дополнительных обязанностей, которые мы перечислили ниже:

  1. Искать новые объекты для проведения экскурсий, изучать их, готовить материал для рассказа гостям;
  2. Проводить инструктаж по технике безопасности для участников экскурсии;
  3. Оказывать первую медицинскую помощь по необходимости;
  4. Быть интересным и объективным, проводя экскурсии и сопровождая это рассказами обо всех наглядных объектах.
  5. Профессионально решать все сложившиеся ситуации, даже если они входят в разряд конфликтных.

Чем занимается экскурсовод?

Среди обязанностей экскурсовода можно отметить следующие:

  • Сопровождение туристов и их информирование об истории тех или иных достопримечательностей.
  • Поиск и тщательное изучение истории.
  • Разработка уникальных (и не очень – у кого как получится) экскурсионных программ.
  • Координация действий туристов при ЧС.
  • Проведение инструктажа по технике безопасности.
  • Оказание первой помощи при необходимости.
  • Выполнение функций переводчика.
  • Заполнение экскурсионных документов.
  • Проверка документов у участников, организация их отъезда и контроль над ними до конца экскурсии.


Где можно получить профессию гида?

Для того чтобы стать гидом совсем не обязательно получать специальное образование. Достаточно закончить специальные курсы, сдать экзамен на профпригодность, и можно приступать к работе. Практика показала, что знаний и навыков, полученных на курсах, вполне хватает на первое время. Дальнейшая карьера и, что немаловажно, уровень зарплаты гида целиком и полностью зависят от его способности к самосовершенствованию и стремления постоянно повышать свою квалификацию.

Однако обучение на курсах подойдет скорее тем, кто уже имеет диплом. А вот вчерашним школьникам стоит рассмотреть возможность получения высшего образования по специальности, максимально приближенной к этой профессии (например, по специальности “Культурный туризм и экскурсионная деятельность”). Таким образом можно получить не только профессиональные знания, но и высшее образование, которое в дальнейшем поможет добиться карьерного роста (например, перейти на должность менеджера).

Получить профессию гида можно в таких ВУЗах, как:

  • Санкт-Петербургский университет управления и экономики;
  • Российская международная академия туризма;
  • Сочинский государственный университет туризма и курортного дела;
  • Российский государственный гуманитарный университет.

Как попасть в школу

Те, кто хочет стать учеником школы гидов на следующем потоке, смогут записаться на курсы ближе к осени.

Занятия второй очереди планируют начать в сентябре этого года. Срок обучения останется таким же, а количество учеников увеличится — у каждого мастера может быть до 15 подопечных. Таким образом, максимально школа сможет принять 60 человек. Если слушатели проявят интерес, то увеличится и количество направлений.

Заработная плата и карьера

Работая от официальной турфирмы или отеля с индивидуальными туристами, будете получать не менее 2000 в день. Зато работа проще, приятнее, людей меньше. Плюс чаевые. Разумеется, работая за границей, вы будете получать минимум в два-три раза больше. Но требования к таким кандидатам значительно выше, а конкуренция намного жестче.

Грамотные гиды-экскурсоводы весьма востребованы в мегаполисах и курортных приморских городах. Трудоустроится не слишком сложно, но значительную роль в этой работе играет сезонность: доходы гидов летом и весной заметно вырастают.

О том, как организован процесс обучения вы прочтете здесь.

Также в процессе обучения даются навыки подготовки туристических маршрутов по историческим городам России. Изучается методика подготовки таких экскурсий и формируются конкретные практические навыки по их проведению. По окончании обучения выдается Удостоверение, свидетельствующее о том, что слушатель освоил основы профессиональной деятельности гида (экскурсовода). Экспертный Совет при Комитете по туризму и гостиничному хозяйству города Москвы на основании этого документа и при условии успешного прохождения собеседования на Экспертном Совете, подтверждает право получить аккредитационную карточку Ассоциации гидов-переводчиков, экскурсоводов и турменеджеров.

Специализация

  • возрастных ограничений нет;
  • на обучение принимаются граждане РФ, проживающие в Москве или Московской области; требование определено условиями аккредитации гидов-переводчиков и экскурсоводов, а также диктуется графиком обучения и необходимостью знания города.

Подведем итоги

Нам удалось ответить на вопрос: Гид это кто? В данной статье мы познакомились с профессией гид, узнали, чем он занимается, каковы плюсы и минусы его работы.

Данная статья будет полезна детям, которые хотят связать свою жизнь с творчеством и общением с людьми.

Маша проработала отельным гидом четыре сезона на одном из самых популярных зимних направлений — в индийском Гоа. Она прошла десятки отелей, встретила сотни самолетов, провела тысячи встреч. Она слушала жалобы, терпела недовольство и порой даже получала угрозы туристов, если что-то пошло на отдыхе не так, как хотелось. Маша рассказала нам, как получить максимум от сервиса на отдыхе и стать самым любимым туристом.

Знакомьтесь, это Маша. За ее плечами четыре года в Гоа, сотни самолетов, тысячи клиентов и статья в этом блоге.

Знакомьтесь, это Маша. За ее плечами 4 года в Гоа, сотни самолетов, тысячи клиентов и первая статья в этом блоге.

А еще отельный гид — связующее звено с родиной, порой единственный знакомый туристу человек в чужой стране, который говорит на его языке. Больше всего гидов огорчают туристы, из-за которых рушится рабочий распорядок, не получается поспать ночью, особенно если всё это повторяется постоянно. И чаще всего это происходит просто потому, что туристы не знают, как всё устроено.

Обычно гид рассказывает на встрече, в какое время и с какими вопросами ему можно звонить. Это тот человек, который точно знает, когда улетит ваш самолет. Запишите его телефон и оставьте ему свой, чтобы быть на связи в случае отмены или переноса рейса.

  • проводит информационные встречи с гостями,
  • разбирается со всеми вопросами о приезде и заселении в отель,
  • объясняет, куда обращаться и в каких случаях,
  • дает ценные советы по местности,
  • предупреждает о важных национальных особенностях страны,
  • напоминает о безопасности,
  • информирует о вылете: любых изменениях, например, времени трансфера,
  • дает инструкцию по страховым случаям,
  • бронирует комфортные места на рейс,
  • организует индивидуальные трансферы,
  • помогает по страховке и организации медпомощи вне страховых случаев,
  • продает групповые и индивидуальные экскурсии, в том числе по сложным нетуристическим маршрутам,
  • помогает по любым вопросам 24/7. Но ночью всё-таки спит.

Самый легкий способ посетить новую страну — купить готовый тур в агентстве. Вам подберут отель, купят билеты, оформят страховку, встретят в аэропорту, расскажут, что у вас в отеле будет собственный гид, и выдадут брошюру. В ней будет указан номер телефона вашего отельного гида, дата и время встречи с ним.

Конечно, для отельного гида это прежде всего упущенный заработок, потому что процент с продаж — основной доход. Но дело даже не в этом.


Услуги, которые вы получаете у отельного гида, включают безопасность и качество. Купив экскурсию на встрече, можно с большей вероятностью попасть на самых звездных и опытных экскурсоводов. Да, экскурсии у отельного гида действительно дороже, чем у таксистов или уличных агентств, потому что принимающая сторона всегда организует знающего гида, классный сервис, лучший транспорт и трезвого бодрого водителя.


В туристских компаниях отбор на работу очень жесткий. Например, чтобы в Гоа проводить экскурсии, нужно сдать экзамен на знание истории Индии и иметь опыт работы на этом направлении не менее трех лет. Необходимо знать английский и быть отличным, харизматичным оратором, который сможет так рассказать о стране на двухдневной экскурсии, что вы станете задумываться о переезде.

Когда с гостями идет приятная беседа, отельный гид готов вытащить из рукава пару козырей и рассказать секреты нетуристических, но увлекательных мест, маршрутов или покупок, а также о тех экскурсиях, которые заслужили отличные отзывы других гостей.

Стоит ли удивляться, что гиды расстраиваются, когда гости по незнанию выбирают экскурсии от таксистов или уличных зазывал.

Отправляясь на отдых в незнакомую страну, каждый из нас хочет получить от путешествия как можно больше положительных эмоций. Поэтому многие предпочитают доверить свое знакомство с достопримечательностями профессиональному гиду, который не только расскажет об истории и культуре аборигенов, но и покажет наиболее значимые места, поможет в трудных ситуациях и даст несколько ценных советов о том, как себя вести и чего следует избегать.

Гид

Отправляясь на отдых в незнакомую страну, каждому из нас хочется получить от путешествия как можно больше положительных эмоций и впечатлений. Поэтому кто-то перед поездкой внимательно изучает всю доступную информацию о выбранной стране и самостоятельно планирует экскурсионные маршруты, а кто-то предпочитает доверить свое знакомство с достопримечательностями профессиональному гиду, который не только расскажет об истории и культуре аборигенов, но и покажет наиболее значимые места, поможет в трудных ситуациях и даст несколько ценных советов о том, как себя вести и чего следует избегать.

Как Вы уже, наверное, поняли, в данной статье речь пойдет о профессии гида, представителей которой можно смело назвать "ангелами-хранителями" незадачливых туристов, которые умудряются "заблудиться в трех соснах" и попасть в самые нелепые ситуации "на ровном месте".

Кто такой гид?


Гид – специалист, который сопровождает туриста (или группу туристов) на экскурсиях, в походах, автомобильных турах и т.д, и знакомит его с местными достопримечательностями, особенностями культуры и традиций. Достаточно часто на гида также возлагается обязанность по организации досуга.

Название профессии произошло от французского guide (вожак, проводник), что практически полностью отображает сущность работы гида. Когда появились первые гиды достоверно неизвестно, однако существует предположение, что потребность в них возникла одновременно с возможностью совершать путешествия на длительные расстояния. Известно, что к услугам коронованных особых, совершавших заграничные поездки, всегда предоставлялись поданные встречающей стороны, которые не только знакомили высокопоставленных гостей с местными достопримечательностями, но и оказывали им любую посильную помощь.

Со временем и в результате развития туризма, появилась необходимость в профессиональных гидах, вследствие чего и появилась эта профессия. Сегодня профессия гида включает в себя несколько узких специализаций, среди которых особой востребованностью пользуются гид-переводчик, гид-экскурсовод и гид-натуралист.

В обязанности современного гида входит: встреча туристов по прибытии, организация экскурсионных туров, сопровождение во время экскурсий или прогулок, знакомство с особенностями местной культуры и обычаев, обеспечение безопасности туристов и т.д. То есть, для туристической группы гид становится настоящим вожаком, от которого во многом зависит общее впечатление от поездки и места отдыха.

Каким личностными качествами должен обладать гид?


Не сложно догадаться, что поскольку работа гида предполагает общение с большим количеством людей, представитель этой профессии обязательно должен быть не просто коммуникабельным, а очень интересным собеседником, способным увлечь слушателей своими рассказами и донести до них ценную информацию. Кроме того, гид должен обладать такими личностными качествами, как:

  • артистизм;
  • ответственность;
  • пунктуальность;
  • уравновешенность;
  • хорошая память;
  • эрудированность;
  • доброжелательность;
  • тактичность;
  • терпеливость;
  • находчивость;
  • внятная и грамотная речь.

Поскольку во время работы гиду приходится сталкиваться с самыми разными людьми, не лишним будет знание основ психологии и умение нейтрализовать любой конфликт. Если же говорить о требованиях к физической подготовке гида, то представитель этой профессии должен быть выносливым и не уставать во время длительных пеших прогулок. Пригодится гиду и отменное чувство юмора, которое поможет ему всегда находиться в хорошем расположении духа, независимо от возникших трудностей и сложностей. Ну и самое главное, гид должен любить не только свою работу, но и ту местность, с которой он знакомит туристов.

Преимущества профессии гида

Говоря о преимуществах профессии гида, прежде всего необходимо отметить отсутствие рутинности в работе. В отличие от смежной специализации экскурсовода, где специалисту иногда приходится из года в год проводить одну и ту же экскурсию, гид сам составляет маршрут, в который туристы нередко вносят свои изменения. Также к преимуществам этой профессии можно отнести:

  • общение и знакомство с большим количеством людей;
  • возможность практики иностранных языков с носителями языка;
  • достойный уровень оплаты труда;
  • возможность много путешествовать и открывать новые туристические направления;
  • работа на свежем воздухе;
  • большие перспективы для развития собственного туристического бизнеса.

Недостатки профессии гида


Недостатков у профессии гида не меньше, чем преимуществ. Чего только стоит необходимость работать в любое время суток и при любой погоде. К этой профессии как нельзя лучше подходит хорошо известная поговорка "волка ноги кормят", так как зарплата напрямую зависит от количества и качества проведенных туров: вышел на работу – получил оплату, не вышел - не получил. Не стоит забывать и о том, что гид:

  • очень часто остается без завтрака или обеда (пока туристы обедают, гиду зачастую приходится или решать организационные вопросы, или искать отставших от группы туристов);
  • должен с улыбкой отвечать на любые вопросы туристов, даже если они, по его мнению, глупые и нетактичные (то есть, нельзя демонстрировать плохое настроение и раздражительность);
  • отвечает за безопасность туристов, которые, кстати, не всегда отличаются благоразумием и дисциплинированностью;
  • практически целый день что-то говорит и рассказывает, а это очень большая нагрузка на голосовые связки.

Где можно получить профессию гида?


МАСПК приглашает Вас пройти курсы профессиональной переподготовки для гидов-переводчиков. Мы предлагаем передовые технологии дистанционного образования с выдачей диплома установленного образца.

Для того чтобы стать гидом совсем не обязательно получать специальное образование. Достаточно закончить специальные курсы, сдать экзамен на профпригодность, и можно приступать к работе. Практика показала, что знаний и навыков, полученных на курсах, вполне хватает на первое время. Дальнейшая карьера и, что немаловажно, уровень зарплаты гида целиком и полностью зависят от его способности к самосовершенствованию и стремления постоянно повышать свою квалификацию.

Однако обучение на курсах подойдет скорее тем, кто уже имеет диплом. А вот вчерашним школьникам стоит рассмотреть возможность получения высшего образования по специальности, максимально приближенной к этой профессии (например, по специальности "Культурный туризм и экскурсионная деятельность"). Таким образом можно получить не только профессиональные знания, но и высшее образование, которое в дальнейшем поможет добиться карьерного роста (например, перейти на должность менеджера).

Читайте также: