Показатели каких отчетов нужно сопоставлять с величиной мрот

Обновлено: 02.07.2024

Среднемесячная номинальная начисленная заработная плата работников в целом по экономике Российской Федерации в 1991-2021 гг.

Среднемесячная номинальная начисленная заработная плата работников по полному кругу организаций по субъектам Российской Федерации с 2013 года (по месяцам), рублей

Среднемесячная номинальная начисленная заработная плата работников организаций по видам экономической деятельности в Российской Федерации за 2000-2020 гг.

Среднемесячная номинальная начисленная заработная плата работников в целом по экономике по субъектам Российской Федерации за 2000-2020 гг.

Реальная среднемесячная начисленная заработная плата работников по субъектам Российской Федерации за 2000-2020 гг.

Среднемесячная номинальная начисленная заработная плата работников организаций по видам экономической деятельности в Российской Федерации с 2013 года

Среднемесячная начисленная заработная плата работников по отраслям экономики Российской Федерации за 1940, 1945, 1950-2004 гг.

Среднемесячная номинальная начисленная заработная плата работников организаций, не относящихся к субъектам малого предпринимательства, по видам экономической деятельности в Российской Федерации в 2012-2020 гг.

Среднемесячная номинальная начисленная заработная плата работников организаций, не относящихся к субъектам малого предпринимательства, в целом по экономике по субъектам Российской Федерации в 2012-2020 гг.

Размер денежного вознаграждения лиц, работающих на условиях договора гражданско-правового характера с организацией

Просроченная задолженность по заработной плате работникам организаций, не относящихся к субъектам малого предпринимательства, по субъектам Российской Федерации c 2019 года

Ретроспективный пересчет среднемесячной начисленной заработной платы работников по полному кругу организаций по видам экономической деятельности в соответствии с ОКВЭД2 по Российской Федерации за 2005-2016 гг.

Итоги федерального статистического наблюдения в сфере оплаты труда отдельных категорий работников социальной сферы и науки за январь-сентябрь 2021 г. (размещено - 26.11.2021)

Итоги федерального статистического наблюдения в сфере оплаты труда отдельных категорий работников социальной сферы и науки за январь-июнь 2021 г. (размещено - 18.08.2021)

Итоги федерального статистического наблюдения в сфере оплаты труда отдельных категорий работников социальной сферы и науки за январь-март 2021 г. (размещено - 21.05.2021)

Итоги федерального статистического наблюдения в сфере оплаты труда отдельных категорий работников социальной сферы и науки за январь – декабрь 2020 года (размещено - 15.04.2021)

Итоги федерального статистического наблюдения численности и заработной платы работников по категориям в организациях социальной сферы и науки за январь-сентябрь 2020 г. (размещено - 19.11.2020)

Итоги федерального статистического наблюдения численности и заработной платы работников по категориям в организациях социальной сферы и науки за январь-июнь 2020 г. (размещено - 19.08.2020)

Итоги федерального статистического наблюдения численности и заработной платы работников по категориям в организациях социальной сферы и науки за январь-март 2020 г. (размещено - 24.04.2020, дополнено - 25.05.2020)

Итоги федерального статистического наблюдения численности и заработной платы работников по категориям в организациях социальной сферы и науки за январь-декабрь 2019 г. (размещено - 05.02.2020, дополнено - 15.04.2020)

Итоги федерального статистического наблюдения в сфере оплаты труда отдельных категорий работников социальной сферы и науки за январь-сентябрь 2019 года (размещено - 23.10.2019; дополнено - 19.11.2019)

Росстат публикует итоги федерального статистического наблюдения численности и заработной платы работников здравоохранения, образования, культуры и науки за I полугодие 2019 года

Итоги федерального статистического наблюдения в сфере оплаты труда отдельных категорий работников социальной сферы и науки за I полугодие 2019 года (размещено - 23.07.2019; дополнено -16.08.2019)

Итоги федерального статистического наблюдения в сфере оплаты труда отдельных категорий работников социальной сферы и науки за январь- март 2019 года (размещено - 23.04.2019; дополнено - 24.05.2019)

Итоги федерального статистического наблюдения в сфере оплаты труда отдельных категорий работников социальной сферы и науки за 2018 год

Итоги федерального статистического наблюдения в сфере оплаты труда отдельных категорий работников социальной сферы и науки за 2017 год

Итоги федерального статистического наблюдения в сфере оплаты труда отдельных категорий работников социальной сферы и науки за 2016 год

Итоги федерального статистического наблюдения в сфере оплаты труда отдельных категорий работников социальной сферы и науки за 2015 год

Итоги федерального статистического наблюдения в сфере оплаты труда отдельных категорий работников социальной сферы и науки за 2014 год

Итоги федерального статистического наблюдения в сфере оплаты труда отдельных категорий работников социальной сферы и науки за 2013 год

Ответственный за раздел

Управление статистики труда

Заработная плата работников по категориям персонала и профессиональным группам

Азаркина Елена Владимировна
Тел.: (495) 607-41-41, доб. 99606

Среднемесячная начисленная номинальная и реальная заработная плата работников организаций

Управление статистики труда

Малиничева Марина Михайловна
Тел.: (495) 607-41-41, доб. 99429

Управление статистики уровня жизни и обследований домашних хозяйств

Заработная плата отдельных категорий работников социальной сферы и науки

Азаркина Елена Владимировна
Тел.: (495) 607-41-41, доб. 99606

Управление статистики труда

Среднемесячная начисленная зарплата наемных работников в организациях, у индивидуальных предпринимателей и физических лиц

Индикаторы достойного труда

Мироненко Ольга Анатольевна
Тел.: (495) 607-41-41, доб. 99586

Григорьева Елена Анатольевна
Тел.: (495) 607-41-41, доб. 99134

Управление статистики уровня жизни и обследований домашних хозяйств

Налоговая требует пояснения у тех, кто платит зарплату ниже средней. Объясняем, почему и что делать

С 2020 года ФНС начала запрашивать пояснения у предприятий, которые выплачивают заработную плату работникам ниже среднего размера по субъекту РФ по соответствующему коду деятельности. Что это означает? Как реагировать на такое требование? Какие последствия могут наступить при оплате труда немного выше МРОТ? Мы разобрались в ситуации и постарались наиболее точно ответить на эти и другие вопросы в этой статье.

Определение размера заработной платы в соответствии с ТК РФ

Глава 21 Трудового кодекса РФ (ТК РФ) регулирует нормы размера и выплаты заработной платы работникам. В абзаце 3 статьи 133 ТК РФ указано, что размер оплаты труда сотрудника, отработавшего целый месяц на полной ставке, не может быть менее МРОТ.

В соответствии со статьей 133.1 ТК РФ регионы имеют право устанавливать свой минимальный размер оплаты труда, который не может быть менее регионального. В этом случае размер минимальной заработной платы работников должен равняться региональному МРОТ или быть выше при условии, что сотрудник отработал целый месяц на полной ставке.

Максимальный размер оплаты труда не ограничен нормами ТК РФ. На это указывает статья 132 ТК РФ.

Следовательно, налоговые инспекторы не могут обязать организацию выплачивать заработную плату своим сотрудникам в размере средней по субъекту РФ по соответствующему коду вида деятельности. Так почему же ФНС рассылает такие требования компаниям?

Может ли ФНС требовать пояснения в отношении размера зарплаты

Требование предоставить пояснения могут быть заявлены налоговыми органами в соответствии с Налоговым кодексом РФ (НК РФ) и другими нормативными правовыми актами, включая приказы и постановления. Запрашивать пояснение в отношении зарплаты специалисты ФНС могут на основании пункта 5 Общедоступных критериев оценки риска, утвержденных Приказом ФНС России от 30.05.2007 № ММ-3-06/333@. Этот документ применяется для планирования выездных налоговых проверок.

То есть такие требования основаны не на фактах выявленных ошибок или непредставлении информации, а на выявлении проблемных финансовых ситуациях при оценке бизнеса.

Официальное требование ФНС о представлении пояснений в отношении низкого размера заработной платы работников выглядит следующим образом.

blank

То есть налоговые инспекторы могут запросить предоставление информации от организации по итогам проведенной камеральной проверке Расчета по страховым взносам (РСВ).

В представленном документе указано, что на предприятии выплачивается заработная плата ниже средней по региону. В связи с этим ФНС предлагает компаниям проанализировать свою деятельность в отношении финансового обеспечения и уровня доходов, выявить причины, которые влияют на размер оплаты труда сотрудников и предоставить ответ по сложившейся ситуации в налоговую службу.

Предоставление пояснения по налоговому требованию

Ответы и пояснения следует направлять в адрес налоговых органов исключительно на бумажном носителе или в электронном виде по каналам связи. Именно так компания сможет, при необходимости, доказать, что она является ответственным налогоплательщиком и выполняет все требования ФНС.

В документе можно написать любую причину и дополнительную информацию в произвольной форме, так как утвержденного шаблона пояснений нет. Ответ оформляется на официальном бланке компании при его наличии. В тексте пояснения обязательно должна быть отражена следующая информация:

  • наименование, ИНН и КПП предприятия;
  • наименование налогового органа;
  • номер и дата выставленного требования.

Письмо должно быть пописано генеральным директором или другим ответственным лицом, а также заверено печатью юридического лица.

Но есть отдельная категория организаций, к которым может быть также направлено соответствующее требование, – наиболее пострадавшие от пандемии коронавируса отрасли. Таким компаниям можно посоветовать указать в виде причины сложившуюся ситуацию в стране, что привело к временному приостановлению ведения деятельности и значительному сокращению производства.

Если в компании действительно наблюдается ухудшение финансового положения, что привело к снижению уровня оплаты труда сотрудников, то стоит рассмотреть ранее принятую политику по развитию бизнеса и составить новый бизнес-план. Возможно, компании следует привлечь третье лицо для проведения анализа деятельности фирмы и определения новых управленческих решений. Все принятые решения необходимо отразить в пояснении на требование.

Последствия для организации при выплате заработной платы ниже среднего

Как было отмечено ранее, выплата заработной платы в размере менее средней по субъекту РФ не является нарушением ни трудового, ни налогового законодательства. Но данный факт может привлечь внимание ФНС и привести к выездной налоговой проверке.

Если компания действительно выплачивает не самую высокую зарплату своим сотрудникам, например, из-за недавнего открытия или уменьшения количества продаж (при сдельной оплате труда), но не менее регионального или общероссийского МРОТ, то никаких последствий не будет.

Ответственность за неуплату налогов и сборов предусмотрена статьями 122 НК РФ (20% или 40% от суммы неуплаченных налогов) и 199 УК РФ (уклонение от уплаты налогов в крупном и особо крупном размерах – от 100 тысяч до 300 тысяч рублей или от 200 тысяч до 500 тысяч рублей соответственно). При привлечении к ответственности по уголовной статье возможны и другие виды наказаний. Дополнительно организацию могут привлечь к ответственности за нарушение трудового законодательства.

Возможные несоответствия в требованиях

Но при более подробном изучении информации выявляются и некоторые разногласия в данных требованиях. Например, размер средней заработной платы указывается не по региону, а по всей России, или же не по определенному коду ОКВЭД, а общий.

Также, при определении средней заработной платы может быть не учтен размер бизнеса, так как для малого бизнеса – это один показатель, а для крупных предприятий – другой.

Если не вдаваться в нюансы, указанные в требовании, то в большинстве случаев, при условии, что компания действительно ничего не скрывает, представила аргументированный ответ и, при необходимости, доказательства (понесенные убытки, минимальная выручка, срок действия фирмы менее 2-3 лет при небольших объемах продаж), то все вышеперечисленные несоответствия не важны – налоговые инспекторы не назначат выездную налоговую проверку. А даже если и приедут, то никаких существенных ошибок не найдут.

image_pdf
image_print

Подход к определению МРОТ существенно изменился: с 1 января 2021 года критерием расчёта является не прожиточный минимум населения, а более точный показатель – медианная зарплата.

В связи с этим размер минимальной оплаты труда в Российской Федерации на сегодняшний день составляет 12 792 руб.

Медианный среднедушевой доход — показатель, согласно которому доход выше и ниже данного значения получает одинаковое количество населения. Данный показатель утверждается на основании собранных статистических сведений Росстата.

На 2021 год установлено процентное соотношение МРОТ и медианного дохода — 42%. При этом величину процента планируется пересматривать каждые пять лет с учётом состояния экономики и социальной сферы.

От размера МРОТ зависит расчёт больничных, декретных и детских пособий (см. подробнее Новые правила расчёта больничных)

Примечание: В данной статье не рассматриваются изменения, касающиеся МРОТ по отдельным отраслям.

Если зарплата сотрудников за полностью отработанный декабрь 2020 года оказалась ниже этого показателя (до удержания НДФЛ), то им положена индексация заработка.

Старая методика расчета МРОТ

В 2020 году на территории Российской Федерации действовал МРОТ в размере 12 130 рублей, он рассчитывался от величины прожиточного минимума трудоспособного населения по итогам II квартала 2019 года.

Если бы МРОТ рассчитывался по старой методике, то его размер в 2021 году составлял бы 12 392 рубля, именно такой прожиточный минимум был установлен по итогам II квартала текущего года.

Последствия выплаты заработной платы меньше уровня МРОТ

Напомним, что в соответствии со ст. 133 ТК РФ минимальная заработная плата сотрудника, полностью отработавшего месяц, должна соответствовать уровню МРОТ.

Однако, на основании ст. 129 ТК РФ допускается, что оплата труда меньше МРОТ может быть установлена только для персонала, который работает на условиях неполного рабочего времени, или совместителей.

Если с учётом всех надбавок и выплат заработная плата сотрудника за полный месяц не дотягивает до величины МРОТ, то необходимо произвести дополнительную оплату.

Работодатель должен осознавать, что если он не будет придерживаться величины МРОТ при формировании фонда оплаты труда, то Трудовая инспекция может применить в отношении него следующие штрафные санкции на основе ч. 6 ст. 5.27 КоАП РФ:

Случай установления нарушения Штрафные санкции, рублей
для должностных лиц для юрлица
Первичный 10 000 – 20 000 руб. 30 000 – 50 000 руб.
Повторный 20 000 – 30 000 руб. 50 000 – 100 000 руб.

При этом для должностных лиц денежный штраф может быть заменён на следующие меры:

  • При первом случае нарушения может быть выписано предупреждение;
  • При повторном — может грозить дисквалификация от одного года до трёх лет.

Относительно заработной платы совместителей специалисты Роструда отмечают, что здесь также необходимо придерживаться величины МРОТ, только расчёт необходимо осуществлять пропорционально отработанному времени.

Учитываются ли при расчёте МРОТ дополнительные выплаты

В новой редакции Трудового Кодекса отсутствуют указания, касающиеся обязательного включения в МРОТ компенсаций и стимулирующих выплат (доплаты за выслугу лет, поощрительных премий и т. д.).

Здесь оговаривается лишь условие о выплате минимального заработка не ниже МРОТ при выполнении нормы отработанного времени.

Подобное изложение правил расчёта зарплаты не дает чёткого ответа на вопросы о правомерности включения различных выплат в общую сумму месячного заработка.

Согласно ТК зарплатой считается вознаграждение, при выплате которого учитываются объем, качество и условия выполнения работы. В прежней редакции ТК ясно говорилось о том, что компенсации и стимулирующие доплаты включаются в общий заработок.

Поэтому некоторые работодатели полагают, что можно, как и раньше, назначать работникам оклад в 10 000 руб., а затем доводить его до размеров МРОТ с помощью различных дополнительных выплат.

Подход к расчёту минимального заработка изменился

Конституционный суд РФ внес коррективы в понимание данного вопроса, и конкретно указал на выплаты, которые не входят в МРОТ, а назначаются в виде дополнительных сумм.

Согласно решениям Конституционного Суда (которые работодатели обязаны неукоснительно выполнять) к сверхнормативным выплатам относятся:

  • Компенсационные доплаты за переработку, труд в нерабочие праздничные и выходные дни, а также в ночные часы.
  • Доплаты за выполнение работы вместо временно отсутствующего сотрудника, труд по совместительству или по обслуживанию сверхнормативных единиц производственного оборудования.
  • Надбавки с учётом региональных коэффициентов при работе в условиях Крайнего Севера.

В Постановлении Верховного Совета РФ, касающемся стимулирующих выплат (премий), говорится о том, что их также не следует вносить в сумму минимального заработка (Постановление ВС РФ от 10.02.2020 № 65-АД20-1).

Таким образом, все основные компенсационные и стимулирующие выплаты в настоящее время в МРОТ не включаются. Чтобы не нарушить новые правила, работодатели должны контролировать суммы окладов, вносимые в трудовые договоры, учитывая невозможность доведения заработков до размера МРОТ с помощью поощрительных выплат и компенсаций.

Северные надбавки и районные коэффициенты при определении величины МРОТ

Всё в точности как в параграфе вше — надбавки за работу в районах Крайнего Севера и особых климатических условиях не учитываются в составе заработной платы с целью установления соответствия уровню МРОТ. Такие выплаты начисляются дополнительно за тяжесть и специфику работы.

МРОТ для работников филиала

Порой возникают ситуации, когда головной офис компании (организации, ООО) находится в одном регионе, а филиал в другом. Поскольку величина МРОТ в регионах может различаться, то возникает вопрос: на какой именно ориентироваться при формировании фонда оплаты труда?

В соответствии со ст. 133.1 ТК РФ при определении фонда оплаты труда персонала необходимо придерживаться того значения МРОТ, который установлен в регионе, где работник фактически исполняет свои трудовые обязанности.

Но! Данная норма не распространяется на учреждения, деятельность которых обеспечивается за счёт федерального бюджета.

Следовательно, при определении фонда оплаты труда работников филиала необходимо придерживаться регионального МРОТ, установленного по месту нахождения филиала.

Применение МРОТ для заработной платы иностранного гражданина

Для иностранцев, осуществляющих трудовую деятельность в Российской Федерации, предусмотрено соблюдение тех же требований трудового законодательства, что и для российских граждан.

Следовательно, иностранный гражданин полностью отработавший месяц не может получить оплату труда ниже размера МРОТ.

В каких случаях минимальный заработок может быть ниже МРОТ

Такая ситуация возможна при работе по совместительству или при оплате труда людей, совмещающих работу с учебой.

Эксперты Федеральной службы по труду и занятости разъясняют, что заработок людей подобных категорий также рассчитывается в соответствии с размером установленной минимальной зарплаты в стране, однако он начисляется с учётом отработанного времени. Конкретные критерии начисления зарплаты по совместительству оговариваются в трудовом договоре (например, оплата производится пропорционально выработке продукции).

Заработок совместителя должен быть не ниже МРОТ, пропорционального фактически отработанному времени.

Пример: Студентка совмещает работу в компании с учёбой в ВУЗе.

При 40-часовой рабочей неделе ее месячный заработок составил бы 13 000 руб. Однако по договору она работает лишь 30 часов в неделю, поэтому получает 9750 руб. (13000 : 40 х 30 = 9750).

По такому же принципу оплачивается труд совместителей, а также людей, отработавших неполный рабочий месяц из-за болезни или пребывания в отпуске. Заработок сравнивается с минимальным размером оплаты труда, взятым в пропорции к отработанному времени.

Величина регионального МРОТ

В соответствии с действующими нормами ст. 133.1 ТК РФ регионы могут устанавливать свой МРОТ в соответствии со сложившейся экономической и социальной обстановкой.

При этом величина регионального МРОТ не может быть меньше федерального значения. Следовательно, власти субъекта РФ могут назначить увеличенный размер или точно такой же.

Если работодатель не желает придерживаться регионального значения МРОТ, то он должен в тридцатидневный срок сообщить о соответствующем решении в территориальную трудовую инспекцию. Если отказ не будет направлен, то это будет расценено как согласие.

Стоит отметить, что в Москве и Санкт-Петербурге установлены самые большие значения: 20589 руб. и 19000 руб. соответственно.

Однако в Петербурге для работников бюджетной сферы установлен МРОТ федерального уровня в 12792 рублей.

МРОТ в Москве на 2021 год

МРОТ в Москве установлен в размере величины прожиточного минимума трудоспособного населения города 20 589 руб.

МРОТ в Московской области на 2021 год

МРОТ в Санкт-Петербурге на 2021 год

МРОТ в Петербурге для работников организаций внебюджетной сферы установлен в размере 19 000 руб. При этом тарифная ставка рабочего (работника) 1 разряда, оклад (должностной оклад) работника не должны быть менее 14 300 руб.

Для работников бюджетной сферы минимальный размер зарплаты установлен в размере 12 792 руб.

МРОТ в Ленинградской области на 2021 год

МРОТ в Ленобласти для организаций, ИП (за исключением организаций, финансируемых из федерального бюджета) установлен в размере 15 000 руб.


МРОТ по регионам — величина, которая может оказываться существенно разной в зависимости от того, какие правила для ее определения используются. Рассмотрим, как устанавливается региональный МРОТ, какова его взаимосвязь с аналогичным федеральным показателем и какие конкретно значения он принимает в регионах.

Правила установления МРОТ в регионах

Помимо минимального размера платы за труд, определяемого на общероссийском уровне, возможно также принятие регионального значения этой величины (ст. 133.1 ТК РФ). По регионам МРОТ может вводиться для всех категорий трудящихся лиц, за исключением тех, кто работает в организациях, финансирующихся за счет средств бюджета Федерации. Для последних МРОТ всегда равен его федеральному значению.

Региональный минимум будет действителен только в пределах установившего его региона. Для его величины допустимой является дифференциация в зависимости от источников финансирования, масштабов, конкретного района и видов деятельности работодателей. Но при этом она не может оказаться меньше значения, установленного для федерального минимума.

По регионам МРОТ принимается решением 3-сторонней комиссии, состоящей из представителей правительства субъекта РФ, работников (профсоюзов) и работодателей. Это решение становится обязательным для исполнения всеми работодателями региона, если они в течение 30 дней с даты его опубликования не представят руководству субъекта РФ письменный отказ от выполнения этого решения. Для работодателей, отказавшихся применять введенный в регионе МРОТ, будет действовать федеральное значение этого показателя.

ТК РФ (ст. 133 и 133.1) при определении минимального размера платы за труд обязывает ориентироваться на уровень прожиточного минимума, а с 01.01.2021 и величину медианной заработной платы. Для МРОТ, вводимого на общероссийском уровне, это требование должно соблюдаться с 01.05.2018. Но регионы, как правило, придерживались такого подхода и ранее.

Таблица значений регионального МРОТ

Федеральный МРОТ в 2021 году равен 12 792 руб. Таблицу величин МРОТ на 2021 год по регионам можно увидеть на нашем сайте и скачать по ссылке ниже:


Какие выплаты нужно пересмотреть работодателю в связи с увеличением МРОТ, рассказали эксперты КонсультантПлюс. Изучите обзорный материал, получив пробный доступ к системе К+ бесплатно.

Итоги

Регионы РФ вправе вводить собственный минимум платы за труд, но не ниже общероссийского. К его величине (сверху) должны применяться региональные коэффициенты и надбавки.

Распространенные вопросы

Как изменится региональный МРОТ с 2022 года?

С 2022 года МРОТ будет зависеть от величины медианной зарплаты в целом по России. Велиину медианной зарплаты рассчитывает статистика. Величина медианной зарплаты в 2020 году составила 32 422 руб. МРОТ равен 42% от медианной зарплаты или 13 617 руб. (32 422 х 42%). Следовательно размер заработной платы у сотрудников увеличится по всей России.

Как новый МРОТ влияет на зарплату?

МРОТ влияет на величину заработной платы. То есть если сотрудник отработал норму времени и получил зарплату ниже МРОТ, то это повод для вызова на комиссию в налоговую. Увеличить зарплату до МРОТ можно двумя способами:

В первом случае нужно издать приказ и прописать правила доплаты до МРОТ в положении об оплате труда. Во втором - изменить штатное расписание и сделать доп.соглашения с сотрудниками.

Помимо заработной платы, МРОТ влияет на величину пособий. Средний заработок для расчета больничных должен быть не ниже МРОТ. То есть не менее 447,68 руб. (13 617 руб. х 24 мес. : 730 дн.). Ориентируйтесь на новый минимум, если сотрудник заболеет в 2022 году.

Подобнее о том, как рассчитать больничный по МРОТ, читайте здесь.

Какой МРОТ учитывать, если сотрудник работает в филиале?

То есть если головная организация находится в Москве, а сотрудник работает в филиале, например, в Краснодарском крае, то он должен получать зарплату не нииже МРОТ, утвержденного в Краснодарском крае.

Более полную информацию по теме вы можете найти в КонсультантПлюс.
Пробный бесплатный доступ к системе на 2 дня.

Читайте также: