В каких странах есть страхование от безработицы

Обновлено: 30.06.2024


Проблема безработицы существует во всех странах мира, связано это с разными факторами и не всегда эти проблемы вызваны экономическим положением. Пособие по безработице в разных странах сильно отличается, но даже в богатых государствах Европы люди остаются без средств к существованию.

Уровень безработицы мужчин и женщин в странах СНГ

Это всегда оказывает давление на людей, их психическое состояние, настроения в обществе и рост преступности. В связи с этим все государства постоянно работают над схемами по социальной помощи безработным гражданам, ведь оказавшись в таком тяжелом положении, далеко не все могут адаптироваться к современным условиям на трудовом рынке.

Поэтому выплаты по безработице от государства порой являются чуть ли не единственным шансом пережить трудные времена, особенно когда средства к существованию нужны еще и для того, чтобы прокормить семью.

Таблица: пособие по безработице в разных странах

Размер пособия по безработице

Выплаты в Западной Европе

Уровень выплат по странам Евросоюза очень неоднозначный, в некоторых из них они действительно невысоки по отношению к уровню жизни в стране, тогда как в других — в день могут достигать 150 евро.

То же касается условий и сроков.

Во Франции выплата пособий происходит от членских взносов (6,4 %), сумма составляет примерно 57 % от средней заработной платы, которую получал гражданин перед увольнением.

Максимально возможные выплаты достигают 6161 евро в месяц. Это касается как руководителей, так и подчиненных. На таком пособии граждане могут существовать до 28 месяцев, минимально — это первые 4 месяца. Уволенные сотрудники, чей возраст от 50 лет и старше, могут получать помощь 3 года.

Что касается Германии, то на пособия могут рассчитывать те, кто на протяжении 1 года из двух производил 3 % отчисления. Выплачивается 60 % от средней заработной платы. Но в этой стране разные города могут выплачивать суммы, несколько отличающиеся при аналогичных условиях. Допустим, в Западной Германии максимальная сумма составляет 2215 евро, в Восточной же — 1940 евро. Выплаты осуществляются от полугода до 24 месяцев.

Стоит отметить, что в Германии безработица — это очень редкое явление, так как найти здесь стабильную высокооплачиваемую работу нетрудно. Официально безработными здесь числится не более 6 % граждан.

В Великобритании такая помощь выплачивается максимум на протяжении 6 месяцев и составляет 381 евро. Для того чтобы получать такие выплаты, следует поступить следующим образом:

  • Подать заявление.
  • Пройти собеседование в службе занятости.
  • Каждые 2 недели оповещать о результатах поиска работы эту же службу.

Рассчитывать на такую помощь могут граждане, которые выплатили необходимый страховой взнос за 2 года в размере 12 %. А также 13,8 % должен был выплачивать работодатель.

В Италии другие условия, здесь начисления происходят исходя из сектора и сферы, в которой гражданин работал. Жить на пособиях можно до 240 дней, а для тех, чей возраст перевалил за 50 лет, — до 1 года. Сумма выплат для тех, кто получал до 2000 евро в месяц, пока работал, составит порядка 931 евро. У кого заработная плата была выше этой суммы, пособие составит 1119 евро.

Испания может содержать безработных от 4 месяцев до 2 лет, сумма выплат составляет 1400 евро. Датчане получают пособие до 2 лет, выплаты достигают 2295 евро.

В Бельгии выплаты для безработных изначально составляют 65 % от суммы последней зарплаты. Если безработный в течение 3 месяцев не нашел работу, то пособие снижается на 5 %. Максимальные пособия составляют 1541 евро.

Австрийские пособия могут достигать 4020 евро в месяц, интересно, что в отдельных случаях безработный может получать такую материальную помощь до 9 лет. И еще высокими пособиями могут похвастать Нидерланды, здесь в день некоторые безработные могут получать около 150 евро, и такие выплаты осуществляются от 3 месяцев до 3 лет.

Швейцария хоть и не состоит в Европейском Союзе, но здесь максимальные выплаты достигают 7 тысяч евро. То, сколько будет получать безработный, зависит от таких факторов, как его возраст и продолжительность отчислений взносов. Период выплат пособий может расцениваться по-разному, от 200 до 520 дней.

Пособия в Российское Федерации и странах СНГ

В России ситуация во многом отличается от той, что в странах Западной Европы. Дело в том, что здесь пособия довольно низкие, но в то же время по статистике вакансий в 2 раза больше, чем безработных, рабочих настолько не хватает, что РФ приходится привлекать иностранцев на работу.

Уровень безработицы в России

Уровень безработицы в России

Тем не менее европейские пособия, несмотря на большие выплаты, позволяют гражданам жить в достатке довольно непродолжительный период, и для их получения нужно соблюсти ряд правил, внося взносы. В России, чтобы получать такую помощь, ограничений нет.

Таким образом, многие раз за разом становятся на учет в службу занятости. Эта система в то же время выступает стимулом найти работу, ведь мизерные выплаты не оправдывают хлопоты на то, чтобы встать на учет, и пользу в конечном счете. Зарубежный опыт, который пытались внедрять в первые годы после развала СССР, сегодня бы крайне негативно воздействовал на страну.

Многое зависит еще и от региона проживания, минимальное пособие не составляет и 1 тысячи рублей, а при высоком, которое равно около 5 тысяч рублей, невозможно жить в Москве даже 1 неделю. Тем не менее по статистике в столице безработные едва составляют 1 % и даже не потому, что легко найти работу, а по причине того, что на пособии не удастся протянуть.

Но так дела обстоят в зависимости от региона, в дотационных областях страны, где заработные платы немногим больше, чем пособие, очень многие предпочитают становиться на учет в центр занятости и получать выплаты, так как это практичнее, и живут таким образом многие годы.

Сложность только одна: нужно постоянно доказывать в центре, что вы не можете найти работу и получаете отказы.

Тем не менее для получения выплат безработный должен регулярно являться в центр и отчитываться, а специалисты должны его направлять по разным организациям и всячески помогать с поиском исходя из его образования и опыта работы на вакансиях, знакомых ему.

Размер пособия по безработице в России

Размер пособия по безработице в России

Выплаты определяются разными факторами, к ним относится профессиональный трудовой стаж и средняя зарплата за последний год работы. Выплаты производятся в таком порядке:

  • 75 % от зарплаты первые 3 месяца.
  • 60 % на протяжении следующих 4 месяцев.
  • 45 % последующий период.

Для предоставления пособия нужно подготовить вот такой перечень документов:

  • Гражданский паспорт.
  • Диплом.
  • Справку о зарплате.
  • Трудовую книжку.
  • Заявление о признании безработным и выплате пособия.

В зарубежных странах, являющихся ближайшими соседями, ситуация несколько отличается. В Беларуси такую помощь можно разделить на 2 этапа. Первый — это 13 недель с одинаковыми выплатами, последующий период — меньше. Минимальное пособие составляет 210 тысяч белорусских рублей, а максимальное — 420 тысяч. При наличии ребенка пособие будет увеличено.

Украинские пособия по безработице начинаются от 544 гривен, а максимальные начисления достигают 5512 гривен, сумма определяется рабочим стажем, выглядит это следующим образом:

  • Стаж меньше 2 лет — 50 % от суммы начисления.
  • Стаж до 6 лет — 55 %.
  • До 10 — 60 %.
  • От 10 — 70 %.

Сумма пособия на Украине не может превышать 4 прожиточных минимумов. Начисление происходит по-разному, в зависимости от ситуации.

Таким образом, уволившиеся по собственному желанию могут рассчитывать на пособие до 80 % от зарплаты и спустя 91 день после регистрации. А те, кто был уволен в связи с нарушением трудовой дисциплины, могут получать минимальную выплату.

Сроки получения различные, самый продолжительный — 7120 дней для безработных предпенсионного возраста. Выплачивают 1 год тем, кому далеко до пенсии, 180 дней — для окончивших учебные заведения студентов и вернувшихся со срочной службы.

О детских пособиях

Все страны мира заботятся о достатке семей с детьми. В европейских странах выплачиваются пособия и предоставляются льготы, но в других государствах эта система заметно отличается, например, в Китае. Там выплачивается пособие только семьям с 1 ребенком, такой механизм разработан, чтобы снизить рождаемость.

Выплаты детского пособия в России

Выплаты детского пособия в России

Самые высокие детские пособия в Европе, да и во всем мире в Германии, здесь за первого ребенка выплачивают 184 евро, и столько же за второго, а за третьего — 190 евро. Во Франции за первенца не платят ничего, за второго выплата составляет 120 евро, за третьего — 274, за четвертого — 428 и за пятого — 582; за каждого следующего платят по 154 евро.

В Латвии пособие на детей составляет не менее 70 % от доходов матери за последний год перед родами. За первенца пособия немного выше.

А вот в Индии нет проблемы с рождаемостью, поэтому здесь пособия на детей не платят, но есть ряд различных проблем, в том числе проблемы с продовольствием. Поэтому правительство поступило следующим образом: в период вскармливания грудью матери получают 99 долларов.

А также есть гособеспечение малышей детскими горячими блюдами за счет страны, сохраняется за ними такое право до 14 лет.

В странах СНГ пособия выплачиваются, если мать стала на учет по беременности еще до рождения. Особенно на получение детского пособия могут рассчитывать матери, сделавшие это на ранних сроках беременности. А также на получение дополнительных детских льгот могут рассчитывать матери-одиночки и многодетные семьи.


Проект: Борьба с онкологическими заболеваниями в Кабардино-Балкарской Республике


Проект: Молодые профессионалы (Повышение конкурентоспособности профессионального образования)


Проект: Поддержка семей, имеющих детей


Проект: Современная школа


Проект: Социальная активность


Проект: Обеспечение устойчивого сокращения непригодного для проживания жилищного фонда (Кабардино-Балкарская Республика)


Инициатива: Стратегия 24 - для Кабардино - Балкарской Республики


Зарубежный опыт:модели регулирования безработицы.
На сегодняшнее время существует четыре основные модели государственной политики занятости, направленные на предупреждение безработицы: скандинавская, европейская, американская и японская. Выдающуюся роль в борьбе с безработицей молодежи играет Международная организация труда (МОТ), которая постоянно организует различные форумы, съезды, встречи и заседания, на которых обсуждается состояние безработицы в мире и ищутся новые и более перспективные пути его преодоления.

Американская модель регулирования безработицы

В целом, американская модель построена на системе поощрения предпринимательской активности, обогащения наиболее активной части населения. Малообеспеченным группам создается приемлемый уровень жизни за счет частичных льгот и пособий. Эта модель основана на высоком уровне производительности труда и массовой ориентации на достижение личного успеха [2].

Основные черты американской модели:

- абсолютное преобладание частной собственности;
- законодательное обеспечение максимальной свободы субъектов рынка;
- ограничение сферы государственного регулирования, в основном проведением макроэкономической политики;
- относительно небольшая доля государственного бюджета в ВВП и удельного веса госинвестиций и выплат по линии социального обеспечения в структуре государственных расходов.
Американская экономическая модель существенно повлияла и на рост жизненного уровня населения. Современный средний класс в настоящее время имеет больше материальных благ, чем ранее.

Несмотря на преимущества американской экономической модели, все чаще дают о себе знать ее недостатки, которые состоят, прежде всего:

- во все большом разрыве в доходах богатых и бедных. Самые богатые в США имеют доход, в среднем, в 37 раз больше, чем самые бедные (в Японии - в 4 раза, в Германии - в 6 раз) ;
- в низком уровне начального и среднего образования;
- в отсутствии критерия социальной отдачи на вложенный капитал, в противовес европейской, считая единственным критерием для оценки эффективности работы предприятия доход от вложенного капитала;
- в дефиците годового внешнеторгового баланса (страна больше ввозит, чем экспортирует, причем, на несколько сот миллиардов долларов).
Японская модель регулирования безработицы

Япония - высокоразвитая страна. Располагая 2,5% населения земли и 0,3% площади, она к настоящему времени по своему экономическому потенциалу прочно закрепилась на 2-м после США месте в капиталистическом мире.

Японская модель управления характеризуется рядом отличительных особенностей:

1) Система пожизненного найма;

Японские фирмы не имеют жесткой классификации должностей с фиксированными ставками заработной платы по каждой из них. Большое значение имеет оценка работы непосредственно руководителем.

Систему оплаты труда в Японии отличают следующие факторы:

· Зависимость оплаты труда от стажа.
· Зависимость оплаты труда от жизненных пиков.
· Зависимость оплаты труда менеджеров от результатов работыпредприятия.
· Жесткая зависимость оплаты труда от фактических результатов работника.
· Одна из самых низких в мире дифференциация в оплате труда- 1: 4 (в Швеции - 1: 3).
3) Стимулирование трудовых усилий;
К главным экономическим стимулам относятся повышение заработной платы; регулярные выплаты бонусов; выплаты различных единовременных пособий на поддержание благосостояния; заранее оговоренная выплата крупных выходных пособий. Главной причиной социально-экономического подъема является успешное развитие хозяйства страны. Также, определенную роль сыграла и многолетняя упорная борьба японских профсоюзов за улучшение условий труда.

Эффективным экономическим стимулом являются также бонусы,которые выплачиваются дважды в год (летом и зимой) и размер которых зависит от деятельности предприятия. Это довольно значительные суммы денег. Система бонусов практикуется не только крупными, но и многими средними и даже мелкими предприятиями. Разница лишь в том, что размеры бонусов на крупных предприятиях значительно выше.

4) Кружки качества

Европейские страны отличаются большим разнообразием в подходах к регулированию сферы занятости и рынка труда. Так, во Франции, Германии действует достаточно жесткое трудовое законодательство, строго регулирующее взаимоотношения между работодателями и наемными работниками в вопросах найма, увольнения и условий работы. Активную роль на рынке труда играют профсоюзы, использующие различные меры отстаивания своей позиции - от принятия отраслевых коллективных соглашений до забастовок, проведение которых разрешено законом. Например, в Германии профсоюзы напрямую участвуют в управлении предприятиями, когда в состав совета директоров компании входят представители профсоюзной организации в количестве, необходимом для принятия или отклонения тех или иных решений. Система социального страхования является весьма развитой и обеспечивает реализацию государственных гарантий в отношении граждан, оставшихся без работы, пенсионеров, инвалидов, матерей и т.д. В этих странах существуют развитые системы профессиональной подготовки и переподготовки безработных и работающих граждан.

Политика занятости в этих странах включает в себя четыре основных элемента:

1) ограничительную фискальную политику, которая направлена на поддержку менее прибыльных предприятий и сдерживание прибыли высокодоходных компаний для снижения инфляционной конкуренции между ними в повышении заработной платы;
2) политику солидарности в заработной плате, которая преследует цель достижения равной оплаты за равный труд независимо от финансового положения предпринимателя или отраслевой принадлежности фирмы;
3) стимулирование создания новых рабочих мест, а также центров по подготовке и переобучению кадров;
4) селективную (выборочную) поддержку в секторах экономики, имеющих низкие экономические показатели, но при этом обеспечивающих решение важных социальных задач.
В отличие от стран континентальной Европы, регулирование рынка труда в Великобритании осуществляется с минимальным участием государства и профсоюзов. Наемные работники имеют право обратиться за защитой своих интересов в суд или в трибунал по вопросам трудовых споров в случае, если работодатель нарушает условия контракта о найме в отношении заработков, условий труда или режимов рабочего времени и т.д. Все трудовые споры рассматриваются в рамках прецедентного права, когда судьи и присяжные заседатели всесторонне исследуют причины и обстоятельства разногласий между работником и работодателем и выносят решения. Эта система формировалась в течение всей истории Великобритании и до сих пор применяется. Система социального страхования в этой стране предоставляет широкие возможности для поддержания уровня доходов в период безработицы. Пособия, выдаваемые государством гражданам, предоставляются в рамках государственной программы национального страхования, которая финансируется главным образом за счет обязательных страховых взносов со стороны работодателей и наемных работников. Выплаты по безработице осуществляются в течение одного года за счет страховых взносов потерявшего работу гражданина и активно ищущего новое занятие. По истечении года безработный может получать социальные выплаты, которые значительно меньше пособия. Помимо государственных программ все более широко применяются различные схемы дополнительного страхования по безработице, предлагаемые финансовыми организациями этой страны. В Великобритании большое значение придается профессиональной подготовке кадров: действуют программы для молодежи, а также программы, совмещающие обучение безработных взрослых и их частичную занятость, при этом работодателям, предоставляющим рабочие места для приобретения опыта работы безработными, выплачиваются субсидии. В отношении граждан, находящихся без работы длительное время, осуществляются программы, стимулирующие их выход на рынок труда (консультирование, обучение, информационная поддержка и т.д.). Примечательно, что Великобритания еще в 1988 г. отказалась от финансирования проектов по созданию новых рабочих мест, направив эти средства на реализацию активных действий на рынке труда.

Таким образом, в большинстве развитых стран Европы проводится активная политика занятости, существуют развитые институты рынка труда, а также системы профессиональной подготовки населения и социального страхования, ориентированные на рынок труда. Вместе с тем масштабы и направления государственного регулирования сферы занятости весьма различны: регулирование всех аспектов рынка труда и самое широкое участие профсоюзов в деятельности предприятий (Франция, Германия) или либеральные законы, определяющие лишь общие правила и процедуры регулирования трудовых отношений, свобода найма и увольнения для работодателей и активное содействие со стороны государства при профессиональной подготовке и адаптации безработных к рынку труда (Великобритания). Однако проведение активной политики занятости в традиционном виде зачастую не приводит к нужным результатам, вызывая сопротивление как со стороны работодателей, стремящихся ограничить использование наемного труда, так и безработных, испытывающих трудности при трудоустройстве.

В настоящее время можно выделить несколько направлений, определяющих пути решения проблем в области рынка труда в странах ЕС и составляющих главные аспекты современной политики занятости:

- увеличение численности экономически активного населения за счет привлечения в сферу занятости молодежи, женщин, граждан пенсионных возрастов (изменение законодательства, регулирующего использование труда этих категорий населения, стимулирование гибкой занятости, борьба с гендерной сегрегацией и другие);
- увеличение продолжительности активной трудовой жизни за счет стимулирования более раннего выхода молодежи на рынок труда, а также удержания людей старших возрастов в сфере занятости (снижение пенсионного возраста, отказ от досрочного вывода на пенсию, гибкие формы занятости и другие);
- стимулирование безработных к выходу на рынок труда за счет изменения системы социального страхования, в том числе страхования по безработице;
- повышение мобильности рабочей силы внутри Евросоюза за счет изменения миграционной политики и ее ориентации на обеспечение свободы перемещений между странами ЕС и другие.
Скандинавская модель

Основными целями шведской модели в течение длительного времени были полная занятость и выравнивание доходов. Это объясняется особой силой шведского рабочего движения.

Шведская модель предусматривала активную роль государства. Она исходила из положения, что децентрализованная рыночная система производства эффективна, государство не вмешивается в производственную деятельность фирм, следовательно, с одной стороны, мы имеем экономическую эффективность, с другой стороны, активная политика на рынке труда, реализующаяся засчет налогов и деятельности государственного сектора, должна свести к минимуму социальные издержки рыночной экономики, следовательно, мы также наблюдаем высокий уровень жизни. И что особенно примечательно - эти два условия в результате выполняются одновременно.

Результаты применения Шведской модели можно разделить на преимущества и недостатки. К положительным чертам можно отнести:

* низкая безработица - страна сохраняла исключительно низкую безработицу в послевоенный период -- вплоть до 90?х годов;
* выравнивание доходов - были определенные достижения и в длительной борьбе в области выравнивания доходов и уровня жизни - четыре техники вычисления данного показателя демонстрируют практический одинаковый результат: Швеция находится не просто в первой пятерке, но занимает исключительно первые/вторые места;
* высокий уровень жизни.
Что касается недостатков, то здесь можно выделить следующие черты:

* Инфляция - Швеция имела достаточно высокие показатели уровня инфляции, особенно в период 70-90х годов;
* ВВП с 70х годов рос медленнее, чем в ряде других стран.
Увольнения во многих крупных компаниях ввиду снижения спроса на продукцию (Шведская компания Electrolux уволила три тысячи человек в своих подразделениях по всему миру. Эта мера позволит компании экономить до 140 миллиона долларов ежегодно к 2010 году).

В связи с этим Шведское правительство предприняло следующие меры для стабилизации экономики в период высокой волатильности, вызванный последствиями мирового финансового кризиса:

* снижении ставки рефинансирования сразу на 1,75 процентных пункта, до 2% в год (благодаря низкой базовой ставке финансовые организации страны получают возможность получать дешевые займы и кредитовать компании);
* вливание со стороны правительства в банки до 6 млрд. долл. (для борьбы с негативными последствиями мирового финансового кризиса и повышения ликвидности кредитных организаций страны. В обмен правительство получит право на выкуп допэмиссии банков на существующих рыночных условиях);
* введение государственных гарантий по кредитам.
Безработица -- это не только неблагоприятные последствия для человека, но еще и весьма дорогостоящий метод борьбы с инфляцией и решения структурных проблем.

Швеция проводит активную политику на рынке труда, посредством переподготовки безработных, в результате чего, значительная часть издержек на политику на рынке труда в Швеции возвращается государству в виде налогов и взносов на социальное страхование, причем, чистые расходы на нее заметно меньше значащихся в бюджете цифр.

Иными словами - лучше проводить переподготовку безработных и возвращать их к труду, в частности путем предоставления субсидий для переезда к вакантному рабочему месту, чем тратить огромные суммы на пособия безработным в качестве компенсации за потерянные доходы.

Шведский опыт состоит в том, что мощная и хорошо организованная политика на рынке труда высокопродуктивна и на деле является эффективным способом использования денег налогоплательщиков. Социальная политика и регулирование рынка труда -- это как раз то, что больше всего привлекает внимание в шведской модели.

Читайте также: